Питер брейгель старший крестьянский танец описание картины кратко

Обновлено: 05.07.2024

В этой картине рождается конкретный по своему методу бытовой крестьянский жанр. Но, в отличие от позднейших работ такого рода, Брейгель сообщает своим образам исключительную мощность и социальный пафос. Когда писалась эта картина, было только что подавлено сильнейшее восстание народных масс – иконоборчество. Отношение к нему Брейгеля неизвестно. Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера, и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки, имевшие, видимо, политический характер).

Картина Питера Брейгеля Старшего

Композиция наполнена безудержной энергией и радостью праздника. Пестрым вихрем несутся фигуры танцующих, будто стремящихся вырваться за пределы изображения, локальные цветовые пятна акцентируют пульсирующий ритм энергично движущихся танцоров. Картина настолько активно воздействует на зрителя, что невольно начинаешь слышать музыку, смех, громкий разговор и проникаешься природным, наивным ощущением восторга. Танец как лейтмотив картины является кульминацией сельского праздника. Вокруг танцующих Брейгель изобразил другие нехитрые крестьянские развлечения — хмельное застолье с неизбежной пьяной дракой, фривольно целующуюся парочку, ссорящуюся семейную пару на заднем плане.

Примечательно, что Брейгель выступает в этом произведении скорее не как моралист, а как сторонний наблюдатель, стремящийся запечатлеть жизнь во всей ее полноте.

Каждая фигура размещается в железной, пронизывающей всю картину системе композиционных осей. И каждая фигура кажется остановленной — в танце, споре или поцелуе. Фигуры словно вырастают, преувеличиваются в своих масштабах и значительности. Обретая почти сверхреальную убедительность, они наполняются грубой, даже безжалостной, но непреклонно внушительной монументальностью, а сцена в целом претворяется в некий сгусток характерных черт крестьянства, его стихийной, могучей силы.

На картине изображён сельский праздник. Веселье происходит на улице, у деревенских домов, недалеко от церкви, которая видна на заднем плане. В центре и в правой части картины показаны фигуры танцующих крестьян. Пара, изображённая на переднем плане справа, торопится, чтобы присоединиться к основной массе танцующих.

Другая пара, показанная на переднем плане — это волынщик, надувший щёки и играющий на волынке, и повернувшийся к нему молодой крестьянин, сидящий рядом и держащий кувшин с вином.

Левее них — стол, на котором лежит хлеб и стоит другой кувшин с вином. Крестьяне, сидящие за столом, о чём-то разгорячённо спорят, размахивая руками — не исключено, что этот спор окончится дракой. За ними — целующаяся парочка, а правее, у дверей трактира — ссорящаяся супружеская пара.

Брейгель представляет картину крестьянских развлечений не с точки зрения морализма, а как сторонний наблюдатель. В отличие от других картин Брейгеля, здесь зритель видит происходящее не сверху вниз, а с того же уровня, что и изображённые крестьяне, как будто он подошёл к ним вплотную.

Питер Брейгель Старший любил изображать на своих полотнах простых людей.
Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей.Продолжим знакомство с его творчеством.

В этой картине рождается конкретный по своему методу бытовой крестьянский жанр. Но, в отличие от позднейших работ такого рода, Брейгель сообщает своим образам исключительную мощность и социальный пафос. Когда писалась эта картина, было только что подавлено сильнейшее восстание народных масс — иконоборчество. Отношение к нему Брейгеля неизвестно.

Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера, и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки, имевшие, видимо, политический характер).

На картине - сельский праздник.
Веселится простой люд.
Меж крестьян не видно разни:
Все танцуют, вино пьют.

В круговерти ритма танца,
Словно смерч, толпа крестьян,
Позабыв про все мытарства,
Закружилась. Кто-то пьян,

Кто-то с трезвой головою
Устремились в дружный пляс.
Словно мы слились толпою,
Люди пляшут возле нас.

Весьма грузные фигуры
Пляшут, сидя за столом -
Выпивают. На скульптуры
Так похожи все притом.

Перейдя в монументальность,
Брейгель силой наделил
Свой народ, предвидя крайность:
Взрыва мощь народных сил.

Праздник памяти святого
Отмечает сельский люд.
Средь танцоров нет такого,
Что ему честь воздают.

Даже кто-то из танцоров
Попирает ногой крест.
Крест соломенным узором
Распластался на земле.

Дует в трубочку волынщик,
Переливный издав звук.
С пером в шапке ,символичным,
Восседает его друг.

Перо в шапке - от фазана,
На охоте что убил.
Гордиливый и упрямый.
От гордыни закутил.

У другого ,тоже в шапке,
Ложка белая видна
Он обжора,Для порядка
Ложка с ним всегда нужна.

Ключ и кошелек у женщин,
Что видны на поясах -
Это знаковые вещи:
Признак алчности в сердцах.

Дальше видим : два гуляки
Обнажили кулаки.
Дело не дошло до драки:
Удержали старики.

Грех любовный виден тоже
Он написан на холсте.
Поцелуй сдержать не может
Пара в бурной суете.

Богородица забыта.
Лишний повод чтоб гульнуть,
Чтоб душа была раскрыта,
В буднях чтоб не утонуть.

Веселится на природе
Крепкий телом и душой
Люд крестьянский.Он в народе
Полон силы громовой.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Откликом на народное восстание, названное иконоборчеством, стала картина "Крестьянский танец", написанная около 1567 года. В основе иконоборчества лежали идеи кальвинизма. Восставший народ громил католические храмы, уничтожал иконы и статуи святых.

Досталось и дворянским поместьям. Восстание разгорелось в 1566 году, и хотя вскоре оно было подавлено, именно с него ведет отсчет нидерландская буржуазная революция, через много лет завершившаяся освобождением северных провинций от испанского господства. Но это произошло уже после смерти Брейгеля.

Pieter_Bruegel_the_Elder_-_The_Peasant_Dance_-_WGA3499 (700x478, 75Kb)

Питер Брейгель Старший. Крестьянский танец

В отличие от полотен 1566 года в картине "Крестьянский танец" нет элементов иносказания. Брейгель трактует бытовую сцену почти как историческое произведение. Он показал своих крестьян-современников в несвойственной ему манере. Если в прежних работах человеческие фигуры на фоне величественных пейзажей выглядели слишком мелкими и незначительными, то сельские жители в "Крестьянском танце" показаны чересчур крупными.

На картине изображены сильные, грузные человеческие фигуры. Люди беседуют, сидят за столом, пляшут. Они движутся и в то же время кажутся застывшими, словно статуи на пьедестале. Брейгель наделил персонажей какой-то грубой, преувеличенной монументальностью, возможно пытаясь таким образом показать мощь и стихийную силу народного восстания.

Иконоборческое движение к моменту создания "Крестьянского танца" было подавлено. Сейчас трудно судить, как к нему относился Брейгель. Возможно, он сочувствовал иконоборчеству. Существуют свидетельства, что незадолго до смерти художник сжег ряд своих рисунков. Вероятно, они имели какое-то отношение к революционным событиям, хотя это, конечно, только гипотеза. Ясно одно: "Крестьянский танец" - это попытка показать главные, характерные черты народа, поднявшегося на восстание против ненавистного испанского ига и его религии.

Толпа крестьян, захваченная стремительным ритмом танца, своей стихийностью напоминает природный смерч. Брейгель изменяет своей любимой точке зрения сверху вниз, так что теперь зритель наблюдает за происходящим, словно подойдя вплотную к героям, как будто он и сам присутствует на празднике. Резкое перспективное сокращение подчеркивает размах пляски и ее всеохватный характер.

dance1 (583x700, 74Kb)

Один из танцующих (на переднем плане) беззаботно попирает ногой крест, образованный двумя соломинами.

dance6 (700x697, 66Kb)

У этого же персонажа на головной убор прицеплена ложка - символ обжорства.

dance7 (700x594, 51Kb)

Ключ и кошелек, дополняющие платья женщин, - символ корыстолюбия.

800px-Pieter_Bruegel_the_Elder_-_The_Peasant_Dance_(detail)_-_WGA3503 (582x700, 82Kb)

У сидящего рядом с волынщиком молодого человека голову венчает шапочка с фазаньим пером, являющимся символом гордыни.

dance2 (583x700, 72Kb)

Разгоряченные вином гуляки готовы начать драку (символ грех гнева). Гpex сладострастия тоже не оставлен без внимания художником.

dance3 (536x700, 72Kb)

Образ Богородицы прикреплен к стволу дерева.

dance5 (650x626, 60Kb)

Но сама Богородица забыта крестьянами; религиозный праздник для них — лишь еще один повод выпить и повеселиться.

Dominicus_Lampsonius_-_Portrait_of_Pieter_Bruegel_the_Elder_-_WGA12414 (567x700, 75Kb)

Читайте также: