Московская конференция 1922 кратко

Обновлено: 02.07.2024

В 1920-е годы основными направлениями внешней по­литики были: укрепление международных позиций Совет­ского государства, пресечение антисоветских провокаций зарубежных стран, расширение и укрепление мирового ком­мунистического и рабочего движения.

Дипломатическое признание. Первые политические

договоры, заключенные в 1920-1921 гг. с пограничными

странами, и торговые соглашения 1921 г. с Англией и Гер­манией стали первым шагом на пути к широкому диплома­тическому признанию Советского государства. Вторым ша­гом стало участие РСФСР в четырех международных кон­ференциях (Генуэзской, Гаагской, Московской, Лозаннс­кой) в 1922-1923 гг.

Генуэзская конференция. Главным источником разно­гласий между РСФСР и ведущими странами Запада был воп­рос о долгах царского и Временного правительств. В октяб­ре 1921 г. Советское правительство согласилось сделать ряд уступок мелким держателям русских государственных зай­мов, а также вести переговоры о довоенных долгах, если РСФСР получит дипломатическое признание и ей будут пре­доставлены кредиты. Для рассмотрения взаимных претен­зий СНК предложил провести международную конферен­цию.

Конференция длилась 39 дней (10 апреля — 19 мая 1922 г.). В ее работе участвовало 29 стран. США отказались от официального участия, ссылаясь на ее скорее политичес­кий, чем экономический характер, но наблюдателей при­слали.

Западные страны настаивали, чтобы Советское прави­тельство признало все финансовые обязательства царского и Временного правительств, компенсировало все убытки, понесенные иностранцами от национализации их собствен­ности, а также отменило монополию внешней торговли.

Советская делегация, по настоянию Ленина, заявила, что не может быть и речи о возврате прежним владельцам национализированной собственности и о принятии других требований, которые ущемляли бы независимость и суве­ренитет РСФСР. Вместе с тем правительство России согла­силось предоставить иностранным предпринимателям кон­цессии и признать довоенные долги, при условии возмеще­ния ущерба, причиненного интервенцией. По советским подсчетам, он был вдвое выше долга. Член делегации М. М. Литвинов назвал сумму прямого ущерба — 39 млрд. золотых рублей, а с учетом косвенного — 50 млрд. Участ­ники конференции встретили эти цифры глухим ропотом, а Ллойд-Джордж решительно отказался их принять. Кон­ференция в Генуе не дала практических результатов.

Тем не менее присутствие Советской России в Генуе ста­ло шагом к ее юридическому признанию странами, которые до этого отказывались иметь с ней отношения. Кроме того, косвенным результатом конференции стало заключение в предместье Генуи Рапалло советско-германского договора (16 апреля 1922 г.). В правящих кругах Европы он вызвал переполох, сравнимый с реакцией на Брестский мир 1918 г.

Рапалльский договор предусматривал взаимный отказ сторон от возмещения военных расходов. Германия отказалась от претензий в связи с национализацией в России частной собственности своих граждан. Договор установил дипломатические отношения между двумя странами. Он также предусматривал развитие торговых, хозяйственных, правовых отношений на основе принципа наибольшего благоприятствования. Отойдя от единого фронта западных держав, Германия в 20-х годах стала фактическим союзником СССР, несмотря на попытку советского руководства подтолкнуть ее к пролетарской революции в 1922-23 гг:




Гаагская конференция. Поскольку переговоры о русских долгах на Генуэзской конференции зашли в тупик, было

ято совместное решение не прекращать их, а продЖ! жить в Гааге (Нидерланды) на новой конференции «по руе.

вей французская делегация. На конференций советская сто*

рона огласила список предприятий ряда отраслей промыщ. ленности, которые предполагалось предоставить иностран­ным концессионерам. Поскольку партнеры по переговорам предъявили ультимативные требования как в отношении долгов, так и в отношении восстановления иностранной ча­стной собственности, делегация РСФСР фактически прерва­ла переговоры. Она не позволила разговаривать с Россией как с побежденной страной. Таким образом, и вторая меж­дународная конференция с участием советской делегаций не дала ожидаемых, прямых результатов.

Московская конференция. В Генуе советская делегация по поручению правительства поставила вопрос о всеобщем разоружении. Он не был поддержан. Тогда РСФСР обрати­лась к своим западным соседям — Эстонии, Латвии, Литве, Финляндии и Польше — с предложением обсудить вопрос о пропорциональном сокращении вооруженных сил шести государств. Оно было принято. Вопрос обсуждался на Мос­ковской конференции по сокращению вооружений (2-12 декабря 1922 г.). Советский план разоружения предполагал сокращение личного состава армий стран — участниц кон­ференции на 75% за 1,5-2 года и сведение численности РККА до 200 тыс. человек. Эти и другие предложения пра­вительство РСФСР рассматривало как первый шаг на пути к всеобщему разоружению.

Однако другие участники конференции после острых дискуссий согласились подписать только договор о ненапа­дении, но не общий договор о разоружении. Глава советс­кой делегации М. М. Литвинов расценил позицию партне­ров как плохо замаскированную попытку срыва конферен­ции. Взаимными усилиями конференция была сорвана. Ее косвенным результатом стало фактическое сокращение во­оруженных сил стран-участниц. Московская конференция имела важное пропагандистское значение. Это была первая международная конференция, проведенная на территории Советского государства и посвященная разоружению.

Лозаннская конференция. В конце шии г* в лозанн (Швейцария) открылась международная конференция по

ближневосточным вопросам (20 ноября 1922 г. — 24 июля 1923 г,)- РСФСР была-приглашена на нее для обсуждения частного вопроса — о черноморских проливах. Глава совет­ской делегации Г. В. Чичерин изложил основной принцип советской программы: Дарданеллы и Босфор как в мирное, так и в военное время должны быть закрыты для военных и вооруженных судов, а также военной авиации всех стран, кроме Турции. Глава английской делегации, министр ино­странных дел лорд Керзон, наоборот, настаивал на свобод­ном прохождении через проливы военных судов всех стран.

На завершающее заседание конференции советская деле­гация фактически не была допущена, и без ее участия была принята конвенция о режиме проливов, установившая бес­препятственный проход через проливы как торговых, так и военных судов. Таким образом, Англии удалось создать по­стоянную угрозу СССР со стороны Черного моря. Советское руководство Лозаннскую конвенцию не ратифицировало.

Впервые участвуя в работе IV сессии Лиги (ноябрь 1927 г.), глава советской делегации, заместитель наркома иностранных дел М. М. Литвинов от имени Советского пра­вительства выдвинул программу всеобщего и полного разо­ружения. Она предполагала роспуск всех вооруженных сил, включая ВМФ и ВВС; уничтожение оружия; ликвидацию морских и сухопутных баз; прекращение военного произ­водства; свертывание военного обучения граждан; приня-

тие законов, отменявших военную службу. Реализовать программу предлагалось- в пределах одного года или же по­этапно в течение четырех лет.

Год широкого дипломатического признания. В середи­не 20-х годов Советский Союз был признан большинством ведущих стран мира, в том числе инициаторами военной интервенции (кроме США). '4Н

В феврале 1924 г. СССР установил дипломатические от­ношения с Италией (премьер Б. Муссолини). Вслед за Анг­лией и Италией СССР был признан Норвегией, Швецией, Данией, Австрией, Грецией, Мексикой.

В январе 1925 г. СССР установил дипломатические и консульские отношения с Японией (Пекинская конвенция). Японское правительство эвакуировало свои войска с Север­ного Сахалина, захваченного во время русско-японской вой­ны. Советское правительство предоставило Японии на севе­ре острова концессии, в частности на эксплуатацию 50% площади нефтяных месторождений.

Период с февраля 1924 г. по январь 1925 г. вошел в ис­торию советской внешней политики как год широкого дна* ломатического признания. СССР установил дипломатичес­кие отношения с 12 государствами Европы, Азии, Амери­ки. Внешнеполитическая изоляция СССР была окончатель­но ликвидирована. Лишь США отклоняли все советские предложения о нормализации отношений.

Международные конфликты. В 20-е годы СССР был при-частен к трем международным конфликтам (1923, 1927 и 1929 гг.), которые отразились на его внутренней политике и судьбе нэпа.

Конфликт был исчерпан дипломатическим путем. Пос­ле переговоров наркома внешней торговли Л. Б. Красина с Керзоном английское правительство сошло с платформы ультиматума, удлинило срок удовлетворения своих претен­зий. 23 мая СНК СССР пошел навстречу экономическим требованиям: предложил заключить конвенцию, предостав­лявшую англичанам право рыбной ловли в советских тер-

риториальных водах; согласился уплатить компенсацию за конфискованные траулеры и расстрелянного шпиона. По­литические требования были отклонены.

20 августа 1929 г. Советское правительство разорвало дипломатические отношения с Китаем. Частям Особой

Дальневосточной армии под командованием В. К. Блюхера

было приказано очистить территорию страны от налетчи­ков. К ноябрю 1929 г. задача была выполнена.

23 декабря 1929 г. в Хабаровске был подписан протокол о ликвидации советско-китайского конфликта. На КВЖД восстановилось прежнее положение, но дипломатические отношения в то время не были нормализованы.

СССР во многом благодаря этим организациям добился широкого международного признания в 20-е годы. Однако их деятельность вызывала повышенную настороженность правящих кругов капиталистических стран к Советскому Союзу и его мирным инициативам.

В 1920-е годы основными направлениями внешней по­литики были: укрепление международных позиций Совет­ского государства, пресечение антисоветских провокаций зарубежных стран, расширение и укрепление мирового ком­мунистического и рабочего движения.

Дипломатическое признание. Первые политические

договоры, заключенные в 1920-1921 гг. с пограничными

странами, и торговые соглашения 1921 г. с Англией и Гер­манией стали первым шагом на пути к широкому диплома­тическому признанию Советского государства. Вторым ша­гом стало участие РСФСР в четырех международных кон­ференциях (Генуэзской, Гаагской, Московской, Лозаннс­кой) в 1922-1923 гг.

Генуэзская конференция. Главным источником разно­гласий между РСФСР и ведущими странами Запада был воп­рос о долгах царского и Временного правительств. В октяб­ре 1921 г. Советское правительство согласилось сделать ряд уступок мелким держателям русских государственных зай­мов, а также вести переговоры о довоенных долгах, если РСФСР получит дипломатическое признание и ей будут пре­доставлены кредиты. Для рассмотрения взаимных претен­зий СНК предложил провести международную конферен­цию.

Конференция длилась 39 дней (10 апреля — 19 мая 1922 г.). В ее работе участвовало 29 стран. США отказались от официального участия, ссылаясь на ее скорее политичес­кий, чем экономический характер, но наблюдателей при­слали.

Западные страны настаивали, чтобы Советское прави­тельство признало все финансовые обязательства царского и Временного правительств, компенсировало все убытки, понесенные иностранцами от национализации их собствен­ности, а также отменило монополию внешней торговли.

Советская делегация, по настоянию Ленина, заявила, что не может быть и речи о возврате прежним владельцам национализированной собственности и о принятии других требований, которые ущемляли бы независимость и суве­ренитет РСФСР. Вместе с тем правительство России согла­силось предоставить иностранным предпринимателям кон­цессии и признать довоенные долги, при условии возмеще­ния ущерба, причиненного интервенцией. По советским подсчетам, он был вдвое выше долга. Член делегации М. М. Литвинов назвал сумму прямого ущерба — 39 млрд. золотых рублей, а с учетом косвенного — 50 млрд. Участ­ники конференции встретили эти цифры глухим ропотом, а Ллойд-Джордж решительно отказался их принять. Кон­ференция в Генуе не дала практических результатов.

Тем не менее присутствие Советской России в Генуе ста­ло шагом к ее юридическому признанию странами, которые до этого отказывались иметь с ней отношения. Кроме того, косвенным результатом конференции стало заключение в предместье Генуи Рапалло советско-германского договора (16 апреля 1922 г.). В правящих кругах Европы он вызвал переполох, сравнимый с реакцией на Брестский мир 1918 г.

Рапалльский договор предусматривал взаимный отказ сторон от возмещения военных расходов. Германия отказалась от претензий в связи с национализацией в России частной собственности своих граждан. Договор установил дипломатические отношения между двумя странами. Он также предусматривал развитие торговых, хозяйственных, правовых отношений на основе принципа наибольшего благоприятствования. Отойдя от единого фронта западных держав, Германия в 20-х годах стала фактическим союзником СССР, несмотря на попытку советского руководства подтолкнуть ее к пролетарской революции в 1922-23 гг:

Гаагская конференция. Поскольку переговоры о русских долгах на Генуэзской конференции зашли в тупик, было

ято совместное решение не прекращать их, а продЖ! жить в Гааге (Нидерланды) на новой конференции «по руе.

вей французская делегация. На конференций советская сто*

рона огласила список предприятий ряда отраслей промыщ. ленности, которые предполагалось предоставить иностран­ным концессионерам. Поскольку партнеры по переговорам предъявили ультимативные требования как в отношении долгов, так и в отношении восстановления иностранной ча­стной собственности, делегация РСФСР фактически прерва­ла переговоры. Она не позволила разговаривать с Россией как с побежденной страной. Таким образом, и вторая меж­дународная конференция с участием советской делегаций не дала ожидаемых, прямых результатов.

Московская конференция. В Генуе советская делегация по поручению правительства поставила вопрос о всеобщем разоружении. Он не был поддержан. Тогда РСФСР обрати­лась к своим западным соседям — Эстонии, Латвии, Литве, Финляндии и Польше — с предложением обсудить вопрос о пропорциональном сокращении вооруженных сил шести государств. Оно было принято. Вопрос обсуждался на Мос­ковской конференции по сокращению вооружений (2-12 декабря 1922 г.). Советский план разоружения предполагал сокращение личного состава армий стран — участниц кон­ференции на 75% за 1,5-2 года и сведение численности РККА до 200 тыс. человек. Эти и другие предложения пра­вительство РСФСР рассматривало как первый шаг на пути к всеобщему разоружению.

Однако другие участники конференции после острых дискуссий согласились подписать только договор о ненапа­дении, но не общий договор о разоружении. Глава советс­кой делегации М. М. Литвинов расценил позицию партне­ров как плохо замаскированную попытку срыва конферен­ции. Взаимными усилиями конференция была сорвана. Ее косвенным результатом стало фактическое сокращение во­оруженных сил стран-участниц. Московская конференция имела важное пропагандистское значение. Это была первая международная конференция, проведенная на территории Советского государства и посвященная разоружению.

Лозаннская конференция. В конце шии г* в лозанн (Швейцария) открылась международная конференция по

ближневосточным вопросам (20 ноября 1922 г. — 24 июля 1923 г,)- РСФСР была-приглашена на нее для обсуждения частного вопроса — о черноморских проливах. Глава совет­ской делегации Г. В. Чичерин изложил основной принцип советской программы: Дарданеллы и Босфор как в мирное, так и в военное время должны быть закрыты для военных и вооруженных судов, а также военной авиации всех стран, кроме Турции. Глава английской делегации, министр ино­странных дел лорд Керзон, наоборот, настаивал на свобод­ном прохождении через проливы военных судов всех стран.

На завершающее заседание конференции советская деле­гация фактически не была допущена, и без ее участия была принята конвенция о режиме проливов, установившая бес­препятственный проход через проливы как торговых, так и военных судов. Таким образом, Англии удалось создать по­стоянную угрозу СССР со стороны Черного моря. Советское руководство Лозаннскую конвенцию не ратифицировало.

Впервые участвуя в работе IV сессии Лиги (ноябрь 1927 г.), глава советской делегации, заместитель наркома иностранных дел М. М. Литвинов от имени Советского пра­вительства выдвинул программу всеобщего и полного разо­ружения. Она предполагала роспуск всех вооруженных сил, включая ВМФ и ВВС; уничтожение оружия; ликвидацию морских и сухопутных баз; прекращение военного произ­водства; свертывание военного обучения граждан; приня-

тие законов, отменявших военную службу. Реализовать программу предлагалось- в пределах одного года или же по­этапно в течение четырех лет.

Год широкого дипломатического признания. В середи­не 20-х годов Советский Союз был признан большинством ведущих стран мира, в том числе инициаторами военной интервенции (кроме США). '4Н

В феврале 1924 г. СССР установил дипломатические от­ношения с Италией (премьер Б. Муссолини). Вслед за Анг­лией и Италией СССР был признан Норвегией, Швецией, Данией, Австрией, Грецией, Мексикой.

В январе 1925 г. СССР установил дипломатические и консульские отношения с Японией (Пекинская конвенция). Японское правительство эвакуировало свои войска с Север­ного Сахалина, захваченного во время русско-японской вой­ны. Советское правительство предоставило Японии на севе­ре острова концессии, в частности на эксплуатацию 50% площади нефтяных месторождений.

Период с февраля 1924 г. по январь 1925 г. вошел в ис­торию советской внешней политики как год широкого дна* ломатического признания. СССР установил дипломатичес­кие отношения с 12 государствами Европы, Азии, Амери­ки. Внешнеполитическая изоляция СССР была окончатель­но ликвидирована. Лишь США отклоняли все советские предложения о нормализации отношений.

Международные конфликты. В 20-е годы СССР был при-частен к трем международным конфликтам (1923, 1927 и 1929 гг.), которые отразились на его внутренней политике и судьбе нэпа.

Конфликт был исчерпан дипломатическим путем. Пос­ле переговоров наркома внешней торговли Л. Б. Красина с Керзоном английское правительство сошло с платформы ультиматума, удлинило срок удовлетворения своих претен­зий. 23 мая СНК СССР пошел навстречу экономическим требованиям: предложил заключить конвенцию, предостав­лявшую англичанам право рыбной ловли в советских тер-

риториальных водах; согласился уплатить компенсацию за конфискованные траулеры и расстрелянного шпиона. По­литические требования были отклонены.

20 августа 1929 г. Советское правительство разорвало дипломатические отношения с Китаем. Частям Особой

Дальневосточной армии под командованием В. К. Блюхера

было приказано очистить территорию страны от налетчи­ков. К ноябрю 1929 г. задача была выполнена.

23 декабря 1929 г. в Хабаровске был подписан протокол о ликвидации советско-китайского конфликта. На КВЖД восстановилось прежнее положение, но дипломатические отношения в то время не были нормализованы.

СССР во многом благодаря этим организациям добился широкого международного признания в 20-е годы. Однако их деятельность вызывала повышенную настороженность правящих кругов капиталистических стран к Советскому Союзу и его мирным инициативам.

Со­зва­на по ини­циа­ти­ве советского ру­ко­во­дства, со­кра­щав­ше­го чис­лен­ность РККА в кон­це Гражданской вой­ны 1917-1922 годов (5 млн. человек в 1920 году; 800 тыс. человек в конце 1922 года).

Советская де­ле­га­ция вы­дви­ну­ла план со­кра­ще­ния су­хо­пут­ных воо­руженных сил ка­ж­дой стра­ны - уча­ст­ни­цы кон­фе­рен­ции на 75% в те­че­ние 1,5-2 лет, обя­зу­ясь про­дол­жить со­кра­ще­ние РККА.

Пред­ла­га­лось так­же со­кра­тить во­енные рас­хо­ды пу­тём ус­та­нов­ле­ния оп­ре­де­лён­ной, оди­на­ко­вой для всех до­го­ва­ри­ваю­щих­ся стран, бюд­жет­ной циф­ры рас­хо­дов на од­но­го во­ен­но­слу­жа­ще­го, осу­ще­ст­вить вза­им­ную де­ми­ли­та­ри­за­цию по­гра­нич­ной зо­ны и рас­пус­тить все ир­ре­гу­ляр­ные во­енного фор­ми­ро­ва­ния.

Ос­таль­ные уча­ст­ни­ки кон­фе­рен­ции со­гла­си­лись про­вес­ти со­кра­ще­ние во­оруженных сил на 25% в 1923 году. Стре­мясь к дос­ти­же­нию прак­тического ус­пе­ха, советская де­ле­га­ция при­ня­ла это ус­ло­вие, од­на­ко другие де­ле­га­ции, не пре­дос­та­вив дан­ные о чис­лен­но­сти сво­их ар­мий, со­об­щи­ли лишь чис­ло во­ен­но­слу­жа­щих, ко­то­рые долж­ны ос­тать­ся по­сле со­кра­ще­ния, что, по мне­нию советской сто­роны, не оз­на­ча­ло со­кра­ще­ния на 25%.

В от­вет иностранные де­ле­га­ции пре­кра­ти­ли пе­ре­го­во­ры. Тем не ме­нее советское ру­ко­во­дство со­кра­ти­ло чис­лен­ность сво­ей ар­мии на 25% (до 600 тыс. человек в 1923 году).

Стремясь к обеспечению мира и безопасности в Восточной Европе путём пропорционального сокращения вооружённых сил РСФСР и граничащих с ней государств, Советское правительство ещё в марте 1922 на конференции в Риге добилось от Польши, Латвии и Эстонии признания необходимости ограничения вооружений.

Предложение главы советской делегации на Генуэзской конференции Г. В. Чичерина о всеобщем сокращении вооружений (10. IV 1922) было отклонено инициаторами конференции, отнюдь не заинтересованными в действительном укреплении мира.

Тогда Советское правительство с целью сделать хотя бы первый шаг в направлении разоружения предложило министрам иностранных дел Эстонии, Финляндии, Латвии и Польши прислать делегатов "на конференцию для совместного обсуждения с представителями России вопроса о пропорциональном сокращении вооружённых сил представляемых ими стран". Советское предложение было принято, но дипломатическая переписка по этому вопросу продолжалась несколько месяцев. Лишь 7. X 1922 на совещании представителей Польши, Латвии, Финляндии и Эстонии в Ревеле (Таллине) было окончательно решено принять участие в М. к. Литовское правительство, приглашённое на конференцию в ноябре, приняло советское предложение. Румынское правительство поставило условием своего участия в конференции предварительное признание Советской Россией захвата Бессарабии Румынией. Это предложение было отвергнуто правительством РСФСР. При открытии конференции председатель польской делегации ссылался на то, что он уполномочен сделать "некоторые декларации" от имени Румынии, но так и не сделал их в течение всей конференции.

На первом же заседании конференции советская делегация представила основанный на принципах взаимности и справедливости конкретный план пропорционального сокращения вооружений. Она предложила: 1) сократить в течение полутора или двух лет армии в 4 раза. Согласно этому численность Красной Армии должна была быть уменьшена с 800 тыс. до 200 тыс. чел.; 2) распустить все иррегулярные военные формирования; 3) произвести ограничение военных расходов "путём установления предельной бюджетной цифры расходов на одного военнослужащего. одинаковой для всех договаривающихся стран"; 4) установить пограничные нейтральные зоны, где не должны находиться воинские соединения.

На конференции сложился блок Польши, Латвии, Эстонии и Финляндии, руководящую роль в котором играла Польша. Литва к этому блоку не примкнула, т. к. между нею и Польшей происходил конфликт, вызванный оккупацией Виленской области польскими войсками.

В декларации польской делегации 5. XII 1922 предлагалось, прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о техническом разоружении, заключить договор о ненападении и арбитраже, призванный якобы создать атмосферу "взаимного доверия и безопасности", без которой нельзя практически решить вопрос о разоружении.

Советская делегация, опровергая эти утверждения, подчеркнула, что "по мнению Российского правительства доверие может проявиться лишь в готовности всех заинтересованных государств сократить вооружение". Тем не менее советская делегация, во избежание срыва работ конференции, не только согласилась на обсуждение польского проекта договора, но даже расширила его своими поправками. 8. XII проект конвенции о ненападении и третейском разбирательстве был окончательно принят на бюро конференции. Однако советская делегация заявила, что подпишет этот договор только в том случае, если он будет составлять неотъемлемую часть договора о разоружении. Дискуссия вокруг советского плана началась с обсуждения советского предложения о сокращении военных контингентов на 75% в течение 1 1 /2-2 лет. Представители польско-балтийского блока предложили пока провести в 1923 сокращение армий на 25%. Желая достигнуть какого-нибудь практического успеха, советская делегация согласилась и на это, но когда дело дошло до оглашения абсолютных цифр, делегации польско-балтийского блока назвали явно преувеличенные цифры численности личного состава вооружённых сил своих стран в 1922, чтобы избежать реального сокращения их в 1923.

Только Советская Россия согласилась сократить численность своей армии на 25% - с 800 тыс. чел. до 600 тыс. - и сделала это впоследствии, несмотря на срыв конференции. Сокращение численности Красной Армии было декларировано в обращении X Всероссийского съезда Советов ко всем народам мира 27. XII 1922.

Неодобрительно встретили представители польско-балтийского блока советское предложение о фиксации определённой суммы расходов - 400 руб. - на одного военнослужащего в год: принятие этого предложения не дало бы возможности повышать бюджетные ассигнования на военные нужды. Отвергнув и это советское предложение, делегации польско-балтийского блока пошли на открытый срыв М. к., огласив 11. XII объединённую декларацию, в которой ониобъявляли неприемлемым "арифметический метод разрешения вопроса о взаимном разоружении", предложенный советской делегацией, ибо сначала, по их мнению, должны быть созданы гарантии безопасности, после чего уже можно перейти к разоружению. Резюме этой объединённой декларации предлагало, во-первых, подписать договор о ненападении и арбитраже, во-вторых, принять к сведению максимальные цифры войск на 1923, сообщённые правительствами, и, в-третьих, после ратификации договора о ненападении и арбитраже, т. е. через три месяца, созвать комиссию военных экспертов. На заключительном заседании М. к. 12. XII советская делегация отклонила эти предложения "морального разоружения", ибо они не имели ничего общего с действительным материальным разоружением, а были лишь попыткой "ввести в заблуждение жаждущие мира и облегчения от военных тягот народные массы".

Хотя стремление Советской России сделать первый реальный шаг по пути разоружения окончилось неудачей, М. к. не оказалась бесплодной, т. к. она открыто перед всем миром показала искреннее миролюбие Советского государства.

Дипломатический словарь. — М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

МОСКО́ВСКАЯ КОНФЕРЕ́НЦИЯ 1922 по со­кра­ще­нию воо­ру­же­ний и воо­руж. сил. Про­хо­ди­ла 2–12 дек.; уча­ст­во­ва­ли РСФСР, Поль­ша, Эс­то­ния, Лат­вия, Лит­ва и Фин­лян­дия. Со­зва­на по ини­циа­ти­ве сов. ру­ко­во­дства, со­кра­щав­ше­го чис­лен­ность РККА в кон­це Гражд. вой­ны 1917–22 (5 млн. чел. в 1920; 800 тыс. чел. в кон. 1922). Сов. де­ле­га­ция вы­дви­ну­ла план со­кра­ще­ния су­хо­пут­ных воо­руж. сил ка­ж­дой стра­ны – уча­ст­ни­цы кон­фе­рен­ции на 75% в те­че­ние 1,5–2 лет, обя­зу­ясь про­дол­жить со­кра­ще­ние РККА. Пред­ла­га­лось так­же со­кра­тить во­ен. рас­хо­ды пу­тём ус­та­нов­ле­ния оп­ре­де­лён­ной, оди­на­ко­вой для всех до­го­ва­ри­ваю­щих­ся стран, бюд­жет­ной циф­ры рас­хо­дов на од­но­го во­ен­но­слу­жа­ще­го, осу­ще­ст­вить вза­им­ную де­ми­ли­та­ри­за­цию по­гра­нич­ной зо­ны и рас­пус­тить все ир­ре­гу­ляр­ные во­ен. фор­ми­ро­ва­ния. Ос­таль­ные уча­ст­ни­ки кон­фе­рен­ции со­гла­си­лись про­вес­ти со­кра­ще­ние во­оруж. сил на 25% в 1923. Стре­мясь к дос­ти­же­нию прак­тич. ус­пе­ха, сов. де­ле­га­ция при­ня­ла это ус­ло­вие, од­на­ко др. де­ле­га­ции, не пре­дос­та­вив дан­ные о чис­лен­но­сти сво­их ар­мий, со­об­щи­ли лишь чис­ло во­ен­но­слу­жа­щих, ко­то­рые долж­ны ос­тать­ся по­сле со­кра­ще­ния, что, по мне­нию сов. сто­роны, не оз­на­ча­ло со­кра­ще­ния на 25%. В от­вет иностр. де­ле­га­ции пре­кра­ти­ли пе­ре­го­во­ры. Тем не ме­нее сов. ру­ко­во­дство со­кра­ти­ло чис­лен­ность сво­ей ар­мии на 25% (до 600 тыс. чел. в 1923).

Читайте также: