Московская конференция 1922 кратко
Обновлено: 02.07.2024
В 1920-е годы основными направлениями внешней политики были: укрепление международных позиций Советского государства, пресечение антисоветских провокаций зарубежных стран, расширение и укрепление мирового коммунистического и рабочего движения.
Дипломатическое признание. Первые политические
договоры, заключенные в 1920-1921 гг. с пограничными
странами, и торговые соглашения 1921 г. с Англией и Германией стали первым шагом на пути к широкому дипломатическому признанию Советского государства. Вторым шагом стало участие РСФСР в четырех международных конференциях (Генуэзской, Гаагской, Московской, Лозаннской) в 1922-1923 гг.
Генуэзская конференция. Главным источником разногласий между РСФСР и ведущими странами Запада был вопрос о долгах царского и Временного правительств. В октябре 1921 г. Советское правительство согласилось сделать ряд уступок мелким держателям русских государственных займов, а также вести переговоры о довоенных долгах, если РСФСР получит дипломатическое признание и ей будут предоставлены кредиты. Для рассмотрения взаимных претензий СНК предложил провести международную конференцию.
Конференция длилась 39 дней (10 апреля — 19 мая 1922 г.). В ее работе участвовало 29 стран. США отказались от официального участия, ссылаясь на ее скорее политический, чем экономический характер, но наблюдателей прислали.
Западные страны настаивали, чтобы Советское правительство признало все финансовые обязательства царского и Временного правительств, компенсировало все убытки, понесенные иностранцами от национализации их собственности, а также отменило монополию внешней торговли.
Советская делегация, по настоянию Ленина, заявила, что не может быть и речи о возврате прежним владельцам национализированной собственности и о принятии других требований, которые ущемляли бы независимость и суверенитет РСФСР. Вместе с тем правительство России согласилось предоставить иностранным предпринимателям концессии и признать довоенные долги, при условии возмещения ущерба, причиненного интервенцией. По советским подсчетам, он был вдвое выше долга. Член делегации М. М. Литвинов назвал сумму прямого ущерба — 39 млрд. золотых рублей, а с учетом косвенного — 50 млрд. Участники конференции встретили эти цифры глухим ропотом, а Ллойд-Джордж решительно отказался их принять. Конференция в Генуе не дала практических результатов.
Тем не менее присутствие Советской России в Генуе стало шагом к ее юридическому признанию странами, которые до этого отказывались иметь с ней отношения. Кроме того, косвенным результатом конференции стало заключение в предместье Генуи Рапалло советско-германского договора (16 апреля 1922 г.). В правящих кругах Европы он вызвал переполох, сравнимый с реакцией на Брестский мир 1918 г.
Рапалльский договор предусматривал взаимный отказ сторон от возмещения военных расходов. Германия отказалась от претензий в связи с национализацией в России частной собственности своих граждан. Договор установил дипломатические отношения между двумя странами. Он также предусматривал развитие торговых, хозяйственных, правовых отношений на основе принципа наибольшего благоприятствования. Отойдя от единого фронта западных держав, Германия в 20-х годах стала фактическим союзником СССР, несмотря на попытку советского руководства подтолкнуть ее к пролетарской революции в 1922-23 гг:
Гаагская конференция. Поскольку переговоры о русских долгах на Генуэзской конференции зашли в тупик, было
ято совместное решение не прекращать их, а продЖ! жить в Гааге (Нидерланды) на новой конференции «по руе.
вей французская делегация. На конференций советская сто*
рона огласила список предприятий ряда отраслей промыщ. ленности, которые предполагалось предоставить иностранным концессионерам. Поскольку партнеры по переговорам предъявили ультимативные требования как в отношении долгов, так и в отношении восстановления иностранной частной собственности, делегация РСФСР фактически прервала переговоры. Она не позволила разговаривать с Россией как с побежденной страной. Таким образом, и вторая международная конференция с участием советской делегаций не дала ожидаемых, прямых результатов.
Московская конференция. В Генуе советская делегация по поручению правительства поставила вопрос о всеобщем разоружении. Он не был поддержан. Тогда РСФСР обратилась к своим западным соседям — Эстонии, Латвии, Литве, Финляндии и Польше — с предложением обсудить вопрос о пропорциональном сокращении вооруженных сил шести государств. Оно было принято. Вопрос обсуждался на Московской конференции по сокращению вооружений (2-12 декабря 1922 г.). Советский план разоружения предполагал сокращение личного состава армий стран — участниц конференции на 75% за 1,5-2 года и сведение численности РККА до 200 тыс. человек. Эти и другие предложения правительство РСФСР рассматривало как первый шаг на пути к всеобщему разоружению.
Однако другие участники конференции после острых дискуссий согласились подписать только договор о ненападении, но не общий договор о разоружении. Глава советской делегации М. М. Литвинов расценил позицию партнеров как плохо замаскированную попытку срыва конференции. Взаимными усилиями конференция была сорвана. Ее косвенным результатом стало фактическое сокращение вооруженных сил стран-участниц. Московская конференция имела важное пропагандистское значение. Это была первая международная конференция, проведенная на территории Советского государства и посвященная разоружению.
Лозаннская конференция. В конце шии г* в лозанн (Швейцария) открылась международная конференция по
ближневосточным вопросам (20 ноября 1922 г. — 24 июля 1923 г,)- РСФСР была-приглашена на нее для обсуждения частного вопроса — о черноморских проливах. Глава советской делегации Г. В. Чичерин изложил основной принцип советской программы: Дарданеллы и Босфор как в мирное, так и в военное время должны быть закрыты для военных и вооруженных судов, а также военной авиации всех стран, кроме Турции. Глава английской делегации, министр иностранных дел лорд Керзон, наоборот, настаивал на свободном прохождении через проливы военных судов всех стран.
На завершающее заседание конференции советская делегация фактически не была допущена, и без ее участия была принята конвенция о режиме проливов, установившая беспрепятственный проход через проливы как торговых, так и военных судов. Таким образом, Англии удалось создать постоянную угрозу СССР со стороны Черного моря. Советское руководство Лозаннскую конвенцию не ратифицировало.
Впервые участвуя в работе IV сессии Лиги (ноябрь 1927 г.), глава советской делегации, заместитель наркома иностранных дел М. М. Литвинов от имени Советского правительства выдвинул программу всеобщего и полного разоружения. Она предполагала роспуск всех вооруженных сил, включая ВМФ и ВВС; уничтожение оружия; ликвидацию морских и сухопутных баз; прекращение военного производства; свертывание военного обучения граждан; приня-
тие законов, отменявших военную службу. Реализовать программу предлагалось- в пределах одного года или же поэтапно в течение четырех лет.
Год широкого дипломатического признания. В середине 20-х годов Советский Союз был признан большинством ведущих стран мира, в том числе инициаторами военной интервенции (кроме США). '4Н
В феврале 1924 г. СССР установил дипломатические отношения с Италией (премьер Б. Муссолини). Вслед за Англией и Италией СССР был признан Норвегией, Швецией, Данией, Австрией, Грецией, Мексикой.
В январе 1925 г. СССР установил дипломатические и консульские отношения с Японией (Пекинская конвенция). Японское правительство эвакуировало свои войска с Северного Сахалина, захваченного во время русско-японской войны. Советское правительство предоставило Японии на севере острова концессии, в частности на эксплуатацию 50% площади нефтяных месторождений.
Период с февраля 1924 г. по январь 1925 г. вошел в историю советской внешней политики как год широкого дна* ломатического признания. СССР установил дипломатические отношения с 12 государствами Европы, Азии, Америки. Внешнеполитическая изоляция СССР была окончательно ликвидирована. Лишь США отклоняли все советские предложения о нормализации отношений.
Международные конфликты. В 20-е годы СССР был при-частен к трем международным конфликтам (1923, 1927 и 1929 гг.), которые отразились на его внутренней политике и судьбе нэпа.
Конфликт был исчерпан дипломатическим путем. После переговоров наркома внешней торговли Л. Б. Красина с Керзоном английское правительство сошло с платформы ультиматума, удлинило срок удовлетворения своих претензий. 23 мая СНК СССР пошел навстречу экономическим требованиям: предложил заключить конвенцию, предоставлявшую англичанам право рыбной ловли в советских тер-
риториальных водах; согласился уплатить компенсацию за конфискованные траулеры и расстрелянного шпиона. Политические требования были отклонены.
20 августа 1929 г. Советское правительство разорвало дипломатические отношения с Китаем. Частям Особой
Дальневосточной армии под командованием В. К. Блюхера
было приказано очистить территорию страны от налетчиков. К ноябрю 1929 г. задача была выполнена.
23 декабря 1929 г. в Хабаровске был подписан протокол о ликвидации советско-китайского конфликта. На КВЖД восстановилось прежнее положение, но дипломатические отношения в то время не были нормализованы.
СССР во многом благодаря этим организациям добился широкого международного признания в 20-е годы. Однако их деятельность вызывала повышенную настороженность правящих кругов капиталистических стран к Советскому Союзу и его мирным инициативам.
В 1920-е годы основными направлениями внешней политики были: укрепление международных позиций Советского государства, пресечение антисоветских провокаций зарубежных стран, расширение и укрепление мирового коммунистического и рабочего движения.
Дипломатическое признание. Первые политические
договоры, заключенные в 1920-1921 гг. с пограничными
странами, и торговые соглашения 1921 г. с Англией и Германией стали первым шагом на пути к широкому дипломатическому признанию Советского государства. Вторым шагом стало участие РСФСР в четырех международных конференциях (Генуэзской, Гаагской, Московской, Лозаннской) в 1922-1923 гг.
Генуэзская конференция. Главным источником разногласий между РСФСР и ведущими странами Запада был вопрос о долгах царского и Временного правительств. В октябре 1921 г. Советское правительство согласилось сделать ряд уступок мелким держателям русских государственных займов, а также вести переговоры о довоенных долгах, если РСФСР получит дипломатическое признание и ей будут предоставлены кредиты. Для рассмотрения взаимных претензий СНК предложил провести международную конференцию.
Конференция длилась 39 дней (10 апреля — 19 мая 1922 г.). В ее работе участвовало 29 стран. США отказались от официального участия, ссылаясь на ее скорее политический, чем экономический характер, но наблюдателей прислали.
Западные страны настаивали, чтобы Советское правительство признало все финансовые обязательства царского и Временного правительств, компенсировало все убытки, понесенные иностранцами от национализации их собственности, а также отменило монополию внешней торговли.
Советская делегация, по настоянию Ленина, заявила, что не может быть и речи о возврате прежним владельцам национализированной собственности и о принятии других требований, которые ущемляли бы независимость и суверенитет РСФСР. Вместе с тем правительство России согласилось предоставить иностранным предпринимателям концессии и признать довоенные долги, при условии возмещения ущерба, причиненного интервенцией. По советским подсчетам, он был вдвое выше долга. Член делегации М. М. Литвинов назвал сумму прямого ущерба — 39 млрд. золотых рублей, а с учетом косвенного — 50 млрд. Участники конференции встретили эти цифры глухим ропотом, а Ллойд-Джордж решительно отказался их принять. Конференция в Генуе не дала практических результатов.
Тем не менее присутствие Советской России в Генуе стало шагом к ее юридическому признанию странами, которые до этого отказывались иметь с ней отношения. Кроме того, косвенным результатом конференции стало заключение в предместье Генуи Рапалло советско-германского договора (16 апреля 1922 г.). В правящих кругах Европы он вызвал переполох, сравнимый с реакцией на Брестский мир 1918 г.
Рапалльский договор предусматривал взаимный отказ сторон от возмещения военных расходов. Германия отказалась от претензий в связи с национализацией в России частной собственности своих граждан. Договор установил дипломатические отношения между двумя странами. Он также предусматривал развитие торговых, хозяйственных, правовых отношений на основе принципа наибольшего благоприятствования. Отойдя от единого фронта западных держав, Германия в 20-х годах стала фактическим союзником СССР, несмотря на попытку советского руководства подтолкнуть ее к пролетарской революции в 1922-23 гг:
Гаагская конференция. Поскольку переговоры о русских долгах на Генуэзской конференции зашли в тупик, было
ято совместное решение не прекращать их, а продЖ! жить в Гааге (Нидерланды) на новой конференции «по руе.
вей французская делегация. На конференций советская сто*
рона огласила список предприятий ряда отраслей промыщ. ленности, которые предполагалось предоставить иностранным концессионерам. Поскольку партнеры по переговорам предъявили ультимативные требования как в отношении долгов, так и в отношении восстановления иностранной частной собственности, делегация РСФСР фактически прервала переговоры. Она не позволила разговаривать с Россией как с побежденной страной. Таким образом, и вторая международная конференция с участием советской делегаций не дала ожидаемых, прямых результатов.
Московская конференция. В Генуе советская делегация по поручению правительства поставила вопрос о всеобщем разоружении. Он не был поддержан. Тогда РСФСР обратилась к своим западным соседям — Эстонии, Латвии, Литве, Финляндии и Польше — с предложением обсудить вопрос о пропорциональном сокращении вооруженных сил шести государств. Оно было принято. Вопрос обсуждался на Московской конференции по сокращению вооружений (2-12 декабря 1922 г.). Советский план разоружения предполагал сокращение личного состава армий стран — участниц конференции на 75% за 1,5-2 года и сведение численности РККА до 200 тыс. человек. Эти и другие предложения правительство РСФСР рассматривало как первый шаг на пути к всеобщему разоружению.
Однако другие участники конференции после острых дискуссий согласились подписать только договор о ненападении, но не общий договор о разоружении. Глава советской делегации М. М. Литвинов расценил позицию партнеров как плохо замаскированную попытку срыва конференции. Взаимными усилиями конференция была сорвана. Ее косвенным результатом стало фактическое сокращение вооруженных сил стран-участниц. Московская конференция имела важное пропагандистское значение. Это была первая международная конференция, проведенная на территории Советского государства и посвященная разоружению.
Лозаннская конференция. В конце шии г* в лозанн (Швейцария) открылась международная конференция по
ближневосточным вопросам (20 ноября 1922 г. — 24 июля 1923 г,)- РСФСР была-приглашена на нее для обсуждения частного вопроса — о черноморских проливах. Глава советской делегации Г. В. Чичерин изложил основной принцип советской программы: Дарданеллы и Босфор как в мирное, так и в военное время должны быть закрыты для военных и вооруженных судов, а также военной авиации всех стран, кроме Турции. Глава английской делегации, министр иностранных дел лорд Керзон, наоборот, настаивал на свободном прохождении через проливы военных судов всех стран.
На завершающее заседание конференции советская делегация фактически не была допущена, и без ее участия была принята конвенция о режиме проливов, установившая беспрепятственный проход через проливы как торговых, так и военных судов. Таким образом, Англии удалось создать постоянную угрозу СССР со стороны Черного моря. Советское руководство Лозаннскую конвенцию не ратифицировало.
Впервые участвуя в работе IV сессии Лиги (ноябрь 1927 г.), глава советской делегации, заместитель наркома иностранных дел М. М. Литвинов от имени Советского правительства выдвинул программу всеобщего и полного разоружения. Она предполагала роспуск всех вооруженных сил, включая ВМФ и ВВС; уничтожение оружия; ликвидацию морских и сухопутных баз; прекращение военного производства; свертывание военного обучения граждан; приня-
тие законов, отменявших военную службу. Реализовать программу предлагалось- в пределах одного года или же поэтапно в течение четырех лет.
Год широкого дипломатического признания. В середине 20-х годов Советский Союз был признан большинством ведущих стран мира, в том числе инициаторами военной интервенции (кроме США). '4Н
В феврале 1924 г. СССР установил дипломатические отношения с Италией (премьер Б. Муссолини). Вслед за Англией и Италией СССР был признан Норвегией, Швецией, Данией, Австрией, Грецией, Мексикой.
В январе 1925 г. СССР установил дипломатические и консульские отношения с Японией (Пекинская конвенция). Японское правительство эвакуировало свои войска с Северного Сахалина, захваченного во время русско-японской войны. Советское правительство предоставило Японии на севере острова концессии, в частности на эксплуатацию 50% площади нефтяных месторождений.
Период с февраля 1924 г. по январь 1925 г. вошел в историю советской внешней политики как год широкого дна* ломатического признания. СССР установил дипломатические отношения с 12 государствами Европы, Азии, Америки. Внешнеполитическая изоляция СССР была окончательно ликвидирована. Лишь США отклоняли все советские предложения о нормализации отношений.
Международные конфликты. В 20-е годы СССР был при-частен к трем международным конфликтам (1923, 1927 и 1929 гг.), которые отразились на его внутренней политике и судьбе нэпа.
Конфликт был исчерпан дипломатическим путем. После переговоров наркома внешней торговли Л. Б. Красина с Керзоном английское правительство сошло с платформы ультиматума, удлинило срок удовлетворения своих претензий. 23 мая СНК СССР пошел навстречу экономическим требованиям: предложил заключить конвенцию, предоставлявшую англичанам право рыбной ловли в советских тер-
риториальных водах; согласился уплатить компенсацию за конфискованные траулеры и расстрелянного шпиона. Политические требования были отклонены.
20 августа 1929 г. Советское правительство разорвало дипломатические отношения с Китаем. Частям Особой
Дальневосточной армии под командованием В. К. Блюхера
было приказано очистить территорию страны от налетчиков. К ноябрю 1929 г. задача была выполнена.
23 декабря 1929 г. в Хабаровске был подписан протокол о ликвидации советско-китайского конфликта. На КВЖД восстановилось прежнее положение, но дипломатические отношения в то время не были нормализованы.
СССР во многом благодаря этим организациям добился широкого международного признания в 20-е годы. Однако их деятельность вызывала повышенную настороженность правящих кругов капиталистических стран к Советскому Союзу и его мирным инициативам.
Созвана по инициативе советского руководства, сокращавшего численность РККА в конце Гражданской войны 1917-1922 годов (5 млн. человек в 1920 году; 800 тыс. человек в конце 1922 года).
Советская делегация выдвинула план сокращения сухопутных вооруженных сил каждой страны - участницы конференции на 75% в течение 1,5-2 лет, обязуясь продолжить сокращение РККА.
Предлагалось также сократить военные расходы путём установления определённой, одинаковой для всех договаривающихся стран, бюджетной цифры расходов на одного военнослужащего, осуществить взаимную демилитаризацию пограничной зоны и распустить все иррегулярные военного формирования.
Остальные участники конференции согласились провести сокращение вооруженных сил на 25% в 1923 году. Стремясь к достижению практического успеха, советская делегация приняла это условие, однако другие делегации, не предоставив данные о численности своих армий, сообщили лишь число военнослужащих, которые должны остаться после сокращения, что, по мнению советской стороны, не означало сокращения на 25%.
В ответ иностранные делегации прекратили переговоры. Тем не менее советское руководство сократило численность своей армии на 25% (до 600 тыс. человек в 1923 году).
Стремясь к обеспечению мира и безопасности в Восточной Европе путём пропорционального сокращения вооружённых сил РСФСР и граничащих с ней государств, Советское правительство ещё в марте 1922 на конференции в Риге добилось от Польши, Латвии и Эстонии признания необходимости ограничения вооружений.
Предложение главы советской делегации на Генуэзской конференции Г. В. Чичерина о всеобщем сокращении вооружений (10. IV 1922) было отклонено инициаторами конференции, отнюдь не заинтересованными в действительном укреплении мира.
Тогда Советское правительство с целью сделать хотя бы первый шаг в направлении разоружения предложило министрам иностранных дел Эстонии, Финляндии, Латвии и Польши прислать делегатов "на конференцию для совместного обсуждения с представителями России вопроса о пропорциональном сокращении вооружённых сил представляемых ими стран". Советское предложение было принято, но дипломатическая переписка по этому вопросу продолжалась несколько месяцев. Лишь 7. X 1922 на совещании представителей Польши, Латвии, Финляндии и Эстонии в Ревеле (Таллине) было окончательно решено принять участие в М. к. Литовское правительство, приглашённое на конференцию в ноябре, приняло советское предложение. Румынское правительство поставило условием своего участия в конференции предварительное признание Советской Россией захвата Бессарабии Румынией. Это предложение было отвергнуто правительством РСФСР. При открытии конференции председатель польской делегации ссылался на то, что он уполномочен сделать "некоторые декларации" от имени Румынии, но так и не сделал их в течение всей конференции.
На первом же заседании конференции советская делегация представила основанный на принципах взаимности и справедливости конкретный план пропорционального сокращения вооружений. Она предложила: 1) сократить в течение полутора или двух лет армии в 4 раза. Согласно этому численность Красной Армии должна была быть уменьшена с 800 тыс. до 200 тыс. чел.; 2) распустить все иррегулярные военные формирования; 3) произвести ограничение военных расходов "путём установления предельной бюджетной цифры расходов на одного военнослужащего. одинаковой для всех договаривающихся стран"; 4) установить пограничные нейтральные зоны, где не должны находиться воинские соединения.
На конференции сложился блок Польши, Латвии, Эстонии и Финляндии, руководящую роль в котором играла Польша. Литва к этому блоку не примкнула, т. к. между нею и Польшей происходил конфликт, вызванный оккупацией Виленской области польскими войсками.
В декларации польской делегации 5. XII 1922 предлагалось, прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о техническом разоружении, заключить договор о ненападении и арбитраже, призванный якобы создать атмосферу "взаимного доверия и безопасности", без которой нельзя практически решить вопрос о разоружении.
Советская делегация, опровергая эти утверждения, подчеркнула, что "по мнению Российского правительства доверие может проявиться лишь в готовности всех заинтересованных государств сократить вооружение". Тем не менее советская делегация, во избежание срыва работ конференции, не только согласилась на обсуждение польского проекта договора, но даже расширила его своими поправками. 8. XII проект конвенции о ненападении и третейском разбирательстве был окончательно принят на бюро конференции. Однако советская делегация заявила, что подпишет этот договор только в том случае, если он будет составлять неотъемлемую часть договора о разоружении. Дискуссия вокруг советского плана началась с обсуждения советского предложения о сокращении военных контингентов на 75% в течение 1 1 /2-2 лет. Представители польско-балтийского блока предложили пока провести в 1923 сокращение армий на 25%. Желая достигнуть какого-нибудь практического успеха, советская делегация согласилась и на это, но когда дело дошло до оглашения абсолютных цифр, делегации польско-балтийского блока назвали явно преувеличенные цифры численности личного состава вооружённых сил своих стран в 1922, чтобы избежать реального сокращения их в 1923.
Только Советская Россия согласилась сократить численность своей армии на 25% - с 800 тыс. чел. до 600 тыс. - и сделала это впоследствии, несмотря на срыв конференции. Сокращение численности Красной Армии было декларировано в обращении X Всероссийского съезда Советов ко всем народам мира 27. XII 1922.
Неодобрительно встретили представители польско-балтийского блока советское предложение о фиксации определённой суммы расходов - 400 руб. - на одного военнослужащего в год: принятие этого предложения не дало бы возможности повышать бюджетные ассигнования на военные нужды. Отвергнув и это советское предложение, делегации польско-балтийского блока пошли на открытый срыв М. к., огласив 11. XII объединённую декларацию, в которой ониобъявляли неприемлемым "арифметический метод разрешения вопроса о взаимном разоружении", предложенный советской делегацией, ибо сначала, по их мнению, должны быть созданы гарантии безопасности, после чего уже можно перейти к разоружению. Резюме этой объединённой декларации предлагало, во-первых, подписать договор о ненападении и арбитраже, во-вторых, принять к сведению максимальные цифры войск на 1923, сообщённые правительствами, и, в-третьих, после ратификации договора о ненападении и арбитраже, т. е. через три месяца, созвать комиссию военных экспертов. На заключительном заседании М. к. 12. XII советская делегация отклонила эти предложения "морального разоружения", ибо они не имели ничего общего с действительным материальным разоружением, а были лишь попыткой "ввести в заблуждение жаждущие мира и облегчения от военных тягот народные массы".
Хотя стремление Советской России сделать первый реальный шаг по пути разоружения окончилось неудачей, М. к. не оказалась бесплодной, т. к. она открыто перед всем миром показала искреннее миролюбие Советского государства.
Дипломатический словарь. — М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .
МОСКО́ВСКАЯ КОНФЕРЕ́НЦИЯ 1922 по сокращению вооружений и вооруж. сил. Проходила 2–12 дек.; участвовали РСФСР, Польша, Эстония, Латвия, Литва и Финляндия. Созвана по инициативе сов. руководства, сокращавшего численность РККА в конце Гражд. войны 1917–22 (5 млн. чел. в 1920; 800 тыс. чел. в кон. 1922). Сов. делегация выдвинула план сокращения сухопутных вооруж. сил каждой страны – участницы конференции на 75% в течение 1,5–2 лет, обязуясь продолжить сокращение РККА. Предлагалось также сократить воен. расходы путём установления определённой, одинаковой для всех договаривающихся стран, бюджетной цифры расходов на одного военнослужащего, осуществить взаимную демилитаризацию пограничной зоны и распустить все иррегулярные воен. формирования. Остальные участники конференции согласились провести сокращение вооруж. сил на 25% в 1923. Стремясь к достижению практич. успеха, сов. делегация приняла это условие, однако др. делегации, не предоставив данные о численности своих армий, сообщили лишь число военнослужащих, которые должны остаться после сокращения, что, по мнению сов. стороны, не означало сокращения на 25%. В ответ иностр. делегации прекратили переговоры. Тем не менее сов. руководство сократило численность своей армии на 25% (до 600 тыс. чел. в 1923).
Читайте также: