Мосфильм история киностудии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мосфильм сегодня - это одна из крупнейших студий в Европе, оснащенная современным оборудованием и цифровыми технологиями в соответствии с мировыми стандартами.

Киностудия может обеспечить полный цикл кино- и телепроизводства и реализовать творческий замысел любого уровня сложности.

Здание киностудии на Житной ул. 1920

А.Ханжонкова на улице Житной

Съемочный павильон 1920

В 1923 году Первая и Третья кинофабрики фактически сливаются в единое кинопроизводство - весь персонал кинофабрики И.Ермольева, которая находилась в Брянском переулке, переезжает в киноателье А.Ханжонкова на улице Житной.

Работа художников комбинированных съемок 1920

Война и мир 1965 - 1967 Щит и меч 1967 - 1968 Александр Невский 1938

Москва слезам не верит 1979

Золотой ключик 1939

Мы из джаза 1983

Дворянское гнездо 1969 Дерсу Узала 1975 Тегеран 1980

Верные друзья 1954

Анна Каренина 1967

Веселые ребята 1934 Я шагаю по Москве 1963 Баллада о солдате 1959

Главный корпус 1929

В 1927 году на Воробьевых горах близ деревни Потылиха состоялась торжественная закладка строительства киногорода, тогда это был самый край Москвы, пустырь: от последней остановки, как объяснялось в выпущенном по этому поводу пригласительном билете, надо было идти еще двадцать минут пешком.

Фабрика грез на Мосфильмовской улице: история крупнейшей киностудии страны

Двадцатые — тридцатые: начало

А саму фабрику грез — киногородок на Воробьевых горах — заложили в 1927-м. В некотором смысле аналогом этого киногорода был Голливуд, с которым познакомились молодые режиссеры Эйзенштейн, Александров и оператор Тиссэ во время поездки США в 1920-е годы. Идея была в том, чтобы собрать разбросанные по Москве кинопроизводства — от подготовки сценариев до выпуска кинокартины в прокат — вместе, чтобы возникла настоящая фабрика фильмов — основа национальной киноиндустрии. В Европе таких не было.

Однако только что построенный киногород стремительно устаревал: павильоны проектировались в эпоху немого кино, об акустике и звукоизоляции никто не думал. Помещения нуждались в срочной модернизации. Но провести ее удалось не скоро.







Сороковые роковые


Пятидесятые: расцвет

Первая половина пятидесятых стала самым трудным временем для советского кино: выпускались считаные фильмы. Только со смертью Сталина в 1953-м наметилось оживление.

Шестидесятые: оттепель




Семидесятые: все идет по плану

Только здесь могли в считаные дни построить средневековый замок или космический корабль, раздобыть фазаньи перья или искусственные глаза.




Восьмидесятые: на сломе эпох





Только цифры

Основным зданием кинофабрики был ханжонковский дом на Житной улице. Туда приходили Иосиф Бабель, Аркадий Асеев, Лиля Брик, Виктор Шкловский и другие писатели, художники и просто творческие люди: писали сценарии, рисовали афиши, делали титры… Дом был похож на улей: комнаты в из без того маленьком помещении делились занавесками на отсеки, и в каждом углу шла работа над каким-то фильмом. В год выходило примерно по 20 фильмов, а производство всё нарастало и нарастало. Киностудии требовалось пространство, и было решено построить новый киногород, где хватило бы места всем. За эталон взяли Голливуд, где уже побывали Эйзенштейн, Александров и кинооператор Эдуард Тиссэ.

Кинопроизводство в России
Кинопроизводство в России появилось практически сразу после изобретения кинематографа (первые фильмы братьев Люмьер вышли на экран в Париже в 1895 году, Россия же познакомилась с кинематографом уже в 1896 году, и в том же году был снят первый российский фильм). Синематограф, как тогда называли кино, очень нравился царю Николаю II, и благодаря его протекции новинка получила в России быстрое распространение.
Уже в первые десятилетия ХХ века в России работало несколько киноателье, среди которых самыми известными были ателье Александра Ханжонкова и Иосифа Ермольева.

Механики, лаборанты принимали во всем этом горячее участие. Мы приходили в тесную лабораторию, проявщик доставал из воды раму с мокрой пленкой, волнуясь не меньше нас. Все было кустарно, все делалось руками, и, может быть, поэтому в старых картинах я до сих пор ощущаю теплоту этих рук.

Новые горизонты требовали нового размаха

И тогда было принято решение о строительстве не просто новой студии, но принципиально нового киногорода, где будут собраны все этапы кинопроизводства, чтобы все необходимые работы производить без потери времени, где удобно, компактно и целесообразно должны были разместиться все службы, и было бы возможно подготовить все необходимое для съемки - осуществить постановку кинокартины, провести монтажные и тонировочные работы, проявку и печать пленки, вплоть до выпуска тиража фильма в прокат. Такого Европа еще не знала. В некотором смысле аналогом такого киногорода был Голливуд, с которым познакомились молодые режиссеры Эйзенштейн, Александров и оператор Тиссэ во время поездки в США в 20-е годы.

Несмотря на то, что фабрика в это время представляла лишь на одну треть построенную и на две трети строящуюся громаду, в которой, казалось, не могло быть и речи о каких бы то ни было съемках, работа здесь началась сразу же.

В зданиях на Воробьевых горах остался работать лишь один цех специального назначения, в котором группа мастеров, инженеров и сотня подростков выполняли военные заказы — изготавливали детали реактивных снарядов и десантных лодок.

В тяжелейших фронтовых условиях людям гораздо больше, чем в мирное время требовался отдых. Именно поэтому во время войны кинопроизводство было приравнено к военному – несмотря ни на что в эти годы продолжали сниматься искрометные комедии или фильмы, поддерживающие общий боевой дух, а многие популярные актеры выезжали на фронт в составе особых фронтовых бригад.

00. Мосфильм. Кино Берцы. 24.04.13.25..jpg


01. Мосфильм. Музей. 05.03.15.18..jpg

Первая госкинофабрика недолго ютилась в деревянном здании киноателье Ханжонкова на Житной улице и уже 20 ноября 1927 года началось строительство большого кинематографического комплекса на городской окраине, на Ленинских горах. Российские режиссёры Эйзенштейн и Александров успели побывать в Голливуде и были впечатлены киногигантом, где все технологические процессы создания фильма сконцентрированы в одном месте. Этот принцип был реализован при создании московского киногорода. Некоторые постройки, возведённые в 1927-1930 годах, сохранились до наших дней.

02. Мосфильм. 03.03.15.35..jpg

01. Мосфильм. 03.03.15.22..jpg

01. Мосфильм. Экскурсия. 05.03.15.29..jpg

01. Мосфильм. Корпуса. 11.03.15.00..jpg

03. Косыгина ул. Мосфильм. 17.08.08.07.JPG

02. Мосфильм. 03.03.15.24..jpg

00. Мосфильм. Музей. 05.03.15.22..jpg

02. Мосфильм. 03.03.15.17..jpg

02. Мосфильм. 03.03.15.38..jpg

01. Мосфильм. Корпуса. 05.03.15.01..jpg

01. Мосфильм. Корпуса. 11.03.15.05..jpg

01. Мосфильм. Корпуса. 05.03.15.08..jpg

01. Мосфильм. Корпуса. 05.03.15.13..jpg

01. Мосфильм. Корпуса. 05.03.15.14..jpg

02. Мосфильм. 03.03.15.21..jpg

В 1960-1970-е годы выросли ещё несколько производственных корпусов.

02. Мосфильм. 03.03.15.12..jpg

02. Мосфильм. 03.03.15.30..jpg

02. Мосфильм. 03.03.15.18..jpg

02. Мосфильм. 03.03.15.33..jpg

02. Мосфильм. 03.03.15.32..jpg

03. Мосфильм. 24.02.15.11..jpg

03. Мосфильм. Кино Берцы. 24.04.13.00..jpg

11. Мосфильм. 24.04.13.14.Якубович..jpg

05. Мосфильм. Городок. 04.03.15.24..jpg

05. Мосфильм. Городок. 04.03.15.25..jpg

05. Мосфильм. Городок. 04.03.15.31..jpg

06. Мосфильм. Павильоны. 05.03.15.09..jpg

06. Мосфильм. Павильоны. 05.03.15.06..jpg

06. Мосфильм. Павильоны. 05.03.15.08..jpg

06. Мосфильм. 03.03.15.03.Павильон9..jpg

06. Мосфильм. 03.03.15.02.Павильон9..jpg

06. Мосфильм. Кино Берцы. 24.04.13.11..jpg

06. Мосфильм. Кино Берцы. 24.04.13.05..jpg

06. Мосфильм. Кино Берцы. 24.04.13.55..jpg

10. Мосфильм. Кино Русы. 24.02.15.40..jpg

Хромакейный павильон предназначен для проведения видеосъемки для кино, анимации, телевидения. Во время съёмок по технологии chroma key артисты исполняют роли на фоне однотонного зелёного задника, который затем при компьютерном монтаже заменяется на нужный по сценарию интерьер или пейзаж.

08. Sinema Production Service. 03.03.15.33..jpg

08. Sinema Production Service. 03.03.15.20..jpg

Автотранспортный цех предлагает все виды транспорта, необходимого для проведения съемок кино-, видео- и телефильмов. Это фургоны различного назначения, гримёрно-костюмерный комплекс (гримваген), автомобили для перевозки операторской техники (камерваген), операторские комплексы, передвижные генераторы, автокраны.

Читайте также: