Морской вокзал сочи история кратко

Обновлено: 05.07.2024


Морской вокзал в Сочи — не только градостроительная доминанта, шедевр архитектуры определённого исторического периода, но и один из самых узнаваемых символов города. В нем удачно воплотилось понятие стиля курортной архитектуры — открытые перетекающие пространства, лёгкие галереи, изящный декор.



Строительство оградительного мола для защиты акватории порта началось в предвоенные годы. Работы по созданию порта продолжились сразу же после войны.

В 1954-1955 годах город обрёл здание морского вокзала, возведённого по проекту академика архитектуры Каро Семёновича Алабяна, архитектора Льва Борисовича Карлика и инженера Александра Кузьмина.

Позже была удалена обширная часть исторической застройки города для создания перед зданием морского вокзала озеленённого парка. Это открытое пространство должно было обеспечить наиболее полное восприятие этого величественного сооружения.


Композиция центрального фасада со стороны города довольно строгая и очень гармоничная.


Вертикаль объёмов портика и трёхъярусной башни с двенадцатью колоннами усилена 36-метровым шпилем с пятиконечной звездой. Мастерами достигнуто сочетание монументальности и лёгкости этого архитектурного произведения.


Скульптурный ансамбль, украшающий морской вокзал, выполнен знаменитым советским скульптором Владимиром Иосифовичем Ингалом.


На первом ярусе башни размещены женские скульптуры, олицетворяющие времена года.






И наконец, дельфины образуют декоративный пояс, замыкая и акцентируя вертикаль каждой из двенадцати колонн.


А выше — только мощный шпиль вонзается в небо.



Морской вокзал Сочи — памятник архитектуры регионального значения. Долгое время этот уникальный объект находился в процессе незавершённого ремонта. Основной причиной этого считался недостаток финансирования. С 1989 по 2005 г.г. — 16 лет длилась пауза — только к своему 50-летнему юбилею здание было вновь возвращено к жизни.


Помещения нижнего уровня здания заняты теперь известными бутиками. Центральный объем занимает главный зал ожидания. Просторное, двухсветное пространство богато украшено лепниной, керамическими гирляндами и зеркалами.











Пространство, богато украшенное лепниной и ковкой, с высокими расписными потолками невероятно нарядно и привлекательно.


Перепад уровня пола добавляет ощущение комфорта.


В центре открытого зала — изящный фонтан







Посетителей немного — пафосное расположение предполагает высокую цену обслуживания.




Галерея центрального морского фасада.




К симметричному в плане основному зданию примыкает лёгкая обводная галерея, с которой открывается вид на акваторию.







На фронтоне — аллегорическое изображение бури.




Соблюдение зоны охраны исторических и архитектурных памятников позволило бы избежать сложившейся теперь ситуации с восприятием бокового фасада ансамбля морского вокзала Сочи. Сложная и при этом цельная композиция комплекса со стороны мелководного причала нарушена вторжением инородных объектов, грубо исказивших историческую среду.

Главным украшением мелководной акватории является беседка — ротонда. Она поражает лёгкостью пропорций и утончённостью декора, представляет собой эталон малой формы в южной архитектуре.





Сейчас ведётся активное обновление и расширение территории морского порта. Как будет выглядеть в результате комплекс морского вокзала в Сочи, мы сможем узнать только пройдя через волны времени.


Если Вам важно и нужно то, о чём мы пишем, поддержите нас небольшим пожертвованием: Благодарим!

Старое фото из интернета.

Суда стояли или в устье реки Сочи или на рейде в море. Пассажиров и их багаж доставляли к судам лодками, а далее по трапам и веревочным лестницам они поднимались на борт судов. В плохую погоду всякие работы по погрузке груза и посадке пассажиров прекращались.

Старое фото из интернета.

Лишь в 1872 началось строительство первых причалов. Первый причал был изготовлен из дерева не на сваях, а на деревянных колесах что позволяло во время сильного ветра и волнения вытаскивать его на берег. Это позволяло сохранить его от поломок.

IMG_7916.JPG

Только во второй половине 19-в. Были построены причал на сваях и портовые сооружения. Активное строительство порта Сочи началось в тридцатые годы прошлого столетия. Тогда построили волнолом длиною 600 метров. Он гасил силу волн и тем самым защищал береговые строения от разрушения. Строительство было прекращено из-за начавшейся ВОВ.

Старое фото из интернета.

После окончания ВОВ черноморское побережье стало активно использоваться для отдыха трудящихся. Началось большое строительство пансионатов и здравниц. Естественно в этой ситуации возникла проблема приема гостей, прибывающих по морю. Решено было возобновить строительство морского порта и вокзала.

IMG_7877.JPG

Проектирование здания Морского вокзала было поручено архитектурной мастерской под руководством действительного члена Академии архитектуры академика К.С. Алабяна.

IMG_7881.JPG

Здание, рожденное совместным трудом архитекторов и инженера А.Кузьмина, было торжественно введено в эксплуатацию 15 декабря 1959 года. Оно удивляет своей легкостью и прозрачностью, и чем-то, возможно своим шпилем напоминает адмиралтейство в СПБ.

IMG_7885.JPG

Расположенный на самом берегу моря, морской вокзал органично вписан в береговой пейзаж и со стороны моря, и со стороны города и стал прекрасным украшением набережной Сочи. Прилегающая территория со стороны города, густо засажена экзотическими деревьями и кустарникам

IMG_7917.JPG

IMG_7925.JPG

Здание длинною в 114 м., построено на сваях. Говорят, при строительстве и х потребовалось 1000 штук. К основному зданию примыкает двухэтажная галерея с анфиладой беломраморных колонн, богато украшенных орнаментами.

IMG_7893.JPG

С права и слева от основного здания, в галерее находятся внутренние дворики, в центре которых стоят небольшие фонтаны.

IMG_7920.JPG

Фонтан Девочка.

В левом дворике – фигура девочки.

IMG_7921.JPG

Фигуру мальчика сфотографировать не удалось поэтому фото этого фонтана не будет, впрочем, как и фото внутреннего содержания вокзала с его богатым декором.

IMG_7927.JPG

Дело в том, что на момент моего посещения вокзала в нем отмечалась или происходила очередная гулянка и в здание никого не пропускала охрана.

IMG_7935.JPG

После моего препирательства с ними ситуацию смогла разрешить в мою пользу администратор что проходила мимо и была привлечена нашим диалогом. Вникнув в суть проблемы она дала команду стражам и подчиняясь ей они меня пропустили.

IMG_7929.JPG

Поднявшись на верх девушка подвела меня к фонтану, разрешила сделать пару кадров и попросила меня тут же покинуть здание дабы я своим присутствием не навредил ей. Площадка где стоял фонтан выглядела как открытый дворик с уютными столики кафе и ресторанов с прекрасным видом на море.

IMG_7930.JPG

Морской вокзал.

В центральном здании находится зал ожидания украшенный лепниной и росписью, чугунным литьем и картинами, часами и цветной керамикой. Вестибюль перед входом в зал морского вокзала так же поражает богатством отделки: колонны украшены майоликой, а полы выложены цветной мозаикой.

IMG_7898.JPG

Башня со шпилем из нержавеющей стали и высотой – 74 м, высота шпиля – 37,5 м
Башня состоит из трех ярусов. Каждый ярус украшен скульптурами. Все скульптуры в оформлении здания морского вокзала были выполнены в мастерской известного скульптора профессора В.И.Ингала.

IMG_7942.JPG

Первый ярус находится на высоте 20 м. Четыре скульптуры, расположенные на нем, это пятиметровые возлежащие женский фигуры, которые олицетворяют времена года: весну, лето, осень, зиму.
Зима

Второй ярус находится на высоте 26 м. Расположенные на нем стоящие в рост мужские фигуры высотой около 3 м. символизируют стороны света: север, юг, восток, запад.

IMG_7945.jpg

Скульптуры третьего яруса башни морского вокзала на высоте 35 м. выполнены в классической традиции и представляют собой резвящихся дельфинов - обитателей Черного моря, которые окружают основание шпиля.

IMG_7948.JPG


На вершине шпиля находится орден Отечественной войны.

IMG_7894.JPG

У здания в сквере разбиты розарии, растут пальмы и гималайские кедры.

IMG_7889.JPG

IMG_7940.JPG

IMG_7883.JPG

В сквере есть и другие морские композиции, сделанные из железа.

IMG_7884.JPG

IMG_7932.JPG

На момент моего посещения сочинский вокзал был закрыт от любопытных глаз и туристов. Билеты продаются в другом здании.

IMG_7934.JPG

Зазеркалье

IMG_7903.JPG


О том, что здесь была когда-то кипучая жизнь напоминаю лишь герои фильма Бриллиантовая рука что установлены у вокзала со стороны города в 2010 году.

IMG_7906.JPG

Авторами скульптур являются сочинцы В. Звонов и А. Бугаев.

IMG_7907.JPG

Грустные лица получились.

Морской порт Сочи

Морской порт Сочи уже несколько десятков лет притягивает туристов со всего мира. В последнее время, это место полюбилось многим приезжим, сюда заглядывают известные звезды шоу-бизнеса, политики, певцы, актеры, семьи, влюбленные парочки всех возрастов и это не удивительно. Морской вокзал расположен в самом сердце города и обойти его стороной невозможно, так же, как и удержаться от соблазна окунуться в его атмосферу. Порт – это место, где кипит жизнь! Место старинное, с богатой историей, ставшее пристанищем самых дорогих яхт в России, что и делает его роскошным, модным и популярным в 21 веке. Давайте заглянем в историю, узнаем, как все начиналось.

История морского порта Сочи

Вплоть до 30-х годов прошлого века в Сочи не было морского порта, несмотря на то, что город находится на берегу Черного моря. Все изменилось, когда Сталин затеял на территории Сочи громадную всесоюзную стройку. В это время были возведены дача вождя, оздоровительные санатории, Башня на горе Ахун и лечебница. Строительство сочинского морского порта началось в 1930-е года, когда по указу Сталина возвели причал на сваях длиной 200 метров. В 1934 году было образовано Сочинское управление морского флота, которое стало заниматься развитием местных и круизных пассажирских перевозок.

Реконструкция морского порта Сочи

В 2006 году началась масштабная подготовка курорта к участию в Олимпийских играх 2014 года. В связи с чем, началась реконструкция сочинского порта - пассажирских причалов и расширение круизного терминала. Работы, проведенные в рамках реконструкции, позволили расширить возможности приема круизных судов. В те года к Олимпиаде был построен южный мол, который защищает акваторию порта и пришвартованные у причала суда от штормовых волн.

Новый морской круизный терминал порта пропускает до 1200 пассажиров в час. Появилась возможность на пассажирских причалах одновременно принимать несколько круизных судов длиной до 300 метров и осадкой 8,80 метра. Паромный причал принимает пассажирский паром, длиной 135 метров и осадкой до 6,5 метра, увеличилось и количество пассажиров. После реконструкции административного здания порта, в нем появился торговый центр, выставочный комплекс и ресторан.

Морской вокзал Сочи

Симаков Константин" >

Морской вокзал Сочи по праву считается одним из символов курортного столицы России. Двухэтажное здание, возведенное в 1955 году, в полной мере олицетворяет классический монументальный стиль сталинской эпохи, хотя достраивали его уже при Хрущеве. В настоящее время объект включен в список архитектурных памятников федерального значения.

Морской вокзал с высоты птичьего полета

В ходе подготовки к зимней олимпиаде Сочи-2014 на расширенной территории порта появился новый Морской вокзал с усовершенствованной инфраструктурой. Он способен обслуживать современные круизные суда и пропускать до 1200 пассажиров в час. Старое здание Морвокзала отреставрировали и функционально переориентировали. Сегодня в нем располагаются бутики известных брендов, кафе, рестораны и зал ожидания. Перед фасадом, обращенным к морю, проходит модный променад, и находятся оборудованные стоянки для небольших судов — яхт, катеров, парусных лодок.

Расписание Морского вокзала Сочи 2022

История

Долгое время небольшие суда приходилось швартовать в устье реки Сочи, а более крупные — оставлять на рейде. Грузы и людей переправляли на берег лодками, что сопровождалось трудностями во время морских волнений и штормов.

Фасад Морского вокзала

Первый причал появился в 1872 году. Это была колесная конструкция, выдвигаемая в море или затягиваемая на берег в зависимости от погодных условий. Свайный причал появился позже. Он неоднократно разрушался и восстанавливался. В 30-е годы прошлого столетия соорудили волнолом и начали строительство морвокзала. Однако работы в 1941 году пришлось приостановить.

В послевоенное время Сочи стал превращаться в курортный город, в связи с чем повысился пассажиропоток. Возникла острая необходимость в реконструкции морского порта и строительстве полноценного вокзала. Монументальное сооружение торжественно открыли 15 декабря 1955 года.

Архитектура Морского вокзала

Уникальный объект построен по проекту заслуженных советских архитекторов — Каро Семеновича Алабяна и Леонида Борисовича Карлика. В работах принимали участие известные инженеры, скульпторы, художники.

Вид на Морской вокзал с моря

Наиболее эффектно Морской вокзал смотрится на расстоянии — с моря или со стороны нового пассажирского терминала.

Основная часть здания имеет два этажа. Над центральной частью возвышается трехъярусная башня со шпилем, увенчанным стилизованным орденом Отечественной войны. С одной стороны, шпиль выполняет функцию ориентира, с другой — является своеобразным морским символом классической русской архитектуры.

Шпиль на башне

По углам башни расположены аллегорические скульптуры работы лауреата Сталинской премии, талантливого мастера своего времени Владимира Иосифовича Ингала. Четыре 5-метровые женские фигуры, установленные на первом ярусе, символизируют времена года — лето, зиму, весну и осень. Четыре 3-метровые мужские статуи, размещенные на втором уровне, представляют собой образы сторон света — восток, юг, запад и север. Основание шпиля окружают скульптуры, изображающие резвящихся дельфинов.

Со стороны набережной вдоль всего здания расположена колоннада. Она придает сооружению своеобразную легкость. В образ другого фасада добавлен портик.

  • Общая длина Морского вокзала — 114 метров.
  • Количество заложенных в фундамент свай — около 1000.
  • Общая высота башни — 74 метра.
  • Длина шпиля — почти 38 метров.

Внутреннее пространство

На первом этаже Морского вокзала находятся магазины. На втором уровне располагаются точки общественного питания. В центральной части здания имеется зал ожидания и комната матери и ребенка.

После реконструкции архитектурного памятника к Олимпийским играм Сочи-2014 лестницы, лепнина и скульптуры стали выглядеть гораздо привлекательнее. Есть мнение, что от проектных интерьеров здесь мало что осталось.

В отделке внутреннего пространства использовался мрамор, а также ценные породы дерева, декоративные элементы из бронзы, богатая орнаментальная лепнина и множество скульптур. Стены были разрисованы в стиле счастливого и светлого советского будущего. Сегодня здесь можно увидеть майолику (панно из керамики, покрытой расписной глазурью), цветные мозаичные полы, восстановленную лепнину, массивные люстры, литые чугунные элементы и оригинальные часы.

Вид с набережной

Справа и слева от основного корпуса расположены галереи с внутренними двориками. В них установлены небольшие по размеру фонтаны с чашами, стилизованными под морские раковины. В одной из них размещена статуя девочки, в другой — мальчика. Обе скульптуры держат в руке рыбку.

Пространства крытых двориков изначально подготавливались для ресторанов, где можно было бы одновременно кушать, дышать свежим воздухом и созерцать морские пейзажи.

Привокзальная площадь

Фонтан с фигурой Навигации

Скульптурная группа семьи Горбунковых

Променад перед зданием Морского вокзала является излюбленным местом прогулок курортников. Особенно живописно здесь в вечернее время.

Днем на набережной встречается много назойливых граждан, предлагающих увлекательные морские прогулки на яхтах и катерах. Их услугами пользоваться не сто́ит, так как за левым крылом здания имеется касса, где билеты продаются в 2–3 раза дешевле.

Со стороны улицы Несербской находится сквер Кооперативный. В окружении пальм, кедров, розариев и зеленых газонов можно отдохнуть от курортной суеты, погулять по проложенным дорожкам, посидеть на скамейках или перекусить в кафе. На одном из участков растет сакура. На полянках виднеются фантасмагорические фигурки насекомых и рыб, а над сквером возвышается немного странная скульптурная композиция.

Интересные факты

Здание Морского вокзала Сочи имеет сходство с расположенным на берегу Невы-реки зданием Главного Адмиралтейства, построенным в стиле русского классицизма в начале XVIII века.

Прогулочный катер

До расширения порта и строительства нового терминала крупным круизным судам приходилось стоять на рейде в километре от берега. Пассажиров к ним переправляли на катерах.

Как добраться до Морского вокзала Сочи

Архитектурный памятник расположен в Центральном районе курортного города. От железнодорожного вокзала Сочи к нему можно дойти пешком. Дорога займет минут 10–15.

У Морского вокзала останавливаются:

  • автобусы — № 15, 24, 36, 101;
  • маршрутное такси — № 114.

Посмотреть схемы движения общественного транспорта можно на сайте. Составить собственный маршрут следования удобно на специальном интернет ресурсе.

В Сочи работают мобильные приложения такси Uber, Яндекс. Такси, Gett, Maxim и пр.

Читайте также: