Морские сражения первой мировой войны 1914 1918 таблица кратко

Обновлено: 08.07.2024

Первая мировая на морях и океанах

По пространственному размаху, количеству участвовавших и напряженности вооруженной борьбы на континентальных, океанских и морских театрах военных действий Первой мировой войне не было аналогов в предшествовавшей истории.

Наиболее интенсивные боевые действия велись: на Северном море, в северной части Атлантического океана, на Средиземном, Балтийском, Черном, Баренцевом и Белом морях. Кроме того, эпизодические военные действия, особенно в начальный период войны, а затем при выходе в океан одиночных германских крейсеров, развертывались в центральной и южных частях Атлантического океана, а также в Тихом и Индийском океанах и (в период неограниченной подводной войны) у атлантического побережья Северной Америки.

В базах Северного моря был сосредоточен основной состав флотов сильнейших морских держав – Англии и Германии.

Таблица 1


Главная военно-морская база германского флота Вильгельмсхафен располагала достаточными ремонтными средствами для кораблей всех классов и запасами снабжения. При этом подходы с моря прикрывались островной крепостью Гельголанд, в свою очередь являвшейся базой легких сил и гидроавиации.

Следует отметить, что довоенное базирование английского флота не отвечало поставленной перед ним задаче дальней блокады Германии и явно отставало от строи­тельства самого флота.

Отсутствие хорошо оборудованных баз в северной части моря поставило в начале войны Гранд-флит в трудное положение, и только наличие удобных укрытых якорных стоянок позволило флоту находиться в этой части моря. Перед войной главной базой английского флота являлся Портсмут, базой флота — Плимут (Девонпорт). Эти базы были укреплены с моря и имели доки, ремонтные средства и запасы материально-технических средств.

Пунктами базирования служили Дувр и Портленд. На юго-восточном побережье Англии (устье Темзы) располагался военно-морской район Нор с базами Чатам и Ширнесс. На восточном побережье Англии в глубине залива Фёрт-оф-Форт оборудовалась база Розайт, а в заливе Мори-Фёрт было начато строи­тельство базы Кромарти. Однако расположение всех этих баз мирного времени не отвечало главным задачам, стоявшим перед английским флотом, установить дальнюю блокаду Германии и не дать противнику возможности действиями минных флотилий и подводных лодок ослабить силы английского флота. Поэтому непосредственно перед началом войны главные силы английского флота были переведены в обширную укрытую бухту Оркнейских островов – Скапа-Флоу.

В начале войны на западном побережье Шотландии в качестве пунктов базирования временно (до оборудования Скапа-Флоу) были использованы бухта Лох-Ю и залив Лох-на-Кил. На Шетландских островах для базирования легких сил, обеспечивавших с 1917 г. скандинавские конвои, использовался порт Леруик (Лервик).

Важным рубежом, отделявшим Англию от континента, являлся Английский канал (пролив Ла-Манш) – узел важнейших морских путей. Через канал осуществлялись все грузовые и войсковые перевозки из Англии во Францию и проходил путь из Атлантики к восточным портам Англии. В то же время Английский канал с Дуврским проливом являлся кратчайшим путем для выхода германских подводных лодок на западные морские пути Англии.

На побережье Английского канала располагались также главная военно-морская база французского флота Брест и база Шербур. Вследствие того, что главные силы флота действовали на Средиземном море, эти базы имели второстепенное значение

На восточном побережье Англии была создана развитая сеть гидроаэродромов, а для защиты непосредственных подходов к портам установ­лены береговые батареи.

В течение всей войны Северное море оставалось районом базирования главных сил военно-морских флотов Англии и Германии. Вместе с северо-восточной частью Атлантического океана, Английским каналом и подходами к нему с запада оно являлось важнейшим из морских театров военных действий, хотя решающих боевых столкновений между сосредоточенными здесь флотами не произошло.

Со вступлением в войну Италии превосходство в силах на Средиземном море оказалось на стороне Антанты. Англия не могла выделить значительных сил для действий на Средиземном море. Однако здесь были сосредоточены главные силы французского флота, что позволяло блокировать австрийский флот в Адриатическом море.

Таблица 2


Рассматривая проблему базирования флотов, следует отметить, что главной военно-морской базой английского флота на Средиземном море являлась Ла-Валлетта на острове Мальта, который был хорошо укреплен. Базой флота служил Гибралтар, а временной базой являлась Александрия.

Оценивая в целом систему базирования английского флота на Средиземном море, следует признать, что она обеспечивала его боевую деятельность, однако в период Дарданелльской операции сказалось отсутствие баз в районе Эгейского моря.

Главной военно-морской базой французского флота являлся Тулон. При этом база располагала всеми судоремонтными средствами и большими запасами материально-технических средств. Бизерта служила базой для всех классов кораблей, Алжир использовался, в основном, для базирования миноносцев, а Оран являлся пунктом бази­рования.

Существовавшая система базирования в целом обеспечивала действия французского флота в западной части Средиземного моря. Для действий в Адриатическом море французский флот базировался на Ла-Валлетту.

Главной базой итальянского флота в Средиземном море являлась Специя. При этом Таранто был главной базой итальянского флота на Адриатическом море. В качестве базы флота использовался также Неаполь. Временными базами служили порты на восточном побережье Италии: Бриндизи, Анкона, Венеция.

Что касается систем базирования итальянского флота, то она обеспечивала боевые действия в сред­ней части Средиземного моря, однако на Адриатическом море была недоста­точно развитой.

Определенный интерес представляет система базирования в Средиземном море австро-венгерского флота. его главная военно-морская база Пола имела укрытую стоянку для кораблей всех классов, несколько доков и ремонтные мастерские. Пунктом базирования с ограниченными ремонтными средствами являлся Котор. Непосредственная близость к черногорской границе допускала до 1916 г. возможность обстрела этой базы артиллерией. С моря подходы к заливу Котор были защищены береговой артиллерией. В ходе войны оборудование базы Котор было улучшено. Здесь базирова­лась большая часть германских подводных лодок, действовавших в Средиземном море.

Как известно, Баренцево и Белое моря, вследствие суровых климатических условий в зимний период покрываются в значительной своей части плавучими льдами. В это время только Баренцево море у западной части Кольского побережья не замерзает и доступно для плава­ния круглый год.

На протяжении всей войны важное значение для России имел Балтийский морской театр военных действий, откуда противник, обладавший сильным флотом мог угрожать всему русскому прибалтийскому побережью, включая район Петербурга.
Кроме того в море упирался северный фланг русско-германского фронта.

Сложные навигационные и гидрометеорологические условия и продол­жительный ледостав затрудняли ведение боевых действий и ограничивали использование военно-морских сил. В то же время небольшие размеры моря позволяли в сравнительно короткие сроки осуществлять развертывание сил для операций, а также облегчали взаи­модействие различных классов кораблей.

Большое стратегическое значение имел Финский залив, на восточном побережье которого находилась столица России. Опорой морской обороны залива и основной ремонтной базой флота перед войной являлся Кронштадт, однако базирование на Кронштадт было затруднено из-за продолжительного ледостава. Особое значение для оборону Финского залива имели узкое место залива между островом Нapген и полуостровом Порккала-Удд, а также Або-Аландский и Моонзундский районы, занимавшие фланговое положение ко входу в залив и обеспечивавшие выход флота для действий в открытом море. Або-Аландекий шхерный район использовался для базирования легких сил, а Моонзундский район, не имевший к началу войны никаких средств для базирования и обороны, прикрывал вход в Рижский залив.

Главной базой русского флота на Балтийском море являлся Гельсинг­форс с рейдом и крепостью Свеаборг. Однако Гельсингфорс не был достаточно укреплен и оборудован для базирования флота. Внутренний рейд был неудобен для больших кораблей, поэтому линейные корабли вынуж­дены были стоять на незащищенном внешнем рейде. Что касается судоремонтных средств, то они были незначительны: единственный на Бал­тийском море сухой док для линейных кораблей находился в Кронштадте. Ревель также имел ограниченные ремонтные возможности: намеченное здесь строительство и оборудование главной, хорошо защищенной базы Бал­тийского флота (крепость Петра Великого) было перед войной только начато.

Как пункты базирования легких сил русского флота использовались Балтийский Порт, Рогонюль (с 1915 г.) и Усть-Двинск. Якорными стоянками служили рейды Порккала-Уддский [Лапвик], Эрё, Утё, Вердер [Куйваст].

Передовые базы и опорные пункты Либава и Виндава согласно плану в начале войны были оставлены русским флотом, а в 1915 г. заняты противником.

Для Германии значение Балтийского театра возрастало в связи с тем, что при наличии почти круговой блокады Балтийское море с его пролив­ной зоной оставалось единственным путем для перевозки из Швеции железной руды и другого сырья, в которых Германия остро нуждалась.

Германский флот располагал на Балтийском море развернутой системой базирования с достаточными ремонтными средствами. При этом главной базой являлся Киль. Благодаря наличию Кильского канала эта база как ремонт­ная и тыловая имела большое значение и для Северного моря. В качестве баз использовались Данциг с хорошо укрытым рейдом Путциг, пункт базирования Пиллау, а с середины 1915 г. – Либава. Следует подчеркнуть, что соотношение постоянных сил флотов на Балтийском море было в пользу русского флота.

Таблица 3


Однако германское командование имело возможность в случае необходимо­сти переводить значительные силы флота Открытого моря через Кильский канал и создавать, таким образом, большой перевес в силах. Так, в 1915 г. был осуществлен перевод кораблей из Северного моря для прорыва в Рижский залив , а в 1917 г. – для Моонзундской операции.

Учитывая возможность быстрого сосредоточения на Балтийском море главных сил германского флота, русское командование исходило из общего соот­ношения сил флотов и ставило перед своим флотом оборонительные задачи, важнейшей из которых являлась оборона побережья и прикрытие подступов к столице с моря.

Нельзя не отметить, что оборудование Балтийского театра к началу войны было недостаточ­ным и явно не отвечало задачам, поставленным перед русским флотом.

Основой обороны Финского залива в начале войны была Центральная минно-артиллерийская позиция — минное заграждение, выставленное в узкости залива и прикрытое с флангов батареями на острое Нарген и у Порккала-Удда. Непосредственно к ней примыкала флангово-шхерная позиция к западу от Порккала-Удда, где в первые дни войны были выставлены мины и установлены батареи. Береговая оборона Центральной позиции не обеспечивала прочного прикрытия флангов. Оборона позиции возлагалась на флот, главные силы которого развертывались в тылу позиции в ожидании боя с германским флотом при его прорыве в Фин­ский залив.

Развертывание в 1914 г. неактивных действий в средней и южной частях моря потребовало усиления оборудования театра с целью обеспечить оборону Финского залива. Были построены батареи в районах острова Нарген и Ревеля, две батареи на острове Вормс и батарея на полуострове Порккала-Удд.

Для расширения базирования легких сил и подводных лодок в районах Або-Аландских шхер и Моонзундского архипелага в конце 1914 г. начались интенсивные работы, которые продолжались и в последующие годы.

Оценивая состояние обороны побережья Германии в начале войны, следует признать ее стабильной. В ходе войны на побережье была создана широкая сеть гвдроаэродромов, радиостанций и радиопеленгаторных станций. Оборонительные минные заграждения ставились главным образом в проливной зоне и на подходах к своим базам, активные минные заграждения – в северной части Балтийского моря с целью заблокировать русский флот в Финском заливе.

Переходя к рассмотрению Черноморского театра военных действий, следует отметить, что если оборудованию Балтийского морского театра военных действий (ТВД) перед Первой мировой войной уделялось более или менее достаточное внимание, то о Черноморском ТВД этого сказать нельзя. Отношение высшего военного руководства России к последнему, как второстепенному театру военных действий, отрицательно сказывалось не только на строительстве кораблей, но и организации системы базирования.

Между тем ограниченные размеры Черного моря, а следовательно и сравнительно небольшие расстояния до важнейших объектов противника (от Севастополя до Босфора 280 миль) обусловливали возможность быстрого развертывания сил в любом районе.

Главной базой Черноморского флота являлся Севастополь, пунктами базирования – Одесса и Батум, тыловой ремонтной базой – Николаев. При этом относительно оборудована была только главная база флота. Однако с моря Севастополь был слабо укреплен. Поэтому безопасность находившихся в Севастополе кораблей в военное время не гарантировалась. Недостаточно был оборудован и сам порт. Остальные базы находились в крайне неудовлетворительном состоянии. Военное ведомство, которому они подчинялись до 1910 г., неоднократно требовало ликвидировать укрепления в Батуме (Батуми) и Очакове и только решительное выступление Морского министерства против такого необдуманного решения позволило сохранить их в качестве возможных пунктов базирования флота во время войны.

Батум имел важное значение не только как пункт базирования флота, но и как транспортно-перегрузочный пункт для снабжения Кавказской армии. Усиленные оборонительные работы по укреплению Батума нача­лись лишь в ходе войны. Береговая оборона была усилена полевыми орудиями, наблюдательным постом и на подходах к порту — минными заграждениями. Была оборудована база гидроавиации, а крепостная артиллерия Батума, имевшая недостаточную дальность стрельбы, в конце 1914 г. получила на усиление новые орудия.

Кроме перечисленных укрепленных пунктов, береговые батареи были установлены у Одессы, на Тендровской косе, у Ак-Мечети, Евпатории, Ялты, Феодосии, Новороссийска, Туапсе, Сочи, Гагр, Сухуми, Поти.

К началу войны в России имелось несколько радиостанций, ряд новых станций был построен в ходе войны.

Сеть постов наблюдения и связи получила широкое развитие, все при­брежные пункты были связаны между собой телеграфной и телефонной связью. Была развита аэродромная сеть.

Самым серьезным недостатком системы базирования сил флота на Черноморском ТВД являлось отсутствие хорошо оборудованной и защищенной военно-морской базы на Кавказском побережье.

Основным противником России на Черноморском ТВД являлась Турция.

К началу войны Турция имела единственную на ТВД базу флота – Константинополь, а с 1915 г., когда на стороне Центральных держав выступила Болгария, для временного базирования использовалась (в частности, подводными лодками) Варна.

Таблица 4


На азиатском берегу пролива со стороны входа из Черного моря имелось восемь фортов и береговых батарей – всего до 50 орудий калибра от 150 до 80 мм; на европейском берегу также восемь фортов и батарей – всего свыше 20 орудий калибра от 150 до 350 мм.

Минная оборона Босфора была организована еще до начала войны. Три ряда управляемых с берега мин были поставлены поперек пролива в узкости между Румели-Кавак и Агадолу-Кввак. При этом проход был оставлен с восточной стороны. Несколько рядов мин были поставлены севернее Анадолу-Кавак, а несколько отдельных минных банок – вдоль азиатского берега. Непосредственно у входа было поставлено заграждение поперек пролива. Мины также были поставлены вблизи Кильоса.

Длина пролива Дарданеллы 35 миль, ширина две-три мили, глубина по оси пролива 50 - 100 м; узкость у Чанаккале имеет ширину восемь кабельтов.

Укрепления Дарданелл состояли из ряда батарей, которые располагались у самого побережья и разделялись на внешние и внутренние. Промежуточные батареи, расположенные на высотах, имели орудия (большей частью полевые и мортиры) калибра не свыше 150 мм.

К началу военных действий оборона пролива включала ряд старых открытых фортов постройки 1877- 1878 гг., вооруженных устаревшими пуш­ками, несколько батарей. Дальность стрельбы орудий не превышала девяти км. Общее число орудий доходило до 100. В ходе войны оборудование было обновлено и расширено, особенно в связи с Дарданелльской десантной операцией англо-французского флота.

При подходе к проливу со стороны Эгейского моря корабли против­ника прежде всего попадали в зону огня фортов и внешних батарей Кумкале и Седдюльбахир, установленных у самого входа в пролив. На вооружении этих фортов и батарей было 26 орудий, в том числе 16 – калибра 240 - 280 мм.

Подходя к траверзу батарей Седдюльбахир, корабли выходили из-под обстрела батареи Кумкале, но оставались в зоне огня батарей и форта Седдюльбахир. Подобная система расположения орудий позволяла вести обстрел как поперек, так и вдоль пролива, в корму прорывающимся в пролив кораблям.

Далее вдоль азиатского и европейского берегов располагались промежуточные батареи (85 орудий калибра 120 – 210 мм. В их числе находилась батарея Дарданос на высоком холме азиатского берега у бухты Кепез-Лиманы, обстреливавшая пролив в обе стороны на предельную дальность стрельбы.

Основу обороны пролива составляли сильные внутренние батареи, рас­положенные по обе стороны узкой части пролива до Чанаккале. На азиат­ском берегу находились береговые батареи Хамидие I и Чименлик, на европейском — Румели, Хамидие II, Намазгях. Кроме того, севернее Чанаккале на азиатском берегу до узкости Награ имелось три форта, также входивших в общую систему обороны узкости пролива.

Все внутренние форты и батареи имели 88 орудий, в том числе 12 ору­дий калибра 280 - 355 мм, 57 орудий от 210 до 260 мм. Особенно сильно укрепленными были батареи новейшей постройки — Хамидие I на азиат­ском берегу и против нее Хамидие II — на европейском. Управление огнем батарей, как и все руководство морской обороной пролива, осуществлялось немецкими офицерами.

Оценивая соотношение сил сторон на море к началу Первой мировой войны, следует отметить, что объединенные военно-морские силы Антанты (Англия, Франция и Россия) значительно превосходили военно-морские силы Союза Центральных государств как в целом, там и на большинстве морских ТВД.

С учетом кораблей, находившихся в постройке, флоты государств Антанты превосходили военно-морские силы Германии и ее союзников по новым линейным кораблям в два раза, по линейным крейсерам в 2,5 раза, по эскадренным миноносцам – в 2,5 раза, по подводным лодкам - в три раза.

Кроме того, флоты Антанты имели более развитую систему базирования и лучшее стратегическое положение на большинстве морских театрах военных действий.

Сражения Первой мировой войны

Порой сражения Первой мировой войны 1914 – 1918 годов принимали невероятный масштаб. В них участвовали миллионы человек, а длились они иногда по несколько месяцев. Потери были ужасающими, но обе стороны сражались ожесточённо. Информацию об основных сражениях Первой мировой войны кратко можно найти в таблице ниже.

Факты о Первой мировой

1914 год

Наиболее важными сражениями Первой мировой войны в 1914 году были битвы при Танненберге и на Марне, а также Галицийская битва. В хоте битвы при Танненберге германская армия нанесла сокрушительное поражение российским войскам. Галицийская битва была намного более удачной, в ней также принимала участие российская армия, но в этот раз она сражалась против Австро-Венгрии, и очень успешно – к Российской империи были присоединены обширные территории, а австрийцы потеряли около 300 тысяч человек убитыми и 100 тысяч пленными.

Битва на Марне

Битва на Марне (1914)

После этого сражения в русской армии окончательно сформировалось мнение о противнике – германские войска считались серьёзным врагом, а к австрийцам относились пренебрежительно, полагая, что они не умеют действительно хорошо воевать. Но это всё Восточный фронт, а на Западном ситуация едва не вышла из-под контроля, так как Германия уверенно теснила Францию. Положение спасли англичане, которые совместно с французами дали немцам бой на Марне, продлившийся около недели. Союзникам удалось одержать победу, но воспользоваться её плодами и обратить их себе на пользу они так и не сумели, так что вскоре Германия оправилась от нанесённого ей поражения.

1916 год

В течение 1915 года крупных сражений не было, все участники копали окопы и сидели в них месяцами – война стала позиционной. Но в 1916 году состоялось сразу несколько крупных сражений Первой мировой войны – Верденская битва, Ютландская морская операция и Брусиловский прорыв. Битва за Верден стала самой долгой в Первой мировой, они продлилась около 10 месяцев, и Франция едва не проиграла её Германии – её спасло то, что контрнаступление русское армии на Восточном фронте связало руки австро-венграм, готовым уже прийти немцам на подмогу.

Верденская битва

Гора артиллерийских гильз во время битвы под Верденом

Это контрнаступление и получило название Брусиловского прорыва, по имени командовавшего им генерала Брусилова. Он, впрочем, не сумел достичь поставленной перед ним задачи – полностью разгромить Австро-Венгрию и вывести её из войны, но всё равно противнику было нанесено несколько очень тяжёлых поражений, а Франция оказалась спасена. Что же до Ютландского сражения, но это была крупнейшая морская битва Первой мировой. Немецкий флот пытался прорвать морскую блокаду, установленную Великобританией. Правда, у него не получилось этого сделать, несмотря на то, что тактически победа в бою осталась за флотом Германии. Блокада сохранилась, и это оказало заметное влияние на дальнейший ход событий.

Первая Мировая война 1914 1918

1917 год

Наступление Нивеля

Робер Нивель

Наступление Нивеля стало символом бесполезных человеческих жертв, так как план Робера Нивеля не сработал, и прорвать германский фронт союзникам не удалось. Сам Нивель в итоге был снят с должности, а из-за огромных потерь во французской армии (французы потеряли 187 тысяч человек, англичане – около 160 тысяч, русские – более 5 тысяч из 20 участвовавших) в ней начались мятежи и случаи неповиновения, участилось дезертирство, а в Париже начались забастовки и протесты. Сам Робер Нивель после этого был переведён на службу во французские колонии в Африке. Интересно, что годом ранее, во время Верденской мясорубки, именно Нивель командовал обороной, и отчасти благодаря ему французам удалось остановить германское наступление.

1918 год

После того, как в 1917 году в Первую мировую войну на стороне Антанты вступили США, положение Германии и её союзников стало ухудшаться. Окончательный перелом наступил 8 августа 1918 года, когда объединённые силы Франции, Великобритании, Канады, США, Австралии и Бельгии начали так называемое Стодневное наступление на Германию. Россия в нём не участвовала, так как она вышла из войны ещё 3 марта 1918 года, подписав с Германией сепаратный Брестский мир. Само Стодневное наступление было серией сражений Первой мировой войны, положивших конец германскому сопротивлению. Отступающие немцы разрушали всё, что могли, чтобы осложнить противникам жизнь, особенно тоннели, мосты и железные и шоссейные дороги, применяя тактику выжженной земли.

Стодневное наступление

Американские войска, Стодневное наступление

Столь широкомасштабное событие не могло обойтись без сражений, где участвовали сразу сотни тысяч человек. Мы рассмотрим лишь основные сражения Первой Мировой войны, вспомнив, где они проходили и чем закончились.

Основные сражения Первой мировой войны в таблице – морские и военные

Битвы 1914 года

Крупнейшее сражение 1914 года на Восточном фронте произошло в Галиции. Оно длилось с августа по сентябрь. В сражении приняло участие более 2 млн. человек. Россия потеряла 230 тысяч убитыми, а Австро-Венгрия 325 тысяч, включая пленных.

Не менее масштабным было российское наступление в Пруссии. Битва при Таненберге прошла с 26 по 30 августа между 2-й русской армией и германскими войсками. Войска Пауля фон Гинденбурга, несмотря на храбрость русских солдат, наголову разгромили наступавшие русские части генерала Самсонова, который не смог принять это поражение и покончил с собой.

Основные сражения Первой мировой войны в таблице – морские и военные

Рис. 1. Генерал Самсонов.

Битвы 1916 года

В 1915 году окопная война достигла своего пика. Продвижение на 5-10 км. считалось подвигом. Все изменилось в 1916 году.

Брусиловский прорыв, случившийся на Восточном фронте, стал лучшей военной операцией русского командования за все время войны. Генералом Брусиловым был разработан план наступления на австрийские позиции.

Основные сражения Первой мировой войны в таблице – морские и военные

Рис. 2. Генерал Брусилов.

Ночью копались траншеи и маскировались, дабы приблизиться к позициям врага и внезапно атаковать. В июне 1916 года началось широкомасштабное наступление, которое перенесло линию фронта на десятки, а местами и сотни километров на запад. Однако вывести из войны Австро-Венгрию так и не удалось.

Главное морское сражение произошло в Северном море возле полуострова Ютландия между флотами Германии и Британии в соотношении кораблей 99 к 148. Потери были весомыми. Немцы потеряли 11 кораблей и 3000 человек экипажа, англичане потеряли 14 суден и порядка 7000 моряков. Явной победы не одержал в этой битве никто.

В 1916 году также произошла и битва на Сомме. Она примечательна тем, что там впервые были использованы танки при британской атаке.

Основные сражения Первой мировой войны в таблице – морские и военные

Рис. 3. Танки на реке Сомма.

Битва 1917 года

Самой значимой битвой предпоследнего года войны стала операция Нивеля. Британия и Франция готовили наступление с целью переломить ход войны. На Западном фронте в местах наступления были стянуты огромные силы, превосходящие немцев, однако, прорвать линию фронта так и не удалось. Антанта потеряла более 340 тысяч человек, а немцы более 160 тысяч.

В России к 1917 году произошли сложные политические процессы внутри страны, что окончательно вывело ее из войны и на Восточном фронте возникло затишье.

За исключением нескольких крупных столкновений, мало что известно о войне на море во время Первой мировой войны . В статье представлена ​​хронология событий, касающихся морских операций на протяжении всего конфликта. Мы увидим, что война бушевала и на семи морях.

Резюме

1914 г.


Английские крейсеры Aboukir и Hogue потоплены подводной лодкой U-9 .

Ла-Манш и Северное море

  • 9 августа - Немецкая подводная лодка U-15 протаранила и потопила вспомогательный крейсер HMS Birmingham .
  • 28 августа - Морское сражение за Гельголанд , первое морское сражение Первой мировой войны. В нем участвовали элементы двух крупнейших мировых флотов: Grand Fleet (английский флот) и Kaiserliche Marine (немецкий флот). Эти события повлияли на всю стратегию и ход военных действий на море во время Первой мировой войны.
  • 23 сентября - Немецкая подводная лодка U-9 топит крейсера HMS Cressy , HMS Hogue и HMS Aboukir .
  • 16 октября - U-9 входит в базу потока Скапа, но не попадает в цель.
  • 17 октября - HMS Undaunted потопил 4 немецких эсминца.
  • 18 октября - HMS Hawke, торпедированный U-9.
  • 26 октября - Французский пароход Amiral-Ganteaume, на борту которого находилось 2500 бельгийских беженцев, был торпедирован подводной лодкой, но его можно было отбуксировать в Булонь.

Средиземноморье

  • 4 августа - Немецкие крейсеры Goeben и Бреслау бомбардируют Bone и Philippeville .
  • 8 августа - В Адриатике , Antivari бомбардировке австрийских судов.
  • 16 августа - Австрийский крейсер Zenta встречает французскую военно-морскую армию во время битвы с Antivari . Он потоплен во время боя.
  • 13 сентября - Немецкий крейсер Hela потоплен британской подводной лодкой E-9.
  • 13 декабря - Британская подводная лодка B-11 торпедировала турецкий линкор Messoudieh .
  • 21 декабря - Линкор Жан Барт торпедирован U-12; он едет на Мальту за репарациями.
  • 24 декабря - Французская подводная лодка Curie попадает в сети, защищающие австрийскую базу в Пола .

Балтийское море

  • 26 августа - Крейсер SMS Magdeburg сел на мель перед Оденсхольмом .
  • 11 октября - Русский крейсер " Паллада" подскакивает на мине .
  • 17 ноября - Линейный крейсер SMS Friedrich Carl попадает в 2 мины и тонет.

Атлантический океан

  • 13 ноября - француз Брюа бомбардировал Викторию (Камерун).
  • 8 декабря - Битва за Фолклендские острова .

Черное море

Далекие моря

Путешествие эскадры графа фон Шпее по Тихому океану в 1914-1915 годах и сражения, которые она там вел.

  • 20 сентября - SMS Koenisberg топит HMS Pegasus на Занзибаре .
  • 22 сентября - Крейсеры SMS Gneisenau и Scharnhorstобстреляли Папеэте и потопили канонерскую лодку Zélée .
  • 28 октября - Крейсер SMS Emden топит русский крейсер Jemtchoug и торпедный катер Mousquet во время боя при Пенанге .
  • 1 - й ноября - Битва Коронель .
  • 9 ноября - Уничтожение капера СМС Эмден во время битвы на Кокосовых островах .
  • 10 ноября - Крейсер SMS Koenisberg поврежден кораблями HMS Chatham , Weymouth и Goliath .

1915 г.

Ла-Манш и Северное море

  • 1 - го января - 2 вечера 30 утра, ночь полнолуния, линкор HMS Formidable плавал со скоростью 10 узлов, не меняя направления. В результате этого маневра подводная лодка U-24 потопила его торпедой перед Стартовой точкой.
  • 24 января - Битва при Доггер-банке .
  • 10 марта - U-12 протаранил и потопил HMS Ariel у залива Ферт-оф-Форт .
  • 18 марта - U-29 поднялся на борт и потоплен HMS Dreadnought у залива Ферт-оф-Морей.
  • 30 марта - Французский эсминец Sainte-Jehanne (капитан фрегата Винно) направляет и топит U-37 (лейтенант Вилкер) у Фекама.
  • 25 апреля - первая немецкая подводная лодка U-21 покидает Гельголанд в Средиземное море.
  • 16 августа - UB-4 атакует британский парусник, Инверлион ; это здание оказывается Q-кораблем, кораблем-ловушкой и топит атакующего с помощью 9 выстрелов.

Средиземноморье


План франко-английского военно-морского нападения 18 марта 1915 г. на пролив Дарданеллы.

Балтийский

  • 25 января - Немецкие крейсера SMS Augsburg и Gazelle подорваны минами. Второй никогда не ремонтируется.
  • 25 марта - Немецкая эскадра обстреливает Куршское побережье .
  • 2 июля - Битва за остров Готланд
  • 2 июля - SMS Pommern торпедирован британской подводной лодкой
  • 28 октября - Британская подводная лодка E-8 торпедировала SMS Prinz Adalbert . 3 выживших.
  • 17 ноября - Затонувший крейсер SMS Bremen .


Атлантический

Черное море

Далекие моря

  • 11 июля - СМС Кенисберг разрушен в реке Руфиги.

1916 г.

Ла-Манш и Северное море


Линейный крейсер HMS Invincible , затонувший в Ютландии .

  • 31 мая - Ютландская битва .
  • 5 июня - Линкор-крейсер HMS Hampshire столкнулся с миной у Оркнейских островов . Лорд Китченер среди жертв.
  • 14 июля - U-51 торпедируется британской подводной лодкой H-5.
  • 25 августа - HMS Duke of Albany торпедирован.
  • 27 октября - Торпеда HMS Nubian в проливе Ла-Манш; перед уничтожением, но удалось вернуть в порт. Будет частью HMS Zubian .
  • 8 ноября - HMS Zulu подорвался на мине перед Дувром; тыл разрушен, но его удалось вернуть в порт. Будет частью HMS Zubian .
  • 15 ноября - HMS Newcastle подорвался на мине у входа в залив Ферт-оф-Форт.

Средиземноморье


Французский линкор Gaulois перевернулся и затонул после торпедирования

Читайте также: