Морская авиация кратко назначение

Обновлено: 05.07.2024

морска́я авиа́ция — один из наиболее манёвренных родов сил ВМФ. В иностранных государствах М. а. называется авиацией ВМС. Предназначена для уничтожения надводных кораблей в море и на базах, поиска и уничтожения подводных лодок противника, постановки минных заграждений, обеспечения высадки десантов, содействия сухопутным войскам на приморских направлениях, ведения воздушной разведки, выдачи целеуказания в интересах применения оружия силами флота и решения других задач. Подразделяется на базовую (береговую) и палубную (корабельную).

Впервые авиация в боевых действиях на море применялась в Первую мировую войну, и её влияние на ход борьбы на море оценивалось достаточно высоко. Она выполняла воздушную разведку, корректировку артиллерийского огня при стрельбе надводных кораблей по береговым объектам, наносила удары по надводным кораблям и военно-морским базам, а также вела борьбу с авиацией противника. В целях увеличения радиуса действия самолётов в море в русском и иностранных флотах использовались авиатранспорты (предшественники современных авианесущих кораблей). Они имели на борту несколько гидросамолётов, которые спускались с корабля на воду для взлёта и поднимались на корабль с воды после посадки. Первые подразделения М. а. в России были сформированы в составе Балтийского и Черноморского флотов в 1912—1914. В 1915—1916 на вооружение поступили отечественные летающие лодки М-5 и М-9 Д. П. Григоровича, отличавшиеся высокими для того времени лётными характеристиками (см. Григоровича самолёты). Всего к началу 1917 русская М. а. имела в своём составе 269 самолётов. Регулярные части советской М. а. были созданы в 1918 и принимали участие в Гражданской войне, взаимодействуя с кораблями и войсками в боях под Петроградом, на Балтике, Чёрном море, на реках Волга, Кама, Северная Двина и Онежском озере. В 20-е гг. М. а. перешла на единые с сухопутной авиацией формы организационной структуры. Её развитие осуществлялось в общем едином процессе развития ВВС. Специфичность боевого назначения и тесная связь М. а. с флотом требовали реорганизации её управления. В 1935 соединения и части М. а. были выведены из ВВС РККА и включены в ВМС РККА. С образованием 1 января 1938 Наркомата ВМФ определилось положение М. а. как одного из основных родов сил флота. М. а. стала называться на первом этапе ВВС ВМФ, а в последующем — авиацией ВМФ. В середине 30-х гг. были созданы ВВС Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского и Северного флотов. Значение М. а. особенно возросло к 1938—1940, она стала одной из главных составных частей ВМФ СССР.

Незадолго до начала Второй мировой войны появились новые классы и подклассы самолётов: штурмовики, торпедоносцы, пикирующие бомбардировщики. В связи с этим создаются и новые роды сил М. а. — штурмовая и минно-торпедная авиация. Штурмовая авиация предназначалась для поражения живой силы и техники, а также малых кораблей и транспортов в море и на базах, минно-торпедная — для уничтожения крупных надводных кораблей (преимущественно в море), конвоев и для постановки активных минных заграждений. В Великобритании, Японии и США М. а. входила в состав флотов на правах самостоятельного рода сил. В период между мировыми войнами М. а. ведущих зарубежных стран развивалась как авианосная, в СССР — преимущественно как базовая. В этот период в составе М. а. иностранных государств произошли значительные изменения, в том числе и в соотношениях между различными родами авиации. Количественно состав авиации за этот период вырос в большинстве стран в 2 раза, качественные же изменения шли прежде всего по линии улучшения лётно-тактических свойств различных типов самолётов, в первую очередь увеличения скорости, продолжительности и высоты полёта, повышения мощности бомбового, торпедного, минного и огневого залпа, улучшения манёвренных и лётных качеств самолётов. Скорость полёта самолётов увеличилась более чем в 2,5 раза, практический потолок, бомбовый (торпедный, минный) залп и продолжительность полёта возросли в 1,5 раза. Торпедоносцы имели горизонтальную скорость полёта 225—275 км/ч, потолок 4000—5000 м, хорошую манёвренность и вооружались 350-мм или 450-мм торпедой массой 600—1000 кг. Увеличились скорость и потолок истребительной авиации до 350—400 км/ч и 8—10 тыс. м соответственно. Истребители вооружались пулемётами (2—4) и пушками (1—2).

Во Второй мировой войне М. а. была одной из главных ударных сил на морских театрах военных действий. Действия М. а. с авианосцев позволили не только повысить динамику и эффективность вооруженной борьбы на море, но и распространить воздушную и минную угрозу на обширные пространства океанских и морских театров. Значительным парком палубных истребителей и бомбардировщиков располагали США, Великобритания, Япония. К началу Великой Отечественной войны на вооружении авиации советские ВМФ состояли дальние торпедоносцы-бомбардировщики (ДБ-3, ДБ-3Ф), бомбардировщики (СБ, ТБ-3, Ар-2), истребители (И-15бис, И-16, И-153, Як-1, МиГ-1), гидросамолёты (МБР-2, Че-2). Всего в составе авиации ВМФ имелось 2824 боевых самолёта. В ходе войны произошло её перевооружение. Основными типами самолётов стали торпедоносцы и бомбардировщики Ту-2 и Ил-4, пикирующие бомбардировщики Пе-2, штурмовики Ил-2, Ил-10, истребители Як-3, Як-7, Як-9, Ла-5, Ла-7.

В ходе Великой Отечественной войны М. а. советских вооруженных сил активно участвовала в решении боевых задач, возложенных на ВМФ, привлекалась к выполнению заданий командования на сухопутных фронтах. Лётчики М. а. за годы войны произвели свыше 380 тысяч боевых вылетов, сбросили на врага свыше 40 тыс. т бомб и 1371 торпеду, выставили 2428 мин, потопили 778 и повредили 800 кораблей с десятками тысяч солдат и офицеров противника и сотнями тысяч тонн различных грузов, что составляет 2 /3 от общего количества потопленных и повреждённых кораблей противника всем ВМФ СССР; сбили в воздушных боях и уничтожили на аэродромах около 5500 самолётов противника. В августе 1941 морские лётчики под командованием Е. И. Преображенского нанесли первые удары по Берлину. Важнейшими принципами применения М. а. были концентрация усилий на главных направлениях и по важнейшим объектам, экономия сил, внезапность нанесения ударов, скрытность подготовки действий. В годы войны 57 соединений и частей М. а. награждены орденами, 25 частей стали гвардейскими, 259 лётчикам присвоено звание Героя Советского Союза, пятеро удостоены этого звания дважды (Б. Ф. Сафонов, В. И. Раков, Н. В. Челноков, Н. Г. Степанян, А. Е. Мазуренко). Из более чем 500 таранов, совершённых советский лётчиками, 38 принадлежат лётчикам М. а.

После войны на вооружение авиации ВМФ СССР стали поступать реактивные самолёты-торпедоносцы Ил-28 и Ту-14, реактивные истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, а также гидросамолёты Бе-6. Создаются новые роды авиации ВМФ — противолодочная и морская ракетоносная. Развитие авиации ВМС ведущих зарубежных стран направлено на повышение скорости и потолка летательных аппаратов, увеличение огневой мощи и совершенствование радиотехнического оборудования. В своём составе авиация ВМС этих стран насчитывала к концу 80-х гг. свыше 10000 самолётов и вертолётов. Подразделения авиации ВМС предназначены главным образом для наступательных боевых действий на море самостоятельно или во взаимодействии с подводными лодками и надводными кораблями, а также для ударов по береговым объектам и содействия сухопутным войскам на приморских направлениях.

М. а. нашей страны организационно состоит из ВВС флотов, являющихся оперативными объединениями, авиационных соединений, отдельных авиационных частей и подразделений. В США и Великобритании авиация ВМС по оперативной организации подразделяется на авиацию флотов и оперативных соединений, по повседневной организации — на корабельную, авиацию морской пехоты и берегового базирования (патрульная). Эти роды авиации ВМС состоят из авиационных крыльев, авиационных групп, эскадрилий и отрядов (звеньев).

В 80-х гг. почти во всех странах чётко определилась тенденция к специализации — созданию самолётов и вертолётов для решения вполне определенных задач на море. Поэтому на вооружение М. а. большинства стран принимаются специально созданные поисково-ударные системы для борьбы с подводными лодками, ударные системы для поражения надводных кораблей и самолётов, противоминные — для поиска и траления мин, разведывательные системы для выяснения морской обстановки и др. В развитии М. а. наметилась тенденция повсеместного проникновения её на различные надводные корабли и суда обеспечения. Корабельная авиация в том или ином качестве находится на вооружении практически всех надводных кораблей водоизмещением от 3—4 тыс. т. Этому способствуют значительные усовершенствования вертолётов и самолётов с вертикальным (укороченным) взлётом и посадкой, которые делают М. а. ещё более мощной силой флота. Современная М. а. отличается универсальностью, манёвренностью, мобильностью. Она может решать задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими силами в сложных метеорологических условиях днём и ночью, в широком диапазоне высот и скоростей полета.

Г. А. Кузнецов.

Авиация ВМФ предназначена для уничтожения сил флота противника в целях срыва ядерного нападения с моря, она предназначена также для ведения воздушной разведки на морских и океанских театрах, обеспечения целеуказания силам флота и взаимодействующим с ними соединениям и частям других видом Вооруженных Сил. Кроме того, части авиации ВМФ могут привлекаться для действий по наземным объектам противника.

Морская авиация решает следующие основные задачи:

- поиск и уничтожение ракетных и многоцелевых подводных лодок противника;

- уничтожение авианосцев и других крупных боевых кораблей;

- уничтожение корабельных противолодочных группировок;

- уничтожение морских десантов, конвоев, одиночных кораблей и транспортов, самолетов и крылатых ракет противника;

- обеспечение развертывания и действий сил своего флота;

- ведение воздушной разведки, наведения и выдачу целеуказаний.

Дополнительно морская авиация решает следующие задачи:

- уничтожение и подавление объектов системы ПВО;

- разрушение ВМБ, портов и уничтожение находящихся в них кораблей;

- обеспечение высадки морских десантов и содействие СВ;

- постановка минных заграждений;

- поиск и траление мин;

- ведение радиационной и химической разведки;

- спасение экипажей, терпящих бедствие;

В состав авиации ВМФ входят следующие рода авиации:

- морская ракетоносная авиация (МРА);

- противолодочная авиация (ПЛА);

- штурмовая авиация (ША);

- истребительная авиация (ИА);

- разведывательная авиация (РА).

В авиации ВМФ имеются также подразделения и части специального назначения:

- дозаправки топливом в воздухе.

Части и подразделения авиации ВМФ базируются на аэродромах и на авианесущих кораблях. Организационно авиация ВМФ состоит из военно-воздушных сил флотов, а также соединений и частей центрального подчинения.

Боевые действия частей и подразделений противолодочной авиации (ПЛА).

Противолодочная авиация (ПЛА) предназначена для поиска и уничтожения подводных лодок противника самостоятельно или во взаимодействии с другими противолодочными силами флота. Она обладает высокой боевой готовностью, эффективными средствами поиска и поражения, способна в кратчайшее время прибывать в районы боевых действий и осуществлять поиск подводных лодок на больших удалениях и в обширных районах моря (океана) и уничтожать их.

Авиационный противолодочный комплекс включает:

1. Носитель (самолет, вертолет);

2. Средства поиска;

3. Средства поражения.

В процессе поиска, слежения и поражения подводных лодок самолеты и вертолеты применяют:

- ориентирные морские навигационные бомбы (ОМАБ) - ночные и дневные;

- радиолокационные маяки-ответчики (РМО);

- маркерные буи с РМО;

- радиотехнические буи для замера распределения скорости звука по глубине;

- учебные противолодочные авиационные бомбы (УПЛАБ);

-ложные дезинформирующие цели (ЛДЦ) и другие средства.

Для уничтожения подводных лодок самолеты и вертолеты ПЛА применяют следующее противолодочное оружие:

-ядерные противолодочные авиационные бомбы различной мощности (ЯПЛАБ);

-противолодочные авиационные торпеды (ПЛАТ);

-авиационные противолодочные ракеты (АПР);

-вертолетные телеуправляемые торпеды (ВТТ);

-противолодочные авиационные бомбы в обычном снаряжении;

-авиационные мины донные (УДМ), якорные (РМ-1), плавающие (АПМ).

Сущность и виды обеспечения боевых действий авиации.

Боевое обеспечение заключается в организации и осуществлении мероприятий, направленных на достижение высокой эффективности боевых действий своей авиации и снижение эффективности средств противника.

К видам боевого обеспечения относятся:

ü --воздушная разведка;

ü --радиоэлектронная борьба;

ü --штурманское обеспечение;

ü --радиотехническое обеспечение;

ü --топогеодезическое обеспечение;

ü --метеорологическое обеспечение;

ü --поисково-спасательное обеспечение;

ü --радиационная, химическая и биологическая защита;

ü --охрана и оборона аэродрома.

Авиация ВМФ предназначена для уничтожения сил флота противника в целях срыва ядерного нападения с моря, она предназначена также для ведения воздушной разведки на морских и океанских театрах, обеспечения целеуказания силам флота и взаимодействующим с ними соединениям и частям других видом Вооруженных Сил. Кроме того, части авиации ВМФ могут привлекаться для действий по наземным объектам противника.

Морская авиация решает следующие основные задачи:

- поиск и уничтожение ракетных и многоцелевых подводных лодок противника;

- уничтожение авианосцев и других крупных боевых кораблей;

- уничтожение корабельных противолодочных группировок;

- уничтожение морских десантов, конвоев, одиночных кораблей и транспортов, самолетов и крылатых ракет противника;

- обеспечение развертывания и действий сил своего флота;

- ведение воздушной разведки, наведения и выдачу целеуказаний.

Дополнительно морская авиация решает следующие задачи:

- уничтожение и подавление объектов системы ПВО;

- разрушение ВМБ, портов и уничтожение находящихся в них кораблей;

- обеспечение высадки морских десантов и содействие СВ;

- постановка минных заграждений;

- поиск и траление мин;

- ведение радиационной и химической разведки;

- спасение экипажей, терпящих бедствие;

В состав авиации ВМФ входят следующие рода авиации:

- морская ракетоносная авиация (МРА);

- противолодочная авиация (ПЛА);

- штурмовая авиация (ША);

- истребительная авиация (ИА);

- разведывательная авиация (РА).

В авиации ВМФ имеются также подразделения и части специального назначения:

- дозаправки топливом в воздухе.

Части и подразделения авиации ВМФ базируются на аэродромах и на авианесущих кораблях. Организационно авиация ВМФ состоит из военно-воздушных сил флотов, а также соединений и частей центрального подчинения.

Боевые действия частей и подразделений противолодочной авиации (ПЛА).

Противолодочная авиация (ПЛА) предназначена для поиска и уничтожения подводных лодок противника самостоятельно или во взаимодействии с другими противолодочными силами флота. Она обладает высокой боевой готовностью, эффективными средствами поиска и поражения, способна в кратчайшее время прибывать в районы боевых действий и осуществлять поиск подводных лодок на больших удалениях и в обширных районах моря (океана) и уничтожать их.

Авиационный противолодочный комплекс включает:

1. Носитель (самолет, вертолет);

2. Средства поиска;

3. Средства поражения.

В процессе поиска, слежения и поражения подводных лодок самолеты и вертолеты применяют:

- ориентирные морские навигационные бомбы (ОМАБ) - ночные и дневные;

- радиолокационные маяки-ответчики (РМО);

- маркерные буи с РМО;

- радиотехнические буи для замера распределения скорости звука по глубине;

- учебные противолодочные авиационные бомбы (УПЛАБ);

-ложные дезинформирующие цели (ЛДЦ) и другие средства.

Для уничтожения подводных лодок самолеты и вертолеты ПЛА применяют следующее противолодочное оружие:

-ядерные противолодочные авиационные бомбы различной мощности (ЯПЛАБ);

-противолодочные авиационные торпеды (ПЛАТ);

-авиационные противолодочные ракеты (АПР);

-вертолетные телеуправляемые торпеды (ВТТ);

-противолодочные авиационные бомбы в обычном снаряжении;

-авиационные мины донные (УДМ), якорные (РМ-1), плавающие (АПМ).

Сущность и виды обеспечения боевых действий авиации.

Боевое обеспечение заключается в организации и осуществлении мероприятий, направленных на достижение высокой эффективности боевых действий своей авиации и снижение эффективности средств противника.

К видам боевого обеспечения относятся:

ü --воздушная разведка;

ü --радиоэлектронная борьба;

ü --штурманское обеспечение;

ü --радиотехническое обеспечение;

ü --топогеодезическое обеспечение;

ü --метеорологическое обеспечение;

ü --поисково-спасательное обеспечение;

ü --радиационная, химическая и биологическая защита;

ü --охрана и оборона аэродрома.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Морская авиация — род сил Военно-морского флота, предназначенный для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей (судов) в море и на базах; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолётов, вертолётов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания. Привлекается также к минным постановкам, противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе (РЭБ), воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море. Основу морской авиации составляют самолёты (вертолёты) различного назначения. Поставленные задачи выполняет самостоятельно и во взаимодействии с другими родами сил флота, а также с соединениями (частями) других видов Вооружённых Сил.

Функционально морская авиация подразделяется на рода авиации: морскую ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, РЭБ, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково-спасательную, транспортную, санитарную).

Морская авиация базируется на аэродромах и авианесущих кораблях. По месту базирования подразделяется на палубную авиацию и авиацию берегового базирования.

На современном этапе развитие морской авиации идёт в направлении совершенствования всех типов летательных аппаратов, увеличения их скорости, дальности и продолжительности полёта, оснащения высокоточным управляемым оружием, широкого внедрения электронно-вычислительной техники, систем и методов управления, средств автоматизации сбора, обработки информации и выдачи целеуказания для поражения любых целей с высокой точностью, создания средств поиска и поражения надводных и подводных целей на новых физических принципах, повышения их незаметности и боевой устойчивости.

МОРСКА́Я АВИА́ЦИЯ, род сил ВМФ (ВМС) боль­шин­ст­ва го­су­дарств (в РФ – Мор. авиа­ция и ПВО ВМФ). Пред­на­зна­че­на для унич­то­же­ния сил фло­та про­тив­ни­ка, его мор. транс­порт­ных средств, при­кры­тия ко­ра­бель­ных груп­пи­ро­вок в мо­ре, ве­де­ния возд. раз­вед­ки на мор­ских и оке­ан­ских ТВД и др. Ос­но­ву М. а. со­став­ля­ют са­мо­лё­ты (вер­то­лё­ты) разл. на­зна­че­ния. Функ­цио­наль­но М. а. под­раз­де­ля­ют на ро­да авиа­ции: мор. ра­ке­то­нос­ную, мор. про­ти­во­ло­доч­ную, ис­тре­бит., штур­мо­вую (бом­бар­ди­ро­воч­ную), раз­ве­ды­ват. и вспо­мо­гат. на­зна­че­ния [даль­не­го ра­дио­ло­кац. об­на­ру­же­ния и на­веде­ния, ра­дио­эле­кт­рон­ной борь­бы (РЭБ), управ­ле­ния и свя­зи, за­прав­ки ЛА то­п­ли­вом в по­лё­те, по­ис­ко­во-спа­сат., транс­порт­ную, са­ни­тар­ную]; по спо­со­бу ба­зиро­ва­ния – на авиа­цию ко­ра­бель­но­го (ко­ра­бель­ная, па­луб­ная) и бе­ре­го­во­го (ба­зо­вая авиа­ция) ба­зи­ро­ва­ния.

Читайте также: