Морфема это 5 класс кратко
Обновлено: 05.07.2024
Морфемы в русском языке классифицируются по роли в слове, по степени участия в словообразовании и по роли в функционировании слова. Раздел лингвистики, изучающий части и состав слова, называется морфемика.
По роли в слове морфемы бывают:
Служебные или аффиксальные морфемы – это части слова, которые служат для оформления слова в качестве грамматической единицы (части речи). К служебным морфемам относятся:
Корневые морфемы – это корни слова, которые являются лексической основой каждого слова. В большинстве случаев являются обязательными частями слова.
По степени участия в словообразовании морфемы делятся на:
Продуктивные морфемы – это морфемы, которые могут быть использованы для образования новых слов:
При-плыть, сид-ят, зри-тель, скуп-ые.
Непродуктивные морфемы – это морфемы, которые не производят новые слова (существуют в единственном числе):
Па-водок, жи-знь, паст-ух, су-глинок.
По роли в словообразовании и функционировании слова морфемы бывают:
Формообразующие морфемы (окончание и формообразующий суффикс) используются для образования разных форм одного и того же слова, не меняя его значения:
Сильн-ый – сильн-ная – сильн-ое – сильн-ые
Чит-аю – чит-ать – чит-авший.
Словообразующие морфемы (приставка и словообразующий суффикс) – это части слова, участвующие в создании новых частей речи:
Свеж-ий – свеж-есть – о-свеж-ать – свеж-о.
Состав слова.
Состав слова – это набор морфем, входящих в него. В состав слова могут входить следующие морфемы:
- Приставка (префикс); ;
- Суффикс;
- Окончание (флексия);
- Постфикс;
- Интерфикс
Основа слова – это набор морфем слова без окончания.
Узнаем, что такое морфема в русском языке, какие бывают морфемы в слове, что они обозначают и как их выделить.
Что такое морфема?
Дадим точное определение, что такое морфема.
Виды морфем
В русском языке различают несколько видов морфем:
- главная морфема — корень слова;
- аффиксы — приставка, суффикс, окончание, постфикс;
- интерфиксы и соединительные гласные.
Морфемы и морфемный состав слов изучает раздел науки о языке, который называется морфемика.
При морфемном разборе слов первый шаг — выделение окончания.
Окончание
Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов ый ученик), управления (письмо брат у ) или связи подлежащего со сказуемым (я ид у , ты ид ёшь ).
Окончания выражают различные грамматические значения, например:
- принести — принес (м.р.) — принесл а (ж.р.), принесл о (ср.р.), принесл и (мн. ч.);
- дорог а (ж.р. ед.ч.) — дорог и (мн. ч.):
- смо́тр ите (2 лицо, мн. ч. настоящего времени глагола).
Основа слова
Чтобы выделить в слове основу, следует отделить формообразующие морфемы (окончание, суффикс, постфикс).
Например:
- глаз а — основа глаз-;
- у ход и л а — основа уходи-;
- свет ящ ий ся — основа свет-.
Основа является постоянной частью слова во всех его формах в отличие от окончания. В зависимости от того, сколько корней имеется в морфемной структуре слова, основа бывает:
- простая, содержащая один корень в сочетании с аффиксами;
- сложная, содержащая два и более корней.
Например:
- слов ечк о: словечк- простая основа (слов- корень);
- земл е черп алк а: землечерпалк- — сложная основа (земл-, черп- — 2 корня).
Непроизводную основу имеют нечленимые слова, состоящие только из корня и окончания или только из корня, например:
Производные основы образованы от других слов и состоят из корня, приставки, суффикса, постфикса:
- сестринский — сестр ин ск -;
- предгрозовой — пред гроз ов -;
- пестрота — пестр от -.
- весн а → весен н ий;
- холодн ый → холодн ость ;
- пе ть → пе в ец .
Корень — главная морфема слова
В корне заключается лексическое значение однокоренных слов. Корень объединяет родственные слова в одну семью, например:
- -уч- : учить, ученый, учитель, учительница, учебник, ученик, ученица, заучить, научить, приучить;
- -трав- : трава, травушка, травяной, травник, травница, затравенеть;
- -прям- : прямой, прямо, прямиком, прямота, прямизна, выпрямить, распрямить, прямодушный.
Аффиксальные морфемы
Различают два типа аффиксальных морфем (аффиксов): словообразующие и формообразующие.
- Словообразующие аффиксы употребляются для образования новых слов: учить — учитель;
- Формообразующие аффиксы используются для образования только грамматических форм и имеют только грамматическое значение: стоять — стоял.
Приставка
- ходить — у ходить, при ходить, за ходить, пере ходить, от ходить, в ходить, ис ходить;
- бежать — при бежать, за бежать, у бежать, пере бежать, с бежать, от бежать, в бежать, из бежать.
В русском языке в составе слов выделяют исконно русские и иноязычные приставки.
Суффикс
Суффикс — это морфема, которая находится сразу после корня и служит для образования новых слов.
- гриб → гриб ник ;
- победить → победи тель ;
- резать → рез чик ;
- заяц → зайч онок ;
- серебро → серебр ист ый.
Ряд суффиксов образуют формы слов, за что называются формообразующими, например:
- теплый — тепл-ее, тепл-ейш-ий;
- плавать — плава-ющ-ий, плава-вш-ий, плава-я;
- склонять — склоня-ющ-ий, склоня-вш-ий, склоня-ем-ый;
- весело — весел-ее.
В составе слов бывает один, два и даже три суффикса.
Суффиксы могут выражать субъективные оценки предметов, например:
- глаза — глаз к и;
- шар — шар ик ;
- мешок — мешоч ек ;
- зима — зим ушк а;
- стекло — стёкл ышк о;
- утро — утр ечк о;
- грязь — гряз ищ а.
Постфикс
Постфикс — морфема, которая стоит после окончания и служит для образования новых слов или форм слов.
Например, постфиксы образуют новые слова:
Постфикс -ся образует возвратные формы глаголов:
- славить — славить ся ;
- строить — строить ся ;
- бросать — бросать ся .
При морфемном разборе таких слов формообразуюший постфикс -ся не входит в их основу. Но в составе ряда глаголов постфикс -ся выполняет словообразовательную роль, и тогда их основа является прерывистой, например:
- улыба-ть-ся — улыба_ся;
- нрави-ть-ся — нрави_ся;
- доби-ть-ся — доби_ся.
Глагольный постфикс -те образует формы множественного числа повелительного наклонения глаголов:
- сидеть — сиди те ;
- стоять — стой те ;
- плакать — плачь те .
Интерфиксы и соединительные гласные
Интерфиксы и соединительные гласные находятся между корнями в составе сложных слов, например:
- сух-о-фрукты;
- овощ-е-хранилище;
- птиц-е-лов;
- пят-и-томник;
- тр-ёх-палубный пароход;
- дв-у-стишие;
- дв-ух-уровневая квартира.
Видеоурок
Морфемика – раздел науки о языке, который изучает морфемы.
Морфема – значимая часть слова.
Морфемный анализ – разбор слова на морфемы.
Окончание – значимая часть слова, которая образует формы слова.
Нулевое окончание – окончание, которое не выражено звуками.
Список литературы
Основная литература:
1. Ладыженская Т. А. Русский язык. Учебник. 5 класс: в 2 ч. Ч. 1 // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2012. – с. 176.
Материал для самостоятельного изучения
Каждая часть слова имеет своё смысловое значение. Но это не те части слов, которые мы выделяем для переноса по слогам. Слово подснежники по слогам можно перенести так: под-снеж-ни-ки.
Значимые части слова называются морфемами. К морфемам относятся приставка, корень, суффикс, окончание. Морфемы изучаются в особом разделе науки о языке – морфемике.
Рассмотрите слова в таблице. В первой колонке записаны однокоренные слова, а во второй – формы одного и того же слова. Новые слова образуются с помощью приставки и суффикса, например, -н- в словах речной и комнатный, -ость- в слове новость, приставки по- в слове поехать.
Форму одного и того же слова можно определить с помощью окончания, например, для указания множественного числа используется окончание -и: реки, ехали, и окончание -ые в слове новые. Окончание -у для определения падежа слова комната.
При изменении слова получаются формы этого слова, а лексическое значение остается тем же, например, река – реку.
При изменении формы слова изменяются окончания слов.
Как Вы думаете, какая часть слова изменяется в этих словах? В них изменяется окончание. Окончание – значимая часть слова, с помощью которой образуются формы слова.
Не во всех словах можно выделить окончание, например, в союзах а, но, да окончания нет. В словах пальто, кино, метро также нельзя выделить окончание. Окончание можно выделить только у изменяемых слов, например, река, солнце, праздничный, а союзы, предлоги, частицы и неизменяемые слова окончаний не имеют.
Портфель, стол, топор, карандаш, пенал, стул, циркуль.
Прочитайте слова. Что необычного Вы заметили? У этих слов нет окончания, точнее оно не выражено звуками. Такое окончание называют нулевым и обозначается оно так.
Нулевое окончание также имеет грамматическое значение. Его можно обнаружить при сравнении форм слова, например, рояль – рояля – роялю. В первом случае – нулевое окончание, оно обозначает форму именительного падежа единственного числа существительного 2 склонения.
Разбор заданий тренировочного модуля
1. Выберите строку, в которой все слова однокоренные.
1. рука, ручной, рукав, подручный
2. рука, руки, рукой, рукав
3. рука, ручка, рукой, ручной
4. рука, руке, руку, руки
Правильный ответ: 1. рука, ручной, рукав, подручный
2. Вставьте пропущенные окончания.
Над диван____ висит картин____. На балкон___ стоят цвет___. По телевизор___ показывают документальн___ фильм.
Правильный ответ:
Над диваном висит картина. На балконе стоят цветы. По телевизору показывают документальный фильм.
Морфема – это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.
Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).
Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.
Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.
§2. Виды словообразовательных морфем
К словообразовательным морфемам относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.
Корень – основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.
Слова без корня в русском языке невозможны.
В словах дом , дом ик , дом ище , дом овой , дом ушник , дом о вод ство , дом о стро ение есть корень дом . В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.
В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по , к , над , союзы: и , но , если , междометия: ах , ох , алло , некоторые наречия: очень , там , а также неизменяемые существительные: кофе , метро и прилагательные: беж , хаки .
Приставка– это морфема, занимающая в слове положение перед корнем, например с бегать , при ехать , пере ос мыслить . Приставок, как и корней, в слове может быть несколько: бес с мысленный , бес по мощный .
Слово не может состоять только из приставки.
Суффикс – морфема, занимающая в слове положение после корня, например человеч н ый , берег ов ой . Во многих русских словах не один, а несколько суффиксов: насиль ств енн о , америк ан из ир ова нн ый .
Слово не может состоять только из суффикса.
Несколько особо в системе морфем стоит интерфикс.
К интерфиксам в русском языке относят буквы о и е в роли соединительных гласных в сложных словах. Интерфиксы участвуют в словообразовании, но своего значения не добавляют: тепл о ход , пар о воз , сам о вар .
§3. Виды формообразующих морфем
К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.
Окончание – это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:
Слуша ю , слуша ешь , слуша ет , слуша ем , слуша ете , слуша ют
гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.
дач а , дач и , дач е , дач у , дач ей , о дач е
сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.
Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример: стол – нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал – нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).
В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:
- у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом , конь , мать , ночь
- у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин , окон , солдат , армий
- у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров , рад , счастлив
- у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал , писал , считал
- у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал бы, написал бы, сосчиталбы
- у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши , читай , считай
- у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.: написан , прочитан
Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.
Формообразующие суффиксы – это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть , -ти : чита ть , ид ти , суффикс прошедшего времени –л : ходи л , повелительного наклонения -и : смотр и , степени сравнения прилагательных и наречий -е : тиш е .
Обсуждаем проблему толкования.
Формообразующие суффиксы или окончания?
Некоторые авторы рассматривают формообразующие суффиксы как окончания. Логика их такова: если морфема используется для образования новых слов, это суффикс, а если с помощью морфемы образуются разные формы одного и тогоже слова, то это окончания. По этой логике получается, что показатель прошедшего времени -л - окончание, и показатель инфинитива тоже. Ведь любить и любил - это одно и то же слово, различны лишь его формы.
Есть авторы, которые занимают позиции непоследовательно. Так -л они считают суффиксом, а -ть, -ти - окончаниями. Объяснить их точку зрения труднее всего.
Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное - быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.
Читайте также: