Морено джекоб леви вклад в психодиагностику кратко

Обновлено: 05.07.2024

Родился 6 мая 1889 года, скончался 15 мая 1974 года.

Американский психиатр, социальный психолог. Изучая с позиций, близких гештальтпсихологии и психоанализу процессы в малой группе, отражающих неформальную микроструктуру общества, показал, что психологическое благополучие личности определяется ее местом в системе межличностных отношений, определяющейся эмоциональными связями, взаимными симпатиями и антипатиями, притяжениями и отталкиваниями, разработал метод социометрии. Получение в результате использования этого метода формализованной структуры межличностных отношений имеет не только диагностическое значение, но и служит также основой для коррекционной работы, способствуя разрешению личностных конфликтов путем целенаправленного изменения положения личности в системе межперсональных отношений. Как диагностическое, так и коррекционное значение имеют также разработанные Морено методы социометрии в современной групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге.

20 мая — день 115-летия Якоба (Джекоба) Леви Морено, фигуры весьма значимой в мировой психологии (а также в социологии и психиатрии). С его именем связано создание метода психодрамы, социометрии и даже всей групповой психотерапии. Но об этом — чуть позже.

Рождение будущей знаменитости овеяно легендой, согласно которой он появился на свет в Черном море, точнее, в плывущей по нему лодке. Но официально родиной Я. Морено является Бухарест. Правда, прожил он там недолго, так как семья переехала в Австрию. Поступив в Венский университет, молодой человек начал изучать философию и медицину.

Еще студентом он организовал группу самопомощи… для проституток, которые являлись изгоями даже в своей профессиональной среде, то есть имели серьезные личностные проблемы. — Искал факторы, способные влиять на осознание ими жизненных целей. Затем занимался с итальянскими крестьянами — эмигрантами, помогая приспособиться к новым условиям жизни. Я. Морено тщательно анализировал свою практику и, по личному признанию, в те годы разработал положения, ставшие впоследствии фундаментом групповой психотерапии.

А когда один из актеров поведал о проблемах во взаимоотношениях с невестой, Я. Морено вывел его на сцену для их решения, подключив труппу. С этого началось использование психодрамы для личностных изменений и гармонизации психического развития.

Со 2-й половины 1920-х гг. Я. Морено жил в США. Продолжая совершенствовать психодраму, занимался с детьми в Плимутском институте, исправительной школе для девочек, с заключенными нью-йоркской тюрьмы. Научным результатом этого стала социограмма — способ схематического представления действующих в группе отношений симпатии, антипатии и безразличия. Я. Морено считал, что социометрические методы для устранения конфликтов в малых группах применимы и для разрешения противоречий в обществе.

Якоб Леви Морено с женой Зеркой (1972)

Неутомимый в своих начинаниях, Я. Морено вел активную и разнообразную практическую деятельность. В 1929 г. проводил грандиозные открытые психодраматические представления в Карнеги-Холл. В 1936 г. основал психиатрическую клинику в Бикон-Хилле (где был главным врачом до 1968 г., после его смерти клинику переименовали в санаторий Морено). В том же году создал Театр психодрамы, в 1940 г. — Институт социометрии и психодрамы (впоследствии Институт Морено), в 1941 г. — Американское общество групповой психотерапии и психодрамы. Кроме того, основал ряд научных журналов.

Так что же такое психодрама? И в чем ее ценность? Понять это нелишне, потому что в нашей стране она используется в психологической практике все шире год от года. Последователи метода проводят даже Морено-фестивали. Кстати, очередной состоится нынешним летом в Ростове-на-Дону.

Во-вторых, разнообразные ролевые игры создают интерес и непринужденность отношений, раскрепощая участников. В-третьих, в ходе игры можно воспроизвести реальные отношения в воображаемых условиях, при совершении ошибки нет риска за них поплатиться.

При разыгрывании драмы она, с одной стороны, вновь проживается, с другой — происходит освобождение от нее, катарсис, сила которого зависит от спонтанности действия участников. И тогда в результате приходит инсайт — момент озарения, когда без какого бы то ни было логического анализа находится верное решение проблемы. Надо ли говорить, какую радость это приносит?!

Джекоб (Якоб) Леви Морено — психиатр, психолог и социолог. Основатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.

Я родился в бурную ночь на корабле, плывущем по Чёрному морю от Босфора к румынскому порту Константе. Это произошло на рассвете Субботы, роды закончились как раз перед началом молитвы… Никто не знает, какой это был корабль: греческий, турецкий, румынский или испанский. С этой неопределённости берёт начало неопределённость моей жизни и моего гражданства… Я родился гражданином вселенной, как моряк, скитающийся из страны в страну по разным морям.

Большинство последователей Якоба Леви Морено предпочитают именно эту версию его рождения. Однако, если строго следовать фактам, то Морено родился 18 мая 1889 года в Бухаресте (Королевство Румыния) в семье сефардских евреев из Оттоманской империи.

Отец Морено, Морено Ниссим Леви из Плевны (также Морену Нисим Леви, 1856—1925), был купцом, чьи родители в свою очередь перебрались в Плевну из Константинополя.

В 1895 году семья переезжает в Вену (Австрия). После того, как родители в 1905 году переезжают в Берлин, 14-летний Якоб Леви остаётся в Вене, и больше никогда не живёт вместе с родителями. Примерно в это время Морено переживает некий мистический опыт, во многом определивший его судьбу. Морено описывает, как он стоит перед статуей Христа в небольшом немецком городке, и чувствует, что должен принять решение:

Стоя перед статуей, я начал понимать, что мне предстоит принять решение, которое определит всю мою дальнейшую судьбу. Я думаю, все люди в юности принимают подобное решение. И тогда наступил мой момент. Передо мной стоял вопрос, что я должен выбрать как моё: всю вселенную или мою семью, род, из которого я произошёл? И я выбрал вселенную — не потому, что моя семья была хуже других семей, но потому, что я хотел жить для чего-то большего, для того мира, к которому принадлежал каждый член моей семьи и куда я желал бы их вернуть. Моё решение означало, что все люди — это мои братья и сестры, что все матери и отцы — это мои матери и отцы, что все дети, кем бы ни были их родители, — это мои дети, а все женщины — мои жёны, что всё имущество этого мира — моё имущество, и, напротив, всё что есть у меня, принадлежит всему миру.

В 1909 году Морено поступает в Венский университет, где изучает философию и медицину. На первых курсах Морено готовил себя к карьере общепрактикующего врача, его обращение к психиатрии относится примерно к 1913-14 году. Со студенческими годами связана ещё одна легенда, касающаяся встречи Морено и Фрейда. После одной из лекций Фрейда студенты столпились вокруг мэтра, и Фрейд спросил Морено, чем он занимается. Ответ был таким:

В ответе самоуверенного молодого человека можно увидеть зачатки философии Встречи, лежащей в основе психодрамы. Односторонней полемикой с теорией Фрейда пропитано большинство работ Морено.

Уже тогда меня поразили четыре аспекта групповой психотерапии, позже они стали основами групповой психотерапии любого рода: 1) автономия группы; 2) у группы есть своя структура, и стоит о ней узнать как можно больше; групповой диагноз является предварительным условием групповой психотерапии; 3) проблема коллективности; проститутки представляли собой какой-то общий социальный порядок со своими паттернами поведения, ролями и т.д, что окрашивало любую ситуацию, независимо от отдельных участников группы и конкретной группы в целом; 4) проблема автономности и безымянности… В групповой терапии существует тенденция к безымянности её членов, границы между отдельными Эго ослабляются, важность приобретает сама группа как единое целое.

В 1915-16 годах Морено работает в Миттендорфе, в австрийском лагере для беженцев. Он приходит к выводу, что, если при распределении людей по баракам учитывать их национальность, вероисповедание, политические взгляды и проч., то можно сделать их жизнь более счастливой. Он даже пишет соответствующее письмо министру внутренних дел, в котором называет свой подход социометрией.

Через некоторое время мы с Барбарой и Георгом сидели втроём в театре. Они снова открыли самих себя и друг друга или, точнее, они открыли себя и друг друга впервые. Я анализировал ход их психодрамы, сессию за сессией, и объяснял им, как произошло их исцеление.

В этой работе присутствуют наиболее значимые элементы психодрамы: сцена, зрители; директор, протагонист, вспомогательные Я; самопрезентация, обмен ролями; инсайт-в-действии.

В том же, 1921 году, в венском Театре Комедии, состоялась первая социодрама. Это произошло 1 апреля, в День Дураков. Морено попытался вовлечь зрителей в разыгрывание сцены о политической ситуации в Австрии. Представление с треском провалилось, но этот день празднуется всеми психодраматистами мира как день рождения психодрамы. Морено же сделал из этого опыта вывод о необходимости разогрева зрителей, которых он хотел вовлечь в действие.

В 1925 году, под давлением обстоятельств, перед Морено встаёт вопрос об эмиграции из Австрии. Морено рассматривал два варианта: США, где к тому времени уже жил его брат, и Советский Союз. Морено выбрал первый вариант.

Первые пять лет в Америке не ознаменовались заметными свершениями Морено, он обустраивается в новой для него стране. Заключив в 1928 году фиктивный брак с Бетрис Бичер, Морено получает американское гражданство.

С 1950 года Морено начинает путешествовать по всему миру. Он посещает Францию, Великобританию, Германию, Австрию, Испанию, Италию; также Морено рассылает по миру своих учеников в качестве преподавателей психодрамы. В течение 10 лет психодрама выходит на мировой уровень, и в 1957 году Морено становится первым президентом Международного совета по групповой психотерапии, а затем — Международной ассоциации групповой психотерапии. В 1961 году Морено создаёт Всемирную академию психодрамы и групповой психотерапии. Первый международный конгресс по психодраме состоялся в Париже в 1964 году.

Последним монументальным трудом Морено стала его автобиография, над которой он начал работать в 1971 году.

Психодрама
Морено считал наиболее глубинным филогенетическим фактором личности, формирующим человеческое поведение, ее спонтанность. С исчезновением спонтанности личность погибает. Структура личности, по мнению Морено, представляет собой набор ролей. Фундаментальное значение имеют роли (первичные ролевые категории): соматические (или психосоматические), определяемые физиологическими потребностями и эмоциями; психические, возникающие уже в социальной матрице и расширяющие сферу переживаний ребенка; социальные, задаваемые структурой социальных отношений, в которых участвует человек; трансцендентные (или интегративные), в которых человек совершает имманентную присущую миру трансценденцию и приходит к общему взгляду на мир.

Развитие личности Морено рассматривал в двух аспектах: как социоэмоциональное (формирование способности к межчеловеческим отношениям) и ролевое развитие (приобретение опыта благодаря ролевому обучению).

Примерно на седьмом году жизни социометрическая структура детских групп меняется. Многочисленные взаимные выборы свидетельствуют о том, что фактор теле становится более действенным. До завершения пубертата и появления типичных для взрослых людей групповых структур, сменяя друг друга, следуют две стадии преобладания разнополых и две стадии преобладания однополых выборов.

Огромное значение Морено придавал ролевому развитию. Он писал, что появление роли первично по отношению к "Я", подчеркивая тем самым неотъемлемое значение ролей в развитии личности. В его теории рассматриваются несколько стадий ролевого развития человека.

Эмбриональная стадия. На этом уровне человек, по мнению Морено, вступает в отношение с миром, т. е. у него появляется поведение. Ребенок и мать образуют функциональное органическое единство (органическая плацента). Важнейшим фактором нормального развития в это время является спонтанность (S-фактор). Нормальные (спонтанные) роды – это бестравматический переход от внутриутробных к вне-утробным условиям существования.

Первая психическая вселенная (матрица вселенской идентичности). На этой стадии ребенок еще не дифференцирует объекты и живые существа. Мать вместе с младенцем образуют интеракциональное единство (социальная плацента), переживание которого становится глубинным переживанием тождественности с миром и формирует последующее доверие к собственному бытию (соответствующее описанному Эриксоном базовому доверию к миру). Причиной сильной концентрации ребенка на стадии вселенской идентичности является акциональный голод, побуждающий его целиком отдаваться действию. Интеракция (как и на последующих стадиях) осуществляется благодаря процессам разогрева.

Первая психическая вселенная (матрица вселенской реальности). Ребенок начинает различать и узнавать окружающих людей и предметы, однако он делает это только в тот момент, когда они реально присутствуют. Представления о вещах отсутствуют или во всяком случае не дифференцируются от самих предметов.

Вторая психическая вселенная. Единое восприятие мира ребенком разделяется на восприятие реальности и на фантазию, что является предпосылкой возникновения дискурсивного мышления. Благодаря абстрактному мышлению постепенно изменяется восприятие мира, происходит дифференциация речи и формирование понятий. На этой стадии ребенок знакомится с ролями еще до того, как он способен действовать. Он должен научиться жить и в реальности, и в представлении, не отдавая предпочтения ни одному миру в ущерб другому. Если человек остается на уровне восприятия реальности (в рамках матрицы вселенской реальности), это грозит ему слабоумием. И наоборот, застревание на своих представлениях может стать причиной невротической отгороженности от реальности из-за возникающих ирреальных страхов и желаний.

Третья психическая вселенная. Человек переживает тождество с трансперсональным бытием. Это переживание не обязательно в психосоциальном отношении. Оно совершается не только в психических или социальных ролях, а и благодаря трансценденции к новой ролевой категории интегративного переживания.

В процессе ролевого развития происходит последовательное формирование всех ролевых категорий: соматических, психических, социальных и трансцендентных. Если какая-либо фаза минуется или происходит возврат на предыдущие уровни, то наблюдаются различные случаи личностостной патологии. Так, пропуск формирования психических ролей ведет к психопатическому развитию, а социальных – к шизоидному. Возврат к низшим уровням является причиной развития страха, который может проявляться в различных невротических и психотических нарушениях. Целью психодрамотерапии является пробуждение спонтанности человека, которая находит выражение в творческом акте.

Теория и практика психодрамы оказали огромное влияние на многие другие виды групповой психотерапии. Метод психодрамы и лежащая в ее основе психодраматическая теория личности получили дальнейшее развитие в работах Зерки Морено, Г. Лейтц, Д. Киллера и др.

Публикации на русском:

Театр спонтанности / Пер. с англ., авт. вступ. ст. Б. И. Хасан. — Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1993.
Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова, под научной редакцией Золотовицкого Романа Александровича (инициатора издания), — Москва: Академический Проект, 2001, ISBN 5-8291-0110-6
Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. — Москва: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001.

Джекоб (Якоб) Леви Морено (1889-1974)

Джекоб (Якоб) Леви Морено (18 мая 1889, Бухарест — 14 мая 1974) — психиатр, психолог и социолог. Основатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.

1) Биография:

В 1909 году Морено поступает в Венский университет, где изучает философию и медицину.

В 1917 закончил Венский Университет, получил диплом врача.

В 1921 году Морено начинает систематически использовать психодраму, еще не называя так свой метод и не считая себя психотерапевтом.В 1921 году Морено начинает систематически использовать психодраму.

В 1925 Морено эмигрирует в США.

В 1961 году Морено создает Всемирную академию психодрамы и групповой психотерапии. Первый международный конгресс по психодраме состоялся в Париже в 1964 году.

В 1974 году Морено перенес серию инсультов. Поняв, что он не сможет вернуться к творчеству, Морено отказался от приема пищи и пил только воду. 14 мая 1974 года Якоб Леви Морено умер.

2)Библиография:

Книги Морено

1.Театр спонтанности. Потсдам, 1924;

2.Социометрия и культурный заказ Нью- Йорк, 1943;

3.Социодрама. Метод для анализа социального конфликта Нью-Йорк., 1944;

4.Групповая психотерапия. 1947;

5.Социометрия, Экспериментальный Метод и Наука. 1951; в рус. пер.: Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М ., 1958

6. Кто выживет ? Бикон , 1953;

7.Sociometry and the Science of Man. N.Y., 1956;

8.First Book of Group Psychotherapy. 1957;

9. Психодрама т .1-3 Нью - Йорк ., 1959-69;

10.Sociometry Reader. N.Y., 1960;

Книги Я. Л. Морено на русском языке:

1.Театр спонтанности. Пер. с немец. Зеньковского, Берлин, Евразийский современник 1923г.

2.Социометрия. Москва, Издательство Иностранная литература 1958г.

3.Театр спонтанности. Пер. с англ., авт. вступ. ст. Б. И. Хасан. — Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1993.

4.Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. Пер. с англ. А. Боковикова. — Москва: Академический Проект, 2001.

5.Психодрама. Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. — Москва: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001.

Книги Я. Л. Морено:

Литература о Я. Л. Морено

Гриншпун, И. Б. Идеи Джекоба Леви Морено в контексте развития западноевропейской и североамериканской психологии XX столетия : Дис. … канд. психол. наук : 19.00.01. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2002.

Марино, Р. Ф. История Доктора : Д. Л. Морено — создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии / Пер. с англ. М. И. Завалова. - Москва: Класс, 2001.

3)Методологическая база.

4)Социальная теория.

Собственную теоретическую базу психодрамы составляют три взаимосвязанных концепции Морено: теория ролей, теория спонтанности и социометрия.

1.Теория ролей.

Несколько определений роли, данных Морено:

Роль — это единица консервированного поведения.

Роль — это единица синтетического опыта, куда вкраплены частные, социальные и культурные элементы.

Роль — это форма функционирования, которую принимает индивид в определенный момент, реагируя на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты.

Стадии ролевого развития Эмбриональная стадия (матрица органического развития). Первая и на этой стадии единственная роль человека — соматическая роль паразита в материнском теле. В результате рождения соматическая паразитарная роль сменяется соматической ролью новорожденного.

2. Вторая вселенная предполагает различение мира реальности и мира фантазии. Такая дифференциация приводит к появлению ролей нового типа — психических и социальных (наряду с уже появившимися психосоматическими).

2.Теория спонтанности

Спонтанность — катализатор креативности (понимаемой как действенное творческое отношение к бытию в различных его ипостасях).

Морено описал три типа проявления спонтанности в человеческом общении: перенос, вчувствование (эмпатия) и теле.

Перенос - перенесение собственных чувств и представлений на партнера по общению. В результате партнер предстает как объект бессознательных представлений, а само общение не соответствует реальности.

Вчувствование — это способ общения, предполагающий способность на время отказаться от своего видения партнера, объективно воспринимать исходящую от него информацию и проникнуться его эмоциональным состояние. Эмпатия представляет собой более здоровый, чем перенос способ взаимодействия с людьми, однако и тут партнер по общению остается пассивным объектом восприятия.

Следующее важное понятие — понятие действия. .Человек, по Морено, постоянно испытывает акциональный голод, заставляющий его искать ситуации возможного самовыражения; этот акциональный голод, выступая и как космический феномен, и как индивидуальная потребность, является предпосылкой нормального ролевого развития, заставляя человека принимать роли, исполнять роли и создавать новые. Вместе с тем акциональный голод может быть чрезмерен или, напротив, редуцирован, что препятствует креативному ролевому развитию. В этом плане психодрама оказывается акциональным методом — методом действенного проигрывания событий, не ограничиваясь, как многие другие, рациональной проработкой материала.

3.Социометрия.

Социометрия — эмпирически разработанное Морено учение о межличностных отношениях.

Морено выделил две силы, действующие в отношениях между людьми, — притяжение и отталкивание, проявляющиеся как симпатия и антипатия.

Результатом социометрической диагностики обычно выступает социограмма — своего рода рентгеновский снимок группы, где в графической символической форме отображены отношения между членами группы — каждый член группы изображается символически, а специфика отношений между членами группы выражается посредством соединительных линий различного типа.

Психодрама как практика

Психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека.

Терапевтические группы - 6—9 человек.

Психодраматические группы собираются регулярно на протяжении некоторого времени.

Психодраматическая сессия

1.Психодраматическая сессия начинается с разогрева, это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные групповые темы.

3.Этап действия. Протагонист, с помощью участников группы, драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет играть его самого в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем – выбираются участники на роли важных для его жизненной ситуации персонажей.

4.Шеринг – обмен чувствами между участниками действия и зрителями.

5)Понятийный аппарат

Спонтанность — катализатор креативности (понимаемой как действенное творческое отношение к бытию в различных его ипостасях)

Перенос — перенесение собственных чувств и представлений на партнера по общению. В результате партнер предстает как объект бессознательных представлений, а само общение не соответствует реальности.

Вчувствование — это способ общения, предполагающий способность на время отказаться от своего видения партнера, объективно воспринимать исходящую от него информацию и проникнуться его эмоциональным состояние. Эмпатия представляет собой более здоровый, чем перенос способ взаимодействия с людьми, однако и тут партнер по общению остается пассивным объектом восприятия. Эмпатия

Социометрия — эмпирически разработанное Морено учение о межличностных отношениях.Реже, социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

Протагонист — это тот член группы, который на данном групповом занятии оказывается центральным субъектом психодраматического действия, выступая как драматург, режиссер и актер в одном лице.

Зрители — те члены группы, которые на данном занятии не принимают непосредственного участия в драме в качестве исполнителей ролей.

Читайте также: