Моральные отношения и их виды кратко

Обновлено: 05.07.2024

16. Мораль.mp4

Мораль пронизывает все сферы жизнедеятельности общества: профессиональную деятельность человека, воспитание детей, распределение обязанностей в семье, отношение к родным, друзьям, обществу, природе и многое другое.

Отличие морали от обычаев и правовых норм

Мораль всегда будет выполнять незаменимые функции в жизни человечества. С помощью нее регулируются общественные отношения и поведение каждого конкретного человека. Кроме того, мораль способствует объединению людей, формирует их мнение по отношению к различным событиям.

Моральные отношения — центральный элемент структуры морали, В котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.

ОТНОШЕНИЯ МОРАЛЬНЫЕ - особый вид общественных отношений, совокупность зависимостей и связей, к-рые возникают у людей в процессе их нравственной деятельности. О. м. можно классифицировать по содержанию, по форме, по способу общественной связи между людьми в процессе их совместной нравственной деятельности. По содержанию О. м. различаются в зависимости от того, по отношению к кому человек имеет определенные обязанности и какого рода эти обязанности. Примерами отношения человека к об-ву в целом являются обязанности трудиться, верности своей стране, делу освобождения трудящихся (Отношение к труду, Патриотизм, Интернационализм, Солидарность). Можно также выделить О. м., в к-рых находится: человек по роду своей деятельности (Профессиональная этика) и благодаря своему участию (в той или иной форме) в различных областях общественной жизни (Труда нравственность. Быта нравственность, Брачно-семейная мораль). Специфические обязанности лежат на человеке по отношению к членам об-ва, находящимся в особом положении: к детям, престарелым, к женщине (Отношение к женщине), к членам коллектива, к к-рому он принадлежит (классу, партии, трудовому коллективу, семье), к людям, с к-рыми он находится в особых отношениях (Любовь, Дружба, а также Обязательство, Благодарность) и с к-рыми он так или иначе вступает в контакт (поведение в общественных местах, этикет, помощь пострадавшему, мелкие услуги случайным встречным). Однако, какова бы ни была конкретная сфера обязанностей человека и независимо от того, в адрес кого (частного лица, группы людей) они направлены, во всех случаях человек в конечном счете находится в О. м. к об-ву в целом и к самому себе как к члену этого об-ва. формы О. м. различаются в зависимости от того, каким образом выступает перед человеком нравственное требование, насколько обобщенный или конкретизированный характер оно имеет. Это требование, напр., может быть выражено в виде единичного предписания к.-л. индивиду совершить определенный поступок в конкретной ситуации; оно может повелевать всем людям совершать определенные действия в сходных ситуациях (Норма моральная); предписывать постоянно формировать в себе известные моральные качества, строить образ жизни и выбирать линию поведения в соответствии с более общими нравственными принципами, подчинять свою деятельность осуществлению нек-рой конечной и высшей цели, преобразованию об-ва на подлинно нравственных началах и достижению личного совершенства (Идеал). Сообразно различным формам нравственного требования и отношение индивида к об-ву каждый раз имеет особый характер. Кроме того, эти требования каждый раз преломляются в особых личностных формах морального отношения (Дол, Ответственность нравственная, Честь, Достоинство, Совесть), в каждой из к-рых проявляется степень и способ самоконтроля человека в его нравственной деятельности. Наконец, в процессе совместной деятельности люди вступают друг с другом в различные связи, подчиняются общественной дисциплине, следуют установившимся обычаям, традициям, нравам, привычкам, взаимно оценивают поступки (Санкция), совершают почин, подают пример, воздействуют на поступки окружающих силой своего морального авторитета, вступают между, собой в соревнование, участвуют в массовых движениях и т. п. Во всех этих формах О. м. всегда существуют две стороны - субъект и объект, но эти стороны то и дело меняются местами. Напр., поскольку человек имеет определенные обязанности перед об-вом и др. людьми, сам он выступает как субъект, а об-во и др. люди -как объекты его моральной деятельности. Но этот же человек является объектом моральных обязанностей для др. людей, для об-ва (т. к. оно тоже должно защищать его интересы). С одной стороны, об-во формулирует обязанности отдельной личности и оценивает ее поступки, относится к ней как субъект к объекту. Но с др. стороны - моральные требования становятся личным долгом и ответственностью каждого человека, сознаются им и активно проводятся в жизнь.. Чем выше сознательность человека, чем более он способен самостоятельно контролировать и направлять свои действия, тем в большей мере он является самодеятельным субъектом (Самодеятельность и творчество). Конкретные случаи содержания, сфер и форм О. м. рассматриваются в различных категориях этики и находят отражение в соответствующих формах морального сознания.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.


Отношения моральные — особый вид общественных отношений, совокупность зависимостей и связей, к-рые возникают у людей в процессе их нравственной деятельности. О. м. можно классифицировать по содержанию, по форме, по способу общественной связи между людьми в процессе их совместной нравственной деятельности. По содержанию О. м. различаются в зависимости от того, по отношению к кому человек имеет определенные обязанности и какого рода эти обязанности.

Примерами отношения человека к об-ву в целом являются обязанности трудиться, верности своей стране, делу освобождения трудящихся (Отношение к труду, Патриотизм, Интернационализм, Солидарность). Можно также выделить О. м., в к-рых находится человек по роду своей деятельности (Профессиональная этика) и благодаря своему участию (в той или иной форме) в различных областях общественной жизни (Труда нравственность, Быта нравственность, Брачно-семейная мораль).

Специфические обязанности лежат на человеке по отношению к членам об-ва, находящимся в особом положении: к детям, престарелым, к женщине (Отношение к женщине), к членам коллектива, к к-рому он принадлежит (классу, партии, трудовому коллективу, семье), к людям, с к-рыми он находится в особых отношениях (Любовь, Дружба, а также Обязательство, Благодарность) и с к-рыми он так или иначе вступает в контакт (поведение в общественных местах, этикет, помощь пострадавшему, мелкие услуги случайным встречным).

Однако, какова бы ни была конкретная сфера обязанностей человека и независимо от того, в адрес кого (частного лица, группы людей) они направлены, во всех случаях человек в конечном счете находится в О. м. к об-ву в целом и к самому себе как члену этого об-ва (Бенефициарий). Формы О. м. различаются в зависимости от того, каким образом выступает перед человеком нравственное требование, насколько обобщенный или конкретизированный характер оно имеет.

Это требование, напр., может быть выражено в виде единичного предписания к.-л. индивиду совершить определенный поступок в конкретной ситуации; оно может повелевать всем людям совершать определенные действия в сходных ситуациях (Норма моральная); предписывать постоянно формировать в себе известные моральные качества, строить образ жизни и выбирать линию поведения в соответствии с более обобщенными нравственными принципами, подчинять свою деятельность осуществлению некоторой конечной и высшей цели, преобразованию об-ва на подлинно нравственных началах и достижению личного совершенства (Идеал). Сообразно различным формам нравственного требования и отношение индивида к об-ву каждый раз имеет особый характер.

Кроме того, эти требования каждый раз преломляются в особых личностных формах морального отношения (Долг, Ответственность, Честь, Достоинство, Совесть), в каждой из к-рых проявляется степень и способ самоконтроля человека в его нравственной деятельности. Наконец, в процессе совместной деятельности люди вступают друг с другом в различные связи, подчиняются общественной дисциплине, следуют установившимся обычаям, традициям, нравам, привычкам, взаимно оценивают поступки (Санкция), совершают почин, подают пример, воздействуют на поступки окружающих силой своего морального авторитета, вступают между собой в соревнование, участвуют в массовых движениях и т. п.

Во всех этих формах О. м. всегда существуют две стороны — субъект и объект, но эти стороны то и дело меняются местами. Напр., поскольку человек имеет определенные обязанности перед об-вом и др. людьми, сам он выступает как субъект, а об-во и др. — как объекты его моральной деятельности. Но этот же человек является объектом моральных обязанностей для др., для об-ва (т. к. оно тоже должно защищать его интересы). С одной стороны, об-во формулирует обязанности отдельной личности и оценивает ее поступки, относится к ней как субъект к объекту.

Но с др. — моральные требования становятся личным долгом и ответственностью каждого человека, сознаются им и активно проводятся в жизнь. Чем выше сознательность человека, чем более он способен самостоятельно контролировать и направлять свои действия, тем в большей мере он является самодеятельным субъектом (Самодеятельность и творчество). Конкретные случаи содержания, сфер, форм и разновидностей О. м. рассматриваются в различных категориях этики и находят отражение в соответствующих формах морального сознания.


Мораль, этика, нравственность

Раздел ЕГЭ: 1.1.3. Мораль | Раздел ОГЭ: 2.5. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИКЕ и МОРАЛИ

Мораль выступает в качестве регулятора поведения человека в обществе. Понятие морали становится актуальным при оценке поступков индивида по отношению к природе и другим живым существам. Мoрaль ставит ограничения на свободу действий индивида, поскольку он всегда должен учитывать мнение других людей и общества, в котором живёт.

Мораль — традиционно сложившаяся система норм и правил поведения, которая определяется общественно принятыми понятиями о добре и зле, хорошем и плохом.

Этика — идеология, изучающая понятия морали и нравственности. Существует и другое определение: этика — обобщённые нормы поведения и морали для определённой общественной группы или профессии.

В процессе формирования понятие морали прошло несколько ступеней.

  • Табу— религиозный запрет, налагающийся на совершение какого-либо действия.
  • Обычай— повторение каких-либо действий, основанное на поведении предков или сложившейся социальной группы.
  • Традиция — комплекс обрядов, привычек и действий, передающихся в течение нескольких поколений.
  • Моральные нормы — устоявшиеся представления о поведении личности.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ

  • Регулятивная. Мораль выступает в качестве нравственного координатора поведения человека.
  • Воспитательная. Мoраль служит средством воспитания, предоставляя понятия об идеальном поведении.
  • Коммуникативная. Морaль обеспечивает комфортное общение людей.
  • Ценностно-ориентационная. Мoраль служит ориентиром для человека.
  • Познавательная. Морaль помогает человеку постигать мир путём различия понятий добра и зла.
  • Мотивационная. Соблюдение моральных принципов стимулирует человека к самосовершенствованию и саморазвитию.
  • Гуманизирующая. Принципы морали основываются на человеколюбии, что содействует налаживанию отношений между людьми.

ПОДХОДЫ К ПРОИСХОЖДЕНИЮ МОРАЛИ

Существует несколько точек зрения, трактующих наличие морали.

  • Натуралистический подход. Наличие морали объясняется естественной природой человека. Возникновение морали связано с биологическим развитием человека.
  • Теологический подход. Мораль была дарована человеку высшими силами, Богом.
  • Социологический подход. Появление морали связано с процессом исторического развития общества и напрямую зависит от изменения социально-экономических потребностей людей.
  • Культурологический подход. Мораль выступает в качестве культурной составляющей, регулирующей социальное поведение людей, и не связана с политической, экономической и другими составляющими.

НРАВСТВЕННОСТЬ

Нравственность — ряд правил, соблюдение которых определяет поведение человека. Также под нравственностью понимается совокупность духовных и душевных качеств, которые необходимы человеку для комфортного нахождения в обществе, и соответствующее поведение, отвечающее этим правилам.

Таким образом, мораль обобщает в себе высокие идеалы общества, а нравственность определяет повседневную жизнь.

Этапы формирования нравственности. Формирование нравственности происходит с изменением мыслей человека о себе и своих поступках.

  • Конвенциональный этап. (Что обо мне подумают другие люди?)
  • Элементарный этап. (Что со мной будут делать?)
  • Автономный этап. (Что я буду думать сам о себе?)

Читайте также: