Моральная смерть доктора старцева по рассказу а п чехова ионыч кратко

Обновлено: 02.07.2024

Далее мы видим превращение Дмитрия Ионыча, молодого человека, с целями и планами на жизнь, пылкого и решительного, в достаточно полного мужчину средних лет, лишенного чувств и эмоций. В городе С. Старцева стали просто называть Ионычем. Со времен, вспоминая о своей любви к Екатерине, Ионыч думал, что хорошо, что тогда он не женился на ней. Вслед за физическим ожирением, к Старцеву приходит ожирение моральное. В обществе Ионыч чувствует себя не комфортно, обычно молчит. Он ушел в себя, стал раздражителен и озлоблен.

Когда Котик поняла, что у нее достаточно посредственные умения игры на пианино, она продолжала лелеять в себе надежду на любовь Старцева. Вернувшись в родной город, Екатерина обнаружила не пылкого юношу, отчаянно влюбленного в нее, а человека немного циничного, духовно обленившегося. Человека более не способного на любовь.

Почему же со Старцевым произошли такие сильные изменения. Конечно, можно сказать, что виновата среда. Жизнь проходит бесцветно, лишена радостей, лишена смысла. Но почему она лишена смысла – это совсем другой вопрос. Вот в этом и виноват сам Старцев. Он не смог пережить неразделенную любовь, сдался, поплыл по течению. Именно это и сделало его Ионычем — ожиревшим мещанином, у которого есть все, и в то же время нет ничего. Он пуст духовно, а это самая страшная пустота для человека.

Сочинение на тему ДЕГРАДАЦИЯ ДОКТОРА СТАРЦЕВА

Сочинение

В образе Ионыча Чехов показал, как создавались типы, подобные Беликову, их деградацию.

Перед нами четыре этапа жизненной истории доктора Старцева. В раскрытии содержания этих четырех этапов Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакций.

На первом этапе Старцев еще полон сил и энергии. Заняв должность земского врача, он поселился вблизи больницы, в девяти верстах от города. «Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости«.

На втором этапе Старцев надел футляр на свою деятельность, ограничил ее. На третьем этапе Старцев отходит от земской больницы, его внимание поглощает большая частная практика. «Выезжал он уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами«.

На четвертом этапе жизнь Старцева окончательно опустошена и обеднена, она парализована приобретательством, у него есть имение и два дома в городе, но он облюбовывает еще. Увлечение в молодости любимым делом, желание приносить общественную пользу вырождается в эгоистические хлопоты, интерес к людям — в полную нечувствительность.

Старцев — это образ обывателя вредного и пошлого, тормо­зящего развитие разумной жизни. «Пошлость всегда находила в нем жестокого и строго судью«. (Горький о Чехове).

Сочинение Как Старцев стновится Ионычем

Чехов является поистине настоящим писателем и талантливым человеком. В своих произведениях он рассказывает все, что происходит в мире. Многие его произведения небольшие и короткие. При помощи этих произведений он мог критиковать не только самого себя, но и других людей. А теперь давайте перейдем к нашему главному вопросу: почему доктор Старцев стал Ионычем?

Для начала нужно решить, кем является Дмитрий Старцев на самом деле. Больше всего на свете он хочет иметь не только большую и дружную семью, но еще и карьеру. А тут как раз в земскую больницу требовался врач. Вот так он знакомиться с замечательными людьми по фамилии Туркины.

До конца он еще не был знаком с этой семьей, но ему очень даже хотелось быть на них похожими. У каждого из членов семьи есть талант, которым они не только гордятся, но и стараются его развивать. А когда он увидел их дочь Катю, то практически сразу же в нее влюбился.

Но все очень быстро поменялось. И все оказалось совсем не так, как было сначала. Он каждый день стал приходить в их дом и теперь уже не восхищался ими, а просто тихо их ненавидел. Каждый его день был очень сильно похож на предыдущий. Кроме этого весь негатив семьи перемещался на Дмитрия, и он от этого очень даже сильно страдал.

Дальше можно сказать о том, что он просто заелся и теперь такие отношения ему уже были не нужны. Он пал не только духовно, но еще и физически в глазах каждого жителя. И для них он был не Дмитрием Ионычем, а просто Ионычем. Если раньше он жил для того чтобы достигать цели и стремиться к мечте, то теперь ее просто не существовало. А с каждым днем накапливается все больше и больше проблем, которые не уходят, а все нагружают и нагружают его плечи все сильнее и сильнее. И от них уже никуда нельзя деться. А все так хорошо начиналось. Немного погодя Катя встретилась с ним, когда приехала домой отдохнуть, от всего что с ней произошло в Москве. Она очень много рассказала ему, а потом рассказала о том, что с тех самых пор его не забыла и постоянно думала о нем. А ведь за это время человек практически полностью поменялся. У него появилась хорошая работа, где очень даже хорошо платят. А это значит, что и денег у него очень много. Больше всего на свете ему нравилось считать деньги, которые он зарабатывает.

Из всего этого можно сделать вывод, что таким он стал только потому, что его изменило положение, в котором он оказался. Он сам поселился в таком месте, где люди никогда и ничему не радуются, а все что их интересует это деньги.

Другие сочинения: ← Образ Анны в рассказе Анна на шее↑ Чехов А.П.Образ Алехина в рассказе О любви →

Дополнительные вопросы. В чем заключается трагедия доктора старцева

Лаконизм, скрытый юмор и углубление в человеческую психологию – главные грани творчества Антона Павловича Чехова. Особенно ярко они раскрываются в произведениях написанных после 80-х годов. Автор, не выявляя себя, показывает ошибки людей, которые способны сломать судьбу. Рассказ относится к позднему периоду творчества А.П. Чехова, поэтому его особенно интересно анализировать с точки зрения психологической организации главного героя.

– молодой врач, который попадает в провинциальный город. Он работает, не покладая рук, пытаясь улучшить свое благосостояние и помочь другим. Старцев интеллигентный, с незаурядным умом. Он умеет различать духовно богатых и бедных людей. В первых главах, где видим молодого врача в таком образе, рано говорить о трагедии этого образа. Путь к ней начинается со знакомства с семьей Туркиных и вхождения Старцева в круги обывателей.

В семье Туркиных духовное развитие остановилось давно. Уже при первом знакомстве с этими людьми Старцев замечает их недостатки, но очень скоро молодой человек ослепляется влюбленностью к Туркиной Екатерине Ивановне, девушке молодой, симпатичной, но очень избалованной. Он получает грубый отказ, который не столько разбивает сердце, сколько уязвляет самолюбие доктора.

Над образом Дмитрия Старцева можно смеяться, иронизировать, но нельзя отрицать, что он трагичный.

Ответ от Екатерина Бочагова

Достоинство его ҭворчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. Это главное.

Л. Толстой Антон Павлович Чехов один из самых популярных прозаиков в мире. В литературу он вошел как создатель короткого рассказа. Письмо к ученому соседу, появившееся в ҭысяча восемьсот восьмидесятом году, раскрыло основные грани таланта писателя. Уже в первом рассказе обозначилось многое из того, что определиҭ художественный стиль Чехова, скрыҭый юмор, краткость и конкретность письма, знание психологии человека. При этом автор рассказа как будто совсем устранен он не произносиҭ от себя никаких слов. Пройдет несколько лет, и молодой писатель заявиҭ о себе целым рядом зрелых произведений: Унтер Пришибеев, Толстый и тонкий, Смерть чиновника. Взрослел Чехов, и вместе с ним рос, углублялся юмор, сливался с горестными раздумьями о современной жизни. Из Антоши Чехонте постепенно формировался будущий художник, мастер слова. В девяностых годах рассказы сменились повестями: Палата 6, Степь, Дама с собачкой, Ионыч, и в них Чехов остается верен своей манере. В центре внимания писателя психологическая характеристика героя, которая углубляется по мере развиҭия сюжета. Одним из ярчайших произведений этого периода, на мой взгляд, является повесть Ионыч. В ней, как в зеркале, отразилось время и герой, рожденный им. Вначале Дмитрий Ионыч Старцев предстает перед нами молодым перспективным врачом, отдающим все свое время работе. Он пока еще способен на безрассудство, любовь, искренность, мечтательность. Молодой доктор очарован Екатериной Ивановной Туркиной, Котиком, как ее называюҭ в семье. Она очень нравиҭся ему и внешностью, и умом, и начитанностью, и экспрессивной игрой на рояле. Но к чувству симпатии юноши примешивается и трезвый взгляд на вещи, рационализм. Приехав делать предложение, Старцев рассуждал: Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спиҭ до двух часов, а ҭы дьячковский сын, земский врач… Пока же.чувства в нем беруҭ верх над разумом, он делает предложение и получает отказ, так как Котик стремиҭся к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь для нее добровольное рабство. Получив отказ, доктор Старцев страдает не столько из-за потери любви, сколько из-за уязвленного самолюбия: Дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал, а потом…успокоился и зажил по-прежнему. Идуҭ годы, Ионыч приобретает вес и практику, но ни с кем не сходиҭся близко обыватели его раздражаюҭ. Единственной его страстью теперь стало накопление денег. Новая встреча с Котиком поменяла их ролями. Уже Котик добивается внимания и благосклонности доктора, но только воспоминания о бумажках в кармане способны пробудить в нем положительные эмоции. Старцев стал желчен. Больные в нем вызываюҭ только раздражение. У Ионыча пропало всякое желание помогать людям, он терпиҭ их только из-за того, что они несуҭ ему деньги. Чехов мастер детали. Порой одной фразы писателя достаточно, чтобы охарактеризовать персонаж. Чего стоят слова не имеется такого римского права, повторяемые Иваном Петровичем Туркиным из года в год, и оттого становящиеся пошлыми; или игра Котика на рояле сравнивается автором с обвалом камней, который непременно хочется остановить. И читателю становиҭся понятна убогость Туркина и причины духовной гибели доктора. Черствость и пошлость окружающих, бессмысленность их жизни, мелочность стремлений делаюҭ Старцева Ионычем. Этот переход почти неуловим для окружающих и для самого Старцева. Но в том-то и трагедия его. Он черствеет душой, происходиҭ моральная гибель человека, а это, пожалуй, пострашнее его физической смерҭи. Но никакие причины не могуҭ оправдать героя. Суд над ним состоялся, хотя не сказано было ни одного слова обвинения. В чем же заключается феномен Чехова, необыкновенная популярность его произведений? По-моему, разгадка кроется в удивительной живучести характеров, созданных писателем. До сих пор мы сталкиваемся с чеховскими толстыми и тонкими, злоумышленниками, размазнями и старцевыми, что особенно страшно. Растлевающая власть денег, показанная писателем, процветает в наше время. Она заменяет собой кульҭуру, образованность, жажду знаний. Меня поражает прозорливость Чехова, который еще в начале века увидел зародыши новых отношений и показал их в развиҭии.

В чем же заключается феномен Чехова, необыкновенная популярность его произведений? По-моему, разгадка кроется в удивительной живучести характеров, созданных писателем. До сих пор мы сталкиваемся с чеховскими толстыми и тонкими, злоумышленниками, размазнями и старцевыми, что особенно страшно. Растлевающая денег, показанная писателем, процветает в наше время. Она заменяет собой культуру, образованность, жажду знаний. Меня поражает прозорливость Чехова, который еще в начале века увидел зародыши новых отношений и показал их в развитии.

Чехов — мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, живущих в своем футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла жизни.

— Это вы про что? А? Кого?

Образ и характеристика доктора Старцева в рассказе Чехова Ионыч

Молодой Старцев подвержен обыкновенным человеческим чувствам: он влюбляется в Екатерину Ивановну. Но, как рациональный и предприимчивый человек, он думает и о материальной выгоде. Доктор уверен, что его избраннице дадут богатое приданое.

Не сомневаясь в отказе, он делает предложение девушке. Но Екатерина Ивановна амбициозна и самоуверенна, она считает себя великой пианисткой с выдающимся талантом, и свою жизнь мечтает посвятить искусству.

Она отказывает доктору, чем приводит его в полное изумление.

Уже через несколько дней он и думать забывает об этом инциденте. С этого времени жизнь его меняется, в докторе просыпаются стяжательские наклонности. Постепенно доктор теряет интерес к жизни, он превращается в самодовольного домовладельца.

Врач ведёт всё более обширную практику, его целью становится накопить как можно больше денег. Собрав большую сумму, он вкладывает их в недвижимость. Он уже не ходит по концертам, по гостям, не посещает театров.

Единственным развлечением для него является игра в карты.

Изменился Дмитрий Ионович и внешне, он сильно располнел и обрюзг, стал раздражительным и нетерпеливым. Неуёмная жадность заставляет его успевать повсюду, чтобы сделать очередной вклад на свой накопительный счёт. Он так и не женился, живёт скучно и однообразно.

Можно сказать, что он прожил пустую незаметную жизнь. Нет жены, нет детей, да и друзей тоже не завёл. Из энергичного, амбициозного человека, Старцев превратился просто в балласт. В его жизни всего лишь раз была яркая вспышка, когда он влюбился в Екатерину Ивановну, но победила алчность, и жизнь стала серыми буднями, так и не найдя достойного стимула.

Все герои ррассказа Ионыч

Вариант 2

Ионыч, то есть доктор Старцев предстает перед читателем в начале рассказа молодым и полным надежд человеком. В чем-то Чехов, который тоже работал доктором, вероятно, описывает детали из собственного опыта.

Когда старцев только приезжает в небольшой город, он – Дмитрий Ионович. Когда рассказ оканчивается, он – просто Ионыч. Так на самом деле называют людей в возрасте, немного неказистых, к которым простое отношение.

Весь рассказ – своеобразная история деградации и очерствения главного героя. Он разочаровывается в мире, становится сам невзрачным и простым. Конечно, доктор Старцев богатеет и получает много профессионального опыта, но этот опыт не связан с развитием нравственности (хотя он работает доктором) и не приносит ему счастья.

Чехов не зря описывает перемены в Ионыче в связке богатеет и толстеет. Главный герой как бы оплывает богатством и жиром и становится невосприимчивым к миру. Он перестает общаться с другими людьми и искать знакомств, так как считает остальных малоинтересными, он даже более не имеет влюбленности к Котика, так как считает эту женщину не особенно заслуживающей внимания.

История Старцева – история о том, как мир делает человека более грубым и невзрачным. Если мы появляемся на свет веселыми и радостными, то завершаем нередко свой путь циничными, угрюмыми и разочарованными.

Подобно этому Старцев приезжает в новый город полный надежд и когда знакомится с Туркиными, то проникается уважением к этим творческим людям.

В завершении рассказа Ионыч считает этих людей совершенно безынтересными и тем более считает остальных людей в городе таковыми, если лучшие люди настолько банальны.

Зависит ли такое отношение от перемен в самом Старцеве, обстоятельств или других людей – вопрос открытый, тут не сказать точно, Чехов описывает просто то как бывает и не дает оценок этим ситуациям.

Для своего времени Старцев вполне типичный представитель интеллигенции, которые не раз будут проявляться в других произведениях автора. Они будут вопрошать о том для чего они существуют, почему только пьют, едят и разглагольствуют. Возможно, ответ заключается в разочаровании, которое люди нередко испытывают по отношению к миру.

Сочинение Характеристика и образ доктора Старцева

Сюжет незамысловат. Здесь нет насыщенных бурными эмоциями сцен и неожиданных развязок. В уезд приезжает мужчина на должность земского врача. На службе доктор видится только с пациентами, которые редко отличаются молодостью и красотой, и уж точно не могут похвастаться здоровьем. Кроме работы пойти некуда.

В деревне совсем нет развлечений и интересных занятий, кроме чтения. Но и в ближайшем городе их не так уж много. Все, что может предложить С. своим скучающим гостям и жителям – это библиотека, клуб, небольшой театр и редкие балы. А еще знакомство с образованными и общительными семьями некоторых известных горожан.

Самой талантливой из которых считается семья Туркиных. По такой рекомендации с ними знакомится и Старцев.

Ведь он солидный мужчина, взрослый, врач, а значит записки, тайные свидания при лунном свете и в неожиданных местах, а также прочая романтическая мишура не для него. Ему кажется, что над ним будут смеяться даже гимназисты. А он боится насмешек. И считает все это ребячеством. Однако, подумав, он все же отправляется ночью на кладбище, надеясь на романтическую встречу.

Хоть и понимает, что это скорее всего детская забава, шутка его возлюбленной.

У героя серьезные намерения, он просит руки барышни. А получив отказ, недоумевает. Для Старцева такой финал становится неожиданностью. Дмитрий Ионович испытывает злость, обиду, легкий стыд. И даже готов ударить своего кучера тростью по спине от злости и бессилия.

Ведь он многое сделал, чтобы добиться взаимности чувств: ночной визит на кладбище и долгое ожидание там, поиски фрака и поход на бал, тесный и удушливый галстук, объяснения в любви. Позднее, вспоминая эти события и свои поступки он скажет: «Надо же.

Старцев достаточно меркантилен. Ведь он вырос в небогатой семье и знает как тяжело достается каждая копейка.

Поэтому размышляя о женитьбе, он задумывается не только о прелестях и недостатках юной избранницы, но и о ее приданом. Готов даже оставить земскую практику, должность.

С годами Ионыч толстеет, раздается в ширь даже его кучер Пантелеймон, становится бестактным, но зажиточным. И превращается в такого же обывателя, как и окружение, к которому он испытывал неприязнь и даже брезгливость.

Пошлость жизни провинциального города поглощает его. Герой интеллектуально и нравственно деградирует. Старцева уже ничего не интересует, кроме вкусной еды и покупки новой недвижимости. Он груб и бестактен с пациентами.

← Рассуждение по пьесе Вишневый сад Чехова← Образы футлярных людей в рассказах Чехова↑ ЧеховЧеловек и среда в рассказах Чехова →Роль художественной детали в рассказе Хамелеон Чехова →

Чехову удалось наиболее ярко акцентировать внимание читателя на осуществлении процесса, связанного с изменениями человеческой души, на которую непосредственно влияют прожитые годы и среда. Почти все мечтают в юности об идеалах: чести, братстве, свободе, равенстве и труде. Хотя спустя время, многие люди меняются практически полностью внутри себя. Они желают пребывать в состоянии покоя и сытости, и вместе с тем выбирают обеспеченную жизнь. Чехов первым совершил вскрытие социальных причин этого патологического явления посредством написания рассказа “Ионыч”.

Талантливый молодой врач по имени Дмитрий Старцев после окончания университета прибывает для осуществления своей деятельности в качестве медицинского работника высшей категории, на территорию губернского города С. Все свои силы он бросает на то, чтобы приносить максимальную пользу людям. Работа превращается в главный смысл его существования. Следовательно, врач не прекращает постоянно трудиться. Однообразие будней, наполненных бесконечными визитами больных, не вызывают у него поначалу раздражения. Старцева представляют семейству Туркиных, наиболее талантливому и необыкновенному, по мнению обывателей местного значения. Чехов стремиться, как можно наиболее мастерски нарисовать подобную “талантливость”, представленную в форме плоских острот главы семьи Ивана Петровича, бездарной игры на рояле дочки по имени Катерина и романов, сочинением которых занимается ее мать. Хотя все-таки нужно отдать должное этому дому - после больничных стен, грязных мужиков спокойно было и достаточно приятно разместиться в мягких креслах, не думая ни о чем. Вскоре Старцев влюбился в Катерину, и решил сделать ей предложение. Девушка отвечает отказом. Но доктор переживал по этому поводу недолго. Героя было “немного стыдно” по причине глупого и пошлого завершения истории.

У Старцева отсутствовала семья. По-видимому, не зная, куда девать деньги, он скупал недвижимость ради удовольствия. Чехов говорит читателям: “Не поддавайтесь …влиянию среды, …берегите в себе человека”. Поддавшись процессу, связанному с духовной смертью, Старцева с тягостным чувством осознает, какое мерзкое болото его затягивает, но бороться с этим явлением, он даже не стремится.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Рассказ “Ионыч” посвящен популярной теме разложения личности под влиянием среды. Однако, в отличие от своих предшественников, Чехов смотрит на проблему духовного падения человека под другим углом зрения. Автор считает, что не столько среда, сколько сам человек является причиной своей деградации. Даже, доведенная до самой крайности личность, не должна терять своего человеческого достоинства.

Рассказ построен так, что в каждой главе поэтапно читатель наблюдает духовное разложение главного героя. В начале произведения Дмитрий Ионыч предстает молодым человеком полным сил, желания жить и работать во благо людей. Он образован, хорошо воспитан, эрудирован. Тем более контрастно выглядит общество, в которое он попадает. Показная образованность и непрофессионализм семьи Туркиных поначалу даже не тронули его. Вспыхнувшая в нем любовь была единственной надеждой на спасение. Но Котя, не хотевшая пустой и бесполезной жизни в этом городе отказала ему. А ему так она была нужна. На кладбище он хотел кричать, требовать любви. Свидание на кладбище символично в произведении. Оно как будто говорит,что у этих отношений нет будущего.Это подтверждается поведением героев. Ионыч уже на следующий день во время сватовства подумал о приданом, а после отказа как-то быстро утешился. Котик тоже не любила и даже не уважала Дмитрия Ионыча. Она не слушала его рассказов, смеялась над ним. Прозрела Катерина слишком поздно. Но тогда этот отказ навсегда перевернул жизнь героя.

Больше мы не увидим Дмитрия Ионыча жизнерадостным и воодушевленным. Его жизнь превращается в копилку: денег, домов, жира. Его любовь, образованность сострадание к людям никому не нужны в этом городе Так зачем тогда ему стремиться к чему-то, культурно развиваться, духовно расти. Намного интереснее и важнее для него стало пересчитывание мятых бумажек каждый вечер. Мысли о них грели душу. Старцев не сопротивляется среде, он ей уступает

Он уже рад, что не женился на Катерине. Герой настолько презирал окружающее его общество, что почти ни с кем не общался. Он просто не мог ни о чем говорить с этими людьми.

Но он принимает их образ жизни. Некогда перспективный чуткий грамотный доктор Старцев становится Ионычем. Его жизнь теперь плывет по течению, как и жизнь всего города. Герой оказался слаб перед силой пошлости. Он стал частью того общества, которое презирал. Принял их идеалы и стал обычным накопителем. Покупает дома один за другим, дорогие коляски, копит деньги, играет в карты. На своих пациентов из народа он теперь кричит и стучит палкой. А должность не оставил только из-за жадности.

Сложно сказать, могло ли что-нибудь изменить Ионыча, вырвать его из этого существования. Может быть, он так и не встретил нужного человека. А может не хватило внутреннего стержня.

В последней главе Чехов говорит об Ионыче уже в настоящем времени, как бы констатируя, что падение свершилось. Ионыч уже никогда не изменится, огонек не загорится. Он разжирел, обрюзг, стал ворчливым неприятным типом. В семействе же Туркиных ничего не изменилось. Описание стабильности жизни “самой образованной семьи” в финале рассказа словно возвращает читателя к началу произведения. Возникает ощущение замкнутого круга, который невозможно разорвать.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что образ Ионыча — собирательный. Чехов восставал против того, что человек поддается давлению социальной среды. Писатель призывал не дать себе стать маленьким, никогда не ронять своего человеческого достоинства. Самое страшное — это бесполезно прожить свою жизнь. Писатель призывает каждого человека приглядеться к своей жизни.

Ионыч — сочинение по произведению

Главный герой по профессии земской врач (как и сам Антон Павлович). Первая мысль, которая приходит на ум при анализе данного факта, что рассказ носит автобиографический характер, но это совершенно не так. Чехов, сам будучи врачом, хорошо знал особенности своих коллег, их мысли и мировоззрение, тем самым, сомнений нет, психологически рассказ выдержан очень точно. К тому же реалистичность описанных ситуаций подтверждается многочисленными примерами из жизни.

Молодой врач Старцев прибывает в некий уездный город. Там он довольно быстро сходится с местной интеллектуальной элитой, семейством Туркиных. Особенно Дмитрию Ионычу западает в душу дочь семейства, Екатерина, увлекающаяся музыкой. Поглощенный чувством влюбленности, доктор принимает участие в проводимых семейством Туркиных вечерах, слушает музицирование своей возлюбленной, выслушивает чтение собственных произведений ее матери. Словом, испытывает наслаждение от данного общества.

Спустя какое-то время Дмитрий Ионыч решил признаться в любви Екатерине. Но девушка не разделила порыв доктора, заявив, что в настоящий момент не только не любит своего знакомого, но и в принципе в ее планы не входит влюбляться в кого бы то ни было. После такого объяснения, Дмитрий Ионыч практически забыл дорогу к своим знакомым. Отныне вся его жизнь сосредоточилась на нем самом. Он жил один, перестал следить за собой, ни с кем добровольно не общался, но при этом благосостояние его росло с каждым годом, доктор имел обширную практику.

Вместе с влюбленностью к Екатерине, у доктора также улетучилось и благожелательное отношение как к ней, так и к ее семейству, все их эстетические практики не вызывали в нем отныне никаких чувств, кроме отвращения. Отношение же к другим обывателям было еще хуже. Окружающие заметили перемены в образе доктора, отношение к нему было двояким: с одной стороны, его несомненно ценили как специалиста, с другой — не любили как человека, даже обращение к нему было не совсем подобающем званию врача — просто по отчеству, Ионыч.


Популярные сочинения

Вариант 4

Это произведение для меня больше о том, как у людей их общее желание быть вместе не совпало по времени. То есть я знаю, конечно, что там о том, как Ионыч превратился в обывателя, что его ничего не интересует, кроме недвижимости, он стал толстым и жадным. Но по мне, так это произведение о любви, какой-то несостоявшейся что ли.

С другой стороны, Екатерина Ивановна попробовала силы. Нужно ей было более критично на себя смотреть… Хотя бы без гордыни своей обойтись, тогда б не издевалась над Старцевым. Или ему нужно было набраться терпения, чтобы дождаться её из Города, когда она набьет себе шишек. Но получается, что это означает – желать ей провала. И вообще, гордости не иметь, чтоб после такого отношения ещё захотеть с ней общаться… Сложно. Но уж тут, наверное, не судьба, как говорится. Оба были молодые и гордые.

Я думаю, что всё в рассказе – следствия этой не сложившейся любви. И ещё просто всем нужно быть мягче, не так грубо отказывать, не так резко забывать… Легко говорить, я сам не понимаю, как бы поступил. То есть я их понимаю, вижу, что они не совсем правильно действовали, но смог бы я по-другому? Не факт.

Главное, что это поучительный и трогательный рассказ.

Мини-сочинение

Антон Павлович Чехов – один из самых популярных прозаиков в мире. В литературу он вошел как создатель короткого рассказа. “Письмо к ученому соседу”, появившееся в тысяча восемьсот восьмидесятом году, раскрыло основные грани таланта писателя. Уже в первом рассказе обозначилось многое из того, что определит художественный стиль Чехова,- скрытый юмор, краткость и конкретность письма, знание психологии человека.

При этом автор рассказа как будто совсем устранен – он не произносит от себя никаких слов. Пройдет несколько лет, и молодой

писатель заявит о себе целым рядом зрелых произведений: “Унтер Пришибеев”, “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”. Взрослел Чехов, и вместе с ним рос, углублялся юмор, сливался с горестными раздумьями о современной жизни.

Из Антоши Чехонте постепенно формировался будущий художник, мастер слова.

В девяностых годах рассказы сменились повестями: “Палата № 6”, “Степь”, ” Дама с собачкой “, ” Ионыч “, и в них Чехов остается верен своей манере. В центре внимания писателя психологическая характеристика героя, которая углубляется по мере развития сюжета. Одним из ярчайших

произведений этого периода, на мой взгляд, является повесть “Ионыч”. В ней, как в зеркале, отразилось время и герой, рожденный им.

Вначале Дмитрий Ионыч Старцев предстает перед нами молодым’ перспективным врачом, отдающим все свое время работе. Он пока еще способен на безрассудство, любовь, искренность, мечтательность. Молодой доктор очарован Екатериной Ивановной Туркиной, “Котиком”, как ее называют в семье.

Она очень нравится ему – и внешностью, и умом, и начитанностью, и экспрессивной игрой на рояле. Но к чувству симпатии юноши примешивается и трезвый взгляд на вещи, рационализм. Приехав делать предложение, Старцев рассуждал: “Остановись, пока не поздно!

Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач…”

Пока же чувства в нем берут верх над разумом, он делает предложение и получает отказ, так как Котик “стремится к высшей, блестящей цели”, а семейная жизнь для нее – добровольное рабство. Получив отказ, доктор Старцев страдает не столько из-за потери любви, сколько из-за уязвленного самолюбия: “Дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал”, а потом “…успокоился и зажил по-прежнему”. Идут годы, Ионыч приобретает вес и практику, но ни с кем не сходится близко – обыватели его раздражают. Единственной его страстью теперь стало накопление денег.

Новая встреча с Котиком поменяла их ролями. Уже Котик добивается внимания и благосклонности доктора, но только воспоминания о бумажках в кармане способны пробудить в нем положительные эмоции. Старцев стал желчен. Больные в нем вызывают только раздражение.

У Ионыча пропало всякое желание помогать людям, он терпит их только из-за того, что они несут ему деньги.

Чехов – мастер детали. Порой одной фразы писателя достаточно, чтобы охарактеризовать персонаж. Чего стоят слова “не имеется такого римского права”, повторяемые Иваном Петровичем Туркиным из года в год, и оттого становящиеся пошлыми; или игра Котика на рояле сравнивается автором с обвалом камней, который непременно хочется остановить.

И читателю становится понятна убогость Туркина и причины духовной гибели доктора. Черствость и пошлость окружающих, бессмысленность их жизни, мелочность стремлений делают Старцева Ионычем. Этот переход почти неуловим для окружающих и для самого Старцева.

Но в том-то и трагедия его. Он черствеет душой, происходит моральная гибель человека, а это, пожалуй, пострашнее его физической смерти. Но никакие причины не могут оправдать героя.

Суд над ним состоялся, хотя не сказано было ни одного слова обвинения.

В чем же заключается феномен Чехова, необыкновенная популярность его произведений? По-моему, разгадка кроется в удивительной живучести характеров, созданных писателем. До сих пор мы сталкиваемся с чеховскими толстыми и тонкими, злоумышленниками, размазнями и старцевыми, что особенно страшно.

Растлевающая власть денег, показанная писателем, процветает в наше время. Она заменяет собой культуру, образованность, жажду знаний. Меня поражает прозорливость Чехова, который еще в начале века увидел зародыши новых отношений и показал их в развитии.

И как человеку, и как писателю А. П. Чехову были ненавистны и чужды пошлость, обывательщина, равнодушие ко всем вопросам, волнующим человечество, паразитизм. Красной линией в творчестве Чехова проходят обличение пошлости русской жизни, духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу. Это о Чехове говорил Горький: “Его врагом была пошлость.

Он всю жизнь боролся с нею”.

Тема нравственного выбора, ответственности человека за свою судьбу связана для Чехова с темой пошлости и обывательщины. В своих произведениях писатель исследует и анализирует жизнь человека, пытаясь показать, как уродливая среда обитания меняет взгляды, убеждения и жизнь человека. А. П. Чехов глубоко убежден, что каждый человек сам несет ответственность за свою судьбу и никакие жизненные удобства не должны влиять на его выбор. Герои многих рассказов Чехова сдаются, попав в атмосферу мещанства, перестают бороться и действовать.

Однако Чехов убежден: “Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть”.

Примером бездействия может служить доктор Дмитрий Ионыч Старцев. Молодой трудолюбивый земский врач, имеющий свои идеалы, тонко чувствующий красоту природы, попадает в среду города С., знакомится с семьей Туркиных, “по мнению местных жителей, самой образованной и талантливой”. Однако среда, в которую он попадает, вынуждает его жить по законам уездного города С. И все, что казалось Старцеву забавным и интересным, что восхищало его, через четыре года “раздражает его своей тупостью и сытостью”. Он, ненавидящий ложь, лицемерие и все, что характеризует обывательщину как порок общества, вынужден был жить по законам общества уездного города С., смиряется с обывательщиной и становится ее частью.

Он уже не отличается от обывателей города. Он уже не похож на самого себя четыре года спустя. Среда изменила его полностью, а из-за своей духовной слабости герой не способен сопротивляться этому. Свой выбор он сделал сам, обывательскую жизнь он предпочел жизни чистой, свободной, смелой.

А ведь все могло быть иначе.

“Ионыч” – один из рассказов писателя, предостерегающий и напоминающий нам о том, что наша судьба в наших руках, мы в ответе за то, что будет в нашей жизни, нужно всегда беречь в себе человека.

Читайте также: