Синкретизация христианства и язычества славян кратко

Обновлено: 04.07.2024

Язычество Древней Руси – это система представлений о человеке и мире, ставшая основной религии восточных славян.

Славяне выделились из числа древних индоевропейцев во II –I тысячелетии до нашей эры, верования которых своими корнями уходили в их религиозные воззрения.

Система языческих верований постепенно трансформировалась, становилась сложнее, перенимая черты скифов, аланов, сарматов и в таком варианте дошла до IX-X столетий.

В киевском языческом пантеоне, как говорит летопись, в 980 г. князь Владимир поставил идолы богов:

  • Перуна,
  • Хорса,
  • Стрибога,
  • Дажьбога,
  • Мокоши,
  • Симаргла.

Богом-громовержцем был Перун, славянский аналог Зевса и Тора, считавшийся покровителем княжеского рода. Этому верховному богу в первую очередь поклонялись в княжеско-дружинной среде.

Богом солнца был Хорст, о происхождении имени которого спорят исследователи и считают, что оно, возможно, пришло от хазар, скифов или сарматов.

Олицетворением солнца был и Дажьбог, поэтому специалисты считают, что это два имени одного бога. Богом ветра являлся Стрибог, а Семаргл – бог растительности, земли и подземного царства.

В пантеоне Владимира была единственная богиня – Мокоша, покровительница ремёсел и плодородия.

Археологи подтвердили, что на Старокиевской горе напротив княжеского двора действительно было славянское капище.

Из славянских богов, не упоминающихся в Лаврентьевской летописи, выделяется бог огня Сварог, который был, особо почитаем крестьянами, Лада – богиня весны и бракосочетания, Велес – покровитель скотоводства.

Разные славянские племена имели культы разных богов. Для большинства языческих религий у язычников Древней Руси низшая сфера мифологии была довольно многогранной и это при достаточно бедном пантеоне богов.

Одних связывали с природой и природными явлениями, например, леший, водяной, а других связывали с домом – домовой, банник.

Готовые работы на аналогичную тему

Были и низшие существа, которых наделяли демоническими свойствами – ведьмы, моры, колдуны, черти, бесы и др.

В русалках видели утопленниц, игравших заметную роль в славянской мифологии.

К женским персонажам относились богинки, кикиморы. Считали, что кикиморы живут или за печкой, или за сараем и вредят хозяевам, а богинки – это умершие при родах женщины, охотящиеся за младенцами.

Объектами культа древних славян-язычников были печь, которую целовали и столб. Из обрядов, характерным была масленица, символизирующая конец зимы.

Священные рощи и священные деревья относились к разряду культовых мест, а береза и дуб, особо почитаемые, были символом бога Перуна.

Своим идолам древние славяне поклонялись на открытых святилищах – капищах, в центре которых стоял идол. Капища, как правило, огораживались, а внутри разводился костер.

Рисунок 1. Идолы языческих богов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особой категорией лиц, обслуживающих религиозную сферу, были древнерусские языческие жрецы-волхвы – в IX-X веке это была уже влиятельная прослойка, под руководством которых проводились обряды. Терять свое влияние они стали после крещения Руси.

Вытеснение язычества христианством

Византия была заинтересована в христианизации Руси. Тогда считалось, что любой народ, который примет из рук императора и константинопольского патриарха христианскую веру, становится вассалом империи.

Проникновение христианства в русскую среду происходило в результате контактов Руси и Византии. Предание говорит, что киевский князь Аскольд был крещен митрополитом Михаилом, посланным на Русь.

Во время правления Игоря и Ольги христианство стало популярным среди дружинников и купеческой прослойки. Более того, княгиня Ольга во время визита в Константинополь в 950-х годах, сама приняла христианство.

Однако на Руси было время, когда христианство стало гонимой религией – это был период правления князя Святослава 960-972 годы, поскольку князь был убежденным язычником.

Принятие христианства на Руси, по мнению исследователей, продиктовано прагматическими соображениями – важно было подкрепить государственность и власть киевских князей, а для этого необходимо религиозно-идеологическое подкрепление.

Летописная легенда говорит о том, что Владимир принял крещение, исходя из осознанного им выбора веры. Выслушав миссионеров-представителей разных конфессий, князь разослал в разные страны своих соратников для выяснения лучшей веры и те указали, что самая лучшая вера греческая.

Крещение князя стало отправной точкой для христианизации всей Руси.

Находки археологов свидетельствуют о том, что в той или иной степени языческие обряды были в почете у жителей городов до середины XIII века, а в сельской местности христианизация проходила ещё медленнее.

После крещения Руси полностью отождествляли себя с христианством жившие в период правления Ярослава Мудрого, это было уже третье поколение после крещения.

Язычество сумело проникнуть в православные традиции и укорениться в русских обычаях и традициях, несмотря на многочисленные запреты.

Примерами этого проникновения являются всем известные Масленица, ночь Ивана Купалы, Святки, Чистый четверг.

В современность перекочевали из языческих времен многие календарные обряды, сельскохозяйственные приметы, фольклор.

Взаимосвязь язычества и христианства

Принятие Русью христианства богословская литература трактует как переход от заблуждения к истине, однако, историческая действительность расходилась с этими представлениями.

Оба культа стояли рядом и практиковались одновременно.

Озабоченностью церкви была привычка древнерусских людей произносить клятвы (роты), которые принадлежали языческому общественному быту. Клятвы осуждались как тяжкий грех, но в этот грех постоянно впадали русские князья.

В политической жизни Руси XI-XII веков княжеские клятвы были заурядным явлением, а их непременным условием было целование креста.

Смешение обрядов христианства и язычества прослеживалось постоянно. На языческий манер проводились многие христианские праздники.

Непременным правилом было ритуальное употребление алкогольных напитков, и многие священники принимали в этом самое деятельное участие даже в дни поста или вербного воскресенья, что засвидетельствовано определениями Владимирского собора.

В общественном сознании древних славян языческое мироощущение держалось настолько крепко, что церковники часто сами их путали.

Язычество можно проследить и в церковном оформлении – «церковное декоративное искусство средневековья пронизывают древние языческие элементы, дополняя христианскую символику.

Например, убор Георгиевского собора в Юрьеве-Польском – цоколь здания от основания покрывают стилизованные растения, растущие как бы из земли. Этот нижний ярус видимого мира показывает, что растения рождает земля.

Барельефы, идущие выше, изображают человека, а верх собора венчают небожители и золотой купол, олицетворяющий солнце.

Солнце в христианской символике отождествлялось с Иисусом Христом. Внутри купола живописцы изображали лик Христа, смотрящего на молящихся.

Христианство и язычество прослеживалось и в похоронных обрядах XI-XIII веков. Вместо сожжения умершего, его стали хоронить в землю и в могилу клали пищу, необходимую в загробной жизни.

Поминки после похорон, поминальные родительские дни – это признаки языческих представлений о потустороннем мире и душе. Эти представления, надо сказать, не были чуждыми и элите древнерусского общества.

В ходе раскопок археологи обнаруживают предметы вооружения, сосуды с пищей, что является свидетельством о соблюдении языческого обряда.

Язычество славян и христианство. Столкновение мировоззрений.

Язычество наших предков было не столько религией, сколько мировоззрением, в основе которого лежала гармония с природой. Всё сущее вокруг нас: земля, вода, растения, животные, − весь окружающий мир воспринимался, как единое ЖИВОЕ целое. Человек ощущал себя частью этого мира и, соответственно, не мог нанести ему урон. Единство с природой, слияние с ней перекликается с теорией голографической Вселенной и, в частности, с принципом нелокальности в квантовой физике.

Две частицы, находящиеся в состоянии суперпозиции на разных краях нашей Вселенной каким-то образом всё равно связаны между собой, и изменение состояния одной из них одновременно отображается изменением другой. Это становится понятно, если принять, что электроны нашего тела связаны с электронами рек, деревьев, птиц, далеких звёзд и песчинок иных миров. Причём как в настоящем, так и в прошлом, и в будущем. Таким образом, всё сущее в этом мире связано и взаимодействует между собой, представляя собой единое информационное поле.

Древние славяне общались со своими Богами напрямую с молениями об урожае, обращениями к силам природы, духам Добра и Зла.

Подношения им представлялись как дары, а не жертвы. В отличие от христианства, здесь не нужны были определённые правила, посредники в виде института церкви, сложные обряды. Языческие Боги не были ни добрыми, ни злыми, как в мире не существует абсолютно чёрного или белого цвета. Христианская парадигма имела совершенно другую направленность. Согласно её доктрине человек пришелец на этой планете, существует трансцендентный бог, а человек несёт осколки его божественного ума, которые носят сверхприродный характер.

Раскрепощая свой разум, можно входить во взаимодействие с первичной реальностью, проекцией которой и является наш мир. Предвидеть и изменять события. Один из механизмов раскрытия сознания и входа в это состояние лежит через секс. В отличие от христианства, язычество не вводило здесь ни ограничений, ни запретов; ни по времени, ни по частоте занятий сексом, ни по количеству партнёров, и уж тем более не по техническому исполнению. Христианство же, например, сурово осуждало позы "женщина сверху" или "сзади", всячески ограничивало сексуальность и боролось с ней.

В язычестве Древних славян было особое отношение к женщине, как к хранительнице домашнего очага, продолжательнице рода, олицетворению мудрости. Само понятие ведьма, которое исказило христианство, означало "ведающая мать", а не злобная колдунья. А сколько "ведьм" было сожжено на кострах инквизиции? Причём выбирались самые красивые и умные из женщин. Просто удивительным сейчас кажутся теологические споры в христианстве на предмет имеется ли у женщины душа?

В язычестве нет подавления воли, подчинения нелепым моральным принципам. Пропагандируется культ сильного, умного, успешного и благородного человека, а не немощного, больного и убогого раба. Фридрих Ницше занимал очень жёсткую позицию в этом отношении: "Христианство взяло сторону всех слабых, униженных, неудачников, оно сделало идеал из противоречия инстинктов поддержания сильной жизни. внесло порчу в самый разум духовно-сильных натур. научило их чувствовать духовные ценности как греховные. "

Структура языческого общества предполагала элементы демократии. Как и в современных демократических государствах, в нём присутствовало разделение власти на законодательную, в роли которой выступало народное вече, исполнительную функцию власти выполнял институт князей, а судебная власть реализовывалась волхвами – языческими священниками. Они выступали в качестве третейской силы, которая решала споры, возникающие между народным вече и князем. При этом к князьям предъявлялись очень жёсткие требования. Князь должен быть лучшим в боевых единоборствах, иметь полководческий талант, опыт управления войском и доблестных побед, а также иметь чистую родословную. В христианстве же правитель был помазанником Божьим на Земле, мог не иметь никаких качеств, необходимых правителю, но при этом всё равно царствовать и быть почитаемым просто по праву рождения.

Неоспоримыми истинами язычества Древних славян являлись забота о своей семье, своём Роде и своей Родине. И здесь основополагающим было их благополучие и процветание, подразумевая не пассивное поведение, но активную заботу и защиту, иногда ценой своей собственной жизни. Понятие "подставить другую щеку" просто было бы непонятно и смехотворно в те времена. Напротив, ответом настоящего мужа являлась даже не месть, а возмездие. Чтобы никому из врагов и в голову даже не могло прийти в будущем помыслить о причинении зла. И именно неотвратимость возмездия являлась лучшим гарантом мира и спокойствия в сосуществовании с любыми соседями.

Причины перехода Руси от язычества к христианству, борьба христианства с язычеством на Руси

Еще со школьной скамьи мы знаем, что князь Владимир Святославович крестил Русь в десятом веке. Однако процесс христианизации Руси, ухода от языческой религии начала еще княгиня Ольга. Таковы официальные данные. Но, разумеется, что принятие новой религии – это масштабное, глобальное событие, касающееся всего населения Киевской Руси. И происходил переход очень трудно, тяжело, долго. Ведь в корне взять и поменять мировоззрение населения невозможно на короткий промежуток времени, а тем более с легкостью.

Причины перехода Руси от язычества к христианству

  • Киевская Русь оставалась почти единственным государством, в котором царило язычество. Большинство европейских соседей считало язычников нелюдями, варварами. А это, в свою очередь, плохо отражалось на международных отношениях.
  • Необходимость единой системы: одно государство, один князь, один Бог. А в язычестве богов было много.
  • Необходимость такой религии, которая будет поддерживать княжескую власть, находиться в ее подчинении.
  • Язычество не обеспечивало единства всего населения.
  • Язычество не могло объяснить происходящего на Руси социального расслоения, появления богатых и бедных. Ведь в язычестве все люди равны перед силами природы.
  • Покровитель Руси – Византия, была христианским государством.
  • Владимир хотел жениться на Анне (сестре византийского императора), а это требовало от него принятия христианства.
  • Христианские заповеди, основные положения наиболее полно отвечали потребностям молодого, еще не окрепшего государства. Это, например, любовь к ближнему, запрет на убийства и воровство, уважение старших.

Вообще в своем выборе Владимир не спешил. И это неудивительно, ведь он определял судьбу большого числа людей на сотни лет. Религию нельзя будет поменять просто так, когда захочется. Поэтому князя здесь можно понять.

Проблемы принятия православного христианства

Крещение Руси происходило, если можно так выразиться, насильственно. Люди не желали принимать новую веру, которая значительно отличалась от языческой. И их можно было понять. Ведь власть в лице князя пыталась таким образом влезть в самое сокровенное и интимное, что может быть у человека, - в его веру. Дело дошло до беспорядков. Язычники, которые не хотели креститься, бежали в леса, убивали священников. А сколько было восстаний язычников! Однако политика государства хоть и была насильственной, но не зверской. Была выбрана выжидательная тактика, чтобы переход впоследствии произошел плавно.

Причины перехода Руси от язычества к христианству, борьба христианства с язычеством на Руси

Язычество и христианство на Руси: мнения историков

Язычество и христианство на Руси: их взаимовлияние

Одним из ярких примеров являются домовые церкви. Они были переняты из языческой культуры. Также сохранялся обычай грабить и громить церкви в побежденных городах во время войны. Это явное противоречие христианско религии. Это из язычества.

Что касается христианских икон, то это модифицированные языческие идолы. А в образах православных святых можно часто увидеть черты языческих богов.

Причины перехода Руси от язычества к христианству, борьба христианства с язычеством на Руси

Кроме того, священнослужители часто устраивали пиры прямо в монастырях, которые осуждаются церковью. Разве это не элемент языческой культуры?

Как мы знаем, у древних славян было много различных праздников, находящихся в тесной связи с урожаем, плодородием, хорошей погодой. И, чтобы это как-то искоренить, церковь просто заменяла их на свои, христианские праздники. При этом иногда менялись даты. Вместо праздников, посвященных языческим богам (Купалы, например), теперь были дни святых. Если для языческой культуры были характерны веселые и шумные гуляния с поеданием мяса, то церковь осуждала это. Прямое доказательство тому – посты.

Борьба христианства с язычеством на Руси

Церковь упорно пыталась всеми силами искоренить язычество. Но делалось это лишь поверхностно, наружно. Ведь невозможно залезть человеку в голову, в душу и искоренить язычество на таком глубоком уровне.

Какие же принимались меры? Во-первых, проведение православных обрядов, служб, богослужений на всей территории Киевской Руси. Во-вторых, распространение книг, в которых обличалась языческая религия. В-третьих, уничтожались идолы языческих богов, языческие храмы. На месте последних строили церкви. Кроме того, переименовывались праздники, вводились посты.

Нельзя сказать, что борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси была очень эффективной. Да, происходили значительные внешние изменения. Однако люди продолжали славить языческих богов, поклоняться силам природы.

Причины перехода Руси от язычества к христианству, борьба христианства с язычеством на Руси

Заключение

В итоге можно сказать, что язычество и христианство в Древней Руси, существовавшие в неком союзе, вместе составили закономерный религиозный этап двоеверия. Нельзя дать ему категоричную оценку: хорошо или плохо. Мы просто принимаем этот факт, который подчеркивает самобытность и уникальность русской культуры.

Я думаю, не нужно много говорить о том, что принятие христианства Русью — событие огромной исторической важности. Русь приобщилась к одной из вели­ких мировых религий и вместе с тем к богатейшему культурному наследству. Вне христианской традиции невозможно помыслить сегодняшнюю Россию. Очень важно, а вместе с тем естественно, что крещение Руси стало важнейшим элементом нашей национальной памяти.

Вместе с тем надо ясно понимать, что те образы прошлого, которые живут в исторической памяти общества, и те факты, которые строгая критика исторических ис­точников позволяет оценить как более или менее достоверные, могут отстоять друг от друга весьма существенно. Особенно большой эта дистанция между образами и фактами оказывается тогда, когда речь идет о событиях древности, о которых слишком мало аутентичных данных, и к тому же эти данные весьма непоследовательны и даже противоречивы.

Современная светская наука смотрит на события не с точки зрения спасения (будь то одного человека или всего народа) и даже не столько из перспективы отношений элиты Руси с соседними государствами, сколько с точки зрения развития государственности, культуры и социально-экономических отно­шений в самой Руси. Ключевое слово в современной оценке — интеграция. Принятие христианства в огромной мере способствовало развитию граж­данско-государственных отношений на Руси и сплочению населения, которое признава­ло одни ценности и одну власть. Рука об руку с развитыми монотеи­стическими религиями шли завоевания цивилизации, также способ­ствовав­шие интеграции населения, — прежде всего письменность.

Язычество соответствовало обществу со слабой коммуникацией, сохранением межплеменных различий, поверхностными внешними контактами, преоблада­нием силовых методов решения конфликтов. Языческие общинные культы поддерживали единство и обособленность локальных общностей. А диффе­ренциация общества, выделение личности из родовых и общинных связей, мобильность и миграции населения, более глубокие отношения с раз­витыми цивилизациями — все эти факторы расчищали путь монотеизму, де­лавшему акцент на индивидуальный религиозный опыт и претендовавшему на транс­граничный, всемирный охват.

Естественно, именно верхушка общества должна была первой вступить на путь разрыва с язычеством, и естественно, что для приднепровской Руси этот путь лежал в направлении Византии, откуда христианство начало распространяться на север, преимущественно в славянские области, еще в IX веке. Об этом есть и археологические данные, и данные письменных текстов. Так, например, в 944 году Русь и Византия заключили мирный договор, текст которого дошел до нас: из него хорошо видно, что часть той элиты Руси, которая уча­ствовала в заключении договора, была уже христианской. Эти люди скрепляли соглашение христианской клятвой. Решительным шагом на этом пути распро­странения христианства из Византии на север было крещение княгини Ольги в Константинополе.

Интеграция населения явно осознавалась как насущная задача при дворе Владимира Святославича, и это отражало зрелость общества, которое уже достигло достаточно высокого уровня развития.

Один из вопросов, связанных с последствиями принятия христианства, это проблема сохранения некоторых элементов язычества в быту и менталитете русских людей и взаимодействия их с православием и православной церковью.

Христианство сменило язычество как религиозную систему. Но оно не могло искоренить или заменить разного рода верования и представления, так или иначе связанные с иррациональным и сакральным, — верования не только собственно религиозные, но и магического характера, мифологические, фольклорно-сказочные, осмыслявшие потусторонний мир и посмертную судьбу человека. Этот комплекс идей, образов и практик был связан с повсе­днев­ностью и бытом, особенно простых людей, далеких от книжной культуры и сложных догматических построений христианского богословия. Лешие и домовые, при­меты и гадания, лечебные и любовные заговоры, заложные покойники и кален­дарные обряды — вот о чем идет речь.

Сосуществование православия как государственной религии на Руси и этого не- или внехристианского комплекса верований и практик некоторые ученые XIX–XX веков называли двоеверием. Они имели в виду двойственность со­зна­ния — христианского и языческого одновременно. Сегодня от этого терми­на отказываются, так как он неадекватно описывает религиозное сознание сред­невекового (да и не только средневекового) человека.

Такая множественность религиозных идентичностей, возможность выбора в своем личном религиозном решении — это то, к чему мы привыкли сегодня, то, что считаем естественной чертой современной цивилизации. Но не надо забывать, что эта возможность выбора заложена в христианстве, в истинно христианском понимании личной, добровольной связи человека с Христом, сознательно и добровольно выбравшим свой крестный путь. Хри­сти­анство — это та религия, которая позволяет и даже ждет свободного выбора человека. Из этой свободной воли выросла современная цивилизация, пусть даже она осознает себя сегодня вне веры и вне конфессии. В этом смысле Крещение Руси имело не только религиозное значение, но и духовное, циви­ли­зационное. И оно началось с выбора: сначала отдельных личностей, таких как княгиня Ольга, потом всего общества во главе с его лучшими представи­телями. И выбранный путь принес нам приобщение к цивилизации, в основе которой лежит свободное и ответственное решение — выбор, воля как принцип внутренней духовной и общественно-гражданской жизни. В этом, по моему глубокому убеждению, и состоит великое историческое и даже, как сказали бы сегодня богословы, прообразовательное, символическое значение Крещения Руси, события, перевернувшего судьбу народов Восточной Европы тысячу лет назад.

Читайте также: