Моральная карьера гофман кратко

Обновлено: 05.07.2024

Содержание

Биография

Гоффман родился 11 июня 1922 года в Мэннвилле в провинции Альберта, в семье Макса и Анны Гоффман. Когда он был ребенком, семья Гоффмана вернулась в провинцию Манитоба. Сестра Фрэнсис Бэй говорила, что в детстве Эрвинг был большим шутником и они никогда не думали, что он достигнет каких-либо успехов [3] .

Начав свой путь в среднетехническом училище св. Джона в Дофине в провинции Манитоба, он избрал своей специальностью химию в Университете Манитобы в 1939 году. В 1945 году в Университете Торонто (где он встречался с одной из основательниц сетевого анализа в социологии Элизабет Ботт [4] ) получил степень бакалавра гуманитарных наук, а в Университете Чикаго в 1949 и 1953 году — степень магистра гуманитарных наук и доктора философии. В 1952 году провёл год на Шетлендских островах, собирая материал о жизни локального сообщества для диссертации, которую защитил в 1953 году.

20 ноября 1982 года Гоффман скончался от рака желудка.

Гоффман в социологии

Научные интересы и теоретико-методологическая позиция

Наследие

Гоффман в психиатрии

Награды

В течение своей жизни был удостоен следующих наград:

  • Doctor of Laws (LL.D.), Университет Манитобы, 1976
  • Guggenheim fellowship, 1977—1978
  • In Medias Res, Международная награда по коммуникации, 1978
  • Doctor of Hebrew Literature/Letters (D.H.L.), Университет Чикаго, 1979
  • Mead-Cooley Award по социальной психологии
  • Forms of Talk, номинирован на премию Круг критиков национальной книги, 1981

Институты

Научная и деловая карьера Гоффмана была связана со следующими институтами:

  • Университет Чикаго, Отдел социальных наук, Чикаго: 1952—1953 — ассистент, 1953—1954 — постоянный сотрудник
  • Национальный институт психического здоровья, Бетесда, Мэриленд: 1954—1957 — приходящий сотрудник
  • Университет Калифорнии, Беркли: 1958—1959 — старший преподаватель, 1959—1962 — адъюнкт-профессор, 1962—1968 — профессор социологии
  • Университеты Пенсильвании, Филадельфии, Бенджамина Франклина: 1969—1982 — профессор антропологии и социологии

Также являлся 73-м президентом Американской социологической ассоциации [8] .

Цитаты

Основные работы

Примечания

Ссылки

Биографии

Дополнительная литература

Публикации на русском языке

Литература

См. также

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 11 июня
  • Родившиеся в 1922 году
  • Умершие 19 ноября
  • Умершие в 1982 году
  • Социологи США
  • Умершие от рака желудка
  • Символический интеракционизм
  • Персоналии:Антипсихиатрия
  • Социология повседневной жизни
  • Выпускники Чикагского университета

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Гоффман, Эрвинг" в других словарях:

ГОФФМАН — (Goffman) Эрвинг (1922 1982) амер. социолог. Родился в Канаде, в 1945 окончил ун т Торонто, в 1949 Чикагский ун т, где его учителями были У. Ллойд Уорнер и Э. Хьюз. В 1949 51 провел полевое исследование сообщества на одном из Шетландских… … Энциклопедия культурологии

Список социологических книг XX века — В 1997 году членам Международной социологической ассоциации было предложено назвать по пять социологических трудов XX века, оказавших наибольшее влияние на них как социологов. В исследовании приняли участие 16 % членов (455 из 2785) МСА.… … Википедия

Социальная стигматизация — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

Социология психиатрии — одно из направлений социологии научного знания, изучающее вопросы институционализации и деинституционализации психиатрии, социальные аспекты, особенности, тенденции и закономерности развития психиатрической науки и практики, а также… … Википедия

Социальная психология — Для улучшения этой статьи желательно?: Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Социальная психология раздел психологии … Википедия

Базалья, Франко — Франко Базалья Franco Basaglia … Википедия

Чикагская школа социологии — У этого термина существуют и другие значения, см. Чикагская школа. Чикагская школа социологии (другое название Чикагская школа человеческой экологии) группа социологов Чикагского университета работавшая в первой половине XX века. Для школы… … Википедия

Эрвин Гоффман. Тотальные институты. М.: Элементарные формы, 2019.

Что такое тотальный институт?

При попадании в тотальный институт работа, досуг и быт сходятся в одном месте, а право выбирать, где находиться, что делать и с кем общаться, утрачивается, как утрачивается и естественная мотивация участвовать в делах института. Зачем работать, если эта деятельность никак не связана со статусом во внешнем мире? Резкий переход от жизни в относительно свободном гражданском мире к жизни в рамках институциональных ограничений — это серьезный удар для личности, что вызывает неприятие и озлобленность по отношению к тем, кто диктует новые правила поведения. Участники тотальных институтов четко разделяются на две группы — на постояльцев и персонал, — которые, как правило, враждебны друг другу. Первых лишают базовых гражданских свобод, само собой разумеющихся в приличном обществе (например, возможности бриться и тем самым контролировать свою внешность). Вторые вынуждены управлять большими группами непокорных и недовольных людей, что вызывает необходимость в контроле и надзоре. Закрытость тотальных институтов делает их отличными от всех других социальных учреждений, но Гоффмана интересует не институт как таковой, а то, что происходит с человеком, когда он туда попадает, как меняются его представления о себе — его моральная карьера.

Институт vs индивид, социальное vs психическое

Помимо неизбывного интереса к взаимодействию людей, еще одним устойчивым лейтмотивом творчества Гоффмана является изучение того, как ситуация, в которой мы находимся, влияет на наш образ себя (в социологии также именуемый идентичностью, самостью или Я). Восприятие себя важно, потому что именно на основании наших представлений о том, кто мы и что о нас думают другие, мы выстраиваем свою линию поведения. Некоторым общим знаменателем является желание выглядеть приличным и порядочным человеком, что приводит к практически неукоснительному следованию правилам этикета. При этом то, что будет уместно в одной ситуации, не всегда будет уместно в другой. На работе мы можем выглядеть и говорить иначе, чем дома или с друзьями. Иными словами, поведение подстраивается под ситуацию, и ключевым ресурсом в этом процессе для человека является способность контролировать собственное тело и действия. Например, при прохождении собеседования можно хорошо одеться и заранее подготовить речь.

Такая логика объяснения становится возможной, только если провести жесткую границу между сферами социального и психического. Гоффман их разводит и не допускает смешения. Он не отрицает, что в психиатрической лечебнице могут лежать действительно больные люди, но это никак не отражается на тех социальных процессах, которые наблюдаются в больнице. Люди, больные они или здоровые, подчиняются определенному порядку взаимодействия, который независим от того, видят ли они галлюцинации или считают себя Наполеонами. Социальная упорядоченность поведения постояльцев может быть совсем незаметна по сравнению с проявлениями их психической болезни, но она повсеместна и составляет базу коллективной жизни в психиатрической клинике. Свидетельством может служить новый линолеум:

Такой умеренный социологизм (он умеренный, потому что предполагает объяснение лишь ограниченного числа феноменов поведения постояльцев их социальной реакцией на окружение) чрезвычайно привлекателен, так как открывает целое новое измерение в объяснении поведения пациентов психиатрических больниц. Тем не менее ответ на вопрос о том, где заканчивается психическое и начинается социальное, во многих случаях далек от однозначности. Пациент отказывается говорить, потому что психически болен или это социальная реакция на резкое изменение условий жизни?

Подпольная жизнь

Как работает Гоффман и зачем его читать?

При чтении Гоффмана не стоит ждать, что вы найдете в его работах готовые ответы на вопросы о том, как устроен социальный мир. Скорее, вы найдете в них сам социальный мир — настолько богатый и разнообразный, что он не вписывается ни в какую, даже самую лучшую концептуальную схему. Социальный мир интересовал Гоффмана гораздо больше тех понятий, с помощью которых он его описывал, поэтому он без промедления отказывался от них, когда их оказывалось недостаточно для описания новых феноменов. Собственным примером Гоффман демонстрирует, что нужно быть теоретически смелым, потому что социальное взаимодействие гораздо богаче наших представлений о нем.

Гоффмана следует читать по нескольким причинам. Во-первых, вы получите эстетическое удовольствие. Во-вторых, вы узнаете что-то о мире, в котором живете и который разделяете с другими людьми. Гоффман был чрезвычайно тонким наблюдателем и обращал внимание на вещи, которые могут казаться мелкими и незначительными. Однако именно из таких мелочей и состоит социальный мир. Мы стараемся не встречаться взглядом с незнакомцами; в общественном транспорте ведем себя так, как если бы были одни, даже если едем в час пик; мы знаем, как привлечь внимание и сменить тему в разговоре. Стоит только оглянуться — и привычный и банальный мир вокруг окажется полон чудес социального взаимодействия. Гоффман обнаруживает их с особенным изяществом.

То есть движение вверх по должностной лестнице, чаще всего выступает объективным измерителем восходящей траектории. Увольнения, разводы, тюремное заключение выступают объективными вехами нисходящей траектории.

Кроме служебной карьеры, социологи начали выделять в самостоятельный вид моральную карьеру.

Это социальная история индивида, описанная в терминах уважения или презрения со стороны окружающих, а также степени осознания или подобного отношения к себе. Понятие моральной карьеры ввел в научный оборот И. Гоффман. Она состоит из серии рискованных ситуаций, которые человек публично преодолевает или терпит неудачу как своего рода испытание. Например, провал на экзаменах в престижный вуз – событие в цепи моральной карьеры. Здесь есть все необходимое: риск, публичный характер события, равная вероятность провала и победы. Добившийся успеха вызывает уважение окружающих, потерпевший неудачу – презрение.

Уважение и презрение – формы оценки со стороны общественного мнения. В таком смысле мы можем определить моральную карьеру еще и как траекторию жизни в терминах общественных оценок. Человек стремится преодолеть только те испытания, которые высоко котируются в общественном мнении. Например, научный подвиг вознаграждается Нобелевской премией, а военный – медалью или орденом. Постоянная нацеленность на моральный подвиг формирует нравственный характер личности, особенно если индивид добивается успеха. Напротив, неудачи снижают самооценку и уважение к самому себе.

Другие параметры ожидаемой жизненной карьеры связаны с уровнем наших притязаний, или амбиций.

Под притязанием мы будем понимать совокупность социально значимых потребностей, связанных с внешней карьерой и внешними достижениями человека, но мало или никак не учитывающих личные способности человека.

Притязание – это внутренняя мотивационная пружина для того, чтобы вы начали или продолжали строить какую-либо карьеру. Как существо социальное человек сравнивает себя с другими, ориентируется на то, чего он не достиг, а другие достигли.

Таким образом, мы можем сказать, что при оценке притязаний человека он обязательно сравнивает свои возможности с возможностями значимых других.

Например, мой однокурсник – уже директор малого предприятия, а я еще офисный менеджер. Плохо, конечно, хотя я учился не хуже его и способностей, как я сам считаю, у меня не меньше. Возникает желание занять более высокое статусное положение.

Подавляющая часть притязаний человека связана с ожидаемыми высокими социальными позициями, то есть статусами.

Притязания человека могут быть только высокими. Низкие притязания называются по-другому, например, скромными желаниями или как-то иначе, но отнюдь не притязаниями. Продвижению к жизненному успеху способствуют только высокие притязания.

Разрыв или противоречие между высокими притязаниями и низкими достижениями порождает явление, которое получило название кризиса середины жизни. Кризис середины жизни начинается после 30 лет и тянется не менее 10 лет. В основе лежит осознание несоответствия между прежними мечтами и реальными достижениями.

Динамику индивидуального статусного портрета можно выразить также через понятие жизненного пути.

Жизненный путь – совокупность разных тенденций и линий развития, последовательность событий в пределах биографии одного человека. Оно во многом напоминает понятие биографии, но отражает не столько перечень событий, сколь ко закономерные линии явлений.

Жизненный путь – сумма жизненных событий, социальная биография индивида, разделенная на последовательные этапы, индивидуальная история. Жизненный путь индивида – характеристика истории его развития. Это понятие описывает не то общее, что у него есть с другими, а то непохожее, что отличает его от других. Иначе говоря, индивидуально неповторимую траекторию жизни.

Жизненный путь определяется теми или иными крупными вехами, событиями в жизни. Их называют поворотными событиями биографии человека. Типичные, общие с другими события здесь не учитываются. Например, можно описать свою биографию так: родился в таком-то году, окончил такую-то школу, жил в таком-то городе и т.д. Подобные события не относятся к жизненному пути.




Жизненный путь это не хроника фактов, а последовательность событий духовной жизни человека, оказавших поворотное влияние на мировоззрение, взгляды на жизнь, отношение к людям, на характер человека. Так, служба в армии для одного человека может стать неприметным фактом биографии, а для другого – поворотным событием, изменившим его отношение к людям. Только во втором случае это элемент жизненного пути.

Моральная карьера

Служебная карьера,

То есть движение вверх по должностной лестнице, чаще всего выступает объективным измерителем восходящей траектории. Увольнения, разводы, тюремное заключение выступают объективными вехами нисходящей траектории.

Кроме служебной карьеры, социологи начали выделять в самостоятельный вид моральную карьеру.

Это социальная история индивида, описанная в терминах уважения или презрения со стороны окружающих, а также степени осознания или подобного отношения к себе. Понятие моральной карьеры ввел в научный оборот И. Гоффман. Она состоит из серии рискованных ситуаций, которые человек публично преодолевает или терпит неудачу как своего рода испытание. Например, провал на экзаменах в престижный вуз – событие в цепи моральной карьеры. Здесь есть все необходимое: риск, публичный характер события, равная вероятность провала и победы. Добившийся успеха вызывает уважение окружающих, потерпевший неудачу – презрение.

Уважение и презрение – формы оценки со стороны общественного мнения. В таком смысле мы можем определить моральную карьеру еще и как траекторию жизни в терминах общественных оценок. Человек стремится преодолеть только те испытания, которые высоко котируются в общественном мнении. Например, научный подвиг вознаграждается Нобелевской премией, а военный – медалью или орденом. Постоянная нацеленность на моральный подвиг формирует нравственный характер личности, особенно если индивид добивается успеха. Напротив, неудачи снижают самооценку и уважение к самому себе.

Другие параметры ожидаемой жизненной карьеры связаны с уровнем наших притязаний, или амбиций.

Под притязанием мы будем понимать совокупность социально значимых потребностей, связанных с внешней карьерой и внешними достижениями человека, но мало или никак не учитывающих личные способности человека.

Притязание – это внутренняя мотивационная пружина для того, чтобы вы начали или продолжали строить какую-либо карьеру. Как существо социальное человек сравнивает себя с другими, ориентируется на то, чего он не достиг, а другие достигли.

Таким образом, мы можем сказать, что при оценке притязаний человека он обязательно сравнивает свои возможности с возможностями значимых других.

Например, мой однокурсник – уже директор малого предприятия, а я еще офисный менеджер. Плохо, конечно, хотя я учился не хуже его и способностей, как я сам считаю, у меня не меньше. Возникает желание занять более высокое статусное положение.

Подавляющая часть притязаний человека связана с ожидаемыми высокими социальными позициями, то есть статусами.

Притязания человека могут быть только высокими. Низкие притязания называются по-другому, например, скромными желаниями или как-то иначе, но отнюдь не притязаниями. Продвижению к жизненному успеху способствуют только высокие притязания.

Разрыв или противоречие между высокими притязаниями и низкими достижениями порождает явление, которое получило название кризиса середины жизни. Кризис середины жизни начинается после 30 лет и тянется не менее 10 лет. В основе лежит осознание несоответствия между прежними мечтами и реальными достижениями.

Динамику индивидуального статусного портрета можно выразить также через понятие жизненного пути.

Жизненный путь – совокупность разных тенденций и линий развития, последовательность событий в пределах биографии одного человека. Оно во многом напоминает понятие биографии, но отражает не столько перечень событий, сколь ко закономерные линии явлений.

Жизненный путь – сумма жизненных событий, социальная биография индивида, разделенная на последовательные этапы, индивидуальная история. Жизненный путь индивида – характеристика истории его развития. Это понятие описывает не то общее, что у него есть с другими, а то непохожее, что отличает его от других. Иначе говоря, индивидуально неповторимую траекторию жизни.

Жизненный путь определяется теми или иными крупными вехами, событиями в жизни. Их называют поворотными событиями биографии человека. Типичные, общие с другими события здесь не учитываются. Например, можно описать свою биографию так: родился в таком-то году, окончил такую-то школу, жил в таком-то городе и т.д. Подобные события не относятся к жизненному пути.

Жизненный путь это не хроника фактов, а последовательность событий духовной жизни человека, оказавших поворотное влияние на мировоззрение, взгляды на жизнь, отношение к людям, на характер человека. Так, служба в армии для одного человека может стать неприметным фактом биографии, а для другого – поворотным событием, изменившим его отношение к людям. Только во втором случае это элемент жизненного пути.

КНИГИ 419909 АВТОРЫ 128418 СЕРИИ 43416 ЖАНРЫ 505 ГОРОДА 1145 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16508 ТЕГИ 337514 СТАТЬИ 620

воедино и дать им функциональное объяснение. Думаю, когда мы это сделаем, мы станем меньше хвалить и обвинять конкретных суперинтендантов, комендантов, надзирателей и настоятелей и начнем осмыслять социальные проблемы тотальных институтов, обращаясь больше к базовому структурному устройству, общему для всех них.

Моральная карьера психически больного пациента

Одно из преимуществ понятия карьеры заключается в его двусторонности. Одна его сторона связана с внутренними вещами, дорогими и близкими, вроде образа себя и чувства идентичности; другая его сторона касается официального положения, юридических отношений и образа жизни и является частью публично доступного институционального комплекса. Таким образом, понятие карьеры позволяет двигаться туда и обратно между личным и публичным, между Я и значимым для него обществом, не полагаясь излишне на данные о том, кем человек, с его слов, воображает себя.

Данная статья представляет собой попытку применить институциональный подход к исследованию Я. Главным предметом изучения будут моральные аспекты карьеры — регулярная последовательность изменений, которые карьера вызывает в Я человека и в его системе образов, исходя из которой он судит о себе и о других [249] .

Карьера психически больного пациента естественным образом делится натри общепризнанные основные фазы: период до поступления в больницу, который я буду называть фазой будущего пациента; период

Читайте также: