Монументальная живопись древней руси кратко
Обновлено: 01.06.2024
Живопись русского Средневековья - фреска, мозаика, икона - вызывают неизменный интерес у искусствоведов и ученых всего мира.
Древнерусская монументальная живопись (фреска и мозаика) появились во времена Киевской Руси при князьях Владимире (980-1015 гг.) и Ярославе Мудром (1019 - 1054гг.). До княжения Владимира Русь была языческой и поклонялась многим божествам. Этот князь крестил Киев и большую часть Руси, приняв христианство от Византии. Новая религия утвердила единого Бога и на многие века определила облик русской истории и культуры.
На протяжении столетий русские мастера перенимали тонкое искусство "греков" (так называли византийцев, потому что они разговаривали на греческом языке).
Мозаика - монументальный вид живописи, где изображение формируется посредством компоновки набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Смальта - небольшие кусочки цветного непрозрачного стекла. Она хорошо отражает свет, сохраняет свою яркость на протяжении многих столетий.
Для украшения киевских церквей мозаикой была построена мастерская, где изготовляли смальту. Кубики смальты окрашивались в разные цвета. Так ученые насчитали в мозаиках собора Святой Софии 177 оттенков!
В технике мозаики, как наиболее дорогой и сложной, выполнялись композиции в куполе и апсиде.
Остальные части храма расписывались фресками.
Фреска - вид монументальной живописи, роспись водяными красками по сырой штукатурке. Фрески наиболее подвержены разрушению светом в отличие от мозаики. Так же фрески теряют первоначальный вид при появлении со временем трещин на штукатурке.
Некоторые фрески сохранились до наших дней. Чтобы фреска дольше не выцветала, не темнела и не портилась от сырости, существовали специальные рецепты, которые передавались от мастера к ученику из поколения в поколение и держались в строжайшей тайне.
Масляной живописи русское Средневековье не знало.
Собор Святой Софии в Киеве - древнейший памятник, который сохранил монументальную живопись домонгольской Руси.
В зените центрального купола Святой Софии Киевской, в медальоне,- огромное поясное изображение Христа-Вседержителя. Вокруг медальона были расположены четыре архангела. Сохранилась лишь одна мозаичная фигура в голубом одеянии, а три остальные дописаны маслом в 1884 году М. А. Врубелем.
Из двенадцати изображений апостолов в рост, помещенных в простенках светового барабана, уцелела только верхняя часть мозаичной фигуры Павла. Ниже, на сферических парусах, поддерживающих центральный купол собора София Киевская,- четыре евангелиста (полностью сохранилось лишь изображение Марка). На подпружных арках уцелело пятнадцать мозаичных медальонов с изображениями мучеников. На двух столбах восточной арки размещена мозаичная сцена "Благовещение": слева - архангел Гавриил, справа - дева Мария.
Архангел Гавриил |
Дева Мария |
В среднем ярусе апсиды Софийского Собора широко развернута многофигурная композиция "Евхаристия" (причащение).
Нижний ярус апсиды Святой Софии Киевской занимают изображения "отцов церкви" — святителей и архидиаконов (мозаика уцелела только в верхней части фигур).
Убранство главного алтаря собора София Киевская является высоким образцом синтеза архитектуры и живописи, что вообще характерно для всего древнего интерьера Софии Киевской. Сцены и персонажи, набранные мозаикой,- это символы, раскрывающие основные положения христианского вероучения. Они воспринимаются как своеобразный эпиграф к последующему живописному рассказу, изложенному в технике фрески. На сценах трансепта (главного поперечного членения храма) расположены евангельские сцены повествовательного характера, из которых лучше других сохранились "Распятие", "Сошествие Христа во ад", "Явление Христа женам-мироносицам", а также сцена "Сошествие святого духа", замечательная по композиции, своеобразной манере письма и мягкому колористическому решению.
фреска "Сошествие Христа в ад" ("Сошествие в ад"). Трансепт. Северная сторона София Киевская |
Фрагмент фрески "Семья Ярослава Мудрого" |
Монумента́льная жи́вопись - живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях.
Основные техники монументальной живописи - фреска, а секко, мозаика, витраж.
Монументальная живопись - древнейший вид живописи, известен с палеолита (росписи в пещерах Альтамира, Ляско и др.). Благодаря стационарности и долговечности произведений монументальной живописи многочисленные ее образцы остались практически от всех культур, создавших развитую архитектуру, и подчас служат единственным видом сохранившихся живописных произведений эпохи.
Начиная с ранней Античности и до позднего Возрождения, Монументальная живопись наряду с монументальной скульптурой представляет собой один из основных методов декорирования каменных, кирпичных и бетонных (Древний Рим) сооружений. Широко применялась в храмовых и погребальных комплексах Древнего Египта, в архитектуре Крито-Микенской цивилизации. Практически не дошедшая до нас (за исключением мозаики) древнегреческая монументальная живопись, в том числе роспись мраморной и хризоэлефантинной скульптуры, во многом определяла характер восприятия произведений классической и эллинистической пластики и зодчества.
В Древнем Риме, в особенности после древнеримской архитектурной революции, была распространена исключительно широко, в том числе - в оформлении частных жилищ (четыре стиля древнеримской росписи). Мозаика и фреска, широко применявшиеся в храмовой архитектуре Византии, оказали определяющее влияние на развитие древнерусского монументального искусства.
В Киеве она представлена фресками и мозаикой. Мозаики Михайловского златоверхого монастыря, созданные византийскими и русскими мастерами во второй половине XI века, поражают изяществом пропорций фигур, красотой колорита. Самым распространенным и получившим наивысшее развитие живописным жанром в допетровской Руси являлся религиозный, а именно иконопись. Она зародилась достаточно давно и поначалу копировала византийские образцы. Самостоятельным национальным искусством икона стала в XIV — XV вв. когда творили гениальные Феофан Грек и Андрей Рублев. Вплоть до XVIII века икона и мозаика оставались практически единственной формой художественного самовыражения.
Наиболее популярным теологическим образом, заимствованным из византийского богословия, была Св. София — Божественная премудрость, которой посвящены храмы в Киеве, Новгороде и Полоцке. В русской иконописи важное место занимают образы Св. воинов-мучеников, в том числе и русских князей Бориса и Глеба (1015), покровительства которых искали князья и дружинники в то неспокойное время. Эти образы, как и многие другие, были переняты русскими у византийцев, у которых они были постоянным мотивом. Иконы и фрески обычно писали на золотом фоне, подчеркивавшем святость изображенных на них неподвижных, повернутых к зрителю фигур. Линейная перспектива отсутствовала, и это указывало на то, что образ существовал вне суетной, временной реальности.
С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи - мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Византия не только познакомила русских художников с новой для них техникой живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью.
Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. В киевских храмах было много икон. Создавались они не только греческими, но и русскими мастерами. Суровой красотой и монументальностью отличаются мозаики и фрески Софийского собора. Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Их исполнители мастерски использовали разнообразие оттенков смальты, искусно объединили мозаику с фреской. Мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря отличаются довольно свободной композицией, живостью движений и индивидуальными характеристиками отдельными персонажей.
Билет 10.
Вопр.1
Конфуций
Конфуцианство.
Конфу́ций (Кун-Цзы, реже Кун Фу-Цзы, латинизировано как Confucius; около 551 до н. э. — 479 до н. э.) — китайский мыслитель и философ. Его учение оказало глубокое влияние на китайскую цивилизацию, формирование национального характера и системы ценностей китайцев, и со временем переросло в философскую систему, известную как конфуцианство.
Жизнь
Конфуций родился в знатной, но небогатой семье и в молодости служил чиновником в царстве Лу. Это было время заката империи Чжоу, когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа — всё это вызывало резкую критику ревнителей старины.
Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в путешествие по Китаю в сопровождении учеников, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а так же систематизируя литературное наследие прошлого — Ши цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др. книг.
Учение
Пять постоянств благородного человека (цзюнь-цзы,)
Вопр.2
Новый завет. Структура
НОВЫЙ ЗАВЕТ
СОСТАВ Нового Завета. Новый Завет содержит основополагающие тексты, удостоверяющие новый завет между Богом и человеком, заключенный через Иисуса Христа.
Новый Завет состоит из 27 книг, которые, как и книги ВЗ, исследователи разделяют на пять групп.
· Евангелия, в которых рассказывается о жизни, деяниях, страданиях, смерти и воскресении Господа, а также сформулированы основы веры.
· Деяния апостолов (историческая книга)- повествование об успешном распространении веры в языческом мире.
· Соборные послания Апостолов
· Послания Апостола Павла, в составе которых особый раздел составляют так называемые пастырские послания (послания к Тимофею и к Титу)
В посланиях разъясняется суть учения Христа и разоблачаются ложные учения.
Послания свидетельствуют о направляющей деятельности апостолов в жизни общин и содержат предостережения тем, кто склонен встать на путь заблуждения.
· Пророческая книга - Откровение
ЯЗЫК. Новый Завет написан на диалекте греческого языка, который был господствующим во времена Иисуса Христа. В результате завоевательных походов Александра Македонского на греческом языке начали говорить и писать букв. во всем цивилизованном мире. Но т.к. в НЗ он применялся для выражения новых божественных истин, то и слова в нем соответственно принимали новую лексическую окраску, что необходимо учитывать при исследовании Библии.
Завет
Завет - договор, союз, наказ, обещание.
В древности часто заключались заветы:
· между отдельными людьми (1Цар 20.16),
· между отдельным человеком и народом (2Цар 5.3),
· между Господом, царем и народом (4Цар 11.17),
· между Господом и народом (Езд 10.3)
Словом этим назывались также: обещание (4Цар 23.3), наставление (Прит 1.8), обязанности (Мал 2.8).
Завет иногда Господь давал отдельному человеку (Чис 25.12-13). Но наиболее важными для всех людей заветами были те, которые Бог заключал со всеми людьми, и таких заветов было несколько.
1. Завет Бога с Адамом, который назван заповедью, поскольку человек еще не проявил своей противящейся воли (Быт 2.16-17; Ос 6.7)
3. Завет с Авраамом и в его лице с избранным Своим народом (Быт 15.18; 17.1-14), потомкам которого знамением этого завета Бог дал обрезание.
4. Завет с Моисеем, через которого Бог дал закон народу Израиля (Исх 24.8; 34.10,27), знамением которого были десять заповедей (Исх 34.28; Втор 9.11). Слова завета были записаны в книгу завета (Исх 24.7; 4Цар 23.2).
Последние два завета Бога с Авраамом и Моисеем, которые в Священном Писании часто называются просто "завет" или "Закон", являлись основой жизни дохристовой эпохи и объединено называются Ветхим Заветом (Деян 3.25; Евр 8.7). От него евреи часто отходили, но по временам обращались и возобновляли его (Нав 24.25; 2Пар 15.12; 29.10).
Читайте также: