Мониторинг здоровья населения и окружающей среды кратко

Обновлено: 08.07.2024

Цели и задачи экомониторинга

Что такое экологический мониторинг – это объединение методов наблюдений, организационных структур и способов исследований, преследующих следующие цели.

  • Наблюдение за окружающей средой, особенно в местах концентрации антропогенных объектов.
  • Оценка и прогнозирование изменений экосистем под влиянием природных и антропогенных факторов.
  • Накопление информации об изменениях окружающей среды для передачи данных государственным охранным структурам.

Проводимые исследования дают возможность участвовать России в глобальных международных программах, нацеленных на предотвращение экологических катастроф, уменьшение вредного влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу и здоровье людей, рациональное природопользование.

Объекты экомониторинга

Предметами наблюдения являются как природные, так и антропогенные объекты.

  • Отдельные компоненты естественной среды: тропосфера, грунт, подземные и поверхностные воды, озоновый слой атмосферы.
  • Природные объекты: биотопы, естественные ландшафты, экосистемы.
  • Население, проживающее на территории, находящейся под воздействием определённых факторов окружающей среды (выбросов вредных веществ, радиации).
  • Природно-антропогенные территории, рекреационные объекты.
  • Предприятия, загрязняющие окрестности, другие потенциально опасные для природы антропогенные объекты, находящиеся под усиленным контролем производственного экологического мониторинга.

Повышенное внимание уделяется наблюдению за местами нереста ценных рыб, месторождениями полезных ископаемых, реликтовых, уникальных территорий.

Уровни экомониторинга

Структура экологического мониторинга является многоступенчатой системой, состоящей из 4 уровней.

Этапы экомониторинга

Контроль состояния объекта проводится в несколько этапов:

  • Взятие проб воздуха, воды, почвы.
  • Определение концентрации в образцах вредных, токсичных веществ и их превышения над предельно допустимыми нормами.
  • Выявление районов с повышенным уровнем загрязнения.
  • Проведение работ по очистке заражённой местности и профилактике её дальнейшего загрязнения.

Для профилактики утечек ядовитых компонентов, за всеми предприятиями ведётся постоянный производственный экологический мониторинг.

С целью контроля регулярно берутся пробы воды, воздуха, грунта. На опасных объектах устанавливают очистные сооружения и автоматизированные системы оповещения о вредных выбросах.

Методы проведения работ

Учёные разработали множество методик для осуществления экологического контроля. Наиболее распространённые методы.

  • Инструментальный способ. Берут пробы в заданном районе. Проводят их химический и физический анализ в лабораторных условиях.
  • Расчётный метод. Выявляют степень загрязнения на основании полученной информации об опасных выбросах на заводах.
  • Производственный экологический мониторинг (ПЭМ). Делают забор проб в помещениях предприятий и на прилегающих территориях.

Непрерывный производственный экологический мониторинг позволяет эффективно следить за соблюдением промышленным объектом установленных законом правил, нормативов и стандартов безопасности.

Виды наземного экомониторинга

Наземные исследования необходимы для определения физических и химических показателей почв, растений, приземного слоя воздуха. Это основа экомониторинга. И.П. Герасимов создал классификацию, согласно которой выделяются блоки, в зависимости от задач и масштабов наблюдений.

Биоэкологический экомониторинг

Биоэкологический мониторинг – исходная единица наблюдений и контроля над окружающей средой и её влиянием на здоровье людей. Для получения данных используют следующие виды исследований: изучение питьевой воды, приземных слоёв атмосферы, флоры, фауны, сточных вод, качества сельскохозяйственных культур в пределах заданного ареала.

Геосистемный экомониторинг

Проводятся наблюдения за превращением природных экосистем в природно-антропогенные геосистемы. Экомониторинг позволяет увидеть трансформацию природных комплексов, предвидеть влияние изменений на человека, дать рекомендации по снижению отрицательной нагрузки на ландшафты.

Биосферный мониторинг

Включает наблюдения, контроль и прогнозирование изменений природных комплексов на глобальном уровне. Объекты изучения – атмосфера, биота, гидросфера, литосфера.

Осуществление экологического мониторинга

В 1993 году Россия создала единую систему государственного экомониторинга, координирующую действия всех организаций и ведомств, контролирующую сбор данных об окружающей среде.

Сложность получения полной, достоверной информации заключается в том, что слишком много служб и агентств занимаются экомониторингом. Их действия сложно координировать.

Так, например, за состоянием земель наблюдают Федеральное агентство по сельскому хозяйству, Федеральная служба по гидрометеорологии, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Производственным экологическим мониторингом также занимается сразу несколько государственных органов. В то же время станций экомониторинга не достаточно для сбора необходимого количества проб воздуха, воды и почвы.

Сейчас эти проблемы успешно решаются. Создана специализированная наблюдательная сеть, включающая передвижные пункты, посты и стационарные обсерватории, станции экологического мониторинга. С их помощью оценивают степень загрязнения местности, изучают последствия техногенных аварий, разрабатывают меры по профилактике природных катастроф и дают рекомендации по снижению антропогенного прессинга на экосистемы.

Среди мероприятий по стабилизации и дальнейшему улучшению экологической обстановки в России особое место отводится формированию системы экологического мониторинга, основной задачей которого являются информационное обеспечение и поддержка процедур принятия решений в области природоохранной деятельности и экологической безопасности.

В Российской Федерации функционируют несколько ведомственных систем мониторинга:

1. Служба наблюдения за загрязнением окружающей среды Росгидромет.

2. Служба мониторинга местного фонда Рослесхоз.

3. Служба мониторинга водных ресурсов Роскомвод.

4. Служба агрохимических наблюдений и мониторинга загрязнения сельскохозяйственных земель Роскомзем.

5. Служба санитарно-гигиенического контроля среды обитания человека и его здоровья Госкомсанэпиднадзор.

6. Контрольно-инспекционная служба Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

7. Система мониторинга геологической среды Роскомнедра.

Перечисленные службы и системы мониторинга ориентированы на наблюдение и оценку состояния отдельных компонентов окружающей среды и природных ресурсов. Каждая из этих систем в настоящее время функционирует по самостоятельной программе, практически не скоординированной с другими программами.

Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояние и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.

– наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды;

– оценку фактического состояния среды;

– прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния (рис. 6).

Следует принять во внимание, что сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации. Существуют различные подходы к классификации экологического мониторинга (по характеру решаемых задач, по уровням организации, по природным средам, за которыми ведутся наблюдения). Отраженная на рис. 7 классификация охватывает весь блок экологического мониторинга, наблюдения за меняющейся абиотической составляющей биосферы и ответной реакцией экосистем на эти изменения.

Рис. 6.

Рис. 6.

Рис. 7.

Рис. 7.

Классификация экологического мониторинга

Рис. 8.

Рис. 8.

Уровни экологического мониторинга, принятые в России

В систему мониторинга должны входить следующие основные процедуры:

1. Выделение (определение) объекта наблюдения.

2. Обследование выделенного объекта наблюдения.

3. Составление информационной модели для объекта наблюдения.

4. Планирование измерений.

5. Оценка состояния объекта наблюдения и идентификация его информационной модели.

6. Прогнозирование изменений состояния объекта наблюдения.

7. Представление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.

Основные цели экологического мониторинга состоят в обеспечении системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности современной и достоверной информацией, позволяющей:

1. Оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека.

2. Выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.

3. Создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

Основными задачами экологического мониторинга являются:

1. Наблюдение за источниками антропогенного воздействия.

2. Наблюдение за факторами антропогенного воздействия.

3. Наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия.

4. Оценка фактического состояния природной среды.

5. Прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.

Экологический мониторинг окружающей среды может разрабатываться не уровне промышленного объекта, города, области, края, республики в составе Федерации. На федеральном уровне экологического мониторинга наблюдается еще большее обобщение пространственно распределенной информации. В качестве локальных источников загрязнения на этом уровне могут играть роль промышленные районы, достаточно крупные территориальные образования.

В зоне влияния источников загрязнения организуется систематическое наблюдение за следующими объектами и параметрами окружающей природной среды.

1. Атмосфера: химический и радионуклидный состав газовой и аэрозольной фазы воздушной среды; твердые и жидкие осадки (снег, дождь) и их химический и радионуклидный состав, тепловое и влажное загрязнение атмосферы.

2. Гидросфера: химический и радионуклидный состав среды поверхностных вод (реки, озера, водохранилища и т. д.), грунтовых вод, взвесей и донных отложений в природных водостоках и водоемах; тепловое загрязнение поверхностных и грунтовых вод.

3. Почва: химический и радионуклидный состав деятельного слоя почвы.

4. Биота: химическое и радиоактивное загрязнение сельскохозяйственных угодий, растительного покрова, почвенных зооценозов, наземных сообществ домашних и диких животных, птиц, насекомых, водных растений, планктона и рыб.

5. Урбанизированная среда: химический и радиационный фон воздушной среды населенных пунктов; химический и радионуклидный состав продуктов питания, питьевой воды и т. д.

6. Население: характерные демографические параметры (численность, плотность населения, рождаемость и смертность, возрастной состав, заболеваемость, уровень врожденных уродств и аномалий); социально-экономические факторы.

Важной составляющей экологического мониторинга является генетический мониторинг населения. Его значимость определяется тем, что внешне средовые факторы, в том числе и антропогенного происхождения, влияя на организм человека, могут вызывать изменения наследственного материала клеток, то есть могут приводить к мутациям. Мутации в соматических клетках обусловливают формирование онкопатологии. Мутации генеративных клеток (яйцеклетки и сперматозоиды) передаются из поколения в поколение, длительно сохраняются и могут приводить к формированию врожденных пороков развития последующих поколений. В связи с этим нужно постоянно оценивать уровень экспрессии внешнесредовых факторов (экологических) на генетический аппарат человека. Это необходимо как для оценки состояния здоровья современного населения (заболеваемость врожденной и наследственной патологией, заболеваемость и смертность онкопатологий), так и для прогноза уровня здоровья последующих поколений.

Можно выделить несколько основных методов генетического мониторинга:

1. Биохимический мониторинг предполагает слежение за частотой вновь возникающих мутаций по результатам изучения полиморфизма белков крови человека. С помощью данного подхода можно оценить частоту генных мутаций.

2. Цитогенетический мониторинг. Это мониторинг учета хромосомных аномалий. Регистрируют изменения числа и структуры хромосом, выявляемые стандартными цитогенетическими методами. Для оценки влияния факторов внешней среды широко используются методы учета частот хромосомных аберраций в лимфоцитах периферической крови человека.

4. Учет спонтанных абортов (СА) и врожденных пороков развития (ВПР). Данный метод имеет ряд преимуществ:

а) в происхождении спонтанных абортов и врожденных пороков развития значительное место занимает мутационная компонента;

б) популяционная распространенность СА и ВПР достаточно велика, что по сравнению с описанными выше методами требует меньшего размера выборки;

в) изучаемые показатели регистрируются в медицинских учреждениях, что делает их легко доступными для анализа и обеспечивает возможность изучения динамики их частоты по годам.

Считается, что около 50 % спонтанных абортов происходят в результате наличия у плодов разных генетических нарушений. При этом, чем меньше срок на котором произошел спонтанный аборт, тем выше вероятность у плода хромосомных перестроек.

В настоящее время в большинстве стран, в том числе и в России, в структуре детской заболеваемости и смертности все большее значение приобретают врожденные пороки развития, которые встречаются у 3–5 % новорожденных, а их вклад в структуру младенческой смертности достигает 20 %. Среди всех ВПР для целей генетического мониторинга наиболее приемлемы множественные ВПР, на долю которых приходится до 20 % от всех врожденных пороков развития. Это обусловлено тем, что в эпидемиологии множественных ВПР в 40–50 % случаев имеют место различные хромосомные перестройки. Эпидемиологическое исследование спонтанных абортов и врожденных пороков развития можно проводить ретроспективно. Этот метод чаще всего и используется.

Столь высокий уровень ВПР обусловливает необходимость разработки и проведения мероприятий по их профилактике. Среди программ профилактической направленности немаловажное место занимает мониторинг ВПР, представляющий собой систему определения и контроля популяционных частот ВПР.

Основными задачами, которые решаются при проведении мониторинга ВПР, являются:

– определение частот ВПР в популяции;

– изучение динамики частот ВПР;

– проведение эпидемиологических исследований врожденных пороков развития;

– изучение этиологии ВПР;

– выявление и контроль новых тератогенных факторов среды;

– оценка влияний на популяционные показатели частот ВПР программ пренатальной диагностики и первичной профилактики.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.09.1998 г. № 268 с целью обеспечения единого подхода к слежению за частотой врожденных пороков развития работа по организации мониторинга была начата в Российской Федерации. С 1999 г. в большинстве регионов России проводится мониторинг ВПР. Например, по данным информационно-аналитического центра Федерального генетического регистра и мониторинга ВПР за период с 1.01.2002 г. по 31.12.2002 г. поступили сведения о 12 612 детях, родившихся с ВПР. Общее число детей, охваченных мониторингом за отчетный год, составило 686 413 человек. Совокупная частота ВПР по всем территориям составила 1,84 %, или 18,4 на 1000 рождений (табл. 3).

Количество и частота ВПР по данным мониторинга за 2002 год

Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека (далее - мониторинг).

а) гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения;

б) выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;

в) установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

г) подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека.

В целях ведения мониторинга используются данные осуществляемых федеральными органами исполнительной власти наблюдений:

а) за состоянием здоровья населения - наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

б) за факторами среды обитания человека, включая:

  • биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные);
  • химические, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду;
  • физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения);
  • социальные (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха);
  • природно-климатические факторы, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду.

На основе данных мониторинга Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека формирует федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга, который представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, формируемую на основе постоянных системных наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов по вопросам анализа, прогноза и определения причинно- следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

Задачи и функции отдела

1. Организует систему наблюдения и сбора информации в рамках ведения социально-гигиенического мониторинга;

2. Организует и контролирует формирование федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга, в том числе передачу данных в сроки с огласно приказу Роспотребнадзора о сборе данных социально-гигиенического мониторинга;

3. Организует и контролирует формирование информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга в Калужской области;

4. Организует взаимодействие с организациями - участниками социально-гигиенического мониторинга по обмену информацией о состоянии здоровья населения и среды обитания;

5. Осуществляет политику единства и преемственности в программно-аппаратном обеспечении социально-гигиенического мониторинга;

6. Формирует материалы социально-гигиенического мониторинга для ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, информационных бюллетеней и аналитических справок;

7. Разрабатывает методические материалы по ведению социально-гигиенического мониторинга;

8. привлекает в установленном порядке научные и иные организации, ученых, экспертов и специалистов для проработки вопросов ведения социально-гигиенического мониторинга.

9. Осуществляет на основании заключительного анализа представленных данных и аналитических материалов первичного анализа: - выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и факторами среды обитания человека; - прогнозирование динамики наблюдаемых явлений на территории Калужской области; - определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействий вредных факторов среды обитания на здоровье населения.

10. Организация и участие в проведении научно-исследовательских работ по данному направлению деятельности.

11. Подготовка предложений по совершенствованию кадрового, программного и аппаратно-технического обеспечения социально-гигиенического мониторинга.

12. Участие в процессе подготовки кадров по вопросам социально-гигиенического мониторинга.

М.В. Горшков
Экологический мониторинг
Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. – 313 с.

Лекция 9. Медико-экологический мониторинг

Оценка риска здоровью человека, который обусловливается загрязнением окружающей среды, является в настоящее время одной из важнейших медико-экологических проблем, решение которой потребовало создания информационного фонда медико-экологического мониторинга в виде автоматизированных баз данных и разработки концептуальной модели исследуемой предметной области, определяющей перечень необходимых показателей и структуру информационных потоков с указанием взаимосвязей между ними [23].

Медико-экологические исследования, проведенные в различных по природно-климатическим и социально-экономическим условиям городах, свидетельствует о перспективности экологического подхода к анализу состояния здоровья населения, прежде всего, детей.

На основе обобщения многочисленных экспериментальных данных в основных чертах сформулированы общие методические принципы территориального медико-экологического анализа [7]:

1. Приоритетность эпидемиолого-статистических методов анализа медико-статистических данных, закономерности пространственно-временной динамики которых проявляются лишь в больших по численности населения группах.

2. Учёт региональной специфики взаимосвязей состояния здоровья населения и качества окружающей среды.

3. Необходимость учета порогов воздействия и эффекта суммации вредных факторов риска.

Репрезентативным периодом обследования считается 3-5-летний временной интервал. Все шире внедряются бальные оценки в анализ экологического состояния и оценку комфортности городской среды.

Методологические подходы к анализу состояния здоровья населения с учетом экологического состояния окружающей среды связаны с применением общей теории систем и оценочными экологическими исследованиями в гигиене, эпидемиологии и медицинской географии. При этом в качестве основного системообразующего фактора признается заболеваемость населения, а все остальные условия, в том числе и показатели деятельности сети здравоохранения, рассматриваются как параметры, воздействующие на здоровье населения.

Осуществляя региональные медико-экологические исследования в методическом плане необходимо: во-первых, четко определить методику получения репрезентативных данных (контингенты обследуемого населения, экологические факторы среды, подбор факторов риска, выбор пространственных и временных единиц для анализа); во-вторых, — формализовать и стандартизировать базу исходных параметров, а также применить наиболее адекватные методы обработки данных, позволяющие однозначно интерпретировать результаты. В настоящее время уже очевидно, что количественные методы анализа не только предпочтительнее традиционных описательных, но необходимы для получения информативных и объективных результатов.

Система медико-экологического мониторинга напрямую связана с медицинской географией, а в современных реалиях и с геоинформационными системами (ГИС), т.е. с привязкой медико-географических данных к цифровым моделям карт. На государственном уровне возникла необходимость организовать цельную систему, которая позволила бы объединить в себе параметры окружающей среды и показатели здоровья населения, проанализировать и представить лицам, принимающим управленческие решения, возможные варианты совершенствования системы. Цель такой сложной системы очевидна и проста – это улучшение состояния человеческого здоровья путем снижения влияния негативных факторов окружающей среды.

Медико-экологический мониторинг по сути является особой разновидностью биологического мониторинга, объектом которого является человек. Система включает в себя:

1. Контроль качества атмосферного воздуха. Загрязнение воздушного бассейна Владивостока связанно в основном с увеличением количества единиц транспорта и работой промышленных и энергетических предприятий.

Во Владивостоке насчитывается 25 предприятий, имеющих 1239 стационарных источников выбросов загрязняющих веществ 1-4 классов вредностей. Основные источники выбросов загрязнителей атмосферы Владивостока: ВТЭЦ-2 (49997 т/год), ВПТС (4426 т/год), Дальзавод (1597 т/год). Всеми предприятиями города в 1996 г. выброшено в атмосферу 65 тыс. т загрязняющих веществ. Большую долю среди выбросов (59%) занимают газообразные и жидкие вещества, из них 63% приходится на сернистый ангидрид, 15% – на окислы азота и 18% – на окись углерода. Во Владивостоке расположено 6 стационарных постов наблюдения за загрязнением атмосферы (ПНЗА) системы экологического мониторинга Приморгидромета:

§ ПНЗА №1. Ул. Светланская 54;

§ ПНЗА №2. Перекресток ул.Семеновской и Океанского проспекта;

§ ПНЗА №3. Проспект 100-лет Владивостока (площадка вблизи автомагистрали (ул.Постышева));

§ ПНЗА №4. Ул. Патриса Лумумбы (ровный участок на площади Баляева);

§ ПНЗА №5. Площадь Луговая (участок с интенсивным движением автотранспорта);

Водоснабжение г. Владивостока осуществляется из водохранилищ: на р. Седанка объемом 6,3 млн м 3 (на расстоянии 14 км от города); на р. Богатая объемом 14,2 млн м 3 (на расстоянии 22,5 км от города); на р. Артемовка объемом 118,0 млн м 3 (на расстоянии 113 км от города). Кроме того, существуют временные водозаборы: ковш Артем-ГРЭС (Кучелиновское водохранилище) объемом 5,39 млн м 3 ; подрусловый водозабор на реке Шкотовка. Общий объем воды, подаваемой во Владивосток, достигает 337 тыс. м 3 /сут.

Качество питьевой воды, потребляемой жителями города, по химическим показателям в основном соответствует ГОСТу. Минеральный состав воды находится в пределах ПДК, за исключением железа, содержание которого несколько выше. Интенсивное хлорирование питьевой воды особой опасности для здоровья не представляет, особенно при ее отстаивании или кипячении. Но при периодическом поступлении в водохранилища фенолов они вступают в химическую реакцию с хлором. При этом происходит их конденсация с образованием диоксинов, что даже при незначительных концентрациях усиливает тенденцию к заболеванию раком.

3. Мониторинг водной среды. Владивосток занимает все прибрежное пространство между Амурским и Уссурийским заливами и в силу отсутствия у него достаточной системы очистных сооружений отводит все стоки в прилегающие акватории, используя их как естественный резервуар для нечистот. В результате происходит мощная гиперэвтрофикация бассейна, редукция подводных ландшафтных полей с преобразованием их в сугубо гетеротрофные. Из экосистемы заливов исчезают сложно организованные и узко специализированные элементы. Только от Токаревской кошки до зал. Угловой город сбрасывает около 350-500 тыс. м 3 сточных неочищенных вод в сутки примерно через 250 неконтролируемых выпусков. Река Раздольная выносит загрязнения примерно в 28 раз больше.

По бактериологическим показателям 30% проб воды Амурского залива не соответствуют нормативным. Степень загрязнения донных отложений Уссурийского залива тяжелыми металлами можно отнести к высокой, а Амурского – к очень высокой. В отличие от донных осадков, химическая нагрузка на воды Уссурийского и Амурского заливов приблизительно одинакова. На основании полученных данных по 5 элементам (кадмий, свинец, цинк, медь, серебро) и в соответствии с существующими критериями оценки 50-60% площади заливов по Степени загрязнения вод отнесено к опасному и высоко опасному уровням, а 40-50% – к умеренно опасному и допустимому.

Ухудшение показателей приводит к росту показателей заболеваемости, особенно в летний период.

Морфология зон загрязнения часто определяется метеорологическими и орографическими условиями. Большинство аномалий имеет форму овалов, ориентированных длинной осью в меридиональном и субмеридиональном направлениях. Такая конфигурация обусловлена рельефообразующими факторами и отражает господствующее направление ветров. Лишь на естественных препятствиях по ул. Снеговая, в районе Первореченской нефтебазы, на п-ове Эгершельда зоны загрязнения располагаются параллельно. На улицах, идущих в одном направлении и имеющих одинаковую степень загрязнения, геохимические аномалии по площади достигают 10-20 гектар.

В г. Владивостоке за сутки образуется около 300 тыс. м 3 канализационных сточных вод, из них на очистных сооружениях п-ова Де-Фриза, Фанерного завода, Черной речки подвергается очистке только 20 тыс. м 3 .

5. Биомониторинг населения. Массовые профилактические осмотры дают много информации о состоянии здоровья населения.

Вопросы для самоконтроля

1. Опишите специфические черты медико-экологического мониторинга. Здоровье населения как интегральная характеристика состояния окружающей среды.

2. Опишите медико-экологическое состояние города Владивостока по компонентам (атмосферный воздух, вода, почва и др.). С чем связано загрязнение природной среды Владивостока? Назовите основные источники загрязнения.

Читайте также: