Сосланбек тавасиев биография кратко

Обновлено: 03.07.2024

А в это время поезд все шел и шел, все ближе и ближе, и наконец показывался памятник башкирскому национальному герою Салавату Юлаеву. Какое это было и до сих пор захватывающее зрелище!

Но памятники не возникают сами собой. Первым делом их воздвигает в своей душе и памяти народ. Затем уже власти озабочиваются этим вопросом. Но должен наконец появиться человек, который возьмет в руки кусок глины и начнет его разминать в руке, прикидывая пропорции и образ памятника в своем сознании.

Таким человеком стал советский скульптор Сосланбек Дафаевич Тавасиев. Мы до обидного мало знаем о нем, о его жизни и творчестве. Вот почему мы решили попробовать собрать сведения о его жизни и творчестве. Наш собеседник – его племянница Бэла Хаджимуратовна Тавасиева.

Отец Сосланбека Тавасиева Дафа родился в высокогорном селении Фаснал. Случилось это, судя по его собственным рассказам, где-то в 1836-м году, так как нам, внукам, он всегда рассказывал, что жил при трёх царях, а это где-то середина XIX-го века. Умер в 1961-м году.

По разным сведениям, он прожил 120–140 лет, был женат на Койбаевой Хуангасе, мы её звали все Носта, в работах Сосланбека есть её портрет в карандаше.

В семье Дафы Тавасиева родилось много детей, но большинство умерли, выжило только пять сыновей и три дочери.

В 1904-м году он с семьей спустился с гор и поселился в селении Синдзикау, где они и прожили всю жизнь. Дафа занимался крестьянским трудом, его уважали, с ним советовались односельчане, о нём до сих пор помнят старожилы.

Он был мудрый, трудолюбивый, дальновидный, поэтому мечтал дать своим сыновьям образование.

А женщины в его семье занимались домом, хозяйством, растили детей.

Сосланбек родился в 1894-м году. Когда они переехали на равнину, ему было 10 лет.

Сосланбек в семье был старшим ребёнком, рос крепким, смышленым и был очень любознательным.

С одной стороны села протекала река, с другой была лесная полоса. Ещё будучи ребёнком, он уходил то на речку, то за село, где начинался лес, и находил всякие необычные камешки либо засохшие сучки, остатки от рубки леса и мастерил из них какие-то фигурки. У него постоянно был перочинный нож, которым он пользовался для своих поделок, как вспоминал его брат Хаджират.

К 10 годам Сосланбек был очень силён, вынослив не по годам, отец Дафа решил его определить на учёбу. Но после непродолжительной учёбы его исключили из-за незнания русского языка. В 1909-м году он поступил в Баталпашинскую гимназию (ныне в г. Черкесск, столицу Карачаево-Черкесской Республики) по рекомендации Георгия Кесаева, который в студенческие годы в Москве был участником революционных волнений, за что был выслан из Москвы в Осетию. Своим настоящим становлением Сосланбек считал себя обязанным Георгию Кесаеву и русской семье, которая его опекала и помогла выучить русский язык.

В 1915-м году Сосланбек окончил гимназию и вернулся домой в Осетию. В 1916-м году его призвали в армию и направили в кавалерийское училище, где он увидел разительное неравенство между курсантами.

В предреволюционные годы разговоры о коммунизме, брошюры, события не прошли мимо него, выходцы из крестьянских семей замечали, с каким пренебрежением к ним относились сыновья представителей правящего класса, их спесь и чванство.

Сосланбек примкнул к революционно настроенной молодёжи. В 1917 году вступил в партию. Когда началась революция, он организовал отъезд курсантов-горцев на Северный Кавказ, там начали поднимать в сёлах крестьянскую бедноту на борьбу за свои права.

Одним из первых Сосланбек был награждён орденом Красного Знамени. По рассказам его младшего брата Хаджирата, он и тогда, будучи командиром полка, не забывал о своём увлечении и вырезал, лепил, делал поделки в любую свободную минуту.

Академия художеств

В 1923-м году, по рекомендации Кирова, с которым он был лично знаком, поступил в академию художеств в Ленинграде на факультет скульптуры. В то же время там училась Шубина Галина Константиновна. Она так же, как Сосланбек, с детства была увлечена живописью и лепкой. Она приехала поступать из Воронежа.

В скором времени они поженились, и после окончания академии переехали в Москву. В Москве у них родилась дочь Галина, Гуля, как её всегда звал Сосланбек.

Гуля окончила суриковскую академию, факультет графики и вышла замуж за художника Дмитриева. В 1952-м году она родила дочь Настю, которая в 84-м году тоже окончила Суриковский институт, факультет графики, вышла замуж, имеет дочь, внука, живёт и работает в Москве.

Семейные дела

В 1938 г. у Сосланбека родилась дочь Ната от Лидии Бакашовой, а от Марины Воскресенской родился сын Ростан. Появление сына определило выбор Сосланбека и он женился на Марине Воскресенской, с которой и прожил до самой смерти.

Свою первую жену Галину он не забывал, и все встречи с братьями и друзьями проходили на Петровке, где жила первая жена с дочерью Гулей.

Первая жена Сосланбека была очень гостеприимная женщина, ей не были обузой родственники из далёкой Северной Осетии, многие из которых едва владели русским языком.

Воронов Валентин, 59-го года рождения, журналист-международник, в настоящее время пишет книги о боевом пути разведывательных групп НКВД.

У Сосланбека в живых сейчас 9 племянников, все живут в Осетии. Внуков у него получается 5. Они все в Москве.

Внуки Сосланбека – Тавасиев Ростан и Тавасиева Марина – родились и учились в Москве, окончили Московский государственный педагогический институт имени Ленина, факультет художественной графики, Марина живёт и работает в Абрамцево, где была мастерская Сосланбека и заведует музеем.

Сосланбек не забывал о своих братьях и сёстрах. Как только он обосновался в Москве, туда потянулись братья – вначале приехал Хаджират, он окончил рабфак, обосновался там с семьёй и остался жить. Потом приехали младшие братья – Женя и Хадзи, это было незадолго до начала ВОВ. Женя учился в лётном училище, а Хадзи в корабельном.

Когда началась война, всех троих братьев отправили из Москвы на фронт, а Сосланбека назначили руководителем группы по эвакуации детей и жён художников в Стерлибашево. После устройства эвакуированных он пришел в местный военкомат оформить вопрос о своём возвращении, сидел, ждал своей очереди и невольно слушал, о чем говорят люди.

А утром уехал в Уфу. Чем больше он читал о Салавате, тем больше ему о нём хотелось знать, с этого все и началось.

Хочу рассказать такую историю.

В конце восьмидесятых годов я находилась в Ялте, в санатории. Мы сидели в приемной врача. Когда подошла моя очередь, меня вызвали по фамилии.

Она написала адрес на одну из открыток с видами Уфы и очень убедительно приглашала в гости.

Дети были маленькие, времени не было, а потом пропал набор открыток, наверное, кто-то из детей унёс в школу. Так мне не пришлось связаться с этой незнакомкой, но я ей благодарна.

Подарок на память

Помню один курьезный случай, никогда не забываю его.

Когда я училась в Москве в 55-м году, ко мне приехала двоюродная сестра. Я повела её в гости к дяде Сосланбеку. Мы долго сидели, он расспрашивал о родителях, а потом повел нас на первый этаж в мастерскую.

Нас поразило содержимое мастерской: много полочных стеллажей, и все заполнено. Так как было поздно, он решил нас оставить ночевать в мастерской, там было небольшое помещение для отдыха.

Мы долго рассматривали эти работы – образцы, маленькие и большие, из глины, из гипса, поделки из дерева. Мы были потрясены, как один человек мог все это осилить за одну жизнь. Я и до сих пор, когда вспоминаю эту мастерскую, не перестаю удивляться.

Мы несколько раз обошли мастерскую, повосхищались, и в конце концов выбрали по маленькой статуэтке, которые были на наш взгляд испорчены, так как были с трещинами, и решили взять их на память.

Сосланбека дома уже не было, и мы уехали к моему дяде по матери, у которого я жила. Каково же было наше состояние, когда рано утром он появился у моего дяди и молча забрал статуэтки. Это был 57-й год, я до сих пор не могу забыть этого утра. Нам было стыдно.

И только годы спустя я поняла – это трепетное отношение мастера к своему искусству. Я никогда не забываю этот случай.

Когда он умер, мастерская была продана чуть ли не со всем содержимым, как говорят, с молотка. Я очень пожалела, что не остались у нас эти статуэтки, если бы он не забрал их, стояли они сейчас в музее на его родине, где он родился и провёл свое детство.

Конечно, в нашем музее есть его работа и копия Салавата в гипсе, много работ по дереву. Но этого мало. Жалко, что то, что семья не смогла сохранить, не было передано в Осетию.

Видимо, он был обижен на власти Осетии за то, что ему не удалось воплотить глобальные проекты по преобразованию Владикавказа, которых у него было очень много.

Примечание Бэлы:
Вспомнилось, у меня в метрике вместо Хаджиратовна была внесена ошибка. Из-за этого у меня при поступлении в вуз в Москве не приняли документы, и пришлось потерять год. Пока я вернулась в Осетию, было поздно для сведения нас в семье, и почти у всех в метриках были ошибки хотя бы в одну букву, видимо, из-за неграмотности работников ЗАГСа.

Айдар ХУСАИНОВ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!

Сосланбек Тавасиев родился 25 декабря 1984 года в аул Фаснал, Северная Осетия. Мальчик вырос в семье осетин-дигорцев. Сосланбека и четверых его братьев отец отправил учиться в школу в Алагире, а затем в подготовительный класс Владикавказской гимназии.

В 1915 году парень окончил Баталпашинскую гимназию. В том же году призван на действительную военную службу, которую проходил в Армавире, откуда послан в Елизаветградское кавалерийское училище. Во время Октябрьской революции, оставив училище, выехал на родину в селение Синдзикау, где в начале 1919 года вступил в партию Кермен, которая вошла в коммунистическую партию города Владикавказа.

Сосланбек Дафаевич являлся революционером, боевым командиром, человеком абсолютного бесстрашия. Воевал на стороне большевиков в Гражданской войне. В Пятигорске Революционным военным советом 1-й армии и краевым комитетом партии большевиков организована Шариатская колонна для разгрома терской контрреволюции.

В этой шариатской колонне Тавасиев стал командиром Шариатского полка. Полк участвовал в боях с контрреволюционными отрядами генерала Шкуро под Кисловодском, Суворовской и Бургустанской станицами. В боях полк особо отличился под станицей Прохладной. Тавасиев являлся одним из первых в Осетии из награжденных Орденом Боевого Красного знамени.

С детства в нем проявился талант будущего скульптора. На фронте во время затиший вырезал ножом скульптуры из дерева. С 1921 по 1923 год самостоятельно работал как художник-любитель.

В 1923 году принял участие в выставке местных художников во Владикавказе. Вскоре после этого группа молодых осетинских живописцев и скульпторов откомандирована в Санкт-Петербург, учиться в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина.

В учебном заведении Тавасиев прослыл человеком, не терпящим фальши и несправедливости. Окончил с отличием факультет скульптуры в 1927 году. Будучи студентом, организовал студенческую секцию Центрального Бюро Краеведения при Академии Наук. Избран вначале председателем данной секции, а затем стал действительным членом Центрального Бюро Краеведения вплоть до 1930 года.

Во время Великой Отечественной войны семья Тавасиева эвакуирована в село Стерлибашево, Республика Башкортостан. Сосланбек Дафаевич в начале 1940-ых годов назначен ответственным секретарем Уфимского городского отделения Союза художников.

Во время пятилетнего проживания в Башкортостане у Тавасиева возник замысел скульптуры, памятника Салавату Юлаеву. Созданию этого памятника он отдал многие годы жизни. Макет памятника, а затем и саму скульптуру Тавасиев создавал в своей мастерской в поселке художников Ново-Абрамцеве и в бывшей усадьбе Ахтырка.

Величественный памятник установлен в 1967 году в Уфе, при въезде в город. За этот произведение искусства скульптор получил звание Народного Художника Башкирии, награжден золотой медалью Академии Художеств и премирован Государственной премией СССР.

Во Владикавказе находится еще одна монументальная скульптура работы Сасланбека Тавасиева, памятник Коста Хетагурову. Там же установлен бюст дважды Героя Советского Союза, генерала Плиева работы мастера. За создание памятника Косте Хетагурову скульптору присвоено звание Народного Художника Северной Осетии.

Наряду с творческой работой, участвуя почти во всех всесоюзных выставках, скульптор принимал активное участие в общественной жизни художников: являлся Председателем скульптурной секции, членом Правления Ассоциация художников революционной России, председателем скульптурной секции АХРР, заместителем Председателя Союза Скульпторов, членом бюро секции скульпторов многих созывов, членом Правления Московского Отделения Художественного фонда.

Как скульптор, Тавасиев внес свой вклад в развитие новых технологий в создании монументальной скульптуры. Так, впервые им применена металлизация в монументальной скульптуре, например аллея Ударников в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького.

При сооружении скульптурной композиции праздничного оформления площади Савеловского вокзала Тавасиев впервые применил метод горизонтальных и вертикальных сечений по осям для увеличения скульптуры. Затем практически применил металлизацию формы изнутри.

За это изобретение художником получено авторское свидетельство Комитета по делам Изобретений. Еще сделал объемно-копировальный станок, за что также выдано свидетельство.

Скульптором сделано техническое приспособление, примененное на практике, позволявшее с любой объемной скульптуры получать рабочие чертежи, используя которые, можно сооружать скульптуру любого масштаба. Впервые в истории скульптурного жанра Тавасиевым проделана большая работа по анатомированию лошади в любой заданной композиции.

Художником разработан механизированный каркас человека и лошади, дающий возможность в любой стадии работы вносить поправки и изменения в композицию, не нарушая всей проделанной работы. Тогда же им сконструирован вращающийся мост с движущейся кареткой, рабочее место скульптора-монументалиста, позволяющее работать без громоздких лесов.

Большую часть своей жизни художник прожил в Москве. Умер Сосланбек Тавасиев 10 апреля 1974 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Работы Сосланбека Дафаевича находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Русского музея. Во Владикавказе одна из детских художественных школ носит имя Тавасиева.

Народный художник Северо-Осетинской АССР (1955)
Народный художник Башкирской АССР (1967)
Государственная премия СССР (1970) - за памятник Салавату Юлаеву в Уфе
Орден Красного Знамени (1919)
Орден Трудового Красного Знамени (1958)
Орден Трудового Красного Знамени (1968)
Золотая медаль АХ СССР (1967)

Первая жена - Шубина Галина Константиновна (9 сентября 1902, Воронеж - 20 декабря 1980, Москва), художник, член Московского и Российского союза художников. Окончила Академию художеств в Санкт- Петербурге. Работы находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее, в музее им. А.С. Пушкина, в музее Маяковского, частных собраниях Италии, Германии, Англии. Развод
Дочь - Дмитриева, Галина Сосланбековна (10 сентября 1929, Москва - 18 декабря 2014, там же), художник-график, живописец, книжный иллюстратор, член Московского, Российского и Международного союзов художников. Окончила МГХИ им. В. И. Сурикова.
Внучка - Дмитриева Анастасия Дмитриевна (14 марта 1959, Москва), художник-график, живописец, дизайнер. Член Московского, Российского и Международного союзов художников. Окончила МГХИ им. В. И. Сурикова.

Сосланбе́к Дафа́евич Таваси́ев (осет. Тауасити Дафай фурт Сослæнбек , 1894 — 1974) — советский скульптор. Народный художник СОАССР. Лауреат Государственной премии СССР (1975) .

Содержание

Биография

Родился в семье Дафа Тавасиева и Хангуассы Койбаевой в горном селении Фаснал (в Дигорском ущелье) Северной Осетии. По национальности осетин-дигорец. В семье было восемь детей: пять сыновей: Хаджират, Женя (Бездук), Хадзи, Ага (участник штурма Зимнего дворца), Сосланбек и три дочери.

Дафа ценил хорошее образование, поэтому его дети, и Сосланбек также, сначала посещали школу в Алагире, а потом подготовительный класс Владикавказской гимназии.

Сосланбек учился в гимназии, пока в 1914 году не был призван в армию в осетинский батальон.

В начавшейся после Октябрьской революции 1917 года гражданской войне выступил на стороне большевиков. Воевал против казачьих отрядов под командованием А. Г. Шкуро и Л. Ф. Бичерахова (за это он был одним из первых в Осетии награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Принимал участие в выставке местных художников во Владикавказе, был направлен М. Г. Авсараговым в ЛИЖСА имени И. Е. Репина на учебу. С отличием окончил факультет скульптуры.

Во время войны семья Тавасиева была эвакуирована в Стерлибашево. Сосланбек в 1941-42 годах был ответственным секретарем Уфимского городского отделения Союза художников. Замысел памятника Салавату Юлаеву у Тавасиева возник во время проживания в Башкортостане в 1941—1946 годах. Созданию памятника от отдал 30 лет жизни.

Большую часть своей жизни Сосланбек Тавасиев прожил в Москве. Мастерская находилась в доме на улице Верхняя Масловка.

Работы

Среди работ Тавасиева особенно выделяется памятник Салавату в Уфе (открыт 17 ноября 1967), ставший символом города и частью Герба Башкортостана. Другой известный монумент, автором которого является Тавасиев, — памятник Коста́ Хетагурову перед Осетинским драматическим театром во Владикавказе.

Работы Сосланбека Тавасиева находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Русского музея.

img321

Осетию посетили родственники Сосланбека Тавасиева — одного из основоположников осетинского современного искусства. Невестка скульптора Татьяна Юрьевна и его внучка Марина приехали во Владикавказ специально, чтобы увидеть выставку, посвященную 120-летию со дня рождения мастера.

Семья Тавасиева не только хранит работы скульптора и воспоминания о Сосланбеке, но и его уникальный, фактически не исследованный личный архив. Это огромное количество документов-свидетельств эпохи, переписка с известными художниками и партийными деятелями – современниками Тавасиева. Письма на фронт и письма с фронтов Великой Отечественной. Автобиографические заметки, и даже стихи Тавасиева…

Наследники выдающегося скульптора встретились с теми, кому интересны личность и творчество Сосланбека Дафаевича. За круглым столом вХудожественном музее им. М.Туганова собрались сотрудники художественного и национального музеев, скульпторы Михаил Дзбоев и Ибрагим Хаев, директор детской художественной школы им.Тавасиева Аза Бдтаева.

В ходе беседы были раскрыты незнакомые страницы биографии знаменитого скульптора, озвучены семейные истории и удивительные подробности его жизни и творчества. Очень хочется ими поделиться…

Он был керменистом. Участником гражданской войны, убежденным революционером, боевым командиром. Одним из первых в Осетии был награжден Орденом Боевого Красного Знамени… В народе о нем ходили легенды.

Тавасиев действительно был фигурой не просто колоритной и интересной, но и легендарной. Изначально, от рождения, он словно был высечен неким особым резцом – яркая внешность, твердый характер, масштабный талант, необычная судьба…
Он всегда мечтал ваять – природный материал – камень, глина, дерево так и просились в руки. Рассказывал родным, что в передышках между боями отдыхал, вырезая фигурки из подобранных коряг, деревяшек.

Завершив дело революции, вместе с группой талантливой осетинской молодежи он поступил в Петербургскую Академию Художеств. Семейное предание семьи Тавасиевых говорит о занятном случае: как-то в Смольном Тавасиева заприметил Киров. То ли пораженный колоритной внешностью Сосланбека, то ли узнав в нем соратника по революционной деятельности, Киров пригласил его к себе и, узнав, что Тавасиев теперь учится в академии художеств, предупредил Сосланбека, что искусство — это тоже фронт борьбы.
Но Сосланбек и так был настроен на борьбу. За людей, за новое государство, которое создавалось, мужало и устремлялось ввысь на его глазах, обещая стать оплотом торжества равенства и братства униженных и оскорбленных всего мира.

Естественно, Тавасиев перенес в художественную студенческую среду нормы поведения, характерные для мужчины-осетина, заложенные еще в детстве, в семье и отточенные, доведенные до абсолюта на войне – порядочность, смелость, силу духа, несгибаемую волю.
Он категорически не принимал неправду, возмущался, обнаружив обман, заметив малейшую несправедливость, не оставался в стороне, не отмалчивался. Периодически его выгоняли из института за чересчур смелое поведение, но затем неизменно восстанавливали в правах.

Гражданская война долго не отпускала его. Он все не мог пережить ее до конца, отпустить… Жажда правды и справедливости кипела в нем словно кровь, потому мстители и партизаны долго были центральными фигурами его творчества.

Несгибаемый, с твердым характером и не менее твердой рукой, Тавасиев был идеалистом и старался жить для других. Вообще, художники той волны, зараженные, пропитанные духом новорожденной страны, творили историю. Предлагая свое творчество, воспламеняющее жажду трудовых подвигов, жажду героизма в помощи людям. Да и не только творчество — идеи, мысли, технические открытия… Так Сосланбек Тавасиев привнес новшества в процесс создания монументальной скульптуры, усовершенствовав, облегчив технологические процессы увеличения модели, создания подвижного каркаса… И здесь тоже проявляется особенность его характера – он снимает часть непомерной физической нагрузки, которая ложилась на плечи скульптора-монументалиста, облегчая и убыстряя процесс создания скульптуры. Он мыслит масштабно: в интересах искусства, в интересах человека…

Именно Тавасиев становится инициатором создания творческого поселка Ново-Абрамцево. Понимая, что художникам, особенно монументалистам, нужны мастерские, нужен свой, особый мир. Поселок существует по сей день, это творческие дачи и мастерские целых художественных династий.

Удивительно, но даже в строительстве собственного дома Сосланбек остался верен идее. Тавасиев строит дом по собственному проекту, согласно его замыслу, в нем должна располагаться мастерская, где он будет работать, и школа, в которой он будет обучать детей. Скульптор завозит на дачу ученические парты… О том, где в доме будет жить семья, Тавасиев особо не беспокоится… В конце концов, под крышей есть крошечная мансарда.

Мощь личности Сосланбека Дафаевича проявляется и в том, что живя и работая в Москве, он болеет, просто бредит интересами Осетии.
Создает для Осетии монументальный памятник Коста, выверяя не только пропорции фигуры, но и ее соотношение с окружающим ландшафтом буквально по сантиметрам. Не просто ставит своего Коста в первое понравившееся место — он выбирает его, ориентируясь на развитие города, продумав все, от смысловой нагрузки, до ансамблевого решения в целом, и словно предвидит его глубоко символическое значение в будущем. Тавасиев работает на идею, создавая Коста-легенду, символ, способный вести за собой умы и возвышать стремления.

Фигура Тавасиева – это раритет, это феномен мужского осетинского характера, к сожалению, практически утраченный в современном мире.
Не стоит его творчество презрительно именовать соцреализмом и игнорировать, словно неактуальное и устаревшее. Невозможно не заметить той грани, которая отделяет пустую прокламацию, дежурный лозунг от искреннего призыва, от харизмы, пламенного бескорыстного стремления вести народ за собой в счастливое будущее. Как нельзя не признать, что Сосланбек Дафаевич не создавал свои произведения, укрывшись от несовершенного мира — он действительно пытался его изменить.

На сегодняшний день существует единственная монография о творчестве Сосланбека Тавасиева, она издана в Башкирии на деньги, выделенные президентом Башкортостана по случаю юбилейного чествования Салавата Юлаева. В Осетии монография не издавалась ни разу – то ли это никому не нужно, то ли нет средств.

Выставка, которая сегодня экспонируется в художественном музее – первая персональная выставка Тавасиева на Родине, в Осетии. Составляют ее никогда прежде не выставлявшиеся графические листы художника — их предоставила семья скульптора, а также работы из фондов художественного музея им. Туганова.

Кстати, трудно поверить, но выставки этой могло бы и не быть, как и части осетинского наследия скульптора:

В один из дней 1968 года сын Махарбека Туганова – Энвер, в сопровождении одного молодого историка, посетили музей краеведения (сегодня Национальный музей РСО-Алании). И совершенно случайно во дворе музея они обнаружили скульптуры Сосланбека Тавасиева и графические листы Махарбека Туганова, лежащие прямо на земле грудой ненужного хлама. Оказалось, специальная комиссия Управления Культуры постановила, что произведения основоположников осетинского профессионального искусства не представляют художественной ценности, работы списаны из музейных фондов за ненадобностью, и теперь ожидают вывоза с территории музея. Со дня на день должна прибыть машина для погрузки…

Расстроенный Энвер Туганов со слезами на глазах уезжает домой, в Цхинвал, откуда телеграфирует в Москву Сосланбеку Тавасиеву о случившемся.
Молодой человек возвращается на работу – в художественный музей, где работает научным сотрудником, берет строительную тачку и вместе с завхозом потихоньку, одну за другой, перевозит списанные работы Тавасиева и Туганова в художественный музей, благо находятся они рядом, на Проспекте Мира.
Позже, когда из Москвы пришла телеграмма от Сосланбека Тавасиева на имя Билара Кабалоева, стали выяснять обстоятельства происшествия и судьбу работ, — они уже были в безопасности. Тогда, задним числом, все работы и были переданы в фонды художественного музея, где хранятся и по сей день.

Читайте также: