Мониторинг природных ресурсов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сокращение видового разнообразия и численности живых существ на Земле происходит в таком стремительном темпе, что жизнедеятельность современного человечества следует считать катастрофой для биосферы.

Существуют две противоположные точки зрения на безопасность природопользования, каждая из которых имеет свою развитую систему аргументации.

Первая точка зрения - почти общепринятая в культурной среде. Согласно ей, состояние окружающей среды становится всё хуже и хуже вследствие перенаселения и промышленной деятельности, и мы приближаемся к глобальной катастрофе природопользования. Она выражается в разнообразной массовой литературе, эксплуатируется политиками и СМИ.

Согласно второй точке зрения, значительные проблемы в связи с окружающей средой действительно имеются, но человечество с ними успешно справляется имеющимися средствами, и никаких радикальных изменений в отношении природопользования не требуется, а люди, паникующие по поводу катастрофы природопользования, всего лишь недопонимают ситуацию, или имеют в этом корыстный интерес, или являются слепым орудием других. 

Поскольку каждая из этих точек зрения имеет некоторые основания, и у каждой есть опытные, не чуждые демагогии защитники, их спор бесконечен и малопродуктивен.

В зависимости от территориальной сферы выделяют республиканский, региональный и локальный уровни мониторинга.

Республиканский уровень охватывает всю территорию республики с выделением в её составе крупных регионов и отдельных объектов, имеющих общегосударственное значение. Функционирование мониторинга на республиканском уровне решает задачи информационного обеспечения управления в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности.

Региональный уровень организовывается исходя из специфики физико-географических особенностей с учетом административных, экономических, иных границ, экологически опасных зон, а также комплекса природных и техногенных факторов, оказывающих влияние на состояние окружающей среды и использование природных ресурсов, и решает задачи информационного обеспечения управления, отнесенные к компетенции местных представительных и исполнительных органов.

Локальный уровень организовывается с целью детального изучения компонентов окружающей среды на важных в социально-экономическом отношении участках. Огромное значение в организации рационального природопользования имеет изучение его проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях, а также оценка качества окружающей человека среды на конкретных территориях. Существует специальный термин для обозначения всей сложной службы по наблюдению, оценке и прогнозу качества среды и характера природопользования – мониторинг.

Цель мониторинга – информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью.

Основными задачами мониторинга являются  :

1) постоянное слежение за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, а также источниками антропогенного воздействия на них;

2) анализ, оценка фактического состояния окружающей среды, природных ресурсов на всей территории республики и территории отдельных регионов, а также прогноз его изменений и влияния на здоровье населения;

3) сохранение и накопление информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов.

Основными функциями мониторинга являются:

1) проведение наблюдений инструментальными, аналитическими и другими методами по всем параметрам окружающей среды с периодичностью, достаточной для оценки их изменений;

2) сбор и регистрация всей экологической информации, ведение информационных банков данных и кадастров по окружающей среде и природным ресурсам;

3) определение связи между характеристиками воздействия на природную среду, изменением уровня загрязнения и его последствиями;

4) организация обмена информацией о состоянии окружающей среды, природных ресурсов на региональном, республиканском и международном уровнях;

5) обеспечение единой методической и метрологической базы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, осуществляемого центральными исполнительными органами, их территориальными подразделениями, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности;

6) обоснование проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области мониторинга окружающей среды и природных ресурсов;

7) обеспечение государственных исполнительных органов, физических, юридических лиц и населения информацией, полученной в рамках мониторинга.

1) сбор, хранение, обработку исходных данных о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов по комплексу параметров, предусмотренных государственными и производственными программами мониторинга, ведение кадастров и информационных банков данных мониторинга компонентов окружающей среды и природопользования;

2) комплексное обобщение данных по экологическому состоянию окружающей среды и использованию природных и техногенных процессов и явлений;

3) подготовку и передачу регламентированных исходных данных и результатов их обработки, включая прогнозы, справки, доклады и иные формы представления информации органам государственной власти и управления, республиканскому и областным государственным органам мониторинга окружающей среды и природных ресурсов;

4) разработку рекомендаций по осуществлению мероприятий по ликвидации или снижению последствий негативного воздействия на окружающую среду, охране и рациональному использованию природных ресурсов;

5) информационное обеспечение ведения государственной статистики, экологической экспертизы, экологического аудита, контроля в области окружающей среды и использования природных ресурсов.

Главная проблема мониторинга - в осмыслении получаемых данных и в организации их эффективного практического использования.

Существенно тормозит прогресс в этой области почти полное отсутствие аналитиков, специализирующихся на проблеме природопользования.

Необходимые качества системы мониторинга  :

1. Преемственность: интеграция существующих ведомственных технологий наблюдения за состоянием окружающей среды.

2. Открытость: способность включать в себя новые технологии, построенные на различных принципах.

3. Согласованность компонентов: объем собираемых данных должен соответствовать возможностям их последующей обработки, обработка данных - потребностям использования их для принятия решений, накопления их для исследования закономерностей.

4. Способность к развитию: в ногу с техническим прогрессом и изменением состояния города и городской среды.

Проблема организации эффективного мониторинга не может быть решена покупкой готовых отлаженных систем за границей.

Основным источником информации при проведении оценки служат данные, полученные в процессе наблюдений за окружающей средой с помощью набора инструментальных методов химического, физико-химического, микробиологического анализа атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, почв, морских вод, геологической среды.

Ведение единого банка данных мониторинга, включающего данные по всем подсистемам, а также обобщение, оценка и анализ информации о фактическом состоянии окружающей среды и природных ресурсов осуществляется уполномоченными государственными органами и их территориальными подразделениями в пределах своей компетенции.

Ведение сводного банка данных, включающего данные о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, передаваемые уполномоченными государственными органами, осуществляет центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды.

Выделяют глобальный, региональный и локальный мониторинг.

Глобальный позволяет оценить современное состояние всей природной системы Земли. Наблюдение ведут базовые станции (30-40 сухопутных и более 10 океанических). Часто эти станции располагаются в биосферных заповедниках.

Региональный осуществляется за счет станций системы, куда стекается информация о территориях, подверженных антропогенному влиянию.

Региональный мониторинг подразделяется на:

- национальный (в пределах государства);

- природно-региональный (в пределах природных зон и районов, например, бассейнов рек или отдельных ландшавтов).

Наблюдения за воздушной средой различных зон города, промышленных и сельскохозяйственных районов, отдельных предприятий относятся к локальному мониторингу.

Классификация видов мониторинга  :

1. мониторинг источников воздействия и отходов (сбросы, выбросы, размещение и удаление отходов, использование ресурсов и готовой продукции);

2. мониторинг факторов воздействия (физические, химические, биологические факторы воздействия);

3. мониторинг состояния биосферы географический мониторинг (атмосфера, океан, поверхность суши с реками и озерами) и биологический мониторинг (биота).

Структура мониторинга определяется объектами мониторинга и её территориальной сферой.

В зависимости от объектов мониторинга выделяются следующие его системы:

мониторинг атмосферного воздуха;

мониторинг поверхностных водных ресурсов;

мониторинг земельных ресурсов;

мониторинг животного и растительного мира (воспроизводство и использование); мониторинг недр (в части загрязнения).

В пределах систем выделяются следующие подсистемы:

1) мониторинг качества окружающей природной среды:

- мониторинг качества атмосферного воздуха;

- мониторинг качества поверхностных водных ресурсов;

- мониторинг качества земель;

- мониторинг состояния недр (в части загрязнения);

2) мониторинг воздействия:

мониторинг источников загрязнения атмосферного воздуха (выбросы загрязняющих веществ в воздушный бассейн);

мониторинг источников загрязнения водных ресурсов (сброс сточных вод в поверхностные водоемы);

мониторинг источников загрязнения почвы (производственными и хозяйственно-бытовыми отходами);

мониторинг радиоактивного загрязнения (радиоактивные выбросы и сбросы);

3) мониторинг последствий:

санитарно-гигиенический мониторинг (влияние факторов среды обитания на здоровье населения);

4) специальные виды мониторинга:

- фоновый мониторинг (биосферные заповедники);

- мониторинг особо охраняемых природных территорий;

Экологический контроль - деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственных и общественный экологический контроль.

Проводятся рейдовые проверки с целью выявления и предотвращения нарушений природоохранного законодательства, к ним относятся: лесная инспекция, охотинспекция, инспекция рыбоохраны, а также инспекция по работе с жалобами населения в городах.

Сегодня ключевым моментом в работе общественников является поиск точек соприкосновения с государственными природоохранными структурами. Именно диалог со специально уполномоченными природоохранными ведомствами позволяет наиболее широко и с наиболее полным спектром возможностей выполнять свои природоохранные функции.

Говоря же о некоторой независимости общественных активистов по охране природы, не следует забывать о том, что эта свобода является весьма условной, так как любая деятельность в нашей стране, в том числе и природоохранная, не должна противоречить законам, как минимум, а любая контролирующая деятельность - следовать в строгом порядке существующим официальным инструкциям, служебным запискам и т.д.

Похожие страницы:

Мониторинг природных ресурсов г. Саратова

. оценки природных ресурсов. Это решается путем проведения мониторинга природных ресурсов и ведения отраслевых ресурсных кадастров. Мониторинг природных ресурсов - это .

Единая система кадастров природных ресурсов

. мониторинга окружающей среды и природных ресурсов составляют следующие подсистемы мониторинга: 1) мониторинг состояния окружающей среды; 2) мониторинг природных ресурсов; 3) специальные виды мониторинга .

Природные ресурсы России (6)

. механизм и основной методический прием – мониторинг состояния природных ресурсов по определенной схеме и номенклатуре и в соответствии .

Природные ресурсы России (4)

. механизм и основной методический прием – мониторинг состояния природных ресурсов по определенной схеме и номенклатуре и в . соответствии с глобальной системой мониторинга. Россия, с ее .

Природные ресурсы Московского региона, проблемы их сохранения

. экологический проблем и проблем сохранения природных ресурсов. Земельные ресурсы Московского региона можно разделить на . единая система мониторинга водных ресурсов (мониторинг – система наблюдений, оценки и прогноза состояния природной среды, не .

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

Статья 63.1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.

2. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются: регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

3. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы:

4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в соответствии с федеральными законами осуществляются:

поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;

поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;

оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;

определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;

выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;

направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;

направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;

выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов; оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;

создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;

хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.

Статья 63.2. Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

1. Государственный фонд данных является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных и включающей в себя:

информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;

данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

2. Создание и эксплуатация государственного фонда данных осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), обязаны направлять получаемую в ходе осуществления соответствующего мониторинга информацию в государственный фонд данных.

4. Порядок создания и эксплуатации государственного фонда данных, перечень видов включаемой в него информации, порядок и условия ее представления, а также порядок обмена такой информацией устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Информация, включаемая в государственный фонд данных, подлежит использованию органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

6. Информация, включенная в государственный фонд данных, предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Информация, включаемая в государственный фонд данных и свидетельствующая об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе стихийного бедствия, а также о состоянии окружающей среды в границах зон чрезвычайных ситуаций, подлежит незамедлительному представлению в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

8. Информация, включаемая в государственный фонд данных и свидетельствующая о возможном вредном воздействии на человека состояния окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, подлежит незамедлительному направлению в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

9. Обмен информацией в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также между единой системой государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предоставление такой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам осуществляются на безвозмездной основе.

10. На основе информации, содержащейся в государственном фонде данных, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти подготавливает ежегодный государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды, порядок подготовки и распространения которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

1) сбор, хранение, обработку исходных данных о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов по комплексу параметров, предусмотренных государственными и производственными программами мониторинга, ведение кадастров и информационных банков данных мониторинга компонентов окружающей среды и природопользования;

2) комплексное обобщение данных по экологическому состоянию окружающей среды и использованию природных и техногенных процессов и явлений;

3) подготовку и передачу регламентированных исходных данных и результатов их обработки, включая прогнозы, справки, доклады и иные формы представления информации органам государственной власти и управления, республиканскому и областным государственным органам мониторинга окружающей среды и природных ресурсов;

4) разработку рекомендаций по осуществлению мероприятий по ликвидации или снижению последствий негативного воздействия на окружающую среду, охране и рациональному использованию природных ресурсов;

5) информационное обеспечение ведения государственной статистики, экологической экспертизы, экологического аудита, контроля в области окружающей среды и использования природных ресурсов.

В частности, в Государственной земельно-кадастровой книге района (города) производится регистрация всех землепользовании, учет каждого землепользования и земель государственного запаса по составу и качественному состоянию угодий. В земельно-кадастровой книге предприятия, организации и учреждения учитывают земли по угодьям и качественному состоянию, регистрируют приусадебные участки колхозников, рабочих и служащих.

35. Дистанционные средства мониторинга природных ресурсовпредполагает не только наблюдение за процессом или явлением, но также его оценку, прогноз распространения и развития, а кроме того - разработку системы мер по предотвращению опасных последствий или поддержанию благоприятных тенденций. Оперативное картографирование становится средством контроля за развитием явлений и процессов и обеспечивает принятие управленческих решений. Главнейшее значение для реализации программы создания службы мониторинга окружающей среды имеют дистанционные (аэрокосмические) средства и методы, так как одним из путей создания глобальной системы мониторинга является картографический. Дистанционный мониторинг - совокупность авиационного и космического мониторингов. Иногда в это понятие включают слежение за средой с помощью приборов, установленных в труднодоступных местах Земли (в горах, на Крайнем Севере), показания которых передаются в центры наблюдения с помощью методов дальней передачи информации (по радио, проводам, через спутники и т. п.). Авиационный М осуществляют с самолетов, вертолетов и других летательных аппаратов (включая парящие воздушные шары и т. п.), не поднимающихся на космические высоты (в основном из пределов тропосферы). Космический М - мониторинг с помощью космических средств наблюдения.




1) сбор, хранение, обработку исходных данных о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов по комплексу параметров, предусмотренных государственными и производственными программами мониторинга, ведение кадастров и информационных банков данных мониторинга компонентов окружающей среды и природопользования;

2) комплексное обобщение данных по экологическому состоянию окружающей среды и использованию природных и техногенных процессов и явлений;

3) подготовку и передачу регламентированных исходных данных и результатов их обработки, включая прогнозы, справки, доклады и иные формы представления информации органам государственной власти и управления, республиканскому и областным государственным органам мониторинга окружающей среды и природных ресурсов;

4) разработку рекомендаций по осуществлению мероприятий по ликвидации или снижению последствий негативного воздействия на окружающую среду, охране и рациональному использованию природных ресурсов;

5) информационное обеспечение ведения государственной статистики, экологической экспертизы, экологического аудита, контроля в области окружающей среды и использования природных ресурсов.

В частности, в Государственной земельно-кадастровой книге района (города) производится регистрация всех землепользовании, учет каждого землепользования и земель государственного запаса по составу и качественному состоянию угодий. В земельно-кадастровой книге предприятия, организации и учреждения учитывают земли по угодьям и качественному состоянию, регистрируют приусадебные участки колхозников, рабочих и служащих.

35. Дистанционные средства мониторинга природных ресурсовпредполагает не только наблюдение за процессом или явлением, но также его оценку, прогноз распространения и развития, а кроме того - разработку системы мер по предотвращению опасных последствий или поддержанию благоприятных тенденций. Оперативное картографирование становится средством контроля за развитием явлений и процессов и обеспечивает принятие управленческих решений. Главнейшее значение для реализации программы создания службы мониторинга окружающей среды имеют дистанционные (аэрокосмические) средства и методы, так как одним из путей создания глобальной системы мониторинга является картографический. Дистанционный мониторинг - совокупность авиационного и космического мониторингов. Иногда в это понятие включают слежение за средой с помощью приборов, установленных в труднодоступных местах Земли (в горах, на Крайнем Севере), показания которых передаются в центры наблюдения с помощью методов дальней передачи информации (по радио, проводам, через спутники и т. п.). Авиационный М осуществляют с самолетов, вертолетов и других летательных аппаратов (включая парящие воздушные шары и т. п.), не поднимающихся на космические высоты (в основном из пределов тропосферы). Космический М - мониторинг с помощью космических средств наблюдения.

Такое понятие как экологический мониторинг является многогранным и подразумевает множество уровней. В общем смысле - это систематически повторяющиеся во времени наблюдения различных элементов окружающей среды. Такие наблюдения характеризуются заданными целями, охватом и наличием программы, предполагающей возможность получения сравнимых результатов и определения динамики изменений параметров.

Информация, которая будет получена в ходе решения задачи экологических изысканий и мониторинга, позволяет анализировать состояние и прогнозировать развитие ситуации, является основанием для управления качеством окружающей среды. Экологический мониторинг по определению комплексный, он включает контроль и природных, и антропогенных факторов разного рода.

Основные задачи экологического мониторинга:

  • обеспечение актуальной информацией об изменениях в экосистеме;
  • наблюдение за химическими, биологическими, физическими процессами;
  • наблюдение за антропогенным загрязнением атмосферы, гидросферы, грунтов, определение последствий такого загрязнения.

Выделяют системы экомониторинга глобального, национального, регионального, местного уровня. Также классифицируют виды экологического контроля:

  • физические: их предмет – отслеживание таких физических и природных явлений как сейсмическая и вулканическая активность, засухи и наводнения, штормы и т.д.;
  • химические: мониторинг химического состава воды в водоемах, осадках и подземных водах, состава грунтов, контроль химического загрязнения среды;
  • биологические: проводятся с использованием специальных биоиндикаторов, состояние которых позволяет сделать выводы об изменениях разного рода.

При этом используемые методы экологического мониторинга могут быть самыми разнообразными. Они включают общенаучные методы, среди которых математические, моделирование и т.д. Используются также конкретно-научные методы: геохимические, геофизические, биогеографические, экономические, социологические, а также специальные прикладные методы. Некоторые из них связаны с полевыми исследованиями, другие проводятся в условиях лаборатории.

Цели и задачи экологического мониторинга окружающей среды

Основная стратегическая цель – улучшение взаимодействия человека и природной среды и оптимизация хозяйственной деятельности с целью минимизации ущерба для природы. В ходе достижения этих целей решаются такие задачи:

  • планирование и осуществление масштабных наблюдений;
  • выявление источников негативного влияния на природу;
  • мониторинг источников и факторов;
  • анализ состояния природных ресурсов;
  • построение тенденций изменения состояния природной среды.
  • Основные процедуры экологического мониторинга

С целью реализации задач проводят следующие процедуры экологического мониторинга. Прежде всего, выделяется объект наблюдения, определяется его масштаб. Затем производится обследование объекта и составляется информационная модель того, как именно будут осуществляться наблюдения.

Далее составляется план измерений, производится оценка состояния выбранного для мониторинга объекта и идентифицируется его информационная модель. Следующая процедура – составление прогноза изменений объекта наблюдения. Последняя процедура – представление полученной информации в наиболее удобной для использования форме. Это может быть текстовый отчет, инфографика и т.д.

Объекты и субъекты мониторинга

  • промышленные предприятия и сооружения с повышенным экологическим риском (на предприятиях также проводится экологический аудит);
  • отдельные обособленные участки окружающей среды, в том числе вод, воздуха, недр и т.д.;
  • отдельные угрожаемые в экологическом смысле группы населения;
  • уровень радиационного фона на заданной территории.

Проводят мониторинг как государственные и местные органы власти, так и частные организации и даже индивидуальные предприниматели, в зависимости от поставленных целей и масштабов, в которых осуществляется экологический контроль.

Значение экологического мониторинга

Эта информация очень важна, так как позволяет не только получать данные о состоянии наблюдаемой среды регулярно и с максимальной точностью, но и видеть их в динамике, чего не позволит сделать одноразовое наблюдение или замер. Экомониторинг позволяет проследить за круговоротом различных, в том числе и опасных, веществ в природе, время разложения отходов (а, значит, и способы их утилизации). В итоге, информация, полученная методом экологического мониторинга, позволяет снизить антропогенное давление на окружающую среду и население в том числе, а также оптимизировать процесс использования невозобновляемых природных ресурсов.

Осуществление экологического контроля

Экологический контроль осуществляется путем отбора проб почвы, воздуха, воды и последующего контроля определенных программой показателей. Также используется метод подробного изучения местности с выявлением мест превышения предельно допустимых концентраций тех или иных веществ. При необходимости подбирается способ рекультивации загрязненной местности.

Читайте также: