Мониторинг окружающей среды и экологическое прогнозирование на железнодорожном транспорте кратко

Обновлено: 03.07.2024

Эффективная природоохранная деятельность компании получила высокую оценку федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций и отмечена пятью престижными национальными и международными премиями и дипломами конкурсов в сфере охраны окружающей среды.

В компании создана эффективная система мониторинга хозяйственной деятельности предприятий – природопользователей. В 2013 году центрами охраны окружающей среды железных дорог производственный экологический контроль за выбросами и сбросами загрязняющих веществ
в атмосферу, водные объекты и загрязнением почв осуществлялся:

Центрами охраны окружающей среды железных дорог производственный экологический контроль за выбросами и сбросами загрязняющих веществ в атмосферу, водные объекты и загрязнением почв осуществлялся:

- от стационарных объектов - 56 экологическими лабораториями, а также 12 вагонами-лабораториями с бортовым комплексом аналитического оборудования и 53 лабораториями на автомобильном ходу;

- от передвижных источников (тепловозов) – 108 пунктами экологического контроля. Все тепловозы после ремонта двигателей проходили обязательное тестирование на указанных пунктах по экологическим показателям.



На станции Челябинск Южно-Уральской железной дороги введен в эксплуатацию модульный лабораторный комплекс для проведения мониторинга сфер окружающей среды – воды, воздуха, почвы, измерения физических параметров (шум, вибрация, электромагнитные излучения) и определения токсичности воды и отходов. Лаборатория располагается в отдельно стоящем одноэтажном здании площадью 550 м 2 в границах территории площадью 1500 м 2 . Здание представляет собой блочную конструкцию, состоящую из отдельных модулей одинакового размера, объединенных в единый комплекс с общей системой жизнеобеспечения, спланированную с учетом характера проводимых работ, технологического процесса и климатической зоны объекта.


В передвижном вагоне-лаборатории предусмотрены следующие помещения: химическая лаборатория, зал аналитической обработки данных, купе для проводников и 7 сотрудников лаборатории, экотуалет, душевая, кухня, и другие подсобные помещения. Вагон-лаборатория оснащен современными приборами, позволяющими осуществлять отбор проб и анализ промышленных выбросов и сбросов на содержание загрязняющих веществ. Использование вагона значительно облегчает работы по отбору проб на самых удаленных участках железной дороги, в том числе и при аварийных ситуациях.



Передвижная экологическая лаборатория на базе автомобиля оснащена удобным лабораторным отсеком для 2-х сотрудников. В отсеке имеются рабочий стол, 2 лабораторных шкафа, высокоэффективная портативная измерительная техника, позволяющая проводить экспресс - анализы. Лабораторный отсек оборудован умывальником, биотуалетом, кондиционером, автомобильным холодильником для проб. Кабина автомобиля оснащена навигатором, так же имеются 2 места для сотрудников лаборатории. Лаборатория укомплектована переносным бензоэлектрогенератором для работы в полевых условиях. Экологическая лаборатория позволяет оперативно проводить инструментальный экологический контроль и оценку экологических последствий аварийных ситуаций.



- при удалении от железнодорожного полотна;

- в зависимости от характера движения и профиля пути;

- в зависимости от антропогенного техногенного влияния городской зоны.

Статистически не установлена закономерность в изменении (увеличении) содержания металлов и нефтепродуктов в зависимости от характера движения на участках торможения при подходе к станции, прохождения кривых радиусом 650 м и менее, прямых и др.

Выявлена закономерность увеличения содержания металлов и нефтепродуктов в пробах в городской зоне, зоне железнодорожных станций на участках 10, 50 и 200 метров, что подтверждает наличие антропогенного влияния автомобильных дорог, промышленных предприятий, свалок, жилого сектора.

Воздействие железнодорожного транспорта на полосу отвода незначительное, уровень загрязнения – допустимый.

В 2017 году собственными силами природоохранных подразделений произведено свыше 301,3 тыс. анализов воздуха, сбрасываемых стоков, почвы, 3,8 тыс. анализов выбросов от автотранспорта и 70,4 тыс. других анализов; выполнена инвентаризация 11,6 тыс. источников выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду; разработано 385 томов нормативной экологической документации; продлено 1,3 тыс. разрешений на выбросы, сбросы вредных веществ в окружающую среду и размещение отходов

Охрана труда и безопасность жизнедеятельности

Экологический мониторинг
Экологическая безопасность

Экологический мониторинг представляет собой систему постоянного систематического наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды. Необходимость в мониторинге возникла в связи с тем, что загрязнение окружающей среды стало опасно для сохранения равновесия в природе, для здоровья и жизни человека на Земле. Задачей мониторинга является не только оценка текущего состояния среды, но и выявление тенденций изменения ее состояния в условиях нарастающего антропогенного воздействия.

Сейчас в мировой практике экологический мониторинг проводится на четырех уровнях:

- глобальном (планетарном). На нем отслеживают состояние и отражают информацию по биосфере всей планеты;

- национальном, то же в пределах какой-либо страны, республики;

- региональном (отражает состояние определенных экосистем в области, районе);

- локальном (разрабатывается на уровне промышленных, энергетических, транспортных объектов, отдельных поселков и городов).

Средства для ведения наблюдений за состоянием окружающей среды и программы действий включают во все проекты промышленных, энергетических, транспортных и строительных объектов. На объектах, уже находящихся в эксплуатации, такие средства и программы внедряются.

В 1993 г. в России образована Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ) — система непрерывного инструментального контроля состояния окружающей среды с использованием приборов, измерительной и вычислительной техники. ЕГСЭМ ведет наблюдения за состоянием загрязненности воздуха в городах и промышленных центрах, загрязненностью поверхностных и подземных вод, почв, атмосферы, за химическим составом (особенно кислотностью) атмосферных осадков и снежного покрова, за общим радиоактивным загрязнением природной среды и состоянием растительного покрова Земли. Серьезные наблюдения ведутся за трансграничным переносом (на большие расстояния) вредных веществ ветром, водой, транспортными системами.

Автоматизированная система мониторинга позволяет получать достоверные данные и на их основе принимать решения по управлению экологической обстановкой. Достоверная информация позволяет изучать влияние уровня загрязнения на заболеваемость населения; оценивать ущерб, нанесенный экономике, и т.п.

В обязанности автоматизированных станций этой системы входят: экстренное оповещение, оперативное предупреждение, режимная информация. При экстренном оповещении о резких изменениях уровня загрязнения природной среды, аварийных (залповых) выбросах загрязняющих веществ информация передается в контролирующие органы незамедлительно. Оперативное предупреждение о возникших высоких уровнях загрязнения, вызванных нарушением режима работы предприятий или неблагоприятными метеоусловиями, содержит обобщенные результаты наблюдений за месяц. Режимная информация содержит сведения о средних и наибольших уровнях загрязнения атмосферы за длительный период (год и более), а также тенденцию (прогноз) изменения уровня загрязнений в многолетнем режиме.

Сейчас на территории России наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха регулярно проводятся в 250 городах и населенных пунктах.

При контроле загрязнения атмосферного воздуха определяют (достаточно надежными методами анализа) температуру и влажность, химический, радионуклидный состав воздуха, снега и дождя. При контроле загрязнения вод анализируют химический и радионуклидный состав поверхностных и грунтовых вод, донных отложений в водостоках и водоемах. Для большинства водных объектов наблюдения по обязательной программе проводятся 7 раз в год. Районы повторяющихся аварийных сбросов и явлений вымирания водных организмов, районы организованного сброса сточных и высокой загрязненности вод контролируются постоянно.

При контроле загрязнения почв исследуют химический и радионуклидный состав деятельного слоя почвы. В задачи наблюдения входят: определение уровня концентрации химических веществ, выявление зон загрязнения и степени их опасности, прогноз деградации почв при дальнейшем воздействии загрязнений, оценка возможных последствий загрязнения.

При контроле загрязнения живой природы проводят наблюдения за химическим и радиоактивным загрязнением сельскохозяйственных угодий, растительного покрова, наземных сообществ домашних и диких животных, птиц, насекомых, водных растений, рыб и планктона.

При контроле загрязнения урбанизационной среды (среды с повышенной ролью городов) контролируют химический и радиационный фон воздушной среды, химический и радионуклидный состав продуктов питания, питьевой воды и т.д.

Наблюдения за радиационной обстановкой осуществляют путем измерения мощности у-излучения на местности, измерения выпадения радиоактивных осадков из атмосферы и концентрации радиоактивных аэрозолей в приземном слое атмосферы, определения содержания трития, стронция-90 в пробах атмосферных осадков, морских и пресных вод.

На отделениях железных дорог России создают производственные экологические лаборатории. Сейчас функционируют 60 таких лабораторий. На ряде железных дорог имеются экологические вагон-лаборатории с бортовым комплексом аналитического оборудования. Они осуществляют постоянный контроль содержания загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух, в сбросах загрязненных сточных вод, в почве территорий предприятий железнодорожного транспорта. Практически все локомотивные депо оснащены пунктами экологического контроля выбросов отработавших газов дизелей тепловозов.

Экологический мониторинг получил широкое распространение за рубежом, особенно в Японии. Он охватывает практически всю территорию этого государства и включает свыше 2 тыс. автоматических станций наблюдения за атмосферой и 6 тыс. станций наблюдения за водными объектами.

Поезда считаются наиболее бережным к природе видом транспорта. На железнодорожный транспорт приходится
7% мировых грузоперевозок, но только 3% энергии, используемой мировой транспортной отраслью, и
менее 1% выбросов загрязняющих веществ.

Исследования РЖД в России показывают аналогичную картину. В проекте экологической стратегии РЖД до 2030 года говорится о том, что железные дороги обеспечивают 23,4% пассажирских и 87,2% грузовых перевозок в стране. При этом на долю РЖД приходится менее 1% общего объема парниковых выбросов от всех видов транспорта. И с каждым годом российские железные дороги становятся еще экологичнее.

Выбросы углекислого газа при перевозке одного и того же груза поездами и другими видами транспорта


Уве Лойшнер

Эксперт по железнодорожному коридору Китай — Европа, специалист по работе немецкого логистического бизнеса на территории России

Экологичность как экономический фактор: мнение эксперта

«Железнодорожный транспорт — самый экологически чистый: в пересчете на один перевезенный контейнер выбросы CO₂ на 30–40% меньше, чем у морского транспорта. Усиливая железнодорожные перевозки Восток — Запад, мы создаем более экологичную логистику будущего.

Еще 20 лет назад железнодорожные транспортные компании называли экологичность среди своих преимуществ, но долгое время она оставалась второстепенным фактором, который мало волновал клиентов. За последние два года положение изменилось: больше и больше компаний понимают, что в перевозке по железным дорогам имеют значение не только цены и сроки. Евросоюз декларирует стремление к дальнейшему снижению выбросов CO₂, и бизнес в разных сферах понимает, что если не среагировать на этот сигнал, не добиваться прогресса по снижению выбросов уже сейчас (в частности, повышая экологичность логистики), то в будущем это создаст сложности для развития компании.

Системный подход к экологии

Снижение загрязнений от деятельности РЖД
в 2007–2019 годах

Начиная с 2009 года РЖД формирует экологическую стратегию и ставит перед собой целевые показатели по экологии. Системная работа дает отличные результаты: количество перевозок растет, а загрязнения, вызванные ими, сокращаются из года в год.

Более того, РЖД добровольно ликвидирует экологический ущерб от железнодорожных перевозок, накопленный с 1930-х годов. Уже ликвидировано 270 загрязнений площадью 300 000 кв. м, осталось еще 304 — их компания планирует устранить в ближайшее десятилетие.


Птичников
Андрей Владимирович

Заместитель директора Центра ответственного использования природных ресурсов Института географии РАН (Responsible steel). Ранее — директор Российского национального офиса Лесного попечительского совета (FSC России)

Кто самый экологичный: мнение эксперта

Зеленые планы: перспектива на 2030-й

• РЖД уже используют 4 000 локомотивов с умными системами управления. Они формируют оптимальный алгоритм движения с минимальными затратами энергии, что также обеспечивает сокращение вредных выбросов.
• В ближайшие годы место дизельных локомотивов постепенно займут газомоторные, которые выбрасывают в атмосферу в 5 раз меньше вредных веществ.
•Электровозы вообще не создают вредных выбросов в атмосферу. Чтобы использовать их как можно шире, РЖД электрифицируют железные дороги. А на самих электровозах будут больше применять энергоэффективные технологии, например рекуперацию электроэнергии.

Стационарные объекты железных дорог — станции, депо, очистные сооружения — тоже будут расходовать меньше ресурсов. Для этого РЖД оптимизируют режим их работы и эффективность отопления и освещения. Даже такое простое изменение, как переход на светодиодные светильники, в масштабах корпорации существенно снизит затраты энергии.

Чтобы уменьшить сброс загрязненных вод, РЖД обновит существующие очистные сооружения и построит новые, с современными технологиями водоочистки. А чтобы снизить вред от шума и вибрации, компания будет применять бесстыковые пути и упругие рельсовые скрепления, шлифовать и смазывать рельсы, высаживать вдоль путей деревья и устанавливать шумозащитные экраны.

При этом РЖД будет постоянно контролировать выбросы парниковых газов и других загрязняющих веществ, чтобы корректировать свою работу по сохранению экологического равновесия.

Снижение загрязнений от деятельности РЖД
к 2030 году

В проекте экологической стратегии РЖД до 2030 года предусмотрено два возможных сценария:
консервативный и более
оптимистичный инновационный.


Источник: проект экологической стратегии РЖД до 2030 года

Привлеченные таким образом средства понадобятся компании в том числе и на одном из главных современных проектов — реконструкции БАМа и Транссиба.


Григорьев
Александр Владимирович

Руководитель департамента исследований топливно-энергетического комплекса Института проблем естественных монополий

Чем экологичность выгодна бизнесу: мнение эксперта

«Экологичные компании сегодня получают дополнительные преимущества с конкретным экономическим выражением. Природоохранное законодательство у нас, как и во всем мире, ужесточается. Вкладывая в экологические проекты, железнодорожная компания снижает свои экологические риски, связанные, например, с возможными штрафами. Также проявляется комплексный эффект: повышение эффективности использования энергии не только позволяет сократить затраты, но и уменьшает негативное воздействие на окружающую среду. Наконец, экологические проекты дают имиджевый эффект, что в последнее время начинает влиять на привлечение финансирования.

Реконструкция БАМа и Транссиба:
экология

Сейчас РЖД реализует проект реконструкции главных железнодорожные артерий на востоке России, которые проходят через Байкальскую природную территорию.

Сейчас РЖД реализует проект реконструкции главных железнодорожные артерий на востоке России, которые проходят через Байкальскую природную территорию.

Экологи и общественные организации опасаются, что разрешение на вырубку леса и отмена обязательной экологической экспертизы при строительстве транспортных объектов могут нанести ущерб природе. Однако компания предусмотрела все возможные меры безопасности, чтобы не навредить уникальной экосистеме этих мест.

РЖД будет постоянно отслеживать влияние строительства на окружающую среду. Чтобы свести к минимуму атмосферные выбросы и сбросы загрязненных вод, компания модернизирует имеющиеся и построит новые очистные сооружения. Рубить лес вдоль путей действительно придется, но узкой полосой (10–15 м) и только там, где иначе нельзя. При этом вместо срубленных компания высадит новые деревья, а также вместе с экологическими организациями будет восстанавливать популяции редких видов растений и животных на Байкале.

Реконструкция БАМа и Транссиба будет выполняться в полном соответствии с природоохранным законодательством, и все работы будут максимально прозрачными. На каждый строительный объект РЖД опубликуют общедоступный экологический паспорт. Туда войдет информация об объекте и связанных с ним экологических компенсациях, данные экомониторинга в районе объекта, включая контроль почвы, воздуха и вод. Представители общественных и научных организаций смогут лично осматривать места строительства и контролировать, соблюдаются ли меры экологической безопасности. А обычные граждане смогут следить за реконструкцией через систему многоканального информирования: в интернете, СМИ и соцсетях, по телефону горячей линии в Иркутске, в виде выставок на региональных вокзалах.

Байкальская природная территория

Экологи и общественные организации опасаются, что разрешение на вырубку леса и отмена обязательной экологической экспертизы при строительстве транспортных объектов могут нанести ущерб природе. Однако компания предусмотрела все возможные меры безопасности, чтобы не навредить уникальной экосистеме этих мест.

РЖД будет постоянно отслеживать влияние строительства на окружающую среду. Чтобы свести к минимуму атмосферные выбросы и сбросы загрязненных вод, компания модернизирует имеющиеся и построит новые очистные сооружения. Рубить лес вдоль путей действительно придется, но узкой полосой (10–15 м) и только там, где иначе нельзя. При этом вместо срубленных компания высадит новые деревья, а также вместе с экологическими организациями будет восстанавливать популяции редких видов растений и животных на Байкале.

Для возведения объектов
вдоль действующих путей,
если нет альтернатив

Реконструкция БАМа и Транссиба будет выполняться в полном соответствии с природоохранным законодательством, и все работы будут максимально прозрачными. На каждый строительный объект РЖД опубликуют общедоступный экологический паспорт. Туда войдет информация об объекте и связанных с ним экологических компенсациях, данные экомониторинга в районе объекта, включая контроль почвы, воздуха и вод. Представители общественных и научных организаций смогут лично осматривать места строительства и контролировать, соблюдаются ли меры экологической безопасности. А обычные граждане смогут следить за реконструкцией через систему многоканального информирования: в интернете, СМИ и соцсетях, по телефону горячей линии в Иркутске, в виде выставок на региональных вокзалах.


Птичников
Андрей Владимирович

Руководитель департамента исследований топливно-энергетического комплекса Института проблем естественных монополий

Насколько велика угроза Байкалу: мнение эксперта

«Сегодня мало кто отрицает необходимость строительства вторых путей Транссиба и БАМа, альтернативы этому проекту в принципе нет. На мой взгляд, проект РЖД достаточно обоснован с экологической точки зрения, а предложенные механизмы в целом позволяют компенсировать экологический ущерб из-за вырубки леса.

Общественность и экологические организации во многом обеспокоены изменениями в законодательстве об экологической экспертизе, которые предшествовали реализации проекта. В частности, была отменена государственная экспертиза прокладки транспортной инфраструктуры, если ее строят в рамках поручения правительства или президента. Экологи опасаются, что это изменение будет применяться не только для работ с железнодорожной инфраструктурой, но и для не очень добросовестного размещения различных коммерческих объектов на природоохранных территориях.

Вклад в экологию

Что проект даст России

БАМ и Транссиб — это железнодорожный коридор между Европой и Азией. После расширения и повышения пропускной способности по нему пойдет часть тех грузов, которые сейчас доставляются морем и автотранспортом.

Железнодорожные перевозки уже сейчас экологичнее прочих. К тому же РЖД, следуя мировым трендам, увеличивает долю экологически чистого электротранспорта и снижает объем вредных выбросов всех видов. Реконструкция железнодорожных магистралей не только станет вкладом в экономику России, но и в долгосрочной перспективе уменьшит вредное воздействие на экологию всего региона.

Читайте также: