Мониторинг это в географии кратко
Обновлено: 02.07.2024
Мониторинг качества знаний - это наблюдение, оценка и прогноз состояния обученности в образовательной системе.
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_v_geografii._24.12.13.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовет
Подготовила: Тарасова А. А.
учитель географии и биологии
Роль мониторинговых исследований в преподавании географии.
(из личного опыта)
Мониторинг качества знаний - это наблюдение, оценка и прогноз состояния обученности в образовательной системе.
Задачи мониторинга : информационная, диагностическая, коррекционно-методическая, функциональная, стимулирующая.
В своей педагогической практике использую мониторинговое исследование в качестве выявления реального уровня географической грамотности учащихся.
Моё мониторинговое исследование длится в течение четверти (формирующее оценивание). Оно заключается в том, что параллельно классному журналу, я веду тетрадь, в которой выставляю действительные оценки каждого ученика.
Такой мониторинг позволяет:
- Выявить и измерить уровень успешности каждого ученика;
- Определить уровень усвоения отдельных тем из изучаемых курсов
- Проверить уровень сформированности предметных компетенций;
- Выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;
- Дифференцировать учащихся по успешности обучения, продвинутости по предмету;
- Изучить и оценить результативность своей работы;
- Отобрать наиболее эффективные формы и методы образования , образовательные технологии;
- Разработать систему предупредительной и коррекционной работы;
- Дать самооценку эффективности работы
Вывод: мониторинговое исследование помогает в реальном времени помочь совершенствовать процесс преподавания и учебу в отдельных классах.
МОНИТОРИНГ (лат. monitor — предостерегающий, напоминающий) — система слежения за окружающей природной средой под антропогенным воздействием, помогающая выявить и дать оценку ее состояния, а в дальнейшем и прогноз. Наиболее развит контроль за загрязнением воды и воздуха, предупреждающий о возникновении критических ситуаций (например, повышенная загазованность воздуха) . Разрабатываются всесторонняя система и новые методы комплексного мониторинга с использованием современных технических средств. Различают космический, авиационный, наземный, биологический и инструментальный мониторинг.
Мониторинг
- наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, почвенно-растительного покрова, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны. Различают глобальный, региональный и локальный уровни мониторинга. Проводится с помощью телевизионных изображений, фотографий, многоспектральных снимков и т. д. , получаемых с космических аппаратов, а также путем сбора данных с наземных и морских станций. Космический мониторинг позволяет оперативно выявлять очаги и характер изменений окружающей среды, прослеживать интенсивность процессов и амплитуды экологических сдвигов, изучать взаимодействие техногенных систем. Служба мониторинга создана во многих странах; 1988 организован Всемирный центр мониторинга охраны природы (ВЦМОП).
Мониторинг- наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, почвенно-растительного покрова, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны.
Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом. Подробнее >>>
Зимние учеты птиц России!
Приглашаем биологические кружки, профессиональных орнитологов и просто любителей птиц принять участие в программах зимних учетов птиц "Parus" и "Евроазиатские Рождественские учеты" в зимний сезон 2020-2021 годов. Подробнее >>>
Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>
Соревнования по полевой ботанике "ВЕСЕННЯЯ ФЛОРА" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографиям). К участию в соревновании приглашаются школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе Европейской части России. Подробнее >>>
Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>
Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>
МОНИТОРИНГ (лат. monitor — предостерегающий, напоминающий) — система слежения за окружающей природной средой под антропогенным воздействием, помогающая выявить и дать оценку ее состояния, а в дальнейшем и прогноз. Наиболее развит контроль за загрязнением воды и воздуха, предупреждающий о возникновении критических ситуаций (например, повышенная загазованность воздуха). Разрабатываются всесторонняя система и новые методы комплексного мониторинга с использованием современных технических средств. Различают космический, авиационный, наземный, биологический и инструментальный мониторинг.
Смотрите и читайте также другую полезную информацию по географии, размещенную на нашем сайте:
1) Фотографии природы России и мира в разделе "Природные ландшафты мира", иллюстрирующие географические ландшафты и типичные природно-территориальные комплексы Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Центральной и Южной Америки, Австралии и Новой Зеландии, а также Антарктики. Для данного раздела отобраны фотографии, иллюстрирующие наиболее типичные природно-территориальные комплексы этих регионов, а также формы рельефа, водоемы, различные географические явления и растительные сообщества, а также наиболее распространенные растения и животные этих регионов. Все фотографии имеют содержательные географические и биологические подписи.
2) Физико-географические описания природы России и стран бывшего СССР и материков мира.
3) Используйте также экологический словарь: А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Э
Проблема поиска параметров результативности образовательного процесса в настоящее время одна из самых приоритетных, но одновременно и одна из самых сложных.
Обеспечивая Государственные Образовательные Стандарты необходимо располагать полной и объективной информацией об уровне сформированности системы качества знаний, так как уровень развития школьников определяет не только умственные способности и учебные умения, но и обученность ребенка, то есть сформированность системы качества знаний, его мотивация учебной деятельности.
Поэтому я на протяжении нескольких лет для отслеживания результатов обучения учащихся использую систему мониторинга.
Мониторинг - комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, которая позволяет по – другому, взглянуть на весь учебно - воспитательный процесс. Система мониторинга позволяет получать объективную, сопоставляющую информацию об учебных достижениях, как самих учащихся, так и деятельности преподавателя. Именно система мониторинга даёт возможность обеспечить “оценку динамики индивидуальных достижений” каждого учащегося в процессе освоения им основной общеобразовательной программы основного общего образования. (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – ФГОС ООО).
В отличие от разовых тематических или итоговых контрольных работ мониторинг представляет собой систему, позволяющую проследить изменения результатов обученности в течение определённого времени, сопоставить их с условиями, ресурсами и другими факторами, оказывающими влияние на процесс образования, для выявления причин, влияющих на его качество.
В своей работе я хочу показать на основе, каких показателей, и какими способами определяется качество реализации поставленных целей и задач, прежде всего задач, связанных с обучением школьников, оценивать, насколько характеристика реализуемой деятельности соответствует модели ожидаемого результата, прежде всего “модели выпускника”. Иначе говоря, задача работы - охарактеризовать пути, показатели и средства оценки качества образовательного процесса по географии, средства контроля для получения необходимой информации, позволяющей принимать верные педагогические решения.
Цели и задачи мониторинга по географии.
Целью мониторинга по географии является обеспечение эффективного информационного отражения уровня обученности обучающихся, анализ и обобщение результатов контроля знаний и умений их учебной деятельности, разработка прогноза и обеспечения их развития.
- Достигается ли цель образовательного процесса;
- Существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих исследований;
- Существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя ;
- Соответствует ли уровень сложности учебного процесса возможностям обучающегося.
Эти задачи решаются путем проведения диагностики, отслеживание достижений учащихся в течение учебного года, итоговой аттестации в 9, 11 классах и анализа их результатов, участие в этапах Всероссийской олимпиады школьников.
Основные функции мониторинга по географии:
1) информационная (получение информации о состоянии успеваемости каждого учащегося и класса в целом);
2) диагностическая (определение уровня овладения учащимся учебным материалом);
3) аналитическая (сопоставление результатов обучения с предъявляемыми требованиями);
4) коррекционно-регулятивная (выработка оптимальных способов повышения образовательной подготовки каждого учащегося).
Анализируя результаты своей деятельности на протяжении многих лет, я выделила объекты мониторинга, разработала показатели отслеживания результатов, их анализ и рекомендации по управлению качеством образования по географии.
- результаты диагностических работ проводимых в начале каждого учебного года в 5–11 классах;
- результаты текущего и итогового контроля знаний и умений учащихся по текстам учителя географии, администрации школы, руководителя школьного или районного методического объединения предметов естественно-математического цикла;
- результаты итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов;
- результаты участия в этапах Всероссийской олимпиады школьников по географии;
- учебные достижения по географии отдельных обучающихся.
- по предмету;
- по классам;
- по отдельным учащимся.
0сновные направления мониторинга и их характеристика.
1. Диагностика в 5-11 классах.
Диагностические работы в 5-11 классах проводятся впервые недели учебного года. Их цель - определение уровня знаний и умений учащихся в начале каждого учебного года, готовность класса к обучения следующего курса географии.
Диагностические работы проводятся в письменной форме, задания составляются преподавателем географии и согласуются с заместителем директора по учебной работе.
При анализе диагностических работ преподаватель осуществляет:
- Прогнозирование (совместно с учениками ) возможности успешного обучения на данном этапе.
- Разработка совместно с классом схемы действий для преодоления затруднений в обучении.
- Согласование предметных требований при переходе учебного процесса от одного предмета к другому ( например, в 5 классе окружающий мир – география).
- Оценку методической подготовленности учителя, посредством экспертной оценки результатов работы: формирование цели диагностической работы, анализ результатов, план действий и требования к индивидуальному подходу в обучении.
Результаты диагностических работ, анализ с выводами и рекомендациями обсуждаются на заседаниях методобъединения предметов естественно-математического цикла или на педагогическом совете.
- выбрать адекватную методику обучения;
- сформировать мотивацию учащихся;
- назначить дополнительные занятия для неуспевающих учащихся;
- провести коррекцию календарно - тематического планирования по предмету.
2. Результаты текущего и итогового контроля знаний и умений учащихся по текстам учителя географии, администрации школы, руководителя школьного или районного методобъединения предметов естественно-математического цикла.
В течение учебного года согласно графика, промежуточной аттестации обучающихся по географии, проводятся контрольные работы по различным темам курсов географии с 5- 11 классах. Целью является своевременный контроль знаний и умений обучающих, для принятия мер по устранению пробелов в знаниях.
Итоговый контроль знаний и умений проводится в 5-11классах за две недели до окончания учебного года. Тексты итоговых работ составляются руководителем школьного или районного методобъединения.
Целью итогового контроля является не только подведение итогов завершающего года обучения, но и выработка рекомендаций по устранению пробелов в знаниях обучающихся.
- анализ результатов обучения за год;
- оценка успешности освоения учащимися предмета географии;
- анализ действий преподавателя на данном этапе обучения;
- формирование итоговой рейтинговой оценки и заключение об успешности выполнения учебной программы.
Показателями являются % качества и % освоения контрольной работы в сравнении с результатом за четверть или год.
3. Результаты итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов.
В последние годы, в связи ведением новой системы аттестации выпускников, когда чаще всего выпускники выбирают предметы, для сдачи экзамена, которые им нужны для поступления в ВУЗ. Географию не часто выбирают для сдачи экзамена по выбору, т.к. она в основном, требуется только в геолого-географических Вузах.
В 2013 году выпускники 9 класса выбрали для сдачи экзамена по выбору географию, % качества и освоения 100.
Учащиеся на экзамене подтвердили свои оценки, результат экзамена совпадает с годовыми оценками по предмету.
4. Результаты участия в этапах Всероссийской олимпиады школьников по географии.
Ежегодно обучающие школы принимают участие в этапах Всероссийской олимпиады школьников по географии.
- оценка знаний, умений и навыков, полученных обучающимися в школьном курсе географии;
- активизация творческих способностей обучающихся; выявление обучающихся, которые
- могут представлять свое учебное заведение на последующих этапах Олимпиады;
- популяризация географии как науки и школьного предмета.
Участниками школьного этапа Олимпиады могут быть обучающиеся 5 – 11-х классов, муниципального и регионального этапа обучающиеся 9-11-х классов.
Показателями является количество участников, призеров и победителей каждого этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии.
5. Учебные достижения по географии отдельных обучающихся (портфолио по географии).
- результаты успеваемости по географии по классам;
- участие в предметных конкурсах, исследовательских конференциях, викторинах.
- создание учебных проектов и презентаций;
- публикация и размещение работ на сайтах в Интернете.
Система мониторинга, которая мною используется в течение многих лет дает хорошие результаты, % качества и % освоения по географии с каждым годом увеличивается, в этом году он составляет: % качества - 80, % освоения - 100.
Благодаря информации, которую я получаю в результате использования системы мониторинга по географии, принимаются решения по улучшению качества образовательного процесса.
Оценочные показатели, используемые в системе мониторинга, безусловно, должны подвергаться корректировке, уточнению, но главное назначение мониторинга - обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ход реализации образовательной программы с целью повышения качества результатов по географии.
Читайте также: