Монистический и плюралистический подходы к пониманию общества кратко

Обновлено: 05.07.2024

Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самого мира? При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как монизм, дуализм, плюрализм.

Монизм – учение о всеединстве действительности, в основе которой – одно начало, одна субстанция (Божественная – пантеизм; сознание – психологизм, феноменализм; материя – материализм; наивный монизм: первовещество – вода (Фалес)). Монизм может быть материалистическим (единая основа, первопричина – материя) или идеалистическим (единая основа – дух, идея, чувства). Материалистический монизм: философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Л. Фейербаха; марксизма, позитивизма.

Идеалистический монизм выражен в философии Платона, Д. Юма, Г. В. Ф. Гегеля (наиболее последовательный сторонник), В. Соловьева, современного неотомизма, теизма.

Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма.

Учение Р. Декарта о двух не зависимых друг от друга субстанциях – протяженной и мыслящей. Картезианство делит мир на два рода субстанций – духовную и материальную.

Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами – мышлением и протяженностью, прочие – производны от них. Впечатление, воображение, желание – модусы мышления, а фигура, положение – модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Лекция № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания

Лекция № 30. Решение проблемы классификации ценностей в философии

Лекция № 30. Решение проблемы классификации ценностей в философии Ценности отражают значимость тех или иных объективных явлений в жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и

Лекция № 34. Этапы истории философии

Лекция № 34. Этапы истории философии Возникновение, развитие и смену философских фактов изучает история философии. Разрозненные теологические комментарии к сочинениям Г. Гегеля (1770–1831) впервые были систематизированы в курс лекций по истории философии («Лекции по

Лекция № 61. Понятие культуры в философии

ПЛЮРАЛИЗМ

ПЛЮРАЛИЗМ Теорией плюрализма предполагается, что власть не сконцентрирована в каком — то единственном центре, а широко рассеяна в обществе. Плюрализм является ключевой характеристикой либерально-демократических политических систем, в которых возможно открытое

Монизм

Монизм Монизм (от греческого monoV – единый) – обозначает собой философское направление, признающее только один принцип бытия; в этом смысле М. противоположен как дуализму, допускающему два противоположных принципа бытия, так и плурализму, допускающему бесконечное

МОНИЗМ

МОНИЗМ (греч. monos - один) - 1) тип организации философского знания, определяющийся наличием в нем одного основного принципа, в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполнение философской системы; семантически противостоит дуализму и плюрализму; 2)

ПЛЮРАЛИЗМ

ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pluralis - множественный) - философско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга. П. проявляется в онтологии, гносеологии,

Предмет философии. Место и роль философии в культуре

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития Уже в первый период жизни человечества (V–IV тысячелетия до н. э.) люди предпринимали попытки осмыслить окружающий мир — живую и неживую природу, космическое пространство и

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития Уже в первый период жизни человечества (V–IV тысячелетия до н. э.) люди предпринимали попытки осмыслить окружающий мир. В процессе осознания космоса как чего-то

Предмет философии. Место и роль философии в культуре

Во все времена мыслители занимались поиском ответа на ключевой вопрос о первопричине мира. Тема бытия, роль в ней человека и природы актуальны на протяжении столетий. Многие философы пытались открыть тайну создания, но пока окончательный ответ не дал никто из великих. Вместо этого наука о познании стала объёмной и наполненной жизненными принципами. Монизм, дуализм, плюрализм в философии являются отдельными учениями, раскрывающими смысл бытия.

Монизм, дуализм, плюрализм в философии - понятие, концепция и сущность

Проблема бытия в истории

Окружающий человека мир не является простой субстанцией. По мнению мыслителей, это сложные основы, смысл которых в передаче информации, связи всех элементов. Ничто не появилось само по себе, и окружающую реальность надо воспринимать как результат определённых действий. Регулярные и трудоёмкие поиски учёных привели к развитию философии, возникновению разных типов и принципов, благодаря которым в разные периоды истории мыслители приближались к разгадке главного вопроса — как создался мир.

Монизм, дуализм, плюрализм в философии - понятие, концепция и сущность

Конечно, детально изучить все направления философии тяжело, поэтому за основу брались наиболее популярные и получившие призвание методы. Человек развивался, а вместе с ним и материальный мир, появлялись новые открытия и доводы, благодаря которым стало возможным объяснить понятие начала начал.

Термин бытия впервые был использован Парменидом, и кристаллизация его произошла в начале зарождения философии, когда внимания заслуживали не духовные, а повседневные материальные вещи. Возможно, это стало причиной материализации и объектности термина. Бытие означало понимание картины мира.

Отсюда возникло утверждение, что мысль существует сама по себе, так же, как и вещи вокруг, и пересекаться межу собой они не могут. Человек в начале философии считался единственной сущностью, обладающей пониманием мира. Только он обладал разумом и возможностью мыслить. Но с развитием философского учения менялись и приоритеты, и подходы к изучению основных терминов.

Структура жизни

Представление о мышлении и окружающем мире как об отдельных элементах, которые никогда не смогут взаимодействовать, а только пребывать в доминирующих отношениях были развеяны благодаря поиску точек соприкосновения. Их удалось найти нескольким мыслителям. Пифагор считал, что объединяет человека и окружающий мир число, Гераклит утверждал, что это слово. Оно даёт возможность не только понимать вещи, но и управлять ими, наделяя теми или иными характеристиками.

Парменид точкой соприкосновения считал бытие. Философ был уверен, что окружающий мир, так же как и люди, живая субстанция, которая является равноправной человеку. Что такое бытие и для чего живые сущности проходят этот этап, мыслители не смогли дать ответа, вернее, даже не искали его, так как в ранние времена развития человечества и зарождения философии приоритеты были иными.

Монизм, дуализм, плюрализм в философии - понятие, концепция и сущность

Мыслители были уверены, что бытие тесно связано с понятием истины, найдя ответ на один вопрос, можно будет раскрыть смысл жизни, но, в чём заключалась истина, не знал никто. Понятие добра и его выражение в человеческих действиях также корректировалось в зависимости от эпохи. В процессе развития философии как отдельного учения последователями науки был сформирован треугольник:

Монизм, дуализм, плюрализм в философии - понятие, концепция и сущность

Термины были основой для изучений и развития течений в философии. И если в ранние периоды были изучены недостаточно, то в более позднее время трём китам философии были посвящены целые монографии и трактаты.

Основные течения

Монизм объяснял бытие как единоначальное в виде первичной субстанции. Идеалистический монизм зародился ещё в античном мире и наполнился плюралистическими идеями с подобными тенденциями развития. В центре течения — мир с изменениями и развитием, которое происходит вне зависимости человеческой деятельности. Даже наоборот, человек происходит от природы и напрямую зависит от окружающего мира, который формирует мысли и поступки. К ярким примерам монизма в философии относят высказывания:

  • Первопричиной создания материи может являться вода как основа материалистического мира.
  • На основе материи возникают знания.

Монизм, дуализм, плюрализм в философии - понятие, концепция и сущность

В основе дуализма две первопричины — добро и зло, в результате противостояния которых и возник мир, а вместе с ним и люди. Нельзя выделить чётко, которая из истин главнее, ведь они равноценны и одновременны. Противоположностью этим течениям был плюрализм, который раскрывал проблему окружающего мира сквозь многосущность. Плюралисты считали, что одновременно существует несколько противоречивых мировоззрений или подходов.

Картина мира человека формируется под влиянием разных философских направлений и характеризует его взгляды на жизнь и стиль бытия. Благодаря духовным школам философствование получило признание в мире и возможность развиваться.

История монизма

Как отдельное направление на основе философии монизм развивался долго, пропагандируя божественную сущность. По мнению монистических мыслителей, благодаря божественной силе человек имеет возможность жить на земле и проходить свой путь.

Каждая вещь имеет свою первопричину и назначение. Нет ничего в мире просто так, всё взаимосвязано и обладает смыслом. С развитием философских школ менялись и значения термина, постоянно совершенствуясь и корректируясь. Вскоре монизм поделился на два типа:

Монизм, дуализм, плюрализм в философии - понятие, концепция и сущность

  • Материалистический. Представители течения пытались раскрыть смысл жизни через материю. Именно это божественное начало было в основе всего. Представителями направления были Демокрит, Эпикур, Лукреций. Позже идею материи в основе мира поддержали марксисты и позитивисты. В политических трудах представители марксизма кратко упоминали о материальной основе мира.
  • Идеалистический вариант в основе реальности видел идею, благодаря которой всё и происходило. Платон, Гегель и Соловьёв были уверены в метафизическом содержании.

Сегодня философия переживает новый этап развития, в котором уже нет места древним размышлениям о природе всего, но некоторые труды мыслителей стали хорошей основой для дальнейших работ и поисков истины. Благодаря направлению монизма человечество развивало не только свои знания, но и веру в высшие силы, которые видят конечную картину бытия и помогают людям принять те или иные решения. На основе материалистического возник онтологический монизм как результат желания познать истину через Божество.

Влияние дуализма и плюрализма

Проблема добра и зла как основа дуалистических противостояний была силой, благодаря которой развивалось это философское направление. Мыслители выделяли множество примеров, в которых происходило противостояние двух начал, наиболее популярные из них:

  • Свет и тьма.
  • Дух и материя.
  • Инь и янь.

Представителями дуализма были Декарт, Спиноза, Кьеркегор. Благодаря их работам направление получило известность и стало одним из ключевых в развитии философии.

Монизм, дуализм, плюрализм в философии - понятие, концепция и сущность

В плюрализме нет одной основы, ведь всё взаимосвязано и множественно. То есть существуют другие миры, в которых также находятся живые существа, ощущающие такую же жизнь. Благодаря возможности противопоставить свою идею монизму за плюрализмом как отдельным течением в философии пошло много мыслителей.

Бытие рассматривается как результат действия нескольких разных сил, представляющих уникальные идеи, поэтому существуют разные люди, много подходов к изучению тем и мысли. Нет тех, кто думает одинаково, каждый человек — индивидуальность, именно таким и создала его природа. На пике популярности это направление привлекло к себе много философов, открывались школы и форматировались целые трактаты, повествующие об основах оригинального виденья. Известным членом плюралистических собраний был Лейбниц, который смог выделить в хаосе перфекционизм и идеализм и объединить их под началом этого направления.

Мыслитель считал, что мир является результатом порядка размещения разных субстанциональных тел, которые и являются основой жизни. Философ отвергал время и пространство как первооснову, давая возникновению мира более рациональное толкование, что лишний раз доказывает сложность формирования общего представления на протяжении столетий о бытии и возникновении мира. Благодаря монизму, плюрализму и дуализму в философских концепциях варианты создания мира и сущность бытия рассматривались с разных сторон, давая возможность сконцентрироваться на ключевых аспектах.

Во все времена мыслители занимались поиском ответа на ключевой вопрос о первопричине мира. Тема бытия, роль в ней человека и природы актуальны на протяжении столетий. Многие философы пытались открыть тайну создания, но пока окончательный ответ не дал никто из великих. Вместо этого наука о познании стала объёмной и наполненной жизненными принципами. Монизм, дуализм, плюрализм в философии являются отдельными учениями, раскрывающими смысл бытия.

Онтологический монизм

Проблема бытия в истории

Окружающий человека мир не является простой субстанцией. По мнению мыслителей, это сложные основы, смысл которых в передаче информации, связи всех элементов. Ничто не появилось само по себе, и окружающую реальность надо воспринимать как результат определённых действий. Регулярные и трудоёмкие поиски учёных привели к развитию философии, возникновению разных типов и принципов, благодаря которым в разные периоды истории мыслители приближались к разгадке главного вопроса — как создался мир.

Монизм дуализм плюрализм в философии

Конечно, детально изучить все направления философии тяжело, поэтому за основу брались наиболее популярные и получившие призвание методы. Человек развивался, а вместе с ним и материальный мир, появлялись новые открытия и доводы, благодаря которым стало возможным объяснить понятие начала начал.

Термин бытия впервые был использован Парменидом, и кристаллизация его произошла в начале зарождения философии, когда внимания заслуживали не духовные, а повседневные материальные вещи. Возможно, это стало причиной материализации и объектности термина. Бытие означало понимание картины мира.

Отсюда возникло утверждение, что мысль существует сама по себе, так же, как и вещи вокруг, и пересекаться межу собой они не могут. Человек в начале философии считался единственной сущностью, обладающей пониманием мира. Только он обладал разумом и возможностью мыслить. Но с развитием философского учения менялись и приоритеты, и подходы к изучению основных терминов.

Структура жизни

Представление о мышлении и окружающем мире как об отдельных элементах, которые никогда не смогут взаимодействовать, а только пребывать в доминирующих отношениях были развеяны благодаря поиску точек соприкосновения. Их удалось найти нескольким мыслителям. Пифагор считал, что объединяет человека и окружающий мир число, Гераклит утверждал, что это слово. Оно даёт возможность не только понимать вещи, но и управлять ими, наделяя теми или иными характеристиками.

Парменид точкой соприкосновения считал бытие. Философ был уверен, что окружающий мир, так же как и люди, живая субстанция, которая является равноправной человеку. Что такое бытие и для чего живые сущности проходят этот этап, мыслители не смогли дать ответа, вернее, даже не искали его, так как в ранние времена развития человечества и зарождения философии приоритеты были иными.

Монизм дуализм плюрализм

Мыслители были уверены, что бытие тесно связано с понятием истины, найдя ответ на один вопрос, можно будет раскрыть смысл жизни, но, в чём заключалась истина, не знал никто. Понятие добра и его выражение в человеческих действиях также корректировалось в зависимости от эпохи. В процессе развития философии как отдельного учения последователями науки был сформирован треугольник:

Идеалистический монизм

Термины были основой для изучений и развития течений в философии. И если в ранние периоды были изучены недостаточно, то в более позднее время трём китам философии были посвящены целые монографии и трактаты.

Основные течения

Монизм объяснял бытие как единоначальное в виде первичной субстанции. Идеалистический монизм зародился ещё в античном мире и наполнился плюралистическими идеями с подобными тенденциями развития. В центре течения — мир с изменениями и развитием, которое происходит вне зависимости человеческой деятельности. Даже наоборот, человек происходит от природы и напрямую зависит от окружающего мира, который формирует мысли и поступки. К ярким примерам монизма в философии относят высказывания:

  • Первопричиной создания материи может являться вода как основа материалистического мира.
  • На основе материи возникают знания.

Дуализм в философии

В основе дуализма две первопричины — добро и зло, в результате противостояния которых и возник мир, а вместе с ним и люди. Нельзя выделить чётко, которая из истин главнее, ведь они равноценны и одновременны. Противоположностью этим течениям был плюрализм, который раскрывал проблему окружающего мира сквозь многосущность. Плюралисты считали, что одновременно существует несколько противоречивых мировоззрений или подходов.

Картина мира человека формируется под влиянием разных философских направлений и характеризует его взгляды на жизнь и стиль бытия. Благодаря духовным школам философствование получило признание в мире и возможность развиваться.

История монизма

Как отдельное направление на основе философии монизм развивался долго, пропагандируя божественную сущность. По мнению монистических мыслителей, благодаря божественной силе человек имеет возможность жить на земле и проходить свой путь.

Каждая вещь имеет свою первопричину и назначение. Нет ничего в мире просто так, всё взаимосвязано и обладает смыслом. С развитием философских школ менялись и значения термина, постоянно совершенствуясь и корректируясь. Вскоре монизм поделился на два типа:

Дуализм и плюрализм в философских концепциях

  • Материалистический. Представители течения пытались раскрыть смысл жизни через материю. Именно это божественное начало было в основе всего. Представителями направления были Демокрит, Эпикур, Лукреций. Позже идею материи в основе мира поддержали марксисты и позитивисты. В политических трудах представители марксизма кратко упоминали о материальной основе мира.
  • Идеалистический вариант в основе реальности видел идею, благодаря которой всё и происходило. Платон, Гегель и Соловьёв были уверены в метафизическом содержании.

Сегодня философия переживает новый этап развития, в котором уже нет места древним размышлениям о природе всего, но некоторые труды мыслителей стали хорошей основой для дальнейших работ и поисков истины. Благодаря направлению монизма человечество развивало не только свои знания, но и веру в высшие силы, которые видят конечную картину бытия и помогают людям принять те или иные решения. На основе материалистического возник онтологический монизм как результат желания познать истину через Божество.

Влияние дуализма и плюрализма

Проблема добра и зла как основа дуалистических противостояний была силой, благодаря которой развивалось это философское направление. Мыслители выделяли множество примеров, в которых происходило противостояние двух начал, наиболее популярные из них:

  • Свет и тьма.
  • Дух и материя.
  • Инь и янь.

Представителями дуализма были Декарт, Спиноза, Кьеркегор. Благодаря их работам направление получило известность и стало одним из ключевых в развитии философии.

Монизм дуализм и плюрализм в философских концепциях

В плюрализме нет одной основы, ведь всё взаимосвязано и множественно. То есть существуют другие миры, в которых также находятся живые существа, ощущающие такую же жизнь. Благодаря возможности противопоставить свою идею монизму за плюрализмом как отдельным течением в философии пошло много мыслителей.

Бытие рассматривается как результат действия нескольких разных сил, представляющих уникальные идеи, поэтому существуют разные люди, много подходов к изучению тем и мысли. Нет тех, кто думает одинаково, каждый человек — индивидуальность, именно таким и создала его природа. На пике популярности это направление привлекло к себе много философов, открывались школы и форматировались целые трактаты, повествующие об основах оригинального виденья. Известным членом плюралистических собраний был Лейбниц, который смог выделить в хаосе перфекционизм и идеализм и объединить их под началом этого направления.

Мыслитель считал, что мир является результатом порядка размещения разных субстанциональных тел, которые и являются основой жизни. Философ отвергал время и пространство как первооснову, давая возникновению мира более рациональное толкование, что лишний раз доказывает сложность формирования общего представления на протяжении столетий о бытии и возникновении мира. Благодаря монизму, плюрализму и дуализму в философских концепциях варианты создания мира и сущность бытия рассматривались с разных сторон, давая возможность сконцентрироваться на ключевых аспектах.

Монизм – это философская позиция, которая признает единство мира, а именно сходство всех объектов, входящих в него, взаимосвязь между ними и саморазвитие целого, которое они образуют. Монизм - один из вариантов рассмотрения многообразия мировых явлений в свете единого начала, общей основы всего существующего. Противоположностью монизма является дуализм, который признает два независимых друг от друга начала, и плюрализм, основывающийся на множественности начал.

Монизм это

Значение и виды монизма

Существует конкретно-научный и мировоззренческий монизм. Основная цель первого - найти общность в явлениях конкретного класса: математических, химических, социальных, физических и так далее. Задача второго – найти единую основу всех существующих явлений. По характеру решения такого философского вопроса, как соотношение мышления и бытия, монизм делится на три разновидности:

Субъективный идеалист трактует мир как содержание личного разума и в этом видит его единство. Материалистический монизм признает объективный мир, трактует все явления как формы существования материи или ее свойства. Объективный идеалист признает и собственное сознание, и мир, который существует за его пределами.

Принцип монизма

Понятие монизма

Монизм – это концепция, которая признает основой мира одну субстанцию. То есть это направление философии исходит из единого начала, в отличие от дуализма и плюрализма, направлений, неспособных обосновать взаимосвязь духовного и материального. Решением этой проблемы монизм видит единство мира, общую основу бытия. В зависимости от того, что признается за эту основу, монизм подразделяется на материалистический и идеалистический.

Принцип монизма

Монизм стремится свести к единой первооснове все многообразие мира. Такое стремление появляется в результате размышлений над закономерностью, проявляющейся при движении от целого к частям. Количество открывающихся объектов при таком делении увеличивается, а разнообразие их уменьшается. К примеру, клеток больше, чем живых организмов, но их видов меньше. Молекул меньше, чем атомов, но они разнообразнее. Путем предельного перехода делают вывод, что в результате уменьшения разнообразия при продвижении внутрь предмета будет совершенно однородный первосубстрат. Это и есть основной принцип монизма.

Политический монизм

Принципы монизма – это поиск такой первоосновы. И эта задача была первостепенной еще с момента возникновения философии монизма. Например, Гераклит утверждал, что все состоит из огня, Фалес – из воды, Демокрит – из атомов и так далее. Последняя попытка найти и обосновать первооснову мира была предпринята Э. Геккелем в конце 19-го века. Тут в качестве основы был предложен эфир.

Формы монизма

Монизм – это способ решения основного вопроса в философии, который с учетом понимания искомой первоосновы мира делится на континуальную и дискретную форму. Континуальный монизм описывает мир понятиями формы и субстрата, дискретный – структуры и элементов. Первый представляли такие философы, как Гегель, Гераклит, Аристотель. Представителями второго считаются Демокрит, Лейбниц и прочие.

Для мониста нахождение первоосновы не является главной целью. Дойдя до искомого первосубстрата, он получает возможность двигаться в обратном направлении, от частей к целому. Определение общности позволяет найти связь изначально между первоэлементами, а потом между их более сложными соединениями. Движение к целому от его первоэлементов можно осуществлять двумя способами: диахроническим и синхроническим.

Материалистический монизм

При этом монизм – это не только точка зрения, но и способ исследования. К примеру, теория математических чисел выводит множество своих объектов из натурального числа. В геометрии за основу берется точка. Монистический подход в пределах одной науки пытались применить при разработке мировоззренческого монизма. Таким образом, появились учения, считавшие мировой основой механическое движение (механицизм), число (Пифагор), физические процессы (физикализм) и так далее. Если в процессе возникали сложности, то это приводило к отрицанию монизма плюрализмом.

Политический монизм

В политической сфере монизм выражается в установлении однопартийной системы, в уничтожении оппозиции, гражданских свобод и системы разделения власти. Сюда можно включить вождизм и абсолютное соединение партийного и государственного аппарата. Культивирование насилия, террора и массовые репрессии.

В экономике монизм проявляется установлением одной государственной формы собственности, плановой экономики или монопольного контроля экономики государством. В духовной сфере это выражается в признании только официальной идеологии, которая призвана отрицать прошлое и настоящее во имя будущего. Такая идеология определяет право режима на существование, борется с инакомыслием, полностью контролирует средства массовой информации.

Читайте также: