Мировая культура 19 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

При характеристике такого фактора культуры, как индустриализация следует исходить из того, что начавшийся в конце XVIII в. промышленный переворот в Англии, в XIX в. становится определяющим экономическим показателем развития западных стран. Его результатом стало появление индустриального общества, индустриальной цивилизации, для которой характерны следующие характерные черты:

· изменился уровень благосостояния и качества жизни; в жизнь людей входят телефон и телеграф, фотография и кинематограф, радиоприемники и новые транспортные средства, позволяющие быстрее преодолевать расстояния (паровоз, пароход, автомобиль, электрический трамвай, метро); строятся новые дороги, в том числе железные (к концу века – около 1 млн. км), мосты, каналы (например, Суэцкий); в городских домах появляется паровое и водяное отопление, центральное водоснабжение и канализация, электрическое освещение в домах и на улицах;

· формируется средний класс, который в конечном итоге придает новому обществу устойчивость;

Еще одна проблема развития художественной культуры XIX столетия связана с растущим влиянием науки, которая, с одной стороны, поставила под сомнение роль искусства в жизни общества, а с другой стороны, оказала воздействие на него (например, в импрессионизме). Характеризуя новые тенденции в художественной культуре XIX в., следует подчеркнуть усиление субъективного начала. Главным для художника становится не что изобразить, а как отразить свое внутреннее видение, ощущение, отношение к реальности. В дальнейшем это приводит к конструированию новой реальности, к поиску новых средств, форм, ракурсов. Предметом искусства становится не только окружающая действительность, но и внутренний мир художника. Иными словами, происходит децентрализация художественной культуры.

Учитывая вышеприведенные рекомендации при ответе на данный вопрос, следует иметь в виду, что они не отменяют, а предполагают изучение соответствующего материала в учебниках и пособиях по курсу культурологии.

Культура 19 века – это культура свободы, активности, инициативности и деловитости. Именно в этот век человеческая мысль получила широчайший простор свободы самовыражения. Однако при этом ценились и рамки предыдущего века. Жесткость же проявилась в отношении людей друг с другом. На смену романтизированным критериям шестнадцатого и семнадцатого века, страстям и сантиментам восемнадцатого пришел строгий меркантилизм. Материальное положение и богатство становятся на планку более высокую, чем человеческие чувства или же духовные и нравственные ценности. Ярко выражена доминанта трезвого расчета.

Культура 19 века – основные черты

Первая половина девятнадцатого века для Европы – это время быстрого развития мануфактур и промышленности, а также активное социальное преобразование. Люди искусства пытались передать своим творчеством пойманные и интерпретированные ими образы и веяния нового времени. Начало века ознаменовано крушением рожденных в прошедших веках художественных принципов и разрушением старых сюжетов.

культура 19 века

Франция - законодатель стиля

Уже несколько веков подряд Францию считали законодательницей моды во всей Европе. Культура 19 века несет в себе отличительные черты именно французских воззрений. В Париже начали проводиться так называемые Салоны, где выставлялись специально отобранные работы живописцев. Публика обсуждала их труды, а журналы и газеты печатали многочисленные рецензии. Художественная культура 19 века преобразилась вместе с обществом. Основными темами стали города, дома, комнаты, посуда, платья и прочее. Обычно в Париже также устраивалась и Всемирная промышленная выставка (примерно раз в пару лет), где вместе с новинками техники демонстрировались и картины, скульптура.

европейская культура 19 века

Архитектура Западной Европы девятнадцатого века

Стремительное развитие промышленности вызвало и бурный приток людей в города. Появлялись уже фактически мегаполисы. В середине 19 века облик многих городов Западной Европы резко сменился. Положено начало системе радиальных и магистральных улиц, которые пришли на смену средневековой замкнутости. Промышленные предприятия стали как грибы после дождя вырастать в предместьях и на окраинах. Европейская культура 19 века, в частности архитектурные решения, во многом зависела именно от промышленного прогресса. Появление новых материалов (железобетон, сталь, чугун) внесло свои коррективы в строительство зданий.

художественная культура 19 века

Эклектизм - основа культуры Западной Европы 19 века

Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать поколениям и составляет культуру.

Культура XIX века – это культура свободы, активности, инициативности и деловитости. Именно в этот век человеческая мысль получила широчайший простор свободы самовыражения. На смену романтизма и сентиментализма пришел строгий меркантилизм. Материальное положение и богатство становятся на планку более высокую, чем человеческие чувства или же духовные и нравственные ценности.

Золотой век – понятие, относящееся к XIX веку, это целая эпоха в русской культуре. Основные отличия: развитие русского литературного языка, подъем патриотического духа, раскрытие национальной культуры. Литература занимает центральное место в деятельности общества.

В витринах холла библиотеки представлены ряд книг по культуре XIX века. Здесь представим кратко некоторые известные издания и остановимся на главных направлениях в культуре России.


Одной из центральных тем русской общественной и философской мысли была тема выбора пути развития, тема будущего России. Эта тема мучила декабристов и перешла по наследству к двум важным течениям русской мысли — западничеству и славянофильству. Оба течения отвергали существующий режим самодержавия и крепостничества, однако в понимании путей переустройства России глубоко расходились. Они выражали разные взгляды на преобразования Петра I. Западники, среди которых были П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский — стояли на позициях культурного универсализма и рационализма. Они высоко оценивали петровские реформы, выступали за развитие России по западному пути, считая его универсальным и неизбежным для всех народов. Западники были сторонниками европейской образованности, науки и просвещения, определяющей роли законов и права в организации общественной жизни. Славянофилы, которых представляли И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, напротив, стояли на позициях культурного релятивизма и православия. Они отрицательно оценивали петровские преобразования, нарушившие, по их мнению, естественную эволюцию России. Славянофилы отвергали западноевропейский путь развития, настаивали на самобытном развитии России, делали упор на ее религиозно-историческом и культурно- национальном своеобразии.

Основой культурного взлета России XIX в. стали значительные ее успехи в деле развития образования. В области математики они связаны, прежде всего, с именами Н. И. Лобачевского, А. А. Маркова; в развитие физики: В. В. Петров, Э. Х. Ленц, Б. С. Якоби, П. Л. Шиллинг, Д. М. Менделеев, Н. Н. Зинин, A. M. Бутлеров. В географии в январе 1820 г. русскими мореплавателями было сделано величайшее открытие: экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена — М. П. Лазарева открыла шестую часть света — Антарктиду. Большими достижениями отмечено развитие биологии и медицины: Н. И. Пирогов, Н. Ф. Склифосовский. В исторической науке видное место занимали: Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский. В области языкознания особого выделения заслуживает деятельность В. И. Даля.

Наиболее благоприятным и плодотворным XIX век оказался для художественной культуры, которая переживала невиданный подъем, расцвет и стала классической. Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм. Главная роль принадлежала литературе.

Основоположником и центральной фигурой сентиментализма в России был Н. М. Карамзин. Романтизм имел гораздо большее влияние и распространение. Тема гражданственности, патриотизма и свободы наиболее сильно выражена в произведениях: К. Ф. Рылеева, А. И. Одоевского, В. К. Кюхельбекера, А. А. Дельвига, И. И. Козлова, Н. М. Языкова. Духовный мир раскрывают произведения В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова. Философская лирика, глубокий психологизм, славянофильские идеи и трепетная любовь к России нашли выражение в творчестве Ф. И. Тютчева и В. Ф. Одоевского.


Реализм и становится главным направлением. В его становлении важную роль сыграло творчество А. С. Грибоедова и И. А. Крылова. Однако самыми великими именами русского реализма, всей русской литературы и культуры являются А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. А. С. Пушкин стал родоначальником русской словесности, создателем русского литературного языка. Именно в его творчестве русский язык впервые предстает действительно великим, могучим, правдивым и свободным. Ф. М. Достоевскому и Л. Н. Толстому русская литература и культура обязана своей мировой славой и признанием. К числу великих русских писателей, получивших мировое признание, относятся также М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. П. Чехов.

Наряду с литературой удивительный расцвет переживает русская музыка. Уже в первые десятилетия XIX века появляется целый ряд прекрасных композиторов, многие из которых тяготеют к романтизму. Ведущим жанром является романс. Его представляют А. А. Алябьев, П. П. Булахов, А. Е. Варламов, А. Н. Верстовский, А. Л. Гурилев и др. Самыми великими именами в русском музыкальном искусстве являются М. И. Глинка и П. И. Чайковский.

Большими достижениями отмечено также развитие изобразительного искусства, особенно живописи. Романтизм в русской живописи XIX века представляют О. А. Кипренский и С. Ф. Щедрин. Романтизм К. П. Брюллова сочетается с классицизмом. Наивысшего расцвета реализм в живописи достиг в творчестве И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Выдающимися художниками-реалистами были также И. Н. Крамской, В. М. Васнецов, В. Г. Перов, П. А. Федотов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин.

Весьма успешно развивается и русский театр. Его расцвет связан с именем великого драматурга А. Н. Островского.

Книг по истории и культуре XIX века великое множество. В научной библиотеке ВолГУ в отделе редкого фонда также имеются книги, которые в полном объеме освещают все основные периоды данного времени.


Книга представлена отдельными главами по истории многих стран. Информация изложена кратко, но содержательно, с раскрытием взаимосвязей исторических событий. Авторы дают и характеристику таких явлений мировой культуры, как литература, музыка, живопись, скульптура, архитектура, развитие научных знаний (математики, механики, астрономии, физики, химии, зоологии, физиологии, медицины и т. д.).



При характеристике такого фактора культуры, как индустриализация следует исходить из того, что начавшийся в конце XVIII в. промышленный переворот в Англии, в XIX в. становится определяющим экономическим показателем развития западных стран. Его результатом стало появление индустриального общества, индустриальной цивилизации, для которой характерны следующие характерные черты:

· изменился уровень благосостояния и качества жизни; в жизнь людей входят телефон и телеграф, фотография и кинематограф, радиоприемники и новые транспортные средства, позволяющие быстрее преодолевать расстояния (паровоз, пароход, автомобиль, электрический трамвай, метро); строятся новые дороги, в том числе железные (к концу века – около 1 млн. км), мосты, каналы (например, Суэцкий); в городских домах появляется паровое и водяное отопление, центральное водоснабжение и канализация, электрическое освещение в домах и на улицах;

· формируется средний класс, который в конечном итоге придает новому обществу устойчивость;

Еще одна проблема развития художественной культуры XIX столетия связана с растущим влиянием науки, которая, с одной стороны, поставила под сомнение роль искусства в жизни общества, а с другой стороны, оказала воздействие на него (например, в импрессионизме). Характеризуя новые тенденции в художественной культуре XIX в., следует подчеркнуть усиление субъективного начала. Главным для художника становится не что изобразить, а как отразить свое внутреннее видение, ощущение, отношение к реальности. В дальнейшем это приводит к конструированию новой реальности, к поиску новых средств, форм, ракурсов. Предметом искусства становится не только окружающая действительность, но и внутренний мир художника. Иными словами, происходит децентрализация художественной культуры.

Учитывая вышеприведенные рекомендации при ответе на данный вопрос, следует иметь в виду, что они не отменяют, а предполагают изучение соответствующего материала в учебниках и пособиях по курсу культурологии.

Читайте также: