Духовно культурные причины распада ссср кратко

Обновлено: 04.07.2024

Национализм в постсоветских республиках возник не только по причине экономического и политического кризиса в СССР. Его появлению способствовала многолетняя политика советских элит, направленная на формирование многонационального государства. Власти стремились использовать этническое разнообразие в целях укрепления государственного строя, но получили прямо противоположный результат. Исследование старшего научного сотрудника Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ, Санкт-Петербург) НИУ ВШЭ Андрея Щербака*

Конец 1980-х – начало 1990-х годов были отмечены стремительным и неожиданным всплеском национальных движений практически во всех этнических республиках СССР. Одна из причин этого заключается в развитии культурного национализма в предшествующие десятилетия, как непреднамеренного, побочного эффекта проводившейся национальной политики.

Следуя идеям ученых Дэвида Лэйтина и Дмитрия Горенбурга, Щербак выделил два типа национализма: культурный и политический.

Под культурным национализмом понимается продвижение официального языка титульной нации и создание условий для его изучения представителями других наций.

Политический национализм – это требование национальной независимости и признания прав наций на самоопределение (включая право на выход из состава государства).

Этническое большевистское раздолье

Чем выше был статус региона в советское время, тем больше ресурсов от советской власти он получал на развитие этнических институтов, замечает Щербак. Официальная административная иерархия в СССР была представлена следующим образом: союзная республика, автономная республика (АССР), автономная область (АО), национальный автономный округ (НАО). Союзные республики теоретически имели право на выход из состава государства.

В отличие от царского правительства, чтобы привлечь новых союзников, большевики провозгласили право этнического самоопределения, как один из своих главных политических принципов.

СССР стал инкубатором новых наций. Чем больше появлялось этнических групп, тем проще большевикам было управлять ими. Поэтому советские власти в период становления советского режима стремительно создавали искусственные национальные границы, открывали школы по изучению родного языка, продвигали местные элиты, издавали книги и газеты на национальных языках, а также поддерживали развитие местной интеллигенции – писателей, поэтов, ученых, историков. Советские лингвисты, как отмечает Щербак, создали алфавиты на латинице и письменный язык для болеечем 20 этнических групп. В большинстве республик появились первые университеты. Таким образом, ранняя советская политика, по мнению автора исследования, положила начало развитию культурного национализма в СССР.

Неустойчивая советская политика

Однако политика Сталина изменила ситуацию. В 1940-е и первой половине 1950-х годов шла русификация процесса обучения в национальных республиках и пропаганда ведущей роли русского народа как в победе над капиталистами, так и в Великой отечественной войне. Большевики объявили русских этническим клеем СССР, напоминает Щербак.

В 1944 году несколько этнических групп были обвинены в сотрудничестве с нацистами и депортированы в Среднюю Азию. Среди них чеченцы, ингуши, калмыки, крымские татары.

Но во времена хрущевского и брежневского правления, как отмечает автор, наступил золотой век этнического институционального развития. Представители этнической интеллигенции получили возможности для деятельности в самых разных сферах – открывались новые университеты, печаталась литература на языках титульных наций. Однако уже в этот период, как замечает автор, отчетливо наметились первые ростки национализма. Они выражались недовольством местных элит, желающих оказывать влияние не только на республиканском, но и на федеральном уровне и противостоянии продолжающемуся процессу русификации.

Повод задуматься

*В проекте принимала участие ассоциированный сотрудник ЛССИ (Санкт-Петербург) Ирина Вартанова

Причины распада обычно ищут в особенностях политико-экономического положения СССР в конце 80-х годов, а также в амбициях республиканских элит. На наш взгляд, к распаду привели более глубокие противоречия, коренящиеся в культурно-ценностной сфере. Чтобы убедиться в этом, придется совершить историко-культурный экскурс в далекое и недавнее прошлое.

Присвоение территории с древних времен сопровождалось мерами завоевателя по ослаблению ранее укорененного на ней этнического или иного локального своеобразия, освященного памятью предков. Такие меры были необходимы завоевателю именно потому, что местное население в своем мифокультурном праве на владение опиралось на принадлежность данной территории далеким предкам (которые когда-то могли ее завоевать).

Когда право на территорию обусловлено тем, что ею владели предки, на первое место (в культуре и социуме) выдвигается то, что с ними прямо или косвенно связано. Особым почитанием пользуются героические предания, захоронения, памятные сооружения (в том числе идолы — у язычников). В тесной связи с предками — основателями и мистическими хранителями этноса, вообще местного населения оказываются знатные роды, а иногда весь местный народ. Важными носителями этой связи являются, конечно, язык, религия и старинные традиции. С приходом христианства предков отчасти замещают мощи святых, христианские реликвии и святыни.

Христианизация окружающих Русь земель также подрывает этническую преемственность на присоединяемых территориях.

Расширение Царства, как и Московского княжества, не нуждалось в обоснованиях, так как это считалось прирожденным правом подлинной власти. Тем более это относилось к Империи — аналогу Римской империи, для которой завоевания были способом существования. Вместе с тем, примерно с 18 века отношение к присоединяемым территориям несколько смягчается. Видимо, потому, что мифологема подчинения предков утрачивает культурный смысл (который и до этого не всегда осознавался). Впрочем, остается в силе еще одна мифологема: территория считается завоеванной, поскольку за это пролита кровь. За территорию как бы заплачено.

И все же еще в 19 веке давление верховной власти на местное своеобразие и этническую особность продолжается. Тут и ограничения в употреблении языка (Украина, Польша), и широкое привлечение нерусской знати и образованных слоев к службе верховной власти (что было и раньше), и жесткий контроль за местными начинаниями.

Таким образом, присоединение новых земель никогда не сводится только к их административной зависимости от властного центра — оно (присоединение) в течение длительного времени закрепляется ограничениями в сфере культурной (в широком смысле).

Пытаясь (с 1918 года) восстановить российское государство по меньшей мере в прежних границах, советские руководители прибегают к старым и новым методам покорения. Но теперь это нуждается в идеологическом обосновании, ибо на дворе уже 20 век. Поэтому говорят об освобождении трудящихся из-под ига эксплуататоров или от национального гнета. Так что с помощью Красной армии нерусские трудящиеся завоевывают собственную землю. Фактически то же самое декларируется и на сугубо русских землях. Если в древности уничтожались или переселялись знатные роды, то в советский период такие же действия совершаются в отношении наиболее активных слоев населения. Гонения на все религии также — и в очень большой степени — ослабляли этническое начало. Примерно до Отечественной войны поносилось все прошлое, разрушались связи с прежними поколениями — аналог обесславливания предков в древности.

Итак, был рассмотрен — по необходимости бегло и фрагментарно — завоевательный аспект российской истории со всеми его мифокультурными формами подавления этнического и локального начала. Мы показали, что характер российской власти в этом аспекте мало отличался от завоеваний в другие эпохи и у иных народов. Мы обратили внимание на специфику советского периода, когда эта линия была продолжена и, более того, распространилась на великорусское ядро, а местная особливость вытаптывалась с повышенной энергией.

Таким образом, фактическая внутренняя политика советских руководителей на протяжении всего времени входила в абсолютное противоречие как с официальной советской идеологией, так и с общемировыми тенденциями. Вуалируя этот факт, советское законодательство и вся партийно-государственная система оказались неготовыми к тем стихийным и неизбежным процессам самоопределения, которые и привели к быстрому распаду СССР.

В конце 1991 года, а точнее 26 декабря распался Советский Союз. Это огромные территории, которые отделились друг от друга, братские народы, которые оказались по разные стороны границ, их культура, которая хоть и казалась похожей, но была разной. Именно с 91 года начинается история 15 отдельных стран, 15 знакомых, но уже других культур. Но здесь есть один большой плюс. Культурные особенности различных народов трансформируются намного медленней, чем государственные границы, в которых они находятся. Происходит некое размытие таких зон. Именно поэтому приграничные городки бывают сходи по менталитету, обычаям, архитектуре и общих интересах. В этот момент было разорвано огромное количество человеческих связей. Если раньше родственникам достаточно было приехать друг к другу, то теперь необходимо проходить через границу, таможню. Возникла проблема национальных меньшинств, которые проживают вне своих национальных центров. Гонения по национальному признаку. Стоит обозначить несколько признаков культуры на постсоветском пространстве. Первый — коммерциализация, которой — ослабление государственного контроля, третий — потеря идеалов, кризис системы нравственных ценностей, четвертый — огромное влияние западной массовой культуры, и последний — сокращение бюджетов в социально-культурной сфере. Разберем некоторые их аспекты. С запада к нам приходит мода на индивидуализм. В тоже время в стране поднимается уровень религиозности населения, всвязи с кризисными ситуациями. Начинают вещание новые теле- и радио- каналы, в том числе федеральные. А большинство эфирного времени — развлекательные программы. Начало развиваться образование, точнее его модели. И, что очень важно для культуры, ушла цензура. Но вследствие разрушенной экономики, она начала зависеть от политических элит и олигархов. Россиянам стала доступна культура запада — концерты, фильмы, газировка, жвачка. И всем это нравилось, но это медаль о двух сторонах. Писатели, спортсмены, ученые и многие творческие люди начали уезжать на запад, там они видели больше перспектив. Культура трансформировалась и изменялась семимильными шагами. В повседневный быт россиян вошли импортные автомобили, компьютеры, новейшая видео-, аудио- и фотоаппаратура на цифровой основе. Часть из них получила возможность отдыхать не только на отечественных курортах, но и в зарубежных странах, посещать их в качестве работников по найму и туристов. Переход от социализма к капитализму способствовал социальной дифференциации в обществе, появлению острых социальных противоречий, агрессивности у некоторой части населения. Широкий размах приобрели такие негативные явления, как преступность, коррупция, наркомания, алкоголизм, проституция и т.д. Строились и восстанавливались архитектурные памятники, именно после распада СССР архитекторы обрели второе дыхание, свободу, которой они никогда не видели.

Политологами причины развала СССР выделяются сложные и противоречивые:

причины развала СССР

Однако кроме экономической существует и другая причина развала СССР связанная с неоднородностью проживающих на территории людей. Хотя Россия после распада СССР получила многонациональное государство.

Экономическая причина

Причина в социокультурной неоднородности

Причины развала СССР не только экономические, а и в связи с социокультурной неоднородностью проживающего вокруг страны населения.

Основным показателем глубокой социокультурной неоднородности Центральной, Восточной и Южной Европы является религиозная принадлежность ее народов.

В пределах региона соседствовали четыре мировые религии с региональными концентрациями поддержки.

Католицизм преобладает в западных государствах — Польше, Литве, Чешской и Словацкой Республиках, Хорватии, Словении, Венгрии и западной Украине, большинство из которых в одно и то же время находились под владычеством Австрийской империи.

Протестантизм распространен в западных и центральных государствах – Восточной Германии, Эстонии, Латвии, Чешской Республике и Венгрии.

Восточное ортодоксальное православие, с его армянскими, грузинскими, греческими, македонскими, сербскими, румынскими, российскими и украинскими ветвями, исповедуется в восточных и южных славянских государствах — Белоруссии, Болгарии, Македонии, России, а также в Армении, на Кипре, в Грузии, Греции, Молдове, Румынии.

Ислам — преобладающая религия в Албании, Азербайджане, на севере Кипра и в южных частях Болгарии, СССР и Югославии.

Наиболее религиозно однородные государства в Центральной, Восточной и Южной Европе — это Польша, где 95% населения являются католиками, и Греция, где 98% — приверженцы греческой ортодоксальной церкви.

Наиболее религиозно неоднородные государства — Босния-Герцеговина, с ее борющимися мусульманскими, сербскими ортодоксальными и хорватскими католическими общинами, и Кипр, с его греческими ортодоксальными и мусульманскими разногласиями, которые привели к разделению острова.

Распределение по этническому и национальному признаку следует за распределением религиозных общин, привнося дальнейшую конкуренцию в сообщества. Наиболее культурно разнообразным государством в пределах региона (что неудивительно, если принимать в расчет размеры) является Россия, которая охватывает более 100 этнических групп со своими языками.

Также имелась интенсивная внутригосударственная этническая конкуренция в Чехословакии между чехами и словаками, приведшая к разделению страны в 1993 г..

В Трансильвании, северо-западная область Румынии, между мадьярскими венграми и румынами, ускорившая межгосударственный политический кризис в 1988 г.

В Югославии наблюдалось даже более серьезное этническое противостояние. Это привело к тому, что правящая коммунистическая партия стала фракционной по этническим и региональным линиям и в конечном счете в 1991 г. к расколу с Хорватией и Словенией.

Таким образом, основной причиной развала СССР явилась социокультурная неоднородность проживающих в бывшей стране людей.

Читайте также: