Монашество на руси кратко

Обновлено: 02.07.2024

Появление первых монастырей на Руси относится к эпохе Владимира, крестителя Руси, а при его сыне, Ярославе Мудром, монашеская жизнь уже была весьма разнообразной. Иногда монашествующие жили вблизи приходских церквей в кельях, которые каждый ставил для себя, они пребывали в строгой аскезе, собирались вместе на богослужение, но не имели устава и не давали иноческих обетов.

Были ктиторские монастыри, то есть основанные князьями или другими богатыми людьми. Так, в 1037 г. Ярослав Мудрый заложил в Киеве монастыри св. Георгия и св. Ирины (христианские имена князя и его супруги). Первый был расположен близ Софийского собора, второй — у Золотых ворот. Сыновья Ярослава также были ктиторами.

Большинство монастырей были мужские, но к концу XI в. появились и женские: Всеволод Ярославич построил возле церкви Св. апостола Андрея монастырь, в котором постриглась его дочь Янка, и эту обитель стали называть Янчин монастырь.

Ктиторские монастыри в домонгольской Руси преобладали. Игумены их были тесно связаны с княжескими династиями, что давало им некоторую самостоятельность по отношению к митрополиту, но ставило в зависимость от князей. Эти монастыри были родовыми усыпальницами, местом пребывания в старости, имели больше средств, чем другие, возможность поступления в них была обусловлена размером вклада, который вносил будущий инок.

Как ни странно, в ранний период совсем немногие монастыри были основаны самими монахами. Один из таких — Киево-Печерский монастырь — был основан Антонием и его учеником Феодосием, которые считаются основоположниками монашества на Руси.

Символично, что Антоний и Феодосий Печерские носили те же монашеские имена, что и отцы восточного монашества — преп. Антоний Великий, глава египетских анахоретов, и преп. Феодосий Иерусалимский, устроитель палестинского общежительства. Современники видели в этом связь с истоками монашества, об этом упоминают Киево-Печерский патерик — первое монашеское жизнеописание и Повесть временных лет — первая русская летопись.


Киево-Печерская лавра

Антоний вел строгую подвижническую жизнь, ежедневно и еженощно пребывая в трудах, бдении и молитве, питался хлебом и водой. Вскоре вокруг Антония собралось немало учеников, он наставлял их, некоторых постригал в монахи, но игуменом их стать не хотел. Когда число монахов достигло двенадцати, Антоний поставил игуменом Варлаама, сына боярина, а сам удалился в дальнюю пещеру, чтобы жить отшельником.


Киево-Печерская икона Богоматери с преп. Антонием
и Феодосием Печерскими. Ок. 1288

Преемником Варлаама стал Феодосий, один из самых юных учеников Антония. Когда он стал игуменом, ему было всего 26 лет. Но при нем число братии возросло с двадцати до ста человек. Феодосий очень заботился о духовном возрастании монахов и об устроении монастыря, строил кельи, а в 1062 г. заложил каменный храм Успения Богородицы. При Феодосии Печерская обитель получает общежительный устав по образцу Студийского монастыря в Константинополе и становится самым крупным монастырем в Киеве. Феодосий был талантливым церковным писателем, оставил немало духовных сочинений.

Поначалу монастыри создавались в Южной Руси: в Чернигове Болдинский (Елецкий) в честь Успения Богородицы, в Переславле Св. Иоанна, во Владимире Волынском Святогорский монастырь и др. Постепенно обители стали появляться и в северо-восточных землях: в Муроме в домонгольский период основан Спасский монастырь, в Суздале — Св. великомученика Димитрия Солунского и др.


Свято-Успенский Елецкий женский монастырь в Чернигове

Монашество очень быстро становится широко распространенным явлением на Руси. По данным летописей, в XI в. было 19 монастырей, накануне монголо-татарского нашествия — более ста. К середине XV в. их было 180. За последующие полтора столетия открылось около трехсот, один только XVII век дал 220 новых обителей. Накануне революции в Российской империи насчитывалось 1025 монастырей.

Новгород был вторым по значению городом Древней Руси, и в домонгольский период здесь находилось 14 иноческих обителей. Одним из древнейших новгородских монастырей был Юрьев. Согласно преданию, его основал Ярослав Мудрый, но самое раннее сохранившееся упоминание относится к 1119 г., когда игумен Кириак и князь Всеволод Мстиславич заложили каменную церковь во имя св. Георгия.


Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде

Монгольское нашествие нарушило естественное течение монастырской жизни на Руси, многие обители пострадали от погрома и разорения, не все монастыри были впоследствии восстановлены. Возрождение монашества началось во второй половине XIV в., и связано оно с именами свт. Алексия, митрополита Московского, и преп. Сергия Радонежского.

Основатели этих монастырей, как правило, очень яркие личности, наиболее известные — Сергий Радонежский и плеяда его учеников и последователей, инициаторов духовного подъема на Руси в конце XIV—XV веке. Личность Сергия была настолько притягательна, что даже те, кто не имел иноческого призвания, хотели жить возле него. Основанный им Троицкий монастырь со временем вырос в Троице-Сергиеву лавру, жемчужину в ожерелье российских монастырей (подробнее см. статью на с.10–11).

Через сто лет после Сергия вопрос о монастырском имуществе приведет к расколу монашества на две партии — нестяжателей во главе с Нилом Сорским, проповедовавшим бедность и независимость монастырей, и иосифлян во главе с Иосифом Волоцким, отстаивавших право монастырей на владение имуществом.

Сергий Радонежский почил в глубокой старости, причислен к лику святых в 1452 г. Кроме Троицкого, Сергий основал еще несколько монастырей, в частности Благовещенский в Киржаче, где игуменом поставил своего ученика Романа. Другого ученика — Афанасия он поставил во главе Высоцкого монастыря в Серпухове. Савва Сторожевский стал игуменом в Звенигороде (см. статью на с. 18), а племянник Сергия Феодор (впоследствии епископ Ростовский) возглавил Симонов монастырь в Москве.

Монастырское движение особенно активным было на Севере, монахи способствовали освоению новых земель, несли цивилизацию и культуру в те места, где прежде было пустынно или жили дикие языческие племена. Одним из первых подвижников, ушедших на Север, был Димитрий Прилуцкий, основавший в 1371 г., в пяти верстах от Вологды, в излучине реки, Спасо-Прилуцкий монастырь. В 1397 г. пришли в Вологодский край еще два ученика Сергия — Кирилл и Ферапонт, первый заложил на берегу Сиверского озера монастырь во имя Успения Богородицы (Кирилло-Белозерский) (см. статью на с. 16), второй — на берегу Бородаевского озера Богородице-Рождественский (Ферапонтов).

В XV веке в Северной Руси появляются Череповецкий Воскресенский монастырь, Никитский Белозерский монастырь на р. Шексне, Благовещенский Ворбозомский, Троицкий Павло-Обнорский и др. Первостепенная роль в монастырской колонизации принадлежала Соловецкому монастырю, основанному в 1420-е гг. свв. Зосимой и Савватием. Он имел ведущее значение в освоении Беломорского края.


Чудов монастырь. Старинная открытка. Москва

В XIV в. митрополитом на Руси был Алексий, выходец из старинного боярского рода Плещеевых, один из самых образованных людей своего времени. Он принял постриг в Богоявленском монастыре в Москве и 24 года занимал митрополичью кафедру. Будучи мудрым политиком, он сохранил любовь к монашеской жизни и всячески способствовал устроению монастырей, видя в них благотворное, нравственное влияние на общество. Им был основан в Московском Кремле монастырь во имя Чуда Михаила Архангела в Хонех (Чудов монастырь).


Реконструкция облика Евдокии (Евфросиньи) Московской работы С. Никитина

Основательницей женских обителей была Евдокия, княгиня Московская, супруга Дмитрия Донского. После Куликовской битвы овдовело множество женщин, и княгиня заложила две обители — Вознесенскую в Кремле для вдовствующих княгинь и Рождественский монастырь для вдов из простого народа. И это стало традицией. Точно так же в XIX в. Маргарита Тучкова, вдова генерала, героя войны 1812 г., похоронив мужа, создала монастырь на Бородинском поле, где вдовы могли жить и молиться о павших воинах и мужьях.


Вознесенский монастырь основан в 1386. Москва


А. Васнецов. Монастырь в Московской Руси. 1910-е

Обычно монастыри строили вдали от суеты, чаще всего за городской чертой, в пустынном месте. Их ограждали высокими стенами, которые редко имели военно-стратегическое значение, исключение составляет Троице-Сергиева лавра, выдержавшая несколько осад, и некоторые другие обители. Монастырские стены обозначают границу между духовным и мирским, за ними человек должен ощущать себя защищенным от внешних бурь и волнений, отгороженным от мира. В ограде монастыря нет беготни и спешки, люди говорят тихо, здесь исключен праздный смех, запрещены пустые разговоры, а тем более бранные слова. Тут не должно быть ничего, что рассеивало бы внимание или соблазняло человека, напротив, все должно настраивать на высокий духовной лад. Монастыри всегда были духовной школой не только для избравших иноческий образ жизни, но и для мирян, которые на протяжении веков духовно окормлялись в монастырях у старцев.


Одеяние монаха: 1 – схима; 2 – мантия; 3 – камилавка; 4 – клобук; 5 – ряса


МОНА?ШЕСТВО (греч. monachos – одинокий) – форма служения Господу, воплотившая аскетические идеалы христианства, исторически возникшая в кон. 3 – нач. 4 вв. в Египте и Сирии.

С христианской точки зрения реальный мир наполнен злом, исходящим от дьявола; сосредоточение зла в человеке – его тело (плоть), подверженное различным соблазнам. Главный принцип монашества – уход из мирской жизни, отказ от соблазнов (богатства, власти, плотских наслаждений) во имя служения Господу.

Монах принимал обеты нестяжания (отказа от собственности), целомудрия (безбрачия), послушания (абсолютного повиновения уставу и монастырской власти, полного отказа от собственной воли). Свое внимание монахи сосредотачивали на молитве и исполнении послушаний, которые им поручались в монастырях. Одежды монахов – черные – символ отказа от мира и символ скорби.

Первые монахи уходили от людей в пустынные места, жили в молитве и безмолвии. Со временем к ним присоединялись другие христиане, желающие посвятить свою жизнь служению Господу. Так стали возникать монашеские общины – монастыри.

Принятие в монашество происходит после совершения обряда пострижения, или пострига, который состоит в крестообразном выстрижении священником волос на голове послушника в знак посвящения его Христу, превращения его в раба Божиего. В ознаменование окончательного отречения от прежней жизни и мира после пострижения посвящаемому дается новое имя. Завершается обряд облачением нового монаха в монашеские одежды.

Существует три степени православного монашества: рясофор, малосхимник и великосхимник. Принятие малой или великой схимы означает исполнение более суровых обетов. Из монашества формируется высшее руководство православной церкви – епископат.

На Руси монашество появляется в кон. 10 – нач. 11 вв. На русский лад монахов звали также иноками, а также чернецами – по их черным одеждам. Одним из первых известных нам монахов был Антоний Печерский (11 в.), основатель Киево-Печерского монастыря.

В истории русского монашества было много великих подвижников: Феодосий Печерский, Антоний Римлянин, Кирилл Туровский, Варлаам Хутынский, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Димитрий Прилуцкий, Пафнутий Боровский, Савва Сторожевский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Артемий Троицкий, Зосима и Савватий Соловецкие и др. Эти и многие другие монахи причислены к лику святых.

Монахи принимали активное участие в политической жизни Российского государства, были советниками русских великих князей и царей. Часто, прежде чем принять какое-то решение, русские государи приезжали в монастыри за советом и благословением. Существовал обычай, согласно которому русские государи перед смертью принимали монашество (схиму). С. П.

МОНАСТЫ?РЬ (греч. monasterion – келья отшельника, уединенное жилище) – 1) форма организации общины монахов, живущих по определенному уставу и соблюдающих религиозные обеты; 2) комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных и других построек, огражденный, как правило, стеной.

Монастыри разделяются на мужские и женские. В 14–15 вв. на Руси существовали и смешанные монастыри. Во главе монастыря стоял избираемый монахами игумен, которого затем утверждал епископ или митрополит. По обычаю монастырь учреждался в том случае, когда в одном месте собиралось не менее 12 монахов – по числу 12 апостолов.

Монастыри были важными центрами духовного просвещения. Здесь велось летописание, переписывались и переводились на славянский язык церковные книги. При монастырях создавались школы, иконописные мастерские. Братия монастырей вела широкую благотворительную деятельность, создавая при обителях богадельни для неимущих.

Монастыри выполняли важную военную функцию. Устроенные как настоящие крепости, русские монастыри не раз становились оплотами борьбы с захватчиками. Например, Троице-Сергиев монастырь в 1608–1610 гг. полтора года держал осаду польских войск. С. П.

Монашество – это образ жизни православного христианина, полностью посвятившего себя Богу, всецело занятого молитвами и аскетическими подвигами.

Значение слова

монашество

Монах за молитвой

История возникновения

Монашество возникло в Египте, который был в начале нашей эры одной из провинций Восточной Римской империи. Аскеты, удалявшиеся в пустыню, чтобы жить вдали от мирских соблазнов, были известны еще в самые ранние, апостольские времена. Такого рода аскетические практики имеют происхождение еще от библейских подвижников дохристианских, ветхозаветных времен.

Полезные материалы

Однако , по-настоящему повсеместным явлением монашество стало в IV веке, со времен Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией в империи. Причиной тому стало стремление подражать ранним христианам, шедшим на муки ради утверждения и исповедания своей веры.

Основатель

Основатель монашества

Так возникла первая в истории христианства монашеская обитель, в которой иноки жили рядом друг с другом, но уединенно, практически не общаясь, но будучи связаны общим духовным подвигом.

Вслед за этой стали появляться и другие пустыннические обители.

Другим типом ранних монастырей стали киновии – монастыри — общежития. Их создатель Пахомий Великий – современник Антония Великого – в качестве образца тоже взял опыт ранних христиан, но не отшельнический, а общинный. Первые христиане жили общинами, имущество в которых было общим, царило равенство, и все подчинялись одному духовному наставнику.

Пахомий Великий, имевший опыт отшельнического, пустынного жития, понял, что для неофита уединение совсем не полезно, а, напротив, может быть и опасным. Поэтому он и создал киновию , как тип монастырского жизни, в которой главным является строгое послушание и регламентация всего жизненного уклада каждого из монахов.

В IV веке в Египте и в Палестине насчитывалось сотни монастырей обоих типов. Василий Великий, познакомившись с образом жизни в этих монастырях, создал обитель и у себя в Каппадокии . Он же составил и первый монастырский устав, который вскоре стал общеупотребительным для всего восточного монашества.

Степени монашества

Послушник

Рясофор

Когда духовный наставник послушника видит, что его чадо демонстрирует достаточную твердость своего намерения, он дает новоначальному благословение стать рясофором. Рясофор – это еще не монах в полном смысле слова, а послушник, носящий монашеские одежды. Рясофоров иногда называют иноками.

Мантийный монах

Схимник

Великая схима – это полное отречение от всего мира, даже от монастырского общежития. Монах, принявший схиму, вновь получает другое имя. Он не живет с другими монахами, его келия находится в стороне от других, если есть возможность – в скиту, расположенном в уединенном месте. Схимников не занимают работами, общими для всего монастыря. Отныне их дело – непрестанная молитва. Схимники в старину брали на себя обеты затвора или полного молчания. В этом смысле схимничество –п одражание древним пустынникам.

Как проходит постриг

Постриг в рясофоры проходит довольно просто : человеку крестообразно остригают волосы , настоятель произносит молитвы , прося Господа укрепить постриженика , после чего нового рясофора одевают в рясу . Никаких обетов при этом не произносится .

В современной монастырской практике постриг в рясофоры почти исчез , мирян чаще всего сразу постригают в мантийные монахи . Это событие происходит гораздо более торжественно .

Вначале поют тропарь из службы Недели о Блудном сыне:

В это время послушник в долгополой рубахе должен ползти в центр храма от входа. С обеих сторон идут двое старших монахов, которые покрывают ползущего полами своих одежд. В середине храма постриженик застывает ниц, крестообразно раскинув руки.

Настоятель говорит ему:

Подняв послушника и произнеся напоминание о том, что происходящее в храме слышат и видят Господь и все ангелы, настоятель принимает обеты:

— Пребудеши ли в монастыре и в постничестве, даже до последняго твоего издыхания?

— Ей, Богу содействующу, честный отче.

— Хранит и ли себе самаго в девстве и целомудрии и благоговении?

— Ей, Богу содействующу, честный отче.

— Хранит и ли даже до смерти послушание к настоятелю и ко всей о Христе братии?

— Ей, Богу содействующу, честный отче.

— Пребудеши ли до смерти в нестяжании и вольней Христа ради во общем житии сущей нищете, ничтоже себе самому стяжавая, или храня, разве яже на общую потребу, и се от послушания, а не от своего произволения?

— Ей, Богу содействуюшу, честный отче.

— Приемлеши вся иноческаго общежительнаго жития Уставы и правила святых отец составленная и от настоятеля тебе подаваемая?

— Ей, честный отче, приемлю и с любовию лобызаю я.

— Претерпиши ли всякую тесноту и скорбь иноческаго жития царствия ради Небеснаго?

— Ей, Богу содействуюшу, честный отче.

  • целомудрия (безбрачия, девства);
  • послушания;
  • нестяжания.

Обет послушания заключается в том, что отныне монах лишается своей воли, без остатка передавая себя в руки духовных наставников, старших, Господа. Смиренное послушание, отказ от своей воли, безграничное доверие к воле Божьей, умение принимать с благодарностью и горести и радости – основа душевного мира и покоя, которое отличает многих православных монахов.

Когда обеты произнесены, игумен возлагает на темя послушника книгу и читает молитвы, в которых просит Бога наставить нового монаха и укрепить его. Помощник подносит ножницы. Игумен велит послушнику взять их и подать ему. Послушник три раза предлагает ножницы игумену, и тот дважды отвергает их, и берет лишь после этого. Он постригает волосы на склоненной голове послушника и говорит:

В это время постриженик впервые слышит свое новое имя. Перемена имени – старый обычай, означающий и отказ от прежней жизни, и рождение для новой, и полное подчинение тому, кто нарекает имя. При наречении имени для постригаемого игумен может избрать имя святого, память которого отмечается в этот день, или на имени святого, которого особо почитают в монастыре. Иногда имя начинается на ту же букву, что и мирское имя новопостриженного.

Вслед за этим происходит облачение в монашеские одежды. Новый монах берет последовательно каждую часть одеяния, которую благословляет игумен. Сначала он облачается в подрясник, затем идет параман, ряса, пояс, куколь и обувь.

Каждой части одеяния соответствует своя формулировка:

Монах облачен . Теперь ему подают четки , крест и горящую свечу , как напоминание о том , что отныне удел монаха молитва , ношение креста и несения света миру .

Постриг в великую схиму происходит в том же порядке, что и в мантийные монахи: произнесение обетов, пострижение головы, облачение. Разница в текстах молитв, они более пространные, и в том, что к прочим монашеским одеждам добавляется аналав. По форме эта деталь одеяния напоминает епитрахиль, но не разделенную надвое и достигающую по длине лишь пояса схимника. На куколе и на аналаве схимника вышиты надписи – стихи из псалмов, и изображение Креста на лобном месте.

Правда ли, что при пострижение человеку прощаются все грехи ?

Может ли монашество быть белым и черным ?

Черным или белым может быть духовенство , но не монахи . Черное духовенство – это и есть монашество . Белое духовенство – это священники , которые живут в миру , имеют семьи и детей , служат в храмах . Черное духовенство является высшим по отношению к белому . Именно из монашеской среды выходят архимандриты , епископы , митрополиты и патриарх .

Монастыри: какими бывают, как устроена в них жизнь

Современные православные монастыри делятся на :

  • ставропигиальные ;
  • епархиальные;
  • приписные.

Ставропигиальные монастыри находятся в подчинении у Патриарха Московского и всея Руси.

Епархиальные пребывают в подчинении епархиального архиерея.

При монастырях существуют скиты и подворья.

Скиты, будучи подразделением монастыря, расположены отдельно от него, в уединенной местности. Там живут схимники и монахи, получившие благословение на уединенное житье. Несмотря на то, что располагаются скиты в стороне от общежительной части, и доступ туда паломников обыкновенно бывает жестко регламентирован, скиты, тем не менее, подчиняются монастырскому начальству.

Подворья – отделения монастыря, располагающиеся за его стенами, иногда, в другом городе или в другом регионе. Их создают для того, чтобы удобнее было заниматься какими-либо хозяйственными вопросами, в целях миссионерской деятельности или для представительства. Руководимы подворья так же своим монастырским начальством.

Монастырем руководит игумен (игуменья).

Игумена избирают, как правило, из числа насельников монастыря, и он пользуется в его с тенах непререкаемым авторитетом . Атрибутом игумена (игуменьи) является посох.

Монахи, как правило, живут в отдельных келиях , или в келиях на двух человек. Весь их суточный распорядок подчинен Богослужебному циклу.

В каждом монастыре Богослужения происходят в соответствии с собственным уставом, но общий порядок примерно таков: ранний подъем (иногда в 3.30 ночи), утреня, литургия. После литургии – трапеза, после которой начинаются послушания. Далее предусмотрен некоторый отдых до вечерней службы, затем трапеза и вновь служба в храме, на сей раз – повечерие. У каждого монаха, кроме того, имеется собственное келейное правило, который он неукоснительно соблюдает перед тем, как отойти ко сну.

Трапезничают в православных монастырях дважды в сутки. Мяса монахи не едят. В те дни, когда нет поста, на столе у братии бывают рыба, молочные продукты, разнообразная выпечка. Для праздников предусмотрено особое, праздничное меню.

Исстари монахи питались тем, что производили сами, поэтому у монастырей бывают иногда довольно обширные земельные угодья, на которых выращивают хлеб, овощи, фрукты, часто монахи держат коров, заводят пасеки и рыбные пруды.

Несмотря на то, что монах, давая обеты, отрезает себя от мира, тем не менее, монастыри должны служить людям. При них часто бывают приюты, лечебницы. Создаются так же гостиницы для паломников, общежития для трудников . Каждый мирянин, приходя в монастырь с паломническими целями или по иной нужде, может рассчитывать на радушный прием и на место за столом в общей трапезной.

Монашество в миру в советский период и современное

Говоря о монашестве в миру, следует понимать разницу между монахами, которые по каким-то причинам живут вне монастырских стен, и между мирянами, которые, не принося никаких монашеских обетов, тем не менее, живя в миру, придерживаются монастырского устава.

Монахи действительно иногда живут вне монастырей. Особенно распространилась такая практика в годы советской власти. Когда монашеские обители были разгромлены, многим монахам приходилось спасаться бегством и исповедовать свою веру тайно. Внешне они мало чем отличались от других людей, однако втайне соблюдали все монашеские обеты, исполняли молитвенные правила и по возможности не пропускали церковных служб.

Распространилась в период безбожной власти и практика тайного пострига. Жизнь этих людей зачастую становилась настоящим подвижничеством. Иногда лишь после смерти человека, готовя покойного к погребению, его близкие узнавали, что он нес монашеский подвиг в миру.

В наши дни монахи иногда живут в миру, выполняя, например, какое-нибудь послушание. Не редкость монахи среди приходских священников, особенно в небольших городках и селах.

Бывает и так, что мирянин, не принося никаких обетов, все же стремится жить по монастырскому уставу. Например, святой праведный Павел Таганрогский , живший в начале XIX века, отказался от обеспеченной жизни помещика, странствовал по монастырям России, а затем поселился в Таганроге, превратив свой скромный дом в настоящую келию, и собрав вокруг себя таких же радетелей, стремившихся к праведной и чистой жизни. Были среди его последователей и люди семейные, однако они ревностно придерживались монастырского устава и правил. И это не единственный пример такого рода монашеского жития в миру.

На Руси

Антоний и Феодосий Печерские

Первая обитель Киевской Руси возникла при князе Ярославе Владимировиче, это Киево-Печерский монастырь. Его появлением мы обязаны святому Антонию и святому Феодосию Печерскому , который и стал первым настоятелем и основателем монашества на Руси.

В период до монгольского нашествия на Руси сложилось несколько крупных монастырских центров в Киеве, Новгороде, Чернигове, других городах. Монастыри были не только центрами благочестия и духовности, отсюда распространялись грамотность и искусства, в том числе летописание, иконопись.

После монгольского нашествия центр духовной жизни переместился в северо-восточную Русь. Здесь, в глухих лесах, возникали монастыри, ставшие очагами национального самосознания, хранившие старинные книги, продолжавшие традиции летописания. Ярчайшим светочем монашеского подвижничества этого периода стал преподобный Сергий Радонежский, основавший Троице-Сергиеву Лавру, и по сей день остающуюся главным духовным центром современной России.

После Октябрьского переворота 1917 года подавляющее большинство монастырей были уничтожены, многие монахи брошены за решетку или расстреляны, остальным пришлось скрываться. Однако, после 1991 года монастырская жизнь в России возродилась.

Как понять, есть ли благословение Божие на этот путь?

Чтобы понять это, человек должен пройти некоторый путь испытаний. Прежде всего, нужно знать, что поступить в монастырь может не каждый человек. Прежде всего, он должен быть православным. Невозможно стать монахом для несовершеннолетних, лиц, имеющих психические отклонения, а так же для тех, кто имеет семью с маленькими детьми, совершил преступление и по этой причине разыскивается или находится под следствием, имеет непогашенные кредиты. Только полностью отдав все долги и покончив со всеми обязательствами в мирской жизни, человек имеет возможность претендовать на монашеский постриг.

Как правило, путь к монашеству идет через трудничество (трудниками называются миряне, безвозмездно работающие на монастырь, и живущие в его стенах) к послушничеству. Если послушник показал себя как человек, готовый к принесению обетов, игумен принимает решение о постриге. Если же, напротив, послушник понял, что не готов к иноческой жизни, он может безо всяких духовных последствий для себя вернуться в мир.

В прежние времена было правилом, что принесение монашеских обетов и постриг, это навсегда, и человек, принявший новое имя и монашеское облачение, не может вернуться в мир. Беглецов из монастырей разыскивали и возвращали обратно силой, иногда содержали в монастырских тюрьмах. Сейчас ситуация иная. Уход из монастыря считается личной катастрофой человека и не подлежит иному суду, кроме Божьего.

Ответ свт. Николая Сербского, на вопрос девушки, стоит ли ей ути из мира:

Святые отцы о монашестве

Высказывания некоторых святых отцов о призвании монаха.

Свт. Иоанн Златоуст.

Симеон Новый Богослов.

Алексей Ильич Осипов, современный русский православный публицист, педагог, доктор Богословия, профессор Московской духовной академии, о монашестве:

Монастыри сегодня остаются важными центрами сохранения традиций православия, сохраняя и развивая в своих стенах древние церковные распевы, иконописание и даже рецепты старинной кухни. Но главная цель существования монашеских обителей со дня появления самых первых пустынников и до наших дней – это неустанная молитва за весь человеческий род.

Монашество на Руси: со времен князя Владимира и до наших дней

Монашество широко распространилось в Русской Церкви вследствие того, что с самого начала аскетическое учение христианства нашло живой отклик в душах новообращенных русских людей.

Почему же, спрашивает профессор, у нашего отечественного русского монашества в начальный его период не было очевидной ревности создавать монастыри строго общежительные, с настоящим укладом монашеской жизни? И делает такой вывод: поскольку мы восприняли монашество от греков, то, следовательно, сами греки в этот период истории страдали оскудением ревности к уставному монашескому житию. Однако это мнение противоречит выводам профессора И.И. Соколова, который доказывал обратное: монашество греческое в IХ–ХI веках достигло максимума своего развития и по количеству монашествующих, и по качеству их подвига.

Общежитие и особенное житие монахов

Монашество восточное, как и российское, по сути своей началось по одному образцу. Первыми монахами были подвизающиеся самостоятельно люди, у которых не было никаких уставов, а подвизались они, сколько хватало ревности. Они сами себе устанавливали правила благочестивой жизни, которых и старались придерживаться. На Востоке первым написал общежительный устав для монахов преподобный Пахомий Великий, а у нас в России первым, кто дал настоящий строгий общежительный устав, был преподобный Феодосий Печерский. Он ввел в Киево-Печерской лавре устав Студийского общежительного монастыря. И, как пишет профессор Голубинский, монашество должно было придти к нам из Греции с каким-нибудь уставом. На самом деле случилось так, что оно пришло к нам без всякого устава. Первым строгим монашеским уставом для русских монахов стал устав Студийский.

В последующие эпохи российской жизни многие из вопиющих недостатков домонгольского монашества удалось преодолеть и изжить, но не до конца. Во всяком случае, перестали существовать такие уродливые формы монашества, как свободные монастырские слободки, двойные монастыри, исчезли странствующие безмонастырские монахи и монахини, но строгого общежительного монашества у нас так и не было. В большинстве своем присутствовал уклад монашеской жизни с сохранением частной собственности.

Трагедия русского монашества заключалась в том, что оно не смогло удержаться на высоте истинного общинножития и избрало для своего существования облегченное общинножитие с сохранением права частной собственности, а также третий, совсем уже слабый вариант – келиотство, когда частная собственность имела верховенство.

В истории русского монашества было несколько ярких всплесков, связанных с появлением на духовном горизонте таких сильных личностей, как преподобные Сергий Радонежский, Паисий Величковский и Нил Сорский, которые явили собой высокие идеалы иночества, но с их уходом строгое монашеское житие ослабевало и возвращалось особножитие. К сожалению, большинство монашествующих тянулось к частной собственности, к свободе, к независимому существованию.

Стоглавый Собор

Постановления Стоглавого Собора дополняют общую картину монастырского быта XVII века, которая характеризуется упадком монашеских идеалов жизни – нестяжания, молитвы и послушания. А распространение в среде монашеского духовенства и мирян духа религиозного формализма вызвало справедливую критику со стороны ревнителей святоотеческого благочестия, каковыми были преподобные Максим Грек, Нил Сорский и Иосиф Волоцкий со своими учениками.

Синодальной период

Патриаршество было упразднено в 1721 году. Всеми церковными делами стал заниматься сначала некий Духовный коллегиум, а затем Святейший Синод. Это был новый коллегиальный орган, который заменил собой и патриарха, и Поместные Соборы. С этого момента Соборы перестают созываться. Святейший Синод становится высшим органом церковной власти, но, кроме того, он же является и одним из правительственных (государственных) учреждений, где со стороны государства председательствовал мирской чиновник – обер-прокурор Синода. Как и прочие государственные учреждения, Синод имел полномочия настолько, насколько он ими наделялся от высшей мирской власти – от императора.

В данный период источниками законов для Русской Церкви служат царские указы или постановления Святейшего Синода, подписанные императором.

И только в XIX веке произошли позитивные изменения в отношении государства к монастырям и монахам. Стали открывать новые и восстанавливать старые обители.

Законы Российской империи о монастырях и монахах

К сожалению, многие из постановлений дореволюционного Синода мало кто знал, поэтому если подходить к существующему каноническому праву с полной ответственностью, то необходимо провести ревизию всех прошлых законов и предписаний Святейшего Синода (1721–1918 гг.) в соответствии с современными нормами канонического права.

Современный период

Современный период развития монашества в России очень хорошо был представлен в выступлениях почившего Патриарха Алексия II на ежегодном епархиальном собрании Москвы. Святейший в своих выступлениях не раз высказывался о проблемах современного монашества. Так, в 2003 году Его Святейшество в ярких красках показал истинное лицо ложного монашества: «С горечью приходится констатировать, что не все насельники, особенно центральных монастырей, пришли в монастырь по призванию. Некоторые из постригаемых принимают монашество, имея совершенно искренние намерения, но, не имея крепкого духовного стержня, потом духовно опускаются; другие же, особенно в мужских обителях, увы, сразу в своем воображении видят себя кандидатами в архиереи. Время в ожидании этого идет томительно медленно. Человек уже прожил в монастыре лет десять, примерно столько же простоял у престола, и архиерейское облачение уже сшито, и речь на наречение, возможно, уже составлена, но каждое очередное заседание Священного Синода не приносит ему желанного решения. И эта жизненная драма чаще всего находит свое разрешение сначала в непослушании, самочинии, самоволии, потом в пьянстве, иногда даже в уходе из монастыря, в религиозной и нравственной деградации.

Давно уже отмечалась тенденция в современных монастырях: почти все силы монахов тратятся на внешнее строительство и хозяйственную деятельность, и очень мало времени уделяется духовному деланию, которое пущено на самотек. Некоторые монахи уходят в мир, не желая возвращаться в монастыри. Получается парадокс: архиереи рапортуют в Священный Синод об открытии все новых и новых обителей, а монахи уходят из этих монастырей, не желая там жить.

Архиепископ Алексий говорит, что в современном монашестве, к сожалению, прослеживается тенденция, когда внешнее делание предпочитается внутреннему. Этот порок унаследован из синодальной эпохи. Желание более интенсивно, чем диктовалось необходимостью, участвовать в жизни государства возобладало в синодальном иночестве. И эта тенденция прослеживается ныне, что не может не сказаться пагубно на монашестве.

Единство братства внутри монастыря возможно только при едином устремлении и едином действии настоятеля и братии. Но когда настоятель управляет как начальник – властительски, а не служит братьям примером во Христе, достигнуть единства трудно. Возрождение монашества есть дело не законов и мер, а лиц, живущих высоким идеалом иночества. Сложно представить, как нам удастся воссоздать в наших монастырях образ единства и духовно здоровую среду при настоящем плачевном состоянии мира, его безудержном отпадении от Божественной любви. Монашество призвано стать солью для мира, и ему следует ярко сиять, чтобы принести пользу не только себе, но и миру. Для этого ему следует изгнать мирское мудрование из стен монастырей и стать по настоящему духовным.

Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, 8 октября 2014 года в актовом зале Московской духовной академии сказал об основных задачах современных монастырей: «Для дальнейшего возрождения подлинной монашеской жизни и созидания ее внутренней силы важно глубокое усвоение монастырями общежительных принципов (основные из них: послушание всех братий одному духовному отцу, общность имущества, нестяжательность, ежедневное богослужение, в котором участвуют все насельники).

Для лучшего понимания духовной жизни монахов необходимо изучить опыт святых отцов, оставивших для нас Патерики с рассказами о жизни монахов, начиная с XIII века и заканчивая XIX веком (Афонский, Киево-Печерский, Троицкий, Соловецкий, Валаамский, Оптинский, Псково-Печерский, Волоколамский, Можайский, Ярославский, Тверской, Олонецкий, Московский, Глинский).

Читайте также: