Молочница картина описание кратко

Обновлено: 04.07.2024

В домашнем хозяйстве того времени существовало различие в прислуге по ее принадлежности и функциям. В противоположность скотницам, область деятельности которых распространялась на хлев, обязанности молочницы были ограничены сферой внутри дома. Она должна была заботиться о молочных продуктах в общем, об их хранении, приготовлении творога, масла, сыра, очистке молочной посуды, приготовлении цедильного холста, содержании в чистоте кладовых, защите продуктов от насекомых (с помощью воскурений мирты, ладана, зверобоя). Производство молока играло существенную роль в экономике страны, и к этому продукту относились с почти религиозным поклонением.

Чепец девушки и наливаемое молоко – одного цвета. Лицо прописано охрой, коричневой и белой краской, цветовые пятна не смешаны. Цвета более простые, мазок более крупный, чем в других его работах. По технике живописи она скорее напоминает работы Коро. На стене первоначально была карта, но Вермеер отказался от этой детали, считая, что подобный объект роскоши не будет соответствовать изображенной фигуре.

Белая, покрытая трещинами стена, плинтус из изразцов, корзина на стене – обстановка скорее напоминает кухню. На полу стоит грелка для ног – деревянная коробка с прорезями, в которую помещали горшок с углями. На изразцах – купидон с луком и шагающий человек с палкой. Фигура девушки освещена светом из окна в левой части картины.

Но Вермеер, подчеркивая ее фигуру, дополняет освещение – там, где свет из окна падает на девушку, она выделяется на фоне более темной стены, а слева, где лежит тень, она ярко выделяется на фоне ярко освещенной стены. Желая усилить этот эффект, мастер обвел левый контур фигуры белой линией.

Разбросанный на столе натюрморт помещен Вермеером в полосу наиболее яркого освещения: свет играет отблесками на ноздреватых кусках хлеба, на лежащей в коричнево-желтой корзине шершавой булке, на гладкой и блестящей поверхности кувшинов, на медленно стекающем густом молоке. Яркие краски кажутся чистыми, но в действительности они обладают сложными, необычайно точно найденными оттенками, с безошибочностью гения решает Вермеер сложные живописные задачи.

Так, он помещает рядом три предмета, отличающиеся по фактуре и окрашенные в различные оттенки белого: измятое полотно чепца, пористая штукатурка стены и голубоватые изразцы по ее нижнему краю. Сотни градаций цвета, не теряя собственного качества, в тенях становятся темнее, а это означает, что у дельфтского мастера тени цветные - они и являются одним из главных достоинств его живописи.

Английский искусствовед А. Хэвард отзывался о вермееровских персонажах так: "Если они и играют какую-то роль в этих мелодичных красочных симфониях, то лишь создавая то или иное красочное пятно, а не выражая идею". В 60-е годы XX века утвердилась совершенно иная точка зрения, и теперь акценты были смещены, наоборот, от "чистой живописи" к "живописи идей".

В свое время однофигурная жанровая композиция была, по мнению Б. де Монкони, недостойна высокой оплаты. Но если для французского дворянства произведения Вермеера Дельфтского были своего рода "уродцами", то для зажиточной дельфтской буржуазии они были подобны драгоценным жемчужинам. К числу таких сокровищ относится и знаменитая картина "Служанка с кувшином молока", находящаяся сейчас в амстердамском Рейксмузеуме (картина имеет и другие названия - "Кухарка", "Молочница").

Как бы оно ни называлось, из 36 полотен Вермеера это – самое известное и самое потрясающее своей композиционной простотой. Более того, выделяющееся из всей голландской живописи.

Ян Вермеер – “художник без фотошопа”, в самом прекрасном смысле

Каждая работа мастера проста и вместе с тем значительна. В каждой – загадка, предложение домыслить сюжет.

“Молочница” – не просто картина, но фотография типичных Нидерландов тех времен. Молоко, сыр и хлеб – основа рациона голландцев. Служанки-молочницы готовили творог, масло, сметану, содержали в чистоте посуду для их приготовления.

На полотне – она: пышущая здоровьем и излучающая стать, юная молочница. Аккуратный белый чепчик, струйка молока, белая стена даже не пытаются слиться в единый фон под талантливой кистью художника.

Грубая ткань одежд отлажена по фигуре. В фартуке и скатерти на столе играют ультрамариновые блики. Вообще синий для Вермеера – цвет особенный, обожаемый. И, похоже, в манящем образе молочницы он играет не последнюю роль.

Количество предметов в композиции можно пересчитать по пальцам, но каждый – максимально функционален в реалиях того сюжета: кувшины, корзинки с продуктами, маленькая угольная печка.

На полотне застыло “священнодейство”: аккуратно, но уверенно из кувшина льется тонкая нить молока. Дневной солнечный свет неброско подчеркивает свежесть домашнего хлеба на столе.

Молочница – воплощение мадонны: открытое, простое и прекрасное лицо; поза, вкупе с наклоном головы передает чувство собственного достоинства.

Фигура не зря так контрастирует со стеной: ее очертания художник выделил тончайшей белой линией. Рентген картины также выявил интересную вещь: стена позади изначально не была пустой. Там висело что-то вроде картины или карты. Вероятно, Вермеер решил не перегружать сюжет, либо посчитал чистую стену более удачным фоном для женской фигуры.

До попадания в государственный музей Амстердама, картина была куплена в 1669 году за очень приличную цену – 175 флоринов.

Johannes Vermeer - De melkmeid.jpg

Содержание

История

Фигура женщины с кувшином четко выделяется на фоне пустой белой стены. В отличие от предшественников, Вермер активно использует чёткие контуры. Для дополнительной выразительности контур спины даже выделен тонкой белой линией. При помощи рентгена удалось выяснить, что на стене художник изначально разместил какой-то предмет, возможно это была карта. Доподлинно неизвестно, что побудило Вермера оставить стену голой, возможно, он сделал это дабы не нагружать картину символикой, или же просто белая стена показалась ему более выразительным фоном для фигуры.

Вермеер Молочница

Но потом начинаешь подмечать детали, которые никак идиллистическими назвать нельзя.

Неподметенный пол. Стена (с окном) покрыта плесенью. В окне мы видим небольшую дырку – часть стекла вылетела.

А лицо девушки настолько загорело от работы на открытом воздухе, что даже при ярком солнце оно едва светлее глиняного кувшина.

Все дело в свете. Он так потрясающе выставляет свет (как сейчас говорят про фотографов), что как раз и появляются эти светлые чувства у зрителя. И даже пробегающий по полу таракан не испортил бы этого впечатления.

Вермеер Молочница фрагмент

Ян Вермеер. Молочница (фрагмент). 1660 г. Государственный музей в Амстердаме

Почему-то стена абсолютно голая. Ведь на ней явно много чего висело, но было по какой-то причине снято. Обратите внимание, как много в ней торчит гвоздей.

Причём в первоначальной версии Вермеер изобразил на стене картину. Но потом решил закрасить ее и оставить стену голой. Так что это не просто копирование реальности, а формирование ее в том виде, который нужен художнику.

Про стол сказать ничего не могу. Для меня это загадка. А вот со стеной все более понятно. Она придаёт картине лаконичность. Которая вполне идёт к образу простой девушки и ее незамысловатому занятию. К тому же на светлой стене ещё ярче выделяется передник девушки.

Этот передник написан почти чистым ультрамарином. Это очень смело со стороны художника. Любой другой бы на его месте приглушил бы цвет или вовсе сделал блеклым. Ведь это всего лишь передник.

Ссылка на бесплатный курс

Конечно, и другие художники использовали чистый ультрамарин до Вермеера. Но при этом их картины были посвящены богиням и богам. Как, например, у Бронзино.

Но именно такой цвет делает образ простой девушки возвышенным и индивидуальным. Поэтому от него сложно оторвать взгляд.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Читайте также: