Мое отношение к фету кратко

Обновлено: 06.07.2024

Серия рецензий на классиков русской поэзии XIX века будет неполной без статьи, посвященной Афанасию Афанасиевичу Фету.

Ему досталась незавидная участь для тех деликатных времен – быть бастардом и носить фамилию не родного отца, а первого мужа матери. Это наложило отпечаток на всю жизнь Фета, которая прошла под знаком агрессивного самоутверждения. Сначала он ретивого служил в качестве чиновника, затем через судебные тяжбы ему удалось добиться признания дворянства и получить право на отцовскую фамилию – Шеншин.

Отсюда вытекает двойственность этой фигуры, человека в жизни никак не напоминавшего поэта и одновременно одного из самых трепетных лириков того века.

Если есть в русской поэзии XIX века ярко выраженные антиподы, то это Некрасов и Фет. Первый поэт социальный, если можно так выразиться, а вот второй поэт, можно сказать, антисоциальный. :) Конечно, это шутка, но то, что Фета вполне можно считать апологетом дворянского искусства, последним рыцарем романтизма, неким Дон Кихотом русской поэзии, это, безусловно, так.

По мне поэзия Фета красива, но не выразительна. Я бы сказал - его стихи написаны акварелью, они легки, прозрачны и водянисты, их приятно читать, но они не врезаются в память, не начинают в тебе звучать. Хотя, это удивительно, ведь, пожалуй, именно Фет рекордсмен среди русских поэтов как автор стихов, положенных на музыку и ставших романсами. В этом отношении он был, так сказать, "соловьем дворянской поп-культуры" :)
Но были у него и шедевры. В любом случае это "На заре ты её не буди. " и . "А роза упала на лапу Азора" - этот палиндром принадлежит Афанасию Афанасиевичу.
Палиндром, вещь, конечно же, хорошая, но мне для пародии в стиле "Парнас дыбом" на тему "Жили у бабуси" больше подошло вот это - самое знаменитое фетовское про нежелательность раннего пробуждения.

На заре ты ее не буди,
Пусть бабуся поспит хоть немного.
Ночь бродила она по грязи,
Все искала гусей по дорогам.

И подушка у ней горяча,
Слезы счастья ее оросили.
В полночь, возле лесного ключа,
Гуси найдены бабкою были.

Оттого-то по дряхлой груди
Солнце лучиком дерзким резвится.
Не буди ты ее, не буди.
Пусть бабуся сегодня проспится.

Я мало что читала из русской поэзии, поэтому познакомиться с творчеством Афанасия Фета было для меня очень любопытно. Ещё и поэт такой. Скажем, не самый очевидный выбор. Я вообще ничего не знала о Фете, каких-либо деталей его биографии, с трудом могла бы назвать хоть строчку из самых знаменитых его стихов. В общем, поле непаханое. Из этого я вынесла один урок: очень желательно прочесть хотя бы небольшую биографию поэта, прежде чем приступать непосредственно к стихам. Потому что они так интимны, и вместе с тем так мало говорят о личности своего автора, что без предварительного ознакомления с поэтом читать будет очень сложно. Вот я ничего о Фете толком так и не знаю, поэтому многое осталось недосказанным.
Прежде всего отмечу, что, как мне показалось, творчество Фета находится то ли под влиянием романтизма, то ли в его русле. Об этом говорят природные мотивы в его лирике, причём природа в ней одушевлённая и стихийная. А также огромный интерес к Античности (впрочем, это объясняется ещё и тем, что Фет занимался переводами античных авторов). Религиозные мотивы, весьма, впрочем, нечастые, напоминают о классицизме и золотом веке русской поэзии. Оставшеся темы в лирике Фета можно условно разделить на любовную лирику, носталгическую и городскую.
Первая тема заметно доминирует в свборнике. Поэзии о любви в нём много, она навязчивая и достаточно однообразная. Примечательно при этом, что любовная лирика времён молодости Фета очень похожа на то, что он писал, будучи уже пожилым человеком. Возможно, это связано с тем, что большая часть его произведений посвящена его рано погибшей невесте. Но в целом стихи, чьё авторство принадлежит молодому человеку, уже довольно странно выглядят, будучи написанными стариком. Неприятное такое, скабрезное ощущение создаётся. Именно это сильно тормозило моё чтение данного сборника.
Хороша, свежа и образна городская лирика. Например, привычная Москва выглядит очень по-новому глазами Фета.
Ностальгично описание сада в старой усадьбе. И вообще природа у Фета - живая и характерная, ему прекрасно удаётся передать настроение смены времён года и этот жизненный цикл. Я думаю, Фет один из тех людей, встречавшихся на протяжении всей истории, кто ощущал природную мистичность во всём течении жизни.
Ещё одна особенность поэзии Фета - это тонкая, едва заметная ирония. Она иногда проскальзывает в стихах, а особенно очевидна в ответах анкеты дочери Толстого, которую заполнил для неё Фет.
Говорят, Фет был не очень приятным человеком, со скверным характером и "барскими замашками", что проявилось, например, в его одобрении крепостничества. Что-то "не то", может быть, даже чувствуется в его творчестве. Но, вместе с тем, в нём встречаются по-настоящему прекрасные жемчужины, и хотя бы поэтому Фета стоит читать.

Афанасий Фет - поэт в русской литературе особый. Родоначальник импрессионизма в русской поэзии, он мечтал выразить душу даже не в словах, а в звуках. "О, если б без слова/ Сказать душой было можно!" - вот его мечта. Недаром на его стихи создано более 180 романсов, а некоторые стихотворения интерпретировались музыкально неоднократно ("Я тебе ничего не скажу". Чайковский П.И. (1886), Рахманинов С.В. (1890)).

Он говорит лишь только о любви и природе, которые часто у Фета сливаются в единое целое, ведь это те силы, которые дают человеку возможность жить:

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.

Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно,— человечно.

Фет отказывается от глаголов, создаёт при помощи назывных предложений мелькание картин перед глазами, которое превращается в импрессионистскую картину-впечатление:

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.

Несколько картинок - вот и день пролетел, день, в котором мгновение равно вечности, потому что прекрасно. Поэт верит в силу красоты, несмотря на всю трагичность своей жизни, верит, что "Кто в не состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой в то ,что он воспарит по воздуху, тот не лирик". Фет, терявший и восстанавливающий в жизни имя, любовь, положение в обществе, был утончённейшим лириком, равного которому нет до сих пор.

К нему относились по-разному: от явной насмешки, довольно едкой, именно такие были свойственны И.С. Тургеневу

Я долго стоял неподвижно
И странные строки читал,
И очень мне дики казались
Те строки, что Фет написал.

Читал… что читал я, не помню,
Какой-то таинственный вздор;
Из рук моих выпала книга,
Не трогал её я с тех пор.

до восхищения, которое испытывали Лев Толстой и Фёдор Тютчев

Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой, —
Они им чуют-слышат воды
И в тёмной глубине земной.

Великой Матерью любимый,
Стократ завидней твой удел —
Не раз под оболочкой зримой
Ты самое её узрел…

Удивительное расхождение мнений об удивительной поэзии, звучной, прекрасной, сильной, пленительной, неподвластной векам.

Мое восприятие лирики А. Фета

Мы изучаем - Мое восприятие лирики А. Фета. Подсказки школьнику

Афанасий Фет… Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает глубокие мысли, дает почувствовать красоту и благозвучность русского слова.
Читаешь знаменитое Шепот, робкое дыханье… и ощущаешь волшебство фетовского языка: он передает невыразимое.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье Сонного ручья…
Именно это стихотворение стало самым фетовским, своеобразной поэтической визитной карточкой. Ведь это просто чудо! Стихотворение построено практически на одних назывных предложениях, во всяком случае, там нет ни одного глагола, а приход утра передается, движение человеческих душ передается.

Только предметы и явления, которые следуют одно за другим. В то же время предметным и вещественным стихотворение не назовешь. Это и есть, может быть, самое удивительное и неожиданное.

Предметы у Фета непредметны. Они существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся, мерцают.

Называя ту или иную вещь, поэт вызывает у нас не конкретное представление о самой вещи, а ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны, главный смысл между словами, за словами. Именно за словами, подтекстом развивается и основная тема стихотворения: чувство любви, чувство тончайшее, невыразимое:
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы, И
заря, заря.
Так о любви до Фета еще никто не писал. Тема старая, более того вечная. А от фетовских строк веет свежестью и новизной.

Сам поэт как-то заметил, что под новизною подразумевает не показ каких-то новых предметов или явлений, а их новое освещение волшебным фонарем прекрасного искусства.
Или опять же известнейшее стихотворение Я пришел к тебе с приветом…:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся…
Необычно уже само начало стихотворения, необычно по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии. Ведь начальная фраза фетовского стихотворения несколько неточная и даже не совсем правильная: Я пришел к тебе с приветом, Рассказать…. Позволил бы себе так сказать Пушкин?

Но именно эта неточность рождает не только неожиданное, но и яркое, волнующее впечатление. У читателя невольно создается ощущение, что поэт вроде бы специально и не задумывается над словами, а они появляются сами. И это оказывает сильное художественное воздействие.
Меня завораживает музыка его лирики. Она как бы создает дополнительные смысловые оттенки. Вот перед нами предстает русская весна:
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
О звуках весны в этих строчках не сказано ничего, а мы их слышим. Сама мелодика стихотворения, мажорная, напевная, рождает ассоциации с пением птиц, со звоном ручья, с вольным дуновением ветра. И все эти звуки сливаются в радостный гимн весне.
Фет слышит музыку природы даже в ночной тишине. Это сладкая музыка тайны:
Ночь нема, как дух бесплотный,
Теплый воздух онемел…
Деревенская зима представлена уже другой мелодией:
Вот утро севера сонливое, скупое
Лениво смотрится в окно волоковое
; В печи трещит огонь и серый дым ковром
Тихонько стелется над кровлею с коньком.
Строчки у стихотворения длинные, неторопливые, ритм замедлен паузами тире ведь изображается именно долгое, сонливое зимнее утро.
Поэт очень музыкален, его стих часто уже самим подбором звуков создает у нас то или иное настроение. Что не выскажешь словами, звуком на душу навей, писал Фет. Его поэзия завораживает нас своим звучанием. Она отражает живую жизнь, одновременно раскрывая и внутренний мир человека, и красоту русской природы, выражает радость и светлую восторженность.

-21 Афанасий Фет: Его поэзия свежа и трепетна, она беспокоит наше фантазерство, вызывает глубокие мысли, дает почувствовать красоту и благозвучность русского слова. Читаешь знаменитое “Шепот, робкое дыханье: ” и ощущаешь волшебство фетовского языка: он сообщает невыразимое. Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья: Именно это стихотворение стало “самым фетовским”, своеобразной поэтической визитной карточкой.

Ведь это просто чудо! Стихотворение построено практически на одних назывных предложениях,

во всяком случае, там нет ни одного глагола, а приход утра – передается, движение человеческих душ – передается. Только предметы и явления, которые следуют одно за другим. В то же пора предметным и вещественным стихотворение не назовешь.

Это и есть, может быть, самое удивительное и неожиданное.

Предметы у Фета непредметны. Они существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся, мерцают.

Называя ту или иную вещь, поэт вызывает у нас не конкретное представление о самой вещи, а ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны, основополагающий смысл – между словами,

за словами. Именно за словами, подтекстом развивается и основная тема стихотворения: чувство любви, чувство тончайшее, невыразимое: Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря. Так о любви до Фета еще никто не писал.

Тема старая, более того – вечная. А от фетовских строк веет свежестью и новизной.

Сам поэт как-то заметил, что под новизною подразумевает не показ каких-то новых предметов или явлений, а их новое освещение волшебным фонарем прекрасного искусства. Или опять же известнейшее стихотворение “Я пришел к тебе с приветом: “: Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся: Необычно уже само начало стихотворения, необычно по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии.

Ведь начальная фраза фетовского стихотворения несколько неточная и более того не совсем правильная: “Я пришел к тебе с приветом, Рассказать: “. Позволил бы себе так высказать Пушкин? Но как раз эта неточность рождает не только неожиданное, но и яркое, волнующее ощущение.

У читателя невольно создается ощущение, что поэт как бы бы специально и не задумывается над словами, а они появляются сами. И это оказывает сильное художественное влияние. Меня завораживает музыка его лирики.

Она как бы создает дополнительные смысловые оттенки. Вот перед нами предстает русская весна: Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом. О звуках “весны в этих строчках не сказано ничего, а мы их слышим. Сама мелодика стихотворения, мажорная, напевная, рождает ассоциации с пением птиц, со звоном ручья, с вольным дуновением ветра.

И все эти звуки сливаются в радостный гимн весне.

Фет слышит музыку природы более того в ночной тишине. Это сладкая музыка тайны: Ночь нема, как дух бесплотный, Теплый воздух онемел: Деревенская зимушка представлена уже другой мелодией: Вот Утро севера – сонливое, скупое – Лениво смотрится в окно волоковое ; В печи трещит огонь – и серый дым ковром Тихонько стелется над кровлею с коньком. Строчки у стихотворения длинные, неторопливые, ритм замедлен паузами тире – ведь изображается как раз долгое, “сонливое” зимнее утро. Поэт очень музыкален, его стих часто уже самим подбором звуков создает у нас то или иное настроение. “Что не выскажешь словами, звуком на душу навей”, – писал Фет.

Его поэзия завораживает нас Своим звучанием. Она отражает живую жизнь, одновременно раскрывая и внутренний мир человека, и красоту русской природы, выражает радость и светлую восторженность.

Афанасий Фет прожил долгую и трудную жизнь. Сложной была и его литературная судьба. Широкому кругу читателей известны его стихи, а вот проза и публицистика, переводы, письма и мемуары менее популярны. В прозе поэт был другим — гневным, же­стким, обличающим. Но таков был реальный мир. А стихи Фета — это чистая поэзия, воспевающая прежде всего красоту. Он умел видеть красоту в са­мом обыденном — в дожде и снеге, в других явлениях природы, в искренних и простых движениях челове­ческой души. Вся поэзия Фета радостна и светла, а природа спокойна. Так же светло и спокойно поэт пишет и о любви, которая, даже будучи неразделен­ной, прекрасна сама по себе, а потому никогда не бу­дет несчастной. В целом этими двумя темами — те­мой природы и темой любви — и можно очертить круг поэзии Фета. В ней нет места политическим, граж­данским мотивам. Фет считал, что поэзия не должна вмешиваться в суетные дела этого мира. Вопросы времени он раскрывал в прозе, а поэзия была чужда политике, грубости, грязи, так как ее предназначе­ние — служить красоте.

Когда Фет пишет о природе, он не скрывает своего любования, хотя природа у него притихшая, застыв­шая, словно замерзшая. Но она все равно богата звука­ми и красками, все равно живет и меняется, пусть да­же незаметно для кого-то. Природу никогда не нужно было приукрашивать, поскольку первозданная красота и без искусства прекрасна, а вот искусство питается только за ее счет. Искусство, по мнению Фета, всегда было беднее жизни. Поэт с необычайным мастерством психолога тонко улавливал самые разные оттенки пе­реживаний человека. В природе Фет находил созвуч­ное и своим чувствам. Даже мимолетные, мгновенные душевные движения он воплощает в ярких поэтичес­ких образах:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений Милого лица.

В поэзии Фета почти нет действия — это множество чувств, впечатлений, мыслей. При этом поэт фиксирует только одно проявление чувства, но глубоко и полно раскрывает его. Будучи сотканной из летучих грез, вся поэзия Фета легка, воздушна, изящна. Но как бы ни звала нас его лирика в далекую страну мечты, как бы ни стремилась душа поэта к неземному, космическому, к звездам, пишет Фет и о земном. Просто поэт видел красоту во всем и воспевал ее. Он так рисует описывае­мые им явления, что читатель тоже любуется ими:

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,

И, сжимаясь, трещит можжевельник;

Точно пьяных гигантов столпившийся хор, Раскрасневшись, качается ельник.

В описаниях природы Фет с безукоризненной точ­ностью отображает мелкие детали и настроения, как бы фотографируя их. Хотя, на мой взгляд, он стремил­ся не столько зафиксировать сами движения души и природы, сколько впечатления от этих движений. Стихи Фета о природе разнообразны, непохожи друг на друга, но в каждом из них поэт постоянно подчер­кивает единство природы и жизни человека.

Любовная лирика Фета — самая откровенная в его поэзии, она оптимистична и спокойна. Поэт раскрыва­ет нам свое сердце, рисует пережитые любовные дра­мы. Но все его стихи о любви заканчиваются светлы­ми, радостными нотами. Афанасия Фета называют певцом красоты и любви. И поэтическое искусство, и любовь он считал проявлениями чего-то неземного, потустороннего. В то же время это что-то глубоко лич­ное, безмерно дорогое. Любовь, как и все другие доб­рые чувства, даны человеку природой, а потому они гармоничны, полны силы и чистоты. Два любящих че­ловека понимают друг друга, их отношения трепетны и бережны.

Между счастием вечным твоим и моим

Бесконечное, друг мой, пространство.

Не клянись мне, я верю: я точно любим,

И похвально твое постоянство.

Свет идеала в поэзии Фета преобразовывал его жизнь. И стихами он сопротивлялся обыденности, по­шлости, грубости действительности, предлагая в сво­ей поэзии другой мир, другой, красивый и восторжен­ный, вариант этой реальности. Стихи Фета и сегодня любимы, для многих они остаются совершенными об­разцами, примерами красоты и ценности слова. Его поэзия близка нам, поскольку находит путь к нашим сердцам, затрагивая самые сокровенные для нас про­блемы и помогая открывать красоту мира, в котором мы живем.

Читайте также: