Демократия в древнем риме кратко

Обновлено: 30.06.2024

Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) – форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства.

Содержание работы

Введение
Древний Рим
Формирование гражданского права и демократии
Демократические реформы Сервия Туллия
Формирование демократии в эпоху ранней республики
Демократия и учения рабовладельческой аристократии
Заключение
Список используемой литературы

Содержимое работы - 1 файл

Контр.работа.doc

  1. Введение
  2. Древний Рим
  3. Формирование гражданского права и демократии
  4. Демократические реформы Сервия Туллия
  5. Формирование демократии в эпоху ранней республики
  6. Демократия и учения рабовладельческой аристократии
  7. Заключение
  8. Список используемой литературы

Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) – форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства.

Первоначально понятие демократии было выдвинуто древнегреческими мыслителями. В классификации государств, предложенной Аристотелем, оно выражало “правление всех”, в отличие от аристократии (правление избранных) и монархии (правлении одного).

Когда говорят о государстве, что оно - демократическое, то имеют в виду наличие всех этих значений. Демократия как форма государства возможна в странах с демократическим режимом, а следовательно, с демократическим принципом организации и деятельности всех субъектов политической системы общества (органы государства, государственные организации, общественные объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются и субъектами демократии. Разумеется, субъектами демократии являются, прежде всего, гражданин и народ.

Демократия нигде и никогда не существовала без государства.

Каждая историческая эпоха вносила свои признаки в понятие демократии и расставляла свои акценты на их значимости.

Древний Рим

  • Формирование гражданского права и демократии

В начале формирования Древнего Рима его государственное устройство во многом походило на этрусское. По римским понятиям государство нуждалось в полноправной главе. Единственное легальное ограничение власти царя состояло в том, что он мог лишь применять законы, а не изменять их. Царь имел право и был обязан назначить своего преемника. В противном случае коллегия отцов предлагала гражданству царя и, если община соглашалась, он становился царём. Граждане были между собой равноправны, сословных различий не наблюдалось. Это было особенностью латинской нации. Она объяснялась тем, что на месте своего поселения латины не нашли никакого иного, чтобы его подчинить. Неграждане в римской общине были абсолютно бесправны. Институт государственного устройства опирался только на граждан, начиная от принятия общих решений и заканчивая поголовной обязанность службы. Однако денежных податей граждане не платили. Неграждане уплачивали взносы в царскую казну за свою охрану. Другие доходы царя состояли из таможенных сборов и оплаты за пользование участками общественной земли. Расходы государства были невелики в силу отсутствия оплаты услуг общине. Не реже двух раз в год царь созывал народное собрание. На них народ только давал согласие на предложения царя или отвергал их. Решались вопросы войны и изменения в законодательстве. Каждая из трёх древних римских общин делилась на десять курий, каждая из которых имела особых попечителей и жрецов. По куриям собирались рекруты, происходили сходки и обсуждались текущие дела. Так как в Риме с древности считалось существование 300 родов, то и сенаторов было тоже 300. Сенат состоял из старейшин, или отцов родов. Из числа сенаторов выбирался по жребию временный царь. Если в течение пяти дней он не успевал подобрать человека для царствования, то сам назначал последующего временного царя. Сенат являлся сотрудником царя, из среды чего царь преимущественно выбирал своих непосредственных помощников. Главное назначение сената состояло в том, что он был охранителем законности от царя и общины. Сенат мог отказать в утверждении всякому постановлению общины. У царей, следовательно, возникла необходимость узнать предварительное мнение сената по какому-либо вопросу. Однако до Сервия Туллия с его административной реформой имела место ещё одна ступень развития института государственного управления. Все 300 римских родов долились на 30 курий, которые в свою очередь на три трибы. По мнению Нибура именно это деление на трибы и отражало действительное происхождение государства из первоначальных трёх племён, или общин. Исходя из названий триб – Рамны, Тиции и Луцеры – Нибур считал их объединением латинских, сабельских и этрусских родов. Все они и составляли populus Romanus.
Кратко рассмотрим общественное построение на данном этапе развития Римского государства. Все граждане Рима состояли из патрициев, наиболее привилегированных жителей, и клиентов, которые являлись обедневшей частью римлян и теми, кто, приехав туда, находили патрона в лице патриция. Плебеи же являлись не гражданами, а приезжими. Они были людьми свободными, обязанными нести службу и имели право владения землёй. В дальнейшем и они получили политические права государства. На примере Помпеи видно, что некоторые из плебеев, пользуясь ситуацией, обогащались и назидательно входили в трибу патрициев. Всё это привело к тому, что шестой римский царь Сервий Туллий, представитель этрусской династии, провёл коренную реформу института власти.

  • третий класс – 50 тыс. асов;
  • четвёртый класс – 25 тыс. асов;
  • пятый класс – 12,5 тыс. асов.

Более бедные слои населения не входили в состав этих классов, получив особое название – пролетарии (от латинского слова proles – потомство). Пролетарии, то есть вовсе лишённые учитываемого имущества, составили всего одну центурию. При согласном голосовании первых двух разрядов остальных не спрашивали. Таким нехитрым образом было положено начало господству богатых и знатных, независимо от того были ли они патрициями или плебеями. Наряду со всем этим устройством было введено ещё одно важное новшество к выгоде плебеев: территория города была разбита на 4 территориальных округа-трибы, что служило несомненным свидетельством победы принципа территориального деления населения над родоплеменным.
Туллий параллельно реформировал и структуру армии, увязав её с новой классовой системой. Военное значение реформы заключалось в том, что каждый имущественный класс выставлял определённое количество центурий, или сотен. Соотношение было следующим:

  • первый класс – 80 центурий пехотинцев и 18 центурий всадников;
  • второй класс – 20 центурий пехотинцев;
  • третий класс – 20 центурий пехотинцев;
  • четвёртый класс – 20 центурий пехотинцев;
  • пятый класс – 30 центурий легковооружённых пехотинцев;
  • пролетарии – 1 нестроевая центурия.

Всего армия имела 188 центурий и от 1 до 5 нестроевых центурий. Туллий сделал центурию одновременно и политической единицей. Голосование в народе теперь проводилось по центуриям. Центуриатные комиции стали наиболее распространённым и популярным видом народного собрания. Каждая центурия имела один голос, следовательно, первый класс получал абсолютное преимущество при единодушном голосовании – 98 против 85.
Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она далеко ещё не уравняла их с патрициями. Особенно в том, что касалось на деления землей, которое становилось всё больше по мере завоевания Италии. Другое, что требовало реформы, касалось отмены долгового рабства, неизбежного при несвоевременной уплате долга. Это, как и делёж завоёванных земель, более других задевало интересы плебеев. Но чтобы добиться того и другого плебеи нуждались в политических правах. Дело доходило до острых столкновений, но, в конце концов, в течение двух последующих столетий плебеи добились удовлетворения всех своих требований. В том числе:

  • учреждения особой плебейской магистратуры – народного трибуната, призванного защищать плебеев от произвола патрициев;
  • доступа к общественной земле наравне с патрициями;
  • защиты от произвола патрицианских судей (введением кодекса законов, известных под названием Законов XXI таблиц);
  • разрешения браков между патрициями и плебеями;
  • права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая, военные.
  • Формирование демократии в эпоху ранней республики
  • Закон народного трибуна Канулея от 445 г. до н.э., разрешавший браки между патрициями и плебеями;
  • Закон Лициния и Секстия, формировавшийся 9 лет и предлагавший ограничить владения общественной землёй до 500 югеров, или 125 га, засчитать должниками выплаченные уже проценты в счёт долга и одного из консулов избирать из плебеев;
  • Закон Петелия от 326 г. до н.э., согласно которому запрещалась продажа в рабство за долги;
  • Закон Гортензия от 287 г. до н.э. гласил, что решения плебейских собраний по трибунам приобретали силу закона для всех граждан.

Единоличная власть царя, как говорилось, была заменена властью двух ежегодно избираемых магистратов. Сначала они именовались преторами, а затем консулами. К консулам перешла почти вся власть царей за исключением жреческой. Однако необходимо заметить, что консулы и потеряли некоторые привилегия:

  • по истечении срока власти его можно было привлечь к суду за преступления;
  • они не могли возлагать на граждан обработку своих земель;
  • были обязаны предоставлять заключённым право апелляции.

Постепенно формировались и другие должности, например, народный трибун. Консулы назначали квесторов, которые управляли институтом правосудия, а позднее ещё и заведовали казначейством. Сохранились и все три вида народного собрания, или комиций. Сенат во времена республики получил особое значение, являясь органом патрицианско-плебейской верхушки. Его одобрение считалось абсолютно необходимым для всех решений, срок действия которых был больше срока власти данного консула. Число сенаторов оставалось 300 чел. Новые сенаторы назначались консулами, как и при царе. Все римляне кроме рабов и чужеземцев были расписаны по куриям, за которыми были установлены формальные акты: утверждение завещаний и усыновлений, присяга консулу и подобные.
Постепенно структура римского общества менялась. Причиной тому были:

  • резкое расширение территории республики;
  • большое количество клиентов и рабов;
  • смешение ряда культур;
  • привнесение инноваций из экономических и юридических систем захваченных государств.
  • утверждение избранных магистратов;
  • заведование государственным имуществом и финансами;
  • решение внешнеполитических вопросов;
  • декретирование чрезвычайных полномочий;
  • контроль дел религиозного культа.

Носителями исполнительной власти были магистраты. Сами магистратуры делились на две категории: высшие и низшие. К высшим магистратам относились консул, претор, цензор и народный трибун. Также магистратуры разделялись на ординарные и экстраординарные. Если рассматривать такую классификацию, то к первым причислялись консул, претор, народный трибун, цензор, эдил и квестор, а ко вторым – диктатор, начальник конницы, триумвир и децемвир. Преторы были высшими руководителями судопроизводства, а позже и правителями провинций Древнего Рима. Эдилы занимались городским благоустройством, включая снабжение хлебом беднейших слоёв населения и организацию общественных игр. Квесторы следили за государственной казной. Цензоры выделялись из данного списка высших должностей. Они избирались на полтора года и ведали производством всеобщей переписи, то есть ценза. Они имели право надзора за нравственностью граждан, так как в число сенаторов могли быть допущены только достойнейшие. Экстраординарные магистратуры создавались только на определённый срок и с определённой целью. Такой причиной мог быть случай крайней опасности государству извне или внутри или проведение законодательных актов широкого значения, которыми занимались децемвиры и триумвиры.
Заканчивая характеристику магистратуры как элемента института власти Рима в период поздней республики, перечислим её отличительные особенности:

  • была выборочным и безвозмездным;
  • являлась краткосрочными (только цензоры занимали свои посты до полутора лет);
  • сохраняла коллегиальность;
  • имела интерцессию, когда издаваемое одним магистратом распоряжение могло в случае несогласия бить отменено другим.
  • статус свободы;
  • статус гражданства;
  • статус семьи.

Что касается ведения внешней политики, то за исключением частых военных действий появилась проблема управления всё удаляющимися провинциями и заморскими колониями. Государственный аппарат Римской республики был совершенно неприспособлен к управлению и рациональной эксплуатации огромной территории. Как результат, провинциальная система управления формировалась хаотично. Каждый новый наместник издавал эдикт с определением принципов своего правления. Наместники назначались Римом на год и обладали полной военной, гражданской и судебной властью. Бесконтрольность и огромные перспективы казнокрадства разлагали руководство провинций и всё более отдаляли их от реалий государственной жизни .

Демократия и учения рабовладельческой аристократии

Заключение

В Риме мы видим четкую, стройную систему власти, которая не встречалась в других античных республиках.

Полномочия разных органов власти были четко разграничены между собой. Рим был силен своими законами, на которых строилась вся система власти. Сильной была и правовая база государства.

Таким образом, становление демократии в Древнем Риме шло сложным путём, не смотря на то, что Рим стал последователем уже реально существовавшей древнегреческой демократии. Однако создание института магистратуры и многоуровневой управленческой, или бюрократической системы, в которой могли работать, а значит, и участвовать в решении государственных дел, многие представители социума явило миру особую, римскую демократию.

Список используемой литературы

Нужно помнить, что в любом древнегреческом государстве возможность голосовать и обращаться в суд была только у граждан. Лица, не имевшие гражданства, не говоря уже о рабах, не имели никаких прав. В античных полисах гражданами считались совершеннолетние мужчины, во время войны стоявшие в ряду фаланги. Последний пункт означал, что кроме физических кондиций и воинской выучки, у гражданина достаточно денег на покупку доспехов и оружия, поскольку каждый античный воин приобретал их самостоятельно. А цена полного комплекта снаряжения гоплита была немалой.

У римлян политическое влияние ещё сильнее зависело от имущественного расслоения. В ходе реформ Сервия Туллия, на века определивших устройство римского общества, все граждане были поделены на шесть классов, от самых богатых до пролетариев. Во время голосований у двух высших имущественных классов представителей было больше, чем у всех остальных четырёх классов, вместе взятых.

В V веке до н.э. у римлян появились народные трибуны. Сперва их было двое, потом пять, а в 457 г. до н.э. число народных трибунов увеличилось до десяти. Их избирали из числа плебеев. Трибуны были обязаны защищать интересы римского народа в тех случаях, когда они попирались властями. Кроме того, в случае острого политического кризиса по инициативе трибунов мог проводиться плебисцит — общее собрание плебеев. Решение плебисцита могло заблокировать принятие закона, не удовлетворявшего интересам римского народа.

Плебеи в Риме вовсе не были пролетариями, то есть нищими. В конце республиканской эпохи богатство, власть и влияние сосредоточили в своих руках полсотни семейств, из которых лишь двадцать относились к патрицианским, прочие были плебейскими родами. У богачей имелось множество возможностей влиять на политику римского государства: от прямого подкупа магистратов, до организации праздников и раздачи продуктов перед выборами, чтобы избиратели голосовали за нужного кандидата. Богатый политик также мог нанять отряды головорезов, запугивавших и избивавших представителей противоположной партии.

Сенат распоряжался государственной казной и сбором налогов, а также заключением мирных договоров (войну имело право объявить только народное собрание). В случае крайней необходимости сенат имел право ввести диктатуру на срок до полугода. То есть подлинная власть в римской Республике концентрировалась именно в сенате, где полностью доминировали выходцы из патрицианских семей. При императорах власть сената постепенно уменьшалась, но во многих аспектах она сохранилась вплоть до падения Западной Римской империи.

Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе .Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте.

Рим прошел длительный эволюционный путь - от выборной архаичной монархии, царской власти рексов (римских царей) к установлению в 27 году до н.э. империи, которая мало чем отличалась от восточных деспотий.


Первые римские цари были наделены широкими полномочиями власти, злоупотребляли ею, нарушая не только политические права, но и материальные ценности граждан.

Отмена царской власти в Древнем Риме произошла в 510-509-ых годах до Рождества Христова. После изгнания Тарквиния Гордого и его рода, вместо монархии в Риме учредилась республика.

В данный период времени высшая должностная власть была сосредоточена в руках, ежегодно сменявшихся, консулов. Они пользовались равной властью и ограничивали друг друга.

Особенности и элементы демократии

Демократия - это политический строй, при котором верховная власть сосредоточена в руках народа, принадлежит ему

Демократию невозможно представить без вовлечения граждан в принятие политических решений (то есть народовластия), без определенного равенства граждан, без некоторой степени их независимости и гарантий свободы.

Существование демократии невозможно без главенства закона, выборности высших должностных лиц.

Демократия предполагает подконтрольность и подотчетность должностных лиц, государственных чиновников народу, независимое и справедливое правосудие.

Демократические институты в Древнем Риме

В классическо-республиканский период, главную нишу в государственной жизни Рима занимал сенат (совет старейшин племен). Сохранялись институты народовластия, поскольку продолжало существовать народное собрание, играющее немаловажную роль.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Привлечение народа к принятию важных политических решений осуществлялось именно через народные собрания. Доступ к народному собранию имели все граждане, при условии, что они достигли определенного возраста. Они принимали участие в управлении общими делами, были формально равны.

Главные должностные лица назначались, избирались народом на определенный, непродолжительный срок. Они были ответственны перед народным собранием. Фактически речь идет о разделении властей, а именно об отделении законодательной власти от исполнительной, а также о контроле первой деятельности второй.

Народное собрание созывалось по усмотрению должностных лиц республики, находившихся у власти. Они также определяли тот перечень вопросов, которые выносились на его обсуждение. Должностные лица республики являлись председателями на собрании, имели полномочия его прервать либо же перенести на другой день.

Голосование было открытым. Ближе к концу республиканского периода римской империи, было введено тайное голосование. Народное собрание было лишь наделено правом принятия либо же отклонения, внесенных должностными лицами, предложений. Изменять их, по своему усмотрению, оно не могло.

Важная роль отводилась римскому сенату. Изначально сенаторов было триста, затем их количество увеличилось до шестисот, а после - до девятисот человек. Сенаторы не избирались. Один раз на пять лет цензорами (специальными должностными лицами) составлялись списки сенаторов.

В реальной жизни полномочия сената были широкими. Начиная с III века до нашей эры у сената было отобрано право утверждать решения народного собрания. Он имел право только предварительно рассматривать те вопросы, которые выносились на обсуждение народного собрания.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Кандидатуры должностных лиц назначались собранием. Сенат мог распоряжаться казной республики, устанавливать налоги, давал разрешение на набор в армию. Он заключал мирные договора, обладал правом принятия решения об установлении диктатуры на срок до полугода. Результатом противоборства народного собрания (плебса) и сената (аристократии) стало появление в 494 году до нашей эры такого демократического института, как народный трибунат. Количество народных трибун увеличивалось. Сначала их было две, потом пять, затем десять.

Народные трибуны обладали правом запрета исполнения приказов должностных лиц. Они также могли, на постановление сената, наложить вето. Двери их жилищ всегда были открыты для плебеев, нуждающихся в защите.

В Риме функции правительства исполняли коллегии. Их было несколько, например, коллегии преторов, консулов и т.д. Избирались коллегии народным собранием, сроком на год. Особо важную роль играли коллегии консулов и преторов, которые контролировали управление внутренними, насущными делами республики, осуществляли контроль над судом, командованием войска и т.д.

Изначально преторы считались помощниками консулов. Они их замещали на период отсутствия в Риме. Консулы нередко покидали пределы города, поскольку были высшими военачальниками.

Со временем, в руках преторов сконцентрировались полномочия текущего управления и руководство судопроизводством. Они стали издавать, обязательные к исполнению, постановления, которые фактически являлись нормами права.

Насколько демократична была древнеримская демократия?0

Нужно помнить, что в любом древнегреческом государстве возможность голосовать и обращаться в суд была только у граждан. Лица, не имевшие гражданства, не говоря уже о рабах, не имели никаких прав. В античных полисах гражданами считались совершеннолетние мужчины, во время войны стоявшие в ряду фаланги. Последний пункт означал, что кроме физических кондиций и воинской выучки, у гражданина достаточно денег на покупку доспехов и оружия, поскольку каждый античный воин приобретал их самостоятельно. А цена полного комплекта снаряжения гоплита была немалой.

У римлян политическое влияние ещё сильнее зависело от имущественного расслоения. В ходе реформ Сервия Туллия, на века определивших устройство римского общества, все граждане были поделены на шесть классов, от самых богатых до пролетариев. Во время голосований у двух высших имущественных классов представителей было больше, чем у всех остальных четырёх классов, вместе взятых.

В V веке до н.э. у римлян появились народные трибуны. Сперва их было двое, потом пять, а в 457 г. до н.э. число народных трибунов увеличилось до десяти. Их избирали из числа плебеев. Трибуны были обязаны защищать интересы римского народа в тех случаях, когда они попирались властями. Кроме того, в случае острого политического кризиса по инициативе трибунов мог проводиться плебисцит — общее собрание плебеев. Решение плебисцита могло заблокировать принятие закона, не удовлетворявшего интересам римского народа.

Плебеи в Риме вовсе не были пролетариями, то есть нищими. В конце республиканской эпохи богатство, власть и влияние сосредоточили в своих руках полсотни семейств, из которых лишь двадцать относились к патрицианским, прочие были плебейскими родами. У богачей имелось множество возможностей влиять на политику римского государства: от прямого подкупа магистратов, до организации праздников и раздачи продуктов перед выборами, чтобы избиратели голосовали за нужного кандидата. Богатый политик также мог нанять отряды головорезов, запугивавших и избивавших представителей противоположной партии.

Сенат распоряжался государственной казной и сбором налогов, а также заключением мирных договоров (войну имело право объявить только народное собрание). В случае крайней необходимости сенат имел право ввести диктатуру на срок до полугода. То есть подлинная власть в римской Республике концентрировалась именно в сенате, где полностью доминировали выходцы из патрицианских семей. При императорах власть сената постепенно уменьшалась, но во многих аспектах она сохранилась вплоть до падения Западной Римской империи.

Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе.Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте.

Читайте также: