Юнг коллективное бессознательное кратко

Обновлено: 02.07.2024

Как психиатру, Карлу Юнгу немало приходилось заниматься проблемами личности и ее развития. Изучая эти вопросы, Юнг сделал вывод, что душевное развитие личности и ее болезни в значительной степени имеют корни в социально-культурных процессах. Он утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного, коллективного бессознательного.

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

2) Тень – это подавленная темная, дурная и животная сторона личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

3) Анима – это внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону.

4) Анимус – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона.

5) Самость – наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости - это главная цель человеческой жизни.



Коллективное бессознательное

Согласно концепции Юнга, коллективная бессознательность в психологии выступает в роли некого поля, где хранится самая разная информация. Жизненный опыт всего человечества существенно влияет на формирование коллективного бессознательного. История и опыт людей, живущих на планете, не имеет абсолютно никакого значения в формировании общественного бессознательного, в отличие от индивидуального бессознательного. По мнению ученого, данное определение представлено в виде информации психического мира, которую люди копили на протяжении тысячелетий.

История открытия понятия

Характеристики коллективного бессознательного

Карл Юнг обозначил основные характеристики коллективного бессознательного:

  1. Развитие передается по наследству, а не является индивидуальным элементом.
  2. Образец поведения на фоне инстинктов можно легко ввести в состав коллективного бессознательного.
  3. Его формируют однотипные образы в поведении, которые присутствуют у всех людей.
  4. Коллективное бессознательное является главной частью душевной жизни каждого индивида.
  5. Оно содержит в себе отдельные образы, которые не зависят от расы или кровного различия.
  6. Коллективное бессознательное не поддается изменениям и корректировке, потому что является хранилищем информации и воспоминаний о прошлом.
  7. Активация коллективного бессознательного происходит лишь в больших группах людей, что обычно приводит к войне или революциям.

Архетипы коллективного бессознательного

Юнг выделил 3 типа поведения, благодаря которым индивид способен освоиться в мире:

Первый тип проявляет постоянное желание воевать, второй тип любит порядок и всегда готов к сотрудничеству, третий тип направлен на процветание и красоту.

Также существует разнообразие архетипов, которые влияют на поведение человека в определенных ситуациях:

  1. Женское и мужское начало (Анима и Анимус).
  2. Тень — тщательно охраняемая бессознательным часть психики.
  3. Герой, к активации которого приводят неординарные и опасные ситуации.
  4. Мудрый старец любит воспитывать и учить.
  5. Трикстер очень тесно связан с коварством.
  6. Персона — архетип, когда человек предстает перед публикой с определенной маской.

Коллективное бессознательное является одной из форм проявления бессознательного, единой для всего общества и являющейся продуктом наследуемых структур мозга на генном уровне.

Еще одним отличием является то, что коллективное бессознательное основывается не на индивидуальном опыте личности, а на опыте, накопленном в процессе существования общества в целом начиная с момента его возникновения и до современного этапа его развития.

Карл Юнг обозначил коллективное бессознательное как глубокий слой личности человека, включающий в себя не только прямые значения явлений и объектов, воспринимаемых человеком, но и скрытые слои, смысли и содержания, которые раскрываются именно на бессознательном уровне.

В процессе формирования основных положений теории о коллективном бессознательном Карл Юнг подверг глубокому анализу понятие символа. В процессе анализа религиозных символов он пришел к выводу о том, что они по своей сути выполняют охранительную функцию и их отсутствие в жизни человека может привести к потере психической энергии и непредсказуемым последствиям.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика коллективного бессознательного по Карлу Юнгу

Коллективное бессознательное это одно из понятий аналитической психологии, сформулированное Карлом Юнгом и обозначающее совокупность универсальных и неосознаваемых психических структур, которые наследуются человеком на генетическом уровне. Данные структуры передаются из поколения в поколение как концентрат психического бытия, которое включает в себя полученный предыдущими поколениями психический опыт.

В соответствии с теорией Юнга основным содержание коллективного бессознательного являются архетипы и инстинкты. Он утверждал, что коллективное бессознательное является идентичным у всех людей и направлено на образование всеобщего основания душевной жизни каждого, являясь по своей природе сверхличным.

Данный слой человеческой психики теснейшим образом связан с инстинктами человека, которые являются наследуемыми факторами. Исходя из содержания своей теории Юнг считал, что основной задачей психотерапии является процесс восстановления нарушенных связей между разными уровнями и системами психики человека.

В рамках обоснования теории о коллективном бессознательном Карл Юнг разработал типологию характера человека, основой которой выступало выделение преобладающей психической функции человека: мышления, ощущений, интуиции или чувств.

Исследовав широчайший круг проблем и вопросов, начиная от мифов и обрядов и заканчивая религией и астрологией Юнг пришел к выводу о том, что церковь может являться источником психологического кризиса западной цивилизации в связи с ее строгими взглядами и существующими запретами на принятие реальных фактов общественной жизни как в прошлом, так и в настоящем времени. Именно это по мнению ученого послужило толчком к широкому распространению атеизма в тот момент времени.

Несмотря на эти выводы Юнг в тоже время считал, что эта тенденция может являться новой эпохой в эволюции культуры Запада.

По Юнгу, любой Бог – только лишь символ Бога, который обитает внутри каждого человека, и соответственно в коллективном бессознательном. Следовательно, если человек перестает верить в данный символ, он сталкивается с Богом лицом к лицу. Таким образом у человечества появляется шанс постигнуть Бога как один из феноменов собственного внутреннего мира.

Ученый уделял большое внимание разработке уникальной концепции личности, согласно которой основное содержание психической жизни человека является стремление личности к наиболее полной реализации собственных возможностей и существующего потенциала.

Амплификация – процесс расширения сознания, которое имеет способность постигать собственные глубинные процессы и основания.

Ученый считал, что основой культуры, как источника развития коллективного бессознательного, выступает прогресс символообразования. Процесс развития культуры в свою очередь выступает как подавление инстинктивной природы человека, что приводит к возникновению универсальных человеческих неврозов, который значительно осложняется по мере развития прогресса культуры и деградации окружающей среды.

Еще одним фактором, влияющим на развитие коллективного бессознательного человека, является процесс индустриальной революции, которая еще больше отдаляет человека от бессознательного и общения с природой. Эти процессы приводят к возникновению коллективных иррациональных сил, психической инфляции, обезличиванию и атомизации людей.

В результате по мнению Карла Юнга, опасность развития массовых психозов значительно возрастает. Основным средством борьбы с данными процессами ученый считал демократию, выступающую в качестве особой формы организации общественной жизни и гуманистического изменения жизненных ориентаций индивидов.

Мысль о существовании глубоко скрытого слоя в нашей личностной структуре высказал Карл Юнг и назвал это явление коллективным бессознательным. Оно представляет собой вместилище завуалированных следов человеческого бытия и даже отголоски памяти наших предшественников. В коллективной бессознательности нашли отражение мысли, чувства, черты поведения, которые присущи людям, что в совокупности и составляет всеобщее эмоциональное прошлое.

  • Первооткрыватель теории
  • Концепция феномена
  • Краткое изложение
  • Структура явления
  • Базовые архетипы
  • Мишель Фуко и его мнение
  • Проявление у русского народа
  • Некоторые возможные примеры
  • Возникновение в семейной жизни

Архетипы коллективного бессознательного по Юнгу

Первооткрыватель теории

Известный швейцарский психоаналитик К. Г. Юнг.

При рассмотрении этой теории Юнг продвинулся дальше и обогнал Фрейда, несмотря на принятие от своего учителя то, что его основополагающие идеи о сознательном процессе никак не объясняются физиологией и структурой человеческого мозга, а также то, что по своей воле человек не может творить психику.

Концепция феномена

 Эго — ядро области сознания,

Если говорить об этой теории кратко, то в своей концепции знаменитый швейцарский психоаналитик Карл Юнг доказывал, что личность человека состоит из трёх разных, но взаимосвязанных между собой структур. Эго — ядро области сознания, являющееся центральным компонентом, представляющим собой совокупность мыслей, чувств, ощущений и памятных воспоминаний, с помощью которых человек имеет способность осознавать своё единство и воспринимает себя в виде отдельно взятого индивидуума.

Бессознательное личное сочетает в себе конфликты, моменты и жизненные воспоминания, которые когда-то были значимы для нас, но теперь стали забыты. Это понятие можно также представить как подавленные в сознании эмоциональные впечатления, которым не хватило значимости и яркости, чтобы запомниться.

Краткое изложение

Теория Юнга говорит, что массовое бессознательное представляет собой феномен, исходя из понятия которого каждый индивидуум является носителем опыта всеобщего развития. Он проходит импульсами через структуру мозга и находит своё выражение в схемах поведения, которые активируются в какой-то отдельно возникшей ситуации. Стоит выделить несколько основополагающих тезисов:

Отголоски жития предков-животных.

Теория коллективного бессознательного Юнга гласит, что для максимальной связи с ним требуется амплификация, то есть расширение сознания, осмыслившего свои глубинные основания. Через неё психолог видел не только связь с бессознательным, но и возможность терапии невротических расстройств. Он полагал, что налаживание этой связи ведет, как это ни парадоксально, к индивидуации.

Архаическое наследие человечества,

Юнг всегда старался акцентировать внимание на том, какой мощью и опасностью наделено архаическое наследие человечества, которое таится в конструкциях КБ. Ученый отмечал, что психологически все разумные существа на планете до сих пор находятся на этапе детства. У них нет необходимого опыта для развития и биолого-психической фиксации фактов культуры.

В качестве ресурсов для сдерживания закоренелой агрессивности людей и их постоянного стремления к власти Юнг предлагал провозглашение гуманизма в социуме и демократический строй как форму организации коллективной жизни.

Автор других трудов по психологии, Карл Густав, утверждал: личное сознательное, которое состоит из возможных содержаний, являвшихся когда-либо осознанными, было забыто и вытиснилось из памяти. КБ подразумевало собой, что его составляющие никогда не существовали в самом сознании и ни разу не были приобретены индивидуально, а являются элементом всеобщего наследия.

Структура явления

Важно изучить подробнее глубинный перечень составляющих КБ, чтобы понять его структуру. Краткое содержание параметров коллективной бессознательности:

Структура явления

  • наследственность;
  • совокупность архетипов, которые являются хорошими образцами проявления инстинкта;
  • историческая формация в природе, где поведенческие образы у всех народов абсолютно идентичны, всё это может являться у каждого единственным основанием для утверждения факта жизни души;
  • невозможность воли осуществлять контроль.

Иначе говоря, мы все с рождения подключены к КБ, это передается нам по наследству, информация, поступающая из КБ, не поддается сознанию и явлениям психики, имеющим к ней отношение (воля).

Базовые архетипы

Если исследовать архетипы коллективного бессознательного, то можно отметить такой момент: у всех народов в их опыте КБ присутствуют образы с какими-либо сюжетами, которые повторяются между собой и имеют глубоко спрятанное родство (например, мифы, легенды, предания).

Базовые архетипы

Это понятие может быть обнаружено в человеческой психике посредством снов и во время вовлечения себя в изменённые сознательные состояния. Следуя философии Юнга, главными архетипами КБ будут рассматриваться следующие:

  1. Мать, олицетворяющая исток альтруизма в личности человека, ощущение связи с ней и природой, поглощение этими составляющими до лишения собственного Я.
  2. Герой, символизирующий своё рвение к борьбе за независимость, к отстаиванию свободы, направляющий себя на преодоление любых препятствий и нацеленный на достижение возвышенной цели.
  3. Старик, олицетворяющий философское мировосприятие, знакомый с нормами, правилами и ограничениями, прошедший через трудности и знающий на собственном опыте их решение, передающий личный и накопленный временем опыт.
  4. Дитя, символизирующее высокую положительную внутреннюю энергетику, независимость в действиях и направленность на творчество.

Мишель Фуко и его мнение

Мишель Фуко и его мнение

У психолога и философа Мишеля Фуко, который был научным представителем антипсихиатрии и основателем Первой французской кафедры психоаналитики, бытовало мнение, что общественная коллективная бессознательность в области психологии — это глубинная совокупность архетипов, а в философии она представляет собой бессознательное в культуре (культурное) и истории (историческое).

Проявление у русского народа

Важно понимать, что это явление касается не только какой-либо группы людей, но и целого народа. КБ у русской нации имеет личный архетип Отечества. Если следовать старинной мудрости казаков, то Отечество является подарком наших отцов, дедов и прадедов. Это наша земля, страна и Родина. Отечество — это всё и даже больше, накопленное со старых времён вплоть до наших дней.

Русский народ готов бороться и погибать за свою Родину,

Русский народ готов бороться и погибать за свою Родину, об этом говорит наследие патриотизма. Исторически сложилось, что Отечество у россиян может принадлежать только к имперскому. Благодаря этому архетипу царская империя набрала мощь и перешла в советскую.

Система коллективной бессознательности может составлять отражение природы человека. В случае разрушения коллективных бессознательных архетипов может так сложиться, что произойдут нарушения в психике людей. И наоборот, если народ придерживается своей традиционной культуры, тогда психика нации нормализуется. Поэтому, согласно К. Г. Юнгу, искажение архетипов приведёт к гибели психического здоровья нации.

Некоторые возможные примеры

Примеры коллективного бессознательного в реальности можно выявить во время анализа поведения человека, который пребывает в толпе. Здесь оно проявляется посредством следующих поведенческих типов (говоря научными терминами):

Объединяющее массовость поведения

  • объединяющее массовость поведение во время забастовок и различных выступлений — единый заряженный эмоциональный фон;
  • разъединяющее массовость поведение — тип, где паника и хаос;
  • эмоциональное потрясение людей и механизмы поведения в неординарной ситуации начинают работать с выработанным инстинктом выживания.

Возникновение в семейной жизни

Более простой пример проявления КБ — смерть одного из членов семьи, где есть маленький ребенок. Факт внезапного отключения из коллективного сознательного умершего оставляет соответствующую информацию в психологическом пространстве. Это чувствует маленький человечек, он владеет этой информацией, она относится к нему. Но сознание этого факта не воспринимает, поскольку оно принадлежит малышу и еще не имеет достаточной базы для возможности осмыслить.

Как уберечь ребенка от стресса

Стараясь уберечь ребенка от стресса, от него скрывают, что родной человек умер, то есть выключен из общего психического пространства. К примеру, они говорят, что близкий уехал надолго или улетел в космос. В силу своего возраста малыш верит словам взрослых, он иначе не может.

Но в какой-то момент ребёнок начинает словно оплакивать это событие так, будто знает правду. Он может стать капризным, неуправляемым и постоянно плакать из-за сущих мелочей. Он способен потребовать некую вещь (в том числе принадлежащую умершему) и, не получив ее, начнёт отчаянно оплакивать факт того, что не может прикоснуться к ней. Это и будет ярким проявлением действия коллективного бессознательного.

Читайте также: