Критика науки ницше кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ницше — великий человеконенавистник. Суть его учения выражена в песне Заратустры. Ницше, как и всех великих людей нужно читать в молодом возрасте, когда только начинаешь жить, чтобы выбрать для себя жизненные приоритеты.

Мне очень запомнилось выражение Ницше про людское общество и я с ним согласна:

Учение Ницше очень любил, например, Адольф Гитлер. Символ фашизма — крест олицетворяет Солнце, так и Заратустра воспевал солнце и Ра.

Основная мысль учения Ницше: Человек сильнее и выше Бога! Ницше хотел заставить поверить людей в то, что им всё подвластно.

Учение Ницше приводит к жестокости и отказу даже от своих близких и от Бога, прочитав Ницше можно пустить ся во все тяжкие.

В чем особенность учения Ф. Ницше о справедливости и о праве

Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) – немецкий мыслитель, представитель иррационализма и волюнтаризма, профессор филосо­фии Базельского университета.

Учение Ниц­ше очень противоречиво, поэтому к его наследию обращались и реак­ционные, и прогрессивные мыслители. Рассмотрим основные положе­ния его учения.

Источник справедливости – сила и обмен притязаниями. «Спра­ведливость возникает первоначально среди приблизительно одинаково могущественных.. .Где нет точно различимого превосходства в силе и борьба привела бы к бесплодному обоюдному вреду, там возникает мысль о соглашении и об обсуждении взаимных притязаний: первона­чальный характер справедливости есть характер обмена.

Обратимость прав и обязанностей.

Воля к власти.

Право производно от воли к власти, от силы.

Несостоятельны есте­ственно-правовая доктрина, идеи свободы и равенства.

Право победителя в войне – осно­ва аристократического правопорядка. Право в мирном порядке фиксирует результаты войны различных воль и предполагает согла­шение неких борющихся сил.

Принцип неравенства правовых притязаний. Неравенство прав -условие права вообще. Право есть преимущество. Органическая связь права с насилием определяет отношение к справедливости. Правовая справедливость исходит от различных индивидов и зависит от того, относятся они к аристократическим типам или являются обычными людьми.

Человек сам по себе не обладает ни правами, ни достоинства­ми, ни ценностями.

Мораль – орудие слабых, рабов против господ для низвержения сильных и установления власти слабых.

Время мелкой политики прошло: двадцатое столетие будет време­нем большой политики – борьбы за мировое господство, невиданных ранее войн. Вокруг понятия политики будет развязана духовная война.

Фридрих Ницше: кратко о философе и философии

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 г. в немецком городе Рёккене.

Его отец, лютеранский пастор, умер, когда Фридриху было всего четыре года.

Через полгода после этого трагического события умер двухлетний брат Ницше. Фридрих остался с матерью и двумя сестрами. Впоследствии он говорил, что уход отца и брата оказал на него очень сильное эмоциональное воздействие.

В возрасте 14–19 лет Фридрих Ницше учился в одном из лучших интернатов Германии, затем продолжил образование сначала в Боннском университете, а потом в Лейпцигском университете, где проявил особый интерес к филологии (академическая дисциплина, которая занималась главным образом интерпретацией библейских и классических текстов).

В это время Ницше, который с подросткового возраста сочинял музыку, познакомился с известным композитором Рихардом Вагнером (Ницше был большим его поклонником).

Знакомство переросло в близкую дружбу, которая оказала на Ницше огромное влияние (спустя 20 лет он отзывался о ней как о самом большом своем достижении за всю жизнь). Уже в возрасте 24 лет, будучи еще студентом и не закончив свою диссертацию, Ницше был приглашен на должность профессора классической филологии в Базельский университет.

Книга получила высокую оценку от Вагнера, но была встречена резкой критикой, в частности со стороны Ульриха Виламовица-Мёллендорфа (1848–1931), который считался самым авторитетным филологом Германии того времени.

Ницше преподавал в Базельском университете до 1879 г.

В возрасте 34 лет здоровье Ницше ухудшилось настолько, что ему пришлось оставить преподавание в университете.

В 1878–1889 гг. здоровье Ницше ухудшалось, он путешествовал по разным немецким, швейцарским и итальянским городам и написал 11 книг.

3 января 1889 г. у него случился нервный припадок, когда он увидел, как на улице избивают лошадь кнутом…
Душевное здоровье больше не вернулось к Ницше, вплоть до смерти 25 августа 1900 г.

Философские взгляды Фридриха Ницше

Во время психической болезни о Ницше заботилась его сводная сестра Элизабет Фёрстер-Ницше.

Она была вдовой известного германского антисемитского идеолога и, став распорядительницей литературного наследия Ницше, выборочно публиковала его труды.

Сам того не желая и не зная об этом, он приобрел статус знаменитости в Германии и стал практически нацистской иконой: его отрывочные и искаженные философские работы использовались для продвижения этой идеологии. Только после завершения Второй мировой войны работы Ницше были опубликованы без искажений.

Нигилизм

В конце XIX в. с ростом влияния Германии и бурным развитием научной мысли многие немецкие философы с оптимизмом относились к современной им жизни. Ницше же считал свою эпоху смутным временем, отмеченным фундаментальным кризисом ценностей.

Ему так понравился этот образ жизни, что он решил там остаться еще на десять лет. После возвращения в общество он объявил, что Бог умер. По утверждению Ницше, прогресс науки привел к тому, что люди уже не обращают внимания на ценности христианства и больше нет того мощного влияния на цивилизацию со стороны религии, которое определяет, что есть добро и что есть зло.

Ницше фактически был критиком христианства, но еще более яростно он выступал против атеизма и опасался, что тот может стать следующим логическим шагом.

Философ не утверждал, что наука предлагает новый набор ценностей, который заменит христианские заповеди. Наоборот, он говорил, что на смену христианской морали придет нигилизм – отрицание всех убеждений и норм.

Ницше полагал, что человеку всегда необходимо знать источник ценностей и смысла. Он заключил: если наука не сможет стать этим источником, то он появится в других формах, например в форме агрессивного национализма. Ницше не выступал за возвращение к традициям христианства.

Скорее он пытался понять, как избавиться от этой формы нигилизма через утверждение жизни.

Воля к власти

Теорию Ницше о воле к власти можно разбить на две части.

Во-первых, Ницше считал, что всё в мире находится в состоянии потока и состояния неподвижности не существует. Понятия смысла, знаний, истины постоянно меняются, а основу изменений составляет так называемая воля к власти.

Согласно Ницше, Вселенная состоит из подобных желаний.

Во-вторых, воля к власти – индивидуальное, фундаментальное стремление к властвованию, которое проявляется в доминировании и независимости. Она значительно сильнее желания секса или выживания и может выражаться по-разному.

Согласно Ницше, воля к власти иногда проявляется в форме насилия или физического доминирования. Но ее можно обратить вовнутрь, и тогда человек будет стремиться управлять собой (а не другими).

Чтобы принять философию утверждения жизни и руководствоваться ею, необходимо согласиться с идеей изменений и осознать, что перемены – единственное, что постоянно в жизни.

Роль человека

Согласно Ницше, существуют животные, человек и сверхчеловек.

Когда человек научился контролировать свои инстинкты и рефлекторные импульсы для получения большей выгоды (цивилизация, знания, духовность), он перестал быть животным. Воля к власти у человека смещается с внешнего локуса (контроль над другими) на внутренний (самосовершенствование).

Процесс самосовершенствования сложен: человек постоянно подвергается искушению все бросить (два таких примера, когда человек действительно всё бросает, согласно Ницше, – нигилизм и христианская мораль).

В попытке достичь внутреннего совершенства человек стремится стать сверхчеловеком, то есть обладать полным контролем над собой (это желание отсутствует у животных) и совестью (которой нет у человека). Сверхчеловек отличается глубокой любовью к жизни, без жалоб принимает постоянную борьбу и страдания.

Таким образом, согласно Ницше, человек – переходная форма к сверхчеловеку.

Истина

Ценности

Ницше называл мораль фикцией и считал, что необходимо провести переоценку ценностей, так как они не объективны. Особенно критично он относился к христианской морали, утверждая, что на фундаментальном уровне она противоположна жизни и даже враждебна ей.

Например, по словам Ницше, основная концепция христианства о загробной жизни обесценивает природные инстинкты человека, принижает важность настоящей жизни и делает человека слабым.

В поисках основ моральности Ницше не стремился заменить христианство чем-то иным. Скорее, он верил, что, осознав истинную природу морали, люди станут честнее и реалистичнее в своих мотивах и отношении к жизни.

Вечное возвращение

Возможно, самая сложная теория Ницше – метафизическая теория вечного возвращения.

Ее суть, как и в остальных работах Ницше, заключается в утверждении жизни.

Идея вечного возращения существует уже не одно столетие. Классической ее метафорой стало изображение Уробороса – дракона, или змеи, пожирающего собственный хвост, – времен Возрождения.

В теории Ницше о вечном возвращении присутствует идея о цикличности времени: люди проживают каждый момент жизни снова и снова бесконечное число раз, и каждый раз он одинаков.

(Следовательно, каждый момент, который проживает человек, происходит в вечности, и человек должен принять этот факт и радоваться этому.)

Фридрих Ницше считается одним из первых философов-экзистенциалистов, и его влияние было огромным.

Помимо прочего, акцент на утверждении жизни и вызов морали и христианству сделали его одним из главных философов своего времени.

В книге К генеалогии морали Фридрих Ницше анализирует и критикует христианство, которое он связывает с аскетическим идеалом. В конце третьей главы Что означают аскетические идеалы? Ницше анализирует альтернативы, в том числе науку. По мнению Ницше науку нельзя рассматривать как подлинную альтернативу, поскольку, по сути дела, наука возвращается к прежнему аскетическому идеалу. Ниже несколько цитат из разделов 23 — 25.

‘Истина как раз противоположна тому, что утверждается здесь: наука нынче начисто лишена какой-либо веры в себя, не говоря уже об идеале над собой, — и где она есть все еще страсть, любовь, пыл, страдание, там она выступает не антиподом аскетического идеала, а, напротив, новейшей и преимущественнейшей формой его.’

‘Действительно, как было сказано, противоположное: где она [наука] не предстает новейшею формою проявления аскетического идеала — дело идет здесь о крайне редкостных, преимущественных, отборных случаях, едва ли смогших бы спровоцировать перегиб в общем суждении, — там наука оказывается нынче неким пристанищем для всякого рода унылости, безверия, гложущих червей, despectio sui, нечистой совести — там она само беспокойство отсутствия идеалов, страдание от дефицита великой любви, неудовлетворенность недобровольной воздержанностью. О, чего только не скрывает нынче наука! сколько всего должна она, по крайней мере, скрывать! Трудолюбие наших лучших ученых, их обморочное прилежание, их денно и нощно коптящая голова, само их ремесленное мастерство — сколь часто смысл всего этого сводится к тому, чтобы намеренно пропустить сквозь пальцы нечто! Наука как средство самоусыпления: знакомо ли вам это?’

‘Они еще далеко не свободные умы: ибо они верят еще в истину…’

‘Но то, что принуждает к нему [аскетизму добродетели], та безуклончивая воля к истине, и есть собственно вера в аскетический идеал, хотя бы и под видом своего бессознательного императива, не следует питать на сей счет никаких иллюзий, — вера в метафизическую ценность, самоценность истины, как она единственно засвидетельствована и удостоверена этим идеалом (им держится она и с ним падает).’

‘Нет! Не говорите мне о науке, когда я ищу естественного антагониста аскетического идеала, когда я спрашиваю: «Где та враждебная воля, в которой выражается враждебный ему идеал? Науке для этого слишком еще недостает самостоятельности, она во всех отношениях нуждается в идеале ценности, в силе творящей ценности, на службе у которой она только и смеет верить в себя, — сама она никогда не творит ценностей. ‘

‘Оба они, наука и аскетический идеал, стоят-таки на одной почве — я уже давал понять это, — именно, на почве одинаковой преувеличенной оценки истины (вернее: на почве одинаковой веры в недевальвируемость, некритикуемость истины); в этом-то и оказываются они по необходимости союзниками — так что они, при условии что с ними приходится бороться, могут лишь сообща подвергаться нападению и стоять под одним общим вопросом.’

‘Даже с физиологической точки зрения наука покоится на той же почве, что и аскетический идеал: некое скудение жизни служит в обоих случаях предпосылкой — охлажденные аффекты, замедленный темп, диалектика, вытеснившая инстинкт, лица и жесты, оттиснутые серьезностью (серьезностью, этим безошибочнейшим признаком нарушенного обмена веществ, растущей борьбы жизненных функций).’

Информация

Фридрих Ницше, К генеалогии морали, гл. 3, Что означают аскетические идеалы? Цитаты из разделов 23 — 25.

Я услышал про отношение Ницше к науке:

Tyler Roberts, Skeptics and Believers: Religious Debate in the Western Intellectual Tradition, Lecture Twenty-One, Nietzsche — Religion and the Ascetic Ideal.

Ф-фия Ницше не организована в систему. "Волю к системе" Ницше считал недобросовестной. Его изыскания охватывают различн. вопросы Ф., религии, этики, психологии, социологии и т.д.

Сущность вещей, считает Ницше, это не научная или моральная, а слепая воля к власти. Все слабое Ницше презирает, а все сильное воспевает. Симпатии Ницше на стороне сильных личностей, способных вести за собой слабовольные массы.

Наследуя мысль Шопенгауэра (пессимист, Бог создан разумом Ч., все что есть создано разумом Ч.), Ницше противопоставляет свою Ф. классической традиции рац-сти, подвергая сомнению все "очевидности" разума.

Ницше даже не задумывается о науке. Для него есть только Ф. жизни "сверхчел-ка", жестокого и беспощадного ко всему слабому. Есть всемогущая воля, а разум не нужен в мире несправедливости. Здесь важно только стремление к власти. Отвергает рационализм и религию, как оправдание и защита слабости.

Ницше разрушает нововременной логоцентризм. Старые ценности его не устраивают. Науку он ставит не слишком высоко. Довольно часто "воля к истине" есть лишь выражение бессилия "воли к творчеству". Само понятие истины Ницше ставит под сомнение. Откуда известно, что истина есть? Чел-к интерпретирует, но не ради истины, а реализуя свое стремление к власти. Ницше решительно выступает против "малокровных" идеалов христианства, морали, науки.

Интеллект не познает, а конструирует мир, как это нужно для практич. потребности. Мышление метафорично (ищет аналогии), что связывает его с реальностью. Ч. конструирует мир исходя из своих индивидуальных способностей: у каждого в голове своя индив-ная мифология в условиях его стадного бытия.

28. Основные идеи диалектического и исторического материализма к. Маркса и ф. Энгельса

С точки зрение диалектико-материалистической философии материя постоянно находится в движении. Движение есть.

Единство материи, движения, пространства и времени.

Познание трактуется как деятельность людей, направленная на постижение свойств предметов и явлений объективного мира – природы, общества человека, а также свойств человеческого сознания.

Развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Суть исторического материализма:

· На каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности выступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственногог труда, материальное производство, распределение);

· Производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

· Указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

· Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

· В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации;

· Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно0политического строя;

· Уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

Когда перед нами появляется новый человек, мы стремимся понять его, узнать, чем он руководствуется в своих действиях, какие цели перед собой ставит и какими способами их достигает.

Но ведь в голову не проникнешь, а сам он не раскроет свой внутренний мир незнакомому человеку просто так. Существует отличный способ приблизиться к этому знанию: слова и действия - это отражение внутреннего мира человека, часть его. Даже психолог ничего не скажет о человеке, если тот будет молчать и бездействовать.

Любые слова и действия - это часть человека, потому что содержат его помыслы. Это как действие магнита на железную стружку. Внешне непримечательный брусок создает причудливые формы и завихрения.

С этой же точки зрения мы можем посмотреть на науку и религию. Ницше о них пишет так:

"Современная наука имеет своей целью (обеспечить) минимум страданий и максимум продолжительности жизни, т.е. своего рода вечное блаженство, правда, весьма скромное по сравнению с обетованием религий."

Действительно, изучая религиозные культы, мы отмечаем воздействие на чувства через яркие образы, специфические звуки, особенные запахи.

Наука же не предпринимает никаких усилий, чтобы расположить к себе, однако работает над созданием благ для человека здесь и сейчас. Она стремится облегчить жизнь и продлить ее, требуя, по меркам общества, весьма скромные ресурсы.

Удивительно, что когда призывают дать науке больше, многие выступают против.

Статья из цикла по труду Ф. Ницше "Человеческое слишком человеческое".

-мира-по-Геродоту-450-г.-до-н.э.-e1482072265229

Первое, что приходит на ум, когда мы слышим имя Фридриха Ницше – цитата о бездне или о смерти бога. Второе – идея о сверхчеловеке. Эта концепция немецкого философа была весьма популярна в его время, и сегодня ее также поддерживают многие. Но в ней есть парочка загвоздок.

Как же, по мнению Ницше, обычному человеку перейти в категорию сверхчеловека? Немец считал, что такими титанами могут стать лишь немногие – например те, кто сможет победить в себе мораль, отбросить ее нормы. Нужно помогать не другим людям, но себе. Таким образом, мы видим, что философия Ницше – это в некотором смысле философия анти-Просвещения, обратная его сторона. Тут смешались и богооставленность, и одиночество, и и попрание авторитетов и общепринятых норм. Отменяется понятие объективной истины, у каждого она теперь своя. Это индивидуализм и в то же время разобщенность общества, презрение к обычному, среднестатистическому человеку.

А вот еще мрачный анекдот: Ницше страдал от сифилиса (от него, как вы понимаете, и большинство психических недугов). Человек, похоже, сам поверил в то, что не должен придерживаться норм морали, и пошел вразнос. Сам себе разрешил – сам и отказался.

Сама идея сверхчеловека, безусловно, не может не импонировать: самосовершенствование, независимость и свобода – это прекрасно. Но Ницше доводит ее до такой крайности, что становится жутковато. Сверхчеловек представляется не титаном Просвещения, но самым что ни на есть Гитлером (по крайней мере, каким диктатор был в представлении его обожателей).

По мнению Ницше, лишь сильнейшие мира сего имеют право на достойное существование. Видимо, сам философ все-таки оказался не из их числа, и проверять на себе идеи человека, который закончил столько печально, лично мне не хочется.

Читайте также: