Ж я котин кратко
Обновлено: 17.05.2024
Котин Жозеф Яковлевич - заместитель Народного комиссара танковой промышленности СССР, главный конструктор Народного комиссариата танковой промышленности СССР, главный конструктор СКБ-2 Кировского завода, город Ленинград.
Родился 26 февраля (10 марта) 1908 года в городе Павлоград ныне Днепропетровской области Украины. Из семьи обрусевших поляков.
С 1923 года - слесарь котельно-механического завода в Харькове, одновременно учился на вечернем рабфаке. С 1927 года учился в Харьковском политехническом институте.
С 1930 года – в Красной армии, по спецнабору. В 1932 году окончил Военно-техническую академию имени Ф.Э. Дзержинского. В 1932 - 1937 годах проходил службу инженером, начальником проектно-конструкторского сектора, начальником отделения в научно-исследовательском отделе Военной академии механизации и моторизации РККА имени И.В. Сталина.
Также в предвоенный период СКБ-2 под руководством Котина разработало в 1940 году еще более мощный танк – изделие 220, на котором была установлена 85-мм танковая пушка, применена планетарная трансмиссия. Развернуты работы по созданию литых танковых башен, выполненные на Ижорском заводе. Велась разработка других танков и самоходных артиллерийских установок: тяжелого танка КВ-3, САУ с 152-мм пушкой Бр-2, легкого танка с противоснарядным бронированием Т-50. Однако до начала войны эти работы завершены не были.
Принял участие в разработке тяжелых танков КВ-1С, КВ-16, КВ-85, тяжелого танка с установкой нескольких орудий в невращающейся башне КВ-7, огнеметного танка КВ-8, тяжелого танка, вооруженного гаубицой калибра 122 мм КВ-9. Непрерывно улучшался серийный танк KB: была поставлена более мощная пушка 76-мм калибра ЗИС-5, литая башня, на лобовые листы корпуса наваривалась дополнительная броня. Весной 1942 г. началась разработка нового танка KB-13, который, будучи выполненным в массе среднего (порядка 30 т.), должен был обладать свойствами тяжелого.
В августе 1943 года танковые заводы СССР перешли к устойчивому выписку продукции для фронта, в связи с чем было принято решение об освобождении Котина от обязанностей заместителя Народного комиссара танковой промышленности СССР. Для концентрации усилий на конструкторской деятельности Ж.Я.Котин назначается главным конструктором и начальником опытного танкового завода № 100 в Челябинске. Им разработаны и поставлены на производство на ЧКЗ в конце 1943 года самоходная артустановка ИСУ-152 (заменившая СУ-152) и танк ИС-2 с мощной 122-мм пушкой Д-25 конструкции Ф.Ф.Петрова. Велось непрерывное улучшение серийных машин, для чего оперативно учитывался опыт боев на фронте, изучались новые образцы вражеской и союзной техники.
В 1945 году Котин вернулся в Ленинград на должность главного конструктора СКБ-2. 19 марта 1949 года в Министерстве среднего машиностроения СССР создается Всесоюзный научно-исследовательский институт (ВНИИ-100), главной задачей которого является конструирование новых танков и тракторной техники. Директором и главным конструктором института назначается Ж.Я.Котин. В 1951 году из состава ВНИИ-100 было выделено отдельное Опытное конструкторское бюро (ОКБТ) на базе Ленинградского Кировского завода, начальником и главным конструктором которого вновь назначен Котин.
С 1968 года - заместитель Mинистра оборонной промышленности СССР. С 1972 года – член научно-технического совета Министерства оборонной промышленности СССР.
Ж.Я. Костин скончался 21 октября 1979 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 7).
Депутат Верховного Совета СССР в 1946-1950 и в 1966-1970 годах.
Доктор технических наук (1943).
Лауреат четырёх Сталинских премий СССР (1941, 1943, 1946, 1948). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1968).
Военинженер 2 ранга.
Военинженер 1 ранга.
Генерал-майор технических войск (6.01.1942).
Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы (31.07.1944).
Генерал-полковник инженерно-технической службы (13.11.1965).
Генерал-полковник-инженер (1971).
На родине Героя, в городе Павлоград Днепропетровской области установлен памятник, в Санкт-Петербурге, на территории Кировского завода - бюст. Именем выдающегося конструктора названы улицы в Челябинске и Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский машиностроительный техникум, горная вершина на Тянь-Шане (Пик Котина, 4820 м). Мемориальные доски установлены на домах в Челябинске и Санкт-Петербурге, в которых жил Ж.Я. Котин.
Всё ближе знаменательная дата – 75-летие Великой Победы. В преддверии этого важнейшего в истории нашего Отечества события, предлагаю читателям ещё раз вспомнить трудовые подвиги и выдающихся изобретения советских военных инженеров-конструкторов. Они, как и многие труженики предприятий оборонной промышленности, внесли свой неоценимый и крайне важный вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне.
Во многом усилиями генерала Ж. Я. Котина советское танкостроение в годы Великой Отечественной войны продемонстрировало всему миру свою небывалую мощь, способность функционировать и наращивать обороты в самых сложных условиях, семимильное развитие инженерно-технической мысли.
Котин Жозеф Яковлевич родился 10 марта (по новому стилю)1908 года в Павлограде. В 1932 году он окончил Военно-техническую академию имени Ф. Э. Дзержинского. Тогда же Котин начал свою трудовую деятельность в качестве инженера конструкторского бюро научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации РККА.
Очень быстро Жозеф Яковлевич, благодаря своим талантам инженера-конструктора, поднялся по карьерной лестнице, возглавив свой отдел. В 1937 году 29-летний перспективный инженер получил должность главного конструктора Кировского завода (г. Ленинград).
За полтора года своей плодотворной и активной деятельности Жозеф Яковлевич совместно с ведущим инженером А. С. Ермолаевым участвовал в разработке двух машин. Ими были разработаны тяжёлый 55-тонный многобашенный танк СМК, а также концепция абсолютно нового типа тяжёлого танка прорыва, позже получившего наименование КВ-1.
Данные модели танков прошли суровое тестирование сталинскими апологетами из АБТУ РККА [1] , а затем на заснеженных и заболоченных полях сражений Советско-финской войны 1939-40 гг. По итогам войны против Финляндии на вооружение РККА были приняты два типа новейших тяжёлых танков – КВ-1 и КВ-2.
Аналогов этих тяжёлых танков прорыва, имевших 75-мм лобовое бронирование, и вооруженных 76-мм и 152-мм орудиями соответственно, на тот момент не существовало в мире. За ведущую роль в разработке и создании танков серии "КВ" 17 апреля 1940 года Жозеф Яковлевич был награждён первым своим орденом Ленина.
С началом Великой Отечественной войны инженер Котин был назначен заместителем наркома танковой промышленности и главным конструктором танкового завода в Челябинске.
Челябинский танковый завод (ЧТЗ) в первые месяцы войны выпускал тяжёлые танки КВ-2 и КВ-1. В дальнейшем при самом активном участии Котина на базе конструкторского бюро завода был освоен выпуск новых улучшенных и модернизированных вариантов танка КВ-1 – модификации КВ-1С и КВ-85.
В начале августа 1943 года специальной комиссией ГКО был принят на вооружение новейший тяжёлый танк ИС-1 (иначе ИС-85), разработанный и созданный на базе специального конструкторского бюро № 2, функционировавшего при ЧТЗ.
Сразу после налаженного серийного выпуска танков ИС-2 Жозеф Яковлевич, дважды награжденный орденом Красной Звезды, был освобождён от должности заместителя наркома танковой промышленности.
Это было сделано для того, чтобы он мог максимально эффективно и плодотворно вплотную заняться инженерно-конструкторской работой. 31 июля 1944 года Котину было присвоено звание генерал-лейтенанта инженерно-танковой службы, а через неделю ему вручили орден Отечественной войны 1-ой степени.
Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы Герой Социалистического труда Котин Жозеф Яковлевич. Вторая половина 1944 года.
Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы Герой Социалистического труда Котин Жозеф Яковлевич. Вторая половина 1944 года.
В период с осени 1943 по июнь 1945 гг. конструкторами СКБ-2 на базе ЧТЗ были созданы, опробованы и запущены в серийное производство три образца тяжёлых САУ – ИСУ-122, СУ-152, ИСУ-152. Эти самоходно-артиллерийские установки внесли солидный вклад в окончательный разгром сухопутных сил нацистской Германии и её элиты – бронетанковых частей.
За свой выдающий вклад в Победу в Великой Отечественной войне Жозеф Яковлевич Котин был 19 апреля 1945 года награждён полководческим орденом Суворова 2-ой степени.
Это награждение было отнюдь не случайным. Советское танкостроение в годы Великой Отечественной войны продемонстрировало всему миру свою небывалую мощь, способность функционировать и наращивать обороты в самых сложных условиях, семимильное развитие инженерно-технической мысли.
В период 1939-45 гг. по общему числу выпущенных танков и самоходно-артиллерийских установок (САУ), а также по количеству новых серийных моделей и прототипов Советский Союз обогнал все страны-участницы Второй мировой войны вместе взятые.
Ни одна войсковая оборонительная или наступательная операция в годы ВОВ не обходилась без танков и САУ, выпущенных на ЧТЗ. Всего в период с осени 1941 по лето 1945 гг. Челябинским танковым заводом было выпущено 18 000 танков и самоходок, 48 500 танковых дизельных двигателей и моторов, 17,7 млн. боеприпасов и заготовок к ним. Челябинское СКБ № 2 разработало 6 новых систем танковых двигателей и моторов, 13 экспериментальных образцов САУ и танков (в том числе КВ-7, огнемётный КВ-8, КВ-9, КВ-13, КВ-16, КВ-85).
Танки и самоходки, сошедшие с конвейеров ЧТЗ, в августе 1945 года приняли самое активное участие в разгроме японских вооруженных сил на территории Китая и Кореи. Практически сразу после окончания Второй мировой войны Жозеф Яковлевич получил орден Суворова 1-ой степени, а затем и третий по счёту орден Красной Звезды.
В конце 1945 года Котин вернулся в Ленинград, продолжив работу над новыми проектами бронетехники с учётом бесценного накопленного опыта военного периода. Уже 29 апреля 1946 года на вооружение Советской армии был принят новейший тяжёлый танк ИС-4, создателями которого были Ж. Я. Котин и его верный многолетний соавтор-помощник – главный инженер Н. Л. Духов.
В 1948 году Жозеф Яковлевич в четвёртый раз получил Сталинскую государственную премию за выдающиеся достижения в области танкостроения. Котин не остановился на достигнутом. Разработкой новых типов танков и САУ он непосредственно занимался ещё двадцать лет.
Жозеф Яковлевич стал одним из главных разработчиков уникального плавающего танка ПТ-76, который до сих пор не имеет равных себе аналогов, и состоит на вооружении двух десятков стран. Под руководством Котина был создан последний серийный тяжёлый советский танк Т-10, а также плавающий бронетранспортёр БТР-50П.
Из Харькова в Ленинград
Закончив параллельно с работой рабфак, Котин по настоянию родителей поступает учиться на медика. Но тяга к технике пересиливает, и он переводится на автомобильный факультет Харьковского технологического института. Оттуда в 1929 году за отличную учебу его командируют в ленинградскую Военно-техническую академию на факультет механизации и моторизации РККА. На защите дипломного проекта Котина присутствовал сам маршал М.Н. Тухачевский, тогда руководивший перевооружением армии. До 1937 года военинженер 3-го ранга Жозеф Котин работал в академии, где занимался танковым направлением, изучал вопросы десантирования тяжелой техники и дослужился до начальника научно-исследовательского отдела.
Танк-призрак
Танк КВ был разработан в кратчайшие сроки и испытан во время Советско-финской войны. Военные использовали его на линии Маннергейма, и ни одно орудие не смогло поразить усиленную броню танка. Однако пушка КВ оказалась недостаточно сильной для борьбы с фортификационными сооружениями противника. Через несколько дней после боя танк был принят на вооружение РККА. Уже к концу конфликта был разработан и опробован в боях танк КВ-2 с увеличенной огневой мощью.
Танк КВ-2 на полигоне в Кубинке
С началом войны Жозеф Котин назначается заместителем наркома танковой промышленности. Под его началом серийное производство тяжелых машин увеличивается вдвое. Прямо с завода выпущенные танки шли сразу в бой. Однако оставлять важнейшее предприятие под прицелом наступающего врага было рискованно, и принимается решение об эвакуации − Кировский завод вывозится на Урал.
Котин − генерал Танкограда
Танки ИС-2, участвовавшие в штурме Берлина
Создатель мирной техники
К моменту окончания Великой Отечественной войны коллектив Жозефа Котина разработал более 50 боевых машин. Под руководством самого молодого в Союзе генерала в течение войны Танкоград выпустил более 18 тысяч танков и самоходных установок.
В военном деле эпоха танков сменялась эпохой ракет, и здесь Котин тоже проявил себя как незаурядный конструктор. Под научным руководством самого Сергея Павловича Королева на Кировском заводе на базе котинских разработок создаются первые в СССР подвижные грунтовые комплексы с ракетным вооружением. Последней работой Котина в качестве главного конструктора Кировского завода стал первый в Союзе подвижный ракетный комплекс РТ-20П с межконтинентальной баллистической ракетой. В 1968 году Жозеф Котин становится замминистра оборонной промышленности СССР.
С 1972 года и до последних дней жизни Котин был членом Научно-технического совета Министерства оборонной промышленности СССР. Скончался Жозеф Яковлевич 21 октября 1979 года в Москве.
По воспоминаниям современников, Котин был талантливым организатором и незаурядным политиком. Он был готов реализовывать любые идеи вышестоящего начальства, будь то танк на воздушной подушке или танк с газотурбинным двигателем. Настойчивый, работоспособный, глубокомысленный, хорошо знающий и любящий людей – так о нем отзывались коллеги. Работа Котина была по достоинству оценена государством: Жозеф Яковлевич был Героем Социалистического Труда, лауреатом четырех Сталинских премий, награжден четырьмя орденами Ленина и другими наградами. Его имя носят улицы в Санкт-Петербурге и Челябинске, санкт-петербургская Академия машиностроения и горная вершина на Тянь-Шане.
В 1932 году окончил Военно-техническую академию им. Ф. Э. Дзержинского. В 1932-1937 годах — инженер, затем начальник конструкторского бюро научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации РККА [1] .
В 1941—1943 годах — заместитель наркома танковой промышленности СССР, главный конструктор Челябинского тракторного завода.
Возглавлял работы по созданию тяжёлых танков КВ-2, КВ-1, КВ-85, ИС-1. Котин является одним из создателей самого мощного танка 2-й мировой войны — ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой. В период 1943-1944 гг. под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.
В послевоенные годы Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой тяжёлого танка ИС-4 (1947), плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжёлого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортёра БТР-50П (на базе танка ПТ-76), а также трелёвочного КТ-12 (1948) и колёсного К-700 (1963) тракторов и др.
С 1968 года — заместитель министра оборонной промышленности СССР.
Депутат ВС СССР (1946—1950, 1966—1970).
Память
- На территории Кировского завода установлен мраморный бюст Жозефа Яковлевича.
- Именем конструктора названы улицы в Челябинске и Санкт-Петербурге.
- Также именем Котина названы Ленинградский машиностроительный техникум и горная вершина на Тянь-Шане (Пик Котина, 4820 м) [2] .
- На доме № 17 проспекта Ленина в Челябинске, где жил конструктор, ему установлена мемориальная доска.
- Также мемориальная доска Котину установлена в Санкт-Петербурге, где он жил. [3]
- В городе Павлограде, где родился конструктор, ему установлен памятник в виде тяжелого танка.
- В городе Челябинске, в школе № 86 есть музей в честь его имени.
Награды и звания
Примечания
Ссылки
А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О • П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Щ • Э • Ю • Я
Дважды Герои • Трижды Герои
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Котин, Жозеф Яковлевич" в других словарях:
КОТИН Жозеф Яковлевич — (1908 79) российский конструктор, генерал полковник инженерно технической службы (1965), заслуженный деятель науки и техники России (1968), Герой Социалистического Труда (1941). Под руководством Котина созданы тяжелые танки КВ и ИС, самоходные… … Большой Энциклопедический словарь
Котин Жозеф Яковлевич — (1908 1979), конструктор танков, генерал полковник инженерно техничнской службы (1965), доктор техничнских наук (1943), Герой Социалистического труда (1941). Член КПСС с 1931. Окончил Военно техничнскую академию имени Ф. Э. Дзержинского… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Котин, Жозеф Яковлевич — КОТИН Жозеф Яковлевич (1908 79), конструктор. Под руководством Котина в СССР созданы первые тяжелые танки СМК и КВ (1939), ИС (1943), тяжелые самоходные артиллерийские установки, тракторы: трелевочный КТ 12 (1948), колесный К 700 (1963). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Котин Жозеф Яковлевич — Ж. Я. Котин Жозеф Яковлевич Котин (10 марта 1908, Павлоград Днепропетровской области 21 октября 1979, Ленинград) советский конструктор танков и тракторов, генерал полковник инженерно технической службы, доктор технических наук. Содержание 1 … Википедия
Котин Жозеф Яковлевич — (1908 1979), конструктор, генерал полковник инженер технолог службы (1965), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1968), Герой Социалистического Труда (1941). Под руководством Котина созданы тяжелые танки КВ и ИС, самоходные артиллерийские… … Энциклопедический словарь
Котин, Жозеф Яковлевич — Род. 1908, ум. 1979. Конструктор, создатель тяжелой военной техники (танки КВ, ИС, ПТ 76, тракторы КТ 12 и К 700, САУ и др.). Лауреат Государственной премии СССР (1941, 1943, 1946, 1948), Герой Социалистического Труда (1941). Заслуженный деятель… … Большая биографическая энциклопедия
Жозеф Яковлевич Котин — Ж. Я. Котин Жозеф Яковлевич Котин (10 марта 1908, Павлоград Днепропетровской области 21 октября 1979, Ленинград) советский конструктор танков и тракторов, генерал полковник инженерно технической службы, доктор технических наук. Содержание 1 … Википедия
Котин, Жозеф — Ж. Я. Котин Жозеф Яковлевич Котин (10 марта 1908, Павлоград Днепропетровской области 21 октября 1979, Ленинград) советский конструктор танков и тракторов, генерал полковник инженерно технической службы, доктор технических наук. Содержание 1 … Википедия
Котин — фамилия. Известные носители: Котин, Владимир Григорьевич Котин, Жозеф Яковлевич См. также Улица Котина (Санкт Петербург) Котино Котины … Википедия
Этот материал посвящается 111-летию со дня рождения Жозефа Яковлевича Котина — выдающегося советского конструктора военной техники, Героя Социалистического Труда, доктора технических наук, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, внёсшего огромный вклад в укрепление обороноспособности своей страны.
Начало большого пути
Жозеф Яковлевич Котин родился 10 марта 1908 года в городе Павлограде Екатеринославской губернии в семье рабочего. В 1920 году семья Котиных переехала в Харьков, в то время бывший не только столицей Советской Украины, но и одним из крупнейших культурных и промышленных центров страны. Отец Котина Яков Антонович поступил на работу на один из харьковских заводов, а Жозеф пошёл учиться в городскую школу.
После окончания академии с 1932 по 1937 год военинженер 3-го ранга Ж.Я. Котин служил в Военной академии механизации и моторизации РККА им. И.В. Сталина (ВАММ) на различных должностях: инженером, начальником проектно-конструкторского сектора, начальником отделения в научно-исследовательском отделе. В 1935 году он лично участвовал в оригинальной разработке и практическом применении методики десантирования плавающих танков Т-37А и Т-38 с самолёта на бреющем полёте.
Новое назначение
В апреле 1937 года Ж.Я. Котин был назначен начальником танкового конструкторского бюро СКБ-2 на Кировском заводе (ЛКЗ) в Ленинграде. Необходимо отметить, что в то время небольшой коллектив СКБ-2 едва справлялся с конструкторским сопровождением серийного производства танка Т-28, над проектированием новых боевых машин почти не работал и собственной опытной базы не имел. Возглавив бюро, Котин занялся решением организационных вопросов: прежде всего, добился от руководства завода выделения и оборудования помещений для лабораторий и мастерских, предназначенных для опытных работ. Используя опыт, полученный в ВАММ, он занимался совершенствованием методов проектирования, привлечением квалифицированных кадров, создал в СКБ-2 группу перспективных разработок, много внимания уделял организации службы технической информации. Всё это в итоге принесло щедрые плоды.
В 1938 году обновлённый коллектив СКБ-2 приступил к работе по проектированию и созданию нового тяжёлого трёхбашенного танка с противоснарядным бронированием СМК, а затем и однобашенного тяжёлого танка КВ. Разработанный под руководством Котина танк КВ в декабре 1939 года Постановлением Комитета обороны при СНК СССР №443сс был принят на вооружение — это был первый отечественный серийный тяжёлый танк с противоснарядным бронированием. В феврале-марте 1940 года под руководством Котина был создан танк КВ-2 с более мощным вооружением — 152,4-мм гаубицей М-10, предназначавшийся прежде всего для уничтожения фортификационных сооружений.
До начала Великой Отечественной Войны в СКБ-2, возглавляемом Ж.Я. Котиным, велись работы по усовершенствованию конструкции тяжёлых танков и улучшению их боевых свойств: были спроектированы и изготовлены опытные тяжёлые танки Т-150 и Т-220, велись работы над танком КВ-3. Кроме того, появились проекты лёгкого танка Т-50 и самоходной артиллерийской установки с 152,4-мм пушкой Бр-2.
После эвакуации в Челябинск коллектив СКБ-2 занимался в основном работами по дальнейшему усовершенствованию тяжёлых танков. В Челябинске под руководством Котина были созданы тяжёлый танк КВ-1с, огнемётный танк КВ-8 и самоходная артиллерийская установка СУ-152, вооружённая 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С.
В июне 1943 года Котин стал главным конструктором и директором Опытного завода №100 в Челябинске. Под его непосредственным руководством были разработаны и поставлены на серийное производство в ЧКЗ тяжёлые танки КВ-85, ИС-1 и ИС-2, а также самоходные артиллерийские установки ИСУ-152 и ИСУ-122. В 1944 году он принимал непосредственное участие в проектировании тяжёлого танка ИС-3.
Послевоенная деятельность
После окончания Великой Отечественной войны, в конце 1945 года, Котин вернулся в Ленинград и был назначен главным конструктором СКБ-2 на ЛКЗ, а в феврале 1946 года — главным конструктором и директором филиала опытного завода №100. С 19 марта 1949 года Котин — первый директор и главный конструктор Всесоюзного научно-исследовательского института №100 (ВНИИ-100) по конструированию новых танков (с сохранением должности главного конструктора ЛКЗ). Послевоенная деятельность Котина в качестве конструктора также оказалась чрезвычайно плодотворной. Он руководил проектированием и разработкой многих боевых машин:
Кроме того, под его руководством был разработан ряд гусеничных шасси для артиллерийских установок и ракетных установок оперативно-тактического назначения.
Необходимо отметить, что кроме таланта конструктора Котин обладал редкими организаторскими способностями и умением правильно расставить своих подчинённых. Благодаря этому раскрылся творческий потенциал целой плеяды выдающихся советских конструкторов танков и самоходных артиллерийских установок, работавших под его началом: А.С. Ермолаева, Н.Л. Духова, Л.С. Троянова, Н.Ф. Шашмурина, Г.Н. Москвина и многих других.
В январе 1968 года Котин стал заместителем министра оборонной промышленности СССР, а с 1972 года и до последних дней жизни был членом Научно-технического совета Министерства оборонной промышленности СССР. Скончался Жозеф Яковлевич 21 октября 1979 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Вместо эпилога
Читайте также: