Использование лабораторного штатива кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технологическая карта урока

комплексное применение знаний и умений

Дидактическая цель урока:

создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверка уровня усвоения системы знаний и умений; способствовать формированию различных универсальных учебных действий

Цели по содержанию:

ознакомить учащихся с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии, основным лабораторным оборудованием, нагревательными приборами, его назначением и приёмами обращения с ним;

познакомить с физическими и химическими явлениями при горении свечи, закрепить знания о строении пламени; научить определять самую горячую зону пламени;

учить выполнять химический эксперимент с использованием спиртовки, нагревать жидкость в пробирке;

изучить инструкции по оказанию мер первой помощи при отравлениях и поражениях организма;

совершенствовать учебные умения школьников при выполнении практических действий, опытов;

формировать умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы;

развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность;

продолжать формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;

организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений с использованием тренажёров;

воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах.

Основные понятия темы:

Лабораторное оборудование, штатив (стержень, подставка, муфта, кольцо, лапка), спиртовка (резервуар, фитиль, колпачок), зоны пламени.

Методы обучения:

ФОПД:

фронтальная, индивидуальная, парная

Средства обучения:

Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 14-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2008. – 270 с.: ил.

Инструктивные карты ( Приложение 1 ), отчёты о проделанной работе ( Приложение 2 ), памятки по ТБ при работе в кабинете химии ( Приложение 3 ), инструкции по оказанию ПМП при отравлениях и поражениях организма ( Приложение 4 )

Лабораторный штатив, муфты (2 шт.), лапка, кольцо, пробирка, металлическая сетка, химический стакан (100 мл), фарфоровая чашка; спиртовка, спички; штатив для пробирок, пробирка, химический стакан (100 мл), колба, воронка, стеклянная палочка, шпатель, пробиркодержатель, тигельные щипцы, фарфоровая чашка.

Технические средства обучения: ноутбук для учителя, ж/к панель, ноутбуки для учащихся

Зрительный ряд:

Планируемые результаты:

овладение понятийным аппаратом урока;

приобретение опыта использования различных методов изучения химических явлений: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

умение проводить и описывать самостоятельно выполненные химические эксперименты, используя родной язык и язык химии;

умение делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей.

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач и др.

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций);

использование различных источников для получения химической информации;

постановка и формулирование цели и задач урока; формулирование и аргументация личного мнения

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах и др.

умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности

Использованная литература

Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. 8 класс: учебно-метод. пособие/ О.С.Габриелян, Н.Н. Рунов, В.И.Толкунов. – М.: Дрофа, 2005. – 304 с.

Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 14-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2008. – 270 с.: ил.

Давыдов В.Н., Злотников Э.Г. Техника безопасности при работах по химии. СПб – М.: САГА – ФОРУМ, 2008. 111 с.

Технология изучения темы

определять общие для всех и индивидуальные правила работы

умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий и корректировать их

слушать и понимать речь других

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие учителя. Проверка рабочего места: расположение учебных принадлежностей, наличие раздаточного материала, лабораторного оборудования

Мобилизовать учащихся, настроить на урок

формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности

Учащиеся слушают учителя, воспринимают информацию

Целеполагание и мотивация

Мотивировать учащихся на усвоение новых знаний.
Обозначить цель и задачи урока

формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других

принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

корректировать собственные ответы и ответы одноклассников

постановка и формулирование цели и задач урока; формулирование и аргументация личного мнения;

осознание учебно-познавательной задачи

Формулируют цель, дополняют друг друга, ставят обсуждают задачи, корректируют ответы одноклассников

– Рассмотрите предложенное вам оборудование.
– Выполнять работу будем согласно инструктивной карте (на столах), которая поможет нам логически выстроить действия и оформить результаты в отчётах

Рассматривают предложенное для работы оборудование, просматривают инструктивную карту и форму отчёта о проделанной работе

Организация и выполнение практического задания

умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенций)

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах

овладение понятийным аппаратом урока;

приобретение опыта использования различных методов изучения химических явлений: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

умение проводить и описывать самостоятельно выполненные химические эксперименты, используя родной язык и язык химии;

умение делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей

Правила техники безопасности при работе в кабинете химии

Работают с инструктивной картой ( Приложение 1 ), выполняют задания согласно предложенному плану работы
Просматривают слайды и обсуждают основные правила ТБ при работе в кабинете химии, получают памятки по ТБ ( Приложение 3 )

2) Изучите краткую инструкцию по оказанию мер первой медицинской помощи при различного рода отравлениях и поражениях организма.
( Приложение 4 )

Изучают инструкцию по оказанию мер ПМП при отравлениях и поражениях организма

Закрепляют полученные знания с помощью тренажёра, осуществляют само- и взаимопроверку

Часть 1. Лабораторный штатив и приёмы обращения с ним (Презентация, слайды 2, 22-25)

1) Ознакомьтесь с устройством лабораторного штатива.
Ш татив (см. рисунок) служит для установки и закрепления пробирок, колб, химических стаканов, тиглей, чашек, холодильников и т.д. при выполнении опытов.
Он состоит из массивной чугунной подставки (1), в которую ввинчен стержень (2). Чугунная подставка придаёт штативу устойчивость. На стержне при помощи муфт (3) укрепляют лапку (4) и кольцо (5).

2) Выполните описанные ниже приёмы работы с лабораторным штативом согласно инструкции

а) Рассмотрите детали, из которых собирается металлический штатив;
б) Закрепите муфту-зажим винтом на стрежне штатива;
в) Закрепите в зажиме лапку с помощью другого винта; ослабляя винт, переместите лапку с зажимом вверх и вниз по стрежню, устанавливая их на необходимой высоте.
г) Замените лапку в зажиме на кольцо; установите кольцо вместе с зажимом на различной высоте.
д) Соберите штатив таким образом, чтобы на стержне были укреплены одновременно лапка и кольцо на различной высоте, кольцо закрепите ниже, а лапку – выше.
е) Закрепите в лапке пробирку в вертикальном положении, отверстием вверх

Внимание!
Пробирка закреплена правильно, если её можно повернуть в лапке без больших усилий. Слишком крепко зажатая пробирка может лопнуть при нагревании.

ж) Укрепите пробирку в горизонтальном положении, не вынимая её из лапки. Для этого ослабьте винт зажима, крепящий лапку, и поверните лапку вместе с пробиркой на 900
з) Установите фарфоровую чашку для выпаривания на кольцо штатива, затем снимите её, используя для этого тигельные щипцы.
и) На кольцо штатива положите металлическую сетку, на неё поставьте химический стакан.
к) Установите в кольцо воронку, круглодонную колбу.
л) Разберите металлический лабораторный штатив, отсоединив лапку, кольцо и зажимы. Приведите рабочее место в порядок.

3) Оформите отчёт о проделанной работе.

Знакомятся с устройством штатива, выполняют описанные в инструктивной карте приёмы работы со штативом, оформляют отчёт о проделанной работе
( Приложение 2 )

Участвуют в обсуждении, дополняют друг друга, исправляют ошибки

Часть 2. Спиртовка и приёмы обращения с ней. Строение пламени

(Презентация, слайды 2, 26-30)
1) Ознакомьтесь с устройством спиртовки.

hello_html_m2284d38e.jpg

Спиртовка (см. рисунок) состоит из сосуда (резервуара) (3), в который налит спирт, фитиля (2), укреплённого в металлической трубке с диском (1), и колпачка (4).

2) Выполните описанные ниже приёмы работы со спиртовкой согласно инструкции

а) Снимите колпачок со спиртовки, поставьте его на стол. Проверьте, плотно ли диск прилегает к отверстию сосуда, оно должно быть закрыто полностью, иначе может вспыхнуть спирт в сосуде.

б) Зажгите спиртовку горящей спичкой.

Внимание! Нельзя зажигать спиртовку от другой горящей спиртовки! Это может вызвать пожар.
в) Погасите спиртовку, накрыв пламя колпачком.
г) Снова зажгите спиртовку и рассмотрите строение пламени: оно неоднородно – в нём можно выделить три зоны (см. рисунок)
Т ёмная зона (1) находится в нижней части пламени, она самая холодная. За ней самаяяркая часть пламени (2). Температура здесь выше, чем в тёмной зоне, но наиболее высокая температура – в зоне 3. Эта зона находится в верхней трети пламени.

д) Исследуйте каждую зону пламени, внося в них на короткое время спички. Быстрее других загорается спичка в верхней зоне пламени, медленнее – спичка во внутренней зоне.
е) В какую часть пламени необходимо помещать нагреваемый предмет? Почему?

3) Оформите отчёт

Выполняют действия согласно инструктивной карте, оформляют отчёт

Часть 3. Лабораторное оборудование и основные приёмы обращения с ним(Презентация, слайды 2, 32-53)

1) Изучите информацию о группах лабораторного оборудования.

Можно выделить несколько групп лабораторного оборудования:

I группа – стеклянная посуда
II группа – фарфоровая посуда
III группа – нагревательные приборы
IV группа – приборы для фиксации и закрепления посуды

Стеклянная посуда может быть сделана из толстого (нетермостойкого) стекла и, соответственно, из термостойкого стекла (тонкостенного).
Посуда из термостойкого стеклаиспользуется для проведения операций, сопровождающихся изменением температуры (нагревание, охлаждение).
Посуда из толстого стекла предназначена для хранения реактивов или проведения простейших операций, не сопровождающихся изменением температуры.

2) Ознакомьтесь с назначением лабораторного оборудования (таблица)

3) Осуществите нагревание воды в пробирке

Налейте в пробирку 1-2 мл воды. Закрепите пробирку в пробиркодержателе у отверстия. Нагревание проводите в верхней зоне пламени. Нагревайте осторожно сначала всю пробирку, а затем ту часть, где находится вода. Поставьте пробирку в штатив для пробирок.

Выполняют действия согласно инструктивной карте, оформляют отчёт о проделанной работе.

5) Оформите отчёт

Выполняют само- и взаимопроверку с помощью тренажёр

Сделайте общий вывод по проделанной работе, исходя из цели урока(Презентация, слайд 54)

Обобщение, подведение итогов урока

Обобщить полученные знания,

умение управлять своей познавательной деятельностью

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

– Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Достигли мы цели урока?
– Где могут пригодиться полученные вами знания?
– Приберите рабочее место

Учащиеся воспринимают, осмысливают вопросы учителя, дают ответы, корректируют высказывания одноклассников.

Прибирают рабочие места

Оценить свою деятельность на уроке

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования

оценивать результаты решения поставленных задач;

давать оценку деятельности на уроке

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения

1. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

2. Строго соблюдайте указанные учителем меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай.

3. Не пробуйте вещества на вкус.

4. Твёрдые вещества берите из баночек только сухой ложкой или сухой пробиркой. Наливайте жидкость и насыпайте твёрдые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирки дно и не имеет ли она трещин.

5. При выяснении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу (рис. 115).


Рис. 115.
Ознакомление с запахом вещества

6. Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы открытый конец её был направлен в сторону и от себя, и от соседей. Производите опыты только над столом.

7. В случае ожога, пореза или попадания едкой и горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю или лаборанту.

8. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.

9. Не загромождайте своё рабочее место предметами, которые не потребуются для выполнения опыта. Работайте спокойно, без суетливости, не мешая соседям.

10. Производите опыты только в чистой посуде. Закончив работу, вымойте посуду. Банки и склянки закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты. Пробки открываемых склянок ставьте на стол только тем концом, который не входит в горлышко склянки.

11. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями.

12. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Лабораторное оборудование

В процессе выполнения практических работ в химической лаборатории используют лабораторный штатив и нагревательные приборы. Предварительно ознакомьтесь с их устройством и основными приёмами обращения с ними.

1. Устройство лабораторного штатива. Штатив (рис. 116) служит для укрепления частей химических установок при выполнении опытов. Он состоит из массивной чугунной подставки (2), в которую ввинчен стержень (2). Массивная подставка придаёт штативу устойчивость. На стержне при помощи муфт (3) укрепляют лапку (4) и кольцо (5).


Рис. 116.
Лабораторный штатив

Муфты с укреплёнными в них лапкой и кольцами можно перемещать вдоль стержня и закреплять в нужном положении. Для этого при помощи винта необходимо ослабить крепление муфты к стержню и, поставив её на необходимую высоту, закрепить.

2. Использование лабораторного штатива. Снимите с установленного на столе штатива лапку и кольцо следующим образом. Ослабьте винт крепления муфты со стержнем и, поднимая муфту с лапкой или кольцом вверх, снимите её со стержня штатива. Затем освободите лапку и кольцо от муфты. Для этого поверните против часовой стрелки винт, удерживающий лапку и кольцо, и выньте их из муфты. Рассмотрите устройство муфты.

Наденьте муфту на стержень штатива так, чтобы винт, закрепляющий её, был справа от стержня штатива, а стержни лапки или кольца укреплялись бы таким образом, чтобы их поддерживал не только винт, но и муфта (см. рис. 116). При таком креплении кольца и лапки они никогда не выпадут из муфты.

Закрепите в одну муфту кольцо, а в другую — лапку. Укрепите в лапке пробирку в вертикальном положении, отверстием вверх. Пробирка укреплена правильно, если её можно повернуть в лапке без больших усилий. Слишком крепко зажатая пробирка может лопнуть, особенно при нагревании. Пробирку, как правило, зажимают около отверстия. Эту же пробирку поверните в горизонтальное положение, чтобы винт лапки был сверху.

На одно кольцо штатива положите сетку, на неё поставьте стакан. На втором кольце установите фарфоровую чашку без сетки.

3. Приёмы работы со спиртовкой (газовой горелкой). Спиртовка (рис. 117) состоит из сосуда (резервуара) (1), в который налит спирт, фитиля (2), укреплённого в металлической трубке с диском (3), и колпачка (7). Снимите колпачок со спиртовки и поставьте его на стол. Проверьте, плотно ли диск прилегает к отверстию сосуда, оно должно быть закрыто полностью, иначе может вспыхнуть спирт в сосуде.



Рис. 117. Спиртовка

Зажгите спиртовку горящей спичкой. Нельзя зажигать её от другой горящей спиртовки! Это может вызвать пожар. Погасите спиртовку, накрыв пламя колпачком.

4. Строение пламени. Зажгите ещё раз спиртовку и рассмотрите, какое строение имеет пламя. Пламя (см. рис. 117) имеет три зоны. Тёмная зона (4) находится в нижней части пламени, она самая холодная. За ней самая яркая часть пламени (5). Температура здесь выше, чем в тёмной зоне, но наиболее высокая температура — в зоне 6. Эта зона находится в верхней трети пламени спиртовки.

Чтобы убедиться в том, что различные зоны пламени имеют разную температуру, можно поставить следующий опыт. Поместим лучинку (спичку) в пламя спиртовки так, чтобы она проходила через зону 4. Через некоторое время мы увидим, что там, где лучина пересекла зоны 5 и 6, она обуглилась сильнее. Следовательно, пламя в этих зонах горячее.

Наблюдение показывает, что для быстрейшего нагревания нужно использовать самую горячую часть пламени (в). В неё и помещают нагреваемый предмет.

5. Посуда. Большинство опытов проводят в стеклянной посуде: пробирках, химических стаканах, колбах (рис. 118). Во время опыта в них приходится перемешивать содержимое. В пробирке, как правило, смешивают малые количества веществ (не более 2 мл). Высота столбика жидкости при смешивании растворов в пробирке не должна превышать 2 см.



Рис. 118. Образцы химической посуды: а — пробирка; б — химический стакан; в — колба

Запрещается встряхивать пробирку, закрывая отверстие пальцем. Во-первых, попадание любых количеств химических реактивов на кожу опасно; во-вторых, при этом в пробирку могут попасть загрязнения, и опыт не получится.

Перемешивание растворов в пробирке производят быстрыми энергичными движениями (постукиваниями), как показано на рисунке 119. В колбе содержимое перемешивают круговыми движениями, а в стакане — стеклянной палочкой, надев на её конец отрезок резиновой трубки, чтобы не повредить стенку стакана.


Рис. 119.
Перемешивание растворов в пробирке

Для переливания жидкостей из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом применяют воронки (рис. 120). Их используют и для фильтрования. В этом случае в воронку вкладывают бумажный фильтр (кружок фильтровальной бумаги), который вырезают по размеру воронки.


Рис. 120.
Химическая воронка

Сначала фильтровальную бумагу надо сложить и обрезать, как показано на рисунке 121, а затем вложить в воронку и смочить водой, чтобы она плотнее прилегала к стенкам воронки и чтобы сухой фильтр не впитал фильтруемую жидкость (если её мало, то можно вовсе не получить фильтрата).


Рис. 121.
Последовательность изготовления бумажного фильтра

При фильтровании жидкость наливают на фильтр по палочке тонкой струёй, направляя её на стенку воронки, а не на непрочный центр фильтра, чтобы его не разорвать. Через фильтр проходит прозрачный фильтрат, а на фильтре задерживается осадок. Для последующей работы может понадобиться и то, и другое.

Для выпаривания используют фарфоровые чашки (рис. 122).


Рис. 122.
Фарфоровая чашка для выпаривания

Выпаривание применяют, когда нужно выделить растворённое вещество из раствора. В фарфоровую чашку наливают раствор так, чтобы он занимал не более 1/3 объёма чашки. Устанавливают чашку на кольце штатива и нагревают на открытом пламени при постоянном помешивании, чтобы выпаривание шло равномерно.


Рис. 123.
Прибор для получения газов

Для получения газов используют простейший прибор, который состоит из колбы или пробирки и плотно входящих в них пробок с газоотводными трубками (рис. 123), или аппарат Кирюшкина (рис. 124).


Рис. 124.
Аппарат Кирюшкина

Прибор, собранный для получения газов, всегда вначале проверяют на герметичность (рис. 125). Для этого кончик газоотводной трубки опускают в стакан с водой, а колбу или пробирку плотно обхватывают ладонью.


Рис. 125.
Проверка на герметичность прибора для получения газов

От тёплой ладони воздух в сосуде для получения газа расширяется, и, если прибор собран герметично, из газоотводной трубки выходят пузырьки воздуха.

Сборку штатива проводят в следующем порядке (рис. 34.):

сначала ввинчивают стержень в подставку; нужно следить за тем, чтобы стержень был до отказа ввинчен в подставку ;

затем закрепляют на стержне зажимы (муфты);

затем присоединяют лапки и кольца; обратите внимание на правильное положение лапки или кольца в зажиме (муфте) (рис. 35); также следите за тем, чтобы зажимы прочно удерживали лапки и кольца: иначе при проведении опыта стеклянный прибор может разбиться;

после закрепления лапки (или кольца) в зажиме можно приступать к укреплению пробирки или другого стеклянного прибора.





Рис. 34. Приемы обращения с лабораторным штативом:

1– ввинчивание стержня; 2 – закрепление зажима на стержне;

3 – закрепление лапки в зажиме; 4 – закрепление пробирки в лапке.

Рис. 35. Крепление лапки или кольца в зажиме: а – правильное; б – неправильное.

При закреплении пробирки в лапке штатива следует соблюдать следующие правила:

пробирку зажимают около отверстия, а не на середине (рис. 36), чтобы можно было нагревать ее поверхность по всей длине;

пробирка должна быть зажата в лапке так, чтобы она не выпадала из лапки и вместе с тем ее можно было передвигать (крепко зажатая пробирка может лопнуть).




Рис. 36. Крепление пробирки в лапке: а – вертикально; б – горизонтально.

Рис. 37 . Крепление колбы в лапке

Для укрепления в стакане на кольцо штатива кладут специальную асбестированную сетку, а на нее ставят стакан. Фарфоровую чашку можно помещать на кольцо штатива без сетки.

Правила обращения с реактивами.




Рис. 38. Склянки с этикетками.

Некоторые реактивы, изменяющиеся под действием света, хранят в склянках из оранжевого или темного стекла, дополнительно эти склянки также оборачивают черной бумагой. Есть реактивы, которые нельзя хранить в стеклянной посуде, например, плавиковую кислоту, которая вступает во взаимодействие со стеклом. Такие реактивы хранят в полиэтиленовой таре.


Запомните!

Насыпать или наливать вещества можно только над специальным подносом.

Для опыта брать только указанное количество вещества; если таких указаний нет, то объемы веществ не должны превышать 1 см 3

Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью шпателя, ложечки, пробирки, но не руками (рис. 39).

Рис. 39. Взятие пробы сухого вещества: а – шпателем; б – пробиркой.

Нельзя использовать один и тот же шпатель или одну и ту же пипетку для отбора проб разных веществ.

Ошибочно взятый излишек реактива нельзя высыпать (или выливать) обратно в склянку.

При отборе пробы растворов или жидких веществ, чтобы не испортить этикетку, склянку держать так, чтобы этикетка была закрыта ладонью (рис. 40).


Рис. 40. Положение склянки с реактивом в руке при отборе пробы.


Рис. 41. Ознакомление с запахом вещества.

Пробки от склянок нужно класть на стол широкой частью вниз. Чтобы не перепутать пробки, нельзя открывать одновременно несколько склянок.

Измельчение твердых веществ разрешается проводить только в фарфоровой ступке с помощью пестика (рис. 42).

При попадании на кожу растворов щелочей или кислот необходимо смыть их большим количеством холодной проточной воды, а затем обработать нейтрализующим раствором (2%-ыми раствором уксусной кислоты или гидрокарбоната натрия) и ополоснуть водой.

ТЕХНИКА ЛАБОРАТОРЫХ РАБОТ

Для измельчения веществ чаще всего используют ступки. Перед измельчением веществ под ступку кладут чистый лист бумаги, для того чтобы сохранить вещество, если оно случайно рассыплется.

В ступку насыпают небольшое количество вещества и растирают его круговыми движениями пестика. Бить пестиком по веществу недопустимо и опасно : можно разбить ступку и осколки вещества могут попасть в глаза.


Рис. 42. Растирание твердого вещества в ступке.

Для того чтобы добиться наибольшего измельчения, вещество следует брать маленькими порциями. Время от времени надо снимать растертое вещество со стенок ступки с помощью шпателя и после этого продолжать растирание.

Для взвешивания в школьных химических лабораториях, как правило, используют аптекарские весы (рис. 43), технические (рис. 44) или электронные (рис. 45).



Рис. 43. Аптекарские весы с разновесами.

Рис. 44. Технические весы с разновесами.



Рис. 45. Электронные весы.

Аптекарские весы имеют точность взвешивания до 0,05 г, технические – до 0,01 г. Каждые весы имеют свой разновес, т.е. набор гирь (рис. 46). На каждой гире разновеса указана ее номинальная масса, т.е. масса, которой гиря должна соответствовать. Разновесы обычно изготовляют из металлов или их сплавов (алюминия, платины, латуни, нейзильбера).



Рис. 46. Разновесы. Рис. 47. Приемы обращения с разновесами.

В школьном наборе разновесов есть гири массой 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 граммов. Для измерения масс меньше 1г используют разновесы в виде пластин с отогнутым у одного угла краем массой 500, 200, 100, 50, 20 и 10 мг. Разновесы хранятся в специальном ящике, каждая гирька в своем гнезде (рис. 46). При взвешивании категорически запрещается брать руками разновесы любой массы! Чтобы извлечь разновес из ящика (или футляра), пользуются специальным пинцетом, который хранится в ящике с разновесами. Разновесы от 1г и более берут за удлиненную верхнюю часть, разновесы менее 1г – за отогнутый угол (рис. 47). После взвешивания разновесы кладут обратно в ящик (или футляр) обязательно в те же гнезда, в которых они находились.

При определении массы образца вещества следует соблюдать следующие правила.

Правила взвешивания на аптекарских весах

при определении массы образца вещества.

Перед началом взвешивания проверьте, находятся ли весы в равновесии и в порядке ли разновесы.

Нельзя ставить на чашки весов горячие, мокрые или грязные предметы.

Нельзя помещать взвешиваемое вещество непосредственно на чашку весов. Для этого можно использовать часовое стекло, бюкс, стакан.

Часовое стекло, бюкс или стакан помещают на левую чашку весов (если вы левша – то на правую) и уравновешивают весы, насыпая на правую чашку дробь (для левши соответственно – на левую).

На часовое стекло, в бюкс или стакан поместите взвешиваемое вещество. На правую чашку весов помещают разновесы, начиная с ближайшего значения к предполагаемой массе взвешиваемого вещества.

Помещая вещество или разновесы на чашку весов, придерживайте ее, чтобы избежать резких качаний весов. Придерживать весы за стрелку нельзя! ( Так можно сломать весы.)

Разновесы берут только пинцетом. Снимая разновесы с чашки весов, сразу ставьте их в гнезда ящика, но не на стол.

Разновесы следует ставить на чашку весов по порядку от большей массы к меньшей. Если масса разновесов превышает массу вещества, то последнюю в ряду разновеску нужно заменить следующей меньшей. Если же масса разновесов меньше массы вещества, то, ничего не снимая, добавьте следующую меньшую.

После того, как будет достигнуто равновесие, запишите результаты взвешивания.

Например, в ящике с разновесами пустыми являются гнезда: 20; 10; 2; 0,5; 0,1; 0,02 г (если в гнезде нет разновеса, значит он находится на чашке весов). Выпишите в столбик значения разновесов и сложите их: 20,00 + 10,00 + 2,00 + 0,50 + 0,10 + 0,02 = 32,62 г.

Часто в химической лаборатории приходится сталкиваться с другой задачей: взвесить образец вещества определенной массы , например при приготовлении растворов заданной концентрации. В этом случае порядок действий немного изменится:

На правую чашку весов положите часовое стекло или поставьте бюкс (стакан).

Уравновесьте весы с помощью дроби, насыпая ее на левую чашку весов.

Поставьте разновесы нужной массы на правую чашку весов.

С помощью шпателя или специальной ложечки аккуратно добавляйте отвешиваемое вещество до наступления состояния равновесия. Будьте внимательны и аккуратны, следите за тем, чтобы вещество не просыпалось на чашку весов. Помните о том, что избыток вещества нельзя возвращать в банку, из которой его взяли.

Многие химические опыты выполняют при нагревании. Для этого в химической лаборатории используют различные нагревательные приборы: спиртовки, газовые горелки, электронагреватели, электроплиты, колбонагреватели, водяные бани, муфельные печи (рис 54).








Рис. 54. Нагревательные приборы: а – спиртовка; б – электроплиты; в – колбонагреватель; г – пробирконагреватель; д – водяная баня, е – муфельная печь.

Нагревание жидкостей и твердых веществ можно проводить в тонкостенной стеклянной, фарфоровой или металлической посуде. Нагревать вещества в посуде из толстого стекла нельзя – стекло треснет. При использовании стеклянной или фарфоровой посуды следует обращать внимание на состояние наружных стенок. Они обязательно должны быть сухими, так как даже незначительные капельки воды на внешней стенке пробирки или колбы приведут к неравномерному нагреванию стекла и, как следствие, к его растрескиванию.

Круглодонные пробирки и фарфоровые чашки можно нагревать на открытом огне, а химические стаканы и колбы нагревают через асбестированную сетку или на водяной бане (рис. 55).


Спиртовка состоит из резервуара (обычно стеклянного), в который налит спирт, фитиля, укрепленного в металлической трубке с диском, и колпачка (рис. 56).


Рис. 56. Спиртовка: 1 – резервуар; 2 – спирт; 3 – фитиль; 4 – трубка с диском; 5 – колпачек.

Спиртовку заправляют в следующем порядке (рис. 57): в резервуар через воронку наливают спирт (не более 2/3 объема спиртовки); в металлическую трубку вставляют фитиль из хлопчатобумажных нитей так, чтобы он входил не слишком плотно, но вместе с тем не выпадал из трубки. Конец фитиля обрезают ножницами. Чтобы предотвратить испарение спирта, сверху спиртовку закрывают стеклянным притертым колпачком. (На лабораторных и практических занятиях вы всегда будете получать заправленную спиртовку.)



Похожие документы:

1 физическое воспитание дошкольников, учащихся, студентов и взрослого населения, проживающих в различных экосредах

. – 224 с. 3. Практикум по дисциплине «Спортивные . химического . наук / И.О. Комлев. – Краснодар, 2008. – 24 с. . для учащихся I–IV классов, четырех часов для учащихся V–IX классов и пяти часов для учащихся X–XI классов . , медико-биологические, педагогические .

Учебное пособие для вузов (4)

. Медико-педагогический . физической и химической терморегуляции, особенности . «Семинар-практикум для воспитателей . М., 2001. Змановский Ю.Ф. Биологические ритмы и воспитание здоровья детей// . . – Краснодар, 1997. . учащихся по образованию (9 или 11 классов .

КъБР-м и къэрал лъэпкъ библиотэкэ Кабардино-Балкарской Республики КъБР-м И ПЕЧАТЫМ И ТХЫДЭ КъМР-ни БАСМА ЛЕТОПИСИ Къэрал библиографическэ указатель

. П., Баскаев А. Г. Практикум по зоологии беспозвоночных: ( . 70д]. 28 ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 28.2 Основные . 41.7 Медико-биологические дисциплины К . Сборник диктантов и изложений для учащихся 2 – 4-х классов. – Кабард. 81.2 . . очерки. – Краснодар, 1989. – .

Книга-почтой для инженеров и технологов

. биологически активные добавки, медико-биологические . химических загрязнителей, суперэкотоксикантов, других ксенобиотиков, пищвых и биологически активных добавок, представляющих возможную опасность для . Рекомендуется для учащихся и практических .

Главный редактор Зав психологической редакцией Зам зав психологической редакцией Ведущий редактор Редактор Художник обложки Корректор Верстка ббк 88. 35я7

. 74 3.7. Биологическая теория эмоций . Практикум . (химический, . классы; II - средние классы; III - старшие классы . медиков . Для учащихся . и общения. - Краснодар, 1983. - .

Перед посещением урока химии рекомендуется ознакомиться с вопросами о том, что такое штатив и для чего он нужен. Применяется держатель для поддержки колб, инструмента и других приспособлений. Материал для него выбирается из тяжёлых металлов, чтобы стойка не упала после закрепления на ней сосуда с жидкостью.

Для чего нужна стойка?

При рассмотрении вопроса о том, что такое штатив, приводится основная цель его использования — это статичное и надежное удержание предметов. Область использования стойки обширная. Кроме лаборатории ее можно применять в производственных целях.

Что такое штатив

Значение штатива нашло применение в производстве фотографии. Тренога или одноствольная стойка используется для размещения на ней объектива или вспышки. Существуют модели с несколькими креплениями, порой уникальными. Благодаря такому устройству картинка получается определённого ракурса и без размытостей.

В химии и медицине штатив помогает подвесить колбу для её нагрева. Часто в зажимах размещают пробирки, что не могут находиться вертикально. Множество разъемных соединений позволяет точно выставить нужное положение в пространстве.

Особенности устройства

Дадим определение тому, что такое штатив:

  • Прибор из вспомогательного оборудования лаборатории, служащий для удержания сосудов и посуды.
  • Слово "штатив" используется для обозначения несущей опоры, на которую что-либо закрепляется при помощи зажимов или стяжек.
  • Для штатива характерно наличие крепёжных элементов, регулирующихся зажимными лапками по вертикали и горизонтали.
  • Бывает горизонтального и вертикального исполнения. Первый вид в основном применяется для размещения в нем пробирок. В таком устройстве облегчается работа с лабораторным оборудованием.

Вертикальное исполнение имеет в основании металлическую пластину большого веса, в которую устанавливается стойка из металла. На нее уже крепятся струбцины с лапками.

Из чего состоит устройство?

Для понимания того, что такое штатив, следует ознакомиться с его составляющими частями. Основание чаще изготавливается из чугуна. Оно тяжёлое и не даёт упасть стойке. Его вес подбирается под максимально возможную тару, наполненную жидкостью. Выбрав неправильную нагрузку, можно уронить изделие и получить ожог от химического вещества.

Значение штатива

Для крепежа колб, пробирок и другого лабораторного оборудования может быть использован вариант горизонтального исполнения штатива с двумя основаниями, стойками и перекидной штангой в виде буквы П. На ней получается поместить большое количество приспособлений, требующихся ежедневно.

Для работы с большим количеством пробирок выбирают одноярусные или двухъярусные штативы с тяжелым основанием, чтобы снизить риск опрокидывания установки. Все ячейки имеют уникальные номера для облегчения нанесения маркировки и исключения путаницы при интенсивной смене ёмкостей.

Материалы элементов

Элементы устройства окрашиваются порошковым влагостойким покрытием, способным выдержать кратковременную атаку химического вещества при случайном неудачном происшествии. Часто металлические части сверху покрыты пластиком. Такое решение позволяет совсем не переживать по поводу попадания реагентов на детали штатива.

Слово штатив

Верхняя часть штатива для пробирок выполняется из пластмассы или металла с силиконовым покрытием, не входящим в реакцию с реагентами и химическими веществами. При двухъярусном исполнении для придания жесткости конструкции используются металлические стержни, изготовленные из нержавейки.

Открытые металлические части крепежных элементов выполняются из неагрессивных веществ повышенной прочности, чаще выбирают антикоррозионную медицинскую сталь.

Крепежные элементы

Основное значение лабораторного штатива в химических и физических процессах — это фиксация всевозможного медицинского оборудования. Поэтому главной целью при выборе подходящего устройства является сохранение универсальности в применении. На одной стойке часто размещают более 3-х видов зажимов, которые меняются под каждый опыт.

Значение лабораторного штатива

Наборы креплений могут состоять из следующих элементов:

  • Манипуляционный столик под спиртовку, колбы и другие составляющие опыта.
  • Держатели-муфты крепятся на стойку для фиксации на определенной высоте.
  • Большие и малые кольца с зажимами применяются в качестве подставки под различные ёмкости: колбы, пробирки.
  • Лапки, зажимающие горло посуды или несущую часть другого инструмента.
  • Фиксаторы для бюреток.

Последовательность сборки

В школах на уроках химии начинают познавать, каково значение лабораторного штатива. Для понимания целей применения устройства первым делом начинают проводить его сборку.

Значение штатива в химии

Рекомендуется соблюдать определенную последовательность действий:

  1. На поверхность стола устанавливается тяжелое основание.
  2. Вкручивается стойка, соединение надежно фиксируется ключом.
  3. Первым на стойку нанизывается крепление поворотного столика.
  4. Дальнейшая последовательность выбирается лаборантом самостоятельно под конкретную операцию.
  5. При затяжке креплений не рекомендуется прилагать чрезмерных усилий. Надежность полученного соединения следует проверить нажимом до размещения на ней посуды с химическими веществами. Использовать стандартные элементы для не предназначенных производителем целей влечет за собой возможные риски поломки штатива. Превышать установленную нагрузку также не стоит, стойка не выдержит, и вся конструкция завалится на бок.

Следует обращать внимание на поверхность установки штатива. Она должна быть ровной относительно горизонтали. Запрещается для лабораторных опытов под ножки основания подкладывать любые предметы с целью выровнять конструкцию. Стол под опыты должен иметь хорошую жесткость и иметь ровную верхнюю часть.

Какую модель выбрать?

Во время просмотра существующих моделей определяются с тем, каково значение штатива в химии. Для конкретной задачи требуется выбирать соответствующие характеристики: количество креплений, высота и тип стойки, вес основания, тип покрытия элементов. Если дополнительных опытов проводить никто не будет, то лишние траты на покупку дорогостоящего набора становятся бессмысленными.

Штатив для пробирок значение

При малом количестве агрессивных жидкостей допускается пользоваться металлическими штативами из оцинкованной или нержавеющей стали. Для работы с пробирками пользуются спросом полипропиленовые изделия. Лапки держателей выбирают с покрытием из силикона, чтобы не портить стеклянную поверхность колб при зажиме.

Требования к изделиям

При осмотре любого штатива следует обращать внимание на следующие характеристики:

  • Прочность стойки и фиксирующих элементов должна превышать в несколько раз ежедневно используемый вес материалов и посуды.
  • Высота стойки подбирается немного больше желаемой.
  • Резиновые уплотнители нужны для фиксирования посуды, не имеющей специальных мест крепления.
  • На каждой ячейке должна быть маркировка с буквами и цифрами, если используется штатив для пробирок. Значение этой детали проверяется на практике, это позволяет быстро найти нужную ёмкость и не перепутать её с другими реагентами.
  • Наличие всевозможных колец, стяжек, креплений под конкретный вид опыта.
  • Учитывается стойкость к температуре штатива.
  • Принцип разборки и сборки, а также удобство в хранении элементов конструкции.

Универсальные модели штативов предпочтительнее в любой лаборатории. В школах это особенно актуально из-за наличия огромного списка различных опытов на уроках химии, биологии, физики. А большое количество учеников не позволяет выбирать модели штативов слабой прочности. Также важна простота сборки, без применения дополнительных ключей.

Меры предосторожности при работе со стойкой

Для правильной эксплуатации медицинского оборудования рекомендуется ознакомиться с прилагаемой инструкцией. Все крепежные части конструкции разрешается откручивать только после того, как убраны реагенты из зоны работы. Жидкость сливается по возможности. Если она горячая, то дают время ей остыть.

Каково значение лабораторного штатива

Колбы рекомендуется снимать с лапок в закрытом состоянии. При нескольких зажимных элементах сначала откручивается верхняя лапка, далее последовательно снимают оставшиеся ёмкости. Не нужно пытаться ослаблять крепления фиксаторов сразу на стойке. Первым делом отпускают лапки, непосредственно держащие горло самой колбы.

Читайте также: