Модулор ле корбюзье кратко

Обновлено: 07.07.2024

Пропорционирование частей зданий и сооружений, соответствующее природным пропорциям и пропорциям человека, его восприятию действительности и ощущениям, является важнейшим фактором нормального функционирования человеческого организма. Все чаще и чаще в научной литературе отмечается плодотворное влияние на человека конструкций, пропорционированных по золотому сечению. Как полагают, наиболее существенный вклад в архитектурную разработку новых систем пропорционирования в XX в. был сделан французским архитектором Ле Корбюзье, предложившем в конце 40-х годов таблицу-модулор с шагом, равным золотому числу Ф.

Я еще вернусь к этой первооснове модулора, но прежде отмечу те очевидные достоинства, которые обеспечили архитектурным конструкциям, возводимым на его основе, достижение эстетически совершенных пропорций, многовариантность компоновок и их некоторую соразмерность с пропорциями человека.

Как уже указывалось выше, золотое число получается в основном либо геометрическим способом (делением отрезка в крайнем и среднем отношениях), либо методом последовательных приближений по числовому ряду Фибоначчи. (Отмечу, что таких рядов немало, Фибоначчи явился автором первого зафиксированного ряда, и все они до А.А. Пилецкого, похоже, были одинарными. Первый двойной ряд и составил основу модулора ле Корбузье, хотя ему самому, вероятно, это не было понято, поскольку в публикациях не отражены его попытки представления красной и голубой линий в виде единой матрицы.)


Рис. 8. Модулор [12]

Модулор Ле Корбюзье построен как одинарный ряд на двух сдвинутых рядах Фибоначчи, условно названных автором красной и голубой линиями. Удвоение резко увеличило возможности архитектурной комбинаторики. Рассмотрим, какими коэффициентами связаны цифры красной и голубой линий (таблица 3):

0,806 0,806 0,806 0,806 0,806 0,806
красная 0,164 0,266 0,431 0,697 1,128 1,825
голубая 0,204 0,330 0,533 0,863 1,397 2,260
1,306 1,306 1,306 1,306 1,306

Если теперь сдвинуть числа голубой линии в ряд красной, то получим полный ряд модулора Ле Корбюзье: 0,164; 0,204; 0,266; 0,330; 0,431; 0,533; 0,697; 0,863; 1,128; 1,397; 1,825; 2,260. Если разделить каждое число красной линии таблицы на стоящее по диагонали снизу и слева от него число голубой линии, то при каждом делении будем получать один и тот же коэффициент 1,306, а при делении чисел красной линии на стоящие слева и снизу от них числа голубой линии — коэффициент 0,806. Это указывает на то, что эти сдвинутые линии составляют одну числовую матрицу, имеющую структуру, аналогичную структуре матрицы А.А. Пилецкого, только, в отличие от нее, отношение по числу Ф проходит не по диагонали, а по горизонтали, и базисный шаг не равен 2. Эта связь и обусловливает моду лору Ле Корбюзье возможность широкого композиционного комбинирования в варианте, увязанном с ростом человека. То, что модулор ограничился всего двумя рядами матрицы А.А. Пилецкого и другим базисным шагом, — его основной недостаток. Именно это ограничило возможность варьирования вариантами роста человека, и в окончательном варианте модулор был рассчитан исходя из роста человека в 6 футов —183 см (последнее округленное число красной линии), и размер в положении с поднятой рукой — 226 см (синяя линия). Рассмотрим вариант построения модулора Ле Корбюзье по структуре матрицы А.А. Пилецкого (матрица 4):

1,160 1,319 1,512 2,260
0,819 0,932 1,068 1,397 1,825
0,578 0,659 0,754 0,863 1,128
0,409 0,465 0,533 0,697
0,289 0,330 0,376 0,431
0,204 0,232 0,266
0,144 0,164 0,188

Анализируя матрицу 4, убеждаемся, что ее структура полностью повторяет структуру матрицы А. А. Пилецкого, включая отсутствие базисной 1, и на этом сходство заканчивается. Шаг чисел по вертикали, который в матрице А.А. Пилецкого равен 2, в матрице Ле Корьбюзье равен 1,41556. , все клетки матрицы могут быть заполнены (показано светлым шрифтом на примере трех левых столбцов), но в данной области они не образуют соразмерной системы мер, подобной системе древнерусских саженей, и потому не могут быть рекомендованы для применения при пропорционировании объектов.




Модулор Ле Корбюзье позволяет, естественно, получать некоторые распространенные виды пропорций золотого числа:
Ф = 1,618; 2/Ф = 1,236; Ф 2 /2 = 1,309; 2/Ф 2 = 0,472 .

Не останавливаясь на их архитектурном значении, отмечу, что их достаточно много, они определяют сопряженность и эстетичность зданий и сооружений, и только небольшая часть их входит в пропорции Ле Корбюзье. Более того, ограниченность модулора исходными данными одного человека (образца определенной высоты) автоматически не соизмеряет пропорции модулора с ростом других людей, а следовательно, обусловливает отступление от пропорциональности в конструировании частей объектов. Не поэтому ли Ле Корбюзье неоднократно менял размер образца, пытаясь расширить диапазон применимости модулора.

Но не этот недостаток следует считать самым существенным Еще раз вернемся к его структуре и отметим, что золотое число Ф получается последовательным делением друг на друга чисел как красной, так и голубой линий. Если же провести последовательное деление каждого числа друг на друга
2,260/1,829 = 1,236; 1,829/1,397 = 1,309;
1,397/1,130 = 1,236; 1,130/0,863 = 1,309 и т.д., то получим чередование двух чисел 1,236 и 1,309. Теперь определим для каждого из этих чисел то, которое является кратных для них:
1,309/1,236 = 1,05492. .

Число, кратное для всех чисел рядов Ле Корбюзье, является также иррациональным и равно 1,05492. . А это, как будет показано ниже, означает что все конструкции, построенные на основе модулора Ле Корбюзье, кратны единому множителю и потому при внесении в структуру строительного объекта превращают данный объект в сооружение, непригодное для проживания. Следовательно, красота и эстетичность строительного объекта, создаваемая модулором, еще не являются гарантией безопасности проживания в нем.

Пропорционирование частей зданий и сооружений, соответствующее природным пропорциям и пропорциям человека, его восприятию действительности и ощущениям, является важнейшим фактором нормального функционирования человеческого организма. Все чаще и чаще в научной литературе отмечается плодотворное влияние на человека конструкций, пропорционированных по золотому сечению. Как полагают, наиболее существенный вклад в архитектурную разработку новых систем пропорционирования в XX в. был сделан французским архитектором Ле Корбюзье, предложившем в конце 40-х годов таблицу-модулор с шагом, равным золотому числу Ф.

Я еще вернусь к этой первооснове модулора, но прежде отмечу те очевидные достоинства, которые обеспечили архитектурным конструкциям, возводимым на его основе, достижение эстетически совершенных пропорций, многовариантность компоновок и их некоторую соразмерность с пропорциями человека.

Как уже указывалось выше, золотое число получается в основном либо геометрическим способом (делением отрезка в крайнем и среднем отношениях), либо методом последовательных приближений по числовому ряду Фибоначчи. (Отмечу, что таких рядов немало, Фибоначчи явился автором первого зафиксированного ряда, и все они до А.А. Пилецкого, похоже, были одинарными. Первый двойной ряд и составил основу модулора ле Корбузье, хотя ему самому, вероятно, это не было понято, поскольку в публикациях не отражены его попытки представления красной и голубой линий в виде единой матрицы.)


Рис. 8. Модулор [12]

Модулор Ле Корбюзье построен как одинарный ряд на двух сдвинутых рядах Фибоначчи, условно названных автором красной и голубой линиями. Удвоение резко увеличило возможности архитектурной комбинаторики. Рассмотрим, какими коэффициентами связаны цифры красной и голубой линий (таблица 3):

0,806 0,806 0,806 0,806 0,806 0,806
красная 0,164 0,266 0,431 0,697 1,128 1,825
голубая 0,204 0,330 0,533 0,863 1,397 2,260
1,306 1,306 1,306 1,306 1,306

Если теперь сдвинуть числа голубой линии в ряд красной, то получим полный ряд модулора Ле Корбюзье: 0,164; 0,204; 0,266; 0,330; 0,431; 0,533; 0,697; 0,863; 1,128; 1,397; 1,825; 2,260. Если разделить каждое число красной линии таблицы на стоящее по диагонали снизу и слева от него число голубой линии, то при каждом делении будем получать один и тот же коэффициент 1,306, а при делении чисел красной линии на стоящие слева и снизу от них числа голубой линии — коэффициент 0,806. Это указывает на то, что эти сдвинутые линии составляют одну числовую матрицу, имеющую структуру, аналогичную структуре матрицы А.А. Пилецкого, только, в отличие от нее, отношение по числу Ф проходит не по диагонали, а по горизонтали, и базисный шаг не равен 2. Эта связь и обусловливает моду лору Ле Корбюзье возможность широкого композиционного комбинирования в варианте, увязанном с ростом человека. То, что модулор ограничился всего двумя рядами матрицы А.А. Пилецкого и другим базисным шагом, — его основной недостаток. Именно это ограничило возможность варьирования вариантами роста человека, и в окончательном варианте модулор был рассчитан исходя из роста человека в 6 футов —183 см (последнее округленное число красной линии), и размер в положении с поднятой рукой — 226 см (синяя линия). Рассмотрим вариант построения модулора Ле Корбюзье по структуре матрицы А.А. Пилецкого (матрица 4):

1,160 1,319 1,512 2,260
0,819 0,932 1,068 1,397 1,825
0,578 0,659 0,754 0,863 1,128
0,409 0,465 0,533 0,697
0,289 0,330 0,376 0,431
0,204 0,232 0,266
0,144 0,164 0,188

Анализируя матрицу 4, убеждаемся, что ее структура полностью повторяет структуру матрицы А. А. Пилецкого, включая отсутствие базисной 1, и на этом сходство заканчивается. Шаг чисел по вертикали, который в матрице А.А. Пилецкого равен 2, в матрице Ле Корьбюзье равен 1,41556. , все клетки матрицы могут быть заполнены (показано светлым шрифтом на примере трех левых столбцов), но в данной области они не образуют соразмерной системы мер, подобной системе древнерусских саженей, и потому не могут быть рекомендованы для применения при пропорционировании объектов.

Модулор Ле Корбюзье позволяет, естественно, получать некоторые распространенные виды пропорций золотого числа:
Ф = 1,618; 2/Ф = 1,236; Ф 2 /2 = 1,309; 2/Ф 2 = 0,472 .

Не останавливаясь на их архитектурном значении, отмечу, что их достаточно много, они определяют сопряженность и эстетичность зданий и сооружений, и только небольшая часть их входит в пропорции Ле Корбюзье. Более того, ограниченность модулора исходными данными одного человека (образца определенной высоты) автоматически не соизмеряет пропорции модулора с ростом других людей, а следовательно, обусловливает отступление от пропорциональности в конструировании частей объектов. Не поэтому ли Ле Корбюзье неоднократно менял размер образца, пытаясь расширить диапазон применимости модулора.

Но не этот недостаток следует считать самым существенным Еще раз вернемся к его структуре и отметим, что золотое число Ф получается последовательным делением друг на друга чисел как красной, так и голубой линий. Если же провести последовательное деление каждого числа друг на друга
2,260/1,829 = 1,236; 1,829/1,397 = 1,309;
1,397/1,130 = 1,236; 1,130/0,863 = 1,309 и т.д., то получим чередование двух чисел 1,236 и 1,309. Теперь определим для каждого из этих чисел то, которое является кратных для них:
1,309/1,236 = 1,05492. .

Число, кратное для всех чисел рядов Ле Корбюзье, является также иррациональным и равно 1,05492. . А это, как будет показано ниже, означает что все конструкции, построенные на основе модулора Ле Корбюзье, кратны единому множителю и потому при внесении в структуру строительного объекта превращают данный объект в сооружение, непригодное для проживания. Следовательно, красота и эстетичность строительного объекта, создаваемая модулором, еще не являются гарантией безопасности проживания в нем.

Шарль Ле Корбюзье швейцарец по происхождению, но известен как французский архитектор. Краткая биография Ле Корбюзье позволит больше узнать об этом талантливом человеке и значимом деятеле XX века.

Знаменитый французский архитектор

На самом деле у фр. специалиста в строительной сфере было другое имя, настоящее – Шарль-Эдуард Жаннере-Гри. Le Corbusier родился в 1887 году, с 13 лет обучался декоративно-прикладному искусству, в это же время начал совершенствоваться в ювелирном деле. Первый современный проект Шарль создал уже в 18 лет в сотрудничестве. Заработок пошел на образовательную поездку: в Вене он проектировал, изучал новое, встречался с другими представителями профессии, затем работал в Париже, числясь стажером-чертежником. В 1910 году проходил стажировку у специалиста в архитектуре Петера Беренса.

Путешествия и работа во Франции

Спустя год, Эдуар отправился на восточные территории, и чтобы еще больше расширить познания, он посетил Балканы, Грецию, Малую Азию. Путешествия позволили изучить народные строительные объекты, традиции, фольклор и сильно повлияли на формирование вкусов, которые позже стали отражать возведенные Ле Корбюзье здания.

Водонапорная башня в Поденсаке

Водонапорная башня в Поденсаке

Для Ле Корбюзье архитектура была основной деятельностью. После поездки он выполнил несколько работ, в 1914 стал владельцем своей мастерской. В этом же году с М. Дюбуа была создана водонапорная башня в Поденсаке, которая стала новаторством для построек из крупных элементов.

Биография Le Corbusier

К 1917 навсегда покинул родной город, и Ле Корбюзье, фото которого сейчас узнают многие современники, переехал в Париж. Там велась активная работа над строениями, к 1922 Жаннер открыл бюро по дизайну. Он подарил миру много великолепных построек, из них 31 монументальный проект. В 1965 закончилась жизнь Ле Корбюзье. Памятник творческого и одаренного человека напоминает о его вкладе в мировую архитектуру.

Теория Ле Корбюзье

Принципы Ле Корбюзье

Le Corbusier разработал пять правил, как их еще именуют – основные принципы всемирного стиля. В них он постарался показать архитектуру нового времени.

Принципы архитектуры Ле Корбюзье состоят в следующем:

  1. Применение столбов в качестве опор. Строение поднимается над землей с помощью железобетонных опор, внизу освобождается место под стоянку или сад.
  2. Крыши-террасы плоской формы. В тот век основными были наклонные крыши с чердаком. Благодаря нововведению люди получили возможность организации плоской крыши, а на ее террасе создавать сад или зону для отдыха.
  3. Свободная планировка. Проекты Ле Корбюзье позволили избавиться от несущих стеновых конструкций, поэтому можно создавать любые, даже самые эффектные задумки. Основой являлся ж/б каркас.
  4. Ленточное остекление. Новый тип конструкции позволил выбирать любые вариации окон, при желании можно использовать их в ряд по всей протяженности стены.
  5. Фасад без ограничений. Опоры помещались внутрь, а для наружных конструкций стали допустимы хрупкие или прозрачные материалы в любой конфигурации.

Модулор

Модулор для архитекторов

Модулор Ле Корбюзье кратко объединил перечисленные принципы, и стал системой гармонических величин. Инструмент для проектирования пропорций в архитектуре был создан в 1942–1948. Система использует человеческие пропорции вместо величин, а также включает математические вычисления. Принципы сделали возможным размещение элементов в соответствии с размерами человеческого тела.

Ле Корбюзье – французский архитектор, который смог увязать различные помещения для человека с его жестами, подобрать оптимальные размеры. К 1950 году система была усовершенствована и применялась изобретателем для работы над зданиями.

Стиль

Архитектура Ле Корбюзье

Жилой дом в Марселе

Интерьер в стиле конструктивизм

Интерьеры в стиле Ле Корбюзье в Москве и других мегаполисах не редкость. По его мнению, важно достичь чистоты и эстетики, функционализм применяется и нынешними специалистами в оформлении помещений. Пространство объектов должно перетекать, быть динамичным, функциональность первоначальных проектов архитекторов была близка к абсурду.

Конструктивизм в дизайне интерьера

Интерьеры Le Corbusier

С практикой улучшались работы Ле Корбюзье, архитектор довел свой стиль до идеала, сделав его комфортным, пластичным, эргономичным. Основой стали комфорт и удобство, внутренне наполнение стало функциональным, не потеряв привлекательности.

Стиль конструктивизм

В основах требований: светлые стены, расположение окон исходя из сторон света, компактные стеллажи, встроенные шкафы, экономия пространства. Для зонирования были созданы ширмы, жалюзи и пр., а каждый элемент должен быть мобильным, функциональным.

Проекты

Архитектура

Здание Центросоюза в Москве

Здание Центросоюза в Москве

В свое время настоящий фурор и негодование вызывали задумки Ле Корбюзье. Работы велись над зданиями различного типа, в том числе жилыми единицами (им возведено немало коттеджей), павильонами, Домино, Центросоюзом в Москве.

Вилла Савой

Дом Хайди Вебер

Дом Хайди Вебер

Также среди работ стоит выделить Чандигарх, капеллу, Ситроен, Кабанон, Лучезарный город, виллу Савой. Каждый дом Ле Корбюзье отличался нестандартным подходом к планировке, всегда находилось, чем удивить, как сделать все необычно, но функционально. Например, Лучезарный город включал прачечную и другие общественные объекты внутри комплекса, и даже детский сад на 17 этаже с выходом на террасу.

Проект Лучезарного города

Проект Лучезарного города

Мебель

Шезлонг для Cassina

Шезлонг для Cassina

LC2 Villa Church, Cassina

LC2 Villa Church, Cassina

Стиль Ле Корбюзье воплотился и в большом перечне мебели, им разработаны красивые и комфортные шезлонги, кресла, сиденья, светильники и многое другое. Каждый предмет не занимает излишнего пространства, при этом не теряется ни красота, ни удобство.

Выключатель 4320W le jaune vif, Jung

Выключатель 4320W le jaune vif, Jung

Популярность сразу заслужила серия Jung Le Corbusier, включающая розетки, выключатели, рамки, все они выделяются яркими тонами.

Коллекция керамической плитки Gigacer

Коллекция керамической плитки Gigacer

В стиле знаменитого конструктивиста регулярно выходят коллекции аксессуаров для дома. В 2017 году итальянский производитель керамики Gigacer выпустил серию плитки, названную в честь архитектора.

Книги

Книги Ле Корбюзье

Ле Корбюзье как художник

Натюрморт с книгой, Ле Корбюзье

Натюрморт с книгой, Ле Корбюзье

Высоко оценено и другое творчество Ле Корбюзье – его картины. Он мастерски передавал ощущение пространства, света. Каждый предмет писался объемным, поскольку автор видел слабо и все рассматривал вблизи.

Скрещенные над головой руки, Ле Корбюзье

Скрещенные над головой руки, Ле Корбюзье

Изображения имеют своеобразную фактуру, на картинах все нарисовано в идеальном разрезе и плане. По работам создавались скульптуры. Состоялось огромное количество выставок художественных композиций. А чтобы увековечить вклад архитектора на Мясницкой улице в Москве был установлен памятник Ле Корбюзье.

Ле Корбюзье

Музей Ле Корбюзье

С творчеством связана квартира-студия в Париже, она наполнена светом, отличается большим пространством, но более значимым объектом являются возведенные в 1925 году строения – Мезон ля Рош-Жаннере. Проект воплотил революционный подход, там находится практически музей, хотя он считается фондом.

Биография Ле Корбюзье

Если вы профессионально занимаетесь дизайном интерьера, вам могут быть интересны статьи:


Архитекторы и арх. бюро

Модулор Ле Корбюзье1

Модулор Ле Корбюзье

Насколько модулор был принципиально важен для зодчего, косвенно подтверждает эмблема, увековеченная в контррельефе на бетонной стене дома — схематическая фигура человека с поднятой рукой. Человеческое начало — вот основа его новой геометрии.


Старая купюра в 10 швейцарских франков, посвященная Ле Корбюзье, иллюстрированная различными элементами, относящимися к Модулору.

Modulor является архитектурная концепция изобретена Ле Корбюзье в 1945 году . Стандартизированный человеческий силуэт, использованный для проектирования структуры и размера жилых единиц, спроектированных архитектором, таких как Cité radieuse в Марселе , Maison radieuse в Rezé или Unité d'habitation в Firminy-Vert . По его словам, это должно обеспечивать максимальный комфорт в отношениях между человеком и его жизненным пространством. Таким образом, Ле Корбюзье думает о создании более подходящей системы, чем метрическая, потому что она напрямую связана с морфологией человека, и надеется однажды увидеть замену последней.

Резюме

Определение

Истоки Modulor

Нормативный маршрут

Наблюдение за природными сооружениями

Во время своего первого обучения в качестве дизайнера корпусов часов и во время строительства самых первых домов Ле Корбюзье находился под влиянием стиля модерн , который выступал за возврат к естественным формам. В своей работе в качестве дизайнера он узнал о геометрических структурах, встречающихся в природе, и о способах сочетания естественных форм и геометрической строгости.

Картина

Музыка

Архитектурная традиция

Ле Корбюзье предполагает, что гармония зданий, таких как Парфенон, или некоторых традиционных мест обитания происходит от использования точных измерений, составляющих целостную систему. Эти точные измерения были человеческими: локти , пальцы, дюймы, футы, размах . Использование метрической системы утратило эти ссылки, имевшие человеческое измерение.

Литература

Среди книг, принадлежащих Ле Корбюзье, мы находим: Золотое сечение: Ритмы , Золотое сечение: Обряды, а также Эстетика и пропорции в природе и в искусствах, в которых лицо связано с золотым сечением. Эти работы показывают интерес Ле Корбюзье к математике и его желание придать пропорции человеческому телу. Так родился Модулор.

Создание Модулора

Modulor - не первая система измерения в масштабе человека, используемая в архитектуре. Эрнст Нойферт - немецкий архитектор, родившийся 15 марта 1900 г. во Фрейбурге , Германия, и умер в 1986 году в Бюно-сюр-Роль, кантон Во. Эрнст Нойферт - один из первых студентов Баухауза и помощник Вальтера Гропиуса . В 1936 году он создал систему 12-го калибра в масштабе 1,75 м человека . Эта система измерения основана на пропорциях золотого сечения, а также на октаметре, серии измерений, также созданной Нойферт. Кроме того, система совместима с Люфтваффе системой Achsmaß / Tafelmaß , используемой для разработки авиационных ангаров. Bauentwurfslehre, название, данное системе Neufert, подходит для всех типов конструкций, а также предусматривает внутренние размеры, то есть все типы мебели, высоту ступеней лестницы и так далее . Ни один источник не показывает связь между Ле Корбюзье и Эрнст Нойфер.

Теперь сетку можно было использовать, но Ле Корбюзье она не удовлетворила, поэтому он вернул ее для изучения другим сотрудникам в 1945 году. Именно тогда Ле Корбюзье и его сотрудники выбрали рост человека 1,75 м . Это когда берется патент.

В Декабрь 1945 г. Ле Корбюзье садится на борт грузового корабля Liberty Vernon S. Hood, направляющегося в Соединенные Штаты. Он устанавливает шкалу чисел во время путешествия. Вернувшись в Париж, Ле Корбюзье и его сотрудники отмечают, что метрические значения модулятора практически невозможно перевести в футы и дюймы, что создает проблему для шкалы измерений, стремящейся унифицировать измерения всех стран. Пи, соавтор, затем отмечает, что 1,75 м - это скорее французский размер и что в английских романах мужчины хорошего роста имеют рост шести футов. При использовании этого нового размера все остальные измерения являются полными измерениями в футах и ​​дюймах. Затем метрические ссылки округляются, так что 6 футов или 182,88 сантиметра округляются до 183 сантиметров, что регулирует разницу между двумя системами измерения.

Работа над Modulor завершилась в 1950 году публикацией Le Modulor: эссе по гармоническим измерениям в человеческом масштабе, универсально применимым к архитектуре и механике, а в 1955 году - Le Modulor 2 , в котором собраны приложения, обзоры и обсуждение Modulor.

Modulor также стал символом на протяжении многих лет, своего рода подписью Ле Корбюзье. Мы можем найти иллюстрации Модулора в виде рельефов, созданных Ле Корбюзье на некоторых зданиях.

Читайте также: