Модернизация в исламском мире кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эти сложные международные процессы оказывают воздействие на внутриполитическую обстановку практически во всех странах региона Арабского Востока. Властям нередко приходится сдавать экзамен на способность выжить в условиях, когда существует опасность внешней угрозы и внутренней нестабильности.

Спецификой политической системы на Арабском Востоке является весомая роль главы государства, который сосредотачивает в своих руках бразды правления, как во внутриполитических делах, так и на международной арене. В странах с республиканской формой правления при смене власти она зачастую достается либо детям ушедшего главы государства, либо представителю правящего клана. Это дает основание либерально настроенным кругам на Западе говорить о весьма незначительной роли выборов, как демократического института, в политической жизни страны. А, следовательно, неспособности граждан посредством голосования влиять на свою судьбу. При этом на Западе не учитывают политическую традицию Востока, где выборность, многопартийность, свобода прессы и прочие атрибуты демократии никогда не были целью, а лишь средством, а стало быть, и прибегать к ним стоит лишь по мере необходимости. Потому характерная /или, по крайней мере, декларируемая/ для западных демократий система ценностей при имплементации в восточные общества встречает на своем пути множество препятствий.

В условиях шаткости политической системы роль стабилизирующего фактора играют армия и спецслужбы. В ряде стран они служат прочной опорой политической элиты, а в некоторых случаях – сами ее и составляют.

Интересные политические процессы происходят в двух ключевых странах Арабского Востока – Сирии и Египте.

Еще задолго до кончины Хафеза Асада в июне 2000 г. было ясно, что власть в Сирии унаследует один из сыновей сирийского президента. До 1994 года таким единственным преемником был старший сын Басель – харизматичный, любимец народа, пользовавшийся безусловным авторитетом в армии. Но неожиданная смерть Баселя в результате автокатастрофы вынудила срочно готовить в будущие президенты младшего сына – Башара.

Надо сказать, что для сирийского народа было совершенно неважно, каким образом произойдет смена власти. Был важен лишь желаемый всеми результат – чтобы место великого отца, давшего сирийскому народу стабильность и процветание, занял сын и продолжил его дело. Таким образом, легитимность власти Башара Асада не подвергается никакому сомнению. Кроме того, практически неизменным остался круг ближайших соратников нового президента, что говорило о преемственности политического курса.

Успешно, хоть и не быстрыми темпами, развивается экономика. Возможность высказывать свои идеи получили различные общественные организации, СМИ, а борьба с коррупцией объявлена одним из приоритетных направлений в деятельности государства. В подобной ситуации у США нет никаких возможностей дестабилизировать ситуацию в Сирии изнутри. Ставка делается на давление на Дамаск извне. Однако и здесь за последние годы Сирия добилась значительных успехов. Развиваются отношений со странами Европы, крепнут отношения с Турцией, по-прежнему наиболее близким стратегическим партнером является соседний Ливан. Быстрыми темпами идет углубление отношений в различных сферах с давним союзником САР в регионе – Исламской Республикой Иран. Кроме того, традиционно тесны связи между Дамаском и Москвой: Сирия на сегодняшний день является одним из немногих реально действующих форпостов российского влияния на Ближнем и Среднем Востоке. В сложившийся ситуации главным козырем для США в деле ослабления влияния Сирии в регионе остается Израиль. Вашингтон не раз давал понять, что не будет препятствовать военным акциям Израиля против Сирии, даже если подобные действия будут противоречить нормам международного права.

На фоне углубления и укрепления отношений Сирии с Египтом, официальный Каир весьма болезненно воспринимает угрозы со стороны Израиля /поддерживаемые США/ в адрес Дамаска. Египет резко осудил израильскую атаку на палестинские лагеря на территории Сирии 5 октября 2003 г. Власти АРЕ, которые также прилагают большие усилия для активизации межарабской интеграции, весьма негативно восприняли подобную акцию Израиля. Сирия была и остается одной из ключевых стран в арабском мире, а потому любые враждебные действия против нее воспринимаются египетским руководством, интеллигенцией и общественностью как попытка ослабить ее позиции.

В самом Египте внутриполитические процессы протекают довольно спокойно. 26 сентября 1999 года президент Египта Хосни Мубарак был избран на очередной – уже четвертый – шестилетний президентский срок. В ходе всеобщего референдума за него отдали свои голоса 93,8 проц. избирателей. Согласно Конституции Египта, прямые президентские выборы в этой стране не проводятся. Кандидатуру будущего главы государства утверждает Народное собрание /парламент/ и выносит ее на всенародный референдум. Большинство в парламенте принадлежит возглавляемой Мубараком Национал-демократической партии /НДП/.

Хосни Мубарак стремится сделать роль своей страны в межарабских отношениях как можно более весомой. Египет – страна, обладающая большим политическим весом в Арабском мире, стремится к закреплению в нем своего лидерства, хотя и не обладает столь колоссальными запасами углеводородного сырья как страны Персидского залива. Во внешней политике Египет стремится стать одним из коспонсоров палестино-израильского урегулирования, ключевым звеном в системе безопасности, как в северной Африке, так и в регионе Арабского Машрика. Внутри страны власти делают ставку на масштабные национальные проекты, которые при успешной реализации могут решить внутренние задачи и существенно повысить престиж Египта на международной арене. Речь идет о планах стать одним из крупнейших поставщиков природного газа в мире, центром продвижения информационных технологий, а также разрешить проблему водных ресурсов в бассейне реки Нил.

Все это, безусловно, малореализуемо без солидной финансовой поддержки Запада, прежде всего США. Вашингтон ежегодно выделяет Египту около 2 млрд. долларов безвозмездной помощи. Поэтому, стремясь укрепить свое региональное лидерство на Арабском Востоке, Египет в обозримом будущем обречен на тесное сотрудничество с Соединенными Штатами. И Запад, и Израиль, и, разумеется, арабские страны заинтересованы в том, чтобы в Египте царили мир и спокойствие. Это требует особая роль Египта, играющего роль посредника между Арабским миром и Западом, особенно в том, что касается насущных политических вопросов арабского сообщества. В этом смысле нынешний правящий режим во главе с опытным Хосни Мубараком, многих устраивает.

Мубарак прекрасно выглядит, обладает хорошей спортивной формой. Активно ездит по стране и участвует в различных международных саммитах, инициатором которых он нередко сам и является. Но, все же учитывая его солидный возраст /Хосни Мубарак родился в 1928 г./, в арабской и западной прессе все чаще появляются публикации, в которых их авторы задаются вопросом, кто же станет преемником нынешнего президента. Среди прочих рассматривается вариант с передачей власти от отца к младшему сыну президента – Гамалю Мубараку.

Как бы то ни было, сотрудничество и Сирии, и Египта с Западом будет продолжено и впредь, поскольку серьезные экономические интересы Европы и США в этом регионе всегда будут пересиливать недовольство по поводу несоответствия внутриполитических реалий этих двух арабских стран пресловутым западным стандартам. И все же, несмотря на присущую Востоку консервативность и верность устоявшимся принципам государственного строительства и правления, в некоторых странах Арабского Востока результаты реформ по модернизации политической системы налицо. В авангарде стран, предпринимающих шаги серьезных преобразований, идут небольшие арабские монархии Персидского залива – Бахрейн и Катар.

В соседнем с Бахрейном Катаре весной 2003 г. подавляющее большинство жителей проголосовало за первую Конституцию после получения страной независимости в 1971 г. В поддержку документа проголосовали 96 проц. участников референдума. Согласно принятой катарцами Конституции, в стране создается Консультативный совет /парламент/ в составе 45 членов, две трети из которых избираются на выборах, а одна треть – назначается эмиром. В Конституции зафиксировано разделение полномочий между исполнительной, законодательной и судебной властями.

Примером страны, где успешно осуществляется политическая и экономическая модернизация, можно назвать также и Тунис. За годы реформ это небольшое государство на Севере Африки добилось больших результатов. Властям страны во главе с президентом Зин аль-Абидином Бен Али удалось подавить фундаменталистов, выйти на один из лучших в арабском мире показателей по доходу на душу населения. Выбранный властями курс на либерализацию экономики и отмену ограничений на частнопредпринимательскую деятельность встречает поддержку у подавляющего большинства населения. В стране действует самое либеральное на Арабском Востоке законодательство в отношении женщин. Достижения Туниса оценила даже скупая в комплиментах по отношению к Арабскому миру Европа. В 1998 г. был подписан документ об ассоциированном членстве Туниса в ЕС.

Согласно устоявшимся канонам американского агитпропа, увеличение своего военного присутствия в том или ином регионе или силовые акции ( не всегда легитимные исходя из существующего сегодня международного права) США предваряют различного рода бездоказательными обвинениями, нередко являющимися попросту вмешательством во внутренние дела. В качестве основного аргумента США все чаще выдвигают тезис о нехватке демократических свобод, как источнике всех проблем. Так, по мнению советника президента США по национальной безопасности Кондолизы Райс, большинство стран Ближнего Востока страдают от дефицита свободы и именно в этом кроются причины, порождающие терроризм. Причем, как правило, речь идет о тех странах, которые не хотят идти в форваторе американской политики.

Между тем именно политика США является тем катализатором, который приводит в действие наиболее радикальные силы на Арабском Востоке. Поддержка Вашингтоном откровенно силовых акций Израиля в отношении арабов, оккупация Ирака, рост числа американских военных баз, насильственное внедрение посредством экономических рычагов западных элементов культуры – все это воспринимается жителями Арабского региона как попытка реколонизации. Миссионерская роль, которую взяли на себя США и о которой все громче заявляют в период правления нынешней республиканской администрации, воспринимается в арабских странах, как желание разрушить многовековую систему ценностей региона, взросшую на постулатах ислама и верности к традициям предков.

Подобное развитие событий может дестабилизировать обстановку в регионе Арабского Востока, поскольку способно породить сильный социальный протест в широкий слоях населения. Поэтому у тех, кто внимательно следит за развитием событий в мире, не вызывает большого удивления рост антиамериканских настроений, достигших в последние годы шокирующих масштабов.

Осознавая тот факт, что страны Арабского Востока к началу XXI века подошли с разным багажом политических и экономических достижений, Египет в 2003 г. выступил с инициативой по развитию системы межарабских отношений. Этот документ содержит в себе целый комплекс мер, которые предусматривают в частности, создание новых структурных объединений внутри арабского сообщества с целью диверсификации многосторонних связей и повышения эффективности взаимодействия между странами.

Очевидно, что сегодня не все арабские страны готовы встать на путь серьезных преобразований, которые позволят догнать ушедшие вперед промышленные развитые страны. Арабский мир широк и разнолик. Как и в любом крупном сообществе, в нем есть и бедные, и богатые. Но вместе с тем, есть общее понимание того, что без решительных шагов не достичь желаемого результата. Необходимо переосмысление задач, стоящих перед сообществом в контексте новых вызовов. Это поможет совершить серьезные политические сдвиги. Так, решение Ливии в декабре 2003 г. отказаться от производства оружия массового поражения вызвало положительные отклики в мире, в том числе и в арабских странах. Оно свидетельствовало о желании властей этой страны во главе с харизматичным Муамаром Каддафи посредством столь своевременного шага снизить политическую напряженность, нависающую над регионом Ближнего Востока и Северной Африки уже не первый год. Ранее в сентябре 2003 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1506 об отмене санкций против Ливии, которые были введены в 1992-1993 годах.

Итак, политическая модернизация в арабских странах происходит. Но как показывает практика последних лет, наиболее эффективно данный процесс протекает в тех государствах, где необходимые для этого меры вызревают внутри политической элиты самой страны, а не насаждаются извне. Лишь в этом случае результаты преобразований позволят достичь общественного согласия и процветания.

Первая половина XX в. стала временем кардинальной модернизации ислама, которая, однако, носила характер, отличный от аналогичного процесса, протекавшего в христианстве. Дело в том, что мусульманская модернизация изначально была направлена не на решение сугубо богословеких вопросов, а на приспособление теологических догматов к изменяющимся реалиям современного мира.

Раньше всего изменению подверглась судебная система. Уже в 1970-х гг. во многих мусульманских странах было проведено разделение судов на шариатские и светские, а сфера действия шариатского права была ограничена вопросами веры. Кодификации подверглись многочисленные правила и предписания: многие из них устарели, а некоторые противоречили друг другу. Наиболее ожесточенная полемика, затронувшая даже богословский уровень, возникла в конце XIX в. по поводу допустимости действия в исламских странах банковской системы. Наметившийся кризис, связанный с тем, что многие богословы ссылались на суру Корана о недопустимости ростовщичества, был благополучно преодолен изданием специальной фетвы (постановления), согласно которой банковское дело было признано не ростовщичеством, а честным видом деятельности. Подобные казусы возникали и в других областях промышленности и сельского хозяйства, но большинство из них было улажено.

Особенно активно процесс модернизации шел в первой половине XX в., когда между различными странами, население которых исповедовало ислам, были налажены официальные отношения, ранее отсутствовавшие из-за противоречий между суннитами и шиитами. В 1926 г. была организована первая международная организация Всемирный исламский конгресс, в рамках которой богословы из различных стран пытались прийти к единому выводу относительно путей и допустимой степени реформирования мусульманской религии. Наибольший вес мусульманские организации, функционировавшие как на правительственном, так и на неправительственном уровне, приобрели в 1970-е гг., что было связано с экономическим усилением ряда исламских государств (Саудовская Аравия, Кувейт) за счет увеличения добычи нефти. В 1969 г. была создана Организация исламской конференции (ОИК), призванная решать проблемы, стоящие перед развитием мусульманского (и шире – азиатского) мира в целом. В состав этой организации в настоящий момент входят 44 государства, представленные их руководителями или премьер-министрами. Другие организации (Лига исламского мира, Исламский совет Европы и т. д.) имеют неправительственный характер и акцентируют свое внимание на миссионерской деятельности по увеличению зоны распространения ислама, а также на помощи мусульманским общинам, существующим на территории других государств.

Выделяют следующие способы оказания давления со стороны фундаменталистов: 1) ограничение сферы влияния правящих режимов через угрозу массовых протестов и срыв проводимых правительством мероприятий (например, взятие в заложники иностранных туристов); 2) разжигание ненависти к отдельным религиозным или этническим группам (в качестве объекта выбираются представители православных церквей на Ближнем Востоке); 3) подталкивание власти к проведению силовых акций, что служит обоснованием последующего применения насилия уже со стороны радикальных группировок.

Современное мусульманство является второй по численности мировой религией, имея общее количество верующих 800 млн человек. Большая часть мусульман по-прежнему живет в Азии и Африке, хотя в последнее время в связи с процессами иммиграции значительные мусульманские общины образовываются также в Европе и США. В 28 государствах мира ислам объявлен государственной религией, а во многих других странах мусульмане составляют доминирующую группу населения, пусть это и не находит отражения на конституционном уровне.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Фундаментализм

Фундаментализм Чтобы понять этот героико-комический эпизод, следует объяснить, что такое фундаментализм. Это идеологическое религиозное течение родилось в XIX веке, но сам термин стал использоваться только накануне Первой мировой войны. Фундаментализм зиждется на пяти

Цена модернизации

Цена модернизации 9 июня 1672 года на свет появился Петр I, наверное самый великий реформатор за всю российскую историю. «Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе… хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно.

§ 4. ИТОГИ ФОРСИРОВАННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

§ 4. ИТОГИ ФОРСИРОВАННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ Промышленность. После рывка первой пятилетки вторая пятилетка — 1934–1938 гг. — была посвящена приведению хозяйства в порядок, достраиванию предприятий и инфраструктуры, на которые не хватило средств и времени в ходе гонки 1929–1933 гг.

Современный ислам и Крестовые походы

Современный ислам и Крестовые походы После продолжительного периода полного безразличия мусульманский мир начал проявлять первые признаки возобновления интереса к Крестовым походам лишь в середине XIX века. Около 1865 года перевод французских историй говорящими

1.4. Теория модернизации

1.4. Теория модернизации Для периода Нового времени трансформация структуры, определяемая технологическим (диффузионным) фактором, в широком плане рассматривается в рамках теории модернизации (современное описание различных вариантов этой теории имеется в работах В. В.

О модернизации России

О модернизации России Президент России Д. Медведев первый из высших лиц государства за последние 20 лет всерьез заговорил о необходимости модернизации страны. Мысль его развивается в русле придуманных на Западе модернизационных теорий. Дескать, двигатель прогресса —

2.8.7. Концепции модернизации

2.8.7. Концепции модернизации Капиталистические общества давно уже было принято называть европейскими (хотя при этом имелась в виду обычно Западная Европа и США), западными, а с некоторых пор было ясно, что в современную эпоху существует множество обществ, которые

ЛЕКЦИЯ № 9. Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм

ЛЕКЦИЯ № 9. Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм 1. Господство официозного атеизма в советской России Еще в недавние времена религиозная, мистическая, эзотерическая, оккультная и тому подобная литература была в нашей стране практически

3. Факторы модернизации

3. Факторы модернизации 3.1. Государство как инициатор политического курса на модернизацию Социальный состав населения Словакии отличался относительной стабильностью, которую поддерживала и политика государства. Главным инструментом передвижения вверх по социальной

Часть шестая Два пути национальной модернизации (80-е—начало 90-х годов XX века)

Часть шестая Два пути национальной модернизации (80-е—начало 90-х годов XX века) Глава I Кризис командно-административной системы и социально-экономическое развитие на Севере Кореи В 1980-е годы КНДР выступила с планами интенсификации экономического строительства,

САРЕКАТ ДАГАНГ ИСЛАМ И РАННИЙ САРЕКАТ ИСЛАМ (1911—1915). МУХАММАДЬЯ

САРЕКАТ ДАГАНГ ИСЛАМ И РАННИЙ САРЕКАТ ИСЛАМ (1911—1915). МУХАММАДЬЯ В отличие от БУ Сарекат даганг ислам (СДИ — Союз мусульманских торговцев) с момента возникновения на Яве (1911 г.) превратил в орудие объединения и сплочения религию ислама. Появление этой ассоциации «туземных

Современный ислам

Современный ислам С возникновением индустриального общества в Европе общая ситуация в мире резко изменилась. Используя новейшие технические достижения, прежде всего в военной технике, развитые европейские страны перешли к колониальным захватам, затронувшим

Общая характеристика.

В современном мире насчитывается более 1 млрд мусульман. Ислам считается самой быстро распространяющейся религией планеты. Ученые предрекают, что в XXI в. эта религия станет преобладающей на Земле.

Почти в 50 странах мира большинство населения относится к традиционно мусульманским этносам. В 28 афро-азиатских государствах ислам провозглашен государственной (или официальной) религией. Характерной чертой мусульманского мира является этническая неоднородность. В нем выделяются тюркоязычный, персидский и арабский регионы. Сердцевину исламского мира составляют страны арабского Востока.

Со второй половины ХХ в. в мусульманском мире усилилось влияние ислама на все сферы жизни общества. Одной из причин этого является специфика данной религиозной системы: ислам — не только религия, но и образ жизни.

Мусульманский мир во второй половине XX века

Национально-освободительные революции в арабском мире.

Новый подъем национально-освободительной борьбы начался после Второй мировой войны. Были ликвидированы подмандатные (колониальные) режимы в Ливане, Сирии, Палестине, Иордании.

1950—1960 гг. ознаменовались целым рядом революционных событий в арабских странах. В Египте была свергнута монархия (1952), завершилась британская оккупация страны. В 1954 г. в Алжире вспыхнула восьмилетняя антиколониальная революционная война против Франции. Добились независимости Ливия (1951), Марокко, Тунис, Судан (1956). Был уничтожен монархический режим и провозглашена республика в Ираке (1958). Все это привело к ослаблению позиций Запада на Ближнем Востоке.

Египет во второй половине XX века

История этого государства представляет особый вариант модернизации. Страна прошла сложный путь от антимонархической революции и социалистической ориентации до укрепления и развития рыночных отношений и союза с Западом.

После поражения Египта в войне 1967 г. с Израилем в египетском обществе усилились проамериканские настроения. Преемники Насера взяли курс на сближение с Западом. В социально-экономической сфере они столкнулись с трудноразрешимой задачей. С одной стороны, необходимо было ускорять экономические реформы, с другой — поддерживать бедноту, чтобы не допустить социального взрыва.

Иран во второй половине XX века

После Второй мировой войны Иран находился под влиянием Великобритании и США, которых привлекали большие запасы иранской нефти и возможности выгодно вкладывать капиталы. Прозападная политика Ирана проявилась в подписании в 1959 г. военного соглашения с США.

Однако резкий курс шаха на ускоренное развитие Ирана по западному образцу был враждебно встречен значительной частью иранского общества, включая мусульманское духовенство, торгово-промышленные круги и интеллигенцию.

Турция во второй половине XX века

В отличие от Египта или Ирана Турецкая Республика представляла иной вариант модернизации в послевоенный период.

Военное руководство вновь решило взять инициативу в свои руки и в 1980 г. осуществило государственный переворот. Правительство было свергнуто, парламент распущен, деятельность партий и профсоюзов приостановлена. Армия оставалась у власти более трех лет.

В это время в общественно-политической жизни страны усилилось влияние исламских организаций. На парламентских выборах 2002 и 2007 гг. убедительную победу одержала умеренная исламистская Партия справедливости и развития (ПСР). Премьером стал один из лидеров ПСР Реджеп Тайип Эрдоган. И хотя партию обвиняют в исламизме, она ориентируется на западные ценности, такие как рыночная экономика и вступление в Европейский Союз. В последнее время активизировалась внешнеполитическая деятельность в ближневосточном регионе, началось сближение с Ираном и Российской Федерацией. За время правления ПСР Турция пережила период экономического роста и победила многолетнюю гиперинфляцию. На Западе многие называют правление ПСР самым успешным за последние пятьдесят лет.


Начнём с того, что же такое модерн. Как термин он включает в себя множество значений, нам же интересен модерн как историческая эпоха нового и новейшего времени, которая начинается в 19 столетии и связана с индустриализацией, урбанизацией, секуляризацией, развитием институтов государства и гражданского общества – в первую очередь на Западе.

Эпоха модерна – это ещё и эпоха торжества Запада, колонизация им остального мира, в том числе исламского. Поэтому исламский модернизм как феномен – это в первую очередь реакция исламского интеллектуального поля на триумф западного мира и проект реформации ислама сначала для освобождения от имперской колонизации, а в постколониальную эпоху – попытка преодолеть экономическое и политическое отставание от западных стран. Идеи модернизма быстро захватили весь исламский мир, дойдя и до мусульман Российской империи. При этом сами идеи модернизации и проекты реформ были весьма разнообразными, то есть исламский модернизм – это неоднородное явление.

И здесь мы сталкиваемся с определённой трудностью, если хотим дать определение исламскому модернизму. На первый взгляд, всё просто – это реформаторское движение в исламе. Но здесь и кроется подвох: что понимается под реформами? Так, к реформаторам и предтечам модернизма в Поволжье часто относят такого ханафитского факиха, как Шихабудина Марджани (да помилует его Аллах). Хотя при изучении его наследия выясняется, что он просто выступал за открытие врат иджтихада в рамках мазхабов и за возобновление данной практики как необходимой в меняющемся мире. Насколько корректно тогда определение модернизма сугубо как реформаторства в исламе? Относится ли сюда идея об открытии врат иджтихада, которую разделяли, как видно, и некоторые представители суннитских традиционных школ?

Можно ли тогда описать исламский модернизм как реакцию на триумф Запада и попытку встроить ислам в западные политические и экономические институты? Обычно в таком случае приводят примеры Саида Ахмад-хана и Али Абдель Разека, первый был родом из Британской Индии, второй – из Египта; весьма противоречивые личности, критика в адрес которых от их современников доходила до такфира.

Первый выступал за создание отдельной нации индийских мусульман, в дальнейшем его идеи легли в основу создания Пакистана, второй – за отделение ислама от политики, став отцом исламского секуляризма. Оба получили как классическое исламское, так и светское британское образование, Абдель-Разек окончил Оксфорд. Эти личности подвергались жёсткой критике со стороны суннитской ортодоксии не просто так – они имели серьёзные отклонения как в вероубеждении (акыде) (так, Саид Ахмад пытался заявить, будто между христианами и мусульманами есть лишь словесные расхождения), так и в фикхе (Абдель-Разек отрицал иджму).

То есть объяснение модернизма как попытки встроить ислам в современные политические и экономические институты тоже проблематично.

Остановимся подробнее на личности Али Шариати, так как, во-первых, он гораздо менее изучен в русскоязычной среде, во-вторых, его труды не запрещены в РФ, в-третьих, его идеи можно назвать наиболее политически успешными.

Шариати был из семьи ортодоксальных шиитов иснаашаритов, его отец основал центр для пропаганды шиизма среди молодёжи, однако вскоре он разочаровался во взглядах отца. Во время учёбы в педагогическом училище начинает интересоваться европейской философией и левой идеологией.

Под давлением шахской охранки он мигрирует во Францию, где продолжает свои исследования в качестве дипломированного специалиста в университете Сорбонны. Там он попадает под значительное влияние идей Франца Фанона (теоретика и идейного вдохновителя движения новых левых и революционной борьбы за деколонизацию стран Третьего мира) и Джалала аль-Ахмада (иранского писателя, публициста и общественного деятеля, критика евроцентризма).

На своей родине он ещё при жизни получил огромную популярность, в основном среди образованной городской молодёжи, студентов. Закончил он свою жизнь в миграции в Англии, по официальной версии умер от сердечного приступа, но велика вероятность, что он был ликвидирован шахскими спецслужбами, не дожив одного года до начала Иранской революции.

Его идеи, по крайней мере на уровне риторики, активно использовал Аятолла Хомейни, несмотря на то, что идеями Шариати также вдохновлялись его враги – шиитская антиклерикальная организация Форкан. Действительно, при знакомстве с речами Хомейни бросается в глаза левый пафос и в целом левая риторика о борьбе с эксплуататорами, равенстве и справедливости. Да и в среде самого шиитского духовенства идеи Хомейни были восприняты далеко не однозначно, многие ортодоксальные аятоллы восприняли его именно как модерниста, в первую очередь иракские шииты с их центром в Кербеле.

Данный пример хорошо показывает, что идеи, которые со стороны могут показаться фундаментализмом и торжеством ортодоксии, в действительности содержат модернистские предпосылки либо возникли под влиянием идей модерна или как реакция на него.

Вместе с тем модерн как эпоха закончился, на смену ему пришел постмодерн, который оказывает свое влияние и на ислам, и мусульман, а значит, мы можем сказать о наличии исламского постмодернизма, который был вынесен в название статьи. У постмодерна много определений, но для нас наиболее подходящим будет определение постмодерна как отрицание модерна с его позитивизмом и сциентизмом как главным критерием истины.

Постмодерн вообще уходит от понятия истинности, деконструируя любые механизмы её определения, таким образом, мы приходим к миру постправды и новой этики, в котором мы все живём. Если главным оппонентом и критиком религии в модерне является наука и материализм, то в постмодерне это массовая поп-культура и моральный релятивизм с хаосом индивидуализма. Отсюда все эти химеры из, казалось бы, несовместимого: мусульманских феминисток, ЛГБТ-активистов, анимешников, кей-поперов и т. д.

С одной стороны, все эти новые гибриды вызывают ужас и отторжение у традиционных мусульман, с другой, подобные процессы внешнего интеллектуального и культурного воздействия ислам переживал не раз. Яркий тому пример – проникновение трудов и идей античности в исламское интеллектуальное пространство, которое началось ещё в период саляфов, непримиримые баталии по этому поводу сначала с разделением на два лагеря – ахлю хадис и ахлю рай – которые в итоге привели к примирению этих идей и их переработке в исламском русле; так логика и науки, основывающиеся на ней, заняли своё законное место. Так продолжалось длительное время до наступления эпохи модерна. С появлением модернизма, о котором говорилось в начале статьи, вновь разгорается полемика, появляются новые противоборствующие лагеря, но в итоге некоторые идеи, как мы видим, принимаются большинством, а другие остаются на свалке истории.

То есть в некотором смысле история развития исламской мысли циклична, периоды увлечения новыми идеями сменяются периодами реакции на них и дальнейшей адаптацией и фильтрацией. Возможно, сейчас как раз тот период цикла, когда с одной стороны, реакция на модернизм в виде роста популярности фундаментализма угасает, с другой, тут же на смену идёт волна постмодернизма.

Читайте также: