Моделирование при расследовании преступлений кратко

Обновлено: 04.07.2024

Криминалистика – динамично развивающаяся наука. Основной ее задачей является удовлетворение насущных потребностей следственной, экспертно - криминалистической и судебной практики в эффективных средствах и методах деятельности при решении задач уголовного судопроизводства. В этих целях криминалистика не только выделяет и совершенствует все ценное из практики борьбы с преступностью, но и широко и творчески использует данные естественно-технических и других наук при разработке криминалистических средств, приемов и методов деятельности по расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. …3
Глава 1. Моделирование как метод познания …………. ………. …………5
1.1. Понятие и сущность моделирования …………….…………. …….….5
1.2. Причины применения моделей и моделирования ………………..…. 7
1.3. Процесс моделирования…………………………………………………9
1.4. Значение моделирования в следственной практике…………………..13
Глава 2. Виды моделей и моделирования. Методика моделирования..…………………………………………………………….….15
2.1. Виды моделей …………………………..…..………..………………….15
2.2. Виды моделирования …………….……………………………………..18
2.3. Методика моделирования в познании криминалистического события………………………………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая криминалистика.doc

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

факультет подготовки специалистов для судебной системы

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студент 4 курса

Очной формы обучения

Лавренюк Николай Александрович

Дата представления работы Работа защищена

Нижний Новгород 2014

Глава 1. Моделирование как метод познания …………. ………. …………5

1.2. Причины применения моделей и моделирования ………………..…. 7

1.3. Процесс моделирования……………………… …………………………9

1.4. Значение моделирования в следственной практике…………………..13

Глава 2. Виды моделей и моделирования. Методика моделирования..……………………………………… …………………….….15

2.3. Методика моделирования в познании криминалистического события…………………………………………………………… …………….20

Криминалистика – юридическая наука, о которой справедливо говорят, что она находится на переднем крае борьбы с преступностью. Вряд ли можно точнее определить ее социальное значение. Именно криминалистика на основе результатов научных исследований и разработок дает в руки следователей, судей, оперативно-следственных работников и экспертов-криминалистов научно обоснованные и проверенные практикой средства, приемы и методы раскрытия, расследования и предупреждения любых преступлений. В современных же условиях, когда возрастают профессионализм и организованность преступной деятельности, значение криминалистики трудно переоценить.

Криминалистика – динамично развивающаяся наука. Основной ее задачей является удовлетворение насущных потребностей следственной, экспертно - криминалистической и судебной практики в эффективных средствах и методах деятельности при решении задач уголовного судопроизводства. В этих целях криминалистика не только выделяет и совершенствует все ценное из практики борьбы с преступностью, но и широко и творчески использует данные естественно-технических и других наук при разработке криминалистических средств, приемов и методов деятельности по расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел.

Одним из таких методов является криминалистическое моделирование. Метод моделирования используется в тех случаях, когда затруднено, невозможно или нецелесообразно непосредственное познание самого исследуемого объекта (оригинала).

В настоящее время метод моделирования стал одним из основных инструментов познавательной деятельности человека, выступая в качестве существенной характеристики современного стиля мышления. Возрастание роли моделирования в научном познании можно объяснить внутренней логикой развития конкретной науки, необходимостью в большинстве случаев опосредованного познания объективной реальности. В этом плане можно констатировать, что появление и развитие моделирования вызвано переходом современных наук с описательно эмпирического уровня на уровень абстрактно-теоретический.

Этот эффективный метод познания используется различными науками и отраслями знаний, и если ранее бытовало мнение о том, что удел моделирования - лишь технические и естественные науки, то теперь его использование и в науках общественных считается целесообразным и, более того - перспективным.

Особо актуально проникновение моделирования в науки юридического цикла, что в гносеологическом аспекте следует рассматривать как объективный и закономерный процесс дальнейшего развития методологии права. Наибольшее распространение этот метод получил в сфере уголовного судопроизводства, в которой уже разработаны методики мысленного, знакового и компьютерного моделирования для решения разнообразных криминалистических задач.

Объектом исследования является криминалистическое моделирование как метод познания.

Целью данной работы является изучение моделирования как метода криминалистического познания.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и сущность моделирования как метода познания;

- выявить причины и значение применения моделей моделирования;

- ознакомиться с основными видами моделей и моделирования в целом;

- изучить методику моделирования в познании криминалистического события.

Данная работа состоит из введения, трех глав, две из которых разделены на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

В работе использованы методы: сравнительного правоведения, анализ, синтез, абстрагирование, элементы формальной логики.

При написании работы автор обращался к учебной и специальной литературе, к трудам таких авторов как: Аминев Ф.Г., Белкин Р.С., Волчецкая Т. С., Лузгин И.М., Степаненко Д.А. и др.

Глава 1. Моделирование как метод познания

§ 1.1. Понятие и сущность моделирования

Моделирование - если обратиться к философии это один из общенаучных методов теории познания (наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ, синтез, абстрагирование).

Моделирование широко применялось и применяется в географии, медицине, педагогике, архитектуре, математики, логике, языкознании и других многих областях человеческой деятельности.

Моделирование применяется и в криминалистике. Моделирование просто приспосабливается (адаптируется) к особенностям криминалистических объектов и особым целям исследований1. Так, моделирование при расследовании преступлений протекает в особой процессуальной форме. Моделирование в криминалистике имеет свои задачи и строго определенный круг субъектов и объектов.

Под криминалистическим моделированием понимается процесс построения, изучения и использования моделей познаваемых объектов и познающих систем в уголовном судопроизводстве.

Главная особенность моделирования в том, что это метод как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракции, аналогии, гипотез, других категорий и методов познания. Для того, чтобы нам лучше уяснить специфику моделирования нужно сравнить этот метод с классической схемой познания. Чтобы познать объект, действуя по классической схеме, исследователь воспринимает его непосредственно и таким способом получает нужные ему знания об этом объекте.

Классическая схема познания (наблюдения): субъект и объект.

При наблюдении связь между субъектом и изучаемым объектом осуществляется непосредственно: С——————О. Ньютон сам наблюдал падение яблока и открыл закон всемирного тяготения. Данная схема достаточно эффективна при познании многих объектов, ощущаемых нами непосредственно, однако она недостаточна для изучения объектов, которые непосредственно не ощущаются. Изучение модели дает нам новую информацию об оригинале и позволяет, в конечном счете, познать его2.

Находясь между исследователем и объектом познания, модель на некотором этапе исследования замещает оригинал, становится объектом изучения и одновременно является средством познания. В процессе моделирования познание как бы временно переключается с интересующего нас объекта на исследование вспомогательного объекта (модель). Это служит основным моментом, характерным для моделирования и отличающим его от других методов познания. Изучения объекта происходит, ОПОСРЕДОВАНО, т.е. через модель.

Следователь сам лично никогда не наблюдает процесс преступления. (Если он является свидетелем преступления, он не может быть следователем по этому делу), соответственно получает информацию об изучаемом объекте или явлении ОПОСРЕДОВАНО.

Следователь—————свидетель————— ——объект (явление)

При моделировании эта связь так же прослеживается ( с——м——о).

Следователь изучает модель и получает знание об объекте. Законы отражения и всеобщей связи являются объективной основой использования модели в качестве ПРОМЕЖУТОЧНОГО ЗВЕНА в процессе познания.

Таким образом, с точки зрения логики - моделирование имеет трехзвенную структуру, чем и отличается от наблюдения. Второй чертой моделирования является закономерность отражения, которая обуславливает отношения сходства (подобие) между моделью и оригиналом (объемом).

Сходство представляет собой определенную сторону отражения и проявляется в общности признаков модели и оригинала (объекта). Два одинаковых ножа: Для розыска ножа, которым было причинено повреждение, можно в качестве модели использовать тот, который в преступлении не был задействован.

С точки зрения задач расследования важно, чтобы сходство моделью и оригиналом исключало их тождество3. Модель это другой объект, но сходный с оригиналом. Модель отражает не все, а отдельные свойства объекта. Так, слепок со следа обуви не тождественен самому следу - он является иным объектом, в котором воспроизводятся только некоторые признаки внешнего сходства следа ( протектор, рисунок подошвы, изношенность, повреждения и т.д.) и только по этим признакам слепок сходен со следом. Моделирование с помощью слепка признаков следа позволяет использовать такую модель ( слепок ) для розыска оригинала, оставившего след, а затем для его отождествления.

Изучение модели позволяет получить информацию (сведения) об оригинале (условие экстраполяции).

§ 1.2. Причины применения моделей и моделирования

1. Моделирование обеспечивает создание упрощенной, по сравнению с оригиналом, модели. В модели меньше второстепенной информации, чем в оригинале. В модели сосредотачивается информация на тех признаках, которые необходимы для расследования.

2. Для некоторых видов моделирования характерна НАГЛЯДНОСТЬ.

3. Модели выполняют иллюстративную функцию. Служат наглядным подтверждением доказываемых положений. ( К протоколу осмотра - планы, схемы; к акту СМЭ - схемы человека с имеющимися повреждениями; к акту баллистической экспертизы-фотографии совмещений; к акту дактилоскопической экспертизы-фотографии отпечатков с указанием совпадений стрелками).

Таким образом, результаты моделирования могут использоваться в качестве доказательств и ложиться в основу обвинительного заключения или приговора.

Моделирование - это метод, заключающийся в создании мысленной или материальной модели, последующее изучение которой позволяет получить информацию, необходимую для раскрытия, расследования и предупреждения преступления.Разнообразные способы реализации моделирования позволяют выделить следующие его виды:

-материальное;
-мысленное;
-логико-математическое и кибернетическое;

1)Материальные модели воспроизводятся в материально фиксированном виде. Среди материальных различают геометрически подобные модели, к которым можно отнести, к примеру, слепок со следа, макет помещения, предмета, муляж трупа; физически подобные модели, например, видеомагнитофонные записи следственных действий, фонограмму голоса человека, используемую в процессе опознания по голосу.

Особым видом материального моделирования является криминалистическая реконструкция, понимаемая как воссоздание отдельных, интересующих следствие объектов по их фрагментам, описаниям, фотоснимкам и другим документальным данным.

2)Среди мысленных моделей в свою очередь выделяют, во-первых, образные модели, являющиеся по своей форме психическим образом. Большинство следователей, часто не осознавая фактически на всем протяжении расследования создают в своем сознании образные модели и работают с ними (воссоздание общей картины преступления, подготовка к предстоящему следственному действию и др.). Во-вторых, к мысленным относят также и образно-знаковые модели, представленные разного рода условными знаками (буквенными или графическими). В криминалистике к знаковым моделям можно отнести сетевые графики планирования расследования, дактилоскопическую формулу, различные графические приложения к протоколам следственных действий.

3)Использование в следственной практике логико-математического, кибернетического и информационно-компьютерного моделирования связано с внедрением в деятельность правоохранительных органов компьютерной техники. Сущность математического моделирования в криминалистике состоит в трансформации криминалистической проблемы в математическую задачу, ее решение посредством математического аппарата, а также криминалистическая интерпретация полученных математических результатов.

В качестве специальных приемов моделирования используются:

- применение фото-, видео-, видеосъемки; моделирование с помощью компьютера способов совершения преступления и других обстоятельств дела; математическое моделирование.

Моделирование - это метод, заключающийся в создании мысленной или материальной модели, последующее изучение которой позволяет получить информацию, необходимую для раскрытия, расследования и предупреждения преступления.Разнообразные способы реализации моделирования позволяют выделить следующие его виды:

-материальное;
-мысленное;
-логико-математическое и кибернетическое;

1)Материальные модели воспроизводятся в материально фиксированном виде. Среди материальных различают геометрически подобные модели, к которым можно отнести, к примеру, слепок со следа, макет помещения, предмета, муляж трупа; физически подобные модели, например, видеомагнитофонные записи следственных действий, фонограмму голоса человека, используемую в процессе опознания по голосу.

Особым видом материального моделирования является криминалистическая реконструкция, понимаемая как воссоздание отдельных, интересующих следствие объектов по их фрагментам, описаниям, фотоснимкам и другим документальным данным.

2)Среди мысленных моделей в свою очередь выделяют, во-первых, образные модели, являющиеся по своей форме психическим образом. Большинство следователей, часто не осознавая фактически на всем протяжении расследования создают в своем сознании образные модели и работают с ними (воссоздание общей картины преступления, подготовка к предстоящему следственному действию и др.). Во-вторых, к мысленным относят также и образно-знаковые модели, представленные разного рода условными знаками (буквенными или графическими). В криминалистике к знаковым моделям можно отнести сетевые графики планирования расследования, дактилоскопическую формулу, различные графические приложения к протоколам следственных действий.




3)Использование в следственной практике логико-математического, кибернетического и информационно-компьютерного моделирования связано с внедрением в деятельность правоохранительных органов компьютерной техники. Сущность математического моделирования в криминалистике состоит в трансформации криминалистической проблемы в математическую задачу, ее решение посредством математического аппарата, а также криминалистическая интерпретация полученных математических результатов.

В качестве специальных приемов моделирования используются:

- применение фото-, видео-, видеосъемки; моделирование с помощью компьютера способов совершения преступления и других обстоятельств дела; математическое моделирование.

Моделирование как один из общенаучных методов познания. Понятие, сущность и особенности криминалистического моделирования. Элементы и этапы процесса моделирования при расследовании. Значение криминалистического моделирования в следственной практике.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 23.04.2015
Размер файла 22,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Моделирование при расследовании преступлений

Содержание

1. Понятие и сущность моделирования

2. Процесс моделирования при расследовании

3. Значение моделирования в следственной практике

Криминалистика - юридическая наука, о которой справедливо говорят, что она находится на переднем крае борьбы с преступностью. Вряд ли можно точнее определить ее социальное значение. Именно криминалистика на основе результатов научных исследований и разработок дает в руки следователей, судей, оперативно-следственных работников и экспертов-криминалистов научно обоснованные и проверенные практикой средства, приемы и методы раскрытия, расследования и предупреждения любых преступлений. В современных же условиях, когда возрастают профессионализм и организованность преступной деятельности, значение криминалистики трудно переоценить.

Криминалистика - динамично развивающаяся наука. Основной ее задачей является удовлетворение насущных потребностей следственной, экспортно-криминалистической и судебной практики в эффективных средствах и методах деятельности при решении задач уголовного судопроизводства. В этих целях криминалистика не только выделяет и совершенствует все ценное из практики борьбы с преступностью, но и широко и творчески использует данные естественно-технических и других наук при разработке криминалистических средств, приемов и методов деятельности по расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел.

Одним из таких методов является криминалистическое моделирование. Метод моделирования используется в тех случаях, когда затруднено, невозможно или нецелесообразно непосредственное познание самого исследуемого объекта (оригинала).

1. Понятие и сущность моделирования

Моделирование - если обратиться к философии это один из общенаучных методов теории познания (наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ, синтез, абстрагирование).

Моделирование широко применялось и применяется в географии, медицине, педагогике, архитектуре, математики, логике, языкознании и других многих областях человеческой деятельности.

Моделирование применяется и в криминалистике. Моделирование просто приспосабливается (адаптируется) к особенностям криминалистических объектов и особым целям исследований.

Так, моделирование при расследовании преступлений протекает в особой процессуальной форме. Моделирование в криминалистике имеет свои задачи и строго определенный круг субъектов и объектов.

1. Образец, эталон, стандарт - для массового изготовления.

2. Изделие, с которого снимается форма для воспроизведения - лекало, шаблоны, формы, кондуктора.

4. Устройство воспроизводящее, имитирующее строение, действие устройства в научных, производственных целях.

5. Любой образ (мысленный или условный) изображения, описания, схема, чертеж, график, карта, план.

6. Появилось недавно новое слово фотомодель, топ-модель, культурист и т.д. моделирование криминалистический расследование следственный

Нас больше интересует вопрос - какое определение дает понятию модель криминалистика?

В современной юридической литературе понятие модель встречается столь часто и в стольких вариантах, что вносят определенные трудности в даче ее определения.

Анализ показывает, что различными авторами под понятием модель понимают: норма, образец, образ, прообраз, аналог, заместитель и т.д и т.п.

Некоторые ученые предлагают считать модели не только события преступления или следственное действие, но и само уголовное дело.

Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая, отображая или воспроизведя объект исследования, способна заменить его так, что ее изучение дает нам информацию об этом объекте.

БЭС дает определение моделированию вообще:

Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов.

Под криминалистическим моделированием понимается процесс построения, изучения и использования моделей познаваемых объектов и познающих систем в уголовном судопроизводстве.

Главная особенность моделирования в том, что это метод как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракции, аналогии, гипотез, других категорий и методов познания.

Для того, чтобы нам лучше уяснить специфику моделирования нужно сравнить этот метод с классической схемой познания. Чтобы познать объект, действуя по классической схеме, исследователь воспринимает его непосредственно и таким способом получает нужные ему знания об этом объекте.

Классическая схема познания (наблюдения)

Субъект познания Объект познания

При наблюдении связь между субъектом и изучаемым объектом осуществляется непосредственно С------------О. Ньютон сам наблюдал падение яблока и открыл закон всемирного тяготения.

Данная схема достаточно эффективна при познании многих объектов, ощущаемых нами непосредственно, однако она недостаточна для изучения объектов, которые непосредственно не ощущаются. Изучение модели дает нам новую информацию об оригинале и позволяет, в конечном счете, познать его.

Находясь между исследователем и объектом познания, модель на некотором этапе исследования замещает оригинал, становится объектом изучения и одновременно является средством познания. В процессе моделирования познание как бы временно переключается с интересующего нас объекта на исследование вспомогательного объекта (модель). Это служит основным моментом, характерным для моделирования и отличающим его от других методов познания. Изучения объекта происходит, ОПОСРЕДОВАНО, т.е. через модель.

Следователь сам лично никогда не наблюдает процесс преступления. (Если он является свидетелем преступления, он не может быть следователем по этому делу)

Следователь получает информацию об изучаемом объекте или явлении ОПОСРЕДОВАНО.

При моделировании эта связь так же прослеживается.

Следователь изучает модель и получает знание об объекте. Законы отражения и всеобщей связи являются объективной основой использования модели в качестве ПРОМЕЖУТОЧНОГО ЗВЕНА в процессе познания.

Таким образом, с точки зрения логики - моделирование имеет трехзвенную структуру, чем и отличается от наблюдения.

Второй чертой моделирования является закономерность отражения, которая обуславливает отношения сходства (подобие) между моделью и оригиналом (объемом).

Сходство представляет собой определенную сторону отражения и проявляется в общности признаков модели и оригинала (объекта).

(Два одинаковых ножа: Для розыска ножа, которым было причинено повреждение, можно в качестве модели использовать тот, который в преступлении не был задействован).

С точки зрения задач расследования важно, чтобы сходство моделью и оригиналом исключало их тождество.

Модель это другой объект, но сходный с оригиналом. Модель отражает не все, а отдельные свойства объекта.

Так, слепок со следа обуви не тождественен самому следу - он является иным объектом, в котором воспроизводятся только некоторые признаки внешнего сходства следа (протектор, рисунок подошвы, изношенность, повреждения и т.д.) и только по этим признакам слепок сходен со следом.

Моделирование с помощью слепка признаков следа позволяет использовать такую модель (слепок) для розыска оригинала, оставившего след, а затем для его отождествления.

Изучение модели позволяет получить информацию (сведения) об оригинале (условие экстраполяции).

2. Процесс моделирования при расследовании

Процесс моделирования включает три элемента:

1. Субъект (исследователь),

2. Объект исследования,

3. Модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта. С М О

Содержание криминалистического моделирования зависит от четырех условий:

1. Особенностей изучаемого объекта (моделирование осуществляется в уголовном судопроизводстве);

2. Цели изучения (Получение доказательственно - значимой информации);

3. Средства получения информации (проект в строго определенной форме, регламентированной УПК);

4. Приемов моделирования (мысленное, материальное, математическое, компьютерное). Очень важно, что приемы моделирования могут сочетаться, т.е. применятся в комбинациях.

Моделированию присуща собственная логика развития, образующая структуру этого метода.

В чем заключается логика развития?

Она заключается в следующем:

1) С постановки проблемы и принятия решения прибегнуть к данному методу, определения задачи, которая должна быть решена с его помощью;

2) Построения моделей объекта;

3) Изучение построенной модели;

4) Реализация модели (проверка модельной информации).

Рассмотрим эти этапы более подробно:

1. Постановка проблемы, определение задачи моделирования. В расследовании преступлений такими задачами могут быть:

- восстановление картины преступления,

- Установление личности преступника,

- Проверка показаний обвиняемого, свидетелей,

- Поведение преступника после совершения преступления

2. Выбор и создание модели. Выбор способа моделирования.

На этом этапе решают:

- какие признаки, существенные с точки зрения задач моделирования, должны быть воспроизведены на модели,

- удовлетворяют ли они объективности, полноты, всесторонности расследования.

Построение криминалистических моделей требует соблюдение логических правил. В основном модели строятся с использованием индуктивного умозаключения-рассуждения от частного к общему. Выявляя отдельные, на первый взгляд, разрозненные фактические данные, следователь обобщает их, устанавливает между ними взаимосвязь. Основанием модели в данном случае может служить аналогия - вывод об однородности рассматриваемых обстоятельств на основе сходства отдельных их признаков.

Основанием для построения моделей может быть индукция. Особенность мышления в форме индукции состоит в том, что не ясен ход мысли, а полученный результат носит эвристический характер, однако если проследить возникновение индукции, то становится ясно, что это не плод голодной фантазии, а догадка, основанная на реально существенных знаниях, накопленных в виде большего практического опыта, большого знания жизни, умение логически мыслить.

Итак, в чем заключается личный и профессиональный опыт?

Личный и профессиональный опыт следователя проверяется:

1) в правильном понимании своих задач и обязанностей в процессе расследования;

2) в знании жизни, психологии людей, умение найти правильный подход к ним;

3) в знании способов совершения преступления, умения отделить их по тем последствия, которых влечет за собой применение того или иного способа;

4) в знании умения скрытия преступления;

5) в умении собирать, следовать и оценивать доказательства, т.е. доказывать;

6) в знании форм, приемов, методов доказывания, профессиональных условий этой деятельности, требований, к ней предъявляемых;

7) в умении правильно оценивать факты и ситуации и принимать правильные решения.

3. Исследование модели и получения модельной информации.

- следователем при осмотре места преступления;

- по средствам экспертного исследования;

- с помощью розыскных мероприятий.

4.Оценка результатов моделирования и перенос информации с модели на оригинал по правилам аналогии или подобия (не путать с УК, где аналогия запрещена).

На четвертом этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал формирования множества знаний об объекте. Этот процесс переноса знаний проводится по определенным правилам:

1) Знание о модели должны быть скорректированы с учетом тех средств объекта- оригинала, которые не нашли отражение или были изменены при построении модели.

2) Мы можем с достаточным основанием переносить какой - либо результат с модели на оригинал, если этот результат необходимо связан с признаками сродства оригинала и модели.

3) Если же определенный результат модельного исследования связан с отличием модели от оригинала, то этот результат переносить не правомерно.

Моделирование циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, исправит в следующих циклах. В методологии моделирования, таким образом, заложены большие возможности саморазвития.

3. Значение моделирования в следственной практике

При определении оценки моделирования следует исходить из следующих предпосылок:

1. Не следует переоценивать роли моделирования, не стоит сводить его к познанию, поскольку это лишь один из общенаучных методов познания.

Кроме этого следователь должен использовать весь арсенал имеющихся методов и способов познания ситуации, таких как, например: анализ, синтез, абстрагирование, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия.

Метод моделирования органически связан с другими методами познания:

Любое мысленное представление следователя далеко не всегда является мысленной моделью. В моделировании главное - процесс исследования, а также процесс опосредованного получения нового знания.

Этот метод эффективно может быть использован в следственной практике. Однако его применение целесообразно, когда у следователя возникает необходимость в получении информации опосредованным путем (если есть прочие источники, то лучше использовать их).

Создание и изучение моделей способствует, прежде всего, проверке и получению новой информации.

Преступник уничтожает следы преступления. Уничтоженные или поврежденные преступником предметы нельзя изучить непосредственно, прямым наблюдением. Моделирование является единственным методом, обеспечивающим их воссоздании и исследование.

Модели обладающие наглядностью, кроме того, имеют иллюстративную функцию, служат средством наглядного подтверждения доказываемых подтверждений. Модели используемые при проведении следственных действий, являются источником доказательственной информации.

Именно криминалистика на основе результатов научных исследований и разработок дает в руки следователей, судей, оперативно-следственных работников и экспертов-криминалистов научно обоснованные и проверенные практикой средства, приемы и методы раскрытия, расследования и предупреждения любых преступлений.

Моделирование, как один из методов криминалистики отличается многофункциональностью и универсальностью.

Универсальность моделирования обеспечивает решение целого ряда криминалистических задач. Во-первых, задачу создания модели, способной выступать как объект криминалистического познания. Во-вторых, познавательную задачу в процессе использования в криминалистическом исследовании созданной модели. В-третьих, доказательственно-иллюстративную задачу. В-четвертых, задачи информационного характера, к которым, например, можно отнести кодирование, хранение (по типовому либо индивидуальному признаку) информации, необходимой для расследования преступления. В-пятых, задачи эвристического характера, связанные с получением нового знания посредством логической переработки информации - получение дополнительно криминалистически значимой информации путем исследования имеющихся данных по конкретному уголовному делу. В-шестых, посредством применения моделирования могут быть успешно решены задачи, относящиеся к процессу организации и управления расследованием преступления. В-седьмых, целесообразно выделить роль моделирования в решении задач научно-исследовательского характера, направленных на разработку и внедрение криминалистических методик по расследованию отдельных видов преступлений. И, наконец, задачи дидактического плана, решаемые посредством внедрения моделирования в качестве инструмента учебного процесса и метода выработки оптимального варианты подготовки специалиста по борьбе с преступностью.

Список литературы

1. Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В. Криминалистика: Учебник. -- М.: ИНФРА-М, 2012г.

2. Криминалистика. Ч. I: Общая теория криминалистики и криминалистическая техника : учебное пособие / Е.В. Бурцева, И.П. Рак, А.В. Селезнев, Э.В. Сысоев. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2013г.

3. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.П. Ищенко - Юридическая фирма "Контракт", "Инфра-М", 2012 г.

4. Савельева М.В., Смушкин А.Б. Криминалистика. Учебник. М,: Издательство Издательский дом "Дашков и К". - 2013 г.

5. Волчецкая Т. С. Современные проблемы моделирования в криминалистике и следственной практике. Калининград,2011г.

6. Сичивица О.М. Методы и формы научного познания. М., Высшая школа, 2011.г.

7. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. --3-е изд., перераб. и доп.-- М.: Юристъ, 2012 г.

Подобные документы

Понятие моделирования как метода познания. Виды моделей при расследовании. Тактические условия проведения следственного эксперимента. Процессуальный статут некоторых видов моделирования. Моделирование поведения преступника после совершения преступления.

курс лекций [45,2 K], добавлен 24.08.2009

Сфера применения моделирования в криминалистике. Классификация криминалистических моделей в зависимости от объекта моделирования. Объекты, виды моделирования и классы моделей. Образные (иконические, неформализованные) модели в следственной практике.

реферат [30,2 K], добавлен 10.06.2010

Сущность криминалистического учета как элемента системы криминалистической регистрации. Виды криминалистических учетов, перспективы их использования в расследовании преступлений. Криминалистические и розыскные, экспертно-криминалистические учеты.

дипломная работа [165,3 K], добавлен 11.08.2014

Направления использования дидактических аспектов ситуационного моделирования. Использование ситуации-проблемы на практических занятиях по криминалистике. Метод компьютерного моделирования следственной ситуации. Преимущества ситуационно-ролевых игр.

доклад [21,1 K], добавлен 10.06.2010

Общая процедура использования ситуационного моделирования для познания и разрешения следственных ситуаций. Роль ситуационного моделирования в познании и разрешении ситуаций организационно-управленческого типа. Моделирование ситуаций тактического риска.

Метод моделирования ориентирует на работу не с объектом, пред­ставленным для восприятия в натуре, а с его аналогом — моделью.

Модель — это другой объект, другая система, отражающая лишь ту или иную меру сходства с ориги­налом.

Криминалистическая модель представляет собой искусственно со­зданную систему, воспроизводящую с определенной степенью сходст­ва заменяемый ею объект.

Изучение и проверка модели позволяет по­лучить новые знания об оригинале и использовать их для решения

    • поисковых,
    • познавательных,
    • распознавательных,
    • идентификацион­ных,
    • управленческих

    и иных задач в уголовном процессе, а также в научных криминалистических исследованиях.

    Виды криминалистических моделей:

      1. материальные;
      2. идеальные (мысленные).

      Материальные модели

      Отличительной особенностью материальных моделей является то, что они воспроизводят объекты в материально фиксированном виде . К их числу относятся специально создаваемые уникальные криминалис­тические системы (конструкции, предметы и т.д.), а также отобранные для использования вместо подлинных образцы — оригиналы выпуска­емых в серийном варианте предметов.

      Материальные модели используются для криминалистического анализа искомых, познаваемых объектов, построения версий по резуль­татам анализа, разработки программ по проверке версий. Они так же используются при проведении отдельных следственных и других действий (например, путем предъявления для обозрения допрашивае­мому).

      Идеальные (мысленные) модели

      Идеальные (мысленные) модели используются в поисково-познавательной деятель­ности наиболее часто и продуктивно. Это легко объяснить, если учесть, что все представления относительно познаваемых объектов из разряда событий прошлого, а также представления о задачах, подлежа­щих решению, будущих действиях, дальнейших шагов на пути позна­ния, о том, что, с помощью чего и каким образом должно быть сделано, являются только моделями.

      Мысленная модель, как и материальная, является системой, но со­стоящей не из материально фиксированных, а из мысленных компо­нентов . Она может быть материализо­вана в виде схемы, рисунка, макета, формулы, чертежа, описания.

      Важной особенностью мысленной модели, как формы мышления, является ее свойство быть аналогом еще не познанных обстоятельств , скрытых связей, невыявленных отношений.

      Выступая в качестве итога, результата познания в рамках законченного цикла указанной деятельности, мысленные модели играют промежуточную роль между заключительным этапом и теми правовыми решениями, которые принимаются в этой связи и отража­ются в документах (о возбуждении уголовного дела, о завершении про­изводства по делу и предъявлении собранных материалов для ознакомления обвиняемым, потерпевшим, о составлении обвинительного за­ключения, о направлении дела в суд для рассмотрения и т.д.).

      В то же время модели, содержащие положительные знания, постро­енные на начальном и промежуточном этапах ППД (поисково-познавательной деятельности), выступают в каче­стве средства познания других, неизвестных на данный момент обстоя­тельств, решения иных задач ППД. В этом же качестве выступают и модели, содержащие только предположительные знания, нуждающие­ся в проверке (гипотеза, версии), а также комбинированные мысленные модели, в которые включены предположительное знание об одних при­знаках объекта и положительное знание о других его сторонах.

      Источником нового знания модели становятся потому, что в них, как в интегративных системах, аккумулируются и в комплексе увязы­ваются в некую целостность собранные фактические данные, собствен­ный практический опыт субъекта ППД, обобщенные данные практики (коллективный опыт).

      Классификация мысленных моделей

      Как и материальные модели, мысленные модели могут классифици­роваться по различным основаниям:

      • по видам моделируемых объектов (модели событий и модели предметов);
      • по степени абстрактности (мо­дели конкретных, единственных в своем роде объектов и типовые обоб­щенные модели определенных групп населения, фактов, событий и т.п.);
      • по объему отражения объекта (модели объекта в целом и модели каких-либо частей, сторон, признаков объекта);
      • по цели использования (модели поисковые, иллюстративные, дидактические, идентификаци­онные и т.п.);
      • по сфере построения и использования (модели научные, модели практические).

      Виды мысленных моделей:

      • модели предметов и событий прошлого (например, событий, ко­торые ранее воспринимал какой-либо человек, по поводу которых он дает показания во время его допроса);
      • модели предметов и событий настоящего (например, представ­ление следователя о том, что может происходить в соседнем кабинете во время допроса, который производится его коллегой по следственной бригаде);
      • модели предметов и событий будущего (например, представле­ния следователя о том, что ему предстоит сделать на другой день).

      По характеру знания выделяются модели, содержа­щие:

      1. только положительное (достоверное) знание;
      2. только предположи­тельное знание;
      3. одновременно и положительное (о каких-то признаках объекта), и предположительное (о других признаках) знания.

      Модели группируются также по субъектам криминалистического моделирования (модели следователя, эксперта и т.п.), по отношению к видам и этапам ППД (модели предварительной проверки, модели пред­варительного расследования, модели первоначального этапа расследо­вания и т.п.), по криминалистическим ситуациям, категориям уголов­ных дел (например, мысленные модели по делам об убийствах и мыс­ленные модели по делам об убийствах, совершенных в условиях неоче­видности).

      Названные виды, группы и разновидности моделей могут быть под­вергнуты внутренней группировке (так, модели, строящиеся на прак­тике, подразделяются на следственные, оперативно-розыскные, экс­пертные, судебные).

      Криминалистическое моделирование - процесс построения, изучения и использования моделей познаваемых объектов и познающих систем в уголовном судопроизводстве.

      Метод моделирования применяется на всем протяжении поисково-познавательной деятельности каждого вида, начиная с момента изуче­ния исходной информации и вплоть до принятия решения о заверше­нии деятельности. Да и само последнее решение является вначале мыс­ленной моделью. Строящиеся модели (криминальных ситуаций, обсто­ятельств, подлежащих установлению, задач и средств их решения и т.д.) отражаются (фиксируются) не только в памяти субъектов модели­рования, но и в составляемых ими документах. Так, модель познаваемо­го следователем события вначале отражается в постановлении о воз­буждении уголовного дела, затем в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого, в постановлении об избрании меры пресече­ния, других документах. В наиболее полном, завершенном виде модель этого события находит отражение в обвинительном заключении.

      Моделирование осуществляется в ходе предварительной проверки, предварительного расследования, судебного следствия, в других сфе­рах практического следоведения.

      Криминалистическое моделирование способствует:

        • правиль­ной уголовно-правовой квалификации деяния;
        • отграничению преступлений от иных общественно опасных дея­ний;
        • выявлению и установлению событий, исследуемых в уголовном процессе;
        • выявлению и изобличению лиц, скрывшихся с места происшест­вия после совершенного ими правонарушения;
        • установлению личности по трупу;
        • выявлению потерпевших и свидетелей, местонахождение кото­рых неизвестно;
        • розыску похищенного имущества, предметов, использованных при совершении общественно опасных деяний;
        • установлению событий, которые предшествовали, сопутствова­ли общественно опасному деянию, последовали вслед за ним;
        • установлению цели, мотивов, обстановки, механизма преступно­го и некоторых видов поведения различных лиц, образуемых при этом следов;
        • установлению происхождения и связи между фактами, их вре­менной и пространственной характеристик, устранению противоречий между фактами;
        • определению направления поисково-познавательной деятель­ности, формулированию общих и частных тактических, организацион­ных, управленческих задач, определению средств, путей и методов их решения.

        Элементы процесса моделирования:

          1. субъект моделирования;
          2. задача, решаемая субъектом при помощи этого метода;
          3. объект моделирования (оригинал);
          4. способ моделирования.

          Объекты криминалистического моделирования:

            1. познаваемые объекты;
            2. объекты, выступающие в качестве средств познания.
            Познаваемые объекты

            В группе познаваемых объектов моделируются самые различные события (преступления, иные виды человеческой деятельности, акты поведения и т.п.), а также их отдельные элементы, компоненты послед­них, структура, внешние связи и отношения (предметы, функциониро­вавшие в рамках криминальных событий, результаты преступной деятельности, признаки внешности устанавливаемых потерпевших, подо­зреваемых, обвиняемых, прижизненный облик погибших людей, от­дельные признаки трупов и т.п.).

            Моделируются также криминальные и криминалистические ситу­ации.

            Основное назначение данной разновидности практического моде­лирования — обеспечить оптимальное решение вопросов, связанных с предметом поиска и познания, с характером, кругом и местом нахожде­ния объектов, которые необходимо отыскать.

            Объекты, выступающие в качестве средств познания

            В структуру таких объектов, моделируемых в научных и практичес­ких целях, входят

            • поисково-познавательная деятельность в уголовном процессе в целом,
            • отдельные виды и этапы этой деятельности, ее эле­менты, те или иные совокупности элементов, их признаки, внутренняя структура (в частности, структура экспертного исследования, этапы версионного мышления, структура доказательства, функции и отноше­ния членов следственно-оперативных групп).

            В числе систем этого плана в следственной практике чаще всего встречаются:

            1. версии, криминалистические и правовые решения;
            2. отдельные следственные и иные действия, их комплексы, средст­ва тактического обеспечения;
            3. следственные, оперативно-розыскные, экспертные ситуации;
            4. оперативно-розыскные мероприятия;
            5. судебные экспертизы;
            6. планы работы, разрабатываемые на очередной рабочий день, не­сколько дней, планы этапов расследования и т.д.;
            7. постановления, определения, обращения, протоколы следствен­ных действий, обвинительные заключения и другие процессуальные и непроцессуальные документы и тексты.

            Модели познаваемых и познающих объектов находятся в тесной связи и взаимной зависимости. В ходе ППД идет процесс непрерывно­го взаимодействия тех и других моделей, движения от моделей одного порядка к моделям другого порядка. В этом процессе участвуют как материальные, так и мыслительные модели, для построения которых используются различные материалы, средства и приемы.

            Виды криминалистического моделирования

            1) по временной направленности:

              • ретроспективное (обращенное в прошлое);
              • настоящего;
              • перспективное (обращенное к исследованию событий, обстоятельств, явлений будущего).

              2) с учетом способа моделирования:

                • материальное;
                • мысленное (идеальное);
                • логико-математическое;
                • информационно-компьютерное.

                Ретроспективная модель представляет собой логико-информационную и образную систему, вос­производящую объекты поиска и познания в их главных, существен­ных, с точки зрения решения поставленной задачи, чертах.

                Перспективное моделирование (перспективная модель) дальнейшей деятельности самих субъектов познания отражает остальные черты познающей (поисковой) системы и средств познания первого объекта. Это направление находит свое выражение в представлениях участников ППД о том, что, как, кому, на основе применения каких средств, методов, приемов и в какие сроки необходимо сделать в ходе дальнейшей проверки, расследования и т.д., какими кад­ровыми, техническими, финансовыми, информационными ресурсами должна быть обеспечена планируемая деятельность.

                Выделяя разнообразные виды моделирования и классы моделей, необходимо учитывать их тесную взаимосвязь. Так, к примеру, связь мысленных и материальных моделей обусловлена тем, что еще до построения модели из какого-либо материала человек ее обосновывает, рассчитывает, представляет мысленно.

                Материальные модели воспроизводятся в материально фиксированном виде и используются в следственной практике преимущественно при производстве следственных действий и экспертиз. Среди материальных различают:

                • пространственно и геометрически подобные модели (слепок со следа, макет помещения, предмета, муляж трупа);
                • физически подобные модели (аудио- или видеозаписи следственных действий).

                Особым видом материального моделирования является криминалистическая реконструкция , понимаемая как воссоздание отдельных, интересующих следствие объектов по их фрагментам, описаниям, фотоснимкам и другим документальным данным.

                Использование в следственной практике логико-математического и информационно-компьютерного моделирования связано с внедрением в деятельность правоохранительных органов компьютерной техники. Сущность математического моделирования в криминалистике состоит в трансформации криминалистической проблемы в математическую задачу, ее решение посредством математического аппарата, а также криминалистическая интерпретация полученных математических результатов.

                Особо следует отметить мысленное моделирование, которое занимает особое место и наиболее распространено в уголовном судопроизводстве. На первоначальном этапе расследования практически всегда имеет место информационная неопределенность, которая, создавая логико-познавательные барьеры, ставит перед следователем ряд проблем. В силу своих особенностей мысленное моделирование выступает в качестве необходимого познавательного средства, во многом помогающего процессу управления расследованием.

                Так, в процессе расследования уголовного дела следователь, выясняя сущность произошедшего криминального события, строит в своем сознании его мысленную модель – информационную модель расследуемого события. По мере получения информации о преступлении и лице, его совершившем, эта модель становится более полной и менее схематичной. Информационная модель расследуемого события – динамическая система, поскольку ее построение осуществляется параллельно с ходом самого расследования. Причем, информационная модель расследуемого события первоначально оценивается как вероятностная вследствие неполноты информационного насыщения и лишь по мере расследования приобретает во всех элементах или в отдельной части их знание достоверное.

                Среди мысленных моделей в свою очередь выделяют:

                1. образные (иконические, неформализованные) модели, являющиеся по своей форме психическим образом, а в гносеологическом аспекте – одним из средств получения нового знания;
                2. образно-знаковые (символические, частично формализованные) модели, представленные разного рода условными знаками (буквенными или графическими). В криминалистике к знаковым моделям можно отнести сетевые графики планирования расследования, дактилоскопическую формулу, различные графические приложения к протоколам следственных действий.

                Стадии криминалистического моделирования

                Моделирование начинается с постановки проблемы и принятия ре­шения прибегнуть к данному методу, определения задачи, которая должна быть решена с его помощью.

                Стадии криминалистического моделирования:
                  1. построение модели объекта;
                  2. изучение построенной модели;
                  3. реализация модели (проверки модельной ин­формации).

                  Построить модель объекта — это значит

                  Состав компонентов (структурных элементов) модели определяет­ся, исходя из представления о том, какие из них являются существен­ными с точки зрения успешного решения поставленных задач с помо­щью модели.

                  В процессе изучения модели она подвергается логическому анализу и мысленному эксперименту с выведением и мысленной проверкой выводимых суждений. В ходе мысленного эксперимента субъект моде­лирования

                    1. выделяет условия, которые воздействуют на объект,
                    2. созна­тельно и планомерно изменяет эти условия,
                    3. определяет, какое воздей­ствие они оказывают на объект и модель, и,
                    4. сопоставляя свои суждения с установленными фактами, осуществляет корректировку модели.

                    Осмыслив изученную модель, субъект моделирования выводит из нее следствия, то есть суждения о фактах, которые должны существо­вать в реальной действительности при условии правильности модели, и приступает к ее проверке.

                    Проверка модели предполагает осуществление практических действий, направленных на обнаружение и исследование упомянутых фактов. Проверить модель — это значит выяснить, имеют ли место в действительности те факты (события, следы и т.д.), суждения о кото­рых были сделаны в процессе изучения модели. Оценка результатов проведенной в этом направлении работы позволяет сделать вывод о достоверности либо об ошибочности, о неточности в какой-либо части построенной модели (и необходимости ее корректировки в последних случаях).

                    Модели событий настоящего, как и модели событий прошлого (рет­роспективные модели), проверяются путем построения и реализации перспективных моделей деятельности субъектов моделирования.

                    Читайте также: