Сценическая обработка фольклорного танца кратко

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 1363 0

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Правила и приемы переосмысливания фольклорного танца для сцены

преподаватель хореографических дисциплин

Серьезное изучение специфики самобытных выразительных средств хореографии предполагает обращение к ее истокам – фольклорной хореографии, так как именно в искусстве народного танца заложены те качества, характеристики, черты самобытности, которые получили развитие и многообразие в сценических формах хореографического искусства, то есть в сценическом танце.

Современные условия развития нашей страны определяют необходимость обращения к проблеме воспитания личности через народное творчество, сохранения и возрождения национальной культуры, составной частью которой является фольклор. Фольклор тесно связан с народным бытом и обрядами, он отражает в себе различные периоды истории. По танцу мы можем судить о характере того или иного народа, танец помогает заглянуть в его душу. Фольклорный танец – один из самых древних и массовых видов искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Народ создает в танце идеальный образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональной художественной форме.

Нужно больше пробовать, экспериментировать, опираясь на традиции и учитывая требования эпохи. Необходимость современной творческой интерпретации фольклорной хореографии, а не только изучение и сохранение традиций; внедрение инновационных методов, приближающих нас к пониманию народной культуры; знание законов стилизации народного танца, придания ему современного звучания, особенно при ориентации на молодого зрителя; поиск новых форм соединения народного и современного искусства – все эти вопросы делают проблему обращения хореографов к фольклорному материалу актуальной.

В современную эпоху для танцевального фольклора открывается широкий доступ на сцену. Никогда прежде сцена не видела искусства более яркого, вдохновенного, чем искусство фольклора. Создание современного народного танца, его сценическая обработка были бы невозможны без глубокого изучения народного творчества.

Прежде чем говорить о сценической обработке фольклорного танца, следует уточнить сам термин. Дело в том, что есть обработкатанцевального фольклора, а есть разработка его. Это разные подходы к фольклорному первоисточнику. При обработке фольклорный материал чаще всего лишь театрализуется, оставаясь в основе своей узнаваемым. При разработке подход к фольклорному первоисточнику носит более субъективный характер. Здесь балетмейстер в прямом смысле разрабатывает фольклорные мотивы, переосмысливает их образное содержание, подчиняет своей авторской концепции замысла. В практике обработка и разработка присутствуют рядом, иногда переплетаются, совокупно определяют тот или иной принцип сценизации фольклорного бытового танца.

Труднее иметь дело с номерами, которые недостаточно хореографически развиты, например, с так называемыми народными бальными танцами, в которых нет развитой пространственной композиции. Исполнители движутся по кругу. Танец строится в паре между партнерами. При их сценической обработке приходится многое додумывать, досочинять, идти от едва намеченного рисунка к развернутой композиции. Здесь для балетмейстера важно раскрыть потенциальные возможности движенческого и композиционного начал первоисточника.

Для создания сценического варианта фольклорного танца балетмейстер-постановщик с участниками коллектива должен этот танец протанцевать так, как он бытовал в народе. Конечно, сольные комбинации в кругу приобретут новую окраску, так как участники имеют определенную физическую, хореографическую и техническую подготовку. Но зато участники быстро почувствуют колорит танца, его манеру, на которую балетмейстер должен обратить особое внимание – возникает образ сценического танца. Этот прием предполагает цитирование исходного материала (народной пляски). Но, чтобы окончательно стать таковым, ему требуется соответствующая обработка. Она определяется закономерностями драматургического развития (в частности, временной протяженностью, основанной на законах зрительского восприятия).

Известно, что способность человека воспринимать танец имеет некоторый запас, который в процессе восприятия иссякает, поэтому количество повторов основной фигуры цитируемого образца должно быть ограничено. Этот пример позволяет сделать вывод, что хореографические вариации на тему фольклорного образца можно рассматривать как путь создания сценического танца и что вариационность выступает как балетмейстерский прием, как методика работы с фольклорным материалом.

При сценической обработке фольклорного танца может быть использована традиционная хореографическая форма, применяемая в классическом балете: антре, вариации, кода. Это способствует возникновению сценической хореографии, содержащей и дух народного танца, и авторскую новизну.

Для того чтобы танец носил более динамический характер, а восприятие не иссякло, необходимо учитывать следующие требования: 1.Строить номер от простого к сложному как в рисунке, так и в лексике. Но при этом не забывать, что при сложном рисунке необходимы более простые движения, и, наоборот, при более сложных движениях – менее сложный рисунок. 2.Использовать разнообразие рисунков. Повтор одной фигуры (рисунка) без изменения притупляет восприятие. 3.Появление сольных пар должно быть подчинено темпу развития танца. Если в начале танца на центр круга выходит одна пара, то затем уже две или несколько. Это позволяет избежать монотонности и длиннот в танце. 4.Движения сольных пар должны отличаться неожиданностью ракурса, контрастностью и разнообразием ритмов.

Не только непосредственно танцевальный фольклор может использоваться балетмейстерами, но и народное творчество в целом (кружево, ткачество, вышивка, игрушка и т.д.) может стать основой при создании сценического танца. Правда большинство сценических танцев на основе народного творчества, к сожалению, носит чисто внешнее сходство, которое достигается костюмом, музыкой и названием. Например, Вятская игрушка, Вологодские кружева и т.д. Балетмейстер зачастую не наделяет персонажи характером, не вкладывает в лексику, манеру исполнения какие-то характерные особенности данного края, не учитывает даже композиционного построения. Возьмем, к примеру, Палехскую лаковую миниатюру. Движения героев музыкальны и ритмичны, линии певучи. Здесь и темы, и сюжеты, и пластическое решение. А приглядимся к кружевам, вышивке, ткачеству. Все имеет множество рисунков: геометрических, растительных, изображающих животных и птиц. Если привести их плоскостное решение в объемное, может получиться оригинальное хореографическое произведение.

Развитие танцевальной лексики и композиционного рисунка составляет основу при создании сценического хореографического произведения. Независимо от источника создания сценического варианта надо всегда помнить, что наряду с механическим составлением комбинаций и рисунков существует логическое соединение, когда берется основное движение и по ходу изложения (развития) на него нанизываются новые движения, внося элемент разнообразия в танец. А это приводит в конечном результате к появлению новых движений, комбинаций.

Для развития движенческого материала в танце существует несколько балетмейстерских приемов, которыми, кстати, с успехом пользуются сами носители и исполнители фольклора. Их вполне можно применять при сценической обработке. Развитие какого-либо элемента в танце за счет:

изменения ритма его исполнения;

изменения направления движения;

Подобных приемов развития движенческого материала встречается немало в фольклорном искусстве. Умело используя их, балетмейстер может довольно успешно развернуть форму фольклорного первоисточника. Сделать несколько развивающихся вариантов одного и того же движения, фигуры, танца в целом. А затем уже из них составить логически развернутую композицию. Но при этом надо иметь в виду, что такой тип обработки становится удачным, когда балетмейстеру удается найти (угадать или увидеть) русло развития, предопределенное самим первоисточником, а главное – до конца остаться верным ему.

Изменение типа разработки. Принцип, тоже часто встречающийся в фольклорном танце. Он отличается от предыдущего тем, что здесь основной пластический мотив танца с каждым разом получает новое качество. Он в полном смысле слова разрабатывается. Формула разработки: А – АБ – БВ – ВГ…и т.д.

Обновление – это принцип, дающий полное изменение хореографического материала, позволяющий присоединить новое к уже сказанному. Сложность обновления заключается в том, что присоединение нового не должно противоречить старому. Надо, чтобы новый материал сохранял целостность и единство с предыдущим. Формула: А – А1 – А2 – Б – Б1 – Б2 – В…и т.д.

Все эти принципы используются обычно в комплексе. Но бывает, встречаются отдельные примеры, в которых главенствует какой-либо один из них.

При создании сценической композиции особую ценность представляет своеобразная танцевальная манера. Именно она создает тот колорит, который придает хореографическому произведению художественную направленность.

Одно из главных отличий фольклорного танца от сценического заключается в том, что в фольклорном танце всегда в той или иной мере присутствует игровая ситуация. В сценическом варианте она как правило интерпретируется для зрителя, весь танец направлен на сидящих в зале.

Начало новому отношению к хореографическому фольклору положил ансамбль танца под руководством И. Моисеева, в котором яркая театральность формы сочеталась с глубоким проникновением в национальный характер народа.

Сюжетность заложена в природе танцевального фольклора, где диапазон очень широк – от батальных до трудовых. Необходимость освоить многочисленные хореографические приемы, разнородные пластические особенности, выработать единый стиль исполнения требует детально продуманного метода тренировки актеров. Непрерывное обновление, расширение и усложнение комплекса упражнений характерного класса, всемирное совершенствование техники – до сих пор закон жизни ансамбля.

Художественные преувеличения, свойственные фольклору, становятся главным образным приемом Моисеева. Гипербола в характеристике персонажей и положений доминирует в сценарии и хореографии. Еще один из творческих методов, которым руководствовался Моисеев с первых шагов своей деятельности – метод художественного истолкования и передача фольклорного материала, который не допускает эклектического смешения в одном танце хореографических движений, свойственных разным национальным танцам.

Балетмейстер создает свои хореографические композиции по принципу театрального действия, предполагая совершенно определенный жизненный сюжет. Это дает ему неограниченные возможности новой необычной интерпретации народного танца. Моисеев претворяет избранную основу в явление театральное, где понимать отдельные движения народной пляски, воспроизводить ее форму и схему – этого мало. Гораздо сложнее проникнуть в самое существо танца, рожденного народом.

На основе фольклорно-этнического материала балетмейстер создает сценический вариант, при этом он должен учитывать, что это не просто перенос тщательно выученных движений и рисунков на сцену. Это процесс воссоздания яркости народного характера, манеры исполнения, образности, музыки, костюма. Это процесс воссоздания атмосферы жизни танца, его дыхания и того таинства общения исполнителей, которое в нем рождается, обуславливая его ценность и необходимость.

И. Моисеев проявил себя как исследователь фольклора. Соединил глубоко изученные принципы фольклорного танца с законами современного балета. Сохранил и развил богатство, образность и самобытность танцевального искусства разных народов, а также на основе фольклорного материала создал цикл жанровых хореографических сцен.

На протяжении многих столетий народ, этот гениальный мастер-хореограф, совершенствует, обогащает, украшает все формы и виды народного танца, на базе старинных танцев создает новые хореографические произведения. А мастера профессионального искусства собирают, изучают народное творчество, обрабатывают для показа его на сцене. А затем эти танцы и пляски подхватываются любительскими коллективами и возвращаются в народ.

Народные танцы прекрасны. И не стоит примитивно подходить к оценке народного искусства, считая его несовершенным: без этой основы не могли бы появиться и существовать прекрасные творения искусства, созданные профессиональными и самодеятельными мастерами.

Процесс демократизации и гуманизации общества выявил невиданное ранее стремление народов к осмыслению и осознанному освоению своей традиционной культуры с позиций общечеловеческих ценностей. В современных условиях, когда только начинается процесс возрождения национальных культур, все актуальнее встает проблема сохранения, освоения и развития всего богатства духовной культуры каждого этноса.

Народный танец является одним из средств самовыражения народа на всех этапах развития человечества, начиная с зарождения цивилизации и заканчивая сегодняшним днем. Источником развития хореографического искусства является фольклорно-этнографический материал. Именно он позволяет раскрыть в танце характер народа, его темперамент, быт и обычаи. Изучение фольклорно-этнографического материала и его сценическая обработка – важный момент в создании народно-сценического танца. Он позволяет раскрыть и сохранить национальные черты того или иного народа.

Народный танец - один из самых древних и массовых видов искусства. Танцевальная культура богата разнообразием художественных особенностей, которые проявляются в образности, в лексической манере, стиле исполнения. В них заключены общенациональные черты и специфические особенности краёв областей регионов. Народ создаёт в танце идеальный образ, к которому он стремиться. Именно в искусстве народного танца заложены те качества, характеристики, черты самобытности, которые получили развитие и многообразие в сценических формах хореографического искусства.

На разных ступенях общественного развития появлялись различные танцы, выполняющие определённые функции: религиозные, обрядовые, военные, охотничьи, трудовые, лирические, бытовые. Фольклор тесно связан с народным бытом и обрядами. В нём находятся история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Он отражает в себе различные периоды истории. Особую роль в истории человечества играла миграция на самые различные жизненные процессы, в том числе и фольклор. Мигранты в поисках лучшей жизни уезжали в чужие неведомые им края, порой против своей воли, забирая в новые места не только самое необходимое, но и свою культуру: песни, танцы, обычаи. Происходило смешение различных культур, творческих приёмов и почерков. Иногда трудно разграничить рамки того района, который твёрдо значится родиной конкретного фольклорного произведения. По танцу мы можем судить о характере того или иного народа. Танцевальный фольклор на протяжении длительного времени выступает одной из важных форм сохранения и передачи накопленного опыта, духовной культуры от одного поколения к другому

Одной из наиболее значимых форм танцевального фольклора является его способность к развитию новых танцевальных форм. Как, например, джазовый танец. В наше время легко утратить в искусстве национальную индивидуальность. Балетмейстеру необходимо знать характерные черты фольклорного танца того или иного народа и развивать их. Конечно, нужно хранить истинный материал, но нельзя также топтаться на месте, Необходимо смело подходить к проблеме создания новых танцев на основе фольклора. Обрабатывая этнографический материал, необходимо создавать новые художественные произведения, созвучные нашему времени, поднимать народное искусство на более высокую ступень, сохраняя то драгоценное, что создал народ.

К древнейшим пляскам относятся также охотничьи. У некоторых народов Севера они ещё сохранились. Пляска моржа у чукчей и ненцев, пляска медведя у ханты, манси.

Сценический путь интерпретации фольклорного танца - стилизация. Создание сценического хореографического произведения, но в стиле народного первоисточника, с использованием подлинных движений и характерных элементов композиции. Таково большинство танцев в репертуаре наших профессиональных и самодеятельных коллективов. Здесь знание первоисточника необходимо, оно позволяет создать новое произведение. Именно такие сценические произведения испытанием временем, получают широкое распространение и даже возвращаются в народ. Изучать местный материал необходимо. Необходимо суметь отличить подлинное, ценное от случайного.

В быту народ танцует не для зрителя, а для себя. Танец для зрителя не может быть копией житейской пляски. При создании сценического танца на основе фольклора важно сохранить его идею, мысль, заложенную в танце, стиль. Конечно, не всё в жизни приемлемо для сцены, надо выбирать самое интересное: своеобразный рисунок, необычную манеру исполнения или особенное настроение танца. При сценической обработке фольклорного танца может быть использована традиционная хореографическая форма, применяемая в классическом балете: антре, вариации, кода. Это способствует возникновению сценической хореографии, содержащей дух народного танца, и авторскую новизну. Соединяя традиционные результаты хореографической культуры разных по социальным функциям сфер: традиционная бытовая хореография с традиционной хореографической формой, придаёт и тому, и другому и другому новое звучание. В любом конкретном случае создания сценического танца на материале фольклора мы будем видеть изложение исходного материала, повторение исходного материала, изменение это материала. Эти общие для всех случаев положения, можно считать методикой работы с фольклорным материалом при создании на нём сценической хореографии. Для того, что бы танец носил динамический характер необходимо учитывать следующие требования:

  1. Номер выстраивается от простого к сложному и в рисунке, и в лексики. При сложном рисунке должны быть более простые движения и наоборот.
  2. Рисунки должны быть разнообразными.
  3. Включить появление сольных пар, которые должны быть подчинены развитию танца. В начале выход идёт одной пары, затем две или несколько. Это позволит избежать монотонности танца.
  4. Движение пар должны отличаться неожиданностью ракурса, контрастностью и разнообразием ритмов.
  5. Соединить танец с другими видами искусства или народного творчества: кружево, вышивка, ткачество, игрушка.
  6. Внешнее сходство, которое достигается костюмом, музыкой, названием:

1. Баглай В.Е. Этнографическая хореография народов мира: учеб. Пособие для вузов / Ростов н/Д: Феникс (высшее образование)

2 .Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца. Учебное пособие / Г.Ф. Богданов – Москва: Изд-во МГУ, 2001.

3 .Захаров В. Фольклор – это «Симфония Движения «/В. Захаров// Балет. – 2010.-№1.Захаров Р.В. Бесседы о танце / Р.В. Захаров – Москва 1976.

В коллективной сценической трансформации фольклора, белорусские учёные, такие как С.В. Гутковская, Ю.М. Чурко, выделяют несколько основных способов:

- максимальное сохранение форм аутентичного фольклора, когда народный танец не подвергается или почти не подвергается обработке;

- художественная обработка фольклорного образца, при которой сохраняется его первооснова;

- разработка основного образного ядра, пластического лейтмотива, фольклорного первоисточника;

- стилизация, т.е. создание авторского сценического произведения, сохраняющего и развивающего традиции всего народного творчества, без опоры на один конкретный оригинал [1, с.16].




Следует отметить, что в период расцвета народно-сценического танца, широкого распространения самодеятельных коллективов, их успехов у себя на Родине и за границей, а также во время первого появления на сцене этнографических коллективов, предъявивших аутентичный фольклор, была высказана концепция, исходя из которой традиционное народное творчество оценивалось как памятник культуры, имеющий лишь историко–этнографический интерес и долженствующий находиться в музее, а не на сцене. У сторонников другой, альтернативной точки зрения явления глубокой эрозии в самодеятельном да и профессиональном творчестве породили сомнение не только в продуктивности методов трансформации фольклора, но и вообще в целесообразности существования коллективов его сценически интерпретирующих.

На рубеже веков, спор о судьбе народного творчества разрешила практика: фольклоризм получил активное распространение и стал в нашей республике заметным явлением во многих видах искусства (хореографии, музыке, театре, декоративно-прикладном).

Необходимо отыскивать и собирать еще не забытые материалы по национальной хореографии, изучение которых позволит балетмейстерам сохранять и приумножать богатство белорусского танцевального искусства.

Изучая фольклор прошлого, мы должны особое внимание уделять развитию народного творчества наших дней.

Важнейшая особенность современного искусства — неразрывная связь его с жизнью и стремлениями народа.

В коллективной сценической трансформации фольклора, белорусские учёные, такие как С.В. Гутковская, Ю.М. Чурко, выделяют несколько основных способов:

- максимальное сохранение форм аутентичного фольклора, когда народный танец не подвергается или почти не подвергается обработке;

- художественная обработка фольклорного образца, при которой сохраняется его первооснова;

- разработка основного образного ядра, пластического лейтмотива, фольклорного первоисточника;

- стилизация, т.е. создание авторского сценического произведения, сохраняющего и развивающего традиции всего народного творчества, без опоры на один конкретный оригинал [1, с.16].

Следует отметить, что в период расцвета народно-сценического танца, широкого распространения самодеятельных коллективов, их успехов у себя на Родине и за границей, а также во время первого появления на сцене этнографических коллективов, предъявивших аутентичный фольклор, была высказана концепция, исходя из которой традиционное народное творчество оценивалось как памятник культуры, имеющий лишь историко–этнографический интерес и долженствующий находиться в музее, а не на сцене. У сторонников другой, альтернативной точки зрения явления глубокой эрозии в самодеятельном да и профессиональном творчестве породили сомнение не только в продуктивности методов трансформации фольклора, но и вообще в целесообразности существования коллективов его сценически интерпретирующих.

На рубеже веков, спор о судьбе народного творчества разрешила практика: фольклоризм получил активное распространение и стал в нашей республике заметным явлением во многих видах искусства (хореографии, музыке, театре, декоративно-прикладном).

Необходимо отыскивать и собирать еще не забытые материалы по национальной хореографии, изучение которых позволит балетмейстерам сохранять и приумножать богатство белорусского танцевального искусства.

Изучая фольклор прошлого, мы должны особое внимание уделять развитию народного творчества наших дней.

Важнейшая особенность современного искусства — неразрывная связь его с жизнью и стремлениями народа.

Калугина Ольга Геннадьевна


Вятский колледж культуры

На пороге XXI века проблемы сохранения, развития и возрождения традиционной народной культуры приобретают все большую актуальность. В силу ряда причин постепенно утрачиваются исконные образцы фольклорного танца, которые могут не подлежать восстановлению. Поэтому на сегодняшний день остается нерешенный ряд проблем сохранения, фиксации уникальных фольклорных образов народного танца и сценических вариантов наследия, созданного великими хореографами.

Рассмотрим их опыт по обработке фольклорного материала.

Игорь Александрович Моисеев - величайший хореограф ХХ века, сделавший народный танец достоянием мировой культуры. Именно ему принадлежит роль первооткрывателя в создании нового художественного метода сценической интерпретации фольклора, цель которого - развивать и обогащать фольклор с помощью профессионального искусства. И.А. Моисеев, работая в области фольклора, невольно углублялся в вопросы этнографии и истории. Желая понять тот или иной танец, заглядывал в историю народа, и она ему многое объясняла. И это нашло свое отражение в творчестве его коллектива и в искусстве его хореографических композиций. В своей работе Игорь Александрович учился улавливать наиболее яркие краски, выходя на обобщение с помощью художественного домысла. Ему хотелось средствами фольклора нарисовать картину быта, истории, портрет народа. Беря из фольклора тему, жанр, почерк, стиль, мобилизовав весь арсенал профессионального искусства, он искал иную образность.

Осуществляя сценическую обработку танца, балетмейстер должен, прежде всего, хорошо изучить особенности края, области или района, который является родиной его будущего произведения. Сценическая обработка танца состоит в том, чтобы, сохраняя народную основу и замысел танца, его самобытность, своеобразие и, наконец, оригинальность рисунка и манеру исполнения, обогатить его опытом профессионального искусства и тогда уже вынести на суд зрителей.

Фольклорный танец является одной из важных форм сохранения и трансляции накопленного социального опыта, духовной культуры от одного поколения к другому. Сегодня необходима современная обработка фольклорного материала как результата поиска новых методов, приближающих нас к пониманию народной культуры и окружающей действительности.

Следовательно, фольклорный танец имеет некоторые особенности его сценической обработки.

При сценической обработке фольклорного танца балетмейстер должен:

-изучить все виды фольклора, как существующие в настоящее время, так и сохранившиеся в памяти старшего поколения;

-знать основные закономерности развития танцевальных форм;

-ознакомиться с географическим расположением и природными условиями, бытом и национальными особенностями исследуемого района;

-овладеть навыками поисково-исследовательской работы;

-овладеть методикой обобщения и обработки художественного воссоздания хореографического фольклора;

-создать новое художественное произведение, созвучное современной эпохе, поднять его на более высокую ступень и не растерять тех жемчужин, которые создал народ;

-сохранить идею, мысль, заложенную в танце, стилевую гамму исполнения;

-развить и обогатить лексику, рисунок, украсить произведение, но таким образом, чтобы не испортить того главного, что было заложено в первооснове;

При этом необходимо быть понятным современному человеку, донести до него духовные идеи народной культуры, укрепить ценностное отношение к национальным культурным традициям и пробудить интерес к их познанию и сохранению. Главная особенность фольклорного танца заключается, как правило, в особой манере исполнения, композиционном рисунке, необыкновенной лексике, костюме, музыкальном сопровождении. Именно тогда зритель сможет ощутить себя участником культурного процесса, приобщиться к историческим традициям.

Читайте также: