Модели взаимодействия медсестры и пациента кратко

Обновлено: 07.07.2024

В 1997 г. Ассоциацией медицинских сестер России был разработан и принят Этический кодекс медицинской сестры.

Этика – это наука о морали и нравственности, т.е. нормах поведения, выработанных обществом и реальных поступках человека.

Деонтология – это учение о долге и принципах поведения медицинского персонала, направленное на создание благоприятных условий для эффективного лечения больных.

Этико-деонтологические принципы в работе медсестры

Флоренс Найтингейл (1820-1910) – основоположница научного сестринского дела (Великобритания):

Этико-деонтологические принципы в работе медсестры

Психогении. Ятрогении. Соррогении.

Психогении — это нарушения, возникающие в организме и в психике под влиянием различных, обычно тяжелых для личности, психических травм.

Психогении возникают в связи с одномоментной, интенсивно воздействующей психотравмирующей ситуацией или могут быть результатом относительно слабого, но продолжительного травмирования.

Ятрогения — это заболевание или осложнение заболевания, вызванное тяжелыми переживаниями больного вследствие слов и действий врача или медицинской сестры, оказавших на больного отрицательное влияние.

Известно немало случаев, когда в ятрогенных заболеваниях различной степени выраженности был повинен средний медицинский персонал. Такие расстройства называются соррогениями.

Ятропатии

Ятропатиями называют отрицательные последствия для больного неправильных действий или назначений врача, или необоснованного использования инструментально-лабораторных исследований в ущерб здоровью больного.

Ошибочный диагноз может порождать ятрогению, а последующее лечение заболевания, основанное на ошибочном диагнозе, порождает у больного — ятропатию. Она проявляется в крайних формах недоверия, страха и паники перед медицинскими вмешательствами, враждебностью по отношению к медицинскому персоналу.

Классификация ятрогений

1. Ятрогения травматического происхождения.

Сюда относят случаи травмы ребенка во время родов, последствия неправильно выполненной хирургической операции, спинномозговой пункции, анестезии, результаты нарушения техники инъекций и др.

2. Ятрогения интоксикационного происхождения.

К ним относят: ошибочный выбор лекарств, их дозы, осложнения, возникающие вследствие своевременно не выявленного врачом предрасположения больного к тем или иным токсическим (лекарственным) веществам; введение в организм больного ненужного для его лечения препарата. Сюда же относятся последствия для населения непродуманного, массового использования фармакологических препаратов с целью самолечения.

3. Ятрогения инфекционного происхождения.

К ним относят неблагоприятные последствия после применения сывороток и вакцин, различные осложнения, возникающие в связи с этим по вине медицинского работника.

4. Ятрогения организационного происхождения.

Возникают вследствие неправильной организации обследования, лечения и ухода за больными.

5. Ятрогения психологическая. Ятрогения может возникать, например, вследствие неосторожного комментирования медицинским работником особенностей заболевания пациента. Ятрогении — это психогенные реакции, вызванные неправильным, непродуманным обращением медицинского работника с пациентом.

Проявления ятрогений

Во – первых, у пациента может ухудшиться течение основного заболевания: головные боли, дискомфорт в области сердца, слабость и т.д.

Во – вторых, - ухудшение психологического состояния: снижения настроения, подавленность, депрессия, чувство страха и неуверенности, невроз, ипохондрия и даже суицидальные мысли с попытками самоубийства.

Также используются термины:

Соматогении

Соматические заболевания действуют непосредственно на ЦНС, что приводит к неврологических заболеваниями и психическим расстройствам.

Группа таких расстройств имеет название соматогении

Соматогении – это психические нарушения, вызванные соматическими заболеваниями (особенно инфекции, интоксикации, болезни внутренних органов и т.д.).

  • при заболеваниях сердца может наблюдаться состояние страха, тревоги, беспокойства;
  • при тиреотоксикозе — страх, вспыльчивость, тревога, плаксивость;
  • при раковых заболеваниях - чувство подавленности, угнетенности, беспомощности;
  • при инфекционных и аутоиммунных заболеваниях могут быть тяжелые психические расстройства от депрессии до агрессивности, с маниакальными, галлюциногенными и другими синдромами.

Механизмы переноса и контрпереноса в медицинской практике

Трансфер (перенос) — это явление в терапевтическом процессе, когда пациент начинает воспринимать и переживать отношения с врачом (медсестрой), таким образом, каким он воспринимал и переживал отношения с кем-то значимым в своей личной истории.

Контртрансфер (контрперенос) возникает тогда, когда врач (медсестра) начинает воспринимать и переживать отношения с пациентом, таким же образом, каким воспринимал и переживал отношения с одним из значимых людей в своей личной жизни, а также взаимодействовать с пациентом исходя из этих переживаний.

И если явления переноса и контрпереноса не осознаются медицинским работником, то взаимоотношения с пациентом становятся эмоционально насыщенными, проблемными, зачастую конфликтными. В этом случае терапевтический процесс становится невозможным.

Механизмы переноса и контрпереноса в медицинской практике

1) трансфер позитивный — перенос чувств любви, восхищения, уважения, доверия, привязанности и пр.;

2) трансфер негативный — перенос чувств страха, ненависти, отвращения, вражды, злобы и др.

Эти чувства у пациента возникают спонтанно в лечебном процессе при отсутствии в поведении врача (медсестры) объективных причин для этого.

Явление переноса (трансфер) присуще любым человеческим отношениям, и проявляется не только в лечебной практике, но и в обыденной жизни.

Неконструктивные виды общения в медицинской практике

  1. Контакт масок. Формальное общение, отсутствие заинтересованности в собеседнике (распространено при профессиональных осмотрах).
  2. Примитивное общение. Пациент воспринимается как объект, который шумит, мешает.
  3. Формально-ролевое общение. Нет интереса к личности собеседника, вместо этого обходятся знанием его социальной роли.
  4. Деловое общение. Общение направлено на интересы дела, при этом позиция врача (медсестры) – авторитарная.
  5. Духовное общение. Подразумевает возможность поделиться любой интимной проблемой. Неравное общение.
  6. Манипулятивное общение. Направлено на извлечение выгоды от собеседника.

Правила общения с пациентами

  1. Проявление искреннего интереса к пациенту.
  2. Понимание достоинств пациента и максимальное одобрение.
  3. Понимание смысла поступков пациента, вместо огульной критики.
  4. Доброжелательность, приветливость.
  5. Обращение к взрослым пациентам по имени отчеству, первоочередное представление себя.
  6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника.
  7. Умение внимательно выслушать пациента.
  8. Умение уважать мнение собеседника.
  9. Умение не навязывать своего мнения.
  10. Умение указать пациенту на ошибки, не нанося ему обиды.
  11. Умение правильно формулировать вопросы.
  12. Умение помочь пациенту правильно сформулировать свое состояние.

Психокоррекция и психотерапия в деятельности медицинского работника

Психокоррекция – это психологическое воздействие на пациента, целью которого является выработка навыков оптимальной и эффективной деятельности, способствующей личностному росту, адаптации в обществе и душевному комфорту.

Психотерапия – это психологическое воздействие на пациента, целью которого является лечение уже возникших патопсихических симптомов и синдромов или личностных аномалий и девиаций, а также изменение мышления, настроения и поведения человека таким образом, чтобы он был более здоровым, продуктивным и счастливым. Больному человеку требуется реконструкция личности и в большинстве случаев на фоне медикаментозного лечения.

  • медработник помогает пациенту лучше понять свои проблемы;
  • устраняет эмоциональный дискомфорт, напряжение;
  • медработник обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы;
  • поддерживает пациента в осознании и использовании своих сил и умений;
  • медработник содействует осознанию и самораскрытию, в результате чего пациенты начинают лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности;
  • помогает мобилизовать психические и физические ресурсы организма для преодоления недугов.

Медицинский работник должен знать структуру и содержание психологической помощи пациентам, в зависимости от периода болезни.

В первые дни болезни:

  • успокоить;
  • вселить уверенность в благополучном исходе заболева­ния;
  • помочь психологически пережить это трудное для пациента время.

В период стационарного лечения:

  • создать у пациента установку на лечение;
  • сформировать правильное представление о болезни;
  • объяснить значение проводимых лечебных мероприя­тий;
  • психологически подготовить к выписке.

После выписки из стационара:

  • укрепить уверенность в своих силах, создать установи на возврат к посильному труду;
  • выработать и закрепить новую линию поведения, соответствующую положению пациента;
  • создать установку на дальнейшую физическую активизацию.

Психокоррекция боли

Дыхательная гимнастика – один из самых эффективных способов привести в порядок наше физическое и физиологическое состояние.

Дыхание объединяет тело и разум.

Дыхательные упражнения могут помочь расслабиться, контролировать чувство тревожности, снять стресс, победить бессонницу, уменьшить физическую боль и т.д.

Положите одну руку на грудь, а другую – на живот. Дышите так, чтобы поднималась только рука, которая лежит на груди. Задержите воздух и затем выдохните его через рот. Повторите несколько раз.

Теперь наоборот, дышите так, чтобы поднималась только рука, лежащая на животе. Грудь не должна двигаться. Повторите несколько раз.

Теперь попробуйте по очереди дышать так, чтобы сначала поднималась рука, лежащая на животе, а затем – рука, лежащая на груди.

После того, как вы освоите предыдущую технику, дышите глубоко, используя одновременно оба вида дыхания. При этом делайте небольшие паузы между вдохом и выдохом. Вдох и выдох должны длиться по времени одинаково.

Десенсибилизация - методика для уменьшения негативного напряжения, тревоги и страхов к напрягающим образам, пугающим объектам или ситуациям.

Десенсибилизация путем движения глаз является кратковременной и самой распространенной за счет своей простоты. Ею можно пользоваться в любой момент, особенно когда человек непосредственно сталкивается с пугающим или тревожным событием.

Если восстановить нормальное движение и концентрацию глаз, то уходит или по крайней мере снижается и тревога.

1) Предлагаем пациенту описать свой страх и рассказать, где и что он чувствует (телесные ощущения).

2) Далее, прямой рукой делаем широкие движения, обращенные в сторону пациента, расстояние до него примерно 30 см.

3) Движения делаем вначале по горизонтали, потом по диагонали, вертикали, кругу и так далее, интересуясь самочувствием пациента.

4) Делать вначале медленно, а потом все быстрее и быстрее, до настоящей бодрой энергичности.

5) Ограничения: пациент не должен отставать и не должен чувствовать дискомфорт.

6) То же самое можно делать себе самому.

Аутогенная тренировка (аутотренинг, АТ) - распространенный метод саморегуляции психических состояний с помощью самовнушений.

На первой стадии человек с помощью специальных самовнушений себя расслабляет, очищает от негативного напряжения

На второй стадии - или просто отдыхает, или дает себе специальные, полезные внушения (например, придающие ему уверенность, мотивирующие его к тому или иному делу, меняющие его отношение к какому-то событию или человеку).

Третья стадия - выход из состояния расслабления, выход в бодрую жизнь с общим состоянием спокойствия и энергии.

Медицинская этика и деонтология — это правила поведения медицинского работника, основанные на общечеловеческих принципах морали и нравственности. Этика и деонтология в работе медицинской сестры представляет собой её отношения со всеми участниками лечебно-диагностического процесса: пациентом, его родственниками и близкими, лечащим врачом, другими врачами, коллегами-медсёстрами, младшим медицинским персоналом.

Этика и деонтология

Оглавление
  • Медицинская биоэтика
  • Модели медбиоэтики
  • Профессиональная этика
  • Деонтология
  • 4 принципа этики и деонтологии
  • Отношения медсестры с пациентом и коллегами
  • Решение проблем

Этика и медбиоэтика

Мораль — это форма общественного сознания людей, которая определяется общественным бытием, т.е. социально обусловлена.

Нравственность — это реальное воплощение морали в жизнь через совокупность обычаев, нравов, поведение людей.

Этика – (лат. ethic, от греч. ethice – изучение нравственности, морали) — философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем, который понимал этику как философию нравственного поведения людей.

Медицинская этика представляет собой системы моральных и нравственных норм в отношении пациента и медицинского персонала.

Этика и деонтология в профессиональной деятельности – это комплекс моральных и нравственных норм, которым должна следовать медицинская сестра в своей ежедневной деятельности – выполняя медицинские вмешательства, при осуществлении ухода за больными и т.д.

В деятельности медицинских работников должны повсеместно и повседневно соблюдаться принципы медицинской этики и деонтологии. На основе обычаев, норм и правил поведения сформулированы наиболее общие этические категории (нормы морали):

Медицинская этика и деонтология

Пациент, доверяющий свое здоровье медицинской сестре, хочет и должен быть уверен не только в профессиональном владении навыками, но и в следовании ею высоким моральным и нравственным принципам. Медицинская сестра должна быть порядочной и честной, чуткой и доброй, милосердной и отзывчивой.

Нравственный долг является категорией морали, его не нужно путать с наукой о долге — деонтологией, которая имеет более узкое содержание (о ней поговорим ниже0. Врачебный долг, медицинский долг — комплекс требований и норм, регулирующий отношения:

  • врач (медицинский работник) — пациент
  • врач (медицинский работник) — родственники пациента
  • врач — врач
  • врач — медицинская сестра
  • врач (медицинский работник) — общество

Этика и деонтология в медицине — основа взаимодействия между медицинскими работниками и пациентами. С одной стороны, профессиональный долг служит проявлением гуманизма как главного принципа врачебной (медицинской) морали. С другой стороны, бывает, что гуманизм противопоставляется врачебному долгу. Известно, что отказ от оказания медицинской помощи противоречит клятве Гиппократа, Женевской декларации, Уголовному кодексу РФ, однако часто имеют место подобные факты. Медицинская биоэтика выполняет также функцию защиты медицинского работника как личности, позволяя медику поступать не только по существующим законам, но и по собственной совести при выполнении профессионального долга.

Модели медбиоэтики

В настоящее время медбиоэтика существует в четырех исторически сложившихся моделях (формах):

Этика и деонтология: принцип Гиппократа

Современная медицинская биоэтика сталкивается с множеством противоречивых проблем: аборты, искусственное оплодотворение, клонирование, сексология, эвтаназия. В этих случаях возникает так называемый конфликт прав. К примеру, право плода на жизнь и право женщины на прерывание беременности.

Задача современной медицины состоит в том, чтобы сделать жизнь человека долгой и счастливой, без болезней и страданий. Однако на пути добра и прогресса часто становятся люди, одержимые жаждой власти, наживы и исключительно собственных интересов. Это и явилось причиной возникновения такой формы медицинской этики, как биоэтика, которая рассматривает медицину в контексте прав человека.

Этика и деонтология в работе медицинской сестры

В повседневной деятельности соответственно должностным обязанностям профессиональная этика и деонтология медсестры выходит на первый план мастерства. Именно в соблюдении этическо-деонтологичеких принципов в любой ситуации медицинская сестра демонстрирует свой высокий профессионализм.

Профессиональная этика медицинской сестры

В 1996 году Ассоциацией медицинских сестер России был разработан и принят, а в 1997 году одобрен Проблемной комиссией по сестринскому делу Управления учебными заведениями Министерства здравоохранения Этический кодекс медицинской сестры России.

Согласно Этическому кодексу, документам, на которых он основан и современному положению вещей в медицине, сестра — это не только исполнитель врачебных назначений. Медицинская сестра — самостоятельная профессия. Ее представители обладают как навыками комплексного ухода за пациентами, так и достаточным уровнем познаний в области психологии общения и педагогики. Основа Этического кодекса медицинской сестры России — такие этические компоненты философии сестринского дела, как обязанности, ценности и добродетели. Рассмотрим подробнее.

Этика и деонтология в обязанностях медицинской сестры (профессионализм)

Медицинская сестра обязана:

  • уважать пациента
  • уважать право пациента на самоопределение
  • говорить правду
  • делать добро
  • не причинять вреда
  • уметь принимать самостоятельные решения
  • быть преданным своей профессии человеком
  • иметь ответственность

Ценности (желаемые цели)

Желаемыми целями для медицинской сестры должны быть:

  • профессионализм
  • результативность
  • достоинство
  • здоровье
  • гармония

Профессиональные добродетели (личные качества)

Медицинской сестре должны быть присущи:

  • знания
  • мудрость
  • сострадание
  • терпение
  • ответственность
  • милосердие
  • способность к сотрудничеству.

Наряду с деонтологией — наукой о медицинском долге — профессиональная этика медсестры предполагает правила поведения и отношения с окружающими. Согласно этим правилам медицинская сестра обязана:

  • неукоснительно соблюдать субординацию (подчинение младшего медицинского звена старшему, согласно принципам служебной дисциплины)
  • не допускать и пресекать распространение конфиденциальной и служебной информации
  • не допускать и пресекать обсуждение медицинских проблем в присутствии пациентов и их родственников
  • не допускать выяснения отношений между коллегами в присутствии пациентов и их родственников
  • поддерживать доброжелательные, тактичные и вежливые отношения с пациентами и их родственниками
  • иметь терпение выслушивать пациента и его родственников, понять их переживания
  • поддерживать пациентов и их родственников в тяжелые минуты
  • сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность при выполнении своих профессиональных обязанностей
  • действовать профессионально в пределах своей компетенции.

Читать также: Основные типы лечебно-профилактических учреждений. ЛПУ стали Медицинскими организациями

Повседневное поведение медицинской сестры, стиль ее работы зависят от многих факторов. Здесь и отношение к профессии, и личностные качества, и общая корпоративная культура конкретного медицинского учреждения. К большому сожалению, часто приходится сталкиваться с эмоциональной и нравственной индифферентностью (безразличием, равнодушием) медицинских сестер.

Нередко неблаговидные поступки, противоречащие нормам Этического кодекса, медицинские сестры пытаются оправдать экономической обстановкой, наличием глубоких личных проблем и другими факторами. Однако истинно профессиональная этика медсестры руководствуется тем, что в подобных ситуациях оправдывающих неэтичное поведение обстоятельств просто не существует.

Деонтология в работе медицинской сестры

Деонтология (от греч. deon — должное) — принципы поведения медицинских работников, направленные на максимальное повышение пользы лечения и устранение последствий неполноценной медицинской работы. Деонтология является частью медицинской этики (медбиоэтики), медицинской морали. Профессиональная деонтология медсестры являет собой долг средних медицинских работников перед пациентом, его семьей и всем обществом.

Говоря о том, что существует деонтология медсестры и других медработников, подразумевается профессиональное поведение, как на рабочем месте, так и вне работы. Соблюдение норм деонтологии включает в себя:

  • внимательное отношение к пациенту, немедленную реакцию на изменения в его состоянии и/или поведении
  • тактичное обращение с пациентом
  • коллегиальность в отношении со всеми сотрудниками
  • сохранение медицинской тайны

Деонтология в работе медсестры

Прежде всего, деонтология медсестры — это ее внутренняя и внешняя культура.

Внутренняя культура — набор качеств, которым в идеале должна обладать медицинская сестра:

  • честность
  • порядочность
  • искренность
  • преданность своему делу
  • скромность
  • доброта
  • готовность прийти на выручку
  • дисциплинированность
  • справедливость
  • сострадание
  • дружелюбие
  • опрятность
  • умеренность в макияже и украшениях
  • грамотная речь
  • уместные слова и выражение
  • отсутствие фамильярности, вежливость

Этика и деонтология: 4 принципа

Этика и деонтология медицинской сестры базируется на четырех универсальных принципах:

  1. автономии
  2. милосердия
  3. справедливости
  4. полноты оказания медицинской помощи

Принцип автономии

С точки зрения принципа автономии медсестра должна уважать личность каждого пациента и его решения. С этим принципом связаны следующие положения:

  • пациент рассматривается не как средство, а как цель
  • в отношениях с пациентом важны: конфиденциальность, уважение к политическим и иным убеждениям пациента, уважение к его культуре
  • получение от пациента информированного добровольного согласия на предстоящую процедуру
  • уважение личного мнения пациента, его свобода в принятии важных решений

Этика и деонтология: принцип милосердия

Принцип милосердия

Включает в себя несколько аспектов:

Принцип справедливости

В деятельности медицинской сестры не должно быть различения пациентов по их профессии, социальному статусу, а также по другим характеристикам. Этика и деонтология в работе медицинской сестры также устанавливает, что любая помощь, которая оказывается пациенту, не должна нанести ему или третьим лицам вреда. Если медработник оказывается между противоположными мнениями пациента и его родных, он всегда должен исходить из мнения пациента. Принцип требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или иных внешних обстоятельств.

Принцип полноты медицинской помощи

Заключается в том, что медицинская сестра обязана оказывать медпомощь пациентам:

  • профессионально
  • использовать для этого все имеющиеся в ее арсенале средства
  • проводить качественно меры диагностики и профилактики
  • оказывать паллиативные медицинские услуги нуждающимся пациентам
  • реализовывать профилактические мероприятия

Этика и деонтология медицинской сестры с точки зрения соблюдения этого принципа подразумевает, что при оказании медицинской помощи медсестра обязана строго соблюдать все действующие требования законодательства, а также моральные нормы.

Этика и деонтология в отношениях участников лечебного процесса

Этические и деонтологические принципы в медицине предполагают выстраивание отношений с пациентом по следующим правилам:

Этический кодекс медсестер затрагивает и вопрос общения с родными пациента. С ними также необходимо выстроить взаимодействие по следующим правилам:

  • Родственникам, которые ухаживают за пациентом, необходимо показывать правильность выполнения различных процедур
  • Следует проявлять тактичность, спокойствие и сдержанность
  • Разговор с родственниками пациентами должен строиться в пределах компетенции медсестры. Вопросы прогноза болезни, лечения и тому подобные обсуждать с родными может только врач
  • На вопросы родственников пациента следует отвечать неторопливо и спокойно

Этика и деонтология медицинской сестры содержит в себе также правила профессионального общения. Это общение с врачом, другими медицинскими сёстрами и санитарками. Как строить отношения с врачами:

  • Недопустимо проявление неуважения и грубости
  • Все назначения врача должны выполняться профессионально, четко и своевременно
  • Следует немедленно сообщать врачу обо всех внештатных ситуациях с пациентом (внезапное изменение состояния, поведения)

Этика и деонтология: отношения медсестра - врач

В профессиональной деятельности отношения медсестер друг с другом должны строиться со следующими особенностями:

  • следует проявлять уважение и вежливость
  • замечания по работе должны доводиться до сведения коллеги без пациентов
  • более опытные медсестры должны передавать свой опыт более молодым коллегам
  • в затруднительных ситуациях медсестры должны стремиться помогать друг другу
  • Ненавязчивый и тактичный контроль работы санитаров и младших медицинских сестёр
  • Не допускается высокомерное и фамильярное отношение
  • Работа по принципу взаимоуважения
  • Запрещается делать замечания друг другу в присутствии других коллег и посетителей

Этика и деонтология: решение проблем

Этика и деонтология медицинской сестры как наука позволяет решать различные проблемы, которые возникают в работе специалиста.

В эту работу включаются следующие направления:

  • проведение семинаров и тренингов по выходу из конфликтных ситуаций и их предотвращению, по коллективным методам работы, развитию коммуникативных навыков
  • обучение медсестер нормам общения с больными и их родственниками
  • проверка знаний норм этического кодекса медсестер
  • проведение периодических тестов, благодаря которым можно выявить сотрудников, у которых наблюдается хроническая усталость, профессиональное выгорание. На основе этих данных планируются мероприятия, снижающие риски развития синдрома профессионального выгорания

Этика и деонтология: отношения медсестра - медсестра

Например, одна из медсестер снимала свой рабочий день на камеру мобильного телефона, потом размещала на своей странице в социальной сети фото, на которых присутствовали пациенты. С такой медсестрой проводится беседа, а в отделении вводятся правила использования мобильных телефонов, запрет на фотосъемку пациентов. Эта информация впоследствии доводится до сведения всех медсестер медицинского учреждения.

Модели сестринского дела, их авторы и характеристика

Основные типы лечебно-профилактических учреждений. ЛПУ стали Медицинскими организациями

Сестринский процесс: определение, этапы, примеры

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.


1. Ковтун Е. И. Сестринское дело в гериатрии: учебное пособие / Е. И. Ковтун, А. А. Шепелева; под ред.: Т. В. Одеговой, Н. А. Переверзевой. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 272 с.

2. Мухина С.А. Теоретические основы сестринского дела: учебник / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. — 2-е изд., исправл. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 368 с.

3. Ослопов В. Ню, Богоявленская О.В.. Общий уход за больными в терапевтической клинике: Учеб. пос. – 4-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

4. Петрова Н. Н. Психология для медицинских специальностей. Учебник / Н. Н. Петрова. – М.: АКАДЕМИЯ, 2008. – 320 с.

5. Савункина А.А., Богданова Т.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПАЦИЕНТАМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 931-933;

Современный специалист со средним образованием в медицине должен обладать широким спектром умений. В настоящее время, одним из важнейших практических навыков, используемых в сестринском деле, является общение с пациентом. В здравоохранении всё четче прослеживается тенденция к персонифицированному лечению. В связи с этим, умение создать положительный эмоциональный фон в отделении так же важно, как умение медсестры непосредственно выполнять манипуляции.

На современном этапе развития медицинской науки и практики значительно возросла роль медсестры. По оценкам, медсестры составляют большинство медицинского персонала (до 70%) и обеспечивают до 80% объема прямой помощи пациентам. Именно на сестрах лежит основная ответственность за осуществление большого числа практических мер, включая уход за пациентами. В то время как врачи специализируются на технологической стороне лечения, медицинские сёстры непосредственно его осуществляют.

Медсестре необходимо умение устанавливать контакт с пациентами, создавать особый эмоциональный климат, необходимый для лучшего лечения и восстановления пациентов. В дополнение к специальным процедурам, больница предоставляет пациентам психологическую поддержку, устанавливает и поддерживает долгосрочные отношения с ними. [2]

Движение за развитие сестринского дела имеет полное право на существование, наряду с врачебным. Развитие сестринского дела как самостоятельной медицинской профессии породило формирование отдельного направления - этики сестринской. Принятие международных и национальных документов по этике сестринского дела имеет первостепенное значение.

В 2015 году состоялось важное событие для Российского сестринского дела – I Международный саммит медицинских сестер. В Москве собрались представители России, Израиля, Казахстана, Беларуси и Украины для обсуждения актуальных проблем. В России, несмотря на достаточное количество кадров, соотношение числа врачей и специалистов со средним медицинским образованием составляет 1:2,4, что гораздо ниже аналогичного показателя большинства стран мира. За развитие, в том числе и сестринского дела, на государственном уровне занимается Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Данные мероприятия помогут в решении важных проблем сестринского дела в России: нехватки персонала, недооценки роли медсестры и низкого престижа профессии, необходимости реорганизации последипломного образования.

Уже по прошествии трех лет, становятся заметны изменения, связанные с увеличением престижа профессии медицинской сестры, осознанности населения в отношении важности деятельности медицинских сестёр.

Хотя медсестра сама не лечит пациента, а исполняет назначения врача, ее роль очень велика, потому что, находясь с пациентами, она замечает все изменения, которые происходят в его состоянии, может успокоить его и облегчить его страдания.

Работа сестры очень ответственна, помимо любви к работе и внимательности к пациенту, сестра должна обладать достаточными медицинскими знаниями.

Медсестра, основная обязанность которой заключается в том, чтобы заботиться о пациенте, обязана не только знать все правила ухода и умело выполнять медицинские процедуры (ставить банки, готовить ванны и т. д.), но также четко понимать механизм действия конкретного лекарства или конкретной процедуры на тело пациента.

Помимо знания своих обязанностей и полного понимания дела, сестра должна быть в состоянии своевременно заметить все изменения в здоровье пациента. Это важно, особенно когда состояние пациента ухудшается. Эти изменения могут быть своевременно учтены только в самом внимательном отношении ко всем, даже к самым незначительным проявлениям заболевания. Правильное и плодотворное лечение невозможно, если пропускаются признаки одышки, отеков, бледности или цианоза кожи, прекращение мочеотделения, начала обморока, падения пульса, образование язв под давлением и других признаков, которые могут быть совершенно незаметными даже для пациента. [5, с 931-933]

Сестра должна быть хорошо знакома с теми симптомами, которые обнаруживаются при осмотре. Она должна обратить на них внимание, уметь их заметить.

Изучить приёмы очень сложно, их нужно развивать, применять на практике. Постоянное внимание к наименьшим изменениям состояния пациента постепенно развивается путем наблюдения.

В условиях стационара, пациент становится частью жизни большого отделения. Из среднего медицинского персонала его окружают: старшая, палатная, процедурная, младшая медсестры. Все они, выполняя свои профессиональные обязанности, влияют на жизнь пациента.

Лечить больного необходимо совершенно иначе, чем здорового человека, потому что у пациента часто бывает другая психология, а нервная система нестабильна. Сестра ближе к пациенту, чем врач; она проводит большую часть своего времени в палате. Заботясь о пациенте и выполняя различные процедуры, сестра постоянно общается с пациентом.

С пациентами разного развития и разным культурным уровнем нужно говорить по-другому, то есть подход к каждому из них должен быть индивидуальным. Каково выражение этого конкретного подхода, особая способность лечить больного человека и нужно ли обращаться к больному человеку иначе, чем к здоровому человеку. Соединяя болезнь, неприятные и часто болезненные ощущения, пациент часто становится взволнованным, нетерпеливым, капризным. Конечно, пациента в этом состоянии следует лечить иначе, чем здорового человека. При длительном хроническом заболевании, не замечая улучшения в течение длительного времени, пациент часто впадает в депрессивное состояние, перестает верить в выздоровление. Он беспокоится о том, сможет ли снова работать, будет ли он жить. А поэтому и часто преувеличивает свои ощущения без особых причин.

Различные тяжелые переживания, тревоги, страхи, страдания, постоянные мысли о болезни меняют психику пациента. Конечно, и отношение к нему должно быть иным. Хорошо известно, насколько важно состояние нервной системы для начала заболевания, его курса и результата. Поэтому сестра должна, в первую очередь, оказать благотворное влияние на нервную систему пациента. Нельзя спорить с больным человеком, спорить, сердиться на него, выражать свой голос. Напротив, нужно относиться к нему любезно, уважительно и спокойно, даже если он взволнован и груб. Его следует успокаивать всеми возможными способами, и, если возможно, то создать иллюзию уступки, но в то же время твердо и настойчиво требовать, чтобы он выполнял все необходимые меры и подчинялся существующим правилам.

Примечательным является тот факт, что алгоритм выполнения любой манипуляции всегда начинается с установления доверительных отношений с пациентом, объяснения сути проводимой процедуры. Это связано с приданием значения психотерапевтическому эффекту общения медицинской сестры и пациента. [4]

В основе межличностного взаимодействия лежит уважение к человеку, его здоровью и достоинству, что и составляет философию сестринского дела. Через общение, проявляются индивидуальные характеристики пациента и профессиональные характеристики медсестры. Взаимодействие с пациентом без учета его ментальной, социальной и духовной сфер механизируют процесс оказания помощи пациенту.

Как правило, люди намного хуже способны сознательно управлять каналом невербальной коммуникации. Движения человека в процессе социального взаимодействия изучает наука кинесика. Исследователи доказали, что устной речью легче управлять, чем выражением лица и жестами, так как невербальная информация тесно связана с психическим состоянием человека.

Один из важных аспектов невербальной коммуникации – поведение медсестры.

Выражение лица медицинской сестры значительно влияет на эффективность связи с пациентом. В выражении лица медсестры пациенты ищут, как правило, невербальные сигналы, указывающие на серьёзность или прогноз болезни.

Так же одним из важных аспектов общения является внешний вид медицинской сестры. В разных странах, в зависимости от уровня экономического развития, культуры и религии, у общества есть определенные ожидания, устоявшиеся представления о медсестре.

Важна деятельность медицинской сестры и в конфликтной ситуации. Главная цель деятельности медсестры заключается не только в предотвращении конфликтов, но и в способности проанализировать конфликт и действовать в нём, для его скорейшего разрешения. Только полностью осознавая ситуацию, можно начать ее решать.

Так называемые иатерогенные заболевания из-за непреднамеренно сказанного слова.

Иногда медицинские работники, в том числе и сестры, говорят много лишних вещей, которые наносят большой ущерб пациентам, особенно впечатлительным и ипохондрическим. Они должны не только проявлять осторожность в словах, но и следить за своей интонацией, выражением лица.

Но это слово имеет не только смысловую, но и терапевтическую ценность. Большую роль в положительном лечении играет утешение и участие. Важно поддерживать пациента, надеяться на выздоровление или улучшение, верить в данное лекарство или медицинское вмешательство. У медсестры должно быть много терпения и такта, чтобы поддерживать здоровую, спокойную обстановку в палате. [3]

Чтобы повысить эффективность разрешения и предотвращения конфликтов, можно использовать правила поведения, например:

  1. Оценить собственные действия и действия оппонента, избегая ложного восприятия и его действий;
  2. Беспристрастно посмотреть на ситуацию с точки зрения оппонента;
  3. Не выражать свои комментарии о действиях и высказываниях оппонента, чтобы не вызвать его агрессивную реакцию.

Нерешенный или не полностью решенный конфликт, ухудшит профессиональное взаимодействие и психологический климат в медицинском учреждении. Подорвёт доверие пациентов персоналу, ухудшат их эмоциональный дух. Поэтому медперсонал любого профиля должен быть в состоянии правильно проанализировать конфликтные ситуации и владеть приемами их успешного разрешения.

Медсестра может самостоятельно контролировать, вести медицинскую историю. Кроме того, создание профессиональных сестринских организаций, которые занимаются сестринским обслуживанием в системе здравоохранения, повышают престиж профессии, привлекают членов организации к сестринскому образованию, защищают законные права медсестер. Медсестры, обладающие новейшими знаниями, могут более эффективно и грамотно выполнять свою работу, что не только влияет на благосостояние пациентов, но и приводит к увеличению удовлетворения от работы.

Хотя в большинстве учреждений медсестрам присваивается роль исполнителя, реформы сестринского дела приведут к повышению профессионального и социального статуса сестёр, а также изменит престиж профессии и совершенствование медицинской помощи в лучшую сторону.

Для установления лучшего взаимодействия медсестры и пациента, медсестра должна обладать высокой культурой общения, обращать внимание на особенности возраста, болезни пациента.

Говорить необходимо четко, неторопливо, с максимальным проявлением дружелюбия, проверяя, правильно ли собеседник понимает смысл сказанного. Медицинские сестры должны попытаться провести беседу с учетом индивидуальных возрастных и личностных характеристик, вкусов и желаний пациента. [1]

В ходе разговора должно возникнуть взаимопонимание пациента и медицинского работника. Искусство общения, знание психологических характеристик и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых связана с постоянными контактами с людьми. Способность строить отношения с пациентами, находить подход к ним, размещать их для себя особенно необходима медицинским работникам. Это умение лежит в основе жизни и профессионального успеха. Важны и естественные способности, и образование.

В разговоре с пациентом следует минимизировать использование медицинских терминов. О медицинских манипуляциях информировать в рамках компетенции медицинского работника. Не следует ожидать, что пациент сразу запомнит необходимые маршруты, нужных врачей. При этом пациент не должен чувствовать вины за неточную реализацию инструкций или рекомендаций. Если это возможно, медицинская сестра даёт четкие и конкретные рекомендации, возможно в письменном виде.

В 1997 г. Ассоциацией медицинских сестер России был разработан и принят Этический кодекс медицинской сестры.

Этика – это наука о морали и нравственности, т.е. нормах поведения, выработанных обществом и реальных поступках человека.

Деонтология – это учение о долге и принципах поведения медицинского персонала, направленное на создание благоприятных условий для эффективного лечения больных.

Этико-деонтологические принципы в работе медсестры

Флоренс Найтингейл (1820-1910) – основоположница научного сестринского дела (Великобритания):

Этико-деонтологические принципы в работе медсестры

Психогении. Ятрогении. Соррогении.

Психогении — это нарушения, возникающие в организме и в психике под влиянием различных, обычно тяжелых для личности, психических травм.

Психогении возникают в связи с одномоментной, интенсивно воздействующей психотравмирующей ситуацией или могут быть результатом относительно слабого, но продолжительного травмирования.

Ятрогения — это заболевание или осложнение заболевания, вызванное тяжелыми переживаниями больного вследствие слов и действий врача или медицинской сестры, оказавших на больного отрицательное влияние.

Известно немало случаев, когда в ятрогенных заболеваниях различной степени выраженности был повинен средний медицинский персонал. Такие расстройства называются соррогениями.

Ятропатии

Ятропатиями называют отрицательные последствия для больного неправильных действий или назначений врача, или необоснованного использования инструментально-лабораторных исследований в ущерб здоровью больного.

Ошибочный диагноз может порождать ятрогению, а последующее лечение заболевания, основанное на ошибочном диагнозе, порождает у больного — ятропатию. Она проявляется в крайних формах недоверия, страха и паники перед медицинскими вмешательствами, враждебностью по отношению к медицинскому персоналу.

Классификация ятрогений

1. Ятрогения травматического происхождения.

Сюда относят случаи травмы ребенка во время родов, последствия неправильно выполненной хирургической операции, спинномозговой пункции, анестезии, результаты нарушения техники инъекций и др.

2. Ятрогения интоксикационного происхождения.

К ним относят: ошибочный выбор лекарств, их дозы, осложнения, возникающие вследствие своевременно не выявленного врачом предрасположения больного к тем или иным токсическим (лекарственным) веществам; введение в организм больного ненужного для его лечения препарата. Сюда же относятся последствия для населения непродуманного, массового использования фармакологических препаратов с целью самолечения.

3. Ятрогения инфекционного происхождения.

К ним относят неблагоприятные последствия после применения сывороток и вакцин, различные осложнения, возникающие в связи с этим по вине медицинского работника.

4. Ятрогения организационного происхождения.

Возникают вследствие неправильной организации обследования, лечения и ухода за больными.

5. Ятрогения психологическая. Ятрогения может возникать, например, вследствие неосторожного комментирования медицинским работником особенностей заболевания пациента. Ятрогении — это психогенные реакции, вызванные неправильным, непродуманным обращением медицинского работника с пациентом.

Проявления ятрогений

Во – первых, у пациента может ухудшиться течение основного заболевания: головные боли, дискомфорт в области сердца, слабость и т.д.

Во – вторых, - ухудшение психологического состояния: снижения настроения, подавленность, депрессия, чувство страха и неуверенности, невроз, ипохондрия и даже суицидальные мысли с попытками самоубийства.

Также используются термины:

Соматогении

Соматические заболевания действуют непосредственно на ЦНС, что приводит к неврологических заболеваниями и психическим расстройствам.

Группа таких расстройств имеет название соматогении

Соматогении – это психические нарушения, вызванные соматическими заболеваниями (особенно инфекции, интоксикации, болезни внутренних органов и т.д.).

  • при заболеваниях сердца может наблюдаться состояние страха, тревоги, беспокойства;
  • при тиреотоксикозе — страх, вспыльчивость, тревога, плаксивость;
  • при раковых заболеваниях - чувство подавленности, угнетенности, беспомощности;
  • при инфекционных и аутоиммунных заболеваниях могут быть тяжелые психические расстройства от депрессии до агрессивности, с маниакальными, галлюциногенными и другими синдромами.

Механизмы переноса и контрпереноса в медицинской практике

Трансфер (перенос) — это явление в терапевтическом процессе, когда пациент начинает воспринимать и переживать отношения с врачом (медсестрой), таким образом, каким он воспринимал и переживал отношения с кем-то значимым в своей личной истории.

Контртрансфер (контрперенос) возникает тогда, когда врач (медсестра) начинает воспринимать и переживать отношения с пациентом, таким же образом, каким воспринимал и переживал отношения с одним из значимых людей в своей личной жизни, а также взаимодействовать с пациентом исходя из этих переживаний.

И если явления переноса и контрпереноса не осознаются медицинским работником, то взаимоотношения с пациентом становятся эмоционально насыщенными, проблемными, зачастую конфликтными. В этом случае терапевтический процесс становится невозможным.

Механизмы переноса и контрпереноса в медицинской практике

1) трансфер позитивный — перенос чувств любви, восхищения, уважения, доверия, привязанности и пр.;

2) трансфер негативный — перенос чувств страха, ненависти, отвращения, вражды, злобы и др.

Эти чувства у пациента возникают спонтанно в лечебном процессе при отсутствии в поведении врача (медсестры) объективных причин для этого.

Явление переноса (трансфер) присуще любым человеческим отношениям, и проявляется не только в лечебной практике, но и в обыденной жизни.

Неконструктивные виды общения в медицинской практике

  1. Контакт масок. Формальное общение, отсутствие заинтересованности в собеседнике (распространено при профессиональных осмотрах).
  2. Примитивное общение. Пациент воспринимается как объект, который шумит, мешает.
  3. Формально-ролевое общение. Нет интереса к личности собеседника, вместо этого обходятся знанием его социальной роли.
  4. Деловое общение. Общение направлено на интересы дела, при этом позиция врача (медсестры) – авторитарная.
  5. Духовное общение. Подразумевает возможность поделиться любой интимной проблемой. Неравное общение.
  6. Манипулятивное общение. Направлено на извлечение выгоды от собеседника.

Правила общения с пациентами

  1. Проявление искреннего интереса к пациенту.
  2. Понимание достоинств пациента и максимальное одобрение.
  3. Понимание смысла поступков пациента, вместо огульной критики.
  4. Доброжелательность, приветливость.
  5. Обращение к взрослым пациентам по имени отчеству, первоочередное представление себя.
  6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника.
  7. Умение внимательно выслушать пациента.
  8. Умение уважать мнение собеседника.
  9. Умение не навязывать своего мнения.
  10. Умение указать пациенту на ошибки, не нанося ему обиды.
  11. Умение правильно формулировать вопросы.
  12. Умение помочь пациенту правильно сформулировать свое состояние.

Психокоррекция и психотерапия в деятельности медицинского работника

Психокоррекция – это психологическое воздействие на пациента, целью которого является выработка навыков оптимальной и эффективной деятельности, способствующей личностному росту, адаптации в обществе и душевному комфорту.

Психотерапия – это психологическое воздействие на пациента, целью которого является лечение уже возникших патопсихических симптомов и синдромов или личностных аномалий и девиаций, а также изменение мышления, настроения и поведения человека таким образом, чтобы он был более здоровым, продуктивным и счастливым. Больному человеку требуется реконструкция личности и в большинстве случаев на фоне медикаментозного лечения.

  • медработник помогает пациенту лучше понять свои проблемы;
  • устраняет эмоциональный дискомфорт, напряжение;
  • медработник обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы;
  • поддерживает пациента в осознании и использовании своих сил и умений;
  • медработник содействует осознанию и самораскрытию, в результате чего пациенты начинают лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности;
  • помогает мобилизовать психические и физические ресурсы организма для преодоления недугов.

Медицинский работник должен знать структуру и содержание психологической помощи пациентам, в зависимости от периода болезни.

В первые дни болезни:

  • успокоить;
  • вселить уверенность в благополучном исходе заболева­ния;
  • помочь психологически пережить это трудное для пациента время.

В период стационарного лечения:

  • создать у пациента установку на лечение;
  • сформировать правильное представление о болезни;
  • объяснить значение проводимых лечебных мероприя­тий;
  • психологически подготовить к выписке.

После выписки из стационара:

  • укрепить уверенность в своих силах, создать установи на возврат к посильному труду;
  • выработать и закрепить новую линию поведения, соответствующую положению пациента;
  • создать установку на дальнейшую физическую активизацию.

Психокоррекция боли

Дыхательная гимнастика – один из самых эффективных способов привести в порядок наше физическое и физиологическое состояние.

Дыхание объединяет тело и разум.

Дыхательные упражнения могут помочь расслабиться, контролировать чувство тревожности, снять стресс, победить бессонницу, уменьшить физическую боль и т.д.

Положите одну руку на грудь, а другую – на живот. Дышите так, чтобы поднималась только рука, которая лежит на груди. Задержите воздух и затем выдохните его через рот. Повторите несколько раз.

Теперь наоборот, дышите так, чтобы поднималась только рука, лежащая на животе. Грудь не должна двигаться. Повторите несколько раз.

Теперь попробуйте по очереди дышать так, чтобы сначала поднималась рука, лежащая на животе, а затем – рука, лежащая на груди.

После того, как вы освоите предыдущую технику, дышите глубоко, используя одновременно оба вида дыхания. При этом делайте небольшие паузы между вдохом и выдохом. Вдох и выдох должны длиться по времени одинаково.

Десенсибилизация - методика для уменьшения негативного напряжения, тревоги и страхов к напрягающим образам, пугающим объектам или ситуациям.

Десенсибилизация путем движения глаз является кратковременной и самой распространенной за счет своей простоты. Ею можно пользоваться в любой момент, особенно когда человек непосредственно сталкивается с пугающим или тревожным событием.

Если восстановить нормальное движение и концентрацию глаз, то уходит или по крайней мере снижается и тревога.

1) Предлагаем пациенту описать свой страх и рассказать, где и что он чувствует (телесные ощущения).

2) Далее, прямой рукой делаем широкие движения, обращенные в сторону пациента, расстояние до него примерно 30 см.

3) Движения делаем вначале по горизонтали, потом по диагонали, вертикали, кругу и так далее, интересуясь самочувствием пациента.

4) Делать вначале медленно, а потом все быстрее и быстрее, до настоящей бодрой энергичности.

5) Ограничения: пациент не должен отставать и не должен чувствовать дискомфорт.

6) То же самое можно делать себе самому.

Аутогенная тренировка (аутотренинг, АТ) - распространенный метод саморегуляции психических состояний с помощью самовнушений.

На первой стадии человек с помощью специальных самовнушений себя расслабляет, очищает от негативного напряжения

На второй стадии - или просто отдыхает, или дает себе специальные, полезные внушения (например, придающие ему уверенность, мотивирующие его к тому или иному делу, меняющие его отношение к какому-то событию или человеку).

Третья стадия - выход из состояния расслабления, выход в бодрую жизнь с общим состоянием спокойствия и энергии.

Читайте также: