Модели в русском языке кратко

Обновлено: 16.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Моделирование на уроках русского языка

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.

Современный урок – это личностно-ориентированный. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Современный урок – это деятельностный урок. Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.

Современный урок – это компетентностный, то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).

Изучив Концепцию интериоризации (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин), убеждаемся, что она раскрывает процесс усвоения понятий и применения их при решении учебных задач. Умственные действия детей формируются на основе внешних предметных действий, затем отрабатываются в плане речи и, проходя ряд последовательных сокращений и обобщений, превращаются во внутренние действия ребёнка.

Ключевым моментом при этом является моделирование, позволяющее выделить обобщенные способы действий. Учебные модели необходимы для того, чтобы придать общим свойствам языкового явления материализованную форму, облегчающую дальнейшее преобразование изучаемого объекта.

В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Как показали исследования, ребёнок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности. Это направило внимание педагогов на разработку и применение моделей в обучении.

Под моделированием как методом обучения понимается процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, приближающихся по содержанию к понятиям.

Главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания могут быть усвоены только тогда, когда ученик выполняет какие-то действия с ними. Поэтому при планировании усвоения любых знаний необходимо заранее определить, в каких действиях они должны использоваться учащимися, т.е. с какой целью они усваиваются. Конструктивно задать цель усвоения знаний – это значит указать те умения, в которых эти знания будут функционировать. Все эти действия можно осуществить используя метод моделирования.

Исследования многих педагогов и психологов (В.В.Давыдов, А.А.Плешаков и др.) показали, что применение моделей (схем, рисунков, символов) является важным средством формирования мышления детей. Их использование способствует развитию умений сравнивать, анализировать, выделять главное, абстрагировать, обобщать. Именно модели способствуют переходу детей от образных форм мышления к понятийным, логическим формам.

В отличие от работы с готовой моделью, моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого объекта или явления. Моделирование как особый вид познавательной деятельности представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, включающего наиболее существенные его характеристики, с отвлечением от незначимых и второстепенных.

Моделирование относится к группе практических методов обучения.

Задача учителя – научить школьников построению моделей, изучению объектов и явлений с помощью моделирования.

Моделирование выделяется в качестве самостоятельного средства обучения, значительно облегчающего и ускоряющего процесс приобретения учащимися прочных систематических знаний.

В теории и практике моделирование выступает как особая целенаправленная деятельность, активизирующая учебный процесс.

Считаю, что процесс усвоения начинается не с предъявления ученику известного образца, а создания учителем таких условий учебной деятельности, которые вызывают потребность в усваиваемых знаниях, а само знание выступает как известное, подлежащее усвоению. В этом случае ученик усваивает знания не потому, что учитель сообщает их ему, а потому, что у него самого возникла потребность в этих знаниях.

При моделировании ученик выделяет в материале его главное смысловое содержание. Моделирование обеспечивает глубокий и широкий анализ усваиваемого материала, включает в усвоение процессы мышления, а значит, больше функционирует память ученика, полнее раскрываются все её потенциальные возможности, тем самым прочнее запоминание и усвоение знаний.

Все способы активизации мыслительной деятельности учащихся, применяемые мною на уроках, не только способствуют развитию их мышления, воображения, творческих способностей, но и являются необходимым и первостепенным условием максимально быстрого запоминания и эффективного приобретения прочных знаний.

В ходе моделирования способов изучения я выявляла и наглядно фиксировала умственные действия детей по решению задачи, у учащихся формировала рефлексию на собственную деятельность.

Таким образом, моделирование является неотъемлемым компонентом учебной деятельности. В работе с моделями провожу следующие упражнения:

составление модели под руководством учителя или самостоятельно;

воспроизведение грамматического определения или орфографического правила по готовой модели;

дополнение модели недостающими элементами;

конкретизация модели примерами из текста.

Модели создают у школьников наглядную основу для изучения объекта (его некий образ), что позволяет подключить к усвоению объекта не только логическое, но и более развитое образное мышление. Это особенно важно для детей с преимущественно развитым правым полушарием, которые усваивают материал в основном за счёт создания таких образов.

В период обучения грамоте на уроках мы выбираем предложения и делим их на слова. Обычно для такого анализа используются предложения, состоящие из 2-3 слов. Таким образом дети учатся анализировать состав нашей речи, что имеет большое значение для всей дальнейшей работы. На уроках мы не только подсчитываем слова в предложении, но и говорим о смысле, о содержании каждого из них, переходя от анализа отдельных слов к анализу целых предложений и всего рассказа.

Схемы - модели использую с целью включения каждого ученика в активную деятельность, доведение материала по изученной теме до полного понимания. Я приучаю детей, ещё не умеющих писать, изображать предложения в виде схемы.

Вот одна из самых первых схем – схема предложения (1 класс).

- Слова в предложении пишутся раздельно.

Мальчик ловит рыбу.

________ ____ ____ .

- Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

| ________ _____ ____ .

- Конец предложения обозначается точкой, вопросительным знаком или восклицательным знаком.

| ________ _____ ____ .

| ________ _____ ____ !

| ________ _____ ____ ?

Так постепенно происходит психологическое слияние слова произнесенного и слова написанного, но написанного ещё без букв. Ребёнок учится считать слова в предложении не только на слух, но и по схеме, где каждая чёрточка обозначает слово. Кроме того он видит интервалы между чёрточками и убеждается в том, что в предложении между словами делаются небольшие остановки – паузы. Усвоив существенные связи между схемой и звучащим предложением, первоклассники успешно справляются с обратным заданием – с составлением предложений по заданным схемам.

1 слог 2 слога 3 слога

Работа с моделями снимает чувство скованности и страха перед ответом. Схема - модель становится своего рода наглядным алгоритмом его рассуждений и доказательств, опорой его мысли, практической деятельности, связующим звеном между ним и учителем. Появляется возможность подключения большего количества упражнений по закреплению, повторению полученных знаний.

Известно, что обучение в начальной школе любому предмету проходит успешнее, если оно сопровождается возможностью включить в процесс игровые моменты. Однако игры не всегда решают проблемы запоминания правила, а порой и отвлекают ученика. Вот почему я выбрала приём моделирования орфографического понятия.

На первом этапе детям предлагала готовые схемы – опоры, но в дальнейшем появилась возможность и даже необходимость позволить учащимся самостоятельно смоделировать понятие, внести коррективы в предложенные схемы.

Создание модели решает проблему деятельностного подхода в обучении, значительно активизирует учебный процесс. Ставя перед учащимися задачу, предъявляю языковый материал для наблюдения и анализа, а затем посредством символов, знакомых детям, предлагаю сконструировать модель орфограммы. Создание схем возможно как индивидуально, так и в группах разного состава. Предлагая свою версию модели, ребёнок объясняет, каким образом он пришёл к такому выводу, а это один из путей развития связной речи.

Можно выделить три этапа работы со моделью:

Первый этап – это перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы, составление схемы.

Второй этап – углубление понятий и обобщение материала. Сознательное ориентирование учащихся в модели, владение доказательствами с использованием схем, дополнение модели, исправление в ней ошибок, разнообразные виды работ со схемами - моделями, самостоятельное выполнение заданий по теме в школе и дома.

Третий этап – это работа на основе приобретенных знаний и умений, модели правил уходят, формируется навык беглого действия.

Обновление целей и содержания школьного образования, обусловленное введением Федерального государственного образовательного стандарта, вызвало изменение ведущих направлений работы в обучении русскому языку в средней школе. Нацеленность образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных результатов обучения обусловливает отбор такого содержания курса русского языка в основной школе, которое обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Компетентностный подход к образованию предполагает изменение не только содержательной стороны обучения русскому языка, но и организационной, методической: новые цели обучения требуют и новых подходов к организации учебно- воспитательного процесса.

Исключительно велика в этом процессе роль метода моделирования, являющегося существенной характеристикой современного стиля мышления.

Моделирование – это неотъемлемый этап всякой целенаправленной деятельности, под которым принято понимать как общенаучный метод исследования и познания объективной действительности, так и процесс построения моделей реально существующих объектов окружающей действительности.

Моделирование является специфическим средством усвоения как практического, так и теоретического материала. Именно через моделирование осуществляется теоретическое отношение к вещам (в отличие от эмпирического), суть которого заключается в выделении и фиксации внутренних отношений изучаемых вещей. Модель – всегда переходное звено между теорией, абстрактным мышлением и действительностью, поэтому обучение моделированию, постижение его сущности в процессе познания действительности способствует развитию логической памяти на основе развития элементов рассудочной деятельности обучающихся.

Метод моделирования позволяют упростить задачу изучения объекта и его свойств через исследование внутренней структуры, а именно через изучение отдельных элементов объекта и связей между ними. Благодаря методу моделирования:

- развивается абстрактное и логическое мышление;

- формируется целостная картина мира;

- вырабатываются универсальные учебные действия;

- школьники учатся применять на практике полученные знания и чётко осознают: где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

В процессе обучения моделированию в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта следует учесть, что необходимо не только научить школьников пользоваться языковыми моделями, но и способствовать овладению методом моделирования как методом научного познания.

Цель работы – показать, что обращение на уроках русского языка к методу моделирования является не только своевременным, но и коммуникативно значимым, поскольку соотносится с необходимостью подготовки в школе думающего человека с высокой внутренней гуманитарной культурой, что соответствует главной цели обучения русскому языку в школе - формирование функциональной грамотности в области русского языка.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ

1.1 Определение понятия и основные черты технологии

В основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и умениями. Универсальный характер УУД проявляется в том, что они метапредметны:

- реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащихся.

Для овладения научным понятием и способом действий в сфере этого понятия ученику необходимо научиться исследовать условия задачи, отыскивать связи между свойствами исследуемого объекта, находить возможности его преобразования. Он должен уметь, столкнувшись с новой задачей, перестроить известные или найти новые способы действия. Для решения учебной задачи ученик выполняет ряд операций: анализ условия, расчленение на ряд вспомогательных задач, т.е. определение системы промежуточных целей и способов их достижений.

Здесь необходимо сказать о специальном действии в системе операций, благодаря которому решаются практически все учебные задачи: моделировании.

Моделирование – важнейшая операция в структуре учебной деятельности и одновременно недостаточно изученный вопрос, вызывающий много споров в процессе построения учебного процесса.

Теория учебного моделирования берет свое начало в работах З.Д.Гольдина, Д.Б.Давыдова. Научное обоснование этой теории дано в трудах П.Я.Гальперина. В их концепциях обучение и развитие представляют как система интенсивного всестороннего развития личности. Основной задачей является не передача знаний, а организация собственной деятельности учащихся по овладению способами анализа и обобщения учебного материала с помощью моделирования. Учебное моделирование опирается на разработанные П.Я.Гальпериным принципы и закономерности поэтапного формирования учебной деятельности ребенка. Требование создания полной ориентировочной основы действия, состав и последовательность этапов освоения изучаемого действия, три типа ориентировки в задании – это универсальной важности положения применимы и в решении задач языкового обучения учащихся. В гальперинской теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий важен каждый шаг, но один из них приобретает в нашем случае особое значение. Речь идет о создании материальной и материализованной формы изучаемого действия.

Изначальным и неотъемлемым звеном технологии служит концепция В.В.Давыдова о двух основных типах мышления человека: рассудочно-эмпирическом и разумно-теоретическом, каждое их которых отличается своеобразием содержательного обобщения. Решение учебных задач по В.В.Давыдову представляет собой выполнение системы учебных действий (моделирование, контроль, оценка и др.), направленных на то, чтобы помочь учащимся выявить условия происхождения знаний и умений.

1.2. Что такое технология учебного моделирования

Если оно учебное - значит предназначено для обучения: помогает ученику учиться, а учителю учить. Оно выступает как компонент содержательного анализа объекта, позволяет преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Учебная модель - это особая форма наглядности. Не следует путать модель и схему. Модель – система, обобщённое представление о процессе, явлении в природе, обществе, произведении. Модель можно преобразовать. Схема – наглядное пособие к объяснению, иллюстрация отдельных знаний.

Учебное моделирование – компонент содержательного анализа объекта. Несомненным достоинством его является то, что данная технология позволяет преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся. Содержание и форма моделирования зависят от того, что именно моделируется, что является предметом моделирования на конкретном рассматриваемом этапе обучения.

Моделирование – построение копий, моделей педагогических материалов, явлений и процессов. Используется для схематического изображения исследуемых педагогических систем. Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что его изучение даёт новую информацию об этом объекте.

Моделирование сегодня стало важнейшим методом научного познания, исследования. Метод моделирования используется в любой науке, на всех этапах научного познания; он обладает огромной эвристической силой. Эвристическая сила этого метода определяется тем, что с его помощью удаётся свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому, то есть сделать любой, какой угодно, сложный объект доступным для тщательного и всестороннего изучения.

Основные черты технологии:

- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

- экономное и целесообразное расходование времени урока;

- применение разнообразного арсенала методов и средств обучения;

- формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;

- формирование и развитие личностных качеств школьника, в частности самоуправляющих механизмов личности;

- высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.

1.3. Аспекты, принципы и основные цели использования технологии моделирования

Использование моделирования в обучении имеет два аспекта:

- моделирование служит тем содержанием, которое должно быть усвоено учащимися в результате обучения тем методом познания, которым они должны овладеть;

- моделирование является тем учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение.

Для того чтобы учащиеся овладели моделированием как методом научного познания, недостаточно лишь познакомить их с научной трактовкой понятий модели и моделирования, недостаточно лишь демонстрировать им разные научные модели, включённые в содержание обучения, и показывать процесс моделирования отдельных явлений и процессов. Надо, чтобы учащиеся сами строили модели, сами изучали какие- либо объекты, явления с помощью моделирования. Возможности для такого действенного овладения моделированием имеются в школьных курсах русского языка и в других учебных предметах.

Моделирование – это сложная деятельность, в которой выделяются составляющие:

- предварительный анализ материала;

- перевод реальности или текста, ее описывающего, на знаково-символический язык; работа с моделью или ее преобразование;

- соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью.

Каждая из этих составляющих имеет свой операционный состав, специальные средства, которые должны стать предметом усвоения учащихся.

Принципы построения моделей:

- адекватность, т.е. выбранные знаково-символические средства должны быть удобными для действия перевода, способствовать выявлению скрытых в тексте отношений;

- автономность, т.е. одинаковые смысловые единицы текста изображаются одинаковыми знаково-символическими средствами, разные смысловые единицы – разными средствами;

- обобщенность, т.е. при переводе следует идти не от конкретного изображения элементов ситуации, а от условного изображения элементов и отношений между ними;

- изоморфизм, т.е. при переводе должна быть сохранена однозначность соответствия между элементами объектов и их изображениями в модели и между отношениями объектов в тексте и их изображениями в модели;

- структурность, т.е. выделенные части объекта (явления, процесса) после представления их на знаково-символическом языке должны по возможности образовывать законченную структуру.

Изучение научных моделей вводимых научных понятий, т.е. изучение тех моделей рассматриваемых понятий, которые разработаны в соответствующей науке. Важно, чтобы учащиеся, изучая эти модели, осознавали их именно как модели, как приближённые описания соответствующих реальных ситуаций (явлений, процессов), как нечто такое, что специально создано для решения поставленной задачи и что может быть заменено более точным, более удобным описанием.

Построение модели ориентировочной основы умственного действия (ООУД). Модель ООУД может быть построена в различных видах, например, в виде учебной карты, где схематически перечислены все операции, которые надо выполнить для осуществления данного умственного действия. Учебная карта может представлять собой оперативную схему, где операции изображаются условными знаками, а их последовательность – стрелками. В ряде случаев удобнее моделировать ООУД в виде схемы тех указаний и ориентиров, которых надо придерживаться при выполнении данного умственного действия.

а) они могут служить средством обобщения наблюдаемых и изучаемых фактов и явлений в соответствующей области учебного материала;

б) с их помощью можно решать познавательные задачи на исследование изучаемого понятия;

в) они дают возможность учащимся спланировать свою работу по изучению соответствующего понятия в его конкретных проявлениях и проконтролировать эту работу.

Своеобразным учебным средством является моделирование учебного материала для лучшего его запоминания. При этом возможны два способа моделирования:

а) логическое упорядочение учебного материала и представление его в легко обозримой, наглядной форме;

б) представление учебного материала с помощью мимических средств, в расчёте на образные ассоциации.

Модели первого типа могут служить не только для запоминания учебного материала, но и для его обобщения и систематизации. Работа учащихся по построению подобных моделей в конце изучения темы представляет собой эффективный способ закрепления пройденного.

Таким образом, моделирование – это исследование объекта, при котором изучается не сам объект, а вспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся в некотором объективном соответствии с этим объектом, способная замещать его в определённом отношении и дающая информацию о самом моделируемом объекте. Между исследователем и объектом познания стоит модель. Ребёнок действует с моделями сначала под руководством и с помощью учителя, а затем строит модели самостоятельно.

Было обнаружено, что существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии, т.е. когда они сами участвовали в создании модели. Подлинное назначение модели – быть объектом действия, посредством которого получают новую информацию об оригинале. Если наглядность позволяет представить только внешние стороны объекта, то моделирование служит средством целостного отражения отдельного и общего, чувственного и логического, внешнего и внутреннего. Обучение моделированию учащихся приводит к повышению эффективности обучения и общеразвивающему эффекту.

Лит.: Апресян Ю. Д., Идеи и методы современной структурной лингвистики, М., 1966; Ревзин И. И., Метод моделирования и типология славянских языков, М., 1967; Маркус С., Теоретико-множественные модели языков, пер. с англ., М., 1970; Хомский Н., Аспекты теории синтаксиса, пер. с англ., М., 1972.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Модели (в языкознании)" в других словарях:

Модели — I Модели в биологии применяются для моделирования (См. Моделирование) биологических структур, функций и процессов на разных уровнях организации живого: молекулярном, субклеточном, клеточном, органно системном, организменном и популяционно … Большая советская энциклопедия

модели-конструкты — Дедуктивно гипотетические построения, замещающие реальный объект, снимающие его противоречия. На основе модели конструкта строится инвариантная структура, вводятся строгие, аксиоматические правила ее изучения. Идеальные построения сопровождаются… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Моделирование — исследование объектов познания на их моделях (См. Модель); построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (живых и неживых систем, инженерных конструкций, разнообразных процессов физических, химических,… … Большая советская энциклопедия

Модель (в науке) — Модель (франц. modèle, итал. modello, от лат. modulus мера, мерило, образец, норма), 1) образец, служащий эталоном (стандартом) для серийного ли массового воспроизведения (М. автомобиля, М. одежды и т. п.), а также тип , марка какого либо… … Большая советская энциклопедия

Модель — I Модель (Model) Вальтер (24.1.1891, Гентин, Восточная Пруссия, 21.4.1945, близ Дуйсбурга), немецко фашистский генерал фельдмаршал (1944). В армии с 1909, участвовал в 1 й мировой войне 1914 18. С ноября 1940 командовал 3 й танковой… … Большая советская энциклопедия

Синтактика — (от греч. syntaktikos строящий по порядку, приводящий в порядок) часть семиотики (См. Семиотика), посвященная изучению т. н. синтаксических, т. е. чисто структурных (см. Синтаксис в логике) свойств знаковых систем, безотносительно к каким … Большая советская энциклопедия

Герд, Александр Сергеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Герд. Александр Сергеевич Герд Дата рождения: 23 июня 1936(1936 06 23) (76 лет) Научная сфера … Википедия

Метод — (от греч. μέθοδος путь исследования) в языкознании 1) обобщённые совокупности теоретических установок, приёмов, методик исследования языка, связанные с определённой лингвистической теорией и с общей методологией, так называемые общие методы.… … Лингвистический энциклопедический словарь

Сравнительно-историческое языкознание — Сравнительно историческое языкознание область языкознания, объектом которой являются родственные, т. е. генетически связанные, языки. Конкретно в С.‑и. я. речь идёт об установлении соотношения между родственными языками и описании их эволюции во … Лингвистический энциклопедический словарь

ТИПОЛОГИЯ — (от греч. отпечаток, форма, образец и слово, учение), 1) метод науч. пo знания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой, идеализированной модели или типа. 2) Результат ти пологич. описания … Философская энциклопедия


СРАВНЕНИЕ ИНТОНАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В английском языке выделяют простые и сложные терминальные тоны. Простые тоны характеризуются тональными изменениями в одном направлении. Сложные тоны характеризуются изменениями в разных направлениях. Однако, в современной лингвистике не существует единого мнения относительно количества тонов. Р. Кингдон (R. Kingdon) выделяет пять основных терминальных тонов: низкий нисходящий (Low Fall), высокий нисходящий (High Fall), низкий восходящий (Low Rise), высокий восходящий (High Rise) и нисходяще-восходящий (Fall-Rise). Г. Палмер (H. Palmer) описывает четыре основных тона: нисходящий (falling), высокий восходящий (high rising), нисходяще-восходящий (falling-rising) и низкий восходящий (low rising). Д. Бразил (D. Brazil) исследует 5 направлений ядерного тона: нисходящее (falling), восходящее (rising), нисходяще- восходящее (fall-rise), восходящее-нисходящее (rise-fall) и ровное (level). Дж. Д. О'Коннор и Г. Ф. Арнолд выделяют 6 ядерных тонов в английском языке: Низкий нисходящий тон (Low-Fall), высокий нисходящий тон (High-Fall), восходяще-нисходящий тон (Rise-Fall), низкий восходящий тон (Low-Rise), высокий восходящий тон (High-Rise) и нисходяще-восходящий тон (Fall-Rise) [4].

Низкий нисходящий тон можно охарактеризовать как категоричный и утверждающий. Данный тон чаще всего употребляется в коротких предложениях (Yes, Mum. Do), реже в специальных вопросах (What`shisname?) и передает отрицательное отношение говорящего, недовольство, враждебность, сдержанность, антипатию. Контур, состоящий из высокой ровной шкалы или высокого предтакта и низкого нисходящего тона придает высказыванию категоричный, решительный, твердый характер: Idon`twanttodoit. Комбинация восходящей шкалы и низкого нисходящего тона придает высказыванию взволнованный и нетерпеливый характер: Whatareyougoingtodo?

Высокий нисходящий тон более категоричен и информативен, чем низкий нисходящий тон. Кроме того, высокое падение придаёт высказыванию лёгкость, оживлённость, уверенность, говорящий демонстрирует свою вовлеченность в тематику разговора (Ilikeditverymuch). Высокий нисходящий тон превалирует в утвердительных высказываниях (IboughtitinLondon), специальных вопросах (Whendidyoubuyit?). Высокий нисходящий тон в сочетании с ровной низкой шкалой предполагает выделение слова, контраст значения этого слова с его интонационным окружением Однако, высокий нисходящий тон в сочетании с восходящей шкалой передает раздражение, злость и возмущение (I`vebeentryingtogetholdofyouallday), а высокая скандентная шкала и высокая ровная шкала в сочетании с данным тоном придает высказыванию оживленный характер и может передавать, в зависимости от конкретной ситуации, удивление, нетерпение, настойчивость, возмущение: I`m not going to do that! Whydidn`tyougothereatonce? Нисходящая шкала с высоким нисходящим тоном может выражать удивление, изумление, восклицание (Goodness! Nonsense!), действительную искреннюю благодарность (Thankyou!), а также команды или приказы (Takeyourfeetoffthechair).

Низкий восходящий тон, употребленный в коротких высказываниях может передавать безразличие, неуверенность, слабый протест, противопоставление в зависимости от конкретной ситуации. Значение этого тона также ассоциируется с неопределенностью, незавершенностью, неинформативностью: You play tennis well. I ̷ don`t. Часто низкий восходящий тон используется в общих вопросах (Haveyou/boughtit?) и перечислениях. Сочетание низкой ровной шкалы и низкого восходящего тона передает плохое настроение, ворчание (Ididn`t/hurtyou), а сочетание с высокой ровной шкалой предает высказыванию значение дружеского участия: Very ̷ good! Контур, состоящий из нисходящей шкалы и низкого восходящего тона, часто употребляется в чтении описательной и научной прозы в неконечных синтагмах, а в разговорной речи придает высказыванию успокаивающий и ободряющий оттенок(Ishan`tbe/long). Данный тон также используется в утверждениях в форме вопроса (You/likeit?), в вопросах, выражающих удивление (I`velostmypassport – You`ve/lostit?) и в кратких вопросах, уточняющего характера (He`sonholiday – /Ishe?). Вторая часть разделительного вопроса в ситуации, когда говорящий выражает свое мнение, произносится с низким восходящим тоном (Youarecomingwithus, /aren`tyou?) также, как и слова прощания, приветствия и восклицания с нейтральным оттенком, не выражающие глубоких чувств (Good/morning. He/llo. /Thankyou. Good/luck). Скандентная шкала в сочетании с данным тоном выражает приказ-напоминание и типична в ситуациях общения с детьми (Don`tforgetyour/scarf)

Восходяще-нисходящий тон используется в английской эмоционально-окрашенной речи для передачи целого ряда модальных значений или их оттенков: иронии, насмешки, подзадоривания, сарказма, вызова, упрека, восхищения и т.д.: I`mafraidyou`ve | comeabittoo / early. It`s five o`clock in the morning! What a / treat! Сочетание данного тона с высокой ровной шкалой передает положительные эмоции, восторг, радостное удивление: - Whydidn`tyou | tell / meaboutit?

Высокий восходящий тон типичен для повторных вопросов и перераспросов и для вопросов, выражающих удивление и восклицание:

̷ What did you say? / Really? / Oh? Данный тон может быть употреблен и в общих вопросах, имеющих структуру повествовательного предложения: / Butter? Yes, please. Высокотональные шкалы в сочетании с данным тоном передают оттенок дружеского участия: TheysayTomdidit. | DidTom | do / that? Низкотональные шкалы выразят оттенок сомнения и возражения: They say Tom said this. |Tom |never |said / that.

Нисходяще-восходящий тон встречается в высказываниях с союзом but и в сочетании с нисходящей шкалой выражающие вежливое противопоставление, контрастность, сомнение, а также предупреждение: He`s/generous(butIdon`ttrusthim).I`ll do it to/morrow. (not today). He`s forty-five – Forty-/six. You`llbe/late. Просьбы, требования и команды, выраженные одним словом, также могут быть произнесены с нисходяще-восходящим тоном: Shutthe/window. /Try[1,3].

В отличии от английского языка в фонетической литературе русского языка не рассматриваются отдельно интонационные шкалы, а описываются в целом интонационные конструкции. В русском языке исследователи выделяют семь интонационных конструкций (ИК) [4].

ИК-1 проявляется при выражении завершенности в повествовательном предложении: Катя стоит на мост 1 у, Аня по 1 ет. Используется для выражения завершенности, когда нет смысловых выделений, подчеркиваний и противопостовлений и употребляется в односинтагменных предложениях, в сложноподчиненных предложениях при усилении смысловой самостоятельной главной части.

ИК-2 употребляется, когда нужно что-то подчеркнуть, противопоставить, а также при выражении вопроса с вопросительным словом, вопроса с союзом или, противопоставления, обращения, волеизъявления: Чт 2 о вы делаете? Вы ид 3 ете или н 2 ет? Подожд 2 и!

ИК-3 употребляется при выражении незавершенности в неконечных синтагмах повествовательных предложений, при усилении утверждения или отрицания в предложениях с частицами но,ведь,однако,же, при выражении большой степени проявления признака, состояния с местоименными словами, междометиями и частицами какой, так, вот, ух, а также в вопросе без вопросительного слова: Какой с 3 уп вкусный! Но он же больн 3 ой! Он собирался работать все л 3 ето, чтобы к осени закончить работу.

ИК-4 проявляется в неполном вопросительном предложении с сопоставительным союзом а: А в 4 ыводы? А на кого ты оставляешь бр 4 ата?

В ряде употреблений ИК-5 является синонимом к ИК-2, ИК-3, ИК-6 и ИК-7. Во всех синонимических употреблениях ИК-5 выражает наивысшую степень проявления значения. В большинстве случаев ИК-5 употребляется в восклицательных предложениях при выражении эмоционально окрашенной оценки. Обычно это предложения с местоименными словами: какой, как, сколько: Как 5 ой ужас! Ск 5 олько у него книг!

ИК-6 употребляется при выражении незавершенности в простом и сложном предложении передает официально-торжественное и радостное настроение, при выражении большой степени проявления признака в предложениях без местоименных слов, а также в предложениях со словами так, такой, такая: Д 6 ушно здесь! Я так уст 6 ала! В повествовательных предложениях с экспрессивной окраской при перечислении может употребляться ИК-6, в центре которой происходит ровное повышение тона разной степени. ИК-6 может служить средством выражения уточняющего переспроса, а также употребляется при выражении недоуменного вопроса.

ИК-7 – это интонация восклицательного предложения с отрицательной оценкой: Т 7 оже мне отличник! Как 7 ой он специалист! Недоучка.

Данные семь интонационных конструкций обслуживаются 3-мя типами тонов: нисходящим, восходящим и нисходяще-восходящим. Данные типы тонов представлены в ИК в различных высотных и комбинаторных вариантах. Средний нисходящий тон оформляет ударный слог в ИК-1. Высокий нисходящий тон отличает ИК-2 от ИК-1. Восходящий тон также представлен в 2-х высотных разновидностях: низкий восходящий в ИК-4 и средний восходящий в ИК-6. Восходяще-нисходящий тон оформляет ИК- 3. ИК-5 сочетает 2 тона: восходящий линейный и нисходящий, соединенных высоким ровным тоном, устанавливаемым на 1-м ударном слоге и удерживаемым до 2-го центра [5].

Основными отличиями мелодики английского языка от русского являются следующие:

Во-первых, диапазон английского речевого голоса значительно шире русского: начало фразы выше, а конец – ниже, чем в русском. Во-вторых, для английской интонации точкой отсчёта для вариативности голосового тона является самый низкий уровень речевого голоса, в русском языке – средний уровень. В-третьих, английский язык является более эмоциональным (имеет 6 тонов) в сравнении с русским (два основных тона: восходящий и нисходящий). Безударные слоги, предшествующие первому ударному и следующие за последним ударным слогом, произносятся на самом низком уровне голоса, который почти не используется в русском диапазоне. Более того, английское высказывание характеризуется наличием централизованного ударения, т.е. ядерное слово значительно больше выделено, чем остальные ударные слова. На нём осуществляется значительное падение. В русском высказывании ударение децентрализованное, т.е. все ударные слова получают более или менее одинаковую степень выделенности [4].

Список литературы

1. 1. Антипова А.М. Система английской речевой интонации: Учеб.пособие. -М.: Высш.шк., 1979.- 131с.

2. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. JL: Из-воЛГУ, 1982.-176с.

3. Хорошилова С.П. Фонетика английского языка: продвинутый уровень, учебно-методическое пособие / Новосибирск, 2015

4. Wells J. C. English Intonation: An Introduction. Cambridge University Press, 2006

Читайте также: