Собрание граждан муниципальное право кратко

Обновлено: 05.07.2024

Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом или главой муниципального образования.

Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом в порядке, установленном уставом муниципального образования. Как правило, такое собрание назначается представительным органом в течение определенного срока после поступления письменного заявления, подписанного группой граждан, проживающих на соответствующей части территории муниципального образования и обладающих избирательным правом. Дата проведения собрания граждан согласовывается с его инициаторами. Срок между поступлением заявления о проведении собрания и его проведением не должен превышать определенного срока (обычно - месяц).

Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется его уставом.

Собрание граждан может принимать обращения к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, уставом территориального общественного самоуправления.

Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.

Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенных уставом поселения.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Конференция граждан (собрание делегатов).

В соответствии со ст. 30 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).

Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, уставом территориального общественного самоуправления.

Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования (ст. 25 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.

Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.

Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сход граждан может проводиться:

    1. в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения (муниципального района), в состав которого входит указанный населенный пункт, влекущего отнесение территории указанного населенного пункта к территории другого поселения (муниципального района);
    2. в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросам изменения границ, преобразования указанного поселения;
    3. в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек, по вопросу об образовании представительного органа поселения, о его численности и сроке полномочий;
    4. в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан;
    5. в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, в целях выдвижения инициативы населения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления;
    6. в поселении, расположенном на территории с низкой плотностью сельского населения или в труднодоступной местности, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек, по вопросу об упразднении поселения.

    Сход граждан, предусмотренный настоящей статьей, правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта или поселения. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

    Собрание граждан

    Собрание граждан (ст. 29 ФЗ) проводится для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования.

    Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

    Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.

    Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.

    Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.

    Собрание граждан может:

      • принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления;
      • избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

      Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

      Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

      Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

      Конференция граждан (собрание делегатов)

      Статья 30 ФЗ устанавливает, что в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов) .

      Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

      Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

      До 01.01.2025 установлен переходный период для приведения статусов и уставов муниципальных образований, а также законодательства в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ.

      Статья 29. Собрание граждан

      1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, обсуждения вопросов внесения инициативных проектов и их рассмотрения, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

      (в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 236-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

      Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.

      Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.

      Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.

      В собрании граждан по вопросам внесения инициативных проектов и их рассмотрения вправе принимать участие жители соответствующей территории, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях рассмотрения и обсуждения вопросов внесения инициативных проектов определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

      (абзац введен Федеральным законом от 20.07.2020 N 236-ФЗ)

      3. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

      Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

      4. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

      5. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

      6. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

      Собрание граждан представляет собой форму решения вопросов местного значения на части территории муниципального образования. Оно может быть двух видов: как форма прямого волеизъявления по выявлению мнения населения по вопросам местного значения и как форма осуществления ТОС. Помимо обсуждения вопросов местного значения, собрания проводятся и с целью информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

      В отличие от схода собрание проводится на части территории муниципального образования безотносительно какого-либо поселения и является консультативной формой решения населением вопросов местного значения, за исключением собрания, проводимого по вопросу ТОС. Кроме того, собрание принимает лишь обращения к органам местного самоуправления.

      Правовое регулирование собраний осуществляется:

      ü Законом 2003 г.;

      ü уставом муниципального образования;

      ü нормативными актами представительного органа;

      Собрание граждан проводится:

      а) по инициативе:

      главы муниципального образования.

      б) в случаях, предусмотренных уставом ТОС.

      Собрание, проводимое по инициативе населения или представительного органа, назначается этим парламентом. Собрание, инициатором которого выступает глава муниципального образования, созывается им же.

      Собрания проводятся при непосредственном, добровольном и свободном участии граждан, обладающих избирательными правами. Обращения принимаются простым большинством голосов в присутствии не менее половины жителей соответствующей части муниципального образования. Голосование может проводиться как открыто, так и закрыто, что определяется уставом и (или) нормативными актами представительного органа муниципального образования, уставом ТОС, а также решением самого собрания в текущем порядке.

      Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

      Конференция граждан (собрание делегатов) — то же самое, что и собрание граждан, только может определяться в качестве альтернативы ему, если таковая установлена уставом муниципального образования и (или) нормативным актом представительного органа, уставом ТОС. Кроме того, конференция представляет собой особую форму представительства местного населения при решении вопросов местного значения, не отнесенную в то же время к органам местного самоуправления, институтам косвенной демократии.

      Конференция рассматривается, скорее, как более облегченная форма осуществления населением местного самоуправления. Она по определению является менее массовой организационно-правовой формой, предполагающей участие не всех и даже не большинства жителей муниципального образования, а лишь их представителей, так называемых делегатов. Поэтому конференция как форма народовластия на местах особенно удобна для таких муниципалитетов, численность жителей, обладающих избирательным правом, которых настолько значительна, что затрудняет проведение собраний. Случаи осуществления полномочий собрания граждан конференцией предусматриваются уставом, нормативными актами представительного органа муниципального образования, а также уставом ТОС.

      Конференция по своему статусу и регламенту равнозначна, аналогична собранию граждан, но обладает и рядом особенностей:

      1) состав конференции образуется посредством делегирования, что предполагает, как минимум, проведение двух этапов его формирования:

      а) избрание делегатов по принципу количественного либо территориального квотирования (нормирования) представительства;

      б) подтверждение полномочий (мандата) делегированного субъекта так называемым мандатным органом, специально создаваемым для этой цели, как правило, в структуре либо на уровне того органа, который формируется посредством делегирования, в частности самой конференции. Способ и норма представительства определяются в соответствии с уставом муниципального образования тем органом, который правомочен назначать созыв конференции.




      2) правомочность состава конференции традиционно определяется квалифицированным числом, т.е. кворум устанавливается на уровне не менее 2/3 от общего числа делегатов. В этой части на практике не всегда наблюдается последовательность.

      3) решения конференции принимаются, как правило, простым большинством голосов, но не менее половины от общего числа делегатов. При этом конкретный порядок назначения, проведения конференции и избрания ее делегатов определяется уставом и (или) нормативными актами представительного органа муниципального образования, уставом ТОС.

      Итоги конференции граждан (собрания делегатов) должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения.

      Опрос граждан

      Опрос — метод сбора первичной информации при помощи обращения к определенной группе людей с вопросами по изучаемой проблеме с последующей обработкой и анализом данных. С его помощью получают как событийную (фактическую) информацию, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых.

      Опрос граждан как форма осуществления населением местного самоуправления обладает несколько иной спецификой:

      1) проводится для целей легитимного обоснования принятия тех или иных решений органов, должностных лиц местного самоуправления и органов государственной власти;

      2) организация и проведение опроса имеют четко определенный регламент — юридические форму и процедуру;

      3) опрос может проводиться по широкому спектру экономических, социально-политических, экологических и других вопросов местного значения. Вопросы иного значения могут затрагиваться опросом граждан, проводимым лишь для учета их мнения при принятии органами государственной власти субъекта РФ решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения;

      4) затраты на организацию и проведение опроса осуществляются из бюджетных средств;

      5) опрос проводится исключительно по экстерриториальному принципу — на всей либо части территории муниципального образования и к тому же среди тех его жителей, которые обладают избирательным правом.

      Между тем результаты данного опроса носят, так же как и другие, рекомендательный характер.

      Опрос граждан проводится по инициативе:

      1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;

      2) органов государственной власти субъектов РФ - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

      Однако независимо от этого порядок назначения, проведения опроса определяется уставом и (или) нормативными актами представительного органа муниципального образования, а решение о назначении принимается представительным органом.

      Закон 2003 г. закрепляет требования к содержанию решения представительного органа о назначении опроса граждан. В нем должны устанавливаться:

      ü дата и сроки проведения опроса;

      ü формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

      ü методика проведения опроса;

      ü форма опросного листа;

      ü минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

      Опросы граждан могут быть:

      а) письменными (анкетирование) и устными (интервьюирование);

      б) очными и заочными (проводимые, например, почтовым, телефонным способом);

      в) экспертными и массовыми;

      г) выборочными и сплошными.

      Граждане участвуют в опросе добровольно.

      Другой важной гарантией, обеспечивающей всеобщность опроса, является то, что жители муниципального образования должны быть проинформированы о его проведении не менее чем за 10 дней.

      Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

      1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

      2) за счет средств бюджета субъекта РФ - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта РФ.

      Собрание граждан представляет собой форму решения вопросов местного значения на части территории муниципального образования. Оно может быть двух видов: как форма прямого волеизъявления по выявлению мнения населения по вопросам местного значения и как форма осуществления ТОС. Помимо обсуждения вопросов местного значения, собрания проводятся и с целью информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

      В отличие от схода собрание проводится на части территории муниципального образования безотносительно какого-либо поселения и является консультативной формой решения населением вопросов местного значения, за исключением собрания, проводимого по вопросу ТОС. Кроме того, собрание принимает лишь обращения к органам местного самоуправления.

      Правовое регулирование собраний осуществляется:

      ü Законом 2003 г.;

      ü уставом муниципального образования;

      ü нормативными актами представительного органа;

      Собрание граждан проводится:

      а) по инициативе:

      главы муниципального образования.

      б) в случаях, предусмотренных уставом ТОС.

      Собрание, проводимое по инициативе населения или представительного органа, назначается этим парламентом. Собрание, инициатором которого выступает глава муниципального образования, созывается им же.

      Собрания проводятся при непосредственном, добровольном и свободном участии граждан, обладающих избирательными правами. Обращения принимаются простым большинством голосов в присутствии не менее половины жителей соответствующей части муниципального образования. Голосование может проводиться как открыто, так и закрыто, что определяется уставом и (или) нормативными актами представительного органа муниципального образования, уставом ТОС, а также решением самого собрания в текущем порядке.

      Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

      Конференция граждан (собрание делегатов) — то же самое, что и собрание граждан, только может определяться в качестве альтернативы ему, если таковая установлена уставом муниципального образования и (или) нормативным актом представительного органа, уставом ТОС. Кроме того, конференция представляет собой особую форму представительства местного населения при решении вопросов местного значения, не отнесенную в то же время к органам местного самоуправления, институтам косвенной демократии.

      Конференция рассматривается, скорее, как более облегченная форма осуществления населением местного самоуправления. Она по определению является менее массовой организационно-правовой формой, предполагающей участие не всех и даже не большинства жителей муниципального образования, а лишь их представителей, так называемых делегатов. Поэтому конференция как форма народовластия на местах особенно удобна для таких муниципалитетов, численность жителей, обладающих избирательным правом, которых настолько значительна, что затрудняет проведение собраний. Случаи осуществления полномочий собрания граждан конференцией предусматриваются уставом, нормативными актами представительного органа муниципального образования, а также уставом ТОС.

      Конференция по своему статусу и регламенту равнозначна, аналогична собранию граждан, но обладает и рядом особенностей:

      1) состав конференции образуется посредством делегирования, что предполагает, как минимум, проведение двух этапов его формирования:

      а) избрание делегатов по принципу количественного либо территориального квотирования (нормирования) представительства;

      б) подтверждение полномочий (мандата) делегированного субъекта так называемым мандатным органом, специально создаваемым для этой цели, как правило, в структуре либо на уровне того органа, который формируется посредством делегирования, в частности самой конференции. Способ и норма представительства определяются в соответствии с уставом муниципального образования тем органом, который правомочен назначать созыв конференции.

      2) правомочность состава конференции традиционно определяется квалифицированным числом, т.е. кворум устанавливается на уровне не менее 2/3 от общего числа делегатов. В этой части на практике не всегда наблюдается последовательность.

      3) решения конференции принимаются, как правило, простым большинством голосов, но не менее половины от общего числа делегатов. При этом конкретный порядок назначения, проведения конференции и избрания ее делегатов определяется уставом и (или) нормативными актами представительного органа муниципального образования, уставом ТОС.

      Итоги конференции граждан (собрания делегатов) должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения.

      Опрос граждан

      Опрос — метод сбора первичной информации при помощи обращения к определенной группе людей с вопросами по изучаемой проблеме с последующей обработкой и анализом данных. С его помощью получают как событийную (фактическую) информацию, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых.

      Опрос граждан как форма осуществления населением местного самоуправления обладает несколько иной спецификой:

      1) проводится для целей легитимного обоснования принятия тех или иных решений органов, должностных лиц местного самоуправления и органов государственной власти;

      2) организация и проведение опроса имеют четко определенный регламент — юридические форму и процедуру;

      3) опрос может проводиться по широкому спектру экономических, социально-политических, экологических и других вопросов местного значения. Вопросы иного значения могут затрагиваться опросом граждан, проводимым лишь для учета их мнения при принятии органами государственной власти субъекта РФ решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения;

      4) затраты на организацию и проведение опроса осуществляются из бюджетных средств;

      5) опрос проводится исключительно по экстерриториальному принципу — на всей либо части территории муниципального образования и к тому же среди тех его жителей, которые обладают избирательным правом.

      Между тем результаты данного опроса носят, так же как и другие, рекомендательный характер.

      Опрос граждан проводится по инициативе:

      1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;

      2) органов государственной власти субъектов РФ - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

      Однако независимо от этого порядок назначения, проведения опроса определяется уставом и (или) нормативными актами представительного органа муниципального образования, а решение о назначении принимается представительным органом.

      Закон 2003 г. закрепляет требования к содержанию решения представительного органа о назначении опроса граждан. В нем должны устанавливаться:

      ü дата и сроки проведения опроса;

      ü формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

      ü методика проведения опроса;

      ü форма опросного листа;

      ü минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

      Опросы граждан могут быть:

      а) письменными (анкетирование) и устными (интервьюирование);

      б) очными и заочными (проводимые, например, почтовым, телефонным способом);

      в) экспертными и массовыми;

      г) выборочными и сплошными.

      Граждане участвуют в опросе добровольно.

      Другой важной гарантией, обеспечивающей всеобщность опроса, является то, что жители муниципального образования должны быть проинформированы о его проведении не менее чем за 10 дней.

      Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

      1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

      2) за счет средств бюджета субъекта РФ - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта РФ.

      В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут быть созваны собрания (сходы) граждан. Собрания граждан являются одной из форм непосредственной демократии и одним из самых доступных средств самоорганизации населения небольших муниципальных образований или части территории муниципального образования.

      Выделяют несколько видов собраний граждан муниципального образования:

      • наделенные функциями представительных органов местного самоуправления;

      • проводимые на всей территории муниципального образования для решения наиболее важных вопросов;

      • проводимые на части территории муниципального образования (в таком случае они могут рассматриваться как элемент системы территориального общественного самоуправления).

      Порядок созыва и проведения собрания граждан, принятия и изменения его решений, а также пределы его компетенции подробно регламентируются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

      В настоящее время различные муниципальные образования закрепляют в своих уставах такой пункт: право на участие в собраниях предоставляется гражданам старше 16 лет.

      Согласно уставам различных муниципальных образований, инициатива созыва собрания граждан муниципального образования может исходить от: главы муниципального образования, органов территориального общественного самоуправления, депутатов представительного органа местного самоуправления, общественных объединений, органов государственной власти субъекта РФ, территориальных органов государственной власти РФ, граждан.

      Данный текст является ознакомительным фрагментом.

      Продолжение на ЛитРес

      Статья 371. Оказание содействия в уклонении граждан от исполнения военной службы, незаконный призыв или освобождение граждан от призыва

      Статья 371. Оказание содействия в уклонении граждан от исполнения военной службы, незаконный призыв или освобождение граждан от призыва Оказание содействия посредством определенных действий или бездействия в уклонении граждан от исполнения военной службы, незаконный

      Статья 21. Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)

      Статья 21. Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) 1. К исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого

      14. Полномочия общего собрания (схода) граждан

      14. Полномочия общего собрания (схода) граждан Общее собрание (сход) граждан по месту жительства осуществляет следующие полномочия:• обсуждает вопросы городской жизни, имеющие существенное значение для населения данных территорий, проекты решений органов городского

      1. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан

      1. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан Субъектами — участниками управленческих административно-правовых отношений могут выступать наряду с гражданами и общественные объединения граждан. В соответствии со ст. 30 Конституции

      Определение Верховного Суда Российской Федерации от 5 октября 1998 года о признании незаконным (недействительным) со дня издания Постановления Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 3 февраля 1998 года №584 „О толковании статьи 33 закона „О защите трудовых прав граждан на т

      Определение Верховного Суда Российской Федерации от 5 октября 1998 года о признании незаконным (недействительным) со дня издания Постановления Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 3 февраля 1998 года №584 „О толковании статьи 33 закона „О защите

      Уполномоченные Государственного собрания

      Уполномоченные Государственного собрания Это омбудсманы, имеющие различные задачи. Основы их статуса определены § 32-б конституции. Для принятия закона об уполномоченных необходимы голоса 2/3 присутствующих депутатов Государственного собрания.В задачу уполномоченного

      7. Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан

      7. Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан Существует 3 вида основных обязанностей и свобод гражданина.1. Личные права и свободы даются каждому человеку как физическому лицу независимо от наличия у него гражданства государства, на территории которого он

      7. Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан

      7. Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан Три группы основных прав и свобод гражданина:Личные права и свободы – предоставляются человеку как физическому лицу вне зависимости от того, является он гражданином данной страны или нет. К их числу относится право на

      Статья 15. Ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности

      Статья 15. Ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства

      54. КОНТРОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ ЗА ОРД

      Порядок проведения общего собрания

      Порядок проведения общего собрания Повестка собрания, объявленная заранее, не может быть изменена.В начале собрания следует выбрать председателя и секретаря, который будет вести протокол.Все решения по вопросам, которые обсуждают на собрании, должны быть приняты путем

      Третий вариант проведения собрания

      Третий вариант проведения собрания Возможна и третья форма голосования — смешанная: те собственники, которые могут собраться в одном месте и в одно время, лично участвуют в собрании, где обсуждают разные вопросы, как включенные, так и не включенные в повестку дня. Однако

      После собрания

      После собрания Инициатор собрания размещает информацию о решениях, принятых на собрании, и о том, как прошло голосование, в общедоступном месте, не позже чем через 10 дней после собрания.Протоколы общих собраний и решения участников собраний по вопросам, поставленным на

      Читайте также: