Модели порождения речи кратко

Обновлено: 04.07.2024

РАЗДЕЛ IV. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ПОРОЖДЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ

Глава 1. Психолингвистические теории процесса порождения речи

К рассмотрению основных положений теоретической концепции А. А. Леонтьева мы перейдем после краткого обзора некоторых психолингвистических теорий порождения речевых высказываний, разработанных в зарубежной психолингвистике

§ 1. Стохастические модели порождения речи

Экспериментальные исследования показывают тесную связь вербальных (словесных) ассоциаций и процесса порождения связной речи (243).

Нуклеус (от лат. nucleus — ядро) представляет собой ту часть слова, которая в отечественной школе языкознания определяется как основа слова — словоформа минус морфосинтаксические грамматические элементы — флексии (окончания). В приведенном примере разделение по нуклеусам выглядит следующим образом: «Талантлив-ый — художник — пиш-ет — интересн-ую — картин-у.

§ 2. Модели непосредственно составляющих (НС)

§ (Судья) (был) (мрачен).

§ (Судья) (сурово наказал) (вора).


Талантливый художник пишет интересную картину

§ 3. Модели порождения речи на основе трансформационной грамматики

В рамках трансформационной модели используется концептуальное положение о поверхностной и глубинной структуре предложений. Поверхностная структура — это та, которую мы непосредственно слышим или воспринимаем при чтении. Глубинная структура связана со смыслом высказывания. Есть предложения, где разная поверхностная, но одинаковая глубинная структура, а есть фразы, которые, обладая одной поверхностной структурой, имеют две глубинные семантические структуры (т. е. два варианта смыслового толкования). При этом глубинная структура формирует смысл предложения, а поверхностная — является звуковым или графическим воплощением этого смысла.

Трансформационная модель получила достаточно убедительное подтверждение в афазиологии, при исследовании развития синтаксиса детской речи (14, 253 и др.). Помимо синтаксического компонента, модель Н. Хомского включает в свою внутреннюю структуру еще три компонента: семантический, фонологический и прагматический.

Прагматические правила порождения речевого высказывания, используемые говорящим, — это правила соотнесения грамматической структуры с языковым контекстом (или ситуацией речевого общения) 1248].

§ 4. Когнитивные модели речепорождения

Когнитивная психология — это область психологии, которая изучает то, как человек получают информацию о мире, как эта информация отражается в его сознании, как она перерабатывается человеком, как хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение (217, с. 28).

Применительно к психолингвистике когнитивный подход — это такой подход, при котором изучается роль познавательных процессов в речевой деятельности. Различные когнитивные модели начали зарождаться еще в недрах психолингвистики второго поколения. Начиная с 70-х гг. XX столетия когнитивная психолингвистика выделилась (в рамках психолингвистики третьего поколения) в особое психолингвистическое направление.

Предполагается, что человек, производя (составляя) высказывание, постоянно контролирует свою речь, осуществляя обратную связь в случае ошибочного действия, т. е. периодически поправляя себя и, т. о., строя свою речь правильно.

На основе многочисленных экспериментальных данных и анализа теоретических исследований ведущих психолингвистов мира А.А. Леонтьевым была разработана целостная концепция о структуре акта речевой деятельности, центральное место в которой занимает модель порождения речевого высказывания.

По модели А.А. Леонтьева процесс порождения речевого высказывания включает пять последовательных, взаимосвязанных этапов.

Первым этапом порождения речевого высказывания является мотив . Мотивация порождает речевое намерение – направленность сознания, воли, чувства индивида на предмет речевой деятельности.

Следующий – ключевой этап порождения речи – этап внутреннего программирования . А.А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения некоторой смысловой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание. Такое программирование может быть двух типов: программирование отдельного конкретного высказывания и речевого целого.

Основываясь на взглядах Л.С. Выготского, касающихся психологического анализа процесса речи, А.А. Леонтьев считает, что при порождении отдельного речевого высказывания программирование заключается в двух взаимосвязанных процессах оперирования с единицами внутреннего (субъективного) кода. Сюда относится:

  • приписывание этим единицам определенной смысловой нагрузки;
  • построение функциональной иерархии этих единиц.

Основными операциями, на основе которых реализуется данный этап построения речевого высказывания, являются:

Следующим этапом речепорождения является этап лексико-грамматического развертывания высказывания. Этот этап можно, по мнению АА. Леонтьева, соотнести с переходом от плана внутренней речи к семантическому плану (по Л.С. Выготскому). В рамках его выделяются, в свою очередь, нелинейный и линейный этапы лексико-грамматического структурирования.

Основной операцией, реализующей этот подэтап, является операция отбора слов (реже – целых словосочетаний) для обозначения элементов смысловой программы – смысловых единиц субъективного кода. Выбор слов в процессе порождения речи, по А.А. Леонтьеву, определяется тремя группами факторов:

  • ассоциативно – семантические характеристики слов;
  • звуковой облик слов;
  • субъективная вероятностная характеристика слов.

В результате реализации нелинейного этапа создается набор языковых единиц объективного кода.

Последовательным элементам создаваемого высказывания приписываются все недостающие им для полной языковой характеристики параметры:

Наделение слова (лексемы) грамматическими характеристиками предполагает выбор нужной словоформы из соответствующего ряда грамматических форм слова.

Научные взгляды А.А. Леонтьева, как отмечает Т.В. Ахутина, во многом определили проведение целого ряда научных исследований отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме.

Н. Хомский [Chomsky, I986] отмечал, что любые теоретические построе-
ния относительно системы языка должны отвечать на вопрос, какова
структура ментальных представлений языкового знания, как использует-
ся это знание в речевой деятельности и как оно приобретается и форми-
руется в онтогенезе.

Лингвистические концепции. Собственно лингвистические концепции
основываются на сложном анализе языкового материала. Они требуют осо-
бого рассмотрения и специальной лингвистической и информационной
подготовки для полного понимания. Поэтому здесь мы рассмотрим лишь
основные тенденции их развития и те их аспекты, которые важны для пси-
хологического знания.

Уровнево-синтаксические модели. Начиная с 1970-х годов обозначается
новый подход к пониманию процессов порождения речи. Лингвистиче-
ские и психологические концепции испытывают большое влияние со
стороны информационных моделей. Место единицы занимает пропози-
ция, которая может быть заменена цифровым кодом. Трансформацион-
ные операции описываются как формально-логические правила. Син-
таксису отводится первостепенное значение в речевом акте. Предпола-
гается, что на первых этапах построения речевого высказывания гене-
рируется фрейм — схема, которая представляет собой синтаксический
костяк фразы, заполняющийся лексическим материалом на более по-
здних этапах. Таким образом речевой акт строится как переход от бо-
лее обобщенных и формально структурированных элементов к более
частным [Норман, 1978].

Модели порождения речи

Сценарные модели. В 1980-е годы идея фрейма развивается в идею сцена-
рия. Сценарий понимается как некоторая понятийно-ролевая структура,
сюжет. Предполагается, что за каждым значением скрывается готовый сце-
нарий, который ведет за собой построение речевого высказывания. На пер-
вое место в лингвистических моделях порождения речи выходит не грам-
матика, а прагматика, т.е. не правила построения фраз, а правила исполь-
зования тех или иных семантических единиц в речи. Вводится понятие
прагматического и коммуникативного операторов, приводящих в действие
конкретные механизмы речи.

На денотативном уровне (в правом полушарии мозга) формируется це-
лостное представление явления, о котором хочет сказать в своем сообще-
нии говорящий. Это еще дознаковый этап: на нем определяется денотат —
еще не расчлененный референт высказывания.

На следующем десигнативном уровне из этой нерасчлененности про-
являются предикат и аргументы. Далее выстраивается вся понятийно-ро-
левая структура будущего высказывания — своеобразный сценарий. Сце-
нарий задается семантикой предиката. Именно предикат является входом
в описание любой ситуации, сценарий которой затем разыгрывается в вы-
сказывании. В соответствии с этим сценарием функционируют аргумен-
ты, выполняющие предназначенные им семантические роли.

На вербально-синтагматическом уровне происходит оформление поня-
тийно-ролевой структуры в линейную цепочку высказывания. Этот уро-
вень подразделяется, в свою очередь на синтаксический, лексико-морфо-
логический и фонетический (или графический).

Изучение выражения в этом подходе становится изучением путей кон-
струирования некоторого значения. Однако в данном случае речь не идет
(как в концепциях генеративной грамматики) о собирании конкретного
значения из сем. Значение порождается в речи в результате взаимодействия

Глава 7. Семантика и процессы порождения речи

контекста с инвариантом значения, за которым скрывается его множетс-
венная вариативность. Референтное значение выражаемого является не
заданным, а конструируируемым или созидаемым. Это означает, что фор-
мы выражения имеют отношение скорее не к значениям, а к операциям,
которые конструируют референтное значение. Содержание выражения не
является внешней дооперациональной инстацией и, напротив, является
продуктом этих операций и весьма далеко от того, чтобы быть выражен-
ным в чем-то другом [Franckel, Paillard, 1998].

Согласно идеям Н. Хомского исполнительный вербальный процесс
включает как понимание, так и порождение предложений. Затем и за дру-
гим стоит препозиционный анализ структуры фразы, которая делится на
подлежащее (предикат) и глагольную часть. Формирование речи начина-
ется с генерации существительного и глагола, а также добавляющейся к
ним группы слов. Глагольная часть затем соединяется с подлежащим. В
данном случае процесс порождения речи представлен очень упрощенно и
дан как зеркально обратный процессу ее понимания.

Модели порождения речи

Авторы схем Этапы
I II III IV V VI
Л.С. Выгот- ский [19821 мотив мысль внутреннее слово (смысл) значение внешнего слова слово
А.А. Леон- тьев, Т.В. Рябова [1970] мотив мысль внутреннее программи- рование лексич. развертка, грамм. конструи- рование внешняя речь
Т.В. Ахути- на[1975] мотив мысль (речевая интенция) внутреннее программи- рование смысловая структура, грамм. структура кинетичес- кая программа внешняя речь
А. Р. Лурия [1979] мотив основная мысль вы- сказывания семантиче- ская запись глубинные синтакси- ческие структуры поверхност- ные синтакси- ческие структуры развертка: морфолог. фонолог.

Рис. 7.4. Схема речепорождаюших концепций в традиции Выготского-Лурии (адаптировано из
[Зимняя, 2001]).

В дальнейшем эта идея была развернута в исследованиях А.Р. Лурии
[Лурия, 1975] и А.А. Леонтьева и Т.В. Ахутиной (Рябовой) [Леонтьев, Ря-
бова, 1970; Ахутина, 1975]. И.А. Зимняя, проанализировав модели, пред-
ложенные в данном направлении оформила их в виде схемы-таблицы
[Зимняя, 2001, с. 254], которую мы частично здесь приводим (рис. 7.4.).

Предложенные идеи развиваются и в лингвистических моделях, где со-
храняются этапы замысла речевого высказывания и внутренней речи как
глубинного компонента. Однако собственно лингвистические этапы полу-
чают более дифференцированное раскрытие в зависимости от типа рече-
вого высказывания [Кубрякова и др., 1991].

На основе многочисленных экспериментальных данных и анализа теоретических исследований ведущих психолингвистов мира А.А. Леонтьевым была разработана целостная концепция о структуре акта речевой деятельности, центральное место в которой занимает модель порождения речевого высказывания.

По модели А.А. Леонтьева процесс порождения речевого высказывания включает пять последовательных, взаимосвязанных этапов.

Первым этапом порождения речевого высказывания является мотив . Мотивация порождает речевое намерение – направленность сознания, воли, чувства индивида на предмет речевой деятельности.

Следующий – ключевой этап порождения речи – этап внутреннего программирования . А.А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения некоторой смысловой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание. Такое программирование может быть двух типов: программирование отдельного конкретного высказывания и речевого целого.

Основываясь на взглядах Л.С. Выготского, касающихся психологического анализа процесса речи, А.А. Леонтьев считает, что при порождении отдельного речевого высказывания программирование заключается в двух взаимосвязанных процессах оперирования с единицами внутреннего (субъективного) кода. Сюда относится:

  • приписывание этим единицам определенной смысловой нагрузки;
  • построение функциональной иерархии этих единиц.

Основными операциями, на основе которых реализуется данный этап построения речевого высказывания, являются:

Следующим этапом речепорождения является этап лексико-грамматического развертывания высказывания. Этот этап можно, по мнению АА. Леонтьева, соотнести с переходом от плана внутренней речи к семантическому плану (по Л.С. Выготскому). В рамках его выделяются, в свою очередь, нелинейный и линейный этапы лексико-грамматического структурирования.

Основной операцией, реализующей этот подэтап, является операция отбора слов (реже – целых словосочетаний) для обозначения элементов смысловой программы – смысловых единиц субъективного кода. Выбор слов в процессе порождения речи, по А.А. Леонтьеву, определяется тремя группами факторов:

  • ассоциативно – семантические характеристики слов;
  • звуковой облик слов;
  • субъективная вероятностная характеристика слов.

В результате реализации нелинейного этапа создается набор языковых единиц объективного кода.

Последовательным элементам создаваемого высказывания приписываются все недостающие им для полной языковой характеристики параметры:

Наделение слова (лексемы) грамматическими характеристиками предполагает выбор нужной словоформы из соответствующего ряда грамматических форм слова.

Научные взгляды А.А. Леонтьева, как отмечает Т.В. Ахутина, во многом определили проведение целого ряда научных исследований отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме.

Читайте также: