Архивы и библиотеки в древней месопотамии кратко

Обновлено: 08.07.2024

Таблички были обнаружены в руинах города Ниневия (ныне северный Ирак), некогда столицы могущественной Ассирийской империи, которой правил царь Ашшурбанипал с 669 по 631 год до нашей эры. Они были обнаружены в ходе серии раскопок с 1840-х по 1930-е годы и составляют остатки ассирийских королевских коллекций научной литературы и архивов.

Ниневия была сожжена огнем примерно в 612 году до нашей эры. Но в то время как бумажные книги уничтожаются огнем, глиняные таблички для библиотеки в большинстве случаев обжигались сильнее, что делает их одними из наиболее хорошо сохранившихся документов тысячелетней истории Месопотамии.

Когда была найдена библиотека царя Ассирии?

Первое крупное открытие табличек библиотеки царя Ассирии Ашшурбанипала было сделано английским исследователем Остином Генри Лейардом в 1850 году. Иракский помощник Лейарда, Ормузд Рассам, продолжил раскопки и в 1852 году обнаружил второй дворец Ашшурбанипала, а в нем еще одну большую коллекцию табличек.

Почему библиотека так важна?

До открытия библиотеки Ашшурбанипала почти все, что мы знали о древней Ассирии, было почерпнуто из историй Библии или классических историков. С открытием Библиотеки были найдены тысячи клинописных текстов, рассказывающих историю ассирийцев их собственными словами.

https://455811.selcdn.ru/BINGOCDN/default/moddocument/3250/4d4e3bcb31a1898a9438dbdd09005998078cd831.jpg

Из них мы можем следить за придворными интригами, узнать секретные разведданные, шаг за шагом следовать ритуалам, слышать слова гимнов и молитв, листать медицинские справочники, а также читать в невероятных подробностях о деяниях королей.

Библиотека Ашшурбанипала в Ниневии была также знаменита в древности – спустя столетия после смерти Ашшурбанипала и разрушения Ассирии переписчики в Вавилонии праздновали составление Библиотеки. Возможно, эти истории вдохновили великие библиотеки греческого мира – такие, как великая Александрийская библиотека в Египте.

В то время как многие таблички были найдены в других местах за последние 170 лет, таблички из Дворца Ашшурбанипала в Ниневии остаются нашим основным источником большей части того, что мы знаем о месопотамской науке того времени.

Копия ответа на требование Ашшурбанипала о табличках, написана спустя столетия после уничтожения Библиотеки.

Почему Ашшурбанипал собирал таблички?

Ашшурбанипал был необыкновенным царем. В своих надписях, сохранившихся в библиотеке царя Ашшурбанипала, он хвастается широтой и глубиной своих познаний. В то время как другие ассирийские цари вели армию в дальние походы, Ашшурбанипал оставался дома. Стены дворцов Ашшурбанипала были украшены резными рельефами, в том числе там были изображены многие из царей с пером для письма, заткнутым за пояс.

Библиотека Ашшурбанипала - таблички

Отец Ашшурбанипала хотел, чтобы юный принц получил образование, потому что это дало бы ему прямой доступ к знаниям, на которые он полагался, чтобы управлять империей. Ассирийская наука была сосредоточена на понимании воли богов, поэтому его библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала была сосредоточена на текстах, которые интерпретировали знамения богов.

Однако Ашшурбанипал также интересовался литературными книгами. Ашшурбанипал все еще хранил таблички, которые он написал во время своего обучения, предположительно по сентиментальным причинам. Многие из табличек в его коллекции имеют своего рода "библиотечный штамп", указывающий, что они принадлежат его дворцу.

Одним из самых крупных достижений вавилонской и ассирийской культур было создание библиотек. В Уре, Ниппуре и других городах, начиная со II тысячелетия до н. э., в течение многих веков писцы собирали литературные и научные тексты, и таким образом возникали обширные частные библиотеки.

Среди всех библиотек на Древнем Востоке самой знаменитой была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала (669— ок. 633/627 гг. до н. э.), заботливо и с большим умением собранная в его дворце в Ниневии. Для нее по всей Месопотамии писцы снимали копии с книг из официальных и частных коллекций или собирали сами книги.

В библиотеке Ашшурбанапала хранились царские анналы, хроники важнейших исторических событий, сборники законов, литературные произведения и научные тексты. Всего сохранилось более 30 000 табличек и фрагментов, в которых отразились достижения месопотамской цивилизации.

Вместе с тем библиотека Ашшурбанапала была первой в мире систематически подобранной библиотекой,

где глиняные книги были размещены в определенном порядке. Многие книги были представлены в нескольких экземплярах, чтобы одновременно можно было пользоваться необходимыми текстами двум и более читателям. Большие тексты, продолжавшиеся на многих табличках одинакового размера, занимали значительное место в библиотеке. Некоторые такие тексты включали до сорока, а иногда даже более ста табличек. Составление таких серий диктовалось необходимостью собрать в одном месте всю доступную информацию по тому или иному

Древняя Месопотамия была страной архивов. Самые ранние архивы относятся еще к первой четверти IIIтысячелетия до н. э. В этот период помещения, в которых хранились архивы, в большинстве случаев не отличались от обычных комнат. Позднее таблички стали хранить в ящиках и корзинах, покрытых битумом, чтобы уберечь их от сырости. К корзинкам были привязаны ярлыки с указанием содержания документов и периода, к которому они относятся. В архиве храмовой администрации в городе Уре в XIX в. до н. э. таблички располагались на деревянных полках в специальном помещении. В царском дворце Мари археологи нашли колоссальный архив, относящийся к XVIII в. до н. э. В Уруке в двух комнатах было обнаружено около 3500 документов хозяйственной отчетности VIII—VI вв. до н. э. При раскопках в Хорсабаде, на территории Древней Ассирии, взору археологов предстала комната, в стенах которой были расположены три ряда ниш от 25 до 30 см высотой и шириной и от 40 до 50 см глубиной, разделенных перегородками. В этих нишах найдено некото- рое количество фрагментов табличек. Очевидно, когда-то в этом помещении хранились архивные документы.

Первые известные нам архивы частных лиц относятся к первой половине III тысячелетия до н. э. Они хранились в кувшинах, ящиках и в тростниковых корзинках. От I тысячелетия до н. э. сохранилось большое количество частных архивов. Среди них особое место занимает архив делового дома Эгиби,

функционировавшего в Вавилоне с конца VIII до начала V в. до н. э. В этом архиве насчитывается более 3000

долговых расписок, контрактов об аренде земли и домов, об отдаче рабов в обучение различным ремеслам и т.

д. В городе Ниппуре был

найден архив другого делового дома, а именно Мурашу, имевшего большое значение в экономической жизни Южной Вавилонии в V в. до н. э. Архив этот содержит свыше 800 табличек, большая часть которых

В государственных, храмовых и частных архивах сохранились также тысячи писем самого разнообразного характера. Они написаны на продолговатых маленьких табличках из глины мелким, убористым письмом. Некоторые из них обожжены, а большинство высушены на солнце. Адресату они посылались в глиняных конвертах, скрепленных печатями, что обеспечивало тайну переписки и сохраняло текст от повреждений. На конверте писали и имя адресата.




Центральной фигурой месопотамской цивилизации был писец, являвшийся основным создателем богатейшей клинописной литературы. От услуг писцов зависели правители, храмы и частные лица. Некоторые из писцов занимали очень важные посты и имели возможность оказывать влияние на царей, принимали участие

в важных дипломатических переговорах. Но большинство писцов, находившихся на службе у царя или у

храмов, выполняли бюрократические функции по управлению хозяйством и сбору податей.

Библиотеки.

Одним из самых крупных достижений вавилонской и ассирийской культур было создание библиотек. В Уре, Ниппуре и других городах, начиная со II тысячелетия до н. э., в течение многих веков писцы собирали литературные и научные тексты, и таким образом возникали обширные частные библиотеки.

Среди всех библиотек на Древнем Востоке самой знаменитой была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала (669— ок. 633/627 гг. до н. э.), заботливо и с большим умением собранная в его дворце в Ниневии. Для нее по всей Месопотамии писцы снимали копии с книг из официальных и частных коллекций или собирали сами книги.

В библиотеке Ашшурбанапала хранились царские анналы, хроники важнейших исторических событий, сборники законов, литературные произведения и научные тексты. Всего сохранилось более 30 000 табличек и фрагментов, в которых отразились достижения месопотамской цивилизации.

Вместе с тем библиотека Ашшурбанапала была первой в мире систематически подобранной библиотекой,

где глиняные книги были размещены в определенном порядке. Многие книги были представлены в нескольких экземплярах, чтобы одновременно можно было пользоваться необходимыми текстами двум и более читателям. Большие тексты, продолжавшиеся на многих табличках одинакового размера, занимали значительное место в библиотеке. Некоторые такие тексты включали до сорока, а иногда даже более ста табличек. Составление таких серий диктовалось необходимостью собрать в одном месте всю доступную информацию по тому или иному

Древняя Месопотамия была страной архивов. Самые ранние архивы относятся еще к первой четверти IIIтысячелетия до н. э. В этот период помещения, в которых хранились архивы, в большинстве случаев не отличались от обычных комнат. Позднее таблички стали хранить в ящиках и корзинах, покрытых битумом, чтобы уберечь их от сырости. К корзинкам были привязаны ярлыки с указанием содержания документов и периода, к которому они относятся. В архиве храмовой администрации в городе Уре в XIX в. до н. э. таблички располагались на деревянных полках в специальном помещении. В царском дворце Мари археологи нашли колоссальный архив, относящийся к XVIII в. до н. э. В Уруке в двух комнатах было обнаружено около 3500 документов хозяйственной отчетности VIII—VI вв. до н. э. При раскопках в Хорсабаде, на территории Древней Ассирии, взору археологов предстала комната, в стенах которой были расположены три ряда ниш от 25 до 30 см высотой и шириной и от 40 до 50 см глубиной, разделенных перегородками. В этих нишах найдено некото- рое количество фрагментов табличек. Очевидно, когда-то в этом помещении хранились архивные документы.

Первые известные нам архивы частных лиц относятся к первой половине III тысячелетия до н. э. Они хранились в кувшинах, ящиках и в тростниковых корзинках. От I тысячелетия до н. э. сохранилось большое количество частных архивов. Среди них особое место занимает архив делового дома Эгиби,

функционировавшего в Вавилоне с конца VIII до начала V в. до н. э. В этом архиве насчитывается более 3000

долговых расписок, контрактов об аренде земли и домов, об отдаче рабов в обучение различным ремеслам и т.

д. В городе Ниппуре был

найден архив другого делового дома, а именно Мурашу, имевшего большое значение в экономической жизни Южной Вавилонии в V в. до н. э. Архив этот содержит свыше 800 табличек, большая часть которых

В государственных, храмовых и частных архивах сохранились также тысячи писем самого разнообразного характера. Они написаны на продолговатых маленьких табличках из глины мелким, убористым письмом. Некоторые из них обожжены, а большинство высушены на солнце. Адресату они посылались в глиняных конвертах, скрепленных печатями, что обеспечивало тайну переписки и сохраняло текст от повреждений. На конверте писали и имя адресата.

Центральной фигурой месопотамской цивилизации был писец, являвшийся основным создателем богатейшей клинописной литературы. От услуг писцов зависели правители, храмы и частные лица. Некоторые из писцов занимали очень важные посты и имели возможность оказывать влияние на царей, принимали участие

в важных дипломатических переговорах. Но большинство писцов, находившихся на службе у царя или у

храмов, выполняли бюрократические функции по управлению хозяйством и сбору податей.

В начале III тысячелетия до н. э. на берегах рек Тигра и Евфрата находился один из очагов древней цивилизации – Месопотамия. Ее южная часть носила название Двуречье. Прекрасные географические и климатические условия создали условия для жизни и развития людей на этой территории еще задолго до рассматриваемого нами периода. Несколько десятков небольших городов-государств были построены на холмах и окружены стенами. Именно древние Лагош, Ур, Ниппур и др. стали основными носителями шумерской цивилизации. Самый молодой из них – Вавилон развивался столь стремительно, что в I тысячелетии до н. э. греки стали называть Двуречье по его имени Вавилонией.

Долгое время ученые вели археологические раскопки на месте древнейших городов Месопотамии. Перед археологами возникли руины дворцов и храмов, были найдены многочисленные предметы домашнего обихода, произведения искусства, орудия труда. Среди всех прочих находок, они увидели большое количество разнообразных по размеру и форме шумерских клинописных табличек, в которых содержались сведения о государственном устройстве Шумера, его экономике и социальной жизни. Хозяйственные записи, списки слов для заучивания, школьные тексты и сочинения, отчетные документы писцов III тысячелетия до н. э. и другую разнообразную информацию оставили для потомков жители древности.

При раскопках в городе Ур были найдены несколько библиотек, небольшие собрания священных текстов, личные библиотеки. Особое значение имели находки, сделанные учеными в г. Ниппуре (совр. Ирак) - древнейшем религиозном центре шумеров. Около 100 тысяч глиняных табличек, размещавшихся в 62 комнатах, порой расколотых на десятки кусочков или со стертыми надписями, были найдены на месте храмовой библиотеки Ниппура.

Всего известно около 150 памятников шумерской литературы. Среди них стихотворные записи мифов, эпические сказания, молитвы, гимны богам и царям, псалмы, свадебно-любовные песни, погребальные плачи, плачи о народных бедствиях, составлявшие часть храмового богослужения; широко представлена дидактика: поучения, назидания, споры-диалоги, а также басни, анекдоты, поговорки и пословицы. Конечно, такое распределение по жанрам совершенно условно и опирается на наши современные представления о жанрах.

Таблички, найденные в шумерских библиотеках, хранились в закрытых ящиках или корзинах. На каждой из них имелись этикетки с надписями о характере содержащихся в них материалов: “Документы, касающиеся сада”, “Посылка рабочих” и др. Имелись таблички с пометами об утрате текстов, списком 87 произведений - своеобразные прообразы каталога. Долгая работа по расшифровке записей позволила ученым составить представление не только о “фондах” и условиях хранения табличек, но и пополнить знания об истории народа некогда жившего на этой территории.

В начале II тысячелетия до н. э. храмовая библиотека Ниппура была сожжена эламским завоевателем Кудур-мабуком.


Крылатые быки понравились больше

Ассирийский царь Ашшурбанапал

Ассирийский царь Ашшурбанапал

В 1847 году английский исследователь Остин Генри Лайард в поисках памятников древности начал раскопки холма Куюнджик на левом берегу реки Тигр. Под слоем земли он обнаружил остатки разрушенного дворца, возведенного на искусственной террасе. Среди предметов древнего искусства Лайард нашел большие базальтовые камни с клинописными надписями, после расшифровки которых выяснилось, что археологу удалось отыскать Ниневию, древнюю столицу Ассирии, а сам дворец принадлежал ее правителю царю Ашшурбанипалу, жившему в 685-627 годах до нашей эры.

Кроме большого количества сохранившихся статуэток, печатей и даже скульптур рабочие, которыми руководил Лайард, извлекли на поверхность около 30 тысяч обожженных на огне или на солнце глиняных табличек с клинописью. Самого Лайарда они не слишком заинтересовали, исследователя гораздо больше привлекли сохранившиеся произведения искусства (такие как каменные крылатые быки с человеческими лицами), которые он отправил в Лондон. Тем не менее таблички тоже переехали в Британский музей, где несколько десятилетий просто лежали в запасниках.

В 1852 году помощники Лайарда в другом крыле дворца отыскали примерно такое же количество исписанных глиняных табличек, и их тоже увезли в Лондон. В Британском музее обе части собрания глинописных текстов поместили в общее хранилище, поэтому сейчас уже невозможно определить, в каком месте были найдены те или иные таблички — но главное, что тексты, состоящие из нескольких частей, стали разрозненными, и это очень затруднило дальнейшие исследования.

В 1854 году Лайард устроил в лондонском Хрустальном дворце выставку своих находок, главными экспонатами которой были реконструированные статуи и барельефы. Мероприятие пробудило широкий интерес к ассирийской культуре, многие ученые стали заниматься расшифровкой ее письменности. После прочтения первых глиняных рукописей стало понятно, что именно они являются главным сокровищем найденного древнего города.

Как винный погреб

 План дворца в Ниневии, где была найдена библиотека

План дворца в Ниневии, где была найдена библиотека

Собрание глиняных табличек оказалось самой древней в мире библиотекой, созданной по велению царя Ашшурбанипала. Во время его правления Ниневия достигла вершины могущества, воевать было уже не с кем, и царь все силы отдавал собиранию текстов.

Прежде всего Ашшурбанипал задумал собрать у себя любые документы государства. Он послал во все поселения и храмовые архивы своих людей, которые должны были скопировать имеющиеся там тексты и доставить их царю. Некоторые таблички воспроизводят гораздо более ранние памятники письменности и содержат сведения о событиях, случившихся за сотни и тысячи лет до времени копирования.

Сама библиотека очень отличалась от современных книгохранилищ и внешне была похожа на винный погреб. На полу стояли скамейки из глины, на них — большие глиняные сосуды, куда помещались таблички. Такие же сосуды стояли на полках. В Месопотамии почти не было деревьев, поэтому полки тоже делались из глины. Сосуды, стоявшие на них, имели меньшие размеры, там хранились короткие тексты — песни, царские указы, письма и т.д.

При этом собрание текстов было самой настоящей библиотекой. В нем имелся каталог, куда записывались данные о любой книге: название, количество табличек, а также раздел знаний, к которому относится рукопись. На каждой полке крепилась глиняная бирка с указанием раздела и названиями размещенных на ней книг. Над входом в хранилище была надпись, угрожавшая тем, кто пожелал бы украсть или испортить книги, — их ждала неминуемая кара богов, а имена злодеев и их наследников навеки предавались забвению.

Свидетельство о Всемирном потопе

Таблица с астрологическими прогнозами. Британский музей

Таблица с астрологическими прогнозами. Британский музей

Самое большое количество текстов относилось к области магии. Могущественный царь очень интересовался тем, как узнать события будущего и удержать власть при помощи общения с высшими силами. Поэтому на многих глиняных табличках записаны заговоры, религиозные ритуалы и молитвы. Но в библиотеке нашлось место и математическим работам, трудам по астрономии, истории, медицине, а также словарям иностранных слов, потому что торговые отношения связывали Ассирию со многими государствами. Некоторые книги переписаны с гораздо более древних шумерских или вавилонских текстов, оригиналы которых не сохранились до нашего времени.

Среди глиняных рукописей были даже первые географические карты! На них отображалась довольно большая территория от государства Урарту (современное Армянское нагорье) до Египта — с названиями стран и городов.

Глиняная табличка с фрагментом мифа о Гильгамеше (Табличка №11, на которой описывается история потопа; сейчас табличка с другими находится в коллекции Британского музея)

Глиняная табличка с фрагментом мифа о Гильгамеше (Табличка №11, на которой описывается история потопа; сейчас табличка с другими находится в коллекции Британского музея)

В библиотеке хранились и художественные произведения, в частности, копия записи шумерской легенды о сказочном герое Гильгамеше, оригинал которой, по мнению ученых, был создан в XVIII-XVII веках до нашей эры.

Ассирийские первопечатники

Ученые считают, что первые глиняные книги появились именно у древних шумеров. Сначала делались заготовки, размеры которых составляли примерно 32 на 22 сантиметра, а толщина — 2,5 сантиметра. Для удобства письма их с помощью натянутой нити размечали параллельными линиями. Затем на табличках заостренной палочкой выдавливались символы. Обычно ими покрывали обе стороны заготовки, а иногда даже ее торцы, при этом последняя строка предыдущей таблички воспроизводилась в начале следующей. Под текстом писец наносил глубокую поперечную черту, а под ней — название книги, к которой относился данный фрагмент, а также порядковый номер таблички.

Если работу приходилось прерывать, заготовку заворачивали в мокрую тряпку и хранили в таком виде. Заполненная табличка обжигалась в печи или сушилась на солнце.

Ассирийцы переняли у гораздо более древнего народа технологию создания глиняных книг — но внесли в нее изменения, которые можно назвать революционными.

Изучение табличек из библиотеки Ашшурбанипала помогло ученым сделать поразительное открытие: оказалось, что во времена ассирийских царей уже существовало книгопечатание. Небольшие по размеру документы, которые надо было разослать во все поселения страны — к примеру, государственные указы, — не переписывались вручную. Для их изготовления вырезали деревянную матрицу и с нее делали глиняные описки.

Таинственный и мудрый народ

Древнейшая библиотека в мире способствовала изучению загадочной шумерской цивилизации, которая считается одной из самых древних на нашей планете. Она зародилась в долине слияния Тигра и Евфрата шесть тысяч лет назад. Откуда появись эти люди, до сих пор неизвестно. Их язык не похож ни на один другой в мире — в том числе и на языки живших рядом с ними семитских племен. Сами шумеры в своих легендах утверждают, что прибыли с большого острова Дильмун, но отыскать их родину пока не удалось. О том, что они, скорее всего, пришли морским путем, говорит тот факт, что их первые поселения построены в устьях рек. Кроме того, все важнейшие боги в их мифологии связаны с морской стихией, а основным занятием шумеров было судоходство.

Непонятно откуда взявшийся народ обладал поразительными знаниями в области астрономии (в том числе и о том, что Земля зародилась в результате космической катастрофы), медицины, математики, архитектуры и других научных дисциплин. Многие ученые утверждают, что именно шумеры изобрели колесо, гончарный круг и даже пивоварение. При этом из-за сложности их письма (в письменности шумеров в разное время насчитывалось от 600 до 1000 знаков) исследователям долго не удавалось прочесть дошедшие до наших дней тексты. А в библиотеке Ашшурбанипала сохранились словари для перевода с шумерского на язык ассирийцев, а также научные работы, посвященные толкованиям трудных мест в шумерских текстах. Они очень помогли в расшифровке древнейшей письменности.

Золото дороже книг

Ашшурбанипал был последним великим царем Ассирии. Уже через 15 лет после его смерти в страну вторглись полчища кочевников — в основном мидийцев, которых поддержали воины завоеванных ассирийцами государств. О взятии Ниневии рассказывает древняя легенда: жители столицы, окруженной неприступными стенами, успешно отражали атаки противника. Тогда осаждающие запрудили Тигр, вода вышла из берегов и затопила город. Последний царь Ассирии, чтобы не попасть в руки врагов, поджег дворец и сгорел в его пламени.

Город был почти полностью разграблен, но глиняные таблички, в отличие от золота и драгоценностей, не привлекли внимания неграмотных кочевников. Более того, вторично обожженные письмена приобрели дополнительную прочность и сохранились до наших дней. А через несколько столетий над развалинами образовались холмы — и самая древняя в мире библиотека исчезла под землей.

Читайте также: