Разница между суннитами и шиитами кратко

Обновлено: 02.07.2024

О разделении мусульманской общины предупреждал еще Пророк Мухаммад (с.г.в.), говоривший о том, что умму ждет деление на 73 течения.

В современном мусульманском мире можно выделить два наиболее крупных и влиятельных направления ислама, сформировавшихся после кончины Посланника Аллаха (с.г.в.) – сунниты и шииты.

История раскола

Смерть Пророка Мухаммада (с.г.в.) поставила перед мусульманской уммой вопрос о возможном его преемнике на должности правителя мусульманского государства, а также духовного лидера верующих. Большинство мусульман поддержали кандидатуру ближайшего сподвижника Посланника Аллаха (с.г.в.) – Абу Бакра ас-Сиддика (р.а.), который одним из первых принял ислам и являлся спутником Посланника Аллаха (с.г.в.) на протяжении всей его пророческой миссии. Кроме того, еще при жизни Мухаммада (с.г.в.) Абу Бакр заменял того в качестве имама на коллективных намазах, когда ему не здоровилось.

Однако небольшая часть верующих видела в качестве преемника Заключительного Пророка (с.г.в.) его зятя и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба (р.а.). По их мнению, выросший в доме Пророка (с.г.в.) и являвшийся его родственником Али имеет больше прав стать их правителем, нежели Абу Бакр.

Впоследствии та часть верующих, которые выступили в поддержку Абу Бакра, стали именоваться суннитами, а те, кто поддержали Али – шиитами. Как известно, преемником Посланника Господа (с.г.в.) был выбран Абу Бакр, который стал первым в истории ислама праведным халифом.

Особенности суннизма

В настоящее время сунниты составляют порядка 90% мусульман и проживают в большинстве стран мира.

В суннитском исламе выделяется множество различных богословско-правовых школ, крупнейшими из которых являются 4 мазхаба: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский. В целом, суннитские мазхабы не противоречат между собой, так как основоположники данных правовых школ жили примерно в одно время и являлись учениками и учителями друг друга, в связи с чем суннитские мазхабы, скорее, взаимодополняют друг друга.

В тех или иных вопросах между мазхабами имеются некоторые незначительные разногласия, которые связаны со спецификой каждой правовой школы. В частности, данные разногласия можно рассмотреть на примере дозволенности употребления в пищу мяса тех или иных животных с точки зрения различных суннитских правовых школ. Например, употребление в пищу конины, согласно ханафитскому мазхабу, относится к категории нежелательных действий (макрух), согласно маликитскому мазхабу – запретных деяний (харам), а по шафиитскому и ханбалитскому мазхабам данное мясо является дозволенным (халяль).

Особенности шиизма

Сейчас численность шиитов оценивается приблизительно в 10% от числа всех мусульман мира. Шиитские общины действуют в большинстве государств, а в ряде из них составляют абсолютное большинство. К таким странам относятся: Иран, Азербайджан, Бахрейн. Кроме того, довольно-таки крупные шиитские общины проживают на территории Ирака, Йемена, Кувейта, Ливана, Саудовской Аравии и Афганистана.

Основные различия между суннитами и шиитами

1. Принцип власти и преемственности

Сунниты считают, что правом быть правителем правоверных и их духовным наставником обладают мусульмане, обладающие необходимым уровнем знаний и непререкаемым авторитетом в мусульманской среде. В свою очередь, с точки зрения шиитов подобным правом обладают лишь прямые потомки Мухаммада (с.г.в.). В этой связи с ими не признается законность прихода к власти первых трёх праведных халифов – Абу Бакра (р.а.), Умара (р.а.) и Усмана (р.а.), признаваемых, наряду с Али (р.а.), в суннитском мире. Для шиитов авторитетна только власть непорочных имамов, которые, на их взгляд, являются безгрешными.

2. Особая роль имама Али (р.а.)

Сунниты почитают Пророка Мухаммада (с.г.в.) как Посланника Всевышнего (с.г.в.), ниспосланного Господом в качестве милости для миров. Шииты же, наряду с Мухаммадом (с.г.в.), в одинаковой мере почитают и имама Али ибн Абу Талиба (р.а.). При произнесении азана – призыва на молитву – шииты даже произносят его имя, свидетельствуя о том, что Али является правителем от Всевышнего. Кроме того, некоторые крайние шиитские течения даже признают этого сподвижника воплощением божества.

3. Подход к рассмотрению сунны Пророка (с.г.в.)

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Автор а почему ты не указал что Али был первым кто принел Ислам. Или этим ты хочешь перед миром показать что шииты не правы ? Побойся Аллаха

Тимур, Али было всего 10 лет! Первым мусульманином был Пророк, мир ему и благословение Аллаха, а его жена Хадиджа,р.а., - второй, конечно, третьим - самый верный друг Пророка,сав. Все так и есть и очень логично и верно, ма ша Аллах.

Тимур, первым приняла ислам Хадиджа жена пророка Мухаммеда(сав)

мы всех вылечим у нас в Китае, приезжайте к нам. партия вас не обделит вниманием

Если человек православный, отрекая святую троицу, отрекая Иисуса как бога, но принимая его как пророка, желает принять Ислам - впустят ли его в храм?

Мир вам! Если Вы имеете ввиду мечеть, то иноверцам не возбраняется ее посещать. А намерение человека принять религию истинного Единобожия мы не можем не приветствовать:)

Андрей, православный человек никогда не станет отрицать Бога Святую Троицу. А тот , кто отрицает Святую Троицу - это неправославный человек. Кто уйдет их христианства в ислам , будет вечно мучиться. Опомнись!

Islam Global, никогда не разделяйтесь! Все Шииты тоже верующие как и сунниты. Шииты и сунниты вместе делают намаз в Мекке, соблюдают пост Рамадан, праздновывают Курбан Байрам. Если шиит верит Аллаху и делает намаз, читает Коран-то он мусульманин. У суннитов и шиитов(не смотря на различия) только одна религия: это Ислам

Андрей, если признаешь единого Бога Алл ha и Иисуса считаешь посланником Алла ha и считаешь Мухаммада последним посланником Аллаha то ты выбрал правильный путь.

Анар, вы бы вышли бы замуж за шиита ?

Рафаэль, здравствуйте откуда вы можете знать что человек будет вечно мучиться? По вашему мнению получается что Христианство это правильная религия а Ислам нет?

Абдуллах, а вы не думаете о тех у кого есть вопросы или может они хорошо не поняли содержание текста и поэтому пишут, спрашивают об этом именно в комментариях? И я считаю, что сюда не заходят те, которые разсжигают здесь ссоры и фитну( даже если есть, то их 1-2).и это не повод, чтобы из-за каких-то 1-2 "паразитов общества" отключать комментарии и не давать возможность правильным людям спрашивать о нужном , а автору отвечать, тем самым показывая им истинный путь! Не хотела вас чем-нибудь задеть; всего вам доброго)

Adam Isaev никогда не разделяйтесь! Все Шииты тоже верующие как и сунниты. Шииты и сунниты вместе делают намаз в Мекке, соблюдают пост Рамадан, праздновывают Курбан Байрам. Если шиит верит Аллаху и делает намаз, читает Коран-то он мусульманин. У суннитов и шиитов(не смотря на различия) только одна религия: это Ислам.

Шииты - мусульмане. Плохие-хорошие, не так читают намаз, больше уважают Али, чем других - но они мусульмане. Корни Вражды между сунитами и шиитами в том, что сунниты отстранили от власти законного халифа Али, и взяли власть в свои руки. И с тех пор льют друг на друга грязь. Я суннит, но от того, как сунниты, а особенно наши учёные, льют грязь на шиитов, клевещут, становится противно. У шиитов плюсов побольше, чем у многих суннитов - Иран живёт по шариату, женщины у них все покрытые, президенты (Ахмадинеджад) не воруют, американские базы у себя не располагают, в роскоши не купаются. А как живут "праведные" сунниты. Не буду говорить, все прекрасно знают. Любой, кто участвует во-вражде, словом или делом, является преступившим пределы, установленные Всевышним Аллахом. В св.Коране чётко предписаны отношения между мусульманами, без оговорок шиит ты или суннит. В хадисе сказано: "чтобы быть негодяем, достаточно иметь неприязнь к мусульманину".

сунниты и шииты

Различные течения в мусульманской религии начали формироваться во времена правления Омейядов, и это разделение получило продолжение и в годы правления Аббасидов на почве того, что начались массовые переводы учеными трудов античных и иранских ученых на арабский язык, после чего данные труды стали интерпретировать с точки зрения ислама.

В мусульманских странах все еще сильны были противоречия между людьми на этноконфессиональной основе, хотя исламская религия во многом способствовала сплочению людей на религиозной почве. Эти противоречия стали причиной появления различных течений, в основе которых лежат разногласия в вопросах правоприменения, поэтому разница между шиитами и суннитами обусловлена именно частью подобных противоречий.

Сунниты и шииты – два основных течения в исламе, как шииты, так и сунниты представлены в разных пропорциях и в российской мусульманской умме. В большинстве источников указано, что к суннитам относится 85 % всех мусульман мира, а остальные 15 % - это шииты и религиозные меньшинства, среди которых исмаилиты и друзы, ибадиты и алавиты, ахмадиты и прочие.

Сунниты

Сунниты или Люди Сунны признают Священную Книгу Аллаха Коран и наравне с ним Сунну Пророка Мухаммада ﷺ – многочисленные хадисы или предания о жизни и деятельности Пророка Мухаммада ﷺ, о его разъяснениях Корана и учениях, которые он доносил своим сподвижникам. Существует большое количество сборников хадисов, два из которых в мусульманском мире признаны самыми авторитетными источниками: сборник Муслима и сборник Аль-Бухари.

Для суннитов характерна приверженность ценностям ислама, которые зафиксированы в Священном Предании, а также тому, что именно мусульманской общине принадлежит руководящая роль в решении важных вопросов и проблем, возникающих в жизни мусульманина.

Суннитами признаются основные правовые религиозные школы или мазхабы – ханбалитский, шафиитский, маликитский и ханафитский. Остальные суннитские мазхабы в современном исламе в силу утраты преемственности считаются прекратившими свое существование. Между собой четыре суннитских мазхаба признают правомерность остальных, и мусульманин может следовать тому мазхабу, позиция которого для него является наиболее приемлемой: мусульманин не обязан следовать какому-то определенному мазхабу, а следование определенному мазхабу фанатично является порицаемым.

Течения суннитского ислама

Наряду с религиозно-правовыми школами в исламе различают также исламские течения, которых насчитывается несколько десятков. Расхождения между этими течениями заключаются в ряде религиозных вопросов.

Суфизм

Одно из течений суннитского ислама, суть которого заключается в том, что в центре этого учения находятся призыв к тому, чтобы человек очистил для Всевышнего Аллаха свое сердце. Суфизм основывается на концепции, которая предписывает человеку стремиться достичь связи с Аллахом. По суфизму, это достижимо посредством тарикатов и орденов, сформированных и возглавляемых лидерами, которые представляют собой духовных преемников учителей древности.

В традиционной религии ислам суфизм доминирует в ряде стран, но существуют и страны, где отношение к суфизму остается неоднозначным, поскольку оппоненты этого течения говорят о том, что суфизм искажает ислам в определенных вопросах посредством традиций индуизма и христианства. По мнению оппонентов суфизма, некоторые практики суфизма вступают в противоречие с исламом – чрезмерное почитание почивших предков, возведение покойникам мавзолеев, экстатические пляски представителей суфизма. Критике подвергается и основополагающая концепция суфизма, суть которой сводится к тому, что суфий растворяется в Боге.

Большое количество людей в мире причисляют себя к суфизму, применяя те практики, которые приведены выше. А поскольку в своей практике они используют и те методы, которые вызывают критику, отклоняясь от ислама истинного, критика переходит и на весь суфизм, хотя различия между суфийскими организациями, орденами и тарикатами могут быть весьма существенными.

Салафия

Салафия предполагает, что ориентироваться мусульмане должны на праведных мусульман, которые стояли у истоков ислама, а все то, что впоследствии было введено в ислам, салафиты считают ересью (бида). По мнению салафитов, бида:

  • трактовка священной Книги Аллаха Коран с точки зрения символико-аллегорического метода;
  • нововведения, привнесенные в религию ислам после контакта исламской цивилизации с западным миром.

Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб считал, что настоящий ислам исповедовали первые три поколения мусульман, которые являлись последователями Пророка Мухаммада ﷺ. Это объясняло то, что Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб был противником нововведений, вошедших в более поздние исторические периоды в мусульманскую религию.

Салафиты, а именно последователи Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба оказали серьезное влияние на то, как закончилась освободительная война против Турции на территории нынешней Саудовской Аравии. Движение салафитов было признано основателем Саудовской Аравии принцем, а в последствии первым королем саудитов Абдуль-Азизом ибн Саудом.

Шииты

Шииты, в отличие от мусульман суннитов, придерживаются мнения, что право на имамат, то есть верховное руководство общиной, должно принадлежать только потомку из рода Али по божественному установлению. Сначала шииты были не столько религиозной, сколько политической партией, но позднее они стали самостоятельным религиозно-правовым течением – это произошло уже во время жизни и деятельности Джафара ас-Садыка, шестого имама.

Шиитов традиционно подразделяют на умеренных и крайних шиитов, к которым относятся шииты-двунадесятники или шииты-имамиты, алавиты, исмаилиты и прочие.

Шииты-двунадесятники

Шиитов-двунадесятников также называют иснаашаритами или имамитами, и эта группа преобладает в шиитском исламе. Преимущественно шииты-двунадесятники распространены в Азербайджане, Иране, Ираке, Бахрейне, Ливане и некоторых других странах. Шииты-двунадесятники в большей свой части придерживаются джафаритского мазхаба.

Исмаилиты

Исмаилиты разделились на две группы в девятом веке. Для фатимидских исмаилитов характерно признание скрытых имамов, а для карамитов было характерно мнение, что имамов должно быть семь. Ветвь карамитов прекратила свое существование в конце одиннадцатого – начале двенадцатого веков.

Фатимиды раскололись после смерти ал-Мустанасира, фатимидского халифа, в 1094 году на восточных исмаилитов или низаритов, которые поддерживали приход к власти Низара, старшего сына Мустанасира, и на мусталитов, которые признавали имамом только аль-Мустали, фатимидского халифа. Из низаритских сект самую большую известность получили хашшашины или ассасины. Друзы и карматы также являются ответвлениями исмаилитов.

Зейдиты

Зейдиты относятся к ветви умеренных шиитов и распространены преимущественно в Йемене на северо-востоке страны, а нуктавиты, одна из ветвей зейдитов, получили распространение в Иране. По идеологическим воззрениям зейдиты ближе всего к суннитам из всех шиитских групп, хотя в последнее время наблюдается принятие многими зейдитами убеждений шиитов-имамитов.

Гулат

Сунниты и шииты в России

Возможно вам будет интересно почитать являются ли татары шиитами или суннитами?

В российском мусульманском сообществе большую часть составляют сунниты, которые являются приверженцами шафиитского и ханафитского мазхабов, из которых ханафитами являются 65 %, а шафиитами - 30 % мусульман России.

Ханафитами являются осетины-мусульмане, частично ингуши, шапсуги и абазины, адыгейцы и черкесы, карачаевцы и балкарцы, кабардинцы и ногайцы, казахи и башкиры, а также татары, примерно третья часть всех азербайджанцев и среднеазиатские народы.

Шафиитами являются в большей части своей чеченцы, ингуши и все дагестанские народы, кроме ногайцев и татов. Шиитами-джафаритами являются большинство азербайджанцев в России, что составляет три процента всех российских мусульман.

Чем отличаются мусульмане сунниты от шиитов?

сунниты и шииты в чем разница

Между основными направлениями и течениями ислама, между шиитами и суннитами существует множество различий. Отличаться будут как сунниты и шииты между собой, так и последователи суннизма и шиизма различного толка. Сунниты и шииты сходны в том, что они поклоняются Всевышнему Аллаху и чтут Священную Книгу Аллаха Коран.

Различие между суннитами и шиитами существует в следующих вопросах:

В вопросе передачи власти или имамата, халифата отличие суннитов от шиитов заключается в следующем:

  • сунниты признают, что правление четырех праведных халифов было законным (Абу Бакра, Умара, Усмана и Али);
  • шииты считают, что в Халифате передача власти должна идти только между потомками Али, праведного халифа, и Фатимы, дочери пророка Мухаммеда ﷺ. Шииты не признают, что правление остальных трех праведных халифов было законным.

Между мусульманами-суннитами и шиитами также есть расхождение в праздниках и траурных днях в исламе:

  • и сунниты, и шииты отмечают два главных праздника: Курбан-байрам и Ураза-байрам;
  • по суннизму в день Ашура желательно держать пост, поскольку этот день посвящен избавлению от фараона народа Израиля;
  • шииты чтят День Ашура, связывая этот день со смертью Хусейна ибн Али. В этот траурный день шииты проводят поминальные шествия и вечера, читают хутбы на тему событий Ашуры, носят черное и поют траурные песнопения, ударяя себя руками, палками, кнутами или даже саблями. Сунниты считают подобные действия ересью.

В вопросе сборников хадисов между шиитами и суннитами существует расхождение в следующем:

  • с точки зрения суннизма, авторитетными являются многие книги, содержащие хадисы пророка Мухаммада ﷺ, среди которых шесть сборников хадисов, объединенных под названием "Кутуб ас-ситта", среди которых сборник "Сахих" аль-Бухари, сборник "Сахих" Муслима, а также "Сунан" ибн Маджа, сборник "Сунан" Абу Давуда, сборник "Джами" ат-Тирмизи и "Сунан" ан-Насаи.
  • с точки зрения шиизма, только четыре сборника являются общепризнанными: сборник "Аль-Кафи" Мухаммада аль-Кулайни, сборник "Ман ля яхдурух аль-факих" Ибн Бабавайха ас-Садука, сборники Абу Джафара ат-Туси "Тазиб аль-ахкам" и "аль-Истибсар". Но хадисы, которые приведены в шести суннитских сборниках, шииты в большинстве своем не признают.

В вопросе временного брака (мута) между шиитами и суннитами существует расхождение в следующем:

  • у мусульман-суннитов запрещен временный брак, хотя сунниты признают, что в начале ислама был период, когда временный брак был разрешен, но после сам Пророк Мухаммад ﷺ и отменил такие временные браки. Сунниты не расценивают приводимый в качестве доказательства дозволенности временных браков шиитами аят, утверждая, что в нем речь идет о выплате махра;
  • у шиитов разрешен временный брак, они ссылаются в качестве доказательства на аят: "А за то, чем вы пользуетесь от них, давайте им их награду по установлению. И нет греха над вами, в чём вы согласитесь между собой после установления" (сура Ан-Ниса / Женщины, 24-й аят). Они указывают, что нет такого аята, который отменял бы это. У шиитов временные браки практикуют и в современной жизни, и ограничений на количество временных браков нет.

В вопросе юридических школ между шиитами и суннитами существует расхождение в следующем:

  • в суннизме признают четыре основных общепризнанных юридических школы ислама или мазхаба: шафиитский, ханафитский, ханбалитский и маликитский;
  • в шиизме придерживаются преимущественно джафаритского мазхаба.

В вопросе непогрешимости имамов между шиитами и суннитами существует расхождение в следующем:

  • по мнению суннитов, все люди грешны, за исключением пророков;
  • шииты считают, что имамы были непогрешимыми во всех своих делах, вере, принципах и актах;
  • шииты наделяют имамов божественными качествами, как знание сокровенного;
  • сунниты считают, что наделять божественными качествами кого-либо, кроме Аллаха, является большим многобожием и неверием.

В вопросе мест зиярата (паломничества) между шиитами и суннитами существует расхождение в следующем:

  • с точки зрения мусульман-суннитов, следует обязательно совершать паломничество в Мекку к Запретной Мечети, а также разрешается отправляться в путь для посещения Мечети Аль-Акса и Мечети Пророка Мухаммеда ﷺ;
  • с точки зрения шиитов, кроме тех мечетей, к которым совершают паломничество сунниты, следует совершать паломничество в иракский город Кербела, где находится мавзолей имама Хусейна, чтобы совершить обряд его поминовения.

В вопросе сокрытия веры (такия) между шиитами и суннитами существует разногласие в следующем:

  • по мнению суннитов, сокрытие веры ислам (такия) – это больше теоретическое понятие: ханафиты придерживались мнения, что только в минуты смертельной опасности можно прибегать к такии, мысленно сделав оговорку. Известно также мнение Ибн Хазма, мусульманского средневекового богослова, который считал, что проявлять неверие можно только под принуждением.
  • шииты отвели принципу сокрытия веры или такии особое место в своей практике. С точки зрения шиитов, можно применять такию для обеспечения своей безопасности, во имя интересов общины. Если сунниты считают такию средством самозащиты, то шииты рассматривают такию, как общественно значимый долг и обязанность.

Отличия суннитов от шиитов можно проследить и в том, как совершают религиозные обряды и намаз мусульмане сунниты и шииты:

  • во время совершения молитвы шииты в отличие от суннитов кладут поверх своего коврика для намаза глиняную плитку (мухр) и совершают намаз с опущенными руками. Среди суннитов с опущенными руками совершают намаз лишь последователи маликитского мазхаба.

Существует множество других вопросов, в которых имеют разногласия сунниты и шииты.

Основное различие между Суннитами и Шиитами состоит в том, что Мусульмане-Сунниты считают, что они следуют истинной традиции пророка Мухаммеда, тогда как Мусульмане-шииты следуют одной основной школе мышления: Джафарии. Они считают, что имам существует, чтобы обеспечить моральное и религиозное лидерство в мире.

Суннитский и Шиитский ислам являются двумя крупнейшими ветвями ислама с существенными сходствами, а также существенными различиями между их верованиями. Далее в этой статье подробно рассматривается разница между Мусульманами-Суннитами и Мусульманами-Шиитами.

Содержание

  1. Обзор и основные отличия
  2. Кто такие Мусульмане-Сунниты
  3. Кто такие Мусульмане-Шииты
  4. Сходство между Мусульманами-Суннитами и Мусульманами-Шиитами
  5. В чем разница между Мусульманами-Суннитами и Мусульманами-Шиитами
  6. Заключение

Кто такие Мусульмане-Сунниты

Мусульмане-Сунниты

Мусульмане-Сунниты

Некоторые мусульмане-сунниты считают, что исламский закон должен основываться только на одной из этих интерпретаций, другие полагают, что приемлемо выбирать интерпретации конкретных вопросов от каждого ученого и смешивать учения.

Суннитская ветвь на сегодняшний день является крупнейшей конфессией ислама и представляет 89-90% всех последователей, они расположены по всему миру. На всем Ближнем Востоке их число выше, особенно в Саудовской Аравии и Египте. Помимо Ирана, Ирака, Бахрейна и Азербайджана, сунниты составляют большую часть населения, чем шииты в любой другой стране.

Кто такие Мусульмане-Шииты

Мусульмане-шииты следуют одной принципиальной школе мышления: Джафария. Они верят, что Имам существует, чтобы обеспечить моральное и религиозное лидерство в мире. Эти имамы были назначены Богом. В дополнение к Корану, практикующие-шииты чтят книгу Нахдж аль-Балага (Путь Красноречия), которая представляет собой собрание проповедей их первого имама.

Путь Красноречия — Нахдж аль-Балага

Шииты — это конфессия в исламе, составляющая всего 10–13% от общей численности мусульманского населения. Рассчитать их население сложно, потому что если они не составляют большую группу в своей стране, их часто считают суннитами. По оценкам, от 10% до 20% мусульман в мире являются шиитами. Это число достигает примерно 200 миллионов. Они составляют большинство в Иране, Ираке, Бахрейне и Азербайджане. Они также широко представлены примерно в 30% населения Ливана, Йемена и Кувейта. В Турции они составляют чуть более 20% населения и составляют от 10% до 20% в Пакистане и Афганистане.

Сходство между Мусульманами-Суннитами и Мусульманами-Шиитами

Мусульмане-Сунниты и кто такие Мусульмане-Шииты — два направления в исламе, хотя и разные, но они разделяют многие убеждения. Они верят, что есть только один всемогущий Бог, который создал мир и всю жизнь в мире. Они также верят в дьявола, ангелов и демонов. Шииты и сунниты верят, что ислам начался в 610 году нашей эры, когда Мухаммед, последний пророк, начал получать послания от Бога. Эти откровения были записаны в Коране его последователями, которые они уважают как священную книгу.

Исповедуя свою религию, обе группы признают пять столпов ислама, которые обеспечивают основу для повседневной жизни. Эти столпы включают в себя: свидетельство существования только одного Бога и Мухаммеда как его пророка, участие в молитве 5 раз в день, благотворительность, пост во время Рамадана и паломничество в Мекку. Эти две конфессия также верят, что цель человеческой жизни — хвалить Бога, чтобы однажды врата Рая открылись для них.

В чем разница между Мусульманами-Суннитами и Мусульманами-Шиитами?

Последователи суннитов считают, что их пророк Мухаммед не назначил конкретного преемника до своей смерти. После продолжительных дебатов в течение нескольких лет последователи-сунниты выбрали одного из свекров Мухаммеда и близкого друга Абу Бакра Сиддика своим религиозным лидером. Сунниты считают, что имам, занимающий важное положение в Исламе, является формальным лидером . Они также применяют учение Корана ко всей жизни и верят, что люди могут приблизиться к Богу непосредственно через молитву. В суннитской вере Бог явит себя в Судный день.

Последователи шиитов считают, что их пророк Мухаммед выбрал своим преемником Али ибн Аби Талиба, его зятя. Их имамы являются центральными фигурами и лидерами общины в вере шиитов, они являются совершенным проявлением Бога. Эта ветвь ислама больше полагается на толкование Корана священнослужителем, чем на отношения человека с Богом. Практикующие шииты не верят, что люди увидят Бога в Судный день.

Это раннее разделение между последователями ислама привело к дополнительным четким различиям между ними. Со временем шииты стали придавать большее значение конкретной литературе по хадисам и сунне, склоняясь к тем, которые были написаны семьей и близкими соратниками Пророка. Однако сунниты придавали одинаковое значение всей исламской литературе. Это различие создало разное понимание исламского права между ними. Последователи шиитов также посещают и почитают святыни прошлых имамов, святых и ученых. В глазах многих суннитов это кощунственно и эквивалентно поклонению другим божествам.

Несмотря на различия между мусульманами-суннитами и шиитами, и те и другие уважают Коран как священную книгу

Несмотря на различия между мусульманами-суннитами и шиитами, и те и другие уважают Коран как священную книгу

Некоторые ритуальные различия также могут быть отмечены между ними. Когда сунниты молятся, они становятся на колени, чтобы их голова касалась их молитвенного коврика . Шииты, однако, опускаются на колени так, чтобы их голова касалась голой земли или небольшого глиняного блока, взятого из святого места.

На руководящих должностях шииты установили официальную иерархию среди своего духовенства. Лидеры возникают из тех, кто имеет самые глубокие знания, и могут преподавать во всем мире. Они финансируют свои религиозные учреждения через обязательный налог. Эта иерархия и налогообложение не существует в суннитском исламе; поскольку это религия большинства во многих местах, государство часто финансирует их религиозные учреждения.

Отношения шиитов и суннитов сегодня

Сегодня отношения между шиитами и суннитами продолжают оставаться напряженными. Там, где сунниты составляют большинство и обладают политической властью, шииты, как правило, живут в плохих условиях. Они считают, что эти условия обусловлены угнетением и дискриминацией суннитов. Экстремальные суннитские фундаменталисты утверждают, что шииты являются еретиками и призывают к их убийству.

У Ирана есть национальная политика, которая поддерживает шиитские военные группы и политические партии в других странах. Страны, где правят сунниты, часто воспринимают это как угрозу их благополучию и реагируют увеличением финансирования своих интересов повсюду.

В Сирии конфликт сложен, но разделен по шиитско-суннитской линии. Большинство населения — сунниты, а правительство — шииты. Иран поддерживает усилия шиитов по противодействию суннитской оппозиции путем финансирования ополченцев и отправки войск. В отместку боевики-сунниты нападают на население шиитов, места поклонения шиитов и Ирак (большинство шиитов).

Усилия на пути к единству

Несмотря на различия между Мусульманами-Суннитами и Мусульманами-Шиитами и всё это насилие и недоверие, некоторые мусульманские лидеры призывают к единству шиитов и суннитов. Они утверждают, что борьба между этими конфессиями только ослабляет исламскую религию. Эта позиция единства получила поддержку с тех пор, как террористы напали на мечеть Пророка, второе священное место ислама, расположенное в Саудовской Аравии во время месяца Рамадан. Эта атака произошла за несколько месяцев до паломничества хаджа . Иранские лидеры также присоединились к призыву к единству, что является важным изменением, учитывая, что Саудовская Аравия является суннитским большинством.

Заключение — Мусульмане-Сунниты и Мусульмане-Шииты


Как и у христиан, у мусульман есть свои направления-вероисповедования в рамках одной религии. Основные – суннизм и шиизм. Различия между ними возникли еще в эпоху Арабского халифата, в VII-VIII веках нашей эры.

Сунниты

Они представляют собой самое многочисленное направление ислама, то есть дословно с арабского “людей сунны и согласия общины”. Также “сунна” переводится как “путь”. Первоисточники религии для них – Коран и сунна.

Сунниты

Рис. 1. Сунниты.

Для решения проблем в жизни и вере они используют:

  • Аяты (стихи) Корана.
  • Хадисы – предания о действиях пророка Мухаммеда.
  • Иджтихад (деятельность богослова).

Появлению суннизма предшествовал раскол мусульманской общины в 656-661 годах и гражданская война. Одним из первых суннитских богословов стал Хасан аль-Басри. Сунниты ставили целью исламской общины (уммы) сохранять единство и не давать возможности сектам вносить в нее раскол. У суннитов возникли свои правовые школы-мазхаб:

  • Ханафитский.
  • Маликитский.
  • Шафиитский.
  • Ханбалитский.

В чем разница суннита и шиита:

  • Суннит признает достоверность шести сводов-хадисов IX века н.э. и четыре юридические школы перечисленные выше.
  • Он признает три школы акиды (вероубеждения) – асаритскую, ашаритскую и матуридитскую.
  • Он признает законность правления четырех Праведных халифов VII века н.э. К таковым относятся Абу Бакр, Умар, Усман, Али.

На данный момент, численность суннитов составляет 1,5 миллиарда человек и быстро увеличивается из-за быстрого прироста населения в мусульманских странах. 90% мусульман являются суннитами. Исторически суннизм распространен от Марокко до Индонезии и от Танзании и до Казани в России.


Рис. 2. Шиитский Иран.

Шииты

Основные пункты, чем шииты отличаются от суннитов:

  • Убеждение в том, что руководить общиной мусульман должны имамы из числа потомков пророка, а не выборные халифы.
  • Они признают только одного Праведного халифа – Али ибн Абу Талиба. Он жил с 599 по 661 год, а шиитским имамом был с 632 по 661 годы.
  • Признают 12 имамов из рода Али.
  • Есть отличие и в изучении сунны. Шииты изучают только часть сунны, где идет речь о пророке Мухаммеде.
  • Пять столпов веры.
  • Шииты верят в приход мессии – “скрытого имама”.

В шиизме выделяют несколько направлений – исмаилиты, двунадесятники, вакифиты, шуккариты, зайдиты, алавиты. Хадж в Мекку они совершают также, как и сунниты.

На планете около 150 млн шиитов. Самая большая по численности община проживает в Иране. Также это направление популярно в Азербайджане, Бахрейне, Ираке, Ливане, Афганистане (у народности хазарейцев), Пакистане (1/5 жителей), Индии, Иордании, Йемене и в самой Саудовской Аравии, где ислам и появился. В России одним из центров шиизма является село Мискинджа в Дагестане.

Али ибн Абу Талиб

Рис. 3. Али ибн Абу Талиб.

Что мы узнали?

Кратко о разнице суннитов и шиитов следует знать, чтобы лучше понимать ислам как религию и ситуацию в современной мировой политике, одним из активных участников которой является, например, шиитский Иран.

Читайте также: