Сословные реформы 18 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эти документы закрепили следующие привилегии дворянства: положение о свободе дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства. Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное, распространявшееся на всех членов семьи дворянина. Для лишения дворянского звания требовались веские основания: совершение уголовно наказуемого деяния, в котором проявились моральное падение – нечестность преступника. Вводились политические корпоративные права дворянства: право созывать провинциальные съезды и участвовать в них, право избирать судей для дворянских судов.

В число личных прав дворян входили: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и т.д.

К имущественным правам дворянства относились следующие: право собственности; права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества; исключительное право на покупку деревни и владения землей и крестьянами; право открытия промышленных предприятий в своих имениях; право на ведение торговли и др.

Особые судебные права дворянства состояли из сословных привилегий: личные и имущественные права дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда; дворянина мог судить только дворянский сословный суд.

Сословное самоуправление дворянства выглядело следующим образом. Дворяне создавали общество — Дворянское собрание, которое наделялось правами юридического лица и политическими правами. В состав Собрания входили дворяне, у которых были имения в данной губернии.

Из числа уездных предводителей дворянства раз в три года Собранием избирались кандидаты в губернские предводители дворянства. К выборам не допускались дворяне, не имевшие земель и не достигшие 25-летнего возраста.

В 1785 г. была принята Жалованная грамота городам. Она закрепляла единый сословный статус городского населения независимо от профессиональных занятий и родов деятельности.

Принадлежность к мещанскому сословию рассматривалась как потомственная и наследственная. Она основывалась на Трудолюбии и добронравии. Лишение мещанских прав и сословных привилегий происходило в случаях совершения некоторых уголовно наказуемых деяний.

В состав личных прав мещан входили: право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение, право на выезд за границу и др.

Среди имущественных прав мещанства можно выделить: право собственности на имущество, права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества, право владения промышленными предприятиями и промыслами, право на ведение торговли и т. д.

В соответствии с Жалованной грамотой городам все городское население делилось на шесть разрядов по их имущественному и социальному положению: городские обыватели, владеющие недвижимостью; купцы 1, 2 и 3-й гильдии; ремесленники, состоявшие в цехах; иногородние и иностранные купцы; именитые граждане (ученые, художники, музыканты, банкиры и др.); прочие жители городов.

Горожане имели свой сословный суд.

Создавалась новая система городского самоуправления: общая Городская дума и избираемая ею шестигласная Городская дума, включавшая представителей всех шести разрядов городского населения. В обязанности органов городского самоуправления входило: обеспечение правопорядка, благоустройства города, развитие торговли и т.д.

Крестьянское население подразделялось на государственных крестьян; свободных крестьян; крепостных крестьян.

Крепостная зависимость носила вечный характер. Основную массу крепостных крестьян составляли следующие категории:

– владельческие и посессионные крестьяне;

– полные и кабальные холопы;

– зависимые люди, проживавшие на земле владельца и уплачивавшие подушную подать.

Государственные и свободные крестьяне имели право на защиту в суде, право владения предоставленными землями, право собственности на движимое имущество.

Крепостные крестьяне были лишены большинства имущественных прав: им запрещалось приобретать недвижимость в городах, вступать в подряды, обязываться векселями и т.д.

Население российского государства в данный период может быть условно разделено на четыре сословия: дворянство (шляхетство), духовенство, крестьянство, городское население.

Наибольшей привилегией, определявшей особое правовое положение дворян, было их исключительное право на приобретение земельной собственности. Только им позволялось владеть землей и эксплуатировать крепостных крестьян, живших на этих землях. Тем не менее, и в среде землевладельцев имелось расслоение определявшееся разделением правового статуса вотчины, в основном являвшейся привилегией старой родовой знати, крупных землевладельцев (бояр и потомков удельных князей), и поместья, дававшегося служилым людям (дворянам) за службу и на время службы.

В 1718 г. по указу о подушной переписи дворяне были определены в качестве неподатного сословия, т.е. в отличие от других групп населения они не платили подушную подать.

Важное значение в укреплении правового положения дворянства имела и вышеупомянутая Табель о рангах, установившая строгую систему государственных чинов. Жесткие требования по прохождению службы вызывали у дворян недовольство, поэтому Анна Иоанновна, взойдя на престол, сделала несколько уступок дворянству. Она учредила Кадетский корпус для дворянских детей от 13 до 18 лет, после окончания которого им присваивались офицерские звания. Кроме того, установленное Петром требование обязательной и пожизненной службы дворян в 1736 году была заменено 25-летним сроком, который начинался с 20 лет, причем один из дворянских сыновей или братьев имел право не служить и заниматься хозяйством.

Православное духовенство делилось на черное (монашествующее) и белое (священнослужители и церковно-служители).

Черное духовенство не могло иметь собственности, не имело потомства, либо прекращало всякие гражданские связи с детьми, родителями и всеми родственниками, а вступающие в монашество лица высших сословий не могли пользоваться никакими сословными привилегиями.

В это же время окончательно утвердился принцип необходимости духовного образования для занятия священнослужительской должности, закрепленный в Духовном регламенте. Дети священно-церковнослужителей наследовали их сословную принадлежность. Лица, принадлежавшие к православному духовенству, подлежали суду духовного ведомства.




В XVIII крестьянство в полной мере испытало на себе обратную сторону консолидации сословия феодалов (дворян) – усилившуюся крепостную зависимость. Они составляли основную массу населения и подразделялись на помещичьих, государственных, экономических, посессионных и дворцовых (удельных). Петровскими переписями были учтены и безземельные люди (холопы, задворные, вольные люди).

Помещичьи крестьяне в пользу хозяина обязаны были нести такие повинности как барщина, оброк, а также бремя рекрутских наборов (ежегодное направление одного рекрута с каждых 20 дворов на пожизненную (вплоть до 1793 года, когда срок был сокращен) военную службу). В отношении своих крестьян помещики обладали широкими полномочиями, начиная от рассмотрения мелких уголовных дел, осуществления суда над ними и заканчивая распоряжением самими крестьянами и их имуществом как своей собственностью. Более того, по Указу 1767 г. крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков под угрозой телесных наказаний и ссылки на каторгу.

Государственные крестьяне также были феодально-зависимыми. Их экономическое положение было не менее тяжелым, чем положение помещичьих крестьян, однако в целом их статус был несколько лучшим. Как мы отмечали выше, из их среды избирали заседателей в нижние и верхние расправы. Их не могли продать, но могли отдать какому-либо частному владельцу. Количество государственных крестьян в рассматриваемый период постоянно сокращалось в основном за счет их раздачи вместе с землями дворянству в награду за службу.

В 1721 г. появилась особая группа крестьян, называемая посессионными, которых купцы имели право покупать вместе с имениями и приписывать к мануфактурам. Такие мануфактуры продавались вместе с приписанными к ним посессионными крестьянами.

В результате изъятия земель у церкви появилась особая категория крестьян – экономических, названных так по наименованию специально созданной Коллегии экономии, призванной управлять ими. После ее упразднения в 1786 г. они вошли в число государственных крестьян.

Была и отдельная категория крестьян, принадлежащих исключительно императорскому двору – Дворцовые (с 1797 г. – удельные) крестьяне. По своему правовому положению они были близки к государственным крестьянам.

Необходимость регулирования правового статуса городского населения определялась ростом городов, усилившимся в XVIII веке. Первым в череде наиболее значимых документов, касающихся этого вопроса, следует назвать регламент Главного магистрата 1721 г.

Данным законом посадское городское население делилось на три категории:

- знатные, регулярные граждане состояли в двух гильдиях. В первую гильдию включались банкиры, знатные купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы. Ко второй гильдии относились мелкие торговцы и ремесленники;

Гильдиям предписывалось иметь свои органы – гильдейские сходы, в которых выбирались старшины. Ремесленники, входившие во вторую гильдию, образовывали цехи во главе с альдерманами (старшинами).

1) владельцы домов и земель в черте города;

2) купцы всех трёх гильдий;

3) цеховые ремесленники;

4) иностранцы и иногородние, записавшиеся в мещане;

6) все остальное посадское население.

Основная тяжесть государственных повинностей ложилась на ремесленников и посадских: они являлись податными сословиями, должны были платить подушную подать, нести рекрутскую повинность, нести натуральные повинности. Купцы не платили податей, не несли рекрутской повинности, а купцы первой и второй гильдий кроме того освобождались и от телесных наказаний. Привилегией горожан считались свои сословные суды (магистраты), а также органы городского самоуправления: общая городская дума и избираемая ею из своего состава шестигласная городская дума.

Население российского государства в данный период может быть условно разделено на четыре сословия: дворянство (шляхетство), духовенство, крестьянство, городское население.

Наибольшей привилегией, определявшей особое правовое положение дворян, было их исключительное право на приобретение земельной собственности. Только им позволялось владеть землей и эксплуатировать крепостных крестьян, живших на этих землях. Тем не менее, и в среде землевладельцев имелось расслоение определявшееся разделением правового статуса вотчины, в основном являвшейся привилегией старой родовой знати, крупных землевладельцев (бояр и потомков удельных князей), и поместья, дававшегося служилым людям (дворянам) за службу и на время службы.

В 1718 г. по указу о подушной переписи дворяне были определены в качестве неподатного сословия, т.е. в отличие от других групп населения они не платили подушную подать.

Важное значение в укреплении правового положения дворянства имела и вышеупомянутая Табель о рангах, установившая строгую систему государственных чинов. Жесткие требования по прохождению службы вызывали у дворян недовольство, поэтому Анна Иоанновна, взойдя на престол, сделала несколько уступок дворянству. Она учредила Кадетский корпус для дворянских детей от 13 до 18 лет, после окончания которого им присваивались офицерские звания. Кроме того, установленное Петром требование обязательной и пожизненной службы дворян в 1736 году была заменено 25-летним сроком, который начинался с 20 лет, причем один из дворянских сыновей или братьев имел право не служить и заниматься хозяйством.

Православное духовенство делилось на черное (монашествующее) и белое (священнослужители и церковно-служители).

Черное духовенство не могло иметь собственности, не имело потомства, либо прекращало всякие гражданские связи с детьми, родителями и всеми родственниками, а вступающие в монашество лица высших сословий не могли пользоваться никакими сословными привилегиями.

В это же время окончательно утвердился принцип необходимости духовного образования для занятия священнослужительской должности, закрепленный в Духовном регламенте. Дети священно-церковнослужителей наследовали их сословную принадлежность. Лица, принадлежавшие к православному духовенству, подлежали суду духовного ведомства.

В XVIII крестьянство в полной мере испытало на себе обратную сторону консолидации сословия феодалов (дворян) – усилившуюся крепостную зависимость. Они составляли основную массу населения и подразделялись на помещичьих, государственных, экономических, посессионных и дворцовых (удельных). Петровскими переписями были учтены и безземельные люди (холопы, задворные, вольные люди).

Помещичьи крестьяне в пользу хозяина обязаны были нести такие повинности как барщина, оброк, а также бремя рекрутских наборов (ежегодное направление одного рекрута с каждых 20 дворов на пожизненную (вплоть до 1793 года, когда срок был сокращен) военную службу). В отношении своих крестьян помещики обладали широкими полномочиями, начиная от рассмотрения мелких уголовных дел, осуществления суда над ними и заканчивая распоряжением самими крестьянами и их имуществом как своей собственностью. Более того, по Указу 1767 г. крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков под угрозой телесных наказаний и ссылки на каторгу.

Государственные крестьяне также были феодально-зависимыми. Их экономическое положение было не менее тяжелым, чем положение помещичьих крестьян, однако в целом их статус был несколько лучшим. Как мы отмечали выше, из их среды избирали заседателей в нижние и верхние расправы. Их не могли продать, но могли отдать какому-либо частному владельцу. Количество государственных крестьян в рассматриваемый период постоянно сокращалось в основном за счет их раздачи вместе с землями дворянству в награду за службу.

В 1721 г. появилась особая группа крестьян, называемая посессионными, которых купцы имели право покупать вместе с имениями и приписывать к мануфактурам. Такие мануфактуры продавались вместе с приписанными к ним посессионными крестьянами.

В результате изъятия земель у церкви появилась особая категория крестьян – экономических, названных так по наименованию специально созданной Коллегии экономии, призванной управлять ими. После ее упразднения в 1786 г. они вошли в число государственных крестьян.

Была и отдельная категория крестьян, принадлежащих исключительно императорскому двору – Дворцовые (с 1797 г. – удельные) крестьяне. По своему правовому положению они были близки к государственным крестьянам.

Необходимость регулирования правового статуса городского населения определялась ростом городов, усилившимся в XVIII веке. Первым в череде наиболее значимых документов, касающихся этого вопроса, следует назвать регламент Главного магистрата 1721 г.

Данным законом посадское городское население делилось на три категории:

- знатные, регулярные граждане состояли в двух гильдиях. В первую гильдию включались банкиры, знатные купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы. Ко второй гильдии относились мелкие торговцы и ремесленники;

Гильдиям предписывалось иметь свои органы – гильдейские сходы, в которых выбирались старшины. Ремесленники, входившие во вторую гильдию, образовывали цехи во главе с альдерманами (старшинами).

1) владельцы домов и земель в черте города;

2) купцы всех трёх гильдий;

3) цеховые ремесленники;

4) иностранцы и иногородние, записавшиеся в мещане;

6) все остальное посадское население.

Основная тяжесть государственных повинностей ложилась на ремесленников и посадских: они являлись податными сословиями, должны были платить подушную подать, нести рекрутскую повинность, нести натуральные повинности. Купцы не платили податей, не несли рекрутской повинности, а купцы первой и второй гильдий кроме того освобождались и от телесных наказаний. Привилегией горожан считались свои сословные суды (магистраты), а также органы городского самоуправления: общая городская дума и избираемая ею из своего состава шестигласная городская дума.

Основными направлениями внутренней политики Петра 1 были:

1) Развитие промышленности – организация мануфактур, основание заводов, закладка верфей, строительство каналов.

3) Военная реформа – создание военного флота, введение рекрутской повинности, строительство крепостей, составление новых военных уставов, конная артиллерия, изменение тактики ведения войны. 4) Государственная реформа – основание правительствующего Сената, Указ о единонаследии, создание Коллегий центральных округов отраслевого управления. Табель о рангах.

5) Образование и культура – Реформа календаря, Навигацкая школа, реформа алфавита, Артиллерийская школа, Военно – инженерная школа. Основание Академии наук и университета в рамках Академии. 6) Церковная реформа Политика Петра 1 выражала интересы своей страны. Петр Великий желал видеть свою страну не отсталой, а процветающей.

Таб о рангах перевер идею меснич – достигн опред чина можно было получ личн или потомств дворянс. Служба двр была обязан и продолж до кон жизни. С 1722г за неявку на службу назнач шельмование.

Созд цехов организац, в кот сост мастер, подмастер иучен и кот управ старшины. Поскольку больш мануфакт были частоновлад, вопрос о рабоч руках был остр. Прав-во установ поряд приписки гос крест к мануф и покупки крест с землей при обязат использ их труда на мануф.

(приписные и посессионные). Приписн крест могли откуп от работ на мануф, выставив вместо себя нанят людей.

Правящим классом оставалось дворянство.

период формирования абсолютной монархии происходила консолидация этого сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении являлся акт об отмене местничества (1682). Аристократическое происхождение утрачивает свои позиции при назна­чении на руководящие государственные посты.

Дворянство стало единственным служилым сословием, а служ­ба — главной сферой приложения его сил и энергии. В 1724 г. были приняты законодательные меры для ограничения продвижения по служ­бе недворян.

Неоднократно предпринимались попыт­ки распространить крепостную зависимость на казаков и однодворцев, однако эти группы продолжали занимать промежуточное место между государственными крестьянами и служилыми людьми.

Земельная собственность оставалась экономической основой суще­ствования дворянского сословия. Наряду с государственной службой землевладение было его важнейшей социальной функцией.

Однако между этими направлениями деятельности довольно часто возникали серьезные противоречия: дворянство, стремившееся использовать служ­бу для приобретения земли и чинов, начинает тяготиться обязательнос­тью государственной службы как таковой.

Обязанность государевой службы уже с середины XVII в. стала основным критерием при распределении земельного фонда. Перераспре­деление поместных и вотчинных земель при непременном учете этого критерия было осуществлено в 1678 и 1679 гг.

В 1682 г. ликвидирована система местничества и на первый план выдвинут принцип выслуги.

В состав дворянства (в 20-х гг. XVIII в. — шляхетства) вошли при­дворные люди; дьяки и подьячие, владевшие вотчинами и поместьями; архиерейские дворяне и дети боярские; члены семей малороссийской старшины (генеральной, полковой и сотенной); татарские князья и мурзы.

Множество дворян и детей боярских, проживавших в отдаленных районах, не попали в шляхетское сословие и были зачислены в сословие однодворцев, по положению близко стоявших к казенным крестьянам.. Переход в дворянство для них связывался с повышением по службе.

Табель о рангах впервые разделила службу на военную и граждан­скую, а последнюю — на статскую и придворную.

Жалованная грамота дворянству 1785 г. распространила это право на личных дворян, у которых отец и дед также обладали личным дворянством.

Классы и сословия при Петре I

Государство и право Российской империи в период абсолютизма

крестьяне Крепостное право продолжало ук­репляться: с 1736 г. помещик сам определяет крестьянину меру наказа­ния за побег, в 1758 г. на помещиков возлагается обязанность наблюдать за поведением своих крепостных, в 1760 г. помещикам предоставляется право ссылать своих крепостных в Сибирь на поселение (а зачетом их в качестве рекрутов), в 1765 г. дворяне могли посылать крестьян даже на каторгу.

Для крестьян были закрыты все выходы из крепостного состояния: им было запрещено добровольно записываться в солдаты, обязываться век­селями, выступать в качестве поручителей, жаловаться на своих господ.

Указами 1729 и 1752 гг. беглые, бродяги и т.п. отдавались в крепост­ную зависимость помещикам. В 1739 г. было запрещено приобретать крепостных лицам, не имеющим в собственности деревень, а по ревизской инструкции 1743 г. крепостных можно было записывать за солдатами и приказными людьми. Противоречия законодательства о крепостных не меняли общей тенденции — крепостное право превращалось в дворян­скую монополию.

ГОРОДА. Нарождающаяся городская буржуазия была довольно пестрой по своему составу и происхождению.

В целом она являлась податным сосло­вием, но для некоторых ее групп (мануфактуристов, купцов высших гильдий и др.) устанавливались особые привилегии и льготы.

Указами 60—80-х гг. XVII в. все дворы и слободы частных лиц, рас­положенные на территории посадов, отписывались в казну. Близлежащие к посадам слободы приписывались к посадам, а их владельцы взамен по­лучали другие, отдаленные имения.

Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. предо­ставили торговым людям посада право свободной торговли.

В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты.

Регулярные, в свою очередь, подразделялись на первую (банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, ико­нописцы и серебряных дел мастера) и вторую (ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы) гильдии.

Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами.

По евро­пейскому образцу создавались цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководство осуществляли старшины. Появление гильдий и и,ехов говорило о том, что корпоративные профес­сиональные начала противопоставлялись феодальным (сюзерено-вас-сальным) принципам хозяйственной организации, возникали новые сти­мулы к труду, неизвестные крепостнической системе.

Эти системы (гильдейская и цеховая), вышедшие из средневековья, на первом этапе своего развития отнюдь не обеспечивали появления но­вых буржуазных и капиталистических начал.

Они уживались с крепост­ничеством и абсолютизмом.

Мануфактурное производство стимулировало рост торгового оборо­та. Основными формами торговой деятельности были ярмарки и торж-ки. Проникновение в состав купечества разбогатевших крестьян, отход от протекционистской политики вызывали нестабильность положения старого традиционного купечества.

Сословные реформы Петра I

Для абсолютизма характерно стремление рационально регламентировать правовые положения сословий. Законодатель стремился определить правовой статус каждой социальной группы и регламентировать ее социальные действия.

Дворянство

Прежде всего, в период формирования абсолютной монархии, происходила консолидация класса феодалов (что укрепляло социальную базу абсолютизма). Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. стало резко ограничиваться, а затем и было ликвидировано. Важным шагом в этом направлении был акт об отмене местничества (1682). При назначении на руководящие государственные посты стало приниматься во внимание не аристократическое происхождение, а такие критерии, как выслуга, квалификация и личная преданность государю.

Экономическую консолидацию дворянства (при Петре I — шляхетства) завершил Указ о единонаследии 1714 г., политическую консолидацию — Табель о рангах 1722 г.

Был введен не известный до того русскому праву институт майората — недвижимость (земельные владения) наследовалась только одним из сыновей — по выбору завещателя (цель данного положения — сохранение от раздробления земельной дворянской собственности, но при этом появилась большая группа безземельного дворянства, поэтому майорат был в 1731 г. упразднен).

Вместе с этим ограничение наследования земли заставляло дворянство искать службу (за жалованье) по военной или гражданской линии, благодаря чему быстро стал формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.

Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах.

Табель о рангах разделила службу на военную и гражданскую (последнюю, в свою очередь, — на статскую и придворную).

Все чины (и воинские и гражданские) были разделены на 14 классов. Продвижение по иерархической лестнице чинов было возможным только начиная с низшего чина (на практике уже после рождения дети аристократов записывались в должность и по достижении ими 15 лет имели достаточно высокий чин).

При этом устанавливались сроки службы в определенных чинах, строгая регламентация служебного положения и т.д. Достигнув определенного чина можно было превратиться из недворянина в дворянина, то есть получить личное или потомственное дворянство: все чины с XIV по IX класс получали личное дворянство, начиная с VIII класса (для военных даже с XII класса) — потомственное дворянство (к концу 1720-х годов число дослужившихся до дворянства составило 1/3 всего дворянского сословия).

Служба для дворян была при Петре I обязательной и пожизненной.

В 1714 г. была произведена перепись дворян в возрасте от 10 до 13 лет, с 1722 г. за неявку на службу назначалось шельмование.

С 1714 г. устанавливалось обязательное начальное обучение для дворянских детей (за необученных детей на родителей налагались штрафы; без изучения правил геометрии дворянину запрещалось жениться). Для ведания делами дворянского сословия при Сенате в 1722 г. была учреждена должность герольдмейстера, надзиравшего за составлением дворянских списков и обучением дворян-недорослей.

Дворяне составляли значительную часть в структуре нарождающегося бюрократического класса: в верхних его слоях (сенаторы, руководители коллегий, канцелярий, приказов, губернаторы, вице-губернаторы) они были монополистами; подавляющее большинство высших чиновников (от коллежских советников до асессоров) также состояло из дворян.

Требуя от дворян пожизненной службы, от которой не освобождало даже увечье, государство закрепляло статус дворянства как привилегированного сословия:

  1. монополия дворян на землю закреплялась в Указе о единонаследии 1714 г.;
  2. Воинский устав 1716 г.
  • освободил дворян от пыток (если речь шла не о государственных преступлениях);
  • Указ о подушной переписи 1718 г. закрепил привилегированное положение дворянства как неподатного сословия.

Духовенство

Традиционно духовенство делилось на черное (монастырское) и белое (приходское). Черное духовенство не было наследственным и не входило в сословие. Уже в 1667 г. Московский собор принял решение о запрете постригать в монашество молодых и женатых людей. Духовный регламент 1721 г. устанавливал возрастные критерии и обязательное согласие начальства для желающих принять постриг.

В 1723 г. поступление в монашество запрещалось вовсе, однако в 1725 г. этот запрет был отменен, а решение вопроса в каждом отдельном случае передавалось на усмотрение Синода.

Белое духовенство состояло из священнослужителей (священников или дьяконов) и церковнослужителей (дьячков и пономарей).

С 1722 г. духовенство стало наследственным. Одновременно стало жестко регламентироваться и вступление в духовное сословие: из дворянских родов сан могли принимать только младшие сыновья, достигшие 40-летнего возраста. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должен был уплачиваться их родичами.

Духовенство было неподатным сословием (только церковнослужители платили подушную подать и рекрутский налог).

Указ 1698 г. запрещал духовенству заниматься торговлей, промыслами, вступать в подряды и откупа, закреплять за собой крестьян, приобретать населенные имения.

Крестьянство

До 92% всего населения России составляло крестьянство. Оно разделялось на несколько категорий — государственных, дворцовых, монастырских и помещичьих. В интересах дворянства продолжался процесс дальнейшего закрепощения крестьян. В 1722-1725 гг. была проведена перепись, которая дала основу для закрепощения категорий крестьянства, имевшего до этого иной статус.

Делались неоднократные попытки распространить крепостную зависимость на казаков и однодворцев, однако эти группы продолжали занимать промежуточное место между государственными крестьянами и служилыми людьми.

Обязанность уплаты подушной подати и оброчного сбора была распространена, помимо владельческих (крепостных) крестьян, с 1719 г. и на черносошенных крестьян, однодворцев, украинцев, татар и ясачных людей, а с 1724 г. — на всех попавших в переписные книги. Все эти категории относились к государственным крестьянам.

Черносошенные крестьяне, жившие общиной, сохраняли право собственности на пашни, покосы, угодья, которые они обрабатывали, могли их продавать, заложить, отдать в приданное. Они уплачивали государству денежный оброк и выполняли натуральные повинности.

Крестьяне нерусского населения Поволжья и Приуралья, кроме того, уплачивали ясак (натуральную дань) государству.

Однодворцы (выходцы из московских служилых людей, не попавшие в состав дворянства) платили подушную и оброчную подати.

Государственные крестьяне имели право перехода в иные сословия, могли менять место жительства, нередко освобождались от налогов.

Но казенные земли очень активно раздавались в собственность помещикам (только в 1796 г. было запрещено продавать казенные земли).

Частновладельческие крестьяне делились на две группы — дворцовые (проживали на дворцовых землях) и помещичьи (наиболее многочисленная группа крестьянства).

Феодальные отработки крестьян выражались в барщине, месячине (когда крестьянин всю неделю работал на господина, получая за это месячный провиант) и оброк в денежной форме.

Монастырские и церковные крестьяне в 1764 г. были переданы в ведение Коллегии экономии и стали называться экономическими (в 1786 г. они были уравнены с государственными). Эта категория крестьян в отличие от частновладельческих не могла подвергаться произвольному переселению, но, как и первые, могла отдаваться в рекруты и наказываться плетьми.

Положение всех категорий крестьян в период реформ Петра I ухудшилось в результате следующих нововведений:

  1. рекрутской повинности (с 1705 г. одного рекрута забирали от 20 дворов, с 1714 г. — от 40 дворов, с 1715 г. — от 75 дворов);
  • введения подушной подати с 1718 г. (на все категории крестьян);
  • подводной повинности на государственных крестьян в период Северной войны;
  • постойной повинности, которая выражалась не только в размещении по крестьянским домам офицеров, солдат, рекрутов, но и в снабжении кормом их лошадей и т.п. (только указом от 24 февраля 1727 г. был предписан перевод полков в города).

Вследствие государственного интереса к развитию промышленности был установлен порядок приписки к мануфактурам государственных крестьян (в государственном секторе экономики) и покупки крестьян с землей при обязательном использовании их труда на мануфактурах (в частном секторе).

Эти категории крестьян получили наименование приписных и посессионных (указ 1721 г.). Посессионных крестьян нельзя было продавать отдельно от фабрик, переводить с фабрики на фабрику, отпускать на волю, закладывать или отдавать в рекруты за крепостных.

Они выполняли рекрутскую повинность, уплачивая подать, платили подушный налог, фабриканты могли применять к ним телесные наказания и ссылку в Сибирь.

Городское население

Около 3-4% населения страны составляло городское население.

По некоторым данным, в этот период в России насчитывалось 336 городов (однако часть их была обыкновенными военными крепостями и лишь в 189 городах было торговопромысловое население). В среднем на один город приходилось около 1,5 тыс. душ мужского пола. Лишь 30 городов имело более 2 тыс. душ мужского пола.

По регламенту Главного магистрата 1721 г. все городское население делилось на неподатное и податное. К неподатным относились дворяне, духовенство, военные, иностранцы и наиболее искусные ремесленники, получившие статус мастера (с момента организации цехов).

Гильдии в городах управлялись гильдейскими сходами и старшинами.

По указу 1722 г. городские ремесленники были объединены в цехи.

Характерно, что в первые годы петровских реформ в начале XVIII в., самодержавная власть старалась включить в состав дворянства все наиболее энергичные и талантливые элементы из других сословий. Каждый, кто дослужился до первого офицерского чина, становился дворянином. В гражданской службе, чтобы стать потомственным дворянином нужно было дослужиться до чина VIII класса. Постепенно по мере увеличения привилегий доступ в ряды дворянства ограничивается. К концу века каждый дослужившийся до младшего офицерского чина получал лишь личное дворянство без права передачи жене (если она не дворянка) и детям. И только дослужившись до чина майора можно было получить потомственное дворянство. Несколько позже планка получения дворянства была поднята еще выше: потомственное дворянство полагалось только с чина полковника в военной службе и чина действительного статского советника (равного генерал-майору в армии) - в гражданской службе. Так дворянство превращалось в замкнутую, самоизолировавшуюся от народа касту, отличавшуюся от других сословий не только по образу жизни, одежде, обычаям, но даже и по языку, т.к. пользовалось в общении в своем кругу французским языком.

§ 2. Духовенство.

Следующим после дворянства привилегированным сословием являлось духовенство, которое по-прежнему подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество). Оно пользовалось определенными сословными привилегиями: духовенство и его дети освобождались от подушной подати; рекрутской повинности; подлежали церковному суду по каноническому праву (за исключением дел “по слову и делу государеву”). По своей социально-классовой характеристике духовенство, точнее церковь, относилось к классу феодалов, так как патриаршему двору, архиерейским домам и монастырям принадлежали на вотчинном праве огромные земли и до '/5 всего крестьянства в стране. Экономическое могущество церкви обеспечивало ей определенную независимость от власти, что являлось основой для притязаний на вмешательство в государственные дела и оппозиционности петровским реформам.

Отношение самодержавной власти к церкви было двойственным. С одной стороны, церковь, осуществляя идеологическую функцию, внедряла в массы идею, что всякая власть и царская в особенности от Бога и повиновение ей является божественной заповедью. А потому и власть поддерживала и защищала церковь, а господствовавшая православная религия имела статус государственной религии. Но с другой стороны, абсолютизм не мог терпеть даже тени какой-либо власти, независимой от самодержавного монарха. Тем более, что подчинение православной церкви государству являлось исторической традицией, коренившейся в ее византийской истории, где главой церкви являлся император. Опираясь на эти традиции, Петр 1 после смерти патриарха Адриана в 1700 г. не разрешил выборы нового патриарха, а сначала назначил рязанского архиепископа Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола с гораздо меньшим объемом церковной власти, а затем с созданием государственных коллегий, в их числе была образована Духовная коллегия в составе президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров для управления церковными делами. В 1721 г. Духовная коллегия была переименована в Святейший правительствующий Синод. Для наблюдения за делами Синода был назначен светский чиновник - обер-прокурор Синода, возглавивший институт церковных фискалов (“инквизиторов”) и подчиненный Генерал-прокурору. Синоду были подчинены архиереи, возглавлявшие церковные округа - епархии.

Что касается церковных имуществ, то Петр 1 попытался провести их секуляризацию. Земельные владения церкви были переданы под контроль Монастырскому приказу, а из доходов с этих имений государство стало финансировать церковь. Для пополнения государственной казны во время Северной войны часть золотых и серебряных церковных сосудов и украшений были изъяты из церквей и монастырей так же, как и часть колоколов, которые перелили на пушки. Однако после создания Синода, когда церковь превратилась в отрасль государственного управления, земли вновь были ей возвращены, хотя церковь обязали содержать из своих доходов часть школ, больниц и богаделен. Секуляризация церковных имуществ была завершена Екатериной II Указом 1764 г. Церковь окончательно превратилась в отрасль государственного управления, финансировавшуюся из казны. Ее деятельность регулировалась Духовным регламентом 1721 года.

Реформы церковного управления были проведены не только в православной церкви, но и в мусульманской. Для управления мусульманским духовенством в 1782 г. был учрежден муфтиат.

Глава всех мусульман Российской империи - муфтий избирался советом высших мусульманских священников и утверждался в этой должности императрицей. В 1788 г. в Оренбурге учреждается Мусульманское духовное управление (позже переведенное в Уфу), возглавлявшееся муфтием.

§ 3. Посадское население.

Посадское, т.е. городское торгово-ремесленное население составляло особое сословие, которое в отличие от дворянства и духовенства не было привилегированным. На него распространялось “государево тягло” и все налоги и повинности, в том числе рекрутская повинность, оно подлежало телесным наказаниям. С введением в 1718 г. подушной подати посадское население стало податным сословием. Составляя, с юридической точки зрения, единое сословие, отличавшееся от других сословий своим наследственным правовым статусом, с социально-классовой точки зрения посадский люд не представлял собой единого целого. В его составе уже выделялись верхи посада (предприниматели, заводчики, банкиры, крупные купцы), т.е. нарождающаяся буржуазия, и остальная посадская масса (ремесленники, чернорабочие), из которой впоследствии формировался рабочий класс. Петр 1, создавая военно-промышленный комплекс как основу военной мощи страны, активно способствовал формированию русской буржуазии. Это происходило в форме предоставления буржуазным элементам дополнительных сословных привилегий. Уже в первые десятилетия XVIII в. образуются в крупных городах магистраты, а в остальных - ратуши и бурмистерские палаты как органы самоуправления посадских общин. Возглавлял эту систему органов посадского самоуправления Главный магистрат, действовавший на правах государственной коллегии.

Магистраты и ратуши как органы самоуправления посадской общины города решали внутренние дела, возникавшие в общине, а также судебные споры посадского населения. Они ведали также местным хозяйством, дорогами, благоустройством, поддержанием порядка и имели фискальные полномочия. Посадская община платила подати. Все ее члены были связаны круговой порукой, а ратуша или магистрат распределяли повинности по дворам. Главный магистрат также представительствовал перед верховной властью о нуждах посадского населения.

Регламент Главного магистрата 1721 г. разделял все городское население на разряды. Выделялось дворянство, жившее в городах в своих домах либо вблизи городов, духовенство, иноземцы-купцы и др. Они согласно Регламенту “между гражданами не числятся”, не подлежат посадскому тяглу и не входят в систему посадского самоуправления. Остальное население регламент Главного магистрата делит на “регулярных граждан” в составе двух гильдий и “подлых людей” или чернорабочих. Различие гильдий связано с имущественным цензом и профессиями. К первой гильдии относились банкиры, крупные купцы, доктора, аптекари, живописцы, серебрянники (ювелиры); ко второй - мелочные торговцы и ремесленники. Гильдии собирались на гильдейские собрания и имели своих старейшин, ремесленники объединялись в цехи, полноправными членами которых были только мастера, но они имели в своих домах подмастерьев и учеников.

Развитие общероссийского рынка во второй половине XVIII в., отмена внутренних таможен вызвали существенный рост городского населения. Достаточно сказать, что численность населения Москвы достигла 400 тыс чел., а Петербурга-свыше 200 тыс чел. Возникали многочисленные новые города. Доля городского населения в общем населении страны возросла с 3,2 % в начале века до 4,1 % в 80-е годы XVIII в. В городах кроме купцов, заводчиков, банкиров появилась новая интеллигенция (архитекторы, художники, врачи, ученые, инженеры, преподаватели и т.д.). Предпринимательством стало заниматься и дворянство. Все это вызвало необходимость определенного пересмотра правового статуса городского населения, которое теперь нызывают мещанами (от польского слова “место” -город). Этот пересмотр был осуществлен с изданием в 1785 г. Жалованной грамоты городам.

Городское население по Грамоте делилось на 6 разрядов. К первому разряду причислялись те, “кои в этом городе дом или иное строение или землю имеют”, даже если они принадлежат к иным сословиям - дворянству, чиновничеству или духовенству. Второй разряд включал купцов трех гильдий: первая гильдия купцы с капиталом от 10 до 50 тыс. руб.; вторая -от 5 до 10 тыс. руб.; третья-от1 до 5 тыс. руб. Третий разряд-ремесленники, записанные в цехи. Четвертый - иностранцы и иногородние крупные купцы, поселившиеся по торговым делам в данном городе. К пятому разряду относились “именитые граждане” - крупнейшие капиталисты с капиталом от 50 тыс руб. и больше, банкиры с капиталом от 100 до 200 тыс. руб., оптовые торговцы. К этому же разряду причислялись лица, отбывшие горо

Читайте также: