Модели межличностного взаимодействия кратко

Обновлено: 04.07.2024

Общение – это не только обмен информацией, знаками и восприятие другого человека, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким результатом обычно является изменение поведения и деятельности других людей.

Интерактивный аспект общения включает в себя многообразные проблемы взаимодействия людей.

Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями (Андриенко Е.В., 2000).

Понятие интеракции дало название целому направлению в психологии – интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия.

Основные типы социальных ситуаций:

· официальные социальные события;

· личностное взаимодействие;

· случайные, эпизодические встречи со знакомыми;

· формальные контакты (например, на работе);

· ассиметричные взаимодействия, выстроенные по принципу субординации;

· конфликты и переговоры;

· групповая дискуссия.

Психологическая совместимость

Психологическая совместимость – эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое имеет наибольшую степень возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемости элементов системы как целого.

При изучении психологической совместимости людей особое внимание уделялось индивидуальным особенностям участников взаимодействия. Было выявлено, что наиболее совместимыми оказались:

1. люди, которые имеют высокую потребность в общении (особенно важным это является на первом этапе взаимодействия);

2. эмоциональные, неуравновешенные (аффективные) люди, предпочитающие иметь дело с себе подобными;

3. лица, которые имеют сильную нервную систему, склонные к взаимодействию с теми, у кого более слабая нервная система;

субъекты с разным практическим интеллектом (Обозов Н.Н., 1979; Шибутани Т., 1969).

Н.Н. Обозов (1979) выделил 4 уровня совместимости:

Психофизиологический уровень. Собеседник воспринимается как внешне привлекательный, симпатичный, приятно пахнущий и т.п.

Характерологический уровень. Характерологические особенности и привычки собеседника не вызывают раздражения, а воспринимаются как проявление индивидуальности.

Психологический уровень(Социально-психологический или личностный уровень)Общность мировоззрений, систем ценностей, вкусов способствует формированию симпатии и взаимопонимания между собеседниками.

Существует такое понятие, как коммуникативная совместимость,это частный вид совместимости, возникающий на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции; характеризуется отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в идее напряжения, досады, психологического дискомфорта.

Структура взаимодействия. Процесс взаимодействия людей состоит из функциональных единиц взаимодействия – актов или действий.

Действие – состоит из 4 фаз:

1. фаза возбуждения или импульсвключает в себя первые стимулы к общению, на этой фазе происходит переключение человека от одного действия к другому;

2. фаза уточнения ситуациисвязанас восприятием другого человека, ситуации и информации, на этой фазе осуществляется отбор значимостей, уточнение ситуации происходит в зависимости от личностных смыслов воспринимающего;

3. фаза непосредственного действия– уточнив и оценив ситуацию, человек совершает необходимое действие;

4. фаза завершениясвязана со сворачиванием действия и восстановлением равновесия индивида с окружающей средой.

Стратегии поведения по отношению к партнерам

Для описания типов поведения К. Томасом были выделены два показателя:

- ориентация человека на интересы других людей; - внимание к своим собственным интересам.

По соотношению направленности на себя и направленности на партнера можно судить о развитии стратегии взаимодействия человека.

Стратегия взаимодействия – это совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации.

Выделяют 5 основных стратегий взаимодействия.

Соперничествозаключается в стремлении человека добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Конкуренция и соревнование представляют собой виды соперничества.

Данная стратегия часто ведет к конфликту, поскольку соперничающие субъекты стремятся добиться своего любой ценой, настойчиво защищая свою точку зрения.

Компромиссзаключается в стремлении субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны.

В большинстве социальных ситуаций взаимодействия используется именно эта стратегия, так как социальные ситуации редко бывают благоприятны настолько, чтобы интересы обеих сторон были удовлетворены полностью.

Сотрудничество –это стратегия взаимодействия, позволяющая партнерам прийти к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Это довольно редко встречающаяся стратегия, так как для ее реализации необходимо сочетания нескольких условий:

1) относительно благоприятная социальная ситуация; 2) психологическая совместимость участников взаимодействия; 3) их желание идти навстречу друг другу.

Приспособление – это жертвование собственными интересами ради интересов другого человека.

Для избеганияхарактерно как отсутствие стремления к удовлетворению интересов другого человека, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Первые три стратегии – соперничество, компромисс и сотрудничество относятся к активным стратегиям, свойственным инициативным и предприимчивым людям, уверенным в своих силах.

Индивиды с менее активной социальной позицией и сниженной самооценкой, скорее всего, выбирают стратегии приспособления и избегания.

Стили взаимодействия

С.Л. Братченко под стилем взаимодействия понимает индивидуальную модель межличностного общения, предпочитаемую конкретным человеком.

Критерии выделения стилей: соотношение позиций собеседника (свобода, власть, подчинение); степень взаимопонимания; результаты, последствия и возможности взаимодействия.

Таблица 2. Стили межличностного взаимодействия (по С.Л. Братченко)

Стиль Соотношение позиций Степень взаимопонимания Возможности
Диалогический Полное равноправие, обоюдная свобода, доверие, уважение Высокий уровень взаимопонимания Максимальные возможности для самораскрытия, саморазвития обоих партнеров
Авторитарный Неравноправие в отношениях, власть одного над другим Нежелание понимать и сопереживать, требование быть понятым Отсутствие возможностей для одного при максимальных возможностях для другого
Манипулятивный Неравноправие в отношениях, власть одного над другим Стремление скрыть свою позицию и желание раскрыть уязвимые стороны партнера Развитие за счет другого
Альтруистический Неравноправие в ущерб себе Стремление к пониманию, сопереживанию; игнорирование своих проблем Возможности развития собеседника за свой счет
Конформный Отсутствие собственной позиции, присоединение к мнению партнера или группы Стремление к некритическому согласию Отсутствие возможностей для саморазвития
Индифферентный Прагматическая позиция Игнорирование психологических проблем взаимодействия Отсутствие возможностей для развития другого

Типы взаимодействий

Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперацию и конкуренцию.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие,означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Важным показателем кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников совместной деятельности.

Выделяют три вида кооперативного взаимодействия:

· объединение индивидуальных усилий (например, учителя в одной школе);

· последовательная совместная деятельность (например, конвейер);

· собственно совместная деятельность (например, актеры, играющие в одном спектакле)

Конкуренция заключается в соперничестве. Наиболее яркой формой конкуренции является конфликт.

Конфликт – это – противоречие, возникающие между людьми по значимым для них аспектам взаимодействия и нарушающее их нормальное взаимодействие, а потому вызывающее со стороны участников конфликта определённые действия по разрешению возникшей проблемы в своих интересах.

К основным характеристикам конфликтов можно отнести следующие:

1. Конфликт – это распространённая черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а поэтому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни.

Конфликт должен быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия.

2. Конфликт не всегда и необязательно приводит к разрушениям. Наоборот, это один из основных процессов, служащих сохранению целого. Конфликт – это не всегда плохо.

3. Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности: Конфликт-изменение-адаптация-выживание

Если мы перестанем воспринимать конфликт как угрозу и начнём относиться к нему как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займём более конструктивную позицию.

4. Конфликт может быть управляем, причём управляем таким образом, что его негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы, а конструктивные возможно усилены. Конфликт представляет собой ту область, с которой можно и нужно работать.

Выделяют конструктивные и деструктивные функции конфликта.

Конструктивные функции конфликта:развивающая функция – он выступает источником развития, совершенствования процесса взаимодействия; познавательная функция – обнаруживает возникшее противоречие; инструментальная функция – призвана разрешить противоречие; перестроечная функция – имеет объективные последствия, связанные с изменением обстоятельств.

Деструктивные функции конфликта:

· в конфликтной ситуации почти все люди испытывают психологический дискомфорт, напряжение, подавленность или чрезмерное возбуждение;

Социальное взаимодействие – это система взаимообуславливающих социальных действий, связанных причинной циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта являются причиной и следствием ответных действий. Взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности. Оно имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее взаимодействие).
Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.
Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия.
Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.
В социологии можно выделить четыре основных модели анализа социальных взаимодействий:

Теория социального обмена. Ее автором и разработчиком стал Дж. Хоманс. Согласно этой модели люди, взаимодействуя друг с другом, взвешивают возможные затраты и дивиденды. Исходя из этой модели, процесс межличностного взаимодействия можно рассматривать как постоянный обмен между людьми выгодами. В рамках данной модели можно выделить 4 принципа межличностного общения:

  • чем больше вознаграждение определенных типов поведения, тем чаще оно будет повторяться;
  • если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от определенных условий, то человек будет стараться их воссоздать;
  • если вознаграждение велико, то человек готов затратить больше усилий для его получения;
  • когда потребности человека близки к насыщению, то он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

Символический интеракционизм был разработан Дж. Мидом и Г. Блумером. Мид утверждает, что поведение людей зависит от того значения, которое они придают объекту действия. Важным элементом поведения человека с точки зрения интеракционистов является формирование значений. Формирование значений – это набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. Мид рассматривал поступки человека как социальное действие, основанное на коммуникации. Мид выделил два типа действий:

  • незначимый жест;
  • значимый жест, заключающийся в осмыслении не только поступков, но намерений.

Сущность этой методологии состоит в том, что взаимодействие людей рассматривается как беспрерывный диалог. Сторонники этого направления в современной социологии огромное значение придают языковой символике.
Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов.
Главное в этнометодологии – это изучение обыденных норм, правил поведения, смыслов языка общения, которое регулирует взаимоотношения между людьми.
Одним из направлений символического интеракционизма выступает этнометодология. Данную модель разработал Гарфинкель.
Сущность модели заключается в том, что предметом исследования должны являться правила, принятые на веру и регулирующие взаимодействие между людьми.

Управление впечатлениями (Эрвин Гофман). Социальные ситуации напоминают драматический театр. Таким образом, люди в процессе социального взаимодействия выполняют лишь определенные роли.

Психоанлитическая теория Фрейда. На межличностное взаимодействие оказывают глубокое влияние впечатления, полученные в раннем детстве.

В социальной психологии в настоящее время существуют теории межличностного взаимодействия, в основе которых лежат различные основания: теория обмена Дж. Хоманса создана на основе опыта и учета вознаграждений и затрат; управления впечатлениями Э. Гоффмана — на создании и поддержании благоприятных впечатлений; теория взаимодействия символического интеракционизма Дж. Мида и Г. Блумера — на основе символов, значений; психоаналитическая концепция взаимодействия — на представлениях и конфликтном опыте раннего детства, концепция трансактного взаимодействия (Э. Берн) — на основе совпадения, или пересечения трансакций, позиций Ребенка, Взрослого и Родителя и т.д.

Интеракция в системе межличностных отношений

  1. действующий индивид;
  2. объект воздействия или индивид, на которого воздействуют;
  3. средства или орудия воздействия;
  4. метод воздействия или способ использования средств;
  5. реакция индивида, на которого воздействуют, или результат действия.

Все виды социальных действий можно разделить на приспособление, оппозицию, сотрудничество и конкуренцию. Приспособление — это те действия, которые вызывают желательное поведение индивидов или групп без угрозы каким-либо ценностям или возможностям партнера по общению (приглашение, вовлечение, руководство в совместной деятельности, подражание и т. д.) Оппозиция — действия, которые связаны с угрозами и репрессиями (противопоставление себя другим, репрессии, бунт, враждебность, сопротивление, конфликт.) (Ф. Знанецкий). К указанным видам межличностной интеракции следует добавить сотрудничество (кооперацию), когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует или, как минимум, не препятствует реализации целей остальных, и соперничество (конкуренцию), когда достижение цели одним из взаимодействующих индивидов затрудняет или исключает осуществление целей других участников совместного действия, компромисс.

Взаимодействие всегда социально, т.е. происходит в группе людей, поэтому в основе интеракции лежат социальные потребности и ресурсы, а сопровождается оно эмоциями и чувствами.

Модели межличностного взаимодействия

Люди сохраняют участие во взаимодействии до тех пор, пока получают больше, чем теряют. Г. Келли и Дж. Тибо вводят два опосредования в действие интерактивного акта:

1.) Доминирование. Отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений, стремление обладать, распоряжаться, получить неограниченное одностороннее преимущество. Стереотипное представление о другом, открытое без маскировки императивное воздействие: от насилия, подавления, господства до внушения, приказа с использованием грубого простого принуждения.

2.) Манипуляция. Возникает на том этапе, когда открыто переиграть соперника уже не удается, а полностью подавить нет возможности. При этом сохраняется тенденция игнорирования его интересов и намерений, однако стремление добиться своего происходит с оглядкой на производимое впечатление. Воздействие скрытое с опорой на автоматизмы и стереотипы, с привлечением сложного опосредованного давления. Наиболее частые способы воздействия – провокации, обман, интрига, намек.

3.) Соперничество. Партнер представляется опасным и непредсказуемым, с силой которого приходится считаться, но основная задача – переиграть его. Если манипуляция строится на маскировке как цели воздействия, так и самого факта воздействия, то соперничество допускает признание факта воздействия, но цели еще скрываются. Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним. 4.)Партнерство. Отношение к другому, как к равному, с кем надо считаться, но в то же время, стремление не допустить нанесение ущерба себе, раскрывая цели своей деятельности. Отношения равноправные, но осторожные, основанные на согласовании интересов и намерений. Способы воздействия строятся на договоре, который служит и средством объединения, и средством оказания давления.

5.) Содружество.Отношение к другому, как к самоценности. Стремление к объединению в совместной деятельности для достижения близких или совпадающих целей. Основной инструмент воздействия уже не договор, а согласие (консенсус).

К продуктивному стилю взаимодействия могут быть отнесены лишь две последние установки. Этот стиль понимается как плодотворный контакт в межличностном взаимодействии, способствующий установлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов совместной деятельности. Психологические барьеры и невозможность приспособиться друг к другу, отсутствие доверия могут привести к реализации первых трех, непродуктивных стилей взаимодействия. Каждая стратегия построена на использовании конкретных поведенческих моделей. Стратегия партнерского взаимодействия предполагает владение такими механизмами взаимопонимания, как децентрация, эмпатия, точность и ясность в выражении потребностей, чувств, эмоций, искренность.

Децентрация представляет собой психологическую способность отойти от своего Я и приблизиться к Я другого человека, встать на точку зрения другого, посмотреть на мир его глазами. Децентрация в коммуникации характеризуется тем, что отправитель предвидит расшифровку получателя, принимает во внимание его точку зрения и кодирует на условиях получателя. Аналогично этому, децентрация получателя заключается в том, что он слушает и расшифровывает на условиях отправителя. Противоположностью децентрации является эгоцентризм. Эгоцентрик – человек, у которого снижена или полностью отсутствует способность ориентации на другого, о чем он может даже и не подозревать. Эгоист же это знает, хотя действует так же, как эгоцентрик. Крайний эгоцентризм может служить серьезным препятствием в коммуникации. Если один из участников коммуникации – эгоцентрик, то ее успешное протекание возможно только в случае, если другой ее участник наделен развитой способностью к децентрации. Это часто происходит, например, в случаях общения ребенка и взрослого.

Читайте также: