Общественная жизнь и культура в ссср в 1964 1985 гг кратко

Обновлено: 07.07.2024

Оттепель – это период в истории СССР (середина 1950-х — середина 1960-х годов), для которого характерна относительная либерализация общественной и политической жизни.

Особенности развития культуры

В дальнейшем усилились идеологическое давление и цензура, контроль над деятельностью советской интеллигенции. Запрещались признанные в мире фильмы, театральные спектакли.

Образование и наука

В 70-е годы в СССР развернулась работа по подготовке введения всеобщего среднего образования. В городах и селах строились новые школы, число которых превысило 140 тысяч. Выросла численность учительских кадров. Для улучшения общеобразовательной подготовки учащихся в учебные программы были внесены изменения. С четвертого класса вводилось изучение основ наук. В десятую пятилетку был завершен переход к всеобщему среднему образованию. Однако выпускники школ были плохо подготовлены к самостоятельному труду. Поэтому в 1984 году был принят Закон о перестройке школы. Он предусматривал меры, дополняющие всеобщее среднее образование всеобщим профессиональным. По замыслу инициаторов реформа приближала учащихся к физическому труду и к будущей работе на заводах. Намеченное не было осуществлено полностью из-за слабости материально-технической школьной базы. Также против реформ выступили работники образования, опасавшиеся понижения уровня общеобразовательной подготовки.

Готовые работы на аналогичную тему

Высшая школа развивалась сложными путями. Многие институты преобразовывались в университеты. Для оказания помощи работающей молодежи при поступлении в вузы воссоздавались рабфаки. Расширилась сеть заочного и вечернего образования. С ростом численности выпускников вузов возникли сложности с трудоустройством. Молодые специалисты часто работали не по специальности. В перестройку в практику вошли договорные обязательства вузов и предприятий на подготовку специалистов, имеющих определенный профиль.

Непростым было развитие отечественной науки. В конце 1960-х годов в отдельных отраслях наметилось отставание. На это в письме Л. И. Брежневу обратила внимание группа ученых. Причиной отставания называлось отсутствие свободы творчества и получения информации, необходимых для деятельности ученых. Также развитие науки сдерживалось слабой материальной базой, неразвитостью приборостроения. В 1970-е годы капиталовложения в научную сферу были увеличены, что помогло в некоторых областях преодолеть отставание. Продолжилась разработка начатых ранее научных программ. Например, активно шли космические исследования. В практику вошли длительные полеты в космос. Результаты космических достижений применялись в народном хозяйстве, в геологии и рыболовстве. Были построены атомные реакторы. Велись исследования в сфере лазерной техники и электроники. Получили широкое признание труды советских ученых в области радиотехники, термодинамики, прикладной механики и автоматики. В 1978 году за открытия в области физики Нобелевской премии был удостоен академик П. Л. Капица. Решение задач народного хозяйства требовало тесного взаимодействия науки с производством. Основной формой слияния стали научно-производственные объединения, которые создавались как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. НПО в едином межхозяйственном комплексе соединяли исследовательские организации, конструкторские бюро, промышленные предприятия, экспериментальные хозяйства.

Литература и искусство

В искусстве и литературе 1960-х - 80-х годов видны две линии развития:

  • Официально признанная была представлена издаваемыми литературными произведениями, экспонируемыми художественными полотнами, исполняемыми на сценах музыкальными и драматическими произведениями;
  • Малоизвестное большинству творчество деятелей культуры, созданное не в рамках социалистического реализма.

В литературе и искусстве в данный период особое место занимала Великая Отечественная война. В кинотеатрах демонстрировались фильмы о войне. В населенных пунктах сооружались памятники участникам и жертвам войны. В конце 1960-х годов в литературу вошла группа прозаиков, главной темой творчества которых была современная деревня:

  • В. П. Астафьев;
  • Б. П. Можаев;
  • В. Г. Распутин;
  • В. М. Шукшин;
  • В.И. Белов.

Центральное место в их работах заняли судьбы крестьянства, взаимоотношения города и деревни. В жанре научной фантастики писали братья А. и Б. Стругацкие. Возрос писательский интерес к историческому прошлому. Жанр мемуарной литературы пополнился воспоминаниями военачальников Отечественной войны. Однако многие произведения этого периода не сумели преодолеть цензурные запреты и вышли в свет только через длительное время. Идеологизация тяжело отражалась на развитии киноискусства и живописи. Большие трудности преодолевали организаторы выставок талантливейшего художника И. С. Глазунова. В запасниках музеев пылились полотна авангардистов 1930-х годов.

Литературные произведения и картины на исторические темы могли увидеть свет только в случае, если они соответствовали официальным взглядам на прошлое.

Запрещенные литературные произведения печатались в самиздате. Этим путем пришли к читателю книги А. И. Солженицына, А. П. Платонова, Б. Л. Пастернака.



Рис. 196. А. М. Шилов. Портрет афганца

Важнейшим достижением советской школы был переход ко всеобщему среднему образованию, завершенный к 1975 г. Ускорение научно-технического прогресса обусловило усложнение школьных программ. Трудности, возникавшие у детей с усвоением материала, порой приводили к снижению интереса к занятиям и в конечном итоге к ухудшению уровня подготовки. Поиски путей решения назревших проблем вели учителя-новаторы, многим из которых удалось добиться блестящих результатов в учебной и воспитательной работе (В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, Ш. А. Амонашвили). В 1984 г. была начата реформа образования, которая, однако, оказалась неподготовленной и в скором времени была свернута. Неспособность решить назревающие проблемы предопределила дальнейшее нарастание кризисных явлений в сфере образования.

Успехи отечественной науки были сосредоточены в основном в сфере фундаментальных исследований: по-прежнему передовые позиции в мире занимают советские физики, химики. Советский Союз держит лидерство и в освоении космического пространства. Вместе с тем отсутствие заинтересованности представителей промышленности в интенсификации производства привело к тому, что все блестящие достижения научной и инженерной мысли не находили практического применения в народном хозяйстве. Слабо развивались прикладные области науки: далеко позади развитых стран остался Советский Союз по разработке компьютерной техники.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Общественная жизнь СССР в середине 1960-х – середине 1980-х годов"



Она включала в себя следующие положения:

относительная однородность советского общества;

окончательное решение национального вопроса;

отсутствие противоречий внутри общества.

Исходя из этого, предполагалось, что устранены основные конфликты, и дальнейшее развитие общества будет благоприятным. Руководство партии воспринимало действительность с позитивной стороны и насаждало этот взгляд окружающим. Никто не должен был усомниться в правильности выбранного курса. И чем сложнее была экономическая ситуация, тем больше появлялось рапортов о различных достижениях и трудовых успехах.


Теория обострения борьбы социалистической и капиталистической систем объясняла преследования инакомыслящих граждан СССР. Это была борьба с подрывным влиянием Запада.

Узнаем, какие противоречия возникали в культуре Советского Союза.



Продолжал развиваться такой жанр литературы, как производственный роман, в котором восхвалялся доблестный труд рабочих. В таких произведениях все конфликты могли разрешить только партийные работники.


Несмотря на это многие литераторы и режиссёры продолжали отстаивать своё мнение.


Среди них были представители деревенской прозы, которые описывали последствия коллективизации – Фёдор Абрамов, Виктор Астафьев, Василий Белов, Валентин Распутин, Василий Шукшин.

Не боялись анализировать жизнь общества режиссёры Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Марк Захаров, Олег Ефремов, Галина Волчек.

В СССР существовала практика государственного заказа на написание книг, постановку спектаклей, производство фильмов. Заранее обсуждался сюжет, утверждались актёры на главные роли. Это в значительной степени тормозило развитие культуры и вело её к застою.


Усиливался контроль над средствами информации и учреждениями культуры. На страну вновь опустился железный занавес, лишивший советских людей возможности читать литературу, смотреть фильмы зарубежного производства. Ведь зачастую там видели критику советского режима.

Одним из проявлений магнитофонной революции стала авторская песня. Она была альтернативой массовой советской песне. Барды часто пели о насущных проблемах, не боясь демонстрировать иронию по отношению к советской действительности.



Движение диссидентов возникло в середине 1960-х годов, объединив правозащитные, национально-освободительные и религиозные организации.

Диссидент – это человек, который отстаивает взгляды, несовпадающие с общепринятыми.

Основными формами деятельности диссидентов были демонстрации, обращения к руководству партии и в судебные инстанции.

Они выступали за свободу творчества, критиковали систему. Одним из первых диссидентов стал генерал-майор Пётр Григоренко. В 1961 году он выступил с речью на партийной конференции, где заявил о недостаточной критике культа личности, осудил советскую бюрократию. Григоренко уволили из Академии Генштаба и отправили на Дальний Восток. В 1964 году он был арестован. Позже Григоренко признали невменяемым.

5 декабря 1965 года в Москве на Пушкинской площади прошла демонстрация, люди вышли с правозащитными лозунгами.


В 1968 году на Красной площади состоялась демонстрация против ввода войск в Чехословакию. После разгона демонстрации, многих её участников приговорили к разным срокам заключения.

Создавались различные общественные ассоциации. В 1969 году появилась первая из них – Инициативная группа защиты прав человека. Её лидером был академик Андрей Сахаров.


Случались и вооружённые выступления против власти. 22 января 1969 года было совершено покушение на Брежнева. В 1970 году произошла попытка захвата самолёта для вылета в Израиль.


Диссидентское движение было отражением конфликта между руководством страны и обществом.

Важной составляющей жизни советского общества стал спорт. Здесь были достигнуты новые мировые успехи.

В 1972 году на олимпиаде в Мюнхене борец Александр Медведь в третий раз стал чемпионом мира. А сборная СССР по баскетболу одержала победу над соперниками из США.

Всемирную известность получила сборная по хоккею после двух суперсерий со сборной Канады, прошли они в 1972 и 1974 годах. Вся страна знала имена хоккейных тренеров Всеволода Боброва и Анатолия Тарасова. Вратаря Владислава Третьяка. Хоккеистов – Валерия Харламова, Александра Мальцева, Бориса Михайлова, Александра Рагулина, Александра Якушева, Вячеслава Старшинова.


В это время формировалась знаменитая советская школа фигурного катания. Чемпионами в парном катании стали Людмила Белоусова и Олег Протопопов, Ирина Роднина и Александр Зайцев, Людмила Пахомова и Александр Горшков.


Все эти события создали базу для массового занятия спортом в СССР.

Давайте подведём итоги.

Множество противоречий возникало в литературе и кинематографе.




Вразрез с официальной идеологической линией и с известным уклоном к либерализму в рассматриваемый период вели свою дея­тельность режиссеры М. Захаров, О. Ефремов, Г. Товстоногов и другие деятели культуры, предлагавшие свой взгляд на смысл жизни и роль в ней интеллигента. Идейное противоборство в литературе и художе­ственной жизни страны в 60—80-е годы проявлялось и в иных формах, в частности, — в диссидентских движениях консервативно-охранитель­ного и либерально-разрушительного свойства.

Начиная с середины 60-х годов, в диссидентском движении выде­ляется несколько этапов; становление (1964—1972); кризис (1973—1974), международное признание и расширение деятельности (1974—1979); сужение движения под ударами репрессий (1980-1985).

После заключения Хельсинкских соглашений (август 1975) созда­на Московская группа содействия выполнению гуманитарных статей этих соглашений (май 1976). В нее вошли член-корреспондент Армян­ской Академии наук Ю. Ф. Орлов (руководитель) и еще 10 человек: Л. Алексеева, М. Бернштам, Е. Боннэр, А. Гинзбург, П. Григоренко, А. Корчак, М.Ландау, А. Марченко, В. Рубин, А. Щаранский. Вскоре подобные группы возникли на Украине, в Грузии, Литве и Армении. В январе 1977-го при московской Хельсинкской группе образована рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях, одним из основателей которой стал А. Подрабинек. В феврале 1977 г., оказавшись перед перспективой расширения оппозиции, власти перешли к репрессиям против участников хель­синкских групп.

Официальные власти считали, что одна из главных опасностей для государства исходит от диссидентства. Стремясь приглушить уси­лившуюся с началом участия советских войск в гражданской войне и Афганистане напряженность общественной жизни, власти ужесточи­ли репрессии против диссидентов. В конце 1979 — начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники не только правозащитных, но и оппозиционных властям национальных, религиозных организаций. А. Д. Сахаров за выступление против войны в Афганистане в январе 1980-го был лишен всех правительственных наград и выслан в г. Горький.

Через полтора года заместитель председателя Комитета государственной безопасности С. К. Цвигун объявил со страниц партийного печатного органа, что антиобщественные элементы, маскировавшие­ся под поборников демократии, обезврежены, правозащитное дви­жение перестало существовать.

Вразрез с официальной идеологической линией и с известным уклоном к либерализму в рассматриваемый период вели свою дея­тельность режиссеры М. Захаров, О. Ефремов, Г. Товстоногов и другие деятели культуры, предлагавшие свой взгляд на смысл жизни и роль в ней интеллигента. Идейное противоборство в литературе и художе­ственной жизни страны в 60—80-е годы проявлялось и в иных формах, в частности, — в диссидентских движениях консервативно-охранитель­ного и либерально-разрушительного свойства.

Начиная с середины 60-х годов, в диссидентском движении выде­ляется несколько этапов; становление (1964—1972); кризис (1973—1974), международное признание и расширение деятельности (1974—1979); сужение движения под ударами репрессий (1980-1985).

После заключения Хельсинкских соглашений (август 1975) созда­на Московская группа содействия выполнению гуманитарных статей этих соглашений (май 1976). В нее вошли член-корреспондент Армян­ской Академии наук Ю. Ф. Орлов (руководитель) и еще 10 человек: Л. Алексеева, М. Бернштам, Е. Боннэр, А. Гинзбург, П. Григоренко, А. Корчак, М.Ландау, А. Марченко, В. Рубин, А. Щаранский. Вскоре подобные группы возникли на Украине, в Грузии, Литве и Армении. В январе 1977-го при московской Хельсинкской группе образована рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях, одним из основателей которой стал А. Подрабинек. В феврале 1977 г., оказавшись перед перспективой расширения оппозиции, власти перешли к репрессиям против участников хель­синкских групп.

Официальные власти считали, что одна из главных опасностей для государства исходит от диссидентства. Стремясь приглушить уси­лившуюся с началом участия советских войск в гражданской войне и Афганистане напряженность общественной жизни, власти ужесточи­ли репрессии против диссидентов. В конце 1979 — начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники не только правозащитных, но и оппозиционных властям национальных, религиозных организаций. А. Д. Сахаров за выступление против войны в Афганистане в январе 1980-го был лишен всех правительственных наград и выслан в г. Горький.

Через полтора года заместитель председателя Комитета государственной безопасности С. К. Цвигун объявил со страниц партийного печатного органа, что антиобщественные элементы, маскировавшие­ся под поборников демократии, обезврежены, правозащитное дви­жение перестало существовать.

В эпоху "застоя" руководство страны отказалась от критики сталинизма, остановился процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. Противоречия развития СССР в 1964–1985 гг. отражались в духовной сфере. Однако в отличие от экономической и политической сфер, где господствовало полное единообразие, творческий и научный поиск деятелей культуры, духовная неудовлетворенность правозащитников в период "застоя" заметно обостряются. Именно в духовной сфере формируются новые мысли и настроения, которые станут благодатной почвой для грядущей перестройки и либеральных реформ.

РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Значительные успехи в 1964-1985 гг. были достигнуты советской наукой, на развитие которой выделялись большие ассигнования. Возросло до 2607 количество научно-исследовательских институтов, до 1491 тыс.- количество научных сотрудников. Одним из ключевых направлений советской прикладной науки стало решение проблемы энергоснабжения. В процессе разработки новых энергоресурсов в труднодоступных районах Севера ученые создали метод изготовления многослойных труб для газопроводов огромной протяженности. В 1964 г. Институте атомной энергии им. И. В. Курчатова запущен первый реактор прямого преобразования тепла в электричество "Ромашка". Высокотемпературный ядерный реактор-преобразователь позволил получать электроэнергию без участия каких-либо движущихся рабочих тел и механизмов. Американцы отказались от своего варианта реактора из-за непрочных позиций в области высокотемпературного материаловедения. Ученые этого Института под руководством академика Л. А. Арцимовича заняли ведущее место в исследованиях по физике высокотемпературной плазмы и проблеме управляемого термоядерного синтеза.

Специалистам Института химии природных соединений под руководством М. М. Шемякина удалось получить искусственные гены, найти подходы к изменению наследственности растений и живых организмов. В 1973-1976 гг. строится крупнейший в мире радиотелескоп РАТАН-600, с помощью которого астрономы исследовали как близкие объекты: Солнце, солнечный ветер, планеты, спутники, так и удалённые: радиогалактики, квазары.

Флагманом науки являлась космонавтика. В 1965 г. автоматическая станция "Зонд-3" сфотографировала обратную сторону Луны, что позволило составить на основе сделанных снимков полную карту и глобус Луны.

18 марта 1965 г. космонавт Алексей Леонов впервые в мире совершил выход из корабля в открытое космическое пространство.

Продолжалось освоение планет солнечной системы. 3 февраля 1966 г. была осуществлена мягкая посадка спускаемого корабля на Луну и телепередача с ее поверхности на землю. Доставка на Землю лунного грунта и его дальнейшее изучение стали крупным достижением советской науки. 18 октября 1967 г. спускаемый аппарат совершил посадку на Венеру и собрал ценные сведения о ее атмосфере. 30 октября 1967 г. была совершена первая в мире автоматическая стыковка двух искусственных спутников Земли "Космос-186" и "Космос-188".

В технологической гонке с СССР американцы в середине 1970-х гг. отказались от разработок одноразовых ракет "Аполлон" и перешли к созданию многоразовых космических кораблей, запуски которых были значительно дороже и не привели к серьезному прорыву в освоении космоса. Советский Союз же основное внимание уделил в эти годы созданию орбитальных станций. В этой области он обогнал все страны на 30 лет. 16 января 1969 г. на околоземной орбите начала работу первая экспериментальная космическая станция. На ее борту находился экипаж в составе: В. Шаталова, Б. Волынова, А. Елисеева, Е. Хрунова.

В 1970 г. на поверхность Луны был высажен первый самоходный аппарат "Луноход-1". В 1975 г. советский корабль "Союз" совершил стыковку с американским кораблем "Аполлон". В середине 1980-х гг. в СССР был освоен отечественный космический корабль многоразового использования "Буран" с ракетоносителем "Энергия", грузоподъемность которого оказалась в несколько раз выше, чем у американских "челноков".

В развитии гуманитарного знания и общественно-научных дисциплин в эти годы сохранялась известная специфика. С одной стороны, экономистов, обществоведов привлекали к созданию новой схемы развития и размещения отраслей народного хозяйства, к работе над важными политическими документами. С другой стороны, теоретическая мысль в гуманитарных науках находилась под идеологическим контролем.

Был признан вклад советских ученых в развитие мировой экономики как науки. В 1975 г. Л. В. Канторович получил Нобелевскую премию по экономике "за вклад в разработку теории оптимального использования ресурсов в экономике", разделив её с американским экономистом Т. Купмансом.

В исторической науке представители "нового направления": П. Волобуев, К. Тарновский обратились к изучению истории Октябрьской революции 1917 г., ее предпосылок, специфики империализма в России, становления рабочего класса, пытались составить свое представление об этом периоде отечественной истории. Результатами исследований историков этих лет стали многотомные работы: "История КПСС", "История СССР с древнейших времен до наших дней", "История Второй мировой войны". Продолжается плодотворное творчество историков Б. Рыбакова, В. Янина, Н. Дружинина, А. Преображенского, А. Кузьмина, И. Фроянова, А. Зимина.

Значительные успехи были достигнуты в развитии образования. В 1970-е гг. взросли расходы на развитие образования. С 1978 г. вводятся бесплатные учебники. В 1975-76 гг. в СССР действовали 856 вузов, в которых обучались более 4,9 млн студентов, 6272 профессионально-технических учебных заведения с 3,08 млн учащихся. На начало 1975/1976 учебного года функционировали 167 тыс. общеобразовательных школ, в которых обучались 48,8 млн учеников. Государство через систему распределения в эти годы гарантировало трудоустройство и работу по специальности каждому выпускнику учебного заведения.

В первой половине 1980-х гг. снова наметилась тенденция профессионализации общеобразовательной школы. В 1984 г. были приняты "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы". Согласно реформе, средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. В плане трудового воспитания ставятся задачи общетрудовой подготовки в сочетании с мерами по профессиональной ориентации школьников. В старших классах средней школы организуется трудовое обучение по наиболее массовым профессиям. Разработанная система трудового обучения школьников просуществовала до в 1988 г. В эти годы развернулась деятельность талантливых педагогов-новаторов В. Шаталова, Е. Ильина, Ш. Амонашвили и др.

К 1985 г. советская система образования достигла выдающихся результатов. Все виды образования предоставлялись бесплатно. Качество образования в СССР находилось на высоком уровне по мировым стандартам.

Специфические черты развития искусства эпохи "застоя"

Развитие советского искусства определялось многообразием направлений. Различные группы интеллигенции по-разному понимали возможные пути развития страны. В литературе продолжалось творчество писателей "почвенного" направления: С. Залыгина, В. Распутина, Ф. Абрамова, Б. Можаева, Ю. Бондарева, В. Шукшина, В. Белова, В. Астафьева, описывавших жизнь советской деревни, страдающей от нарастающей бездуховности. По возможности доносили до читателей правду о войне В. Быков, Б. Васильев, В. Кондратьев. Важными событиями в литературной жизни этих лет стали произведения о русской истории: роман-эссе В. Чивилихина "Память", исторические романы В. Пикуля. Традиции классической русской поэзии продолжали развивать И. Бродский, Н. Рубцов. В 1965 г. М. Шолохов становится лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Любимым жанром властей был производственный роман, где описывались трудовые советские будни. "Писателем" за Брежнева были составлены мемуары ("Малая земля", "Целина", "Возрождение").

Стремление к альтернативности охватило не только литераторов, но и деятелей кино, театра, эстрады, живописи. Продолжалось развитие бардовской песни. А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Ким, Б. Окуджава, Ю. Визбор и др. стали героями "магнитофонной революции", воспевая дружбу, любовь, верность. Магнитофонные записи их песен распространялись среди населения, переписывались, обсуждались. С середины 1960-х гг. записи западных групп: "Битлз", "Роллинг Стоунз" и др. влияли не только на советскую рок-культуру, но и на стиль жизни, поведение, образ мышления молодежи. Появился советский рок - важный элемент культурного андеграунда. К середине 1960-х гг. сформировались бит-группа "Сокол" (А. Градский), рок-группа "Интеграл" ( Б. Алибасов), "Машина времени" (А. Макаревич), в 1970-е гг. - группы "Аквариум" (Б. Гребенщиков), "Воскресение" (А. Романов)

Официальная культура имела видимые успехи. Зрительской любовью пользовались фильмы советских кинорежиссеров С. Бондарчука, Ю. Озерова, А. Тарковского, комедии Л. Гайдая, Э Рязанова, театральные постановки режиссеров Г. Товстоногова, А. Эфроса, Ю. Любимова. Получили мировое признание мастера советского балета М. Лиепа, Е. Максимова, В. Васильев. Большую известность в эти годы получают художники А. Шилов, И. Глазунов, скульптор Е. В. Вучетич. В память о событиях Великой Отечественной войны в 1967 г. в Волгограде открыт мемориальный комплекс "Мамаев курган". В центре композиции - скульптура Е. Вучетича "Родина-мать", одна из самых высоких в мире. Статуя стала аллегорическим образом Родины, зовущей сыновей на борьбу с врагом.

В 1960-70-е гг. в советской архитектуре развивался новый стиль — простой, экономный, на основе новой индустрии и выражающий возможности современной техники. Важные объекты этого периода — проспект Калинина (1964-1969, арх. М. В. Посохин), здание СЭВ (1963-1970, арх. М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, В. А. Свирский). Сооруженная в 1967 г. Останкинская телебашня (арх. Л. И. Баталов) доказывала рост технических возможностей в эту эпоху. По типовым проектам начали строиться станции метрополитена, которые различались благодаря разным отделочным материалам. К Олимпиаде-80 в Москве было возведено большое количество минималистичных зданий: Центральный дом туриста, Олимпийская деревня, гостиница "Космос" и др.

Движение диссидентов

С середины 1960-х гг. в СССР возникло движение диссидентов (они называли себя правозащитниками). Не согласные с партийным диктатом, выступали за свободу творчества, с критикой системы. Движение изначально было неоднородным, в нем существовали либерально-западническое, патриотическое, религиозное, сепаратистское, "истинно марксистское" и др. течения.

Главными формами деятельности диссидентов являлись демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц.

Читайте также: