Модели местного самоуправления зарубежных стран кратко

Обновлено: 02.07.2024

В зарубежных странах существует несколько моделей местного самоуправления. Среди них принято выделять: англосаксонскую (английская), континентальную (французская), германскую и др. Выделение данных моделей базируется на принципах, которые лежат в основе отношений различных местных органов, как между собой, так и с вышестоящими властями.

В рамках англосаксонской модели, получившей распространение в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и в других странах с англосаксонской правовой системой, местные представительные органы формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий и прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует. Кроме того, для англосаксонской модели характерно то, что на местах нет уполномоченных центрального правительства, которые бы опекали представительные органы, избираемые населением административно-территориальных единиц. Наряду с представительными органами в странах с данной системой (и в первую очередь в США) непосредственно населением могут избираться некоторые должностные лица. Значительными полномочиями здесь зачастую наделяются комиссии (комитеты) местных представительных органов, играющие весомую роль в подготовке и принятии отдельных решений. Контроль за деятельностью местных органов в англосаксонских странах осуществляется в основном косвенным путем: через центральные министерства, а также через суд. Для обозначения организации и деятельности местных органов в законодательстве применяется термин „местное управление”, а само местное управление является составной частью механизма государства.

- отсутствие на местах полномочных представителей правительства опекающие местные выборные органы, т.е. отсутствие прямого контроля со стороны государства за местным самоуправлением, но наличие контроля косвенного (контроль осуществляют министерства и ведомства косвенно)

- существует принцип согласно которому муниципальные органы могут делать лишь то, что им прямо разрешено законом.

Континентальная (французская) модель. Существует в большинстве стран мира (континентальная Европа, франкоязычная Африка, Латинская Америка, Ближний Восток). Присуща она Франции, Италии, Польше, Болгарии, заимствована Турцией, Сенегалом и др. странами. Основная ее черта – сочетание прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Родоначальницей данной модели является Франция. Континентальная модель напоминает иерархическую пирамиду, где происходит передача различных директив и информации и где на центральные власти активно работает целая серия агентов на местах. Указанная модель характеризуется также определенной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. В рамках французской системы представительные органы порой создаются лишь в административно-территориальных единицах, признанных законодателем в качестве территориальных коллективов. В отдельных случаях, таким образом, представительные органы могут вообще отсутствовать.

-Наличие прямого контроля со стороны государства за деятельностью органов местного самоуправления;

- Местным органам разрешены все действия которые прямо не запрещены законом.

Германская (смешанная) модель –Органы местного самоуправления действуют по поручению государства, а община самостоятельно и под свою ответственность решает задачи на своем уровне, но в соответствии с законом. Местные органы власти в Германии в настоящее время образуются в районах, городах в ранге районов и общин. Вопросы организации общин в федеральных землях Германии решаются по-разному. Местное управление в ряде стран (Австрия, Япония) сходно как с англосаксонской, так и с континентальной моделями, обладая при этом и некоторыми специфическими чертами, что позволяет говорить о "смешанных" формах управления на местах.

Муниципальные образования, общины и районы выполняют возложенные на них функции, либо как институты самоуправления, либо от имени государства выполняют делегированную или государственную функцию то есть община выполняет на своей территории под свою ответственность все административные функции за исключением функции конкретные поручены другим органам. Община имеет право самостоятельно решать под свою ответственность, но в соответствии с законом.

В зарубежных государствах накоплен значительный опыт действия различных моделей МСУ. Эти модели отличаются по порядку формирования органов МСУ, предметам ведения МСУ, характеру и особенностям взаимоотношений органов МСУ с органами государственной власти.

Англосаксонская муниципальная системасуществует в Великобритании, США, Канаде, Австралии и ряде других стран. В научной литературе именно ее традиционно называют первой муниципальной системой.Основные ее признаки:

органы МСУ имеют право предпринимать только те действия, которые прямо разрешены им законом. В случае нарушения этого правила акты органов местной власти будут признаны судом не имеющими силы, поскольку изданы с превышением полномочий;

органы МСУ напрямую не подчинены органам государственной власти;

основная единица МСУ - приход;

в компетенцию органов МСУ входят: управление полицией, социальными службами, пожарная охрана, местные дороги, строительство и эксплуатация жилья, спортивные сооружения, общественный транспорт и др.

Вторая основная муниципальная система получила название французской (континентальной).Главное отличие французской системы МСУ от англосаксонской заключается в характере взаимоотношений органов МСУ и органов государственной власти. Такая система используется в государствах с традициями централизации власти, значительным контролем органов государственной власти за местными органами власти. Окончательные контуры этой системы определились во Франции после принятия в 1982 г. Закона "О правах и свободах местных коллективов", согласно которому:

основной единицей МСУ является коммуна, население которой избирает муниципальный совет сроком на 6 лет;

избирательное право имеют граждане Франции, достигшие 18 лет;

в компетенцию муниципального совета входит решение всех вопросов местного значения, за исключением тех, которые представляют непосредственно полномочия мэра;

решения совета, принятые в пределах его компетенции, приобретают обязательную силу при условии, что они переданы представителю государства в департаменте и опубликованы;

муниципальный совет на своей первой сессии избирает мэра, который является председателем коммуны; готовит сессии муниципального совета и исполняет его решения; управляет имуществом коммуны и имеет право совершения гражданско-правовых сделок; представляет интересы коммуны в судебных органах; назначает служащих и принимает решения об административных поощрениях и взысканиях; председательствует в административных комиссиях и др. Мэр уполномочен обеспечивать правопорядок и безопасность, принимать в связи с этим необходимые решения, включая санкции на арест, а также может выполнять иные полномочия, в том числе и те, которые ему может делегировать муниципальный совет.

Сходные системы регионального самоуправления во Франции существуют также на уровне департаментов и регионов.

Государственный контроль за деятельностью органов МСУ осуществляют государственные должностные лица – префекты департаментов и супрефекты коммун. Эти государственные должностные лица являются представителями центрального правительства Франции. Государственному контролю подлежат все без исключения решения органов МСУ. Если представитель государства считает решение незаконным, он вправе предложить принявшему его органу отозвать или изменить его, а в случае непринятия мер – передать дело в административный суд. Обращение представителя государства в суд возможно и без предварительного обращения к издавшему решение органу.

Контролю подлежит исключительно законность решений, предлагать органам МСУ изменить свое решение по мотивам иного понимания целесообразности представители государства не вправе. Принципиальным отличием данной системы от существовавшей до 1982 года является перевод государственного контроля в режим исключительно а posteriori.До 1982 года решения органов МСУ вступали в силу после одобрения их представителем государства.

Наряду с указанными муниципальными системами в зарубежных странах встречаются и иные системы – как разновидности двух основных систем, так называемые смешанные системы, так и отдельные модели МСУ. В качестве последней многими авторами называется местное (коммунальное) управление ФРГ.

В Основном законе ФРГ (пункт 2 статьи 28) гарантируется МСУ и закреплено, что общинам должно быть предоставлено право самостоятельного решения всех проблем общины в рамках закона и под собственную ответственность. Объединения общин в рамках действия своих функций, которые вытекают из законов, также обладают правом самоуправления.

В праве субъектов ФРГ – земель деятельность органов местного управления регулируется конституциями, положениями о местном управлении и отдельными законами. В этих нормативных актах прослеживается, как правило, идея "сквозного управления", при котором федеральное государство, земли, органы самоуправления представляют собой единую вертикаль, в рамках которой осуществляется управленческая деятельность.

К предметам ведения МСУ ФРГ относятся: местные дороги, планирование и обустройство территории, социальная помощь и поддержка молодежи, строительство и содержание школ, обеспечение безопасности и др.

Модели местного самоуправления в зарубежных странах

Описание: В рамках англосаксонской модели получившей распространение в Великобритании США Канаде Австралии Новой Зеландии и в других странах с англосаксонской правовой системой местные представительные органы формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий и прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует. Наряду с представительными органами в странах с данной системой и в первую очередь в США непосредственно населением могут избираться некоторые должностные лица. Контроль за деятельностью.

Дата добавления: 2014-06-17

Размер файла: 10.83 KB

Работу скачали: 145 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Модели местного самоуправления в зарубежных странах

В зарубежных странах существует несколько моделей местного самоуправления. Среди них принято выделять: англосаксонскую (английская), континентальную (французская), германскую и др. 1 Выделение данных моделей базируется на принципах, которые лежат в основе отношений различных местных органов, как между собой, так и с вышестоящими властями.

В рамках англосаксонской модели , получившей распространение в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и в других странах с англосаксонской правовой системой, местные представительные органы формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий и прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует. Кроме того, для англосаксонской модели характерно то, что на местах нет уполномоченных центрального правительства, которые бы опекали представительные органы, избираемые населением административно-территориальных единиц. Наряду с представительными органами в странах с данной системой (и в первую очередь в США) непосредственно населением могут избираться некоторые должностные лица. Значительными полномочиями здесь зачастую наделяются комиссии (комитеты) местных представительных органов, играющие весомую роль в подготовке и принятии отдельных решений.

Контроль за деятельностью местных органов в англосаксонских странах осуществляется в основном косвенным путем: через центральные министерства, а также через суд. Для обозначения организации и деятельности местных органов в законодательстве применяется термин „местное управление”, а само местное управление является составной частью механизма государства.

Континентальная (французская) модель. Существует в большинстве стран мира (континентальная Европа, франкоязычная Африка, Латинская Америка, Ближний Восток). Присуща она Франции, Италии, Польше, Болгарии, заимствована Турцией, Сенегалом и др. странами. Основная ее черта – сочетание прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Родоначальницей данной модели является Франция. Континентальная модель напоминает иерархическую пирамиду, где происходит передача различных директив и информации и где на центральные власти активно работает целая серия агентов на местах. Указанная модель характеризуется также определенной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. В Италии подобная иерархическая соподчиненность выражается, в предусмотренном ст. 130 Конституции праве областей осуществлять контроль за законностью актов провинций, коммун и иных местных образований. В рамках французской системы представительные органы порой создаются лишь в административно-территориальных единицах, признанных законодателем в качестве территориальных коллективов. В отдельных случаях, таким образом, представительные органы могут вообще отсутствовать (например, в округах и кантонах Франции).

Реформой начала 80-х годов во Франции была несколько снижена степень соподчиненности между различными уровнями местных органов. В соответствии с Законами от 7 января и 22 июля 1983 г. ни один территориальный коллектив не может осуществлять опеку над другим, за исключением строго ограниченных вопросов: регион над департаментом и коммунами в социальных вопросах, здравоохранении, сельском оснащении, школьном транспорте. Кроме того, был несколько смягчен административный контроль центра над местными представительными органами.

В развитых демократиях различия между двумя рассмотренными моделями не носят принципиального характера, и можно даже говорить об определенном сближении между ними (особенно с учетом муниципальных реформ во Франции и Великобритании, проведенных в 80-х гг.). Функционирование обеих моделей строится на многих сходных принципах, свойственных современному демократическому государству. Основой системы местных органов здесь являются местные представительные органы, формирующиеся населением в результате свободных и состязательных выборов.

Германская модель – местное (коммунальное) самоуправление Германии. Правовой основой формирования местного самоуправления явился прусский Устав городов, введенный бароном фон Штейном в 1808 г. Здесь органы местного самоуправления действуют по поручению государства, а община самостоятельно и под свою ответственность решает задачи на своем уровне, но в соответствии с законом.

Местные органы власти в Германии в настоящее время образуются в районах, городах в ранге районов и общин. Вопросы организации общин в федеральных землях Германии решаются по-разному. Выделяют четыре основных типа организационного устройства общин: 1) магистратный; 2) бургомистерский; 3) северо-германский; 4) южно-германский.

Местное управление в ряде стран (Австрия, Япония) сходно как с англосаксонской, так и с континентальной моделями, обладая при этом и некоторыми специфическими чертами, что позволяет говорить о "смешанных" формах управления на местах.

Советская модель. Данная модель уходит в историю и сейчас представляет больше не практический, а только академический интерес. Эта модель была характерна для Советского Союза, других стран "мировой системы социализма", и для некоторых развивающихся государств, ориентировавшихся на строительство социалистического общества. Сейчас в той или иной форме она продолжает сохраняться лишь в некоторых странах, считающих себя социалистическими, таких как Китай, Куба, КНДР.

Иберийская система управления на местах существует в Португалии Бразилии, во многих испано-говорящих государствах Латинской Америки. При иберийской системе местного самоуправления и управления население административно-территориальной единицы избирает совет и главное должностное лицо данной административной единицы (алькада, регидора, префекта, мэра); иногда избирается коллегия должностных лиц. В некоторых странах главное должностное лицо избирается не населением, а советом. Алькад одновременно является председателем совета, его исполнительным органом и утверждается правительством (президентом, министром внутренних дел) как его представитель в данной административной единице. Он обладает правом контроля за деятельностью совета. Таким образом, алькад сосредоточивает в своих руках основные рычаги местного руководства и обладает большой властью. Правда, опека почти не применяется: алькаду как председателю совета предоставляются широкие возможности не принимать в совете решения, которые он же будет вынужден позднее отклонить. Именно в этом проявляется сущность рассматриваемой системы местных органов.

1 См. Органы местного управления в зарубежных странах: Сравнительное исследование. М., 1994; Реформы местного управления в странах Западной Европы. М. 1993; Местное самоуправление в зарубежных странах: Информационный обзор. М. 1994; Ковешников Е.М. Муниципальное право. М., Издательство НОРМА. 2001.

Местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное решение вопросов местного значения, исходя из интересов всех жителей данной территории, а также с учетом исторических и иных местных традиций.

Предпосылки возникновения местного самоуправления

Становление централизованного государства в европейских странах привело к разделению публичной власти на государственную и муниципальную. Предпосылки для формирования современной организации местного самоуправления во Франции, Великобритании, Германии и некоторых других европейских государствах возникли, в основном, в результате муниципальных реформ XIX в.

Так в середине века в Великобритании происходила модернизация политической системы, одним из ключевых компонентов которой, стал ряд реформ в сфере местного самоуправления (реформа городского местного самоуправления, проведенная в 1835 г.). Идеология реформы основывалась на важнейшем принципе, что прямое и равное избирательное право принадлежит всем налогоплательщикам города, которые проживают в нем в течение 3-х последних лет (позднее в 1888 г. этот срок был сокращен до года), а не только домовладельцам.

В результате введения в силу указанного закона, в городах, ратифицировавших его, формировались городские советы, в выборах которых принимали участие арендаторы и хозяева домов обоего пола. Городские советы избирались на три года, а их численность зависела от количества населения города. К компетенции городского совета относилось управление городским имуществом (отопление и канализация, освещение, жилищное строительство, благоустройство и т.д.), обеспечение общественного порядка.

За описанной реформой последовал еще ряд реформ, в указанном направлении, в том числе реформа 1882 и 1888 гг., наделяющих горожан правом голоса. Все это привело к главной, по своему значению в современной системе местного самоуправления Великобритании, реформе 1894 г., направленной на реорганизацию приходов – низших административных единиц сельской территории. До этой реформы в церковных приходах существовали церковно-приходские советы (vestry), которые возглавляли священники официальной (англиканской) церкви. После – в приходах стали образовываться собрания (parish meeting), которые были уполномочены решать нецерковные гражданские дела. В таких собраниях имели право участвовать все местные плательщики налогов. Впервые сельское население привлекалось к обсуждению и решению местных дел города.

Англосаксонская модель местного самоуправления

Модель организации местного самоуправления, сформировавшаяся в Великобритании, позднее стала использоваться в ряде других стран (США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии) и получила название англосаксонской модели.

Англосаксонская модель предусматривает избрание во всех административно — территориальных единицах представительных органов на срок, как правило, не более трех лет. В небольших административно — территориальных образованиях в состав этого органа входит 3-5 человек, в больших – до 50 человек. Местные представительные органы формально являются автономными в пределах предоставленных им полномочий, и прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим не применяется.

Кроме представительного органа жители также непосредственно избирают некоторых должностных лиц. В городах представительными органами или непосредственно жителями избираются мэры. В первом случае деятельность этого должностного лица жестко контролируется представительным органом, во втором — он наделяется достаточно широким кругом полномочий.

Для англосаксонской модели характерно отсутствие на местах полномочных представителей центральной власти. Теоретически провести разграничение между функциями государства и местного самоуправления в этом случае сложно: правительство государства и подчиненные ему государственные органы управления действуют на выполнение части общенациональных, политических задач (оборона, внешние отношения, общегосударственные финансовые ресурсы, определение национальных приоритетов), в то время как повседневные, текущие управленческие функции (образование, охрана здоровья, социальная помощь и защита, обеспечение общественного порядка, содержание дорог, жилищно-коммунальное хозяйство) переданы местным властям.

Существует определенная изолированность политических процессов на национальном и местном уровне. Кроме того, правительственные органы не вправе прямо контролировать местные сообщества, поскольку последние выступают как полностью автономные коллективы, действующие в некоторых случаях как равные с государством субъекты. Контроль над деятельностью органов местного самоуправления осуществляется преимущественно косвенным путем: через центральные министерства и судебные органы.

В данной модели местного самоуправления есть как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, местные дела полностью передаются в ведение жителей административно-территориальных единиц, избранных ими органов и должностных лиц. С другой же стороны — это обеспечивает максимальную децентрализацию в управлении государством, что часто затрудняет согласованность решений на разных уровнях системы управления и снижает эффективность ее функционирования, создавая основания для разного рода злоупотреблений. Выборы проводятся очень часто, резко снижают политическую активность граждан. Например, в США в выборах местных органов власти обычно участвует не более четверти избирателей.

В рамках англосаксонской модели все чаще применяются и усиливаются различные формы координации и контроля деятельности органов местного самоуправления. Это — периодические инспекционные проверки состояния местных дел представителями центральных органов исполнительной власти, осуществление финансового контроля над использованием органами местного самоуправления трансфертов общегосударственных средств, усиление законодательного регулирования организационно-правовых аспектов деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Таким образом, англосаксонская модель организации местного самоуправления отличается большой степенью самостоятельности и децентрализации. Следует отметить, что данная модель эволюционирует в направлении модели простой децентрализации с усилением государственного контроля над теми сферами общественной жизни, которые традиционно рассматривались как предмет самостоятельного ведения местного самоуправления.

Континентальная (французская) модель местного самоуправления

Континентальная модель в общем виде может быть представлена как иерархическая структура, в которой сверху происходит передача различных директивных указаний, а снизу передается информация, и в которой представители на местах работают на государственные органы. Она характерна для Франции, Италии, Бельгии, Испании, ряда стран Латинской Америки и Ближнего Востока.

Формирование континентальной модели началось уже в конце XIX в. во Франции. И первым шагом на пути ее становления была революция 1789 г., непосредственным результатом которой стало провозглашение принципа единой и неделимой власти. Навсегда было упразднено региональное разнообразие, административно-территориальной единицей отныне стал департамент, а основным звеном местного самоуправления — префекты. Они являлись представителями центральной власти на местах. Префект был главой управления на подконтрольной ему территории.

Эти исторические события предопределили особенности, действующей по сей день, континентальной модели местного самоуправления. Например, в Италии, где в настоящее время действует континентальная модель местного самоуправления. Представитель государственной администрации назначается в каждой территориальной единице. В провинции таковым является префект, который выбирается правительством и осуществляет руководство деятельностью местной администрации на подконтрольной ему территории. В коммуне представителем государства является синдик, который также возглавляет исполнительный орган и избирается коммунальным советом (местным органом).

Таким образом, административная, организационная и финансовая автономия местного самоуправления хотя и существует, но значительно ограничена и находится под контролем государственных органов.

Континентальная модель, как и англосаксонская модель организации местного самоуправления, имеет определенные недостатки и преимущества. К основным отличиям между англосаксонской и континентальной моделью можно отнести организацию взаимоотношений между государственными органами и местными органами власти.

К положительным сторонам модели стоит отнести то, что в странах реализовавших континентальную (французскую) модель муниципалитеты, в отличие от стран, применяющих англосаксонскую модель, могут принимать участие в осуществлении власти на государственном уровне. Так, французские муниципалитеты могут принимать участие в выборах верхней палаты парламента (Сената). Это связано с тем, что их представители составляют большинство избирательных коллегий. Такой механизм предоставляет возможность населению (его представителям в избранных органах) самостоятельно принимать решения по важным местным вопросам. При этом чиновники, осуществляющие контроль над местным самоуправлением (префекты, комиссары республики, супрефекты) назначаются центральной властью, невзирая на позицию местного населения. Существующее законодательство позволяет правительству не согласовывать такие назначения с местными советами.

Смешанная модель местного самоуправления

Как мы выяснили, рассмотрев англосаксонскую и континентальную модели, для второй свойственна определенная иерархия в системе органов местного самоуправления и их зависимость от государственного управления. Для первой – англосаксонской – некая автономия местного самоуправления. В каждой из моделей присутствуют свои специфические особенности, присущие той или иной стране в силу сложившихся устоев, традиций и менталитета населения. Это обусловило невозможность прямого заимствования данных моделей другими странами. В связи с этим возникла смешанная модель местного самоуправления, вобравшая в себя достоинства каждой из двух моделей. В этой модели сочетаются автономия местного самоуправления на нижнем территориальном уровне с государственным управлением на более высоком.

Такая модель действует в Германии, Австрии и Японии. Местное самоуправление в указанных странах имеет определенное сходство, как с англосаксонской, так и с континентальной моделью. Но обладает, при этом, специфическими чертами, позволяющими применять ее в различных демократических странах.

В рамках данной модели один и тот же представительный орган одновременно является, как звеном местной власти, так и представляет государственную власть, сочетая в себе компетенции и полномочия обоих уровней. Такая модель характеризует муниципальную власть, например, в Японии, где избранный народом губернатор префектуры, кроме полномочий главы местной администрации, выполняет также и общегосударственные функции, или в Германии, где главы администраций районов являются государственными чиновниками и председателями исполнительных органов, хотя иногда немецкую модель выделяют как самостоятельную.

Иберийская модель местного самоуправления

Еще одна модель условно может быть названа Иберийского, поскольку она получила распространение в Испании, Португалии и многих испаноязычных странах Латинской Америки. Здесь на всех уровнях административно-территориального устройства государства находятся выборные представительные органы и главные должностные лица местного самоуправления, возглавляющие исполнительные органы (регидоры, мэры, префекты и т.д.). Введение должностей специально предназначенных уполномоченных представителей центральных органов государственной власти по этой модели не предвидится, но такое избранное должностное лицо утверждается правительством в качестве представителя государства в административно-территориальной единице с правом контроля над деятельностью представительного органа.

В развитых демократических странах различия между указанными моделями не имеют принципиального характера. Можно даже говорить об определенном сближении между ними — они базируются на многих близких принципах, основой местного управления признаются представительные органы, формируемые населением в результате свободных и демократических выборов.

Раньше она действовала, прежде всего, в Советском Союзе и других странах социалистического блока, а сегодня в той или иной степени сохранилась в таких странах как Вьетнам, Китай, КНДР, Куба.

В целом и представительные, и исполнительные органы рассматриваются как составная часть всей системы органов государства, основной задачей которой является внедрение в жизнь актов центральных органов власти, обеспечение выполнения основных функций на всей территории страны. Они периодически отчитываются перед вышестоящими органами о своей деятельности.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что мировая практика демонстрирует значительное разнообразие организационных моделей местного самоуправления. Система местного самоуправления каждой отдельной страны функционирует в пределах определенной политической культуры и национальных традиций. Каждая из них прошла индивидуальный исторический путь развития, эволюционировала и развивалась в соответствии с требованиями общества на протяжении нескольких веков. Поэтому невозможно дать однозначную оценку эффективности той или иной модели местного самоуправления даже в пределах характерного для нее политико-административного контекста. Еще сложнее понять, как она проявит себя в условиях другой страны. При этом необходимость исследования международного опыта местного самоуправления является очевидной, поскольку позволяет осуществлять поиск новых идей и механизмов, выявлять глобальные тенденции развития и постоянно совершенствовать существующие модели местного самоуправления.

Список использованных источников

1. Опыт организации местного самоуправления в зарубежных странах: учебное пособие для магистров / А.С. Чуева, П.М. Курдюк, И.Н. Иваненко — Краснодар, 2013. — 94 с.

2. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Охотский. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с.

4. Киятова З. А., Марков П. Н. Организация власти в англосаксонской и немецкой моделях местного самоуправления // Colloquium-Journal. — 2019. — № 24 (48). — С. 17-19.

Зарубежный опыт местного самоуправления – это модели организации муниципального управления в разных странах, успешность которых позволяет учитывать их при организации муниципального управления в России.

Основные модели местного самоуправления в разных странах

Современное демократическое общество невозможно без самоуправления населения на местах. В настоящее время во многих странах активизировалась работа по совершенствованию муниципального управления. В рамках публичной власти актуализированы вопросы организации муниципального управления.

В организации местного самоуправления разных стран можно выделить несколько моделей:

  • во-первых, английская, англо-американская или англосаксонская модель;
  • во-вторых, европейская, французская или континентальная модель;
  • в-третьих, коммунальная или германская модель;
  • в-четвертых, иберийская модель.

Английская и французская модели муниципального управления выступают в качестве основных, третья является производной от них, поэтому зачастую ее обозначают как смешанную модель. Формирование иберийской модели муниципального управления характерно для латиноамериканских стран и по своему происхождению сходно с континентальной моделью.

Основные различия этих моделей составляет соотношение государственной и муниципальной власти при организации муниципального управления.

Характеристика моделей организации муниципального управления в зарубежных странах

В основе организации муниципального управления большинства развитых стран с демократическим режимом находится двух- или трехуровневая система управления. Назначение многоуровневой системы общественного управления состоит в максимальном приближении власти к населению, привлечении населения к процессу управления муниципальными образованиями посредством форм, предусмотренных законодательством. Местное самоуправление основано на соучастии и синергии местного населения и органов управления муниципальным образованием. Граждане муниципальных образований активно участвуют в обсуждении муниципальных правовых актов, проектов муниципальных бюджетов и так далее.

Готовые работы на аналогичную тему

Системе местного самоуправления в Великобритании свойственно применение принципа частных корпораций, выражающегося в совместной работе директоров, исполнительной дирекции и акционеров, роль которых в системе местного самоуправления выполняет население муниципального образования. Совместная деятельность всех заинтересованных сторон в процессе управления населенным пунктом обеспечивает выработку и принятие рациональных решений, повышает эффективность управления, обеспечивает получение необходимого результата. Функция обратной связи населения органов и муниципальной власти на территории Шотландии и Англии обеспечивается общественным советом, который осуществляет взаимодействие с гражданами.

В основе муниципального управления зарубежных стран находится административно-территориальное деление. Изменение границ территорий, являющихся объектом муниципального управления, позволяется только с учетом мнения населения этих территорий. В частности, в Великобритании изменение границ муниципального образования, осуществленное без учета мнения его граждан, признается грубым нарушением прав населения на осуществление местного самоуправления.

Англосаксонская модель муниципального управления не предусматривает должности мэра, функциональная нагрузка такого рода ложится на председателя общественного совета. Исполнительная власть реализуется главой муниципалитета и его аппаратом, сформированным наемными сотрудниками.

В Соединенных Штатах Америки управление графствами осуществляется советами, избираемыми из представителей округов, находящихся на территории графства. Срок полномочий совета составляет 4 года. Избрание советников осуществляется с разницей в 2 года по четным и нечетным номерам, которые им присваиваются. В графствах также, как правило, отсутствует исполнительная власть, ее функциональная нагрузка ложится на отдельных избираемых населением должностных лиц.

Для французской или континентальной модели муниципального управления характерно сочетание государственной и муниципальной власти, между которым трудно установить четкую границу.

Континентальная модель муниципального управления отличается иерархией государственных и муниципальных органов управления, в рамках которой муниципальное управление подчинено государственному. Централизованной властью государства осуществляется контроль за деятельностью муниципальных образований. Для такой модели характерна четкая регламентация функций государственной и муниципальной власти.

Смешанная модель муниципального управления применяется такими странами как Япония, Германия и Австрия. Эта модель сочетает в себе черты континентальной и англосаксонской модели управления. В рамках такой модели могут существовать органы муниципального управления, которые одновременно являются представителями государственной власти, и могут существовать такие территориальные единицы, в которых управление осуществляется президентами, назначаемыми правительствами земель. Президент обладает широкими полномочиями в сфере контроля и надзора за деятельностью органов управления коммунами. Низовым звеном такой модели управления являются главы администраций районов, которые одновременно выступают в качестве государственных чиновников и возглавляют исполнительные органы управления коммунами.

Формирование иберийской модели муниципального управления характерно для стран Латинской Америки, Португалии и Испании. Также ее применяют некоторые арабские государства. Суть этой модели состоит в том, что каждый уровень административно-территориального деления наделяется своими органами власти в лице местных советов и глав муниципальной администрации. Последних избирает либо совет, либо непосредственно население. Назначение глав муниципальной администрации не осуществляется, но подлежит утверждению со стороны центральной власти.

Читайте также: