4 символизм в египте очень кратко

Обновлено: 02.07.2024

В современных культурах многие материалы, используемые древними египтянами, считаются полудрагоценными (например, бирюза) или дешевыми (например, стекло).

Для египтян же значение имела не только ценность или редкость материалов (хотя, конечно, золото и серебро ценились особенно высоко), но, прежде всего, символическое значение цветов и выразительность изображения, которое они могли создать из них. Цвета не использовались случайным образом, но предназначались для передачи смысла и придания изображению большей магической силы.

Слово “iwn” (цвет) также переводится как “характер”, “цвет лица” и “природа”, подтверждая, что цвет рассматривался как тесно связанный с сущностью бытия вещи.

Древнеегипетская палитра была сформирована из шести цветов: зеленый (вадж); красный (дешер); синий ( хесбедж); желтый (хенет); белый (хедж); и черный (кем).

Древние египтяне использовали минеральные соединения для придания красок своему искусству. В результате некоторые цвета все еще остаются яркими и красивыми тысячи лет спустя. Они делали украшения из аметиста, граната, яшмы, оникса, гематита, бирюзы, лазурита, меди, малахита (разновидность медной руды), золота, серебра, фаянса и раковин.

Слово Вадж (зеленый) также означает “процветать” или “быть здоровым”. Иероглиф представлял растение папирус, а также зеленый камень малахит (вадж). Зеленый цвет символизировал растительность, новую жизнь и плодородие. В интересной параллели с современной терминологией действия, которые сохраняли плодородие земли или способствовали развитию жизни, были описаны как “зеленые”.

Осирис был богом мертвых, жена которого, Исида, волшебным образом зачала сына, Гора, и древние египтяне верили, что он может помочь им пробраться в вечный рай, который был поразительно похож на их земную жизнь (но без какой-либо боли или страданий). Это замечательное место иногда называли “малахитовым полем".

Боги Земли и плодородия, такие как Геб и Осирис, изображены с зеленой кожей, что указывает на их способность поощрять обилие растительности. Однако древние египтяне признавали цикл роста и распада, и поэтому зеленый цвет также ассоциировался со смертью и силой воскресения.

Малахит олицетворял радость и был тесно связан с богиней Хатор. Молотый малахит использовался в качестве пигмента в живописи и скульптуре, и малахитовые украшения высоко ценились. Макияж глаз, сделанный из измельченного малахита, как известно, защищал от некоторых болезней глаз, но ношение его также рассматривалось и как призывание защитной силы богини.

Хатхор также ассоциировалась с другим популярным зеленым камнем, бирюзой , известным как “мефкат".

Красный был мощным цветом из-за его связи с кровью, в частности, защитной силой крови Исиды. Амулет Tет (также известный как “Узел Исиды”), который помещался у горла мумии, часто делался из красного камня.

В Книге мертвых указано, что Tет должен быть изготовлен из красной яшмы, но также были найдены образцы из сердолика и красного стекла.

Древние египтяне предпочитали красные камни яшму (“хенмет”, возможно, от глагола “радовать”) и сердолик (“херсет”, что в поздний династический период означало “печаль”). Они также с большим успехом использовали сардоникс и стекло, а также делали насыщенную красную краску из оксидов железа и красной охры.

Маленькие красные сердечные амулеты носили люди с больным сердцем, чтобы заручиться божьей помощью в борьбе со своей немощью.

Красный цвет, однако, также мог символизировать гнев, хаос и огонь и был тесно связан с Сетом, непредсказуемым богом бурь. У Сета были рыжие волосы, и считалось, что люди с рыжими волосами связаны с ним.

В результате египтяне описывали человека в припадке ярости как имеющего “красное сердце”.

Сет ассоциировался с пустыней и чужими местами, а значит, с хаосом и опасностью. Наше слово “пустыня” происходит от египетского “дешрет”, "красное место". Однако ему также приписывали победу над змеем Апопом, и поэтому он и красный цвет были связаны с победой, и он был покровителем египетской армии.

Красный цвет рассматривался как противоположность белому (что представляло чистоту), но когда они соединялись, они представляли единство и полноту. Двойная корона Египта была сочетанием Белой короны Верхнего Египта и Красной короны Нижнего Египта.

Красный цвет был связан с огненным аспектом солнца и богиней Сехмет, “Госпожой пламени". Амулет, изображающий Глаз Ра, был сделан из красного камня, а солнечный диск, который она носила на голове, часто был красным.

Красный тоже может быть невезучим или опасным. Жрецы- заклинатели писали особо могущественные или важные фразы красным цветом, а слова, описывающие злые дела и описывающие несчастливые дни, также были написаны красным. В одном случае весь папирус об Апопе был написан красным цветом.

В Древнем Египте синий был цветом небес и, следовательно, олицетворял вселенную. Многие храмы и склепы имеют темно-синий потолок, испещренный крошечными желтыми звездочками.

Синий также является цветом воды и, следовательно, цветом Нила и первобытных вод хаоса (известных как Нун ). В результате синий цвет ассоциировался с плодородием, возрождением и силой творения. Голубые стеклянные или фаянсовые бегемоты были популярными символами Нила, и бог-создатель Амон часто изображался с синим лицом. Согласно мифу, волосы богов были сделаны из драгоценного лазурита (хесбедж).

Для живописи древние египтяне делали синие пигменты из ряда минералов, в том числе азурита (тефер) и меди (биа). Однако самым известным и ценным пигментом был “ Египетский синий ”, который получали путем кипячения кварца (кремнезема) с медью (в виде малахита), карбонатом кальция и натроном. Это было дорого и сложно, но получился красивый темно-синий цвет, который был очень популярен.

Египтяне с большим успехом использовали лазурит и голубое стекло в своих украшениях.

Бусины из лазурита, найденные в захоронениях доисторического периода, свидетельствуют о том, что даже в это раннее время древние египтяне торговали со своими довольно отдаленными соседями из Месопотамии. Его темно-синий цвет символизировал плодородие и удачу. Полевой шпат добывали в восточной пустыне. Он более светлого синего цвета, но также означает удачу и плодородие.

В Древнем Египте желтый цвет ( кенит) представлял собой то, что было вечным и неразрушимым и было тесно связано с золотом и солнцем . Считалось, что золото-это вещество, из которого состоит плоть богов, и многочисленные культовые статуи их были либо сделаны из золота, либо покрыты листовым золотом. Кожа бога часто была окрашена золотом в двухмерных изображениях.

Саркофаг фараона был сделан из золота, так как считалось, что после смерти он станет богом. Фараонов снабжали множеством золотых амулетов и украшений во время мумификации, в том числе, и золотой маской . Золото- это нетленность, неизменность, вечность.

Золотой амулет “ Шен ” помещали на грудь мумии, чтобы дать умершему защиту Ра и гарантировать, что он или она будет жить до тех пор, пока светит солнце.

В нетронутом захоронении Тутанхамона археологи обнаружили красивую погребальную маску из цельного золота и лазурита, а также гроб из цельного золота весом 300 фунтов и ассортимент красивых золотых или позолоченных похоронных принадлежностей. Фараон Псусеннес I , был похоронен в прочном серебряном гробу и в красивой маске из цельного золота.

Египетские женщины, как правило, изображались с желтой кожей. Влиятельных чиновников часто изображали с желтой кожей, указывающей на то, что они проводили больше времени в помещении, вдали от солнечных лучей. Изображения групп людей часто чередуют желтую и коричневую кожу, чтобы отличить членов группы, и молодые люди чаще изображаются со светлой кожей.

Древние египтяне также делали желтые пигменты, такие как желтая охра (железная руда) и массикот (оксид свинца). Они также использовали осадок, сульфид мышьяка. Желтый цвет иногда был взаимозаменяем с белым, что символизировало чистоту.

В древнеегипетском искусстве белый цвет олицетворял чистоту и могущество. Многие священные животные были белыми. Белую одежду носили во время религиозных ритуалов, и выражение “носить белые сандалии” означало "быть жрецом".

Многие символические религиозные предметы и инструменты были сделаны из белого алебастра, такие как сосуды для жертвоприношений и возлияний, сосуды для каноп и даже стол для бальзамирования.

Белый цвет также рассматривался как противоположность красному из-за ассоциации последнего с яростью и хаосом, и поэтому эти два цвета часто сочетались для представления полноты. Две короны, которые были объединены в двойную корону, "Пшент", были белой короной Верхнего Египта и красной короной Нижнего Египта.

Священный город Мемфис первоначально был известен как “ Инеб хедж ”, что обычно переводится как “Белые стены”, а белый цвет был геральдическим цветом Верхнего Египта.

Слово “хедж” означает как "белый", так и " серебристый ". Серебро очень высоко ценилось в Египте и было довольно редким, Оно даже называлось “белое золото”. Символически серебро связывали с Луной.

Египетский текстиль, как правило, был кремового цвета, но белая ткань высоко ценилась. В " Речениях Ипувера " автор показывает, насколько все стало плохо в его время, сокрушаясь: “Ни у кого нет белых одежд. ". Белую краску изготовляли из мела или гипса, которых в Египте в изобилии.

Египтяне ассоциировали черный цвет с плодородием и воскресением , потому что большая часть их сельского хозяйства зависела от темного ила, остающегося каждый год на берегах реки Нил после паводка. Когда они использовались для представления о воскрешении , черный и зеленый были взаимозаменяемы.

Например, боги Осирис и Геб изображались как с черной, так и с зеленой кожей, чтобы подчеркнуть их связь с плодородием.

Египет был известен как Кемет, “ черная земля ”, и считается, что это была ссылка на плодородные земли, а не описание этнической принадлежности.

Черный также может быть связан с хаосом и посторонними. Нубийцы были изображены с черной кожей:

Письменных источников в те времена не было, поэтому египтяне придумали специальные символы, несшие в себе значения жизни и смерти, власти, культуры, любви и дружбы.
По сей день эти таинственные знаки будоражат умы людей. Попробуем разобраться, что же обозначают основные символы Египта.

Символы Египта

Главный символ египетской цивилизации

Анкх символ Египта

Наиболее важным амулетом Древнего Египта являлся анкх, несущий культовый смысл жизни и бессмертия. Внешне символ объединяет в себе крест и замкнутый круг, что является сочетанием жизни и бесконечности. Поэтому анкх чаще всего изображался на усыпальницах. Однако нередко символ наносили и на стены каналов: египтяне считали, что сила знака остановит даже самое сильное наводнение.
В наши дни таинственный анкх не потерял свою ценность, он пригодится владельцу во время ритуалов и магических обрядов. А талисман с изображением этого символа может принести здоровье, мудрость и счастье.

Символы бога Гора

Бог неба и солнца в облике сокола звался Гором и был на особом счету у древних египтян. Они считали его покровителем царского дома, а каждого фараона представляли живым воплощением этого божества.
Уаджет и крылатое солнце по сей день являются двумя самыми популярными египетскими символами, тесно связанными с личностью светлого Гора. Они считались сильными оберегами для всех тех, кто их носит или изображает на стенах своего жилища.

Отели в г. Шарм-эль-Шейх: Популярные

">
ОтельЗвездностьСкидкаЦена до скидкиВыберите даты
Xperience Golden Sandy Beach ★★★★ -10% 43 809 39 450 Посмотреть отель

Уаджет – это левый соколиный глаз Гора

Древнеегипетский символ, который по сей день встречается чуть ли не в каждом египетском доме. Он представляет собой изображение глаза с ярким макияжем, за что и получил свое прозвище “всевидящее око”.
Мифы сообщают, что уаджет – это левый соколиный глаз Гора, который был выбит в схватке с богом Сетом. Позже он был исцелен Тотом, благодаря чему стал могущественным амулетом, без которого не обходился ни один фараон Египта. Обязательным элементом уаджета является спираль, олицетворяющая постоянное движение к лучшему и нескончаемый запас жизненной энергии.

Уаджет символ Египта

Крылатое солнце

Легенды гласят, что во время битвы со злыми силами Гору пришлось принять вид солнца с крыльями. Поэтому египтяне верили, что крылатый оберег способен спасти от зла. Его использовали над входом в усыпальницу фараона, нередко дополнив такой амулет изображением змей, размещенных по бокам от солнечного круга. Они символизировали вечное равновесие борьбы добра со злом.

Крылатое Солнце символ Египта

Символы Египта – обереги

Все египетские символы могут выступать оберегами для своих владельцев. Некоторые из них изготавливаются в индивидуальном порядке и становятся персональными амулетами. Обычно ими являются следующие символы:

  1. Шену. Миниатюрный оберегающий талисман, больше похожий на вытянутый овал с иероглифами внутри. Как правило, надпись означала имя хозяина оберега. На амулет возлагалась особая миссия: сторожить близкую сердцу вещь. Однако иногда египтяне носили их на шее и руке в виде подвески, браслета или ожерелья, чтобы уберечь самих себя от недобрых мыслей и поступков.
  2. Сесен. Этот оберег является символическим изображением цветка лотоса, смысл которого в возрождении: растение во время каждого заката прячется, а с восходом солнца расцветает вновь. Египетские легенды гласят, что даже само светило возникло на небе из подобного цветка. Из-за этого амулет чаще всего носят творческие люди.
  3. Перо Маат. Этот амулет олицетворял правду, справедливость и гармонию. Дело в том, что богиня Маат являлась дочерью бога солнца Ра, поэтому ее миссией было нести добро и свет людям. Кроме того, именно Маат участвовала в создании мира. Считалось, что на голове у божества всегда находилось крупное перо – ее личный талисман, который также означал наличие письменности у египтян.

перу Маат символ Египта

Символы животного мира

В Древнем Египте многие животные почитались наравне с богами, их символические изображения запечатлелись на стенах жилищ, одежде, усыпальницах и предметах быта. Основными священными существами египетской цивилизации являлись скарабей, кошка, цапля и ибис.

Жук-скарабей

Главным священным существом Египта во все времена являлся жук-скарабей: его символические изображения можно увидеть на многих древних статуэтках, рисунках и печатях – особых фигурках, сопровождающих усопших в загробный мир, так как, в первую очередь, жук означал бессмертие. Иногда его даже сажали на сердце умершего, сопроводив оберег сакральными письменами.

По сей день скарабей встречается почти на всех египетских бытовых предметах, украшениях и сувенирах. Такая популярность скарабея объясняется тем, что древние жители Египта видели сходство между богом Ра и жуком: только первый с легкостью катил по небосклону солнце, а второй также просто скатывал на земле шарики навоза.

Жук скарабей символ Египта

Самые дешевые билеты из Москвы в Шарм-эш-Шейх и обратно

">
Дата вылетаДата возвращенияПересадкиАвиакомпанияНайти билеты
10 Марта 2022 17 Марта 2022 Прямой рейс Билеты от 15 587
10 Апреля 2022 12 Апреля 2022 1 остановка Билеты от 20 753
10 Мая 2022 16 Мая 2022 1 остановка Билеты от 23 020
26 Апреля 2022 29 Апреля 2022 2 остановки Билеты от 23 965

Кошка

Вторым по значимости египетским священным животным являлась кошка, к которой здесь относились с глубоким уважением. За убийство зверя карали смертной казнью. А после ухода в мир иной кошек бальзамировали и хоронили в особых усыпальницах, отдав им все возможные почести.

Такая привязанность к животным не была случайностью. Египтяне считали, что богиня красоты и семейного уюта Бастет живет в человеческом мире в виде кошки. Поэтому звери также отождествлялись с защитницами женщин и хранительницами семейного очага. Удлиненные фигурки кошек устанавливались в домах, чтобы уберечь жилища от враждебных сил.

Кошка символ Египта

Священной птицей Древнего Египта считался ибис, поскольку он олицетворялся с богом Тотом – покровителем науки. Талисманы с символическим изображением птицы предпочитали носить научные деятели, а также другие представители интеллектуальных профессий.

А еще Тота называли покровителем луны, благодаря чему он являлся одаренным богом, наделенным магическими способностями. Поэтому каждый, кто использовал талисман ибиса, тоже мог претендовать на чародейские способности, которые должны были перейти к нему вместе с оберегом.

Ибис символ Египта

***
Загадочная древнеегипетская культура оставила после себя большое количество причудливых артефактов, многие из которых наделены особым смыслом и имеют чудесные свойства. Некоторые символы не теряют популярности по сей день, они часто используются для изготовления различных талисманов, символизирующих невероятные способности человека или защиту от недобрых сил. Однако, увлекаясь значениями символов, помните о том, что как бы ни была велика сила тайных знаков, нашу жизнь создают не они, а только мы сами.

Если вы прочли мои записи, вам понравилось, и вы решили тоже посетить Египет, воспользуйтесь удобными и надежными сервисами:

К примеру, Мой Автопрокат предлагает своим клиентам автомобили различного класса по выгодным условиям. Все предоставляемые машины находятся в отличном состоянии. Если вы путешествуете с детьми, дополнительно у автопрокатчика можно запросить бустер, детское кресло и даже люльку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта презентация может пригодиться при изучении темы "Искусство Древнего Египта" по Мировой художественной культуре в 10 классе. Символ может быть пластической формой, словом или мелодической фразой, но он всегда имеет возвышенное содержание. Символический знак всегда был связан с живописью. Например, магическая сила религиозного египетского искусства.


Анкх Один из важнейших древнеегипетских символов со значением

Один из важнейших древнеегипетских символов со значением "жизнь" ("бессмертие"), известный также как "крукс ансата". Знак очень прост, но могущественен. В нём объединены два символа - крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности. Их сочетание обозначает бессмертие. Анкх может быть истолкован как восходящее солнце, как единство мужского и женского начал (овал Исиды и крест Осириса), а также как ключ к эзотерическим знаниям и бессмертной жизни духа. Этот символ также ставили на стенах водных каналов в надежде, что он убережет от наводнений. Позднее, анкх использовался колдуньями в ритуалах, ворожбе, гадании, врачевании и помощи роженицам. Во времена движения хиппи, в конце 60-х годов XX века, анкх был популярным символом мира и правды. Все значения символа невозможно перечислить. Знак счастья, благосостояния, неиссякаемой жизненной силы, вечной мудрости и проч.

Всевидящее Око - Уаджет Раскрашенное изображение глаза со спиралевидной линией под ним – это, как правило, эмблема сокологолового бога неба Гора, символ всевидящего ока и единства космоса, целостности мироздания. Согласно древнеегипетскому мифу, лунный глаз Гора был вырван Сетом в битве за первенство среди богов, однако после победы Гора в этом сражении вырос снова. Этот миф стал причиной чрезвычайной популярности глаза Гора в качестве отводящего зло амулета. Око также часто изображали или высекали на египетских надгробных камнях — для помощи мертвым в загробной жизни. Спираль под глазом (напоминающая формой галактику) символизирует энергию и вечное движение. Глаз Гора также ассоциировался с исцелением, поскольку древнеегипетские врачи часто рассматривали болезнь как аналог битвы Гора и Сета.

Всевидящее Око - Уаджет

Раскрашенное изображение глаза со спиралевидной линией под ним – это, как правило, эмблема сокологолового бога неба Гора, символ всевидящего ока и единства космоса, целостности мироздания. Согласно древнеегипетскому мифу, лунный глаз Гора был вырван Сетом в битве за первенство среди богов, однако после победы Гора в этом сражении вырос снова. Этот миф стал причиной чрезвычайной популярности глаза Гора в качестве отводящего зло амулета. Око также часто изображали или высекали на египетских надгробных камнях — для помощи мертвым в загробной жизни. Спираль под глазом (напоминающая формой галактику) символизирует энергию и вечное движение. Глаз Гора также ассоциировался с исцелением, поскольку древнеегипетские врачи часто рассматривали болезнь как аналог битвы Гора и Сета.

Шену Эту эмблему в виде овала с прямой линией на торце часто называют картуш. Внутри располагается написанное иероглифами имя (например, имя фараона), которое овал символически оберегает.

Эту эмблему в виде овала с прямой линией на торце часто называют картуш. Внутри располагается написанное иероглифами имя (например, имя фараона), которое овал символически оберегает.

Крылатый солнечный диск Согласно мифу именно такую форму принял Гор во время битвы со злым богом Сетом. По обеим сторонам диска находится изображение змеи, означающей баланс противоборствующих сил. Вся композиция символизирует защиту и мировое равновесие. Этот знак часто изображался над входом в гробницу фараона; в этом случае диск в центре символизировал Гора, крылья – оберегающую его Изиду, а змеи – Нижний и Верхний Египет.

Крылатый солнечный диск

Цветок лотоса, знак солнца, творчества и возрождения. Из-за того, что по ночам цветок лотоса закрывается и упускается под воду, а утром снова поднимается, чтобы распуститься на поверхности, и возникла эта ассоциация. Один из космогонических мифов гласит, что в начале времен из вод хаоса поднялся гигантский лотос, из которого в первый день существования мира появилось солнце. Цветок лотоса также считается символом Верхнего Египта.

Перо Маат Эмблема символизирует истину и гармонию. Маат – это дочь и око Ра, богиня справедливости, правды и миропорядка. Вместе с отцом она участвовала в сотворении мира из хаоса. Подобно своему греческому аналогу, Фемиде, Маат изображается с завязанными глазами. Голову богини украшает страусовое перо, которое является ее символом и иероглифом. Согласно представлениям древних египтян, в загробном мире на одну чашу весов клали сердце покойного, а на другую – статуэтку Маат. Если оба предмета уравновешивались, то это означало, что умерший достоин блаженства на полях камыша Иару (в противном случае его пожирало чудовище с головой крокодила и туловищем льва). Статуэтка Маат на груди была неизменным атрибутом судьи.

Эмблема символизирует истину и гармонию. Маат – это дочь и око Ра, богиня справедливости, правды и миропорядка. Вместе с отцом она участвовала в сотворении мира из хаоса. Подобно своему греческому аналогу, Фемиде, Маат изображается с завязанными глазами. Голову богини украшает страусовое перо, которое является ее символом и иероглифом. Согласно представлениям древних египтян, в загробном мире на одну чашу весов клали сердце покойного, а на другую – статуэтку Маат. Если оба предмета уравновешивались, то это означало, что умерший достоин блаженства на полях камыша Иару (в противном случае его пожирало чудовище с головой крокодила и туловищем льва). Статуэтка Маат на груди была неизменным атрибутом судьи.

Кошка Кошка для египтян являлась земным воплощением Бастет – богини солнечного тепла, радости и плодородия, защитницы беременных женщин и детей, хранительницы домашнего очага и урожая. Бастет, олицетворявшая такие качества как изящество, красота, ловкость и ласковость, считается египетским аналогом Афродиты и Артемиды. Ее скульптурные и живописные изображения использовались для защиты дома от злых духов. Естественно, что к кошкам в Древнем Египте относились с большим почтением, а за их убийство карали смертной казнью. При жизни этот зверь был равноправным членом семьи, а после смерти его бальзамировали и клали в саркофаг, который помещали в особый некрополь.

  • Кошка для египтян являлась земным воплощением Бастет – богини солнечного тепла, радости и плодородия, защитницы беременных женщин и детей, хранительницы домашнего очага и урожая. Бастет, олицетворявшая такие качества как изящество, красота, ловкость и ласковость, считается египетским аналогом Афродиты и Артемиды. Ее скульптурные и живописные изображения использовались для защиты дома от злых духов. Естественно, что к кошкам в Древнем Египте относились с большим почтением, а за их убийство карали смертной казнью. При жизни этот зверь был равноправным членом семьи, а после смерти его бальзамировали и клали в саркофаг, который помещали в особый некрополь.

Называется жуком-навозником за то, что перекатывает шарики, сделанные из навоза, по земле. Наблюдавшие за его поведением египтяне ассоциировали это с тем, как шар Солнца перекатывается по небу. Они принимали этот источник пищи за яйцо, которое самка скарабея откладывала и прятала в песке. Когда из яиц вылуплялись жуки, казалось, что они появляются из ниоткуда, символизируя тем самым рождение из хаоса. Таким образом, жук-скарабей также ассоциировался и с восходом солнца.

Бога с головой скарабея звали Хепри.

Хепри, божество с головой скарабея, символизирует утреннее, восходящее Солнце.

Бог Хепри в образе скарабея

Древние египтяне верили, что скарабеи создают себя из неживой материи — возможно, потому, что маленькие скарабеи появлялись на свет из навозных шариков, куда самка жука откладывает яйца

Древние египтяне верили, что скарабеи создают себя из неживой материи — возможно, потому, что маленькие скарабеи появлялись на свет из навозных шариков, куда самка жука откладывает яйца

Скарабей считался в Древнем Египте существом священным; фигурки этого жука, выполненные из камня или глазированной глины служили печатями, медалями или талисманами, означавшими бессмертие. Такие амулеты носили не только живые, но и мертвые. В последнем случае жука клали в саркофаг или внутрь мумии – на место сердца, при этом на обратной, гладкой стороне его писали священные тексты.

Скарабей считался в Древнем Египте существом священным;

фигурки этого жука, выполненные из камня или глазированной глины служили печатями, медалями или талисманами, означавшими бессмертие.

Такие амулеты носили не только живые, но и мертвые. В последнем случае жука клали в саркофаг или внутрь мумии – на место сердца, при этом на обратной, гладкой стороне его писали священные тексты.

Фигурки жуков скарабеев

Фигурки жуков скарабеев

Мраморный столб с жуком скарабеем в Луксоре Пророчества говорят: нужно семь раз обежать вокруг колонны со скарабеем, чтобы получить свой кусочек счастья.

Мраморный столб с жуком скарабеем в Луксоре

Пророчества говорят: нужно семь раз обежать вокруг колонны со скарабеем, чтобы получить свой кусочек счастья.

Живопись Древнего Египта. Сцены крестьянской жизни в погребальной часовне писца Ун-Су, период XVIII династии

Живопись Древнего Египта — это память о великой цивилизации, оставившей неизгладимый след в истории и продолжающей влиять на нашу культуру. Искусство египтян было необычным и ярким — мы не видим ничего подобного у других народов. В сухом климате на стенах храмов и в запечатанных гробницах сохранилось достаточно примеров древнегреческой живописи, чтобы получить представление о ее характерных чертах, традициях Древнего Египта и развитии с течением времени. Посмотрим, что предпочитали рисовать египтяне, как они это делали и чем различается искусство разных столетий.

Важные принципы древнеегипетского искусства

Живопись Древнего Египта была подчинена религиозному культу. В представлении египтян вся жизнь была лишь подготовкой к смерти и последующему вечному существованию в загробном мире. Росписи в гробницах должны были рассказать богу смерти Анубису о том, кто здесь похоронен, и обеспечить умершего всеми благами в мире мертвых. Других целей искусство не преследовало, поэтому мы не находим в нем живописных пейзажей или эмоциональных портретов. Стены гробниц покрыты условными фигурами людей и богов, реже встречаются звери и птицы.

Живопись Древнего Египта. Расписная панель VIII-IX в. до н. э.

Живопись в Древнем Египте была частью культа смерти, поэтому изображения создавались с большой тщательностью. Чтобы избежать ошибок, был разработан канон — образец, которому следовал каждый художник. Идеальная правильность геометрических форм соблюдалась при помощи сетки, которая предварительно наносилась на поверхность для росписи. Образец Древнего царства состоял из 18 квадратов, а позже стал насчитывать 21 квадрат. Сделать рисунок еще более понятным помогали иероглифы и пиктограммы, сопровождавшие живописные образы.

Особенности изображения человеческого тела в Древнем Египте

Древнеегипетский канон требовал изображать каждую часть тела так, чтобы она была видна наилучшим образом. Это приводит к тому, что в одной фигуре человека или бога сочетаются точки зрения с разных сторон. Голова, руки и ноги всегда изображаются в профиль, а глаза, плечи и грудная клетка — в анфас. Обычно силуэт фигуры обводится контуром, что делает его цельным. Чаще всего используется правый профиль, реже — левый.

Такой принцип распространялся и на другие предметы. Например, на фреске из поместья Небамуна XIV века до н. э. мы видим бассейн сверху, как на плане, но рыбы и птицы в нем нарисованы в профиль. Прямо изображены и деревья вокруг.

Живопись Древнего Египта. Живопись Древнего Египта. Фрагмент стены от гробницы Аменемхета и его жены Хемет, 1976–1794 гг. до н. э.

Живопись Древнего Египта. Фреска с садом и бассейном в поместье Небамона, 1350 до н. э.

Живописцы Древнего Египта не стремились передать портретное сходство, но считали важным рассказать о социальном статусе изображенного человека. Так появляются характерные атрибуты фараона, воина, писца, крестьянина и так далее. Кроме того, значимость воспроизводимых фигур подчеркивалась масштабом. Фараона делали более высоким, по сравнению с его женой или воинами, а фигурки слуг были совсем маленькими.

Живопись Древнего Египта. Из настенной росписи гробницы Небамона в Фивах, около 1350 до н. э.

Символизм цвета

Египтяне пользовались яркими и долговечными минеральными красками, которые редко смешивали. За каждым базовым цветом было закреплено определенное символическое значение, от которого зависело, что следует изображать этой краской:

  • Белый. Символ утренней зари, победы и ликования. . Символизирует смерть и возрождение в загробном мире. ассоциировался с выжженной солнцем бесплодной землей и означал зло. Красным писали бога-братоубийцу Сета и вредоносных животных.
  • Желтый. Одна из любимых красок у египтян. Означала вечность и божественную сущность. надежды, возрождения и молодости. Характерен для воскресшего бога Осириса. . Означал воду и новую жизнь.

Женские фигуры в древнеегипетской живописи обычно изображались с бледно-желтой или розовой кожей, мужские — с коричневой или темно-красной. Фон во времена Древнего Царства оставляли серым, а позже стали заполнять светло-желтым.

Периоды древнеегипетского искусства

Самый ранний период, от которого сохранились настенные росписи, — Додинастический, длившийся с четвертого по третье тысячелетие до нашей эры. Тогда на берегах Нила сформировались первые земледельческие государства-номы, между которым велась борьба за власть. Представление о живописи того периода дает фреска из Гробницы 100 в Иераконполе.

Живопись Древнего Египта. Фрагмент росписи в Иераконполе, Додинастический Египет

Древнее царство (XXXII-XXIII века до н. э.)

Власть над объединенным Египтом перешла к первой династии фараонов и войны прекратились. Начало расцветать искусство, в котором сформировался монументальный стиль. Были разработаны изобразительные каноны, их строго соблюдали на протяжении многих столетий. Такое постоянство объясняется тесной связью с религией: изображения в гробницах были столь же священными, как и обряд мумификации или другие аспекты культа.

В этот период строятся великие пирамиды, а в искусстве главенствуют фигуры богов. Их часто изображали с головами животных. Но это были образы не свирепые и устрашающие, а величественные и торжественные. Краски наносятся не только на плоские поверхности, но и на барельефы.

Живопись Древнего Египта. Гуси. Роспись гробницы в Медуме, начало 3 тыс. до н. э.

Среднее царство (XXII-XVIII века до н. э.)

В эту эпоху настенная живопись Египта совершенствуется и упорядочивается. Изображенные сцены становятся более сложными и динамичными. Помимо представителей знати, встречаются фигуры обычных земледельцев или рыбаков. Художники обращают внимание на природу: в росписях появляются растительные орнаменты и прекрасно выписанные животные. Для зверей и птиц канона не существовало, поэтому мастера рисовали их живыми, с применением полутонов. Много подобных сцен сохранилось в гробнице номарха Хнумхотепа II.

Новое царство (XVII-XI века до н. э.)

В эпоху Нового царства живопись, как и культура в целом, достигает высшего расцвета. Мастера смелее обращаются с нерушимыми прежде канонами и используют более широкую цветовую гамму с полупрозрачными слоями. Взаимодействие с другими азиатскими народами приносит интерес к орнаментам и высокой детализации. Поскольку этот период связан с успешными завоеваниями, в росписях часто воспроизводятся военные сцены. Появляются изображения фараона на боевой колеснице, заимствованной у побежденных племен.

Живопись Древнего Египта. Остракон с изображением акробатки, XII век до н. э.

Живопись Древнего Египта. Фрагмент росписи гробницы Небамона, ок. 1400 до н. э.

Позднее египетская культура постепенно утрачивает характерные для нее черты под влиянием завоевателей — сначала греков, а затем римлян. К началу новой эры в Египте расцвело эклектичное искусство фаюмского портрета. Эти изображения тоже использовались для погребения, но создавали их при жизни, когда человек был еще полон сил. Или же художники писали такой образ, полагаясь на свое воображение. Для фаюмского портрета характерно стремление передать главные черты героя, сделать его узнаваемым.

Живопись Древнего Египта. Пример фаюмского портрета

Жители Древнего Египта верили, что каждому человеку после смерти понадобится статуэтка или живописное изображение для переселения души. Подобные изделия создавались в огромных количествах, и многие из них сохранились до наших дней. При желании такую древность можно приобрести для коллекции. Искать и покупать подобные изделия удобно на аукционах, которые регулярно проходят на сайте Very Important Lot.

Читайте также: