Модели местного самоуправления кратко

Обновлено: 05.07.2024

Определив в качестве системообразующего признака местного самоуправления правовое положение, структуру, порядок формирования и характер взаимоотношений его органов, важно выявить, в каких организационных моделях эти элементы могут проявляться в муниципально-правовой практике.

Организационная модель местного самоуправления - это система и структура органов местного самоуправления, наделенных собственной компетенцией, находящихся в вертикальной и горизонтальной взаимосвязи между собой.

Закон № 131-ФЗ позволяет реализовать шесть организационных моделей местного самоуправления, причем некоторые, из них могут создаваться только в определенных муниципальных образованиях (например, в поселениях с численностью менее 100 человек, небольших сельских муниципальных образованиях, муниципальных районах).

Первую модель местного самоуправления принято именовать традиционной. Она допустима для всех основных типов муниципальных образований. Эта модель является достаточно распространенной и воспроизводит классическую схему разделения властных полномочий в системе органов публичной власти.

В рамках данной модели глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, одновременно занимая должность главы местной администрации. Председатель представительного органа избирается этим органом из своего состава.

Глава муниципального образования, возглавляя местную администрацию, выполняет исполнительно-распорядительные функции, распоряжается средствами местного бюджета, руководит аппаратом местной администрации. Все это делает правовое положение главы муниципального образования достаточно сильным по отношению к представительному органу, несмотря на то, что он остается подконтрольным и подотчетным населению и представительному органу муниципального образования.

Во второй модели глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является председателем представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, а местной администрацией руководит глава местной администрации, назначаемый на эту должность по контракту. Эта модель также допустима для всех основных типов муниципальных образований.

Третья модель генетически является разновидностью второй модели. В данной модели глава муниципального образования избирается не на муниципальных выборах, а представительным органом из своего состава и является председателем представительного органа.

При этом и во второй, и в третьей модели, наряду с главой муниципального образования, в структуре органов местного самоуправления предусматривается замещаемая по контракту должность главы местной администрации, возглавляющего этот исполнительный орган муниципального образования.

Четвертая модель предусматривает совмещение должностей главы муниципального образования, главы местной администрации и председателя представительного органа. Она допустима только для небольших сельских поселений с численностью населения менее 1000 человек.

Модель отличается тем, что глава муниципального образования, независимо от способа его избрания, одновременно может замещать названные три должности и, соответственно, обладает расширенными полномочиями.

Глава муниципального образования в этой модели может избираться либо всеми жителями поселения на муниципальных выборах, либо депутатами из своего состава. Данная модель местного самоуправления является альтернативной и может быть предусмотрена только в уставе муниципального образования.

Шестая модель представляет собой организационную модель, которая не использовалась в прежней отечественной практике местного самоуправления. В этой модели местного самоуправления представительный орган муниципального района (а равно городского округа с внутригородским делением) не формируется на основе прямых муниципальных выборов, а состоит из делегированных глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района (либо внутригородских районов). Главы поселений в силу занятия должности делегируются в состав представительного органа муниципального района.

Вышеизложенные организационные модели местного самоуправления встречаются в том или ином сочетании в законодательстве о местном самоуправлении и управлении зарубежных стран.

Например, в Великобритании основные модели организации местного самоуправления закреплены в Законе о местном самоуправлении от 28.07.2000 (Local Government Act, 28th July).

Местная власть в Соединенном Королевстве представлена органами местного самоуправления, к которым относятся советы, избираемые населением путем прямого голосования сроком на четыре года (в Шотландии - на три года), а также исполнительными органами, формируемыми в соответствии со следующими моделями.

Мэр, являясь главой исполнительной власти, осуществляет контроль над заседаниями совета, назначает руководителей отделов, возможно, с одобрения совета. При этом мэр может наложить вето на постановления, которые принимает совет.

В США существует две разновидности данной модели: сильный мэр (the strong-mayor) и слабый мэр (the weak-mayor).

Исторически форма комиссии позиционируется как важное направление повышения эффективности местного управления путем привлечения специалистов, экспертов (членов администрации), при совмещении исполнительных и представительских полномочий.

В ФРГ, несмотря на широкие законодательные возможности для разнообразной организации местного самоуправления, почти во всех федеральных землях местное самоуправление организовано одинаково. Долгое время, до конца 1999 года, в Германии существовала вся палитра теоретически возможных моделей организационной структуры местного самоуправления (южно-германская модель, северо-германская модель, модель магистрата; модель бургомистра, назначаемого советом). Однако максимально эффективной для Германии оказалась южно-германская модель, при которой бургомистр избирается прямыми выборами и одновременно возглавляет два органа власти - представительный и исполнительный.

Во Франции местное самоуправление организовано следующим образом. Представительный орган - муниципальный совет - избирается всеобщим прямым голосованием жителей коммуны. Исполнительная власть представлена мэром и его заместителями. Мэр, избираемый муниципальными депутатами на первом заседании нового муниципального совета, является единственным уполномоченным представителем администрации. Однако он может под своим наблюдением и под свою ответственность делегировать путем подписания постановления часть своих полномочий одному или нескольким заместителям. Реализация переданных полномочий, четко определенная и ограниченная конкретным предметом, может быть прекращена в любой момент.

Существуют также иные способы организации местного самоуправления и управления. Интерес представляют практика построения местного самоуправления Турции, Индии и некоторых других стран. Несмотря на вышеперечисленное многообразие организационных моделей местного самоуправления, представляется, что любое построение организационной модели местного самоуправления должно базироваться на внутренних связях местного населения, его интересов со структурой органов местного самоуправления, при этом немаловажное значение для организации местного самоуправления имеет социально-экономические и демографические характеристики муниципальных образований, а также местные традиции.


Данная статья посвящена изучению основных моделей местного самоуправления, используемых в России и мире, а также выявлению наиболее приемлемой модели МСУ для России. Исследование построено на анализе трудов российских и зарубежных авторов, на действующем законодательстве Российской Федерации и иных источниках.

Ключевые слова: местное самоуправление, модели местного самоуправления, современная российская модель местного самоуправления, Европейская Хартия о местном самоуправлении.

В первой половине XIX века немецкими и французскими учеными-юристами, такими как: Пауль Лабандом, Алексис Токвиль и т. д. были разработаны теоретические основы учения о местном самоуправлении. Считалось, что в рамках демократической системы управления, наиболее эффективным способом станет решение различных вопросов на местах, путем прямого участия населения в становлении различных негосударственных органов.

Модели Местного Самоуправления

На данный момент в мире сформировались две основные модели местного самоуправления, таковыми считают англосаксонскую модель и континентальную, однако наравне с ними в мире используются и другие модели МСУ.

На данный момент самой распространенной в мире является Англосаксонская (англо-американская) модель, которая действует в таких странах, как Великобритания, США, Австралия, Канада, и др. [2, с.288]. Изначально англосаксонская модель зародилась на родине классического муниципализма, а именно в Великобритании. В рамках данной модели представительные органы МСУ действуют в пределах своих полномочий, а прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим и вовсе в данной модели отсутствует. Значительными полномочиями обладают комиссии местных представительных органов, так как они играют немаловажную роль в разработке и принятии решений, а центральные министерства и суды осуществляют контрольно-надзорную функцию. Англосаксонская система характеризуется:

– Высокой степенью автономии на разных уровнях власти, определение компетенции органов власти каждого уровня;

– Компетенцией органов МСУ, которая определяется на основе позитивного принципа правового регулирования (возможность осуществлять только то, что прямо предписано);

– Контролем за деятельностью органов МСУ, путем применения косвенных методов управления, либо через суд; [2]

Как итог, стоит отметить, что англосаксонская модель местного самоуправления основана на общественной теории местного самоуправления, которая в свою очередь объединила теорию свободной общины, юридическую и хозяйственную теорию.

– высокой степени централизованного управления

– сочетании государственного управления и местного самоуправления

– подчинении нижестоящего уровня власти вышестоящему

– осуществлении прямого контроля специально-уполномоченными на то органами за деятельностью местных органов власти и др. [2]

Так как данная модель сложилась в странах, где исторически огромную роль имел государственный аппарат, там сочетается государственное управление и местное самоуправление, что в свою очередь выражается в том, что в этих странах обеспечиваются единые условия жизни граждан, а, например, выход муниципалитетов за пределы предметов своего ведения и вовсе может обеспечиваться государственными санкциями.

Так, основываясь на вышесказанном, стоит отметить, что европейская континентальная модель построена на основе государственной теории самоуправления.

Итак, в данной работе были рассмотрены две основные модели местного самоуправления, существующие в мире, а именно англосаксонская и континентальная модель, однако не стоит забывать, что наряду с ними существует множество других моделей местного самоуправления. Так, различные авторы в качестве основных выделяют совершенно разные модели, например, ученый В. Е. Чиркин наряду с англосаксонской и континентальной выделяет такие базовые модели, как романо-германскую и иберийскую, а другой ученый Н. А. Емельянов говорит о такой модели, как смешанная или же гибридная.

Смешанная модель местного самоуправления, распространенная в Германии, Австрии и Японии, представляет собой совокупность англосаксонской и континентальной модели, так как в ней выделяются признаки присущие двум основным моделям, однако стоит отметить, что несмотря на это смешанная модель обладает своими собственными специфическими чертами. Так, свойственным признаком смешанной модели, считается сочетание автономного МСУ на низовом территориальном уровне с более высоким государственным управлением.

Модель местного самоуправления, существующая вРоссии

В отличие от континентальной модели в Российской Федерации органы государственной власти отделены от органов местного самоуправления, так самостоятельность этих органов выражается в том, что существуют установленные в каждом субъекте местные налоги и сборы, местный бюджет и муниципальная собственность. Глава 8 Конституции РФ посвящена местному самоуправлению (ст. 130–133) [7]

Помимо Конституции РФ, правовую основу местного самоуправления осуществляют:

– Европейская Хартия местного самоуправления

– Федеральные Конституционные Законы

– Конституции республик, уставы, законы и иные НПА, принятые субъектами РФ

– Решения, принятые на местных референдумах и другие муниципальные правовые акты

Если рассматривать данный вопрос на примере определенного муниципального образования, а именно город Нижний Новгород, то выделить конкретную модель местного самоуправления будет гораздо проще.

Также англосаксонской модели характерно то, что комиссии местного самоуправления обладают широкими полномочиями, в рамках этой модели главная роль в управлении местными делами принадлежит не столько органу местного самоуправления в целом, сколько формируемым депутатами данного органа профильным комиссиям, например, если уделить внимание Постоянным комиссиям городской Думы Нижнего Новгорода, то можно отметить, что они регулируют ряд не менее важных вопросов, существующих на данный момент в муниципалитете. Сейчас в Нижнем Новгороде существуют следующие виды постоянных комиссий:

– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по бюджетной, финансовой и налоговой политике

– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по имуществу и земельным отношениям

– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по городскому хозяйству

– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по местному самоуправлению

– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по развитию города, строительству и архитектуре

– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по социальной политике

– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по транспорту и связи

– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по экологии

– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по экономике, промышленности и предпринимательству [10]

Если основываться на вышеизложенных положениях, то можно предположить, что в городе Нижний Новгород существуют черты схожие англосаксонской системе местного самоуправления.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно прийти к выводу, что в России на данный момент действует смешение различных моделей местного самоуправления, при этом можно предположить, что преимущество имеет европейская континентальная модель, так как она оказала наибольшее влияние на становление своей особенной модели местного самоуправления в России. То есть в действующей на территории Российской Федерации модели МСУ, можно выделить следующие особенности:

– механизмы государственного контроля выходят за рамки, установленные базовым федеральным законом № 131 от 2003 года;

– каждый субъект РФ обладает своими особенностями, которые не позволяют судить о развитии определенной модели местного самоуправления в России;

– крайне низкий уровень осуществления местных публичных услуг, а также ограниченность муниципальной автономии.

Еще хочется отметить, что несмотря на то, что в Конституции РФ закреплена глава, посвященная местному самоуправлению, она является по своей сути, недоработанной и требует совершенствования в соответствии с действующим законодательством, в том числе в обязательном порядке при закреплении определенной модели местного самоуправления нужно учитывать сложившиеся исторические, культурные и национально-территориальные особенности. Итак, стоит сказать, что ни в коем случае нельзя игнорировать Европейскую хартию местного самоуправления, так как во многом благодаря ей Российская Федерация сможет прийти к некому консенсусу в вопросах поиска идеальной модели местного самоуправления.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Нижний Новгород, городская Дума, модель, Российская Федерация, англосаксонская модель, континентальная модель, Россия, Европейская хартия, орган.

Ключевые слова

местное самоуправление, модели местного самоуправления, современная российская модель местного самоуправления, Европейская Хартия о местном самоуправлении

Похожие статьи

Сравнительная характеристика российских и зарубежных.

Рассмотрим англосаксонскую модель местного самоуправления, которая является, пожалуй, самой древней. Ее особая роль и предназначение описаны во многих научных трудах. Англосаксонская модель развита на территориях, которые подчинены нормам английского.

Сущность местного самоуправления | Статья в журнале.

Местное самоуправление — организация деятельности граждан

На основании европейской континентальной (французской) модели органы местного

Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель.

Сравнительный анализ системы местного самоуправления.

Поскольку органы местного самоуправления в России не входят в систему. органов государственной власти, то местное самоуправление не может быть вписано в структуру разделения государственной власти и отнесено к одной из ее ветвей.

Англосаксонская модель государственного управления.

Рассмотрим американскую модель института главы города.

Таким образом, в англосаксонской системе государственного управления есть различные моделиположения

5. Особенности организации местного самоуправления и местных выборов в Великобритании.

Современные зарубежные модели местного самоуправления

Местное самоуправление как самостоятельное явление общественной жизни и институт гражданского общества зародилось в глубокой древности. Оно существовало в качестве общинного самоуправления еще до государственно-организованного общества, прошло этапы.

Ключевые слова: местное самоуправление, принцип, органы местного управления, реализация местного самоуправления. Одним из важнейших международно-правовых актов по вопросам местного самоуправления является Европейская хартия местного.

Определение местного самоуправления в законодательстве РФ

Местное самоуправление, Пуровский район, Конституция России, Россия, муниципальное образование, Европейская Хартия, орган

Конституция РФ вслед за Европейской Хартией местного самоуправления установила, что местное самоуправление в Российской.

Местное самоуправление как основа конституционного строя

Поскольку Российская Федерация в 1998 г. ратифицировала Европейскую Хартию местного самоуправления, которая с тех пор в соответствии с существующими нормами международного права действует и на территории России и включена в российскую правовую систему, то.

Модели организации местного самоуправления: новеллы.

В Российской Федерации при модели «сильный представительный орган — слабый

Рассматриваемая модель является весьма популярной в России и действует в основном на

Местное самоуправление — организация деятельности граждан, обеспечивающая.

Опыт становления местного самоуправления в Российской.

Ратификация Россией Европейской Хартии местного самоуправления, вхождение ее как полноценного государства в мировое сообщество требует активного

Так, Европейская хартия местного самоуправления рассматривает местное самоуправление как право и реальную.

Местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное решение вопросов местного значения, исходя из интересов всех жителей данной территории, а также с учетом исторических и иных местных традиций.

Предпосылки возникновения местного самоуправления

Становление централизованного государства в европейских странах привело к разделению публичной власти на государственную и муниципальную. Предпосылки для формирования современной организации местного самоуправления во Франции, Великобритании, Германии и некоторых других европейских государствах возникли, в основном, в результате муниципальных реформ XIX в.

Так в середине века в Великобритании происходила модернизация политической системы, одним из ключевых компонентов которой, стал ряд реформ в сфере местного самоуправления (реформа городского местного самоуправления, проведенная в 1835 г.). Идеология реформы основывалась на важнейшем принципе, что прямое и равное избирательное право принадлежит всем налогоплательщикам города, которые проживают в нем в течение 3-х последних лет (позднее в 1888 г. этот срок был сокращен до года), а не только домовладельцам.

В результате введения в силу указанного закона, в городах, ратифицировавших его, формировались городские советы, в выборах которых принимали участие арендаторы и хозяева домов обоего пола. Городские советы избирались на три года, а их численность зависела от количества населения города. К компетенции городского совета относилось управление городским имуществом (отопление и канализация, освещение, жилищное строительство, благоустройство и т.д.), обеспечение общественного порядка.

За описанной реформой последовал еще ряд реформ, в указанном направлении, в том числе реформа 1882 и 1888 гг., наделяющих горожан правом голоса. Все это привело к главной, по своему значению в современной системе местного самоуправления Великобритании, реформе 1894 г., направленной на реорганизацию приходов – низших административных единиц сельской территории. До этой реформы в церковных приходах существовали церковно-приходские советы (vestry), которые возглавляли священники официальной (англиканской) церкви. После – в приходах стали образовываться собрания (parish meeting), которые были уполномочены решать нецерковные гражданские дела. В таких собраниях имели право участвовать все местные плательщики налогов. Впервые сельское население привлекалось к обсуждению и решению местных дел города.

Англосаксонская модель местного самоуправления

Модель организации местного самоуправления, сформировавшаяся в Великобритании, позднее стала использоваться в ряде других стран (США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии) и получила название англосаксонской модели.

Англосаксонская модель предусматривает избрание во всех административно — территориальных единицах представительных органов на срок, как правило, не более трех лет. В небольших административно — территориальных образованиях в состав этого органа входит 3-5 человек, в больших – до 50 человек. Местные представительные органы формально являются автономными в пределах предоставленных им полномочий, и прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим не применяется.

Кроме представительного органа жители также непосредственно избирают некоторых должностных лиц. В городах представительными органами или непосредственно жителями избираются мэры. В первом случае деятельность этого должностного лица жестко контролируется представительным органом, во втором — он наделяется достаточно широким кругом полномочий.

Для англосаксонской модели характерно отсутствие на местах полномочных представителей центральной власти. Теоретически провести разграничение между функциями государства и местного самоуправления в этом случае сложно: правительство государства и подчиненные ему государственные органы управления действуют на выполнение части общенациональных, политических задач (оборона, внешние отношения, общегосударственные финансовые ресурсы, определение национальных приоритетов), в то время как повседневные, текущие управленческие функции (образование, охрана здоровья, социальная помощь и защита, обеспечение общественного порядка, содержание дорог, жилищно-коммунальное хозяйство) переданы местным властям.

Существует определенная изолированность политических процессов на национальном и местном уровне. Кроме того, правительственные органы не вправе прямо контролировать местные сообщества, поскольку последние выступают как полностью автономные коллективы, действующие в некоторых случаях как равные с государством субъекты. Контроль над деятельностью органов местного самоуправления осуществляется преимущественно косвенным путем: через центральные министерства и судебные органы.

В данной модели местного самоуправления есть как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, местные дела полностью передаются в ведение жителей административно-территориальных единиц, избранных ими органов и должностных лиц. С другой же стороны — это обеспечивает максимальную децентрализацию в управлении государством, что часто затрудняет согласованность решений на разных уровнях системы управления и снижает эффективность ее функционирования, создавая основания для разного рода злоупотреблений. Выборы проводятся очень часто, резко снижают политическую активность граждан. Например, в США в выборах местных органов власти обычно участвует не более четверти избирателей.

В рамках англосаксонской модели все чаще применяются и усиливаются различные формы координации и контроля деятельности органов местного самоуправления. Это — периодические инспекционные проверки состояния местных дел представителями центральных органов исполнительной власти, осуществление финансового контроля над использованием органами местного самоуправления трансфертов общегосударственных средств, усиление законодательного регулирования организационно-правовых аспектов деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Таким образом, англосаксонская модель организации местного самоуправления отличается большой степенью самостоятельности и децентрализации. Следует отметить, что данная модель эволюционирует в направлении модели простой децентрализации с усилением государственного контроля над теми сферами общественной жизни, которые традиционно рассматривались как предмет самостоятельного ведения местного самоуправления.

Континентальная (французская) модель местного самоуправления

Континентальная модель в общем виде может быть представлена как иерархическая структура, в которой сверху происходит передача различных директивных указаний, а снизу передается информация, и в которой представители на местах работают на государственные органы. Она характерна для Франции, Италии, Бельгии, Испании, ряда стран Латинской Америки и Ближнего Востока.

Формирование континентальной модели началось уже в конце XIX в. во Франции. И первым шагом на пути ее становления была революция 1789 г., непосредственным результатом которой стало провозглашение принципа единой и неделимой власти. Навсегда было упразднено региональное разнообразие, административно-территориальной единицей отныне стал департамент, а основным звеном местного самоуправления — префекты. Они являлись представителями центральной власти на местах. Префект был главой управления на подконтрольной ему территории.

Эти исторические события предопределили особенности, действующей по сей день, континентальной модели местного самоуправления. Например, в Италии, где в настоящее время действует континентальная модель местного самоуправления. Представитель государственной администрации назначается в каждой территориальной единице. В провинции таковым является префект, который выбирается правительством и осуществляет руководство деятельностью местной администрации на подконтрольной ему территории. В коммуне представителем государства является синдик, который также возглавляет исполнительный орган и избирается коммунальным советом (местным органом).

Таким образом, административная, организационная и финансовая автономия местного самоуправления хотя и существует, но значительно ограничена и находится под контролем государственных органов.

Континентальная модель, как и англосаксонская модель организации местного самоуправления, имеет определенные недостатки и преимущества. К основным отличиям между англосаксонской и континентальной моделью можно отнести организацию взаимоотношений между государственными органами и местными органами власти.

К положительным сторонам модели стоит отнести то, что в странах реализовавших континентальную (французскую) модель муниципалитеты, в отличие от стран, применяющих англосаксонскую модель, могут принимать участие в осуществлении власти на государственном уровне. Так, французские муниципалитеты могут принимать участие в выборах верхней палаты парламента (Сената). Это связано с тем, что их представители составляют большинство избирательных коллегий. Такой механизм предоставляет возможность населению (его представителям в избранных органах) самостоятельно принимать решения по важным местным вопросам. При этом чиновники, осуществляющие контроль над местным самоуправлением (префекты, комиссары республики, супрефекты) назначаются центральной властью, невзирая на позицию местного населения. Существующее законодательство позволяет правительству не согласовывать такие назначения с местными советами.

Смешанная модель местного самоуправления

Как мы выяснили, рассмотрев англосаксонскую и континентальную модели, для второй свойственна определенная иерархия в системе органов местного самоуправления и их зависимость от государственного управления. Для первой – англосаксонской – некая автономия местного самоуправления. В каждой из моделей присутствуют свои специфические особенности, присущие той или иной стране в силу сложившихся устоев, традиций и менталитета населения. Это обусловило невозможность прямого заимствования данных моделей другими странами. В связи с этим возникла смешанная модель местного самоуправления, вобравшая в себя достоинства каждой из двух моделей. В этой модели сочетаются автономия местного самоуправления на нижнем территориальном уровне с государственным управлением на более высоком.

Такая модель действует в Германии, Австрии и Японии. Местное самоуправление в указанных странах имеет определенное сходство, как с англосаксонской, так и с континентальной моделью. Но обладает, при этом, специфическими чертами, позволяющими применять ее в различных демократических странах.

В рамках данной модели один и тот же представительный орган одновременно является, как звеном местной власти, так и представляет государственную власть, сочетая в себе компетенции и полномочия обоих уровней. Такая модель характеризует муниципальную власть, например, в Японии, где избранный народом губернатор префектуры, кроме полномочий главы местной администрации, выполняет также и общегосударственные функции, или в Германии, где главы администраций районов являются государственными чиновниками и председателями исполнительных органов, хотя иногда немецкую модель выделяют как самостоятельную.

Иберийская модель местного самоуправления

Еще одна модель условно может быть названа Иберийского, поскольку она получила распространение в Испании, Португалии и многих испаноязычных странах Латинской Америки. Здесь на всех уровнях административно-территориального устройства государства находятся выборные представительные органы и главные должностные лица местного самоуправления, возглавляющие исполнительные органы (регидоры, мэры, префекты и т.д.). Введение должностей специально предназначенных уполномоченных представителей центральных органов государственной власти по этой модели не предвидится, но такое избранное должностное лицо утверждается правительством в качестве представителя государства в административно-территориальной единице с правом контроля над деятельностью представительного органа.

В развитых демократических странах различия между указанными моделями не имеют принципиального характера. Можно даже говорить об определенном сближении между ними — они базируются на многих близких принципах, основой местного управления признаются представительные органы, формируемые населением в результате свободных и демократических выборов.

Раньше она действовала, прежде всего, в Советском Союзе и других странах социалистического блока, а сегодня в той или иной степени сохранилась в таких странах как Вьетнам, Китай, КНДР, Куба.

В целом и представительные, и исполнительные органы рассматриваются как составная часть всей системы органов государства, основной задачей которой является внедрение в жизнь актов центральных органов власти, обеспечение выполнения основных функций на всей территории страны. Они периодически отчитываются перед вышестоящими органами о своей деятельности.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что мировая практика демонстрирует значительное разнообразие организационных моделей местного самоуправления. Система местного самоуправления каждой отдельной страны функционирует в пределах определенной политической культуры и национальных традиций. Каждая из них прошла индивидуальный исторический путь развития, эволюционировала и развивалась в соответствии с требованиями общества на протяжении нескольких веков. Поэтому невозможно дать однозначную оценку эффективности той или иной модели местного самоуправления даже в пределах характерного для нее политико-административного контекста. Еще сложнее понять, как она проявит себя в условиях другой страны. При этом необходимость исследования международного опыта местного самоуправления является очевидной, поскольку позволяет осуществлять поиск новых идей и механизмов, выявлять глобальные тенденции развития и постоянно совершенствовать существующие модели местного самоуправления.

Список использованных источников

1. Опыт организации местного самоуправления в зарубежных странах: учебное пособие для магистров / А.С. Чуева, П.М. Курдюк, И.Н. Иваненко — Краснодар, 2013. — 94 с.

2. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Охотский. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с.

4. Киятова З. А., Марков П. Н. Организация власти в англосаксонской и немецкой моделях местного самоуправления // Colloquium-Journal. — 2019. — № 24 (48). — С. 17-19.

В отличие от того законодательства, которое ранее действовало и осуществляло свои функции закон о местном самоуправлении от 2003 года занимается тем, что предусматривает несколько специальных моделей организации местного самоуправления какой-либо системы органов в образовании муниципальной направленности. Важно отметить, что одни законы вполне могут применяться абсолютно любым муниципальным образованием, а другие – только строго определенными (например, только поселениями сельского характера, только муниципальными районами).

Основываясь на этом можно отметить такие схемы организации органов местного самоуправления по Закону о местном самоуправлении 2003 года.

Образование муниципальной направленности всех видов

Образование муниципальной направленности всех видов (можно увидеть на 1 рисунке)

Образование муниципальной направленности всех видов

Важно отметить, что орган представительной власти избирается самим населением. Гражданин, который выступает во главе органа муниципального образования избирается населением.

В соответствии с определенным Уставом образования муниципального порядка глава муниципального образования осуществляет необходимые функции, для того чтобы возглавить местную администрацию. Вся структура местной администрации утверждается специальным органом представительной власти образования муниципального характера по представлению главы местной администрации. Что касается органа представительной направленности, то он осуществляет выбор своего главы из конкретного состава депутатов.

В такой модели гражданин осуществляющий функции главы муниципального образования, а также местной администрации не является муниципальным служащим.

Образование муниципальной направленности всех видов (2 рисунок).

Образование муниципальной направленности всех видов

  1. Орган представительной власти избирается именно самими населением.
  2. Также важно, что и глава муниципального образования избирается населением.
  3. В соответствии со специальным Уставом образования муниципальной направленности глава осуществляет определенную деятельность возглавляя орган представительной власти.
  4. Что касается главы администрации на местном уровне, то он назначается специальным представительным органом по контракту основываясь на конкретных результатам конкурса.
  5. Контракт с главой администрации местной направленности заключает именно глава образования муниципального порядка.
  6. Структура администрации местного характера в большей мере утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Муниципальные образования всех видов

Муниципальные образования всех видов (рисунок 3).

Муниципальные образования всех видов

  1. Орган представительной власти избирается самим населением.
  2. Глава образования муниципального порядка избирается специальным представительным органом и при этом возглавляет его.
  3. Глава администрации на местном уровне назначается представительным органом по контракту на результате проведенного конкурса.
  4. Контракт, который в свое время подписывается именно с главой местной администрации заключает глава образования муниципальной направленности.
  5. Структура администрации на местном уровне утверждается конкретным представительным органом муниципального образования по необходимому представлению главы местной администрации.

Сельское поселение

Сельское поселение (4 рисунок).

Сельское поселение

Рисунок 4. Организация органов местного самоуправления для сельских поселений (исключение из общего правила)

  1. Орган представительного порядка избирается самим населением.
  2. Глава образования муниципального характера избирается населением самого муниципального образования.
  3. В соответствии с часть 3 статьей 36 Закона о местном самоуправлении 2003 года он возглавляет специальные органы представительного, а также распорядительно-исполнительного местного самоуправления.
  4. Структура конкретного органа распорядительно-исполнительного характера местного самоуправления утверждается специальным представительным органом образования муниципальной направленности по представлению главы исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления (главы муниципального образования).

Обычно такая схема предусматривается только для определенных сельских поселений и при этом является исключением из правил общего характера, так как при ее использовании допускается своего рода отступление от принципа разделения властей. Ее большим плюсом является сокращение управленческого аппарата и сведение к наименьшей возможности конфликта между исполнительной, а также представительной властью в муниципальном образовании. Но все таки на практике она применяется очень не часто из-за того что в наличии имеется более привлекательная для сельских поселений модель.

Исключительно сельские поселения

Только сельские поселения (рисунок 5).

Исключительно сельские поселения

Рисунок 5. Организация органов местного самоуправления для сельских поселений (обычно такая модель применяется в наибольшем количестве сельских поселений)

  1. Орган представительной власти избирается самим населением.
  2. Глава образования муниципального характера избирается органом представительного характера или же самими народом, в качестве которого выступает само население.
  3. Опираясь на 3 часть статью 36 Закона о местном самоуправлении 2003 года он занимается тем, что возглавляет представительный, а также распорядительно-исполнительный орган местного самоуправления.
  4. Структура администрации местного порядка утверждается тем органом, у которого на это есть права, а в его роли выступает именно представительный орган муниципального образования по представлению главы администрации на местном уровне.

Такая схема также предусматривается только для сельских поселений и при этом является вариантом предыдущей. Однако, между ними есть некая разница, которая по большей части кроется в способе избрания главы образования на муниципальном уровне – в ней также отсутствуют прямые выборы главы. На данный момент времени она применяется в наибольшем количестве сельских поселений.

Только муниципальные районы

Только муниципальные районы (рисунок 6).

Только муниципальные районы

Рисунок 6. Организация органов местного самоуправления как дополнительная модель формирования представительных органов муниципальных районов

  1. Орган представительной власти формируется из глав поселений, а также депутатов представительных органов поселений, которые в свою очередь входят в муниципальный район (стоит отметить, что его минимальная численность – составляет 15 человек) с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства.
  2. Глава образования муниципальной направленности избирается специальным представительным органом и при этом осуществляет необходимые функции по его управлению.
  3. Глава администрации местного характера обычно назначается специальным уполномоченным представительным органом по контракту, основываясь на конкретных итогах конкурса.
  4. Контракт, который в свое время был подписан с главой местной администрации заключается самим главой муниципального образования.
  5. Структура администрации на местном уровне утверждается определенным представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Такой способ формирования органов представительной направленности муниципальных районов выступает в качестве некого дополнительная по отношению к основным способам.

Его положительные стороны заключаются, во-первых, в усилении связи между муниципальным районом и поселением, во-вторых, в удешевлении конкретной системы управления. Также стоит отметить, что характерной особенностью такой модели является возможность не проводить муниципальные выборы на районном уровне, что повышает его интерес для органов власти.

Что же касается недостатков такой модели, то одним их самых главных является определенная диспропорция представительства депутатов, возникающая в конкретных ситуациях, если в состав муниципального района включается одно крупное и при этом большое количество мелких поселений (обычно именно так и бывает на практике). В интересах жителей большого образования муниципального характера, в котором обычно проживает в районе 70-80% населения муниципального района, представляется такое же количество депутатов, что и интересы жителей любого поселения с малочисленным порядком.

Отсюда можно сделать, что такая схема реально может применяться только в районах муниципального характера, но стоит отметить, что именно в тех районах где численность жителей входящих в его состав поселений является примерно равной. Но все таки такая ситуация имеет место в случаях, когда какой-либо административный центр района (в большинстве случаев являющийся самым большим по масштабам, а именно по численности муниципальным образованием) получает специальный статус городского округа и, таким образом, исключается из состава района.

Муниципальные образования, где жители обладают определенным избирательным правом

Только муниципальные образования с числом жителей, которые обладают определенным избирательным правом, до 100 человек включительно (рисунок 7).

Муниципальные образования, где жители обладают определенным избирательным правом

Рисунок 7. Организация органов местного самоуправления для специальных муниципальных образований с конкретным числом жителей, обладающих избирательным правом, до 100 человек включительно

  1. Гражданин, который выступает в качестве главы образования муниципальной направленности избирается населением во время проведения схода.
  2. Глава образования муниципального порядка осуществляет деятельность по управлению, возглавляя местную администрацию.
  3. Структура администрации на местном уровне утверждается сходом жителей по представлению главы местной администрации.

Стоит отметить, что в тех поселениях, где количество жителей не превышает 100 человек, а также обладающих избирательным правом, формирование органа представительной власти муниципального образования является вовсе нецелесообразным и его полномочия занимаются реализацией схода местных жителей. Такая модель применяется в различных образованиях муниципального характера имеющих достаточно маленькую численность и, что самое главное в обязательном порядке.

Выбор какой-либо конкретной структуры органов местного самоуправления из возможных возлагается именно на муниципальное образование. Та модель, которая будет выбрана в данном процессе закрепляется в специальном уставе.

Закон о самоуправлении местного характера от 2003 года предусматривает определенные правила, которые в свою очередь имеют прямое отношение к структуре органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях.

Если же рассматривать структуру местного самоуправления, то в ситуации создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь появившегося образования муниципальной направленности путем внесения каких-либо поправок, или же преобразования существующего муниципального образования определяется населением на референдуме местного характера (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих определенным правом избирательного характера, не больше 100 человек во время процесса схода граждан) или органом представительного муниципального образования и отмечается в специальном уставе муниципального образования.

Проведение референдума на местном уровне или схода граждан для того чтобы вынести какое-либо решение относительно вопроса определения структуры органов местного самоуправления вновь появившегося муниципального образования, обеспечивают конкретные органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии необходимой инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

В определенном принятом решении свидетельствующем о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, в свое время принимаемом на местном референдуме (то есть на сходе граждан), устанавливается:

  • структура (которую также называют перечень), а также различные наименования органов местного самоуправления;
  • четкий порядок в котором собственно осуществляется процесс полномочия, и, конечно, избрания главы образования муниципального порядка.

Какие-либо поправки или же изменения структуры органов самоуправления на местном уровне осуществляется в ходе специального внесения определенных изменений в устав муниципального образования.

Органы самоуправления на местном уровне вновь появившегося образования муниципальной направленности в соответствии со своей компетенцией выступают в качестве правопреемников органов местного самоуправления, которые в свою очередь на момент создания вновь образованного муниципального образования занимались деятельностью по осуществлению полномочий относительно решений определенных вопросов местного значения на соответствующей территории, а также по отношению с органами государственной власти Российской Федерации, органами власти государственной направленности субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, лицами юридического, а также физического характера. Вопросы правопреемства в свое время подлежат урегулированию муниципальными документами правовой направленности вновь образованного муниципального образования. До того момента как было проведено урегулирование муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования определенных вопросов правопреемства в отношении местных органов администраций, учреждений муниципального порядка, каких-либо предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь появившегося муниципального образования осуществляли необходимые полномочия относительно решения конкретных вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы администраций местного уровня, муниципальные учреждения, организации и предприятия продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

Читайте также: