История возникновения языкознания кратко

Обновлено: 04.07.2024

Языкознание - это наука, которая изучает язык посредством анализа языковых форм, языковых значений и языка в контексте.

Античный период

Самые ранние языковедческие тексты - написанные клинописью на глиняных табличках - датируются почти четырьмя тысячами лет до н.э. В первые века второго тысячелетия до н.э. в южной Месопотамии возникла первая грамматическая традиция, которая длилась более 2500 лет.

Xiaoxue достигла пика своего развития в XVII веке нашей эры (династия Цин).

Первым языковедческим произведением в Китае считается Глоссарий Эръя (III в. до н.э.). Во II в. до н.э. был составлен первый китайский словарь - Shuowen Jiezi, который классифицировал китайские иероглифы по радикалам. Впоследствии данной практике будет следовать большинство последующих лексикографов.

В Древней Греции был разработан алфавит, основанный на системе, ранее использовавшейся финикийцами. Наряду с письменной речью греки начали изучать грамматические и философские вопросы. Предметом их исследований был вопрос о происхождении языка (искусственное, социальное или сверхъестественное).

Стоики сыграли важную роль в определении языковедческих знаковых терминов. Они также изучали фонетику, грамматику и этимологию как отдельные уровни обучения. Александрийские грамматики также изучали звуки речи и просодию.

Готовые работы на аналогичную тему

Яркими представителями древнегреческого языкознания (как и практически всех остальных научных знаний) были:

  • Платон;
  • Аристотель;
  • Аполлоний Дискол.

Они создали множество трудов по вопросам синтаксиса, семантики, морфологии, просодии, орфографии, диалектологии и др.

В тот период греческий язык функционировал как лингва франка, язык, на котором говорили во всем известном мире (для греков и римлян) того времени, и, как следствие, современная лингвистика основана на нем.

Период Средневековья

Из-за быстрого распространения ислама в VIII веке, получила распространение арабская грамматика, многие люди выучили арабский язык как лингва франка. По этой причине самые ранние грамматические трактаты на арабском языке часто писались носителями языка, для которых он был неродным.

В периоды Ренессанса и Барокко был усилен интерес к языкознанию, в частности, с целью перевода Библии иезуитами. Также он был вызван философскими размышлениями об универсальном языке и происхождении языка.

Современный период языкознания

Современное языкознание началась только в конце XVIII века.

В 1820-х годах Вильгельм фон Гумбольдт заметил, что человеческий язык является системой, управляемой правилами. Работа Гумбольдта По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Гумбольдт подробнее связана с развитием романтической лингвистики, которое было вдохновлено натурфилософией и романтической наукой. Другие известные представители движения включают Карла Вильгельма Фридриха Шлегеля и Франца Боппа.

Только в конце XIX века младограмматический подход Карла Бругмана и других ввел строгое понятие фонетического закона. Историческое языкознание также привело к появлению семантики и некоторых форм прагматики.

Во время Второй мировой войны североамериканские лингвисты Леонард Блумфилд, Уильям Мандевиль Остин и несколько его учеников и коллег разработали учебные материалы для различных языков, знания которых были необходимы для военных действий. Эта работа привела к росту популярности языкознания, которое стало признанной дисциплиной в большинстве американских университетов только после войны.

Примерно с 1980 года прагматический, функциональный и когнитивный подходы неуклонно завоевывают популярность как в Соединенных Штатах, так и в Европе.

Языкознание – это наука о естественных языках, которая изучает их совокупно, как систему, их происхождение, сущность, особенности, свойства. Изучаются законы построения и развития языков человечества.

Периодизация развития науки

Ученые выделяют 5 стадий в развитии языкознания.

1 период длился с древних времен до XVI столетия. Языковедение носило преимущественно философский характер. Мыслителей интересовала сущность наименования вещей. Формируется теория грамматики. Географические открытия позволили европейцам изучать языки других народов.

3 период продолжался с конца XVIII до первой половины XIX столетия включительно. К 1816 году сформировалось сравнительно-историческое направление, которое существует и в наше время. Это направление исследует влияние мертвых и праязыков на живые языки.

4 период наступил в конце XIX, и завершился в первой трети XX века. Возникли психологическое (представитель А.А. Потебня), логическое и социологическое направления. Последнее заложили Ф. Энгельс и К. Маркс.

5 период начался в 30-е годы XX века и продолжается до настоящего момента. Современный этап характеризуется появлением новых наук, вовлечением новых языков и их диалектов, увеличением количества научных языковых школ.

Языкознание в различные исторические эпохи

Античное языкознание делится на философский (V-III века до н.э.) и александрийский (III век до н.э. - IV век н.э.) периоды. В первой фазе рассматривались вопросы наименования вещей, происхождения языка. Господствует две точки зрения по поводу названия предмета:

  • Наименование предмета определяется его сущностью;
  • Вещь получает название вследствие соглашения, обычая или закона.

Существовало несколько теорий о происхождении языка: социальная, звукоподражательная, божественная.

В Александрийский период представители (Аполлоний Дискол, Аристарх Самофракийский) стремятся описать систему греческого языка, описать свод правил грамматики, сохранить литературный язык.

В Средние века латынь становится языком науки. У некоторых народов по причине перевода Библии развивается письменность. Переводятся труды с греческого языка. Благодаря воззрениям Петра Гелийского, грамматика стала рассматриваться как наука, а не искусство. Изучались семантические аспекты языка, проблемы общих понятий.

Во времена Возрождения создавались и развивались национальные языки. Изучались языки в интернациональном масштабе. Издавались произведения древнегреческих философов. Появилась семитская филология и филологии разных народов. Строятся грамматики национальных языков. Данте Алигьери впервые аргументирует происхождение итальянского от латинского, и указывает на родство между французским, испанским и итальянским языками.

В новое время, при географических открытиях расширился перечень изучаемых языков. Рационализм рассматривал грамматику как воплощение логических категорий. Первую рациональную всеобщую грамматику создали парижские монахи Клод Лансло и Антуан Арно. Труд вышел в 1660 году.

История лингвистики (история языкознания, история лингвистических учений) — наука о становлении и развитии лингвистики как науки, концепций, теорий и практической лингвистической деятельности, о лингвистических традициях.

2. Языкознание Средних веков, Возрождения и Нового времени. Универсальная логическая грамматика.
Теория языка (476 г. н.э. - 1492 г. н.э.) переживает застой, усилия учёных были направлены только на область канонических библейских текстов, занимались толкованием текстов, исследованием лексики и этимологии.
Именно в средние века возникло 2 направления в исследовании древних текстов:
· герменевтика (объясняла текст, истолковывала содержание)
· текстология (история возникновения текстов, исследование их подлинности)
В эпоху возрождения и в новое время происходит взрыв в духовной жизни Европы, географические открытия, которые привели к необходимости изучения новых языков. Это время называется периодом универсальной грамматики. Представители полагали, что язык будет средством выражения мысли, а значит и единство в плане выражения категории является единым и в плане грамматики.
Во всех языках имеются одни и те же части речи, поэтому грамматика универсальная. Учёные стремились рассмотреть грамматические функции языка с точки зрения логики, если что-то не укладывалось, то это было неправильным. Начиная с XV в. Появляются грамматики Испанского и Итальянского языков, в XVI в. Появляется грамматика французского, английского, немецкого языков. Распространяется лексикография, создаются полные академические словари.
3. Натуралистическое, логико-грамматическое и психологическое направления в лингвистике XIX века. Младограмматизм.
К середине XIX века под влиянием идей Ч. Дарвина зарождается натуралистическое направление.
В её основе лежит представление о языке как о естественном природном организме, который проходит стадии: рождение, взросление, зрелость, старение и смерть. Языки, как и животные, ведут борьбу за своё существование. Лингвистика рассматривалась как естественная наука наряду с биологией.

Языкознание и социальные науки. Поскольку язык является важнейшим средством коммуникации в обществе и тесно связан с мышлением и сознанием, языко­зна­ние входит в круг гуманитарных (социальных) научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество. Из этих наук с языко­зна­нием теснее всего связана этнография и её различных области, разрабатывающие, в частности, общие принципы функционирования языка в обществах разных типов. Языкознание как наука о языковом общении все ближе связывается с современной социологией. Необходимым оказывается возникновение промежуточных дисциплин, сопри­ка­са­ю­щих­ся с языко­зна­нием, таких, как лингвистическая поэтика, во многих отношениях сближа­ю­ща­я­ся с лингвистикой текста, исследующей языковые законы построения текстов, в т. ч. и художественных. Соотношение между языко­зна­нием и другими науками можно исследовать в зависимости от характера знаковой (или незнаковой) природы предмета каждой из этих наук. Теснее всего с языко­зна­нием из сближается грамматология — наука о письме. Историческое языко­зна­ние по своим методам сближается с историей и другими науками, исследующими изменение во времени социальных структур, развитие которых в ряде случаев определяет и пути языковой эволюции, и развитие культуры, литературы, искусства и др. Особенно тесны связи языко­зна­ния с психологией. Считавшиеся общими для языко­зна­ния и психологии вопросы соот­не­се­ния языка и мышления интенсивно изучаются современной логикой, философией языка.

Языкознание и естественные науки.Языкознание и математика. Контакт языко­зна­ния с биологией осуществляется также при исследовании возможного наследственного характера основных языковых способностей человека. Более чётко определился статус нейролингвистики, изучающей на основании лингвистических данных функции и зоны центральной нервной системы, связанные в норме и патологии с языком.

С середины 20 в. следует сближение языко­зна­ния с физико-математическими науками, в частности с математикой; возникает особая область математики — математическая лингвистика. Методы математической логики применяются для формального описания категорий естественных языков. Быстро развивается вычислительная лингвистика, цель которой — создание сложных систем обслуживания ЭВМ посредством языка, делающих возможным прямой разговор человека с ЭВМ, автоматическую переработку, запоминание, поиск и вывод информации в речевой форме и т. п.

История языкознания

Языкознание зародилось в глубокой древности. Появление первичных знаний об устройстве языка связано с возникновением письменности.

Языковедческая мысль начинает формироваться на Ближнем Востоке (3 - 1 тыс. до н.э.: Египет, Шумер и Вавилония, Хеттское царство, Финикия, Угарит и др. Здесь на рубеже 4 - 3 тыс. до н.э. возникли египетское и шумерско-аккадское письмо. В этих графических системах использовались первоначально идеографический, а затем словесно-слоговый принципы. У западных семитов (Библ, Угарит, Финикия) к середине 2 тыс. до н.э. сложилось алфавитное письмо. Его принципы легли в основу многих графических систем, вплоть до систем индийского письма на Востоке. Финикийский (ханаанейский) алфавит явился прототипом греческого письма, знаки которого были впоследствии использованы в этрусском, латинском, коптском, готском, славянском и т.д. письме.

Собственно теоретический подход к языку на Востоке формируется и достигает высокой степени развития в древнем Китае, древней Индии и арабском Халифате.

Китайская, индийская и возникшая позже арабская языковедческие традиции повлияли в различной степени на становление собственных традиций в Японии, Корее, Вьетнаме, Бирме, Тибете, Индонезии и Малайзии, Иране, государствах Центральной Азии и т.д. Идеи европейского языкознания проникли в эти страны относительно поздно, но в настоящее время они оказывают серьезное влияние на национальные лингвистические школы.

В Европе лингвистическое знание возникает в древней Греции, а затем продолжает разрабатываться и в Риме. Проблемы языка вначале обсуждались с точки зрения философии: споры о происхождении имен, смысл которых раскрывается в диалоге "Кратил" Платона (5-4 вв.до н.э.). Здесь сформировались первоначальные системы грамматических понятий, среди которых наиболее разработанными были система Аристотеля (4 в. до н.э.) и система школы стоиков (3-1 вв. до н.э.).

Собственно грамматика как аналог современной лингвистики выделилась в эллинистический период. Наивысшими ее достижениями явились грамматические труды представителей александрийской школы (с конца 4 в. до н.э.), особенно Дионисия Фракийца (170-90 до н.э.) и Аполлония Дискола (2 в. н.э.). Грамматика понималась как искусство. В ее ведение были включены правила чтения и ударения, классификация согласных и гласных, структура слога, определения слова и предложения, классификация частей речи, категории имени и глагола, именное и глагольное словообразование, особенности греческих диалектов, а у Аполлония Дискола, кроме того, способы объединения слов в предложения. Александрийцы были сторонниками принципа аналогии, т.е. считали, что в языке господствует регулярность, в то время как сторонники принципа аномалии отдавали предпочтение случайности.

Традиции александрийской школы были продолжены в Риме. Римскому ученому Марку Аврелию Варрону (116-27 гг. до н.э.) принадлежат многочисленные труды, в которых речь идет о проблемах языка. Главным его теоретическим трудом был трактат "О латинском языке". Наряду с грамматикой активно развивалась риторика, стилистика, филология.

Греко-римская (античная, средиземноморская) языковедческая традиция впоследствии стала фундаментом европейской лингвистической мысли.

Европейское языкознание Средневековья и последующих периодов должно было решать проблемы создания письменности на родных языках. На Западе системы письма формировались посредством постепенного, преимущественно стихийного приспособления знаков латиницы к звуковым системам своих языков. На Востоке, в сфере влияния Византии, изобретались оригинальные алфавиты, имевшие своим основным прототипом греческое письмо.

В конце 14 - начале 16 вв. серьезный вклад в изучение грамматических значений внесли модисты. Грамматика модистов, центральным понятием которой были способы обозначения, явилась первой теорией языка в европейской лингвистической традиции.

С обострением интереса к национальным языкам стали появляться первые грамматики многих европейских, а также и ряда неевропейских языков. Период великих географических открытий и колониальных завоеваний предоставил в распоряжение ученых огромное количество эмпирического материала на многих сотнях языков. Возникла необходимость упорядочения этого материала, и стали предприниматься многочисленные попытки классификации языков на основе их типологических сходств и предполагаемых родственных связей. Закладывались основы лингвистического компаративизма, т.е. направления, имеющего дело с множествами языков.

В лингвистическом компаративизме ведущая роль с самого начала принадлежала сравнительно-историческому языкознанию, создавшему в первой половине 19 в. свой собственный исследовательский метод, который обеспечивает получение достоверных доказательств родства языков и позволяет осуществлять реконструкцию лежащего в их основе праязыка, а также прослеживать историю восходящих к нему языков. Создателями этого метода были Расмус Кристиан Раск (Rasmus Kristian Rask), Франц Бопп (Franz Bopp), Якоб Гримм (Jakob Grimm), Александр Христофорович Востоков. Уже на самом начальном этапе был сформулирован фонетический закон, носящий имя Гримма. В нем были зафиксированы регулярные звуковые соответствия между германскими и прочими индоевропейскими языками (первое передвижение согласных) и между верхненемецким и другими германскими языками (второе передвижение согласных).

Сравнительно-исторический метод существенно совершенствовался в середине 19 в. в работах Августа Шлейхера (August Schleicher), Георга Курциуса (Georg Kurzius) и др., в конце 19 в. и в начале 20 в. в трудах представителей так называемого младограмматизма, в исследованиях представителей Московской лингвистической формальной школы, созданной Филиппом Федоровичем Фортунатовым, в работах родоначальников метода лингвистической географии (Георг Венкер - Georg Wenker, Фердинанд Вреде - Ferdinand Wrede, Жюль Жильерон - Jules Gillieron, Эдмон Эдмон - Edmond Edmond) и др.

В науке 19 в. прочно утвердился исторический (генетический) подход к языку, и все предшествующее языкознание как не отвечающее принципу историзма было объявлено ненаучным.

В настоящее время выдвигаются многочисленные гипотезы о наличии генетических связей между теми или иными семьями языков (гипотезы алтайская, урало-алтайская, бореальная, ностратическая и т.п.).

Одновременно развивалось и типологическое языкознание (братья Фридрих Вильгельм фон Шлегель - Friedrich Wilhelm von Schlegel и Август фон Шлегель - August von Schlegel, Вильгельм фон Гумбольдт - Wilhelm von Humboldt, Август Шлейхер - August Schleicher и др.), поднявшееся в 20 в. на новую ступень (Эдвард Сепир - Edward Sapir, Джозеф Гринберг - Joseph Greenberg и др.).

На протяжении средневекового периода в понимании природы языка утверждался восходящий еще к античным мыслителям логический подход, в соответствии с которым представлялось, что все языки мира устроены по одной универсальной схеме, совпадая в смысловом плане (плане содержания) и расходясь, прежде всего, в своей звуковой организации (плане выражения). Наиболее четко эта идея воплотилась во "Всеобщей и рациональной грамматике Пор-Рояля / Пор-Руаяля" (1660; Антуан Арно - Antoine Arnauld, Клод Лансло - Claude Lancelot).

Уже во второй половине 19 в. было осознано, что в историческом развитии языков наблюдаются не только процессы распада первоначального единства, дивергенции родственных языков и диалектов, обычно представлявшиеся в виде генеалогических деревьев, но и процессы взаимодействия географически соседствующих языков и диалектов, их конвергенции (вплоть до "смешения" языков, растворения одного языка в другом, а также формирования языковых союзов).

Идеологически господствующим в языкознании конца 19 в. и начала 20 в. направлением был младограмматизм. Природа языка объяснялась законами индивидуальной психики и физиологии. Физиологическое объяснение давалось не знающим никаких исключений фонетическим законам, на психологию делалась опора при толковании механизма выравниваний по аналогии. Научным признавался только исторический подход к языку. Язык скорее понимался не как система, а как конгломерат. Многие из этих принципов в конце 19 - начале 20 вв. были подвергнуты критике со стороны большого ряда языковедов, среди которых следует назвать Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ и его ученика Николая Вячеславовича Крушевского, Филиппа Федоровича Фортунатова и Фердинанда де Соссюра (Ferdinand de Saussure). Борьба с младограмматизмом привела к становлению в первой трети 20 г . принципиально нового языкознания.

С серьезными возражениями против младограмматиков выступали Хуго Шухардт, Карл Фосслер, итальянские неолингвисты, Антуан Мейе и др. На долю главы Казанской, а затем Петербургской лингвистических школ И.А. Бодуэна де Куртенэ (1845 -1929), его ученика по Казани Н.В. Крушевского (1851-1887), главы Московской лигвистической школы Ф.Ф. Фортунатова (1848 -1914) и прошедшего научную школу у младограмматиков, преподававшего сперва в Париже, а затем у себя на родине в Женеве Фердинанда де Соссюра (1857-1913) выпала миссия заложить теоретические основы того направления в языкознании 20 в., которое известно под именем структурализма и которое в 30-60 гг. оказалось почти безраздельно господствующим в мировой науке.

Наиболее четко новые исследовательские принципы были изложены в "Курсе общей лингвистики" Ф. де Соссюра. Книга получила мировую известность, переводилась на многие языки, многократно переиздавалась. Ее основные идеи широко обсуждались и либо с порога отвергались, либо принимались в качестве программы перестройки теоретического языкознания.

В языкознании 20 в. в русле структуралистского подхода были предприняты попытки отказаться от обращения к иным наукам в целях объяснения специфики естественного человеческого языка и толковать язык как особое явление, не имеющее аналогов, исключительное по своей природе, как развивающаяся и функционирующая по своим собственным законам знаковая система.

К концу 60-х гг. 20 в. в недрах структурализма созрели предпосылки для перехода от статического описания языка к его динамическому описанию, к реализации идей о языке как, прежде всего, деятельности, которые выдвигались еще в 19 в. Вильгельмом фон Гумбольдтом (Wilhelm von Humboldt).

60-70-е гг. 20 в. ознаменовались радикальным поворотом языкознания к широкому пониманию границ своего объекта, т.е. отказом от принципа редукционизма и вытекающих из него требований.

На протяжении ряда последних десятилетий пересмотру подверглись многие законы эпохи лингвистического структурализма.

В современном мировом языкознании практически лидирует европейская (а теперь европейско-американская) традиция. Она опирается, прежде всего, на античную (греко-римскую) традицию и достижения европейской лингвистической мысли Средневековья, эпохи Возрождения и эпохи Просвещения, но вместе с тем она немало взяла в арабской и индийской традициях, существенно расширила свои представления о структуре языка благодаря новейшим исследованиям в области типологии языков и лингвистической универсологии, знакомству с множеством языков самого разного строя.

Новейшее языкознание одинаково интересуется как внутренней структурой языка, так и влиянием на нее среды, в которой функционирует и развивается языковая система (человек, этнос, социум).

Новейшее языкознание стремится решать как эмпирические задачи (описание отдельных конкретных языков мира), так и лингвофилософские и теоретические задачи (объяснение сущностных свойств человеческого языка вообще; выявление общих законов строения, функционирования и развития языков мира).

В решении своих задач языкознание тесно контактирует со многими науками гуманитарного (социального), естественного, логико-математического и инженерно-технического циклов.

Читайте также: