Модель вильгельма лаунхардта кратко

Обновлено: 02.07.2024

Теория размещения производства – это учение о размещении производственных мощностей на определенной территории.

Это прикладное научное направление является частью региональной экономики, которая исследует различные теории оптимального размещения предприятий в зависимости от доступности рынков сбыта и производственных факторов. Теория размещения производства решает следующие задачи:

  1. Поиск наиболее рационального и эффективного с экономической точки зрения, размещения субъекта хозяйствования.
  2. Научное обоснование размещения предприятий относительно их отраслевой принадлежности.
  3. Максимизация прибыли коммерческих фирм.
  4. Увеличение полезности для потребителей.

Основой теории размещения производства стала модель, разработанная в 19м веке Тюненом. Она рассматривала изолированное государство, в котором анализировались принципы размещения сельского хозяйства. Причем расположение сельскохозяйственного производства было привязано к рынкам сбыта. Эта модель имела ряд допущений, делавших ее максимально оторванной от реальности. Например, государство рассматривалось как закрытая модель, с изолированным хозяйством и однородным климатом. На его территории не было рек и гор. Рынок сбыта расположен в центре модели, при этом каждый фермер стремится к тому, чтобы разместить свое производство ближе к городу. Это должно способствовать снижению транспортных издержек.

Лаугхардт усложнил модель Тюнена, рассмотрев принципы размещения промышленных предприятий. Он считал, что производство продукции, требующей быстрой продажи и употребления, должно размещаться максимально близко к рынку сбыта. Сам Лаунхардт для своей модели выработал ряд допущений. Удельные расходы для нее рассматривались как постоянные. Рынок сбыта для продукции лишь один, сырье и необходимые для производства материалы так же ограничены одной единицей.

Готовые работы на аналогичную тему

Локационный треугольник был доработан Вебером в начале двадцатого века. Он рассматривал минимизацию производственных издержек и их зависимость от местоположения предприятия. За постоянную величину в модели Вебера брались затраты труда. Он так же считал, что размещение промышленного предприятия будет зависеть от стоимости транспортных издержек. Чем выше затраты предприятия на сырье и материалы, тем оптимальнее его размещение вблизи их источников. Если материалы и сырье не столь значимы в работе фирмы, то его размещение будет более эффективным рядом с рынками сбыта. Так же предприятия логичнее располагать там, где затраты на труд будут перекрывать транспортные издержки.

Локационный треугольник Лаунхардта

Треугольник Лаунхардта еще называют рациональным штандартом промышленного предприятия. Он позволяет вычислить оптимальное расположение точки производства, в зависимости от расстояний и перевозимых грузов. Этот метод так же называется методом локационного треугольника.

Проблема оптимального размещения промышленного предприятия относительно доступности факторов производства и рынков сбыта занимает ученых достаточно давно. Вильгельм Лаунхардт в конце девятнадцатого века выявил метод поиска расположения предприятия, которое обеспечит ему доступ как к сырью, так и покупателям.

Схематично треугольник Лаунхардта выглядит следующим образом:

Рисунок 1. Треугольник Лаунхардта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Размещение предприятия по Лаунхардту привязано к транспортным издержкам. При этом производственные издержки являются равными для каждого местоположения предприятия. Сама точка оптимального размещения зависит от двух величин:

  1. Веса перевозимых грузов.
  2. Расстояния перевозки.

Для того, чтобы высчитать наиболее эффективное место строительства фирмы Лаунхардт использовал метод локационного треугольника. В качестве объекта он взял металлургическое предприятие. Решение задачи по размещению субъекта хозяйствования выглядит следующим образом:

Рисунок 2. Решение задачи по размещению субъекта хозяйствования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В пункте $A$ расположена добыча железной руды, в пункте $B$ – добыча угля, в пункте $C$ – рынок сбыта металла. Расстояния между вышеперечисленными пунктами соответственно составляют $S_1, S_2, S_3$. Завод может быть размещен в любой из указанных точек. В этом случае транспортные затраты при размещении предприятия в точке $A$ составят:

$(S_1 + S_3)$ • расход угля • время.

Если разместить завод в точке $B$, то расходы составят:

$(S_3 + S_2)$ • время • расход металла

Размещение в точке $C$ будет аналогично точке $B$, различие только в сумме расстояний $S_1 + S_2$. Показатель расчета, имеющий наименьшее значение покажет оптимальную точку размещения завода.

Размещение предприятий вне вершин локационного треугольника

Предприятие может размещаться не только в вершинах треугольника Лаунхардта, а внутри его пространства в некоторой точке $M$. Тогда расстояния от этой точки до вершин можно приравнять к соответствующим значениям $r_1, r_2, r_3$. В этом случае совокупность транспортных издержек будет равна произведению расстояния на расходы угля и железной руды $T = (r_3 + ar_1 + br_2)$. Чем меньше значение $T$, тем выгоднее местоположение металлургического предприятия.

Реальным примером размещения металлургического завода согласно локационному треугольнику Лаунхардта может послужить Череповецкий комбинат, расположенный в Вологодской области. Каменный уголь для его нужд поступает из Печорского угольного бассейна, расположенного на востоке, относительно предприятия. Железная руда приходит с Запада из Мурманской области и Костамукши. Основным потребителем продукции завода является Центральный экономический округ, расположенный южнее.

Вильгельм Лаунхард (1832-1918) – немецкий экономист, усовершенствовал теорию Тюнена, введением в модель помимо центра потребления также источников сырья и энергоресурсов.

Полученная модель определения оптимального размещения предприятия с минимизацией транспортых издержек известна как “треугольник Лаунхардта” и имеет геометрическое решение. Другая модель, предложенная Лаунхардтом, касается определения сбытовых зон нескольких производителей при равномерном размещении потребителей.

Методика использования теории:

Пусть требуется найти пункт размещения нового металлургического завода. Известный пункт добычи железной руды — точка A пункт добычи угля — точка В и пункт потребления металла — точка С (рис. 2).


Рис. 2 – “Треугольник” Лаунхарда

Транспортный тариф равен t (на 1 т/км). Расходы руды на выплавку 1т металла составляют: а; расход угля — b. Известны также расстояния между пунктами (стороны локационного треугольника): АС = S1; ВС = S2; АВ = S3.

Возможным пунктом размещения металлургического завода может быть в принципе каждая из трех точек размещения источников руды, угля и потребителя металла. В этих случаях суммарные затраты, связанные с перевозкой всех необходимых грузов для потребления 1т металла, будут равны:

(b S3 + S1) t — при размещении завода в точке А;

(a S3 + S2) t — при размещении завода в точке В;

(a S1 + S2) t — при размещении завода в точке С.

Наилучшим пунктом размещения завода из рассмотренных трех будет тот, в котором транспортные затраты минимальны. Однако искомый пункт размещения может не совпадать ни с одной из вершин локационного треугольника, а находиться внутри него в некоторой точке М.

Расстояние от внутренней точки М до вершин треугольника составляют: AM = r1 ВМ = r2 СМ = r3. Тогда транспортные издержки при размещении металлургического завода в точке М будут равны Т = (ar1+ br2 + + r3) t. Выполнение требования Т - min дает точку оптимального местоположения предприятия.

Данная задача имеет геометрическое и механическое решения. Геометрический метод нахождения точки размещения в том, что на каждой из сторон локационного треугольника строится треугольник, подобный весовому (стороны которого относятся как а : b : 1). Затем вокруг построенных таким образом треугольников описываются окружности, точка пересечения которых и является точкой минимума транспортных издержек. Этот метод применим для случая, когда соотношения расстояний S1, S2, S3 соответствуют свойству треугольника (одна сторона меньше суммы двух других). В противном случае (например когда S1 > S2 + S3) точка минимума транспортных затрат будет совпадать с одной из вершин локационного треугольника.

Тяготение же завода к определенному фактору можно рассчитать следующим простым способом. Например, для производства 100 т продукта требуется 300 т одного материала и 200 т другого. Тогда материальный индекс будет равен (300 + 200) : 100 = 5. Штандортный вес составит 300 + 200 + 100 = 600 (т), или 6 в пересчете на 1т готового продукта, т.е. штандортный вес равен материальному индексу плюс единица. Существуют производства, у которых материальный индекс меньше единицы. Исходя из соотношения указанных показателей легко установить, что производства с высоким материальным индексом тяготеют к пунктам производства сырья материалов, а производства с небольшим индексом - к центру потребления.

Решим задачу. Металлургический завод выплавляет чугун. Для выплавки 1 тонны чугуна требуется 1,2 тонн угля (b) и 1,6 тонны железной руды (a). Транспортный тариф (t) составляет 300 руб. за т/км. Расстояние от добычи железной руды (А) до пункта потребления чугуна (С) составляет 2000 км. Расстояние от добычи (B) угля до пункта потребления чугуна составляет 1500 км. Расстояние от добычи железной руды (А) до добычи угля (В) составляет 1200 км. Стоимость (Р) 1 тонны чугуна составляет 15 тыс. рублей за тонну. Надо определить, к какому источнику (сырье или потребление) тяготеет завод, и найти оптимальное его расположение?

Первая часть задачи находится следующим образом: материальный индекс составит (1,6 тонн + 1,2 тонн) / 1 тонн = 2,8, а штандортный вес составит (1,6 тонн + 1,2 тонн) + 1 тонна = 3,8. Материальный индекс больше единицы, следовательно, завод тяготеет к источникам сырья (А и В), чем к зоне потребления продукции (С).

Вторая часть задачи будет иметь следующее решение: Размещение завода в точке (А) составит (1,2 * 1200 + 2000) * 300 = 1 032 000; в точке (B) составит (1,6 * 1200 + 1500) * 300 = 1 026 000; В точке (С) составит (1,6 * 2000 + 1500) * 300 = 1 410 000. Наименьший показатель у нас в точке (В), следовательно, завод необходимо разместить близ источника угля (даже с учетом меньших потребностей производства в угле, чем в железной руде), так как общие транспортные расходы в этом случае будут минимальны.


В 1882 г. в Германии Вильгельмом Лаунхардтом был разработан метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции (метод Лаунхардта или метод весового локационного треугольника). В качестве объекта размещения Лаунхардт выбрал металлургическое предприятие. Решающим фактором размещения производства у В. Лаунхардта, так же как и у Тюнена, являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний.


Локационный треугольник В. Лаунхардта

Задача Лаунхардта имеет геометрическое и механическое решение. Метод нахождения оптимального размещения предприятия применим и для большего числа точек (видов сырья, топлива и рынков сбыта) при условии, что они образуют выпуклый многоугольник.

Пример треугольника Лаунхардта

В географии металлургической промышленности достаточно много примеров размещения предприятий, соответствующих треугольнику Лаунхардта. В частности, таким примером можно считать размещение Череповецкого металлургического комбината в Вологодской области: железная руда поступает на комбинат с запада (Оленегорское и Ковдорское месторождения в Мурманской области и Костамукшское месторождение в Карелии), каменный уголь с востока (Печорский угольный бассейн — Воркута и Инта), основные потребители готовой продукции находятся южнее предприятия (в Центральном экономическом районе).

Читайте также: