Многоуровневая концепция методологического знания кратко

Обновлено: 04.07.2024

Теоретическое знание является таковым только тогда, когда оно, как система знаний, достоверно и адекватно отражает определенную сторону практики, определенную предметную область. И это отражение не пассивное, а активное, творческое и выражает объективные законы. Наиболее существенным требованием к любой научной теории является ее согласованность с реальными фактами в их контексте, без каких-либо исключений.

Теория должна не только отражать объективную реальность такой, какая она есть сейчас, но и показывать ее тенденции, основные направления ее развития от прошлого к настоящему и затем в будущее. Теория, следовательно, не может быть чем-то неизменным, данным раз и навсегда, а должна постоянно развиваться, углубляться, совершенствоваться и т.д. и выражать в своем содержании развитие практики.

Наиболее практичной является теория в ее наиболее зрелом состоянии. Поэтому всегда необходимо поддерживать ее на самом высоком научном уровне, глубоко и всесторонне развивать, обобщать новейшие процессы и явления жизни и практики. Только полная и высоконаучная теория (а не эмпирическое, повседневное знание) может быть руководством к соответствующей форме практической деятельности. Не в каждом случае, но на достаточно зрелом этапе своего развития наука становится теоретической основой практической деятельности, которая, в свою очередь, должна достичь определенного, достаточно высокого уровня, чтобы стало возможным систематическое (и экономически оправданное) практическое применение науки.

Теория (даже самая глубокая и содержательная) сама по себе ничего не может изменить. Она становится материальной силой только тогда, когда достигает масс. Для реализации идей нужны люди, которые должны приложить практическую силу и чья энергия переводит теорию в реальную действительность, объективирует ту или иную научную идею, преобразует ее в конкретные материальные формы.

Практика людей, овладевших теорией как программой действий, является объективизацией теоретического знания. В процессе объективизации теории на практике люди не только создают то, что не создала сама природа, но и одновременно обогащают свои теоретические знания, проверяют и удостоверяют их истинность, развивают и совершенствуют себя.

Для практической реализации знаний нужны не только те, кто будет применять теорию на практике, но и необходимые средства реализации — как объективные, так и субъективные. Это, в частности, формы организации социальных сил, те или иные социальные институты, необходимые технические средства и так далее. К ним также относятся формы и методы познания и практической деятельности, пути и способы решения актуальных теоретических и практических проблем и т.д.

Материализация теории в практике должна быть не разовым актом (с ее окончательным исчезновением), а процессом, в ходе которого на месте уже реализованных возникают новые, более содержательные и развитые теоретические определения, ставящие перед практикой более сложные задачи и требующие новых форм и условий ее объективации.

Успешное воплощение теоретических знаний в практику возможно только тогда, когда люди убеждены в истинности тех знаний, которые они будут применять в жизни. Без превращения идеи в личное убеждение, веру человека, невозможно реализовать теоретические идеи на практике.

Принцип связи теории с практикой - Методы научного исследования

Методы научного исследования

Не только результат исследования, но и путь к нему (т.е. метод) должен быть истинным. Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования объекта.

Проблемы методологии занимают значительное место в диалектико-материалистической философии, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом. Соединение материализма и диалектики в единое, целостное учение позволило выяснить, что в понятие методологии входит не только и не столько познавательная деятельность (и только в ее научной форме), хотя и здесь методологические проблемы очень важны. Этот новый подход к методологии позволил значительно расширить рамки последней, в результате чего это понятие стало охватывать всю систему различных видов и методов человеческой деятельности — особенно материальной (практики).

Таким образом, метод (в той или иной форме) сводится к набору определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Это система правил, принципов, требований, которыми руководствуется субъект при решении конкретной задачи для достижения определенного результата в данной сфере деятельности. Она дисциплинирует поиск истины, позволяет (если она верна) экономить энергию и время для достижения цели по кратчайшему пути.

Однако впадать в крайности недопустимо:

Предмет, теория, метод. Метод как единство объективного и субъективного

Теория, отражающая действительность, преобразуется, превращается в метод, путем разработки и формулирования из нее принципов, правил, приемов и т.д., которые возвращаются в теорию (а через нее в практику) потому, что субъект может использовать их как регуляторы в процессе познания и изменения окружающего мира по своим законам.

Поскольку в научном познании не только его конечный результат (совокупность знаний) должен быть истинным, но и путь, ведущий к нему, то есть метод, постигает и сохраняет специфику данного предмета, нельзя разделять предмет и метод, видеть в последнем лишь внешние, независимые по отношению к предмету средства, навязанные ему лишь чисто внешним образом.

Метод любой общности имеет не только теоретический, но и практический характер: он возникает из реального жизненного процесса и возвращается в него. Метод не может быть дан во всей своей полноте до начала исследования, а должен в значительной степени формироваться каждый раз заново, в зависимости от специфики предмета.

Метод не навязывается субъекту познания или действия, а варьируется в зависимости от их специфики. Научное исследование требует глубокого знания фактов и других данных, относящихся к его предмету. Она происходит как движение в данном материале, изучение его характеристик, форм развития, отношений, соотношений и т.д. Таким образом, истинность метода всегда обусловлена содержанием объекта исследования (предмета).

Метод — это не набор умозрительных, субъективных приемов, правил, процедур, выработанных независимо от материальной действительности, от практики, вне и помимо объективных законов ее развития. Поэтому истоки метода следует искать не в умах или сознании людей, а на практике, в материальной действительности. Но в последнем, как бы тщательно мы ни искали, мы не найдем методов, а только объективные законы природы и общества.

Классификация методов и уровней методологии

Разнообразие видов человеческой деятельности подразумевает разнообразие методов, которые можно классифицировать по различным основаниям (критериям). Прежде всего, необходимо различать методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности. Теперь стало очевидно, что система методов, методология не может ограничиваться только сферой научного знания, она должна выходить за ее пределы и обязательно включать в свою орбиту и сферу практики. В то же время необходимо помнить о тесном взаимодействии этих двух сфер.

Что касается методов науки, то для их разделения на группы может быть несколько причин. Таким образом, в зависимости от их роли и места в процессе научного познания можно выделить формальные и содержательные методы, эмпирические и теоретические, методы исследования и методы презентации и так далее. Содержание объектов, изучаемых наукой, служит критерием отличия методов естественных наук от методов социальных (гуманитарных) наук. В свою очередь, методы естественных наук можно разделить на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы. Существуют также качественные и количественные методы, методы прямого и косвенного познания, оригинальные и производные методы и т.д.

Философские методы, среди которых важную роль играют диалектика, метафизика, феноменология, герменевтика и др. Говоря о роли философии (независимо от ее формы) в научном познании, следует указать на две крайние модели, сложившиеся при рассмотрении этого очень сложного вопроса:

Сама история познания и философии показывает, что ее влияние на процесс развития науки и его результаты выражаются в следующих основных моментах:

Общие научные подходы и методы исследования

Характерными признаками общенаучных концепций являются, во-первых, содержательное слияние отдельных свойств, признаков, понятий совокупности частнонаучных и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации и уточнения с помощью математической теории.

Если философские категории воплощают в себе высшую возможную степень общности — конкретно-всеобщее, т.е. закон, то общенаучные понятия в основном являются абстрактно-всеобщими (одинаковыми), что позволяет выражать их абстрактно-формальными средствами.

На основе общенаучных понятий и терминов формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специальным научным знанием и его методами. Общенаучные принципы и подходы включают системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализацию и др.

В структуре общенаучных методов и приемов обычно выделяют три уровня:

  • эмпирические методы исследования;
  • Методы теоретического познания;
  • общие методы и приемы логических исследований. Давайте кратко рассмотрим суть этих методов, приемов и процессов.

Наблюдение — это целенаправленное, пассивное изучение объектов, основанное, прежде всего, на сенсорных данных.

Эксперимент — это активное и целенаправленное вмешательство в исследуемый процесс, соответствующее изменение или воспроизведение объекта в специально созданных и контролируемых условиях.

Сравнение — это когнитивная операция, которая выявляет сходства или различия между объектами (или стадиями развития одного и того же объекта).

Описание — это когнитивная операция, которая заключается в записи результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначений, принятых в науке.

Измерение — это ряд действий, выполняемых с помощью измерительных приборов для нахождения численного значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Формализация — это представление осмысленных знаний в символико-символической форме (формализованный язык). Последний создан для точного выражения мыслей, чтобы исключить возможность двусмысленного понимания. При формализации мышление об объектах переводится на уровень оперирования знаками (формулами).

Аксиоматический метод — это метод построения научной теории на основе определенных предложений (аксиом (постулатов)), из которых путем чисто логического доказательства выводятся все остальные предложения теории. Для выведения теорем из аксиом (и формул из других формул) формулируются специальные правила дедукции.

Гипотетико-дедуктивный метод — метод научного познания, суть которого заключается в установлении системы дедуктивно связанных гипотез, из которых в конечном итоге выводятся утверждения об эмпирических фактах. Таким образом, метод основан на дедукции выводов из гипотез и других предпосылок, истинностное значение которых неизвестно. Это означает, что вывод, полученный на основе этого метода, обязательно носит лишь вероятностный характер.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Современная методология— наиболее стойкая и сопротивляющаяся изменениям сфера. Независимо от того, насколько осознают данную ситуацию сами методологи, в целом вся теоретико-концептуальная конструкция методологии базируется на принятии научного знания как принципиально интерсубъективного и деперсонифицированного. Те методы, которые она изучает и обобщает, рассчитаны на фиксацию данного без примесей субъективных наслоений. В современной методологии наиболее сильна абстракция (отвлечение) или демаркация (разграничение) от индивидуальных, психологических, коллективистских или исторических и культурных условий. Можно сказать, что сфера методологии — это та достаточно устойчивая среда, в которой арсенал средств, методов, принципов и ориентации имеется в наличии, готов к применению, а не изготовляется для каждого случая отдельно. Поэтому можно встретиться с определением методологии, которое отождествляет ее с предельной рационализацией мировоззрения.

Принято различать общую и частную методологию. В первой анализируются методы, общие для многих наук, во второй — для отдельных групп наук. Многоуровневая концепция методологического знания обосновывает выделение следующих ступеней:

§ методов междисциплинарного исследования.

Считается, что каждый уровнь обладает относительной автономией и не дедуцируется из других. Однако наиболее общий уровень выступает в качестве возможной предпосылки развития более низшего уровня.

Метод как способ социальной деятельности, понятие методологии в науке. Многоуровневая концепция методологического знания. Роль философии в научном познании. Характерные черты общенаучных подходов в исследовании, приёмы и способы этой деятельности.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.01.2015
Размер файла 24,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

научный познание философия

Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания - наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.

Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования.

1.Что такое метод

1) система определённых способов, приёмов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике и т. п.);

2) учение об этой системе, теория метода.

Так, методология науки исследует структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы реализации знания в практике.

Метод сводится к совокупности определённых правил, приёмов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определённого результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путём.

Основная функция метода - регулирование познавательной и иных форм деятельности.

2. Группы методов научного познания

В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на пять основных групп:

I. Философские методы

II. Общенаучные подходы и методы исследования

III. Частнонаучные (специальные) методы

IV. Дисциплинарные методы

V. Методы междисциплинарного исследования

Философские методы

Среди философских методов познания наиболее древними являются:

Но философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу относятся также:

· аналитический (характерный для современной аналитической философии)

· герменевтический (понимание) и др.

Рассмотрим кратко характерные особенности диалектики и метафизики, так как эти философские методы достаточно широко представлены в истории философии и науки, включая их современный этап.

Диалектика

Диалектика (греч. dialektike - веду беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истории философии сложились три основные формы диалектики:

2. Немецкая классическая диалектика, которая была разработана Кантом, Фихте, Л. Шеллингом и особенно глубоко Гегелем.

3. Материалистическая диалектика, основы которой были заложены классиками марксизма и которая представляет собой целостную систему принципов, категорий и законов.

Диалектический метод исходит из того, что если в объективном мире происходит постоянное развитие, возникновение и уничтожение всего,то понятия, категории и другие формы мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы правильно отразить развивающуюся реальную действительность. Поэтому важнейшим принципом диалектики является историзм - рассмотрение предмета в его развитии, самодвижении, изменении.

Окружающий нас мир представляет собой единое целое, определённую систему, где каждый предмет как единство многообразного неразрывно связан с другими предметами и все они постоянно взаимодействуют друг с другом. Из положения о всеобщей связи и взаимозависимости всех явлений вытекает один из основных принципов материалистической диалектики - всесторонность рассмотрения.

Основные категории диалектики: развитие, противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность, общее и единичное, качество и количество, содержание и форма и др.

Связь и взаимодействие определённых философских категорий выступают как законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии - его источник, каким является противоречие (взаимосвязь противоположностей).

Противоположности - это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно:

а) неразрывно связаны;

б) взаимоисключают друг друга, причём не только в разных, но и в одном и том же отношении;

в) взаимопроникают - и при определённых условиях - переходят друг в друга .

К числу противоположных можно отнести, например, такие явления и процессы, как:

- положительное и отрицательное

- интегрирование и дифференцирование (в математике)

- ассимиляция и диссимиляция (в биологии)

- ассоциация и диссоциация (в химии и психологии)

- прогресс и регресс

- материальное и идеальное и т. п.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает механизм развития: постепенное накопление количественных изменений в определённый момент необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям , к возникновению нового качества, которое в свою очередь оказывает обратное влияние на характер и темпы количественных изменений.

- тезис - антитезис - синтез

- теория - практика - новая теория

Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль - как цепь циклов. Действие данного закона обнаруживается не в каждый момент, а в целостном, относительно завершённом процессе развития.

Метафизика

2. Особая философская наука - онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем - особенно в современной западной философии.

3. Философский способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Самая характерная, существенная черта метафизики - односторонность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире - того или иного элемента целого, момента деятельности в любой её форме.

Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступала в различных исторических формах, среди которых можно выделить две основных:

2. Новая метафизика в отличие от старой не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие - это было бы абсурдно в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме - сосредоточение её усилий на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития.

Это может пониматься следующим образом:

а) как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение, или наоборот, уменьшение;

б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков;

в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность;

г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового;

д) как движение, из которого при этом изымается его сущность - противоречие;

е) как только прогресс, т. е. восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.

Возможны и другие - в том числе и смешанные - интерпретации развития, связи и взаимодействия.

3.Роль философии в научном познании

Говоря о методологической роли философии (независимо от её формы) в научном познании, следует указать на две крайние модели, которые сложились в решении этого очень сложного вопроса.

Во-первых, умозрительно-философский подход (натурфилософия, философия истории и т. п.), суть которого - прямое выведение исходных положений научных теорий непосредственно из философских принципов, помимо анализа специального - фактического и концептуального - материала данной науки. Такой подход был характерен для концепций Шеллинга и Гегеля.

История познания в самой философии показывает, что её воздействие на процесс развития науки и её результаты выражается в следующих основных моментах:

2. Существенное влияние на развитие научного познания философия оказывает своей умозрительно-прогнозирующей функцией: в её недрах вырабатываются идеи, научная значимость которых подтверждается через большой период времени (например, идеи атомизма античности).

3. Воздействие философских принципов на процесс научного исследования всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а сложным опосредованным путём - через методы, формы и концепции других методологических уровней. Причём реализация философских принципов в научном познании означает вместе с тем их переосмысление, углубление, совершенствование и развитие.

4. Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего значения (например, законы, категории, понятия, причины и т. д.), которые и делают всякую науку прикладной логикой, пронизанной философским компонентом.

5. Принципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности методологическую программу самого верхнего уровня.

6. Философия разрабатывает определённые универсальные модели реальности, сквозь призму которых учёный смотрит на предмет исследования, выбирает всеобщие познавательные средства - категории, принципы, понятия и т. п., определённые мировоззренческие и ценностные установки, смысложизненные ориентиры (особенно в гуманитарных науках), вооружается знанием общих закономерностей самого познавательного процесса и т. п.

Философско-методологические принципы выполняют функцию вспомогательного, производного от практики, критерия истины.

4. Общенаучные подходы и методы исследования

научный познание философия

Они получили широкое развитие и применение в науке XX в. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями гуманитарных наук. К общенаучным относятся такие понятия, как информация, изоморфизм, модель, структура, функция, система, элемент, оптимальность и т. д.

Характерными чертами общенаучных понятий являются:

1. сплавленность в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий;

2. возможность формализации, уточнения средствами математической теории.

Если философские категории воплощают в себе предельно возможную степень общности - конкретно-всеобщее, т. е. закон, то для общенаучных понятий присуще большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что и позволяет выразить их абстрактно-формальными средствами.

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философской методологии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся:

- формализация и др.

Важная роль названных подходов состоит в том, что в силу своего промежуточного характера они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (и соответствующих методов).

Научные методы исследования можно разделить на две большие группы - методы построения эмпирического знания и методы построения теоретического знания.

Научные методы эмпирического исследования

Из этих методов выделяют:

Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Процесс научного наблюдения - особый вид деятельности, который включает в себя в качестве элементов самого наблюдателя, объект наблюдения и средства наблюдения.

Наблюдение всегда связано с описанием, которое закрепляет и передаёт результаты наблюдения с помощью определённых языковых средств. Эмпирическое описание - это фиксация с помощью естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. Описание подразделяется на два основных вида - качественное и количественное.

Количественное описание осуществляется с применением языка математики и предполагает проведение различных измерительных процедур. В узком смысле слова его можно рассматривать как фиксацию данных измерения. В широком смысле оно включает также нахождение эмпирических зависимостей между результатами измерений. Лишь с введением измерения естествознание превращается в точную науку. В основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Наблюдение и сравнение могут проводиться как относительно самостоятельно, так и в тесной связи с экспериментом. В отличие от обычного наблюдения в эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получить о нём определённые знания.

Научные методы теоретического исследования

Среди этих методов выделяют:

Формализация - отображение содержательного знания в знаковом формализме. Формализация играет значительную роль в уточнении научных понятий. Особенно широко формализация применяется в математике, логике и современной лингвистике.

Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в её основу кладутся некоторые исходные положения - аксиомы , из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путём, посредством доказательства. Аксиоматический метод был впервые применён в математике при построении геометрии Евклида.

Общелогические методы исследования

В научном исследовании широко используются общелогические методы и приёмы исследования. Среди них можно выделить следующие:

1. Анализ - реальное или мысленное разделение объекта на составные части, и синтез - их объединение в единое целое.

2. Абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.

3. Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности.

4. Индукция - движение мысли от единичного к общему и дедукция - восхождение процесса познания от общего к единичному.

5. Аналогия (соответствие, сходство) - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод - умозаключение по аналогии. Аналогия даёт не достоверное, а вероятное знание.

6. Моделирование - метод исследования определённых объектов путём воспроизведения их характеристик на другом объекте - модели. Формами моделирования являются предметное и знаковое моделирование, важной формой знакового моделирования является математическое моделирование.

7. Системный подход - совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.

Другие методы научного познания

Частнонаучные методы - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приёмов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.

Дисциплинарные методы - системы приёмов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

Методы междисциплинарного исследования - совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.

Заключение

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная система многообразных методов разных уровней, сфер действий, направленности, которые всегда реализуются с учётом конкретных условий.

Все описанные методы познания в реальном научном исследовании работают во взаимодействии. Их конкретная системная организация определяется особенностями изучаемого объекта, а также спецификой того или иного этапа исследования. В процессе развития науки развивается и система её методов, формируются новые приёмы и способы исследовательской деятельности.

Список литературы

2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2 / Фролов И. Т., Араб_оглы Э. А., Арефьева Г. С. и др. - М.: Политиздат, 1990.

Подобные документы

Метод научного исследования как способ познания действительности. Основные уровни методологии. Специальные методы исследования, их использование в одной отрасли научного знания или в нескольких узких областях знаний. Характеристика теории моделирования.

презентация [53,7 K], добавлен 22.08.2015

Понятие и основные признаки научного закона, главные пути его формирования и становления как основы научной теории. Принципиальные характеристики научного закона, как основной категории в познании, степень его участия в современном научном исследовании.

реферат [52,2 K], добавлен 30.11.2015

Основные значения понятия "методология". Историческая разработка ее проблем в рамках философии. Инструментальная и конструктивная составляющие учения. Сходство и различия теории и метода. Многоуровневая концепция методологического знания Кохановского.

презентация [118,2 K], добавлен 06.11.2014

Понятие научного познания, научное и вненаучное знание. Проблема взаимоотношения философии, знания и языка в позитивизме, основные этапы его развития. Проблема происхождения человека в философии и науке. Названия философских течений в теории познания.

контрольная работа [36,9 K], добавлен 10.07.2011

Характерные черты эмпиризма философии Нового времени. Рационализм философии Нового времени. Отличия и взаимосвязь чувственного и рационального в научном познании. Идеальная пропорция, правильное сочетание разума и чувств.

Метод - это путь познания, опирающийся на совокупность ранее полученных общих знаний (принципов); правильный путь, способ достижений какой-либо цели, решения оп­ределенной задачи, способ исследования и изложения изучаемого материала; совокуп­ность систематизированных познавательных операций, соответствующих предмету и цели научного исследования; определенным образом субординированная совокуп­ность познавательных действий.

Научный метод - это система регулятивных принципов и предметов, с помощью ко­торых достигается объективное познание действительности.

Методология науки - это учение о методе научно-познавательной деятельности. Это теоретическое основание проводимого исследования. Методология изучает все компоненты научной познавательной деятельности в их взаимосвязи, выявляя способы формирования нового знания в их зависимости от исследуемого объекта.

Методологияпредставляет собой своего рода самосознание на­уки, осознание путей и методов эффективного решения познавательных задач.

Выделим три уровня исследования науки: первый уровень составляет анализ специаль­ных методов, обеспечивающих решение некоторого класса конкретных задач в рамках той или иной науки.

Второй уровень образует анализ методологических прин­ципов и идей, которые имеют более широкую сферу при­менения, чем специальные методы. Они часто приобретают ста­тус общенаучный.

Третий уровень – философско-методологические основания, выступающие в роли наи­более общих методологических регуляторов научного исследования, на котором осмыс­ливаются общие особенности объектов, исследуемых наукой, а также осуществляется пе­рестройка таких идеалов и норм, с тем, чтобы обеспечить освоение новых объектов.

Исследовательская деятельность, связанная с движением от философского метода к идеям и принципам, лежащим в основании конкретных наук, составляет сердцевину фи­лософской методологии исследования науки.

Возрастание роли методологии науки объясняется: во-первых, трансформацией фунда­ментальных понятий и принципов конкретных наук в силу ускорения темпов научного прогресса.

во-вторых – усложнением структуры современной на­уки, усилением коммуникативных связей, появлением стыковых наук, возникающих на базе их междисциплинарного син­теза;

в-третьих, трансляцией методов конкретных наук (естественнонаучных и гуманитар­ных) из одной сферы в другую.

в-четвертых, необходимостью поиска становления новых мировоззренческих ориенти­ров. Учитывая же высокий статус науки в рамках техногенной цивилизации, на нее возла­гаются серьезные задачи по предъявлению человечеству обновленных ценно­стно-миро­воззренческих приоритетов.

Методика научного исследования – совокупность методов необходимых для достиже­ния поставленных целей в рамках конкретного научного исследования.

Техника научного исследования – это совокупность средств труда, знаний и деятельно­сти, служащих для выполнения конкретных работ, в рамках исследования; совокупность приемов, применяемых в рамках научного исследования.

Теоретическое знание является таковым только тогда, когда оно, как система знаний, достоверно и адекватно отражает определенную сторону практики, определенную предметную область. И это отражение не пассивное, а активное, творческое и выражает объективные законы. Наиболее существенным требованием к любой научной теории является ее согласованность с реальными фактами в их контексте, без каких-либо исключений.

Теория должна не только отражать объективную реальность такой, какая она есть сейчас, но и показывать ее тенденции, основные направления ее развития от прошлого к настоящему и затем в будущее. Теория, следовательно, не может быть чем-то неизменным, данным раз и навсегда, а должна постоянно развиваться, углубляться, совершенствоваться и т.д. и выражать в своем содержании развитие практики.

Наиболее практичной является теория в ее наиболее зрелом состоянии. Поэтому всегда необходимо поддерживать ее на самом высоком научном уровне, глубоко и всесторонне развивать, обобщать новейшие процессы и явления жизни и практики. Только полная и высоконаучная теория (а не эмпирическое, повседневное знание) может быть руководством к соответствующей форме практической деятельности. Не в каждом случае, но на достаточно зрелом этапе своего развития наука становится теоретической основой практической деятельности, которая, в свою очередь, должна достичь определенного, достаточно высокого уровня, чтобы стало возможным систематическое (и экономически оправданное) практическое применение науки.

Теория (даже самая глубокая и содержательная) сама по себе ничего не может изменить. Она становится материальной силой только тогда, когда достигает масс. Для реализации идей нужны люди, которые должны приложить практическую силу и чья энергия переводит теорию в реальную действительность, объективирует ту или иную научную идею, преобразует ее в конкретные материальные формы.

Практика людей, овладевших теорией как программой действий, является объективизацией теоретического знания. В процессе объективизации теории на практике люди не только создают то, что не создала сама природа, но и одновременно обогащают свои теоретические знания, проверяют и удостоверяют их истинность, развивают и совершенствуют себя.

Для практической реализации знаний нужны не только те, кто будет применять теорию на практике, но и необходимые средства реализации — как объективные, так и субъективные. Это, в частности, формы организации социальных сил, те или иные социальные институты, необходимые технические средства и так далее. К ним также относятся формы и методы познания и практической деятельности, пути и способы решения актуальных теоретических и практических проблем и т.д.

Материализация теории в практике должна быть не разовым актом (с ее окончательным исчезновением), а процессом, в ходе которого на месте уже реализованных возникают новые, более содержательные и развитые теоретические определения, ставящие перед практикой более сложные задачи и требующие новых форм и условий ее объективации.

Успешное воплощение теоретических знаний в практику возможно только тогда, когда люди убеждены в истинности тех знаний, которые они будут применять в жизни. Без превращения идеи в личное убеждение, веру человека, невозможно реализовать теоретические идеи на практике.

Принцип связи теории с практикой - Методы научного исследования

Методы научного исследования

Не только результат исследования, но и путь к нему (т.е. метод) должен быть истинным. Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования объекта.

Проблемы методологии занимают значительное место в диалектико-материалистической философии, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом. Соединение материализма и диалектики в единое, целостное учение позволило выяснить, что в понятие методологии входит не только и не столько познавательная деятельность (и только в ее научной форме), хотя и здесь методологические проблемы очень важны. Этот новый подход к методологии позволил значительно расширить рамки последней, в результате чего это понятие стало охватывать всю систему различных видов и методов человеческой деятельности — особенно материальной (практики).

Таким образом, метод (в той или иной форме) сводится к набору определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Это система правил, принципов, требований, которыми руководствуется субъект при решении конкретной задачи для достижения определенного результата в данной сфере деятельности. Она дисциплинирует поиск истины, позволяет (если она верна) экономить энергию и время для достижения цели по кратчайшему пути.

Однако впадать в крайности недопустимо:

Предмет, теория, метод. Метод как единство объективного и субъективного

Теория, отражающая действительность, преобразуется, превращается в метод, путем разработки и формулирования из нее принципов, правил, приемов и т.д., которые возвращаются в теорию (а через нее в практику) потому, что субъект может использовать их как регуляторы в процессе познания и изменения окружающего мира по своим законам.

Поскольку в научном познании не только его конечный результат (совокупность знаний) должен быть истинным, но и путь, ведущий к нему, то есть метод, постигает и сохраняет специфику данного предмета, нельзя разделять предмет и метод, видеть в последнем лишь внешние, независимые по отношению к предмету средства, навязанные ему лишь чисто внешним образом.

Метод любой общности имеет не только теоретический, но и практический характер: он возникает из реального жизненного процесса и возвращается в него. Метод не может быть дан во всей своей полноте до начала исследования, а должен в значительной степени формироваться каждый раз заново, в зависимости от специфики предмета.

Метод не навязывается субъекту познания или действия, а варьируется в зависимости от их специфики. Научное исследование требует глубокого знания фактов и других данных, относящихся к его предмету. Она происходит как движение в данном материале, изучение его характеристик, форм развития, отношений, соотношений и т.д. Таким образом, истинность метода всегда обусловлена содержанием объекта исследования (предмета).

Метод — это не набор умозрительных, субъективных приемов, правил, процедур, выработанных независимо от материальной действительности, от практики, вне и помимо объективных законов ее развития. Поэтому истоки метода следует искать не в умах или сознании людей, а на практике, в материальной действительности. Но в последнем, как бы тщательно мы ни искали, мы не найдем методов, а только объективные законы природы и общества.

Классификация методов и уровней методологии

Разнообразие видов человеческой деятельности подразумевает разнообразие методов, которые можно классифицировать по различным основаниям (критериям). Прежде всего, необходимо различать методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности. Теперь стало очевидно, что система методов, методология не может ограничиваться только сферой научного знания, она должна выходить за ее пределы и обязательно включать в свою орбиту и сферу практики. В то же время необходимо помнить о тесном взаимодействии этих двух сфер.

Что касается методов науки, то для их разделения на группы может быть несколько причин. Таким образом, в зависимости от их роли и места в процессе научного познания можно выделить формальные и содержательные методы, эмпирические и теоретические, методы исследования и методы презентации и так далее. Содержание объектов, изучаемых наукой, служит критерием отличия методов естественных наук от методов социальных (гуманитарных) наук. В свою очередь, методы естественных наук можно разделить на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы. Существуют также качественные и количественные методы, методы прямого и косвенного познания, оригинальные и производные методы и т.д.

Философские методы, среди которых важную роль играют диалектика, метафизика, феноменология, герменевтика и др. Говоря о роли философии (независимо от ее формы) в научном познании, следует указать на две крайние модели, сложившиеся при рассмотрении этого очень сложного вопроса:

Сама история познания и философии показывает, что ее влияние на процесс развития науки и его результаты выражаются в следующих основных моментах:

Общие научные подходы и методы исследования

Характерными признаками общенаучных концепций являются, во-первых, содержательное слияние отдельных свойств, признаков, понятий совокупности частнонаучных и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации и уточнения с помощью математической теории.

Если философские категории воплощают в себе высшую возможную степень общности — конкретно-всеобщее, т.е. закон, то общенаучные понятия в основном являются абстрактно-всеобщими (одинаковыми), что позволяет выражать их абстрактно-формальными средствами.

На основе общенаучных понятий и терминов формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специальным научным знанием и его методами. Общенаучные принципы и подходы включают системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализацию и др.

В структуре общенаучных методов и приемов обычно выделяют три уровня:

  • эмпирические методы исследования;
  • Методы теоретического познания;
  • общие методы и приемы логических исследований. Давайте кратко рассмотрим суть этих методов, приемов и процессов.

Наблюдение — это целенаправленное, пассивное изучение объектов, основанное, прежде всего, на сенсорных данных.

Эксперимент — это активное и целенаправленное вмешательство в исследуемый процесс, соответствующее изменение или воспроизведение объекта в специально созданных и контролируемых условиях.

Сравнение — это когнитивная операция, которая выявляет сходства или различия между объектами (или стадиями развития одного и того же объекта).

Описание — это когнитивная операция, которая заключается в записи результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначений, принятых в науке.

Измерение — это ряд действий, выполняемых с помощью измерительных приборов для нахождения численного значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Формализация — это представление осмысленных знаний в символико-символической форме (формализованный язык). Последний создан для точного выражения мыслей, чтобы исключить возможность двусмысленного понимания. При формализации мышление об объектах переводится на уровень оперирования знаками (формулами).

Аксиоматический метод — это метод построения научной теории на основе определенных предложений (аксиом (постулатов)), из которых путем чисто логического доказательства выводятся все остальные предложения теории. Для выведения теорем из аксиом (и формул из других формул) формулируются специальные правила дедукции.

Гипотетико-дедуктивный метод — метод научного познания, суть которого заключается в установлении системы дедуктивно связанных гипотез, из которых в конечном итоге выводятся утверждения об эмпирических фактах. Таким образом, метод основан на дедукции выводов из гипотез и других предпосылок, истинностное значение которых неизвестно. Это означает, что вывод, полученный на основе этого метода, обязательно носит лишь вероятностный характер.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: