Многообразие человеческого знания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Виды человеческих знаний, их многообразие .Знание – это результат познавательной деятельности человека. Знание — это многозначное понятие:

Во-первых, это вся та информация, которую человек получил, осознал, воспринял об окружающем его мире, всё, что он о нём знает.

Знания – это и умения, навыки, которые человек получил в результате овладения информацией.

Наконец, о знании говорят как об определённой познавательной единице, противоположной практике, но в то же время находящейся с ней во взаимосвязи.

Знание имеет несколько форм и видов в зависимости от методов, способов, сущности познания мира, общества и человека. Каковы же они?

Формы человеческого познания

научное (систематизированное, объективное, доказанное, проверяемое)

ненаучное (разрозненное, несистематизированное, находящееся в противоречии с научной картиной мира )

Ненаучное в свою очередь делится на следующие формы:

Знание, которое основано на здравом смысле , обыденном сознании. Сводится к констатации фактов, к их описанию. Возникает в повседневной деятельности людей, в их взаимоотношениях с природой и друг с другом.

Преобразование мира, овладение вещами.

Образное восприятие мира, целостное отражение его и человека в нём, но с точки зрения видения мира творцом данного образа.

Связано с рациональным мышлением, отражение действительности в определённых понятиях, категориях.

Основано на чувственном восприятии мира, эмоциях, переживаниях, интуиции

Знание, характерное для каждого конкретного человека, его уровень знаний о мире. Оно зависит от способностей человека, его желаний познавать мир, заниматься интеллектуальной деятельностью.

Таким образом, форм и видов знаний много. Это свидетельствует об огромном желании человека познавать мир, получать сведения о нём, но в то же время подтверждает огромную силу воздействия знаний на жизнь общества. Поэтому так остро встаёт проблема ответственности учёных за свои открытия, а также вопрос о необходимости объективного познания мира, свободе научной деятельности.

1. Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие обыденное знание, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) назидание 4) традиция

2) личный опыт 5) эксперимент

3) образ 6) формализация Ответы - цифры запишите в порядке возрастания.

1а Какое утверждение представляет собой пример житейского знания?

2. Какое утверждение является примером житейского знания?

3. Какой признак характеризует житейское знание?

1) достоверно обобщает факты 3) констатирует факты и описывает их

2) связано с рациональным мышлением 4) облекает реальность в форму общих принципов и законов

4. Какой признак не характеризует житейское знание?

1) облекается в форму абстрактных понятий 3) базируется на здравом смысле

2) формируется стихийно 4) опирается на повседневный опыт

1) паранаучного 2) житейского 3) мифологического 4) научного

1) паранаучного 2) житейского 3) мифологического 4) научного

1) паранаучного 2) житейского 3) рационального 4) художественного

1) интуитивной догадки 2) гипотезы 3) экспериментально утверждённого факта 4) закона

10. Английские матросы говорили:

«Чайка ходит по песку- Моряку сулит тоску, И пока не влезет в воду-

1) паранаучное 2) житейское 3) научное 4) художественное

1) художественного вымысла 3) паранучного знания

2)экспериментальной проверки 4) обобщения житейского опыта

1) паранаучного знания 2) экспериментальной проверки

3) обобщения житейского опыта 4) научного знания

13. Какой из приведённых ниже примеров относится к научному знанию?

1 4 . Какое утверждение является примером научного знания?

16. Специфике теоретического уровня научного познания не соответствует:

1) формулирование проблемы (вопроса)

2) выдвижение гипотезы

3) объяснение изучаемых явлений (проверка гипотезы)

4) проверка полученных знаний (наблюдение и практический эксперимент)

17. К теоретическим методам научного познания относится:

1) эксперимент 2) измерение 3) математизация 4) описание

18 . Один из универсальных методов научного познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения, называется:

1) моделированием 2) дедукцией 3) индукцией 4) абстракцией

19. Метод изучения явления, осуществляемый в строго определённых условиях, которые могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом научного познания, называется:

1) наблюдением 2) экспериментом 3) анализом 4) описанием

20. Целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта, называется:

1) описанием 2) наблюдением 3) сопоставлением 4) экспериментом

1) гипотезы 2) представления 3) умозаключения 4) суждения

22 . Художественное знание:

1) строится на образе

2) базируется на здравом смысле

3) отражается в логических понятиях и категориях

4) выражает объективную истину в очищенном от личных симпатий и антипатий виде

23. Верны ли следующие суждения о знаниях?

А. Знания представляют собой способности, умения, навыки, которые базируются на осведомлённости

Б. Знания всегда выражаются в языке в виде отдельных слов или группы слов

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

24. Верны ли следующие суждения о реальном и мысленном экспериментах?

А. Реальный эксперимент относится к эмпирическому уровню научного познания

Б. Мысленный эксперимент относится к эмпирическому уровню научного познания

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

25 . Верны ли следующие суждения о лженаучном знании?

А. Лженаучное знание выступает прототипом, предпосылочной базой научного знания

Б. Лженаучное знание сознательно использует домыслы и предрассудки

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

26 . Научное познание в отличие от других видов познания:

1) является отражением объективной реальности в сознании

2) может использовать интуицию

3) ориентировано на экспериментальное подтверждение полученных выводов

4) может использовать результаты наблюдений

27 . При использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками?

1) идеализации 2) систематизации 3) индукции 4) дедукции

28. Анализ и синтез в научном познании являются:

1) его формами 2) теоретическими методами 3) эмпирическими методами 4) универсальными методами

29 . Знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним, есть:

1) закон 2) истина 3) проблема 4) принцип

30. Какая форма знания выражает эмпирический уровень научного познания?

1) закон 2) теория 3) факт 4) концепция

31. Верны ли следующие суждения о гипотезе?

А) На основе гипотезы происходит построение научной теории

Б) Гипотетическое знание носит достоверный характер и не требует проверки

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

32. Процесс объединение в единое целое свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа изучаемых явлений, называется:

1) индукцией 2) синтезом 3) обобщением 4) дедукцией

33 . Практика в процессе познания не является :

1) основой познания 2) целью познания

3) критерием истины 4) заменой теоретических исследований

34. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Научное познание – одна из форм познания мира. (Б) Новые возможности научного познания значительно расширяют наше знание о человеке и облегчают диагностику его заболеваний. (В) Так, с помощью созданных в Соколово браслетов и других мобильных замерительных устройств можно замерять вес, пульс, содержание сахара в крови. (Г) Создаваемые базы данных дали врачам возможность следить за самочувствием больных в режиме реального времени и консультировать их с помощью Skype . (Д) Виртуальные обследования становятся всё более популярными.

Определите, какие положения текста имеют:

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его.

Результатом процесса познавательной деятельности является знание. Под этим понятием понимается результат изучения, обоснованный логически или эмпирически. Существуют разные виды знаний, характеризующие отражение реальных фактов в мышлении человека. Научные методы нацелены на получение знаний.

Классификация знаний

Общая характеристика

Определению знания дается множество вариантов, каждый из которых несет глубокий смысл, функцию и сущность. Выбранная тема актуальна в разных сферах самообразования, воспитания человека.

Основные понятия

Знание индивида представляет собой обладание информацией, решающей важные вопросы на практике. Оно противоположно неведению — отсутствию информационных данных у человека. Согласно философским мировоззрениям, знание — это образ реальности субъекта в виде понятий или представлений.

Виды знаний

К самым первым формам в истории относится игровое познание, основанное на условно принимаемых правилах, целях, оно позволяет возвыситься над существующим бытием. Знание отмечается, объективирует и выражается языком или другой системой обозначения. Оно может являться единством постижения, а также фиксируется в чувственных образах в результате внешнего или внутреннего восприятия.

Это проверенный на практике итог познания реальности, правильное отражение в человеческом мышлении, обладание опытом и пониманием, является инструментом организации деятельности разных структур и уровней людей.

Ученый О. Конт предложил принцип развития знания, включая исследование религии и философии. Религия основана на традиции и личной вере каждого гражданина, философия — это интуиция, рационализм и умозрение. Позитивное знание основано на науке, фиксировании фактов после наблюдений или экспериментов.

Человеческое познание не ограничено средой науки, знание существует и за границами науки. Любой форме социального сознания (научной деятельности, философии, мифологии, политике, религии) соответствуют характерные формы.

Классификация и разновидности

По мнению М. Полани, группировка знания состоит из двух вариантов — явного и неявного. Первый вид представляет выраженное в понятиях, суждении или теории познание, а неявное не поддается пониманию.

Классификация:

Виды знаний обществознание

  1. Носитель данных. Информация в умах людей, периодических изданиях, сети.
  2. Способ представления. Это устное повествование рассказанного, текст, изображение, таблицы, графики.
  3. Формализация. Бытовые и структурированные познания.
  4. Область деятельности. Экономика, медицина, дизайн, строительство.
  5. Получение. Строящиеся на действии, овладении вещами, бытовые, научные, паранормальные, экстрасенсорные.
  6. Характер соотношения между объектами.

Многообразие видов зависит от разных факторов. Один из элементов мировоззрения проявляется в виде понятий, законов, принципов и планов.

Основные разновидности:

Стопка книг

  1. Житейское, обыденное. Познания, сформированные на бытовом, повседневном опыте, являются важным ориентиром поведения граждан, их взаимоотношений.
  2. Мифологическое. Единство рационального и эмоционального отражения действительности. С помощью такого вида знания первобытное общество познавало реальность.
  3. Религиозное. Внимание уделяется вере в несуществующее, неведомые и эмоциональные образы. Результаты верующего размышления проявляются в конкретных, визуально-чувственных типах. Вера предлагает человечеству абсолютные идеалы, нормы и ценности жизни.
  4. Художественное. Ориентировано на сферу творчества, искусства. Формой существования является визуальный образ. В искусстве, в отличие от философии, допустимы вымышленные факты. Образ, предложенный искусством, является условным.
  5. Философское. Рационально-теоретическая форма.
  6. Рациональное. Основано на разумном мышлении.
  7. Иррациональное. Реальные события характеризуются эмоциями, страстью, переживаниями, интуицией, волей, аномальными или парадоксальными явлениями жизни. Моменты не подчиняются логике или научной обоснованности.
  8. Личностное. Зависит от особенностей интеллекта.
  9. Псевдонаучное. Совмещает в этом типе художественное, мифологическое, религиозное и научное познание. Представителями являются мистика, эзотерика, паранаука, астрология.

Знания важны человеку для ориентации в мире, объяснения и предвидения событий, для планирования и осуществления деятельности или формирования других новых знаний.

Прочая модификация

Представление конфигураций

Известно многообразие форм человеческого познания — научное и ненаучное. Первая форма является объективным, организованным и обоснованным. Это получение информации с помощью разума, интеллекта, ума. Оно оформляется теоретически, в принципах и законах. Познания фиксируются научными методами и средствами, нацеленными на точность.

Научной структуре и форме знаний свойственны логическая обоснованность, доказательная база, воспроизводимость результатов, проверяемость, тяготение к исправлению ошибок и преодолению разногласий. Одним из видов является социальное постижение. Это понимание законов, принципов действия общества, культуры, человека.

Многообразие форм человеческого знания

Главная задача — описать, разъяснить и спрогнозировать процесс и явления реального мира. Научные революции, совершающиеся на этапе развития познания и приводящие к изменению теорий и принципов, сменяются периодами адекватного развития науки. Ненаучная форма представляет разрозненное, несистематизированное получение информации, не формализованное и не описываемое законами мира. Данная форма подразделяется на подвиды.

Вненаучное понятие не является фантазией, проводится интеллектуальным сообществом по отличным от рационалистическим нормам, эталонам, имеют собственные источники и средства познания.

Классификация ненаучной информации:

Знание определение

  1. Донаучная. Информация, полученная до возникновения науки.
  2. Паранаучная. Форма познавательной деятельности, созданная как вариация к имеющемуся виду (экстрасенсорика, астрология, нумерология). Это знания, доказанные научно по форме, но ненаучные по содержанию, например, изучение неопознанных летающих объектов и инопланетян — уфология. Широкий класс паранаучной информации включает учения или раздумья о феноменах, истолкование которых неубедительно, с точки зрения науки.
  3. Ненаучная. Целенаправленно измененные представления о мироздании.
  4. Антинаучная. Бессознательное, ошибочное З. Это утопия или вера в панацею.
  5. Псевдонаучная. Отказ от разумных аргументов. История о древних астронавтах, снежном человеке, Лох-несском чудовище.
  6. Лженаучная. Недоказанные знания, опровержения, домыслы, предрассудки.

Знания могут быть декларативными и процедурными. Первая классификация включает представление о структуре понятий. Они близки к данным и фактам. Пример — институт, университет, академия высшего образования является совокупностью разных факультетов, а каждый из них будет совокупностью кафедр.

Процедурные знания представляют средства и пути переустройства, контроль, управление информацией и знаниями, способы получения новой информации. Например, сюда относится метод мозговой атаки для поиска новых идей и вариантов этой области.

Отличительные особенности

Характеристики данного понятия являются предметом неясности в философии, отсутствии конкретики. Чтобы нечто стало знанием, оно должно соответствовать трем критериям.

Главные критерии:

  1. Подтверждение.
  2. Истина.
  3. Доверие.

По мнению ученых, этого мало, но предложены альтернативные варианты в пользу требования прослеживания аксиомы. Предполагается, что определение понятия требует, чтобы свидетельства верящего логически провоцировали за собой убеждения.

Структура и формы знания

Управление знанием толкует его как форму информации, наполненную контекстом, сформированным из опыта. Информация — это существенные данные для человека из-за их важности. Непосредственное знание является результатом интуитивного мышления, способности постижения реальности через прямое ее усмотрение без обоснования подтверждения.

Процесс научного познания, различные формы художественного освоения мира не осуществляются в логически и фактически доказательном облике. Субъект часто схватывает мыслью отягощенную ситуацию. Роль интуиции высока там, где нужен выход за пределы имеющихся приемов познания.

На стадии чувственного познания не осознаются признаки, по которым происходит исходный вывод. Внутреннее чутье не составляет путь познания, шагающего в обход ощущений, представлений и мышления.

В теории ненастоящего интеллекта и экспертных систем знания является утверждением о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, правил логического вывода одних ратификаций из других, правил применения их для принятия решений.

Отличием понятия от данных является их структурность, активность — создание новых фактов или установление свежих связей между ними становится следствием изменений в принятии решений. Уровень, к которому может относиться знание, объективируют знаковыми средствами языка.

Восприятие мира

Основным способом сохранения знаний является память человека. Требование передачи познавательной информации другим людям, поколениям привела к образованию способов документирования — фиксирования информации. Большие объемы потребовали создания технических средств запоминания информации начиная от письменности до электронно-вычислительных, магнитных носителей.

Итогом социального познания являются социальные и гуманитарные знания, изучаемые на уроках истории и обществознания. По разновидностям знаний информацию представляет практический предмет обществознание. Термин употребляется в разных смыслах — как способность, умение, навык, основанный на осведомленности, познавательная информация, а также форма отношения человека к действительности.

Раздел ЕГЭ: 1.3. Виды знаний

Информация сама по себе не является знанием до мыслительной обработки её человеком. Знание выступает в качестве информации, переработанной и интерпретированной субъектом.

Знание — совокупность систематизированных результатов познавательной деятельности человека. Оно включает в себя все утверждения об окружающем мире.

Человек постоянно находится в процессе поиска новых знаний. Он может получать их путём чувственного и рационального познания, используя для этого все возможные методы, процедуры и процессы.

Познание — процесс получения знания, постижение закономерностей и явлений объективного мира. Существует и другое определение познания — сумма всех знаний в какой-либо области.

УЧАСТНИКИ ПОЗНАНИЯ

Получение новых знаний всегда сопровождается наличием двух сторон, которые не могут существовать друг без друга.

Субъект познания ⇒ Тот, кто познаёт (человек)
Объект познания ⇒ То, что познают (предмет)

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

Поскольку процесс получения знаний осуществляется с помощью различных органов чувств и последующего осмысления, выделяют два основных вида познания:

1) Чувственное (эмпирическое). Осуществляется с помощью органов чувств, зависит от состояния психики человека. Знание формируется на основе ощущений (боль, цвет, вкус). Получение образной информации о предмете. Субъективно.

Формы чувственного познания:

  • ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления или процесса;
  • восприятие — формирование чувственного образа целостной картины предмета, явления или процесса;
  • представление — представление образа объекта познания.

2) Рациональное (теоретическое). Осуществляется с помощью разума и мышления. Знание формируется на основе осмысления чувственного опыта. Освобождение знания от личностной окраски. Объективно.

Формы рационального познания:

  • понятие — утверждение общих и существенных свойств предмета, явления или процесса;
  • суждение — утверждение или отрицание свойств предмета, явления или процесса;
  • вывод — выведение нового умозаключения на основе нескольких известных.

НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Иногда познание осуществляется вне зависимости от воли человека, бессознательно. При нерациональном познании происходит процесс принятия нестандартных решений, неотделимых от жизненных переживаний и эмоций. Это становится возможным вследствие одновременного действия чувственного и рационального познаний. Нерациональное познание может принимать такие формы, как интуиция и творчество.

  • Интуиция — способность к прямому усмотрению истины и её постижению без всяких рассуждений и доказательств. Характеризуется внезапностью. Люди иногда называют интуицию озарением.
  • Творчество — создание абсолютно новых уникальных культурных и материальных ценностей. Через творчество человек осознаёт окружающую его действительность.

Абстракция — знание, свободное от субъективного окрашивания. Характеризуется выделением общих свойств предметов, их сравнения и сопоставления.

ФОРМЫ ЗНАНИЯ

Знание подразделяется на категории, соответствующие способу его приобретения, а также дальнейшего применения. Не бывает единого верного знания, оно может принимать разнообразные формы.

В ходе общественного развития знание приобретается, передается из поколения в поколение, прирастает и уточняется в разнообразных социально-культурных формах. К ним относятся : обыденное знание, научное, мифологическое, художественное, религиозное, философское, игровое.

Самая распространенная форма – обыденное (повседневное, житейское, индивидуальное) знание.Оно обладает следующими чертами:

а/ Основой обыденного знания является личный жизненный опыт субъекта;

б/ Обыденное знание не проникает в сущность объекта, оно остается в пределах здравого смысла: хозяйке не нужно знать химическую формулу борща и точную температуру кипения;

в/ целью обыденного познания является формирование повседневных навыков существования в окружающей социальной реальности, субъект не стремится к широким обобщениям и выведению объективных законов;

г/ по своему содержанию обыденное знание сугубо индивидуально: оно не предназначено для трансляции другим поколениям, не является достоянием человечества и часто неприменимо в иных жизненных обстоятельствах ( вряд ли современному европейцу необходимы навыки добывания огня трением, а аборигену племени в экваториальной Африке – перечень опций новой модели сотового телефона).

При всей своей ограниченности обыденное знание обладает главным достоинством – оно дает человеку возможность адаптироваться в окружающей среде, как природной, так и социальной.

Самая ранняя форма знания – мифологическое знание.

1.Оно характеризуется синкретичностью, то есть неразделенностью областей знания, слиянием субъекта и объекта познания;

2.мифологическое знание не делает различия между естественным и сверхъестественным, словом и вещью, причиной и следствием.

3.Достоверность мифа не подвергается сомнению даже в том случае, когда речь идет о вещах, не встречающихся в повседневной жизни.

4.Типическим признаком мифа является антропоморфизм: природа предстает как одушевленное со - бытие, животные обладают человеческими качествами, боги наделяются человеческими эмоциями, личностными чертами. Человек является органической частью окружающего мира, одной из многих других.

5. Мифологическое знание содержит множество норм-запретов, которые не требуют обоснования. Предписания касаются всех существенных сторон жизни: пищи, быта, обрядов, социальной иерархии и редко выходят за пределы практической необходимости.

Художественное познание (художественно-образное) обнаруживается в искусстве.

1.Главной чертой этой формы познания является отражение мира в художественных образах.

2.Цель художественного познания – красота, а не объективная истина. Произведение искусства ценится за оригинальность, в которой находит выражение субъективность художника.

3.В процессе художественного познания исследуются такие аспекты существования мира и человека, которые ускользают от ученого, озадаченного поиском закономерностей: гармония человеческих взаимоотношений, смысл жизни.

4.Художественное познание эмоционально. Древние греки говорили, что одним из высших состояний разумного существа является катарсис, то есть духовное очищение человека, созерцающего произведение искусства.

1.основано на вере в сверхъестественное.

2.В отличие от мифологического, религиозное знание четко разделяет область естественного и область сверхъестественного.

3.В отличие от науки оно не связано с рациональной деятельностью, поскольку вера как неаргументированное знание не требует логического обоснования.

5.В религиозном знании большое место занимают этические компоненты: каким должен быть человек, желающий жить в гармонии с божественными предписаниями? способен ли человек достичь этой гармонии? каковы пути нравственного совершенствования?

Разнообразие форм человеческого знания предполагает и различные пути познания: существует рациональный путь познания, основанный на доводах разума (научное познание), иррациональный путь познания (мифология, религия, искусство), пути познания, сочетающие рациональность и иррациональность (философия). Существуют понятия явного и неявного знания. Явное знание – это артикулируемое знание, то есть выразимое в языке или иных знаково-символических системах. Неявное знание не проявляется ни в мышлении, ни в языке. Оно проявляется в стереотипах восприятия и мышления, в механике тела, практических навыках. Явное знание можно транслировать, а неявное чаще остается в рамках индивидуального опыта. Например, вы можете объяснить, как решали задачу, но объяснить , почему вы пишете именно таким почерком, а не иным, вряд ли сможете.

Научное познание

Особое место занимает в духовной культуре человечества научное познание. Научное познаниеэто целенаправленный организованный процесс познания мира с целью получения объективного, истинного знания.

а/ научное познание ставит своей целью проникновение в сущность предмета, выявление существенных внутренних связей и выведение объективных законов;

в/ научное знание систематизировано и формализовано; в научном познании существует специальный понятийный аппарат и знаково-символические системы;

г/ в процессе научного познания используется специальное оборудование и существует строго определенная методология ;

д/ научное знание является достоянием всего человечества и транслируется следующим поколениям;

е/ процесс научного познания оформлен в специальный социальный институт – науку, включающий в себя научно-исследовательские институты, технопарки, учебные заведения для подготовки научных кадров, управленческие структуры.

Следует различать принципы организации научного познания и содержательные принципы научного знания. В процессе научного познания должны соблюдаться следующие принципы:

а/ строгая доказательность: ни один вывод не должен приниматься на веру;

б/ опытная проверяемость: у любого теоретического вывода должны быть эмпирические основания, подтвержденные фактами;

в/ воспроизводимость результатов исследования: недопустимо делать вывод на основании одного-единственного эксперимента или одного-единственного наблюдения.

В своем содержании научное знание должно соответствовать

− принципу причинности (ни одна вещь не возникает без причин, то есть таких предшествующих обстоятельств, которые определили необходимость данной вещи);

− принципу относительности ( любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными способностями субъекта) ;

− принципу истинности научного знания ( главная ценность науки − истина).

Философы выделяют два уровня научного познания – эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне исследования объекта преобладает чувственный опыт, а на теоретическом – рациональное познание. Уровни научного познания постоянно взаимодействуют: чувственный опыт должен быть систематизирован, обобщен , формализован, а теория не может быть создана без ссылки на опыт. Для каждого уровня разработаны методы научного исследованияспециальные принципы, приемы и операции, регулирующие действия с изучаемыми объектами.

К эмпирическим методам относятся:

а/ наблюдениеэто метод эмпирического исследования, предполагающий непосредственное восприятие объекта без вмешательства в естественные условия его существования; итогом наблюдения является эмпирическое описание;

б/ эксперимент - это метод эмпирического исследования, при котором происходит активное вмешательство познающего субъекта в естественные условия существования объекта с определенной научной целью;

в/ сравнение – сопоставление сходных свойств или характеристик разных объектов.

Связь эмпирического и теоретического уровней научного познания обнаруживается при систематизации полученных знаний, при которой исследователь осуществляет логические операции классификации, анализа, синтеза, аналогии, индукции и прочих. Классификацией называется разделение множества объектов на группы по определенному основанию. Анализэто логическая операция расчленения познаваемого объекта на составные части. Анализ необходим для выявления внутренних взаимосвязей объекта. Синтезлогическая операция соединения разрозненных частей в единое целое. Общая черта эмпирических методов исследования – индуктивность выводов. В гносеологии индукцией называют способ рассуждения от частных фактов к общим выводам. В соответствии с этим способом ученый, увеличивая число исследуемых объектов, должен неуклонно приближаться к истине. Но чаще всего полная индукция, при которой у исследователя есть возможность рассмотреть все объекты данного класса, невозможна. В этом случае применяется неполная индукция : исследователь рассматривает часть объектов данного класса и делает вывод по аналогии.

К теоретическим методам научного исследования относятся

а/ абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных свойств объекта. При этом в одном и том же объекте для биолога одни черты являются существенными, а социолога – другие;

б/ идеализация – мысленное конструирование объекта, наделенного определенной совокупностью признаков и свойств, не существующего в действительности (идеальный газ, абсолютный нуль и т.д.);

в/ формализация – замена отношений между реальными объектами отношениями между знаками (математические, химические формулы);

г/ моделирование – замена реального объекта моделью, воспроизводящей свойства изучаемого объекта. Модель может быть математической, компьютерной. Моделирование часто сопровождается формализацией. Например, вместо проведения химической реакции ученый может с помощью уравнения выяснить , какие изменения произойдут с исходными веществами;

д/ гипотетико-дедуктивный метод . Дедукцией называется способ рассуждения от общих положений к частным фактам. Гипотетико-дедуктивный метод предполагает первоначальную формулировку теории в виде общих предположений, из которых затем выводятся следствия на основе экспериментальных данных.

Основными формами научного знания являются

научный фактэто эмпирически зафиксированное знание ( проверенное опытом);

научная проблемаэто затруднение, возникающее в процессе познания, которое может быть устранено только научными методами;

научная идеяэто интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации и осознания субъектом связей, позволяющих сделать вывод;

гипотезаэто предположение, истинность которого должна быть обоснована в результате научного исследования. Гипотезы бывают объяснительные и экзистенциальные. Первые представляют собой версии относительно качеств зафиксированного объекта, а вторые являются предположениями по поводу самого существования объекта.

закон – это отображение существенной, необходимой и повторяющейся связи между объектами.

теорияэто высшая форма научного знания, дающая целостное, системное представление о закономерностях в определенном фрагменте реальности и выраженное в специальных понятиях. Любая научная теория должна выполнять не только объяснительную, но и прогностическую функцию.

Социальные науки.

В научной мысли XX века проблема человека становится центральной. Глобальные события прошлого столетия поставили вопрос о предназначении человека, о его способности к самоконтролю и критической самооценке. Сложно назвать научную область, объектом которой не мог бы стать человек. В самом широком смысле человек как материальное тело может быть включен в объект физики; как живое существо, в организме которого происходят химические процессы, в объект химии. Но эти же науки исследуют и другие объекты – неживую природу, животный мир, мир элементарных частиц. Существуют науки, объектом которых является только сам человек, социальная группа или человечество в целом.

Антропологиянаука о человеке, изучающая вопросы происхождения человека, его эволюцию. Антропологи исследуют останки первобытных людей и реконструируют внешний облик человека, его быт, культуру, интеллектуальные способности. Антропологами изучены различные представители вида Homo sapiens: австралопитек, питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонец.

Одни ученые полагают, что существовала одна генеральная линия эволюции человека, которая и привела к возникновению сознания. Другие настаивают на том, что эволюция человека в какой-то момент оказывается в тупике: неандерталец является самостоятельной ветвью эволюции, которая не смогла противостоять человеку разумному в процессе биологической, социальной и культурной эволюции.

Психология – наука о закономерностях, механизмах и формах психической жизни человека и высших животных. Сначала психология развивалась как наука о феноменах человеческого сознания и проявления его в различных образах (гештальтпсихология). Затем возникло направление, связанное с исследованием поведенческих характеристик человеческой психики (бихевиоризм). Сегодня психология изучает процессы создания чувственных и интеллектуальных образов, процессы общения, эмоциональные состояния человека и реакции нервной системы на них, темперамент и т.д.

Социология – это наука об обществе как целостной динамической системе и ее элементах – социальных институтах, процессах, социальных отношениях и взаимодействиях, социальных группах и структурах, а также закономерности их функционирования и развития. В современной социологии очень много направлений: экономическая социология, политическая социология, социология религии и т.д. В основе социологического анализа – человек как носитель различных ценностей, стереотипов, как субъект форм социализации. Макросоциология – это теории, описывающие общезначимые закономерности в развитии общества. Микросоциология – это теории, исследующие взаимодействие малых групп, коллективное поведение и развитие отдельных социальных явлений.

Экономика – это наука, изучающая закономерности хозяйственной жизни общества, правила ведения и управления хозяйством. Экономика включает в себя историю экономических учений, теорию экономики. Система экономических наук включает в себя функциональные экономические науки ( финансы и кредит, экономику труда, теорию ценообразования и т.д.) и отраслевые экономические науки (экономику сельского хозяйства, экономику промышленности, транспорта и т.д.).

Политология- наука о политических процессах и политических отношениях, существующих в обществе. Она включает в себя прикладную политологию ( область практического использования результатов теоретических исследований), философию политики ( философский анализ сущности политических отношений), политическую социологию и т.д.

Кроме того, к наукам о человеке относятся культурология ( наука о конкретных проявлениях, развитии и сущности человеческой культуры); регионоведение ( комплексная область научного знания, исследующая территориальную организацию жизни общества – региональную экономическую, социальную и политическую специфику); правоведение или юриспруденция (наука о правовой форме регулирования отношений в обществе) и пр.

Читайте также: