Духовенство и миряне 7 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

Христианство зародилось в I веке в Палестине. В канун Средневековья оно становится господствующей религией Римской империи. Какие причины побудили принять крещение короля франков Хлодвига, исповедавшего язычество? Какое место занимала христианская церковь в управлении государством в раннем Средневековье? Какую роль сыграло принятие христианства франками в развитии Западной Европы? Ответить на эти вопросы, узнать интересные факты об этом переломном периоде поможет данный урок.

План урока:

Принятие христианства Хлодвигом и франками. Значение этого события

Завоевания франков при Хлодвиге позволили им считать себя свободными гражданами:

Заселение новых земель, привилегии в правах франков, возвышение знати над рядовыми людьми порождало недовольство со стороны местного населения. Завоевателям требовалось удерживать власть и поддерживать порядок в государстве. Опорой власти Хлодвига служило созданное им государство, знать и королевская дружина. Но этого было недостаточно для безоговорочного повиновения населения.

Как же укрепить свою власть в новых условиях? Наиболее оптимальным решением данного вопроса являлось принятие Хлодвигом христианства:

  1. Церковь поддерживала авторитет королей среди подчиненных;
  2. Во владении церкви находилось большое количество земель и доходов;
  3. При помощи христианской религии можно было направлять жителей на противостояние врагам, внушать смирение и подчинение;
  4. Вера в единого Бога Христа объединяла людей;
  5. Христианская церковь в средние века оказывала колоссальное влияние на людей.

Все это послужило вескими причинами, побудившими Хлодвига заручиться такой мощной поддержкой. Важность этого исторического события и значение принятия христианства Хлодвигом сложно переоценить.

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ! Большая часть населения Средневековой Европы – верующие, поэтому церковь и ее руководство играли значительную роль в жизни людей и государств.

Около 498 года Хлодвиг и его дружина приняли крещение. Затем и все франки приняли христианство по примеру короля. Это событие произошло в самом начале эпохи Средневековья. Началом Средних веков принято считать 476 год.

Какой религии придерживались франки ранее? Они поклонялись идолам, множественным богам, то есть были язычниками. После того, как франки приняли христианство, они стали верить в одного бога - Иисуса Христа.

Принятие Хлодвигом христианства имело огромное значение для возвышения его авторитета как среди жителей Галлии, так и среди остальных варварских племен. Христианство превратило его из предводителя варваров в короля, власть которому даровал Бог.

Крещение Хлодвига и его дружины происходило очень торжественно, была организована пышная церемония. Церковь и здание для крещения (баптистерий) были украшены белыми полотнищами. Благовония распространяли божественные ароматы.

После того, как Хлодвиг принимает крещение, мощная церковная организация становится для него союзником. Причем этот союз был основан на взаимовыгодных условиях.

Приняв христианство, Хлодвиг укрепил свой авторитет и во всех христианских государствах. Короля поддерживало местное население, которое состояло из галло-римлян, являвшихся христианами. После того, как франки приняли христианство, они начали объединяться с галло-римлянами в один народ, так как их больше не разделяла вера.

Итак, франки приняли христианство при короле Хлодвиге. Это событие способствовало распространению латинской письменности, так как богослужения велись на латинском языке. Появляются школы, развивается искусство рукописных книг, архитектура, живопись, музыка.

Значение принятия христианства Хлодвигом:

  • укрепление авторитета Хлодвига среди местных жителей;
  • политика Хлодвига поддерживается христианской церковью;
  • развитие римской культуры и ее распространение среди франков;
  • усиление влияния церкви на захваченных франками землях.

Духовенство и миряне

Распространение христианства внесло свои коррективы в обустройство общественного строя. Верующие разделились на две большие группы: духовенство и миряне.

Руководство духовной жизнью прихожан осуществляли представители духовенства. В храмах они организовывали богослужения, проводили проповеди, наставляли христиан на путь веры.

Помимо служения в церкви, духовенство храма было наделено рядом привилегий:

  • освобождение от уплаты налогов;
  • освобождение от воинской службы;
  • подчинение только церковному суду.

Духовенство в Средние века являлось самым грамотным сословием. Чтобы вести богослужения, изучать Библию, необходимо было знать латынь и уметь читать. Благодаря грамотности, церковное духовенство пользовалось особым уважением среди мирян. В те времена были безграмотны не только ремесленники и крестьяне, но и многие знатные люди.

Благодаря материальной обеспеченности, грамотности, содействию правителей, служители церкви имели существенную власть над верующими. Церковь и духовенство, заручившись поддержкой наиболее активных мирян, становились центром городских и сельских поселений.

ВЫВОД: рост количества верующих христиан приводит к появлению новых социальных слоев - духовенства и мирян, к увеличению власти и росту материальных благ духовенства.

Иерархическая структура церкви

  1. Церковь – это религиозная организация, а также объединение последователей религии на основе общности вероучения;
  2. Церковь – здание для совершения богослужения.

Распространение христианства положило начало выстраиванию слаженной иерархической структуры церкви. Все церковные должности располагались от низшей к высшей и находились в строгом соподчинении. Со временем высокопоставленные церковные чины стали передаваться по наследству или через назначение приемника.

Папа Римский - глава христианской церкви

Епископы – управляющие церковными областями

Вторую ступень в социальной структуре церкви занимали епископы и архиепископы. Христиане, проживающие недалеко от той или иной церкви и посещающие ее, входили в состав религиозной общины – приход. Такой общиной были объединены жители части города или всей деревни. В приходах вели службу священники. Общины, в свою очередь, объединялись в регионы, во главе которых стояли епископы. Организацией церковной жизни в масштабах крупных территорий занимались архиепископы. Их выбирали из числа епископов.

Аббаты – наместники монастырей

Третья ступень в структуре церкви раннего Средневековья принадлежала аббатам. Монастырь – религиозная община монахов. Со временем такие общины разрастались и наиболее крупные из них стали называть аббатствами, а настоятелей монастырей – аббатами. В королевстве франков насчитывалось примерно 250 монастырей. Причем были организованы как мужские, так и женские монастыри.

Священники и монахи

В христианстве в раннее Средневековье произошло разделение на белое и черное духовенство.

Священники служили в церкви, но жили обычной жизнью среди людей.

Монах, давший обет, должен был:

  • полностью отказаться от своего имущества;
  • отречься от семьи;
  • посвятить свою жизнь молитвам;
  • жить в бедности и трудиться;
  • выполнять все повеления настоятеля - аббата.

Почему человек принимал решение стать монахом?

В Средние века людей часто преследовали различные угрозы жизни: неизлечимые болезни, военные сражения, низкий уровень жизни. Христианство проповедовало возможность исцеления души и обещало продолжение жизни в раю тем, кто посвящает себя смирению и молитве.

Чем занимались монахи в Средневековье? Они жили в монастырях, отгороженных от остального мира стеной. Они должны были молиться не менее семи раз в сутки, а все оставшееся время посвящать труду, обеспечивая себя едой и одеждой. Монахи Средневековья заботились о больных, нуждающихся бедняках, сиротах.

Жизнь монахов в Средневековье проходила в специальных комнатах – кельях. Во дворе монастыря обычно находились ремесленные помещения, конюшни, амбары, огороды и сады. При крупных монастырях в Средние века строились лечебницы, школы и библиотеки. Предполагалось, что внутри монастыря должно быть все необходимое, чтобы у монахов не возникало необходимости выходить за его пределы.

Монахи занимались переписыванием религиозных рукописей, а также произведений философов и поэтов.

Монах переписывает рукопись

Средневековые книги внешне напоминали современные, но имели гораздо больший размер. Книги писались на пергаменте, листы которого были сложены и переплетены. Создание одной книги - кропотливый и долговременный труд нескольких монахов. Один человек занимался написанием текста каллиграфией при помощи птичьих перьев; второй – расписывал заглавные буквы красной строки; другие – украшали страницы витиеватым орнаментом. Ценность средневековой рукописной книги была очень высока, она считалась дорогим преподношением, достойным королей и знатных персон. Главной книгой, которую необходимо было изучить всем верующим, была Библия.

Молитва монахов монастыря очень ценилась обычными мирянами. Они верили в ее чудодейственную силу и избавление от грехов. В связи с этим, верующие часто прибегали к завещанию своего имущества монастырям. Они надеялись, что молитва монахов спасет их души. Так во владение монастырей стало переходить значительное количество земель. Со временем целые деревни попадали к ним в зависимость. Жители этих деревень полностью содержали монастырь.

ВЫВОД: в период раннего христианства сложилась четкая организационная структура церкви, подразумевающая беспрекословное подчинение нижестоящих чинов. Такое подчинение было основано на строжайшей дисциплине.

Возникновение папской области

Союз между королем и христианской церковью, заключенный Хлодвигом, положил начало процветанию церкви. Духовенство поднимает вопрос о взаимодействии церкви и государственной власти. Оно утверждает, что только церковь способна обеспечить порядок в управлении государством и выступить высшим посредником в деле веры. Светская власть и церковь должны быть в тесном взаимодействии и находится в подчинении у главы христианской церкви.

Рим постепенно возрождается, он становится центром христианства и обителью Папы Римского. В период предводительства франкским войском Пипина Короткого, Риму угрожали германские племена лангобарды. Римский Папа обратился за помощью к Пипину, который в двух походах одержал победу над германцами. В 751 году Папа Римский даровал ему королевский титул. В честь своих побед и в благодарность за коронацию, франкский король преподнес в дар Папе Римскому часть завоеванных земель. Со временем количество дарованных земель увеличивалось. В 756 году возникла Папская область – государство, в котором светской и духовной властью обладал Папа Римский. Территории, занимаемые этим государством периодически изменялись, часто были разрознены и находились далеко друг от друга. История Папской области насчитывает более тысячи лет.

ВЫВОД: в период раннего христианства укрепилась взаимная поддержка светской и церковной власти. Возникновение Папской области подтвердило, что церковная и государственная власть были неотделимы.

Духовенство и миряне. Священники в храмах водили богослужение и выступали с проповедями: делая упор на Библию, они наставляли верующих, как жить по Божьим законам. Церковными делами в областях управляли епископы и архиепископы (основные епископы). Во главе христианской церкви в Западной Европе стоял римский епископ папа. Он считался наместником апостола Петра. Прихожане местных маленьких церквей сочиняли церковный приход. Все служители церкви представляли особенный слой народонаселения духовенство. Оно руководило духовной жизнью людей. Другие люди именовались мирянами: они жили в миру, то есть не порывали с прозаическими делами. Римский папа. Епископы. Аббаты. Священники, монахи. Миряне.

Вся Церковь делится на клириков и мирян. Клир – это все, кто служит Церкви, от привратников и чтецов до митрополитов и патриархов. Клирики осуществляют церковные обряды и таинства, проводят религиозные службы и руководят духовной жизнью прихожан.

В первые два века христианства между клириками и мирянами не было особой разницы. Тертуллиан говорил, что миряне то же самое, что священство: Господь там, где собраны две или трое во имя Его, все равно, миряне это или клирики.

По новым представлениям, без епископа христианину ничего нельзя было делать, даже давать милостыню. Поскольку епископ отвечает только перед Богом, недопустимо требовать у него никакого отчета, призывать к ответу и следить за тем, что он делает и как распоряжается церковным имуществом. Не следует также докучать ему своими просьбами: для этого лучше обратиться к его помощнику, диакону. Пастырь – это голова, а миряне – даже не тело, а хвост.

В Российском государстве Церковь еще со времен преодоления раздробленности и борьбы за независимость от власти ордынских ханов выступала одним из столпов власти государя. Взамен церковной поддержке власти наделяли церковь землями, предоставляли налоговые льготы. Противостояние с церковью очень дорого обошлось бы государственным властям, поэтому государи всячески старались поддерживать церковь материально и использовать ее возможности для реализации своих интересов.

Церковь в лице митрополичьего дома, епископских кафедр, крупных монастырей и городских соборов обладала огромным имуществом, в первую очередь земельным, выступая в качестве феодала. Вместе с десятиной, которой она была наделена еще при крещении Руси, церкви в Русском государстве получали и другие доходы: поступления от определенных статей княжеских доходов — городских торговых, таможенных и судебных пошлин. Экономическое и идеологическое могущество позволяло церкви чувствовать себя независимой от государства и даже бороться с ним за влияние в обществе.

Также церковь решала и ряд государственных задач. Многочисленные монастыри осуществляли миссионерскую деятельность на присоединенных территориях, управляли землями и владели крестьянами. Митрополиты, а впоследствии и патриархи, заседали в боярской думе, принимали послов и участвовали в управлении государством, поддерживали власти в реализации их задач. Поскольку церковь имела огромное влияние в православном обществе, обладала большими богатствами и была крупным землевладельцем, государству в условиях недостаточно сильного аппарата управления большими землями поддержка церкви была необходима. С другой стороны, церковь так же не могла существовать в отрыве от государства. Власти неоднократно порывались забрать у церкви ее земли и богатства. Церкви, чтобы сохранить свое имущество, приходилось находить общий язык с государством и зачастую идти против совести. Так или иначе, со временем государство практически полностью подчинило себе церковь и сделало ее своим инструментом.

Как управлялась Русская православная церковь в XV в.? Какие изменения про изошли в ней в XV в.?

Во главе Русской православной церкви стоял митрополит. До середины XV века русские митрополиты назначались константинопольским патриархом. Но после объявления самостоятельности они стали избираться собором русских епископов сначала по согласованию со светской властью, а потом и по прямому указанию московских великих князей. Церковь и ее территориальные отделения владели землями, деревнями и слугами, управляли владениями, собирали доходы и судили подчиненное духовенство и мирян. В подчинении епископов находились приходы и монастыри. Главные вопросы решались на Соборе русских епископов.

Вспомните, как строились отношения между императором и церковью в Византийской империи.

Что такое ересь? Вспомните, как поступали с еретиками в средневековой Европе.

Ересь — это сознательное отклонение от считающегося кем-либо верным религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению.

Несмотря на все усилия церкви, искоренить ереси полностью ей так никогда и не удалось. Преследования лишь сделали еретиков осторожнее в поступках и тверже в убеждениях. Тайные секты продолжали существовать до самого конца средневековья.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Какую роль играл приходской храм для округи?

2. Что составляло основу экономического могущества церкви?

В Российском государстве Церковь еще со времен преодоления раздробленности и борьбы за независимость от власти ордынских ханов выступала одним из столпов власти государя. Взамен церковной поддержке власти наделяли церковь землями, предоставляли налоговые льготы.

Церковь в лице митрополичьего дома, епископских кафедр, крупных монастырей и городских соборов обладала огромным имуществом, в первую очередь земельным, выступая в качестве феодала. Вместе с десятиной, которой она была наделена еще при крещении Руси, церкви в Русском государстве получали и другие доходы: поступления от определенных статей княжеских доходов — городских торговых, таможенных и судебных пошлин. Экономическое и идеологическое могущество позволяло церкви чувствовать себя независимой от государства и даже бороться с ним за влияние в обществе. Однако, со временем в обмен за сохранение в неприкосновенности ее земельных преимуществ церковь все больше признавала верховенство светской власти и служило интересам государства и его правителей. Уже в те времена в Российском государстве мы наблюдаем сближение государства и церкви.

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 1 часть. Параграф 12

3. В чём суть спора между иосифлянами и нестяжателями? Как в итоге решился этот спор?

Оппонентами нестяжателей в споре о ереси стали сторонники Иосифа Волоцкого – иосифляне. Они настаивали на крутых мерах по искоренению ереси вплоть до применения западноевропейского опыта аутодафе – сожжения на костре. Также Иосиф Волоцкий выступал в защиту церковного землевладения.

Победа в этом споре осталась за Иосифом Волоцким (иосифлянами). Соборы 1547, 1549 и 1551 годов утвердили модель церковно-государственных отношений, во многом напоминавшую византийскую, т.е. предполагающую тесную связь государства и церкви.

4. Почему для светской власти была важна поддержка церкви?

Влияние церкви на умы и души подданных было велико. В истории есть множество примеров, когда церковь своими действиями сплачивала и воодушевляла людей на определенные действия. Кроме того, церковь выполняла важную социальную функцию. Церковные приходы служили не только религиозным, но и административным целям, а многочисленные монастыри занимались миссионерской деятельностью на присоединенных территориях. Противостояние с церковью очень дорого обошлось бы государственным властям, поэтому государи всячески старались поддерживать церковь материально и использовать ее возможности для реализации своих интересов.

Думаем, сравниваем, размышляем

Московский Новодевичий монастырь был основан в 1524 году Великим князем Московским Василием III в память возвращения Смоленска (1514), более столетия находившегося под властью Литвы. Будучи сыном принцессы царской крови, Софии Палеолог, Василий III, сознавал себя наследником византийских императоров, защитником и хранителем Православной Веры, как пред лицом крепнущей Османской Империи, так и пред наступающим с Запада латинством.

Державная идея — преемство двух царств: Византии и Руси — проявилась в посвящении главного соборного храма Новодевичьего монастыря Смоленской иконе Божией Матери Одигитрии (с греч. — Путеводительнице). Ведь именно образ Богоматери Одигитрии, написанный, по преданию, апостолом Лукой, был главной святыней Константинополя и священным палладиумом Византийской Империи.

История Новодевичьего монастыря тесным образом переплетается с судьбами царских династий: уходящих Рюриковичей и первых Романовых. В его стенах принимают монашество представительницы царствующего дома и знатных боярских родов. В 1549 году Иван Грозный, крестил, а через год похоронил в обители свою дочь Анну. В 1598 году после смерти царя Федора Ивановича, в Новодевичий монастырь из кремлёвских палат переселилась царица Ирина Федоровна Годунова. Здесь же с января по апрель 1598 года находился её брат, боярин Борис Годунов, который после трёхкратного народного моленья, приходившего к стенам обители, в Смоленском соборе был наречён царём и самодержцем.

В годы Великой Смуты Новодевичий монастырь был разорен. Во время Московской осады (1610-1612) его стены видели поляков и немцев, отряды стрельцов и шайки разбойников. 21 августа 1612 года на Девичьем поле произошла решающая битва русского ополчения с поляками — отсюда князь Дмитрий Пожарский повёл на Кремль победоносные русские дружины.

Над северными и южными вратами вознеслись церкви Преображения Господня и Покрова Божией Матери с прилегающими к ним парадными двух- и трехэтажными постройками дворцового типа, предназначенными для царевен Екатерины и Марии. Вдоль северной стены были построены обширные каменные кельи для монахинь, названные Певческим корпусом. А пятиярусный иконостас Смоленского собора украшен великолепноной сквозной резьбой с позолотой, выполненной мастерами Оружейной палаты.

Одновременно с надвратными храмами была сооружена обширная трапезная палата с Успенской церковью (1685-1687), на втором этаже которой находился небольшой храм Сошествия Святого Духа.

В последний год правления царевны Софьи была возведена 72-метровая колокольня, ставшая главной вертикалью архитектурного ансамбля. В её основании находилась Иоасафовская церковь, соединявшаяся с покоями царевны Евдокии Алексеевны, на втором этаже – придел святого апостола Иоанна Богослова, третий и пятый ярусы занимали звонницы.

2. Найдите в тексте параграфа примеры, иллюстрирующие взаимоотношения церкви и мирян, а также церкви и власти. Проанализируйте эти отношения. Сделайте вывод.

Церковные приходы были центром не только религиозной, но и общественной жизни людей. Церковь выполняла многочисленные социальные функции. Храмы возводили на пожертвования мирян. Прихожане избирали кандидата в священники и заключали с ним договор о вознаграждении за службу. Храм был местом, где объявлялись царские указы. Священники вели богослужение, крестили детей, венчали, отпевали покойных, учили детей грамоте, выступали свидетелями при подписании мирских актов, участвовали в расследовании преступлений, вразумляли советом. Также церковь решала и ряд государственных задач. Многочисленные монастыри осуществляли миссионерскую деятельность на присоединенных территориях, управляли землями и владели крестьянами. Митрополиты, а впоследствии и патриархи, заседали в боярской думе, принимали послов и участвовали в управлении государством, поддерживали власти в реализации их задач. Поскольку церковь имела огромное влияние в православном обществе, обладала большими богатствами и была крупным землевладельцем, государству в условиях недостаточно сильного аппарата управления большими землями поддержка церкви была необходима. С другой стороны, церковь так же не могла существовать в отрыве от государства. Власти неоднократно порывались забрать у церкви ее земли и богатства. Церкви, чтобы сохранить свое имущество, приходилось находить общий язык с государством и зачастую идти против совести. Так или иначе, со временем государство практически полностью подчинило себе церковь и сделало ее своим инструментом.

3. Как называются архитектурные религиозные сооружения православных христиан и мусульман?

Религиозные сооружения православных называются храмами и монастырями. Религиозные сооружения мусульман называются мечетями.

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 1 часть. Параграф 12

Митрополит Филипп, в миру Федор, происходил из знатного рода бояр Колычевых. С ранних лет Феодор читал религиозные книги, отличался кротостью и степенностью. Благодаря своему происхождению он часто бывал в царском дворце. Его кротость и благочестие оставили сильное впечатление в душе его сверстника, царя Ивана IV.

По примеру своего отца, Феодор начал военную службу, и его ожидало блестящее будущее, но сердце его не лежало к этому. Желая приобщиться к религиозной деятельности, он тайно от всех оставил Москву и направился в Соловецкую обитель. Там в течение девяти лет он был послушником, а затем стал игуменом.

В этом сане он ревностно заботился о благосостоянии обители в материальном, а больше — в нравственном отношении. Он соединил озера каналами и осушил болотные места для сенокосов, провел дороги, завел скотный двор, воздвиг два величественных собора — Успенский, Преображенский и другие храмы, устроил больницу. Он написал новый устав, в котором начертал образ трудолюбивой жизни, запрещающий праздность.

Игумена Филиппа вызвали в Москву для духовного совета, где при первом же свидании с царем, он узнал, что для него назначена кафедра митрополита. После долгих уговоров Филипп согласился, но требовал уничтожения опричнины. Архиереи и бояре уговаривали Филиппа не настаивать усиленно на этом требовании из уважения к самодержавию царя и смиренно принять сан. Филипп сначала уступил воле царя, но видя ужасы опричнины и бесполезность уговоров, решил противостоять открыто.

28 июля митрополит Филипп служил в Новодевичьем монастыре и совершал крестный ход вокруг стен монастыря. Там был и царь, окруженный опричниками. По ложному обвинению Иван IV велел судить Филиппа. 8 ноября митрополит в последний раз служил в Успенском соборе. Вдруг отворились церковные двери, вошел боярин Басманов в сопровождении толпы опричников и велел прочесть бумагу, в которой изумленному народу объявляли, что митрополит лишается сана. Тотчас же опричники сорвали со святителя облачение и, одев в оборванную монашескую рясу, вывели его вон из храма, посадили на дровни и с ругательствами повезли в один из московских монастырей. Говорили, что царь хотел было сжечь Филиппа на костре и только по просьбе духовенства определили ему пожизненное заточение. В то же время он казнил многих родственников Филиппа. Голову одного из них, особенно любимого Филиппом племянника, Ивана Борисовича Колычева, Грозный послал святителю. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители, желая увидеть хоть тень славного святителя, и рассказывал о нем чудеса. Тогда Иван Грозный велел перевести его в Тверской Отрочь монастырь.

Митрополит Филипп – человек высокой нравственности, не стал унижаться перед государственной властью и идти против своей совести. Он, зная о неминуемой расправе, открыто заявил о своем несогласии с действиями царя и своим примером показал, что беспределу можно и нужно оказывать сопротивление. В этом я вижу нравственный подвиг митрополита Филиппа.

Запоминаем новые слова

Архиерей — общее название для священнослужителей высшей (третьей) ступени христианской церковной иерархии.


История Церкви полна актуальных на все времена примеров. Фото: СПЖ

Недавно поднятый католиками Германии вопрос о необходимости священства – хороший повод обратиться к истории. Какими были взаимоотношения клира и мирян в древней Церкви?

Предисловие

На первый взгляд может показаться, что немецкие католики пошли по пути протестантов XVI века, которые выступали против злоупотреблений тогдашнего духовенства. Правда тогда речь шла не о сексуальных преступлениях, а в основном о продаже индульгенций. Но это только лишь на первый взгляд. Протестанты утверждали, что Римско-католическая церковь отошла от первоначальных христианских идеалов и исказила их посредством средневекового схоластического богословия и обрядности. Как средство исправления сложившейся ситуации, они предлагали возвращение к апостольскому христианству.

История показала, что протестанты отступили от апостольского христианства еще дальше, но это уже другой вопрос.

В случае же с современными немецкими католиками мы не видим даже декларации о возвращении к первоначальному устройству Церкви и первоначальным отношениям между мирянами и церковной иерархией. Предлагается просто упразднить священство, что равнозначно упразднению христианства как такового и превращения его в некую общественную организацию и набор неких моральных правил, модернизированных с учетом прав ЛГБТ.

Духовная зрелость, глубокая сознательность и высокие нравственные качества христиан в I-II веках позволяла всем членам общины активно участвовали в ее жизни. Сама же эта жизнь не ограничивалась лишь богослужебными собраниями, но затрагивала все сферы жизни людей.

А потому весьма нелишним будет не только посмотреть, каким было церковное устройство и отношения пастырей и пасомых в древней Церкви, но и проанализировать причины, по которым эти отношения изменились.

Отношения клира и мирян в первые три века истории Церкви

В первый, апостольский век бытия Церкви представители церковной иерархии и народ находились между собой в самых близких и тесных отношениях. Христианские общины того времени были настоящими семьями, в которых все совершалось по любви и согласию, и в которых сложно было себе представить, чтобы одни члены общины стремились бы к доминированию над другими.

Участие той категории христиан, которая впоследствии будет названа мирянами, в жизни общины выражалась, прежде всего, в избрании епископов, диаконов и иных лиц, наделяемых в общине специальными обязанностями и полномочиями.

Перераспределение полномочий от мирян к клиру в III веке выражалось, прежде всего, в том, что, во-первых, у мирян постепенно отнималось право проповедовать в Церкви, а во-вторых, духовенство становилось профессиональным, в том смысле, что оно устранялось от мирских житейских занятий и содержание свое получало исключительно от церковной общины.

Следует также сказать, что на Западе возвышение клира над мирянами происходило более быстро и было более основательным, чем на Востоке. Там более четко очерчивались права духовенства, более строго регламентировались обязанности простых мирян по отношению к ним. И хотя это еще не выходило за рамки древней церковной традиции, но в последующем обусловило те различия между Западом и Востоком, которые способствовали отделению католичества от Православия, оформленного в 1054 г.

Отношения клира и мирян в IV-VIII веках

Тенденция выделения клира из среды мирян и наделение его особыми полномочиями, проявившаяся в III веке, продолжила набирать обороты и в последующие века. Выражалась она в основном в возрастании стремления утвердить безбрачие всего духовенства, а также в желании отстранить народ от избрания епископов и низшего духовенства.

Безбрачие священства

Так святой Игнатий Богоносец в послании к Поликарпу пишет о том, что некоторые миряне, проводившие девственную жизнь, пренебрегали епископами, живущими в браке. Святой Игнатий призывает таковых христиан к смирению. Уже в II веке призывы к безбрачию становятся все настойчивее и звучат уже не только из уст мирян, но и епископов.

Как известно на Западе обязательный целибат для священства был, в конце концов, принят, а на Востоке Церковь узаконила мнение святителя Пафнутия. Собственно, не его мнение, а практику древней Церкви.

На Западе обязательный целибат для священства был, в конце концов, принят, а на Востоке Церковь узаконила мнение святителя Пафнутия. Собственно, не его мнение, а практику древней Церкви.

Собор удовлетворился мнением святителя Пафнутия и не ввел обязательного целибата, но однако же и не стал принимать какое-либо правило в защиту женатого священства, как впоследствии сделал Гангрский собор. Тем самым споры о безбрачии священства продолжились. Как известно на Западе обязательный целибат для священства был, в конце концов, принят, а на Востоке Церковь узаконила мнение святителя Пафнутия. Собственно, не его мнение, а практику древней Церкви.

Исключение из процесса избрания клириков

Что же касается второй тенденции, исключения народа из процесса избрания клириков, то начавшись в IV веке, она привела к тому, что в IX веке духовенство уже выбирало себя само. В начале этого периода, право народа в избрании клириков было неоспоримым, что свидетельствуется множеством примеров из житий святых. Народ мог избрать епископа при негативном отношении других епископов, как например святого Мартина Турского или святителя Иоанна Златоуста, или при полной неподготовленности кандидата к епископскому служению, как, на пример святого Амвросия Медиоланского, который в момент избрания не был даже крещен.

Однако со временем все более явственной становилась проблема, когда народ избирал недостойных епископов, а точнее различные политические, а порой и военные силы делали это, прикрываясь мнением народа. Все чаще при избрании имели место беспорядки и злоупотребления. Часто корыстолюбивые и честолюбивые кандидаты, домогались епископства, играя на настроениях народа или привлекая на свою сторону авторитетных граждан или представителей властей.

Истории Церкви известны случаи, когда избрание епископов сопровождалось массовыми побоищами со смертельным исходом. Все это вело к тому, что постепенно духовенство старалось отстранить народ от процесса избрания клириков.

Справедливости ради следует заметить, что это правило редко когда соблюдалось. И в Византийской империи, и в Российской, в Сербии, Болгарии, Румынии и других странах решающую роль в избрании епископов, а в особенности патриархов, часто играло мнение светских правителей. А в случае с Константинопольским патриархатом в период османского владычества, решающим было вообще мнение иноверных, мусульман.

Рискнем высказать мнение, что возможно именно в сегодняшней Украинской Православной Церкви за всю 2000-летнюю историю Церкви (разве что за исключением первых веков) светские правители максимально удалены от процесса избрани клириков.

Выводы

Конечно, таковое падение нравов было связано с тем, что Церковь в IV веке из гонимой превратилась в государственную. Принадлежность к ней, а тем более занятие в ней высоких должностей, уже не несло в себе угрозу жизни и благосостоянию, а наоборот, способствовало материальному благополучию и карьерному росту. Соответственно и мотивация для духовенства становилась иной. Многие люди стали принадлежать к Церкви просто по факту крещения, а не по внутренним убеждениям и намерениям исполнять заповеди Божии.

Многие люди стали принадлежать к Церкви просто по факту крещения, а не по внутренним убеждениям и намерениям исполнять заповеди Божии.

Соответственно, в те периоды истории, когда эти корыстолюбивые и честолюбивые мотивы исчезали, моральный уровень мирян повышался, и также повышалась и их роль в жизни Церкви. Ярким примером этого является возникновение церковных братств в Украине после принятия унии с католичеством в 1596 г. Тогда намного выгодней стало перейти в унию и многие такой возможностью воспользовались. Но те, кто остался в Православии осознали свою ответственность за жизнь Церкви и стали активно ее защищать.

С другой стороны, попытки властей и радикалов лишить УПЦ ее названия и храмов делают необходимым активную защиту Церкви со стороны мирян. Поэтому в УПЦ миряне не жалуются на отстраненность от дел Церкви. Таких дел, что называется, выше головы, бери и делай.

А во что могут превратить католичество немецкие католики, дай им волю участвовать в церковных делах? Ответ лежит на поверхности: будет сплошной феминизм и ЛГБТ. Именно такие настроения господствуют в среде католических мирян Германии. Какое отношение это имеет к христианству – неизвестно.

Читайте также: